Творческий проект «Живая легенда»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Творческий проект «Живая легенда»

Федорова Т.Е. 1
1МБОУ "СОШ №2" г. Шумерля
Сивохина М.В. 1Гладкова О.Е. 2
1МБОУ "СОШ №2" г. Шумерля
2МБОУ "СОШ №2" г. Шумерля
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Прошло почти 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Драматической страницей вошла в нашу историю эта война. Ежегодно мы чествуем ветеранов Великой Отечественной войны. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии, которая освободила мир от фашизма. А эта сила и мощь складывались из отдельных личностей. И каждая отдельная история личности интересна и важна. Ведь вся сила народа в его прошлом.В  истории человечества было немало событий, которые оставили в ней неизгладимый след. Нам бы хотелось рассказать о человеке с непростой и удивительной судьбой, о ветеране Великой Отечественной войны. Это жительница города Шумерля Клара Андреевна Кирель. Она – живая легенда. Проблема заключается в том, что нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг - помнить о тех суровых днях и героях той страшной войны.

Цель работы: изучить основные этапы жизненного пути, и сохранить историю жизни Клары Андреевны Кирель в памяти, создав фильм.

Задачи работы:

1. Собрать и изучить материал о К.А. Кирель – ветеране Великой Отечественной войны по документам из семейного архива и сохранившимся фотографиям.

2. Проследить военный путь ветерана ВОВ и создать документальный фильм о человеке с удивительной судьбой, используя программу Movavi Video Editor1.

3.Представить творческий продукт одноклассникам и всем заинтересованным лицам.

Объектом данного исследования является человек в период Великой Отечественной войны и послевоенное время.

Гипотеза: предположим, что в процессе исследования мы определим, что мои земляки принимали участие в ВОВ и внесли вклад в Великую Победу.

Методы исследования: анализ и описание фотоматериалов, фотографирование, интервью, моделирование, изучение и обобщение собранной информации.

Структура проекта:1.Поисково – аналитический этап, 2.Технологический этап. 3. Заключительный этап.

Новизна работы заключается в том, что впервые в фильме обобщены материалы о жизни К.А. Кирель - участнице Великой Отечественной войны.

Форма продукта - видеофильм.

Основная часть

На первом этапе исследования мы посетили городской историко-краеведческий музей, где взяли интервью у директора музея Маркеловой Надежды Фадеевны. Она ознакомила нас с имеющимися архивными материалами. Из беседы с ней мы выяснили, что Клара Андреевна их частый гость. Далее мы отправились в ЦДТ, где неоценимую помощь нам оказала директор Центра Голованова Елена Николаевна. Именно она рассказала о том, что Клара Андреевна и сейчас является активным участником городских мероприятий, показав нам фотографии. Исходя из полученного материала, с научными руководителями мы обсудили создание документального фильма о нашей героине. Фильм выполнен в программе Movavi Video Editor, это один из лучших видео-редакторов, ориентированных на всех пользователей. Создать фильм было непросто.

На следующем этапе нашего исследования состоялась личная встреча с живой легендой, которую организовал её сын, преподаватель по классу фортепьяно Кирель Владимир Геннадьевич. Встреча получилась очень теплой, Клара Андреевна показала свои фотографии, тетради, оставшиеся со времен школьных лет, медали и орден.

Жизнь и детство. Родