Суеверия в жизни жителей Соединенного Королевства

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Суеверия в жизни жителей Соединенного Королевства

Мерекина В.А. 1
1МОУ СОШ 20
Рыбальченко Н.В. 1
1МОУ СОШ 20
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Суеверия являются неотъемлемой составляющей культуры любого народа. В моей стране, например, верят, что подкова является символом благополучия и счастья, а число 13, наоборот, приносит неудачу. "Постучать по дереву" рассматривается практически словесным талисманом, предназначенным для того, чтобы предотвратить любое невезение. Изучая английский язык, мне стало интересно, в какие суеверия верят жители Соединенного Королевства. Исследование суеверий расширяет наше представление о стране изучаемого языка, дает возможность понять ее историю и нравы народа. Чем больше мы знаем о другой стране, тем глубже взаимопонимание и крепче дружеские отношения между народами.

Актуальность: человек, знающий особенности традиций других народов, имеет больше шансов на то, чтобы понять разнообразие культуры и быта другой страны.

Цель работы: выяснить насколько жители Соединённого Королевства суеверны.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать источники и литературу, посвященные данной проблеме.

2.Выяснить причины возникновения суеверий и факторы, влияющие на их толкование.

3. Выявить наиболее распространённые суеверия среди жителей Соединённого Королевства.

4.Составить анкету для проведения социологического опроса.

5. Провести социологический опрос с целью выявления количества людей, верящих в суеверия в зависимости от возраста и пола.

6. Проанализировать результаты, сделать выводы.

7. Подготовить презентацию по результатам исследования.

8. Выступить перед учащимися 5-9 классов.

Методы исследования: выдвижение гипотезы, анализ, работа с интернет ресурсами, онлайн беседа, анкетирование, обобщение, выводы.

Объект исследования – суеверия Соединенного Королевства.
Предмет исследования - суеверность жителей Соединённого Королевства.

Гипотеза: уровень суеверности жителей Соединенного Королевства зависит от возрастных особенностей и гендерной принадлежности.

Практическая значимость: работа носит прикладной характер и может быть использована не только на уроках английского языка, но и на внеклассных мероприятиях, классных часах, во время поездок по Соединенному Королевству.

Используемая литература:

1. Волин, Б.М. Толковый словарь русского языка, Том IV/ Б.М. Волин, Д.Н. Ушаков. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940. -1498с.

2.Мудрова, И. Книга примет и суеверий/ И. Мудрова. - М.: Изд-во Центр полиграф, 2011. - 49с.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - М.: Изд-во Российская академия наук, 1999. - 846с.

4. Островский, В. Тьфу, тьфу, чтоб не сглазить/ В. Островский. - М.: Изд-во Детская литература, 1969. - 126с.

5. Прохоров, А.М. Большой Энциклопедический словарь/ А. М. Прохоров. - М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия ,1998. - 1434с.

6. Steve Roud A Pocket Guide to Superstitions of the British Isles/ S. Roud.-London: Penguin Books LTD, 2004. - 288с.

По данному вопросу достаточно различных источников. В своей работе опиралась на результаты социологического опроса, проведенного Ричардом Уайзменом, профессором психологии Хертфордширского университета (Англия), в 2003 году. Кроме теоретического материала, использовала данные социологического опроса среди жителей г. Стоктон-он-Тис и г. Мидлсбро разного возраста и пола. С целью проведения социологического опроса, были онлайн беседы с Линдой Харкинс и Инной Рацебарской, проживающих в Соединенном Королевстве. Они оказали помощь в проведении социологического опроса в школе BaderPrimary School и университете TeessideUniversity, а также среди жителей вышеуказанных городов.

В результате проведенной работы установлено.

Глава 1. Понятие суеверий.

С незапамятных времен человека преследуют суеверия. Данная тема является предметом обсуждения историками, литераторами, философами, учеными и даже политиками на протяжении многих веков. Одни рассматривают их "самым страшным врагом человеческого рода" (Вольтер) и "религией слабых умов" (Эдмунд Берк), другие считают суеверие "поэзией жизни" (Иоганн Гете) и "явлением, превращающим все в чудеса" (Жозеф Жубер)1.

