Введение
В последнее время находится много желающих переписать историю Второй мировой войны, пересмотреть ее итоги. В преддверии семидесятипятилетнего юбилея Великой Победы мы решили выяснить уровень знаний и интереса российских и зарубежных школьников к событиям Второй мировой войны.
Актуальность нашей работы заключается в том, 2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы. Мы считаем важным выяснить отношение российских и зарубежных подростков к событиям Второй мировой войны.
Цель исследования: определить уровень знаний и интереса к событиям Второй мировой войны у российских и зарубежных подростков, проанализировать и сравнить полученные результаты.
Задачи:
Изучить литературу по теме.
Провести анкетирование российских и зарубежных подростков.
Проанализировать полученные результаты.
Сравнить ответы российских и зарубежных респондентов.
Сделать вывод по результатам работы.
Составить анкету на английском языке по основным событиям Второй мировой войны.
Оформить буклет “Вторая мировая война в кинематографе”.
Объект исследования: российские и зарубежные подростки.
Субъект исследования: взгляд российских и зарубежных подростков на события Второй мировой войны.
Методы исследования:
анкетирование сверстников;
анализ полученных данных;
изучение литературы по теме;
сравнение полученной информации;
обобщение полученных данных.
Время проведения исследования: ноябрь 2019 - январь 2020
Гипотеза: в наши дни подростки во всём мире интересуются событиями Второй мировой войны и считают, что важно помнить и знать историю своей страны.
Результаты: анкета “Что ты знаешь о Второй мировой войне?” на английском языке, буклет “Вторая мировая война в мировом кинематографе”.
Практическая значимость: результаты данной работы могут быть использованы на уроках английского языка, страноведения, уроках истории России для иностранных студентов и во внеурочной деятельности.
Глава 1. Проблема интерпретации истории Второй мировой войны в зарубежных учебниках.
У каждого государства своя история, но вместе они проживают единую историю человечества. Несмотря на это, в разных странах существует свой, отдельный взгляд на некоторые исторические события, одним из которых стала Вторая мировая война.
Учебники истории, по которым учатся подростки разных стран, предлагают свою интерпретацию истории, основанную на официальной историографии данных государств. С одной стороны, именно они формируют образы войны у подростков, с другой стороны в современном мире достаточно других ресурсов, находящихся в свободном доступе, которые могут влиять на отношение школьников к событиям Второй мировой войны.
Говоря об учебной литературе, французский исследователь Марк Ферро отмечает, что каждая страна использует историю для оправдания своей политики и делит историю на три уровня:
- институциональная, выражающая идеологию государства;
- контристория, не пользующаяся поддержкой государства;
- индивидуальная или коллективная память общества, формирующаяся гражданами, а не официальными историками. [3]
Нельзя не заметить, что Вторая мировая война в первую очередь подвергается пересмотру для создания позитивного имиджа стран – ее участниц. После распада социалистического лагеря столкновение мнений о событиях и итогах той войны приобретают все большую остроту. Новые поколения пытаются внести свои изменения в коллективную память, переписывая историю, искажая факты.
Российский институт стратегических исследований проанализировал школьные учебники истории России, бывших союзных республик и ЕС и поделил их на три типа:
- близкие к традиционной версии;
- трансформированные версии;
- радикально пересмотренные учебники. [2]
В своей работе мы хотим выяснить, насколько современные подростки разных стран могут отделить правду ото лжи, знают ли они, кто действительно победил в той войне.
Глава 2. Интерес российских и зарубежных подростков к событиям Второй мировой войны.
Для того, чтобы определить уровень знаний и степень заинтересованности современных подростков в событиях Второй мировой войны, мы опросили 20 учеников нашей школы в возрасте 14 – 18 лет и 20 зарубежных подростков в возрасте 16 – 20 лет. Благодаря тому, что МБОУ СОШ №1 много лет сотрудничает с Международным благотворительным фондом АФС – «Интеркульту ра», нам удалось собрать ответы представителей самых разных стран мира, которые учились в нашей школе: Словакии (8 человек), Японии (4 человека), Аргентины и Чехии (по 2 человека) и по одному респонденту из Австрии, Германии, Турции и Гондураса. (Приложение 1). Такое географическое разнообразие, на наш взгляд, поможет нам более точно определить отношение зарубежных подростков к войне.
Анализируя ответы респондентов (Приложение 2), мы обратили внимание, что событиями Второй мировой войны интересуются большинство подростков (35,7% россиян и 46,7% иностранцев), но если среди зарубежных школьников не было ни одного, категорически не интересующегося данной темой, то среди российских - 35,7%. Обращает на себя внимание и тот факт, что большинство иностранцев (53,3%) не уверены, интересна им тема войны или нет.
Основную информацию о событиях Второй мировой войны большинство зарубежных школьников (60%) получают в школе, а российские подростки в школе и Интернете (по 28,6%). Примерно равное количество опрошенных (6,7% иностранцев и 7,1% россиян) отметили, что беседуют в семьях о войне.
Вызывает удивление, что только 85,7% учеников нашей школы отметили, что в нашем городе есть памятник героям войны. Возможно, здесь сыграл роль тот факт, что некоторые российские школьники не ассоциируют Великую Отечественную войну со Второй мировой. Отсутствуют памятники в иностранных городах, согласно ответам 53,3 участников опроса.
Объяснением этому факту может служить то, что 20% иностранных школьников ответили, что их страна не принимала участия во Второй мировой войне. А из тех, что участвовали в войне, 55% были на стороне гитлеровской коалиции. Следует отметить, что некоторые опрошенные иностранцы (35%) затруднились с ответом на вопрос, на чьей стороне была их страна во время войны. В основном это были подростки из Чехии и Словакии.
День Победы отмечается в России (100%) и в 40% в зарубежных государствах.
Отвечая на вопрос, какие книги о войне читали подростки, большинство ответило «никакие» (50,3% россиян и 25% иностранных подростков). Следует отметить, что из тех, кто читает литературу о войне, выбирают наиболее известные в их странах произведения («А зори здесь тихие» - в России и «Дневники Анны Франк» зарубежом). На этом фоне интересен выбор японских подростков, упомянувших роман «Жизнь и судьба» советского автора Василия Гроссмана.
Что касается фильмов военной тематики, то большинство российских подростков (42,6%) ответили, что вообще их не смотрят, а среди иностранцев подобные фильмы не смотрели 15% опрошенных. Следует отметить, что фильм «Пианист» Романа Полански смотрели 7,1% россиян и 13,4% иностранцев. Это единственный фильм, который вспомнили обе группы респондентов. Российские школьники смотрят как старые советские фильмы, ставшие классикой («Блокада», «Освобождение», «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики»), так и фильмы последних лет «Батальон», «28 панфиловцев», «Т-34». Интересен тот факт, что опрошенные иностранцы также назвали несколько российских фильмов: «Сталинград» Ф.Бондарчука смотрели в Словакии и «Утомленные солнцем – 2» - в Японии.
Большинство респондентов утвердительно ответили на вопрос, участвовал ли кто-нибудь из членов их семей в войне (92,9% российских подростков и 40% иностранных), не оказалось участников войны в 60% иностранных семей и 7,1% российских.
Не все опрошенные считают важным сохранить память о Второй мировой войне. Против высказались 13,3% иностранных школьников. Мы попросили объяснить свою позицию тех, кто уверен, что память о войне важна и тех, кто уверен в обратном. Большинство россиян (43,2%) считают, что это необходимо, потому что война – это наша история, 28,4% убеждены, что память о тех страшных годах не позволит повториться подобным событиям. 21,3% уверены, что благодаря участникам войны мы живем сейчас в свободной стране. Иностранные подростки полагают, что события Второй мировой войны были болезненны и необратимы для человечества (29%), если мы не хотим повторения прошлого, мы должны знать, что и почему произошло (20,3%). Японские подростки отметили, что их страна имеет историю атомной бомбардировки, поэтому они не хотят повторения подобной ситуации. А представители латиноамериканских стран (13,3%) считают, что лучше думать о будущем, чем о прошлом.
Таким образом, можно заметить, что тема Второй мировой войны волнует подростков разных стран, но некоторые из них не достаточно заинтересованы в ней (в основном это представители Латиноамериканских стран, которые не принимали участия в войне). Тем не менее, школьники получают информацию о данном периоде из разных источников, что вызывает надежду на их критический, а не односторонний взгляд на события войны. Как говорилось выше, большинство респондентов отметило, что их страны участвовали в войне и знают, на чьей стороне воевали их предки. Сомнения были только у представителей Словакии и Чехии, поскольку эти страны официально поддерживала Германию, но никогда не стремилась воевать. Здесь мы видим противоречие институциональной истории, преподаваемой в школах данных государств и коллективной памяти общества. Следует отметить, что иностранные подростки читают больше художественной литературы о войне и смотрят фильмы военной тематики, созданные в разных странах. Нам кажется важным тот факт, что большинство подростков считают необходимым хранить память о Второй мировой войне, приводя серьезные аргументы. Тот факт, что представители Аргентины и Гондураса не считают это важным, оправдывается тем, что на территории данных стран не велись боевые действия, и опрошенные подростки знают о войне только из книг и фильмов, а не от общения с участниками войны.
Глава 3. Знание фактического материала о Второй мировой войне российскими и зарубежными подростками
Анализируя ответы респондентов (Приложение 3), мы обратили внимание, что большинство иностранных учащихся, знают о дате начала и конца войны ( начало-53,6%, окончание-67%), а большинство российских школьников не осведомлены о том, когда началась и закончилась Вторая мировая война (верно ответили 45% и 35% соответственно). Среди их ответов присутствовали 22 июня 1941 года и 9 мая 1945. Однако стоит иметь ввиду, что возраст большинства российских подростков 13-14 лет, а это значит, что они еще не изучали данную тему в школе. Мы считаем, что эту ошибку они совершили, не проводя различия между Второй мировой и Великой Отечественной войнами.