Что же такое на самом деле суеверие? Существует множество различных толкований этого слова. Например, по определению С.И Ожегова суеверие – вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования и приметы.2 Большой энциклопедический словарь говорит о суеверии (буквально - суетное, тщетное, то есть ложное) как о веровании, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения - всякая вера в сверхъестественные явления.3 В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова суеверие - религиозный предрассудок, представляющий явления и события в жизни проявлением чудесных сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего.4

Все эти определения помогают сделать вывод, что суеверия — это убеждения, в силу которых некоторые явления и события представляются предзнаменованием будущего и проявлением сверхъестественных сил. Они не имеют правильного, научного представления о связях и закономерностях явлений природы и общества.

Глава 2. Причины возникновения суеверий.

Происхождение суеверий можно рассматривать в попытках первобытного человека объяснить явления природы и его собственное существование; в желании успокоить судьбу и привлечь удачу; в стремлении избежать зло, суть которого он не мог понять, и в неизбежной попытке заглянуть в будущее. Из одних только этих источников, должно быть, и возникла эта система примитивных представлений и практик, которые все еще распространяются среди диких народов, а в более развитых странах эта система уступила место привлекательной мифологии.

Многие считают, что суеверные верования возникли в первые дни человечества. Столкнувшись с природными явлениями, такими как гром и землетрясения, а также с непредсказуемостью болезней, люди пытались создать понятный мир сил, на который бы они могли воздействовать. Первобытный человек приписывал живой дух всему - своим собратьям, низшим животным, деревьям, горам и рекам. Самые ранние суеверия были созданы как способ справиться с невежеством и страхом перед неизвестным. Отсутствие ясности и желание контролировать свою судьбу заставляло человека выдумать для себя множество способов для управления удачей и предсказания своего будущего. Все это помогало найти защиту и поддержку в сложном и суровом мире. Так рождалась языческая вера, что, в сущности, и есть суеверие.

Прошли столетия, цивилизация развивается, человек делает бесчисленные научные открытия, прогрессирует эра высоких технологий, но вера в необоснованные суеверия, различные гадания, талисманы, цифровую мистику, гороскопы и так далее продолжает жить. Суеверия передаются от поколения к поколению, не умирают веками.Ричард Уайзмен в своем исследовании выделяет три основные причины живучести суеверий:

- беспокойство за свою жизнь;

- необходимость в контроле;

- отрицательное отношение к двусмысленности и неясности.5

Большинство суеверий потеряли свой смысл на протяжении веков, но они живы как элементы фольклора, культуры той или иной страны. Сохраняясь в виде народных пословиц и присказок, суеверия являются старейшим памятником языка. Своей самобытностью они отражают живой и красочный мир фольклора.

 Таким образом, источниками сегодняшних суеверий служат:

- суеверия предков (исторически сложившиеся суеверия);

- языческие обряды и традиции, предания и легенды (элементы фольклора);

- страх перед непознанным.

В современном мире человек продолжает создавать "индивидуальные" суеверия. Например, в моем исследовании, проводимом среди жителей Соединенного Королевства, один из респондентов указал: «Если что-то плохое происходит со мной, я обычно виню тот предмет, который надет на мне, например, сережки и т.д. Затем я просто не надеваю его снова" (Приложение 4). Часто суеверия рождаются из случайного совпадения. Например, если спортсмен надевает определенную пару носков в тот день, когда он выступает особенно хорошо, он может продолжать носить ту же самую пару носков, полагая, что носки были причиной успеха. Будущие успехи укрепляют такую ​​веру. В некоторых случаях, возможно, что простая вера в успех или неудачу может повлиять на результат. Атлет, который не может найти свои «счастливые носки», может из-за неуверенности выступать плохо, еще больше укрепляя веру в силу носков.

Таким образом, с давних времен человек искал способы обрести контроль над событиями, особенно когда чувствовал себя беспомощным. Необоснованные убеждения, возникающие из-за страха, незнания, небрежности, а иногда из-за совпадений, помогают ему придать уверенности, снять напряжение, поверить в себя и упорядочить свой окружающий мир.

Глава 3. Самые распространённые английские суеверия и их происхождение

Согласно социологическому опросу, проведенному Ричардом Уайзменом, профессором психологии Хертфордширского университета (Англия), в 2003 году самыми распространенными английскими суевериями являются:

1) Saying ‘touch wood’ or actually touching wood - постучать по дереву;

2) Saying ‘fingers crossed’ - скрестить пальцы;

3) Avoiding walking under a ladder because it is associated with bad luck- ходить под лестницей;

4) Being anxious about breaking a mirror because it is thought to cause bad luck - разбитое зеркало;

5) Being superstitious about number 13- номер 13;

6) Carrying a lucky charm or object- носить талисман6

1) Saying ‘touch wood’ or actually touching wood - постучатьподереву;

Прикосновение к дереву является одним из наиболее распространенных обычаев среди разных слоев населения, чтобы отвести зло или предотвратить разочарование. Во времена языческих верований люди думали, что деревья - это дома фей, духов, дриад и многих других мистических существ. В этих случаях они стучали или дотрагивались до дерева, чтобы попросить удачи или отвлечь их от злых намерений. Кроме того, стук также должен был помешать злым духам услышать людскую речь и предотвратить их вмешательство. Многие связывают историю возникновения данного суеверия с древним религиозным обрядом прикосновения к распятию при принятии клятвы. Другая версия гласит, что невежественные крестьяне, населявшие Европу, для того, чтобы отпугнуть злых духов, просто начинали громко стучать7.

2)"Fingerscrossed"- скрестить пальцы.

Крест, являясь символом Христианства, был предметом многих суеверий. Он отгонял злых духов и считался Предвестником удачи. Еще во времена дохристианского язычества в Западной Европе люди верили в мощную символику креста. Считалось, что пересечение знаменует собой концентрацию добра и служит для того, чтобы "закрепить" желание, пока оно не сбудется. В некоторых странах товарищ или доброжелатель прикладывал свой указательный палец к указательному пальцу другого человека, загадывающего желание, образуя крест. Один человек загадывал желание, другой сопереживал и поддерживал его. На протяжении веков этот обычай упрощался, так, что человек мог сам желать, скрестив указательный и средний пальцы, чтобы сформировать X. Следы этого обычая сохранились в некоторых кругах и по сей день - два человека цепляются указательными пальцами в знак приветствия или согласия.8

3) Avoiding walking under a ladder because it is associated with bad luck- ходитьподлестницей.

Существует несколько теорий происхождения данного суеверия. Одна из них уходит корнями в религию. Многие христиане верят в Святую Троицу - Отца, Сына и Святого Духа. Эта вера сделала число три священным в ранние времена, а вместе с ним и треугольник. Лестница, прислоненная к стене, образует форму треугольника, и проход в него воспринимался как «разрушение» Троицы, преступление, которое считается кощунственным и потенциальным привлечением дьявола.9

В Европе лестница, приставленная к стене, ассоциировалась с виселицей. Поэтому, если человек проходил между лестницей и стеной, то ему предвещалась смерть через повешение.

4) Being anxious about breaking a mirror because it is thought to cause bad luck - разбитоезеркало.

В давние времена сверхъестественные связи часто приписывали вещам, которые люди не понимали. Зеркала, казалось, обладали силой, превосходящей естественное, отражали истину и поэтому стали удобным хранилищем многих мистических и сверхъестественных идей. Разбить свое зеркало — к потере близкого друга. Разбить зеркало — семь лет бедовать, дажe если нужды не знать. 10 В старину считалось, что зеркало - отражение души. Разбитое зеркало также разбивает душу на части. Душа, теперь сильно повреждена, не способна полностью защитить своего хозяина от невезения. Или, в альтернативном объяснении, поврежденная душа ищет мести против того, кто несет ответственность за ее раны. Способ мести варьируется, но часто включает в себя потерю близкого друга или смерть кого-либо в семье.