На вопрос о том, сколько стран участвовало в этой войне, верно ответили 53,4% иностранцев и всего 38,5% россиян.
Ответ на вопрос о территории боевых действий вызвал затруднения у всех респондентов. Правильно ответили 23% россиян и 13,3% иностранцев. Следует отметить, что 20% зарубежных подростков и 16% российских считают, что боевые действия велись и на территории Америки.
Вопрос о “Большой четверке” не вызвал затруднений у большинства опрошенных иностранцев (53,4%). Российские школьники, больше привыкшие к понятию “большая тройка”, не упоминали Китай. Некоторые назвали Францию, Белоруссию и Польшу. В целом, 36% наших школьников ответили верно.
Также не вызвал затруднения вопрос, о странах - основных членах нацистского блока. На этот вопрос иностранцы (93,3%) и российские подростки (54%) ответили, что такими странами являлись Германия, Италия, Япония. 15% россиян не знают ответа на этот вопрос.
Следует обратить особое внимание на ответы респондентов о том, кто победил в войне. Страны антигитлеровской коалиции назвали большинство подростков (77% иностранцев и 69% россиян). 16,3% зарубежных подростков считают, что победил СССР, а 6,7% - США. Среди первых были представители Словакии и Чехии, среди вторых – Аргентины и Гондураса. 31% российских подростков считают, что победила наша страна.
На вопросе о том, когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии, мнения разделились. Только 26,8% иностранцев и 31% россиян знают, что это событие произошло 7 мая 1945. Остальные оказались рядом с этой датой, назвав 8 и 9 мая.
Последний вопрос был о том, что такое Нюрнбергский процесс. Большинство опрошенных (66,5% иностранцев и 69% россиян) дали верный ответ на этот вопрос.
В результате данного опроса можно сделать вывод о том, что знания о Второй мировой войне у подростков как зарубежных, так и у российских есть. Следует отметить, что разные ответы связаны лишь с датами, т.к основные факты о войне знают все подростки. Расхождения в ответах могут быть следствием изучения трансформированных учебных пособий.
Заключение.
В результате нашего исследования была изучена литература по теме, выявлены три уровня истории и три типа школьных учебников. В своей работе мы касались институциональной истории и коллективной памяти. Следует отметить, что практически все респонденты изучают историю в школе по трансформированным учебникам.
Было опрошено 20 российских и 20 зарубежных подростков. Проанализировав полученные данные, мы можем отметить, что школьники в основном интересуются темой Второй мировой войны и имеют определенные знания о ней. Расхождения в знании фактического материала мы объясняем тем фактом, что некоторая часть российских респондентов еще не изучала эту тему в школе. Таким образом, мы можем сказать, что выдвинутая ранее гипотеза подтвердилась.
По результатам работы были созданы анкета “Что ты знаешь о Второй мировой войне?” на английском языке, буклет “Вторая мировая война в мировом кинематографе”, которые могут быть использованы на уроках английского языка, страноведения, уроках истории России для иностранных студентов и во внеурочной деятельности.
Новизна данной работы, на наш взгляд, заключается, в том, что впервые были опрошены представители таких разных государств. Это дало нам возможность лучше понять взгляд подростков во всем мире на события Второй мировой войны.
Источники.
История России. Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М.: Проспект, 2014. - 544 с.
“Расскажу вам о войне...” Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках и сознании школьников славянских стран / кол. авт.: Т.С. Гузенкова (отв.ред.). - М.: РИСИ, 2012. - 432с.
Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира / Марк Ферро; пер. с фр. Е.И. Лебедевой. М.:Книжный клуб 36.6, 2010. - 434 с.
Приложения.
Приложение 1. Данные респондентов.
Приложение 2. Результаты опроса российских и зарубежных подростков с целью выявления их интереса к событиям Второй мировой войны
Are you interested in the events of the World?
Where do you get basic information about the war?
Is there a monument to war heroes in your city? |
Did your country take part in the war? |
If so, which side was your country on? |
Is Victory Day celebrated in your country? |
Российские подростки |
|
Зарубежные подростки |
Российские подростки |
|
Зарубежные подростки |
Did any of your relatives take part in the war? |
Do you think it is important for humans to cherish the memory of these events? |
Российские подростки |
|
Зарубежные подростки |
Приложение 3. Результаты опроса российских и зарубежных подростков с целью выявления их знаний о Второй мировой войне
Приложение 4. Анкета “Что ты знаешь о Второй мировой войне?”
Приложение 5. Буклет “Вторая мировая война в мировом кинематографе”