5) Being superstitious about number 13- номер 13.

У многих людей и многих культур есть страх перед числом 13. Официальный термин этого страха, трискаидекафобия, происходит от греческих слов "страх" и «тринадцать", но этот страх возник не у греков. Говорят, что страх перед числом тринадцать имеет множество различных источников, некоторые из которых относятся к христианским верованиям, а некоторые к старым методам подсчета. Многие христианские верования связаны с Тайной Вечерей, где, как говорят, Иисус сидел на 13-м месте, и поэтому число несет с собой проклятие. Другие говорят, что Иуда был 13-м гостем, или что Люцифер был 13-м ангелом. Эта последняя концепция могла возникнуть из древней германо-скандинавской веры в то, что Локи был 13-м богом , а когда он появился на похоронах Бальдра (убитым им же), он был 13-м гостем.11

6) Carrying a lucky charm or object- носитьталисман.

Талисман - это амулет или другой предмет, который, как считается, приносит удачу. Его обычно вешают на шею или на запястье, чтобы защитить от болезней и зла.

Практика ношения талисманов или амулетов очень древняя, и многие предметы, найденные в египетских гробницах, являются амулетами, предназначенными для служения духам мертвых.12 Древние египтяне носили талисманы или амулеты в качестве защиты от смерти и злых духов.

Четырехлистный клевер неизменно считается счастливым талисманом в Ирландии. Этот очень старый ирландский стих описывает почему:

Один лист для славы,

И один лист для богатства,

И один для верного любовника,

И один, чтобы принести вам славное здоровье,

Все в четырехлистном клевере.

Происхождение данного суеверия восходит к библейской истории об Адаме и Еве. Считается, что, когда ее изгнали из райского сада, она взяла с собой четырехлистный клевер, чтобы напомнить ей о райской пышности. С тех пор он стал символом удачи.13

Все эти суеверия имеют разное происхождение, но все они направлены на защиту от зла и бед. Вера в них дает человеку ощущение безопасности и защищенности.

Глава 4. Практическая часть

Для проведения социологического опроса 17 декабря 2018 года я направила email сообщения и анкеты в различные школы Соединенного Королевства (Приложение 1, Приложение 2).

1) John Frost school (Newport, Wales) - reception@thejohnfrostschool.co.uk;

2) Dundonald High School (Dundonald, Northern Ireland) - info@dundonald.belfast.ni.sch.uk;

3) Loreto Grammar School (Omagh, Northern Ireland) - info@loretogs.omagh.ni.sch.uk;

4) Broughton High School (Edinburgh, Scotland) - admin@broughton.edin.sch.uk;

5) Meldrum Academy (Inverurie, Scotland) - meldrum.aca@aberdeenshire.gov.uk;

6) Macmillan Academy (Middlesbrough, England) - office@macademy.org.uk;

7) Presdales School (Ware, England) - admin@presdales.herts.sch.uk;

8) Oxford High School (Oxford, England) - oxfordhigh@oxf.gdst.net;

9) Calday Grange Grammar School (Wirral, England) theschool@calday.co.uk;

10) Alford Academy (Alford, Scotland)alford.aca@aberdeenshire.gov.uk

К сожалению, ответ был получен только из одной образовательной организации AlfordAcademy(Scotland), в котором директор извинялся за невозможность проведения социологического опроса в связи с приближающимися новогодними праздниками и подготовкой к предстоящим экзаменам (Приложение 3).

Вскоре с помощью моего учителя английского языка Рыбальченко Н.В. я провела онлайн беседы с Линдой Харкинс и Инной Рацебарской, проживающих в г. Стоктон-он-Тис и г. Мидлсбро (Соединенное Королевство) соответственно. С их помощью был проведен социологический опрос в BaderPrimarySchool и TeessideUniversity, а также среди жителей вышеуказанных городов. Цель его заключалась в выяснении уровня суеверности британцев и его зависимости от возраста и пола людей.

В данном опросе приняло участие 89 человек. 53% участников указали, что верят в суеверия, в то время как остальные 47% относятся к ним скептически.

В ходе опроса также было установлено, что женщины более суеверны (54%), чем мужчины (51%) (Приложение 6). Если сравнивать данные социологического опроса, проведенного профессором Ричардом Уайзменом в 2003 году, то разница в процентном соотношении небольшая. Согласно его результатам 51% женщин верят в суеверия в сравнении с 29 % мужчин, что намного больше. Это, по его мнению, может быть связано с тем, что женщины имеют более низкую самооценку и менее восприимчивы к контролю над своей жизнью, чем мужчины14.

Опрос показал, что представители молодого поколения менее суеверны (32%), чем взрослые люди (73%). Более того, с увеличением возраста наблюдается тенденция роста доверия к суевериям (Приложение 5). Ричард Уайзмен в своем социологическом опросе за 2003 год доказал обратное. Согласно его данным люди становятся менее суеверны с возрастом. Так, 59% респондентов в возрасте 11-15 лет сказали, что они суеверны в сравнении с 44% - в возрасте 31-40 лет и 35%- в возрасте более 50 лет .15

Самыми популярными приметами, в которые верят более 50 % опрошенных, являются:

1) Saying ‘fingers crossed’ - скрестить пальцы;

2) Avoiding walking under a ladder because it is associated with bad luck- ходить под лестницей;

3) Being superstitious about number 13- номер 13;

4) Being superstitious about opening an umbrella indoor believing it may cause bad luck- открыть зонт в помещении;

5) Being anxious about breaking a mirror because it is thought to cause bad luck - разбитое зеркало;

6) Saying ‘touch wood’ or actually touching wood - постучать по дереву;

7) Carrying a lucky charm or object- носить талисман.

Выводы.

Цель, поставленная в работе, выполнена. В результате исследования удалось подтвердить, что чем моложе человек, тем менее он подвержен влиянию суеверий. Гендерная принадлежность также является фактором, влияющим на уровень суеверности.

Исходя из полученных результатов моего исследования, установлено, что в наше время значительное количество британцев продолжают верить в суеверия.

Со своей работой я выступила перед обучающимися 5-9 классов МОУ "СОШ № 20", на городской конференции "Шаг в науку" , подготовила презентацию.

Заключение

Психологическое влияние суеверий на человека находится в прямой зависимости от того, насколько человек верит в них. Это ещё раз доказывает тот факт, что каждый человек сам программирует себя на успех или неудачу. Поскольку основной источник суеверий – это особенности человеческого мышления, то, независимо от уровня технического прогресса, люди еще долгое время будут в них верить.

Свою работу буду продолжать. В дальнейшем можно провести социологические исследования в четырех основных административно-политических частях Соединенного Королевства: Англии, Уэльсе, Шотландии, Северной Ирландии.

Источники и литература

1.Анкеты для проведения социологического опроса;

2.Данные онлайн беседы с жительницей Соединенного Королевства Линдой Харкинс, проживающей в городе Стоктон-он-Тис (Stockton-on- Tees);

3.Данные онлайн беседы с жительницей Соединенного Королевства Инной Рацебарской, проживающей в городе Мидлсбро (Middlesbrough);

4. Волин, Б.М. Толковый словарь русского языка, Том IV/ Б.М. Волин, Д.Н. Ушаков. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940. -1498с.

5.Мудрова, И. Книга примет и суеверий/ И. Мудрова. - М.: Изд-во Центр полиграф, 2011. - 49с.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - М.: Изд-во Российская академия наук, 1999. - 846с.

7. Островский, В. Тьфу, тьфу, чтоб не сглазить/ В. Островский. - М.: Изд-во Детская литература, 1969. - 126с.

8. Прохоров, А.М. Большой Энциклопедический словарь/ А. М. Прохоров. - М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия ,1998. - 1434с.

9. Рэдфорд, Э. Энциклопедия суеверий/ Э. Рэдфорд, М.А. Рэдфорд, М.А. Миненок. - М.: Изд-во "Локид"- "Миф", 1995. - 560с.

10. Steve Roud A Pocket Guide to Superstitions of the British Isles/ S. Roud.-London: Penguin Books LTD,2004.- 288с.

Интернет- ресурсы

11. Astra Cielo Signs, omens and superstitions/ A. Cielo. - New York: George Sully&Company,1918.-160с. [Электронный ресурс], Режим доступа: https://www.forgottenbooks.com/en/download/SignsOmensandSuperstitions_10060300.pdf - свободный.- (последнее обращение 10.02.2019г.);

12.ChrisWelsh TheNumber 13 [Электронный ресурс], Режим доступа:

http://www.timelessmyths.co.uk/number-thirteen.html- свободный.- (последнее обращение 12.12.2018г.)

13.GarthBeyer, ASymbolOfGoodFortune [Электронный ресурс], Режим доступа: http://garthbox.com/tag/origin-of-four-leaf-clover/- свободный.- (последнее обращение 12.12.2018г.)

14. ProfRichardWiseman, UKSuperstitionSurvey, UniversityofHertfordshire, 2003 [Электронный ресурс], - 6 с, Режим доступа: richardwiseman.com/resources/superstition_report.pdf - свободный. - (последнее обращение 10.02.2019г.)

15.Цитаты про суевериея [Электронный ресурс], Режим доступа: https://parfumclub.org/other/citaty-pro-sueverie.html , свободный. - (последнее посещение 17.12.2018г.)

16. Дэбра Ронка, Почему проход под лестницей приносит неудачу? [Электронный ресурс], Режим доступа:https://people.howstuffworks.com/why-is-walking-under-ladder-unlucky.htm- свободный .-(последнее посещение 12.12.2018г.)

 

Приложение 1

Письмо, направленное в школы Соединенного Королевства

Dear Sir/Madam,

My name is Victoria and I am 13 years old. I am a student of the Secondary School № 20 in Podolsk, Russia. I am working on a research project about signs and superstitions in lives of British Islanders and would like to ask you for help.

For the study I need statistical data, which can help me, identify British people's attitude to superstitions. I would be grateful, if you could conduct a survey among the students of your school in order to find out how many children believe in superstitions and which of them are popular in the UK.

I am looking forward to hearing from you as soon as possible. Please, contact me at nataliiafisher@gmail.com

Appendix: a questionnaire

Yours faithfully,

Victoria Merekina

Приложение 2

Анкета

Questionnaire

The goal of this synthesis is to identify the current levels of superstitious beliefs and behaviours in a modern society and to analyse the correlation between superstitious beliefs and behaviours and factors such as age and gender.

Superstition is “a behaviour which does not have a clear technical function in the exclusion of skill, yet which is believed to control luck and/or other external factors” (Forster, Weigand& Baines, 2006, p.167)

What is your age? (Please write your answer in the space provided)

_______________

What is your gender? (Please circle the appropriate answer)

Male

Female

Do you believe in superstition? (Please circle the appropriate answer)

YES

NO

If YES, have you ever carried out the following superstitious behaviours? (Please circle all the appropriate answers)

Saying ‘fingers crossed’ or actually crossing fingers

Avoiding walking under a ladder because it is associated with bad luck

Being superstitious about number 13

Being superstitious about Friday 13th

Being superstitious about opening an umbrella indoor believing it may cause bad luck

Believing it is bad luck if a black cat crosses your path

Being anxious about breaking a mirror because it is thought to cause bad luck

Saying ‘touch wood’ or actually touching wood

Carrying a lucky charm or object

Avoiding cracks on the pavement

Avoiding spilling salt as it is associated with bad luck.

If you have carried out any other superstitious behaviours which are not specified above, please write them in the space provided:

Приложение 3

Ответ на письмо

FW: Surveyrequest

Входящие

x

Alford Academy <alford.aca@aberdeenshire.gov.uk>

19 дек. 2018 г., 11:46

 

5

 

Dear Victoria

 Thank you very much for getting in touch with us.  Unfortunately we are unable to help with your survey  mainly due to the fast approaching holidays and preparation for examinations.

 I wish you well with your research project.

 Yours sincerely

 

Moira Milne

 

Head Teacher

Alford Academy

Greystone Road

Alford

Aberdeenshire

AB33 8TY

Приложение 4

Ответ на анкету одного из респондентов

 

Приложение 5

Результаты социологического опроса

Уровень суеверности в зависимости от возрастных особенностей.

Возраст

Кол-вореспондентов

Верят в суеверия

Не верят в суеверия

 

 Кол-во респондентов

%

 Кол-во респондентов

%

 

7-11

25

8

32%

17

68%

 

12-17

7

3

43%

4

57%

 

18-30

27

16

59%

11

41%

 

31-50

15

9

60%

6

40%

 

51+

15

11

73%

4

20%

 

Всего:

89

47

53%

42

47%

 

Приложение 6

Уровень суеверности по гендерному признаку

Пол

Кол-во

Верят в суеверия

Не верят в суеверия

Кол-во респондентов

%

Кол-во респондентов

%

Мужской

37

19

51%

18

49%

Женский

52

28

54%

24

46%

Всего:

89

47

53%

42

47%

1Цитаты про суевериея [Электронный ресурс] , Режим доступа :https://parfumclub.org/other/citaty-pro-sueverie.html , свободный. - (последнее посещение 17.12.2018г.)

2Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - М.: Изд-во Российская академия наук, 1999. - 716с.

3Прохоров, А.М. Большой Энциклопедический словарь/ А. М. Прохоров. - М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия ,1998. - 1162с.

4Волин, Б.М. Толковый словарь русского языка, Том IV/ Б.М. Волин, Д.Н. Ушаков. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940. -586с.

5ProfRichardWiseman, UKSuperstitionSurvey, UniversityofHertfordshire, 2003 [Электронный ресурс] - 3с. Режим доступа: richardwiseman.com/resources/superstition_report.pdf - свободный.- (последнее обращение 10.02.2019г.)

6ProfRichardWiseman, UKSuperstitionSurvey, UniversityofHertfordshire, 2003 [Электронный ресурс] ,- 2-3 сс, Режим доступа: richardwiseman.com/resources/superstition_report.pdf - свободный.- (последнее обращение 10.02.2019г.)

7 Astra Cielo Signs, omens and superstitions/ A. Cielo.- New York: George Sully&Company,1918г. .- 48с.

8 Astra Cielo Signs, omens and superstitions/ A. Cielo.- New York: George Sully&Company,1918г..- 46c.

9Дэбра Ронка, Почему проход под лестницей приносит неудачу? [Электронный ресурс],Режим доступа: https://people.howstuffworks.com/why-is-walking-under-ladder-unlucky.htm - свободный .-(последнее посещение 12.12.2018г.)

10Рэдфорд, Э. Энциклопедия суеверий/ Э. Рэдфорд, М.А. Рэдфорд, М.А. Миненок.- М. : Изд-во "Локид"- "Миф", 1995.- 147с.

11ChrisWelsh TheNumber 13 [Электронный ресурс], Режим доступа:http://www.timelessmyths.co.uk/number-thirteen.html - свободный.- (последнее обращение 12.12.2018г.)

12 Astra Cielo Signs ,omens and superstitions/ A. Cielo.- New York: George Sully&Company,1918г..- 59c.

13Garth Beyer, A Symbol Of Good Fortune [Электронныйресурс], Режимдоступа:http://garthbox.com/tag/origin-of-four-leaf-clover/ - свободный.- (последнее обращение 12.12.2018г.)

14ProfRichardWiseman, UKSuperstitionSurvey, UniversityofHertfordshire, 2003 [Электронный ресурс] ,- 5 с, Режим доступа: richardwiseman.com/resources/superstition_report.pdf - свободный.- (последнее обращение 10.02.2019г.)

15ProfRichardWiseman, UKSuperstitionSurvey, UniversityofHertfordshire, 2003 [Электронный ресурс] ,- 5 с, Режим доступа: richardwiseman.com/resources/superstition_report.pdf - свободный.- (последнее обращение 10.02.2019г.)

Просмотров работы: 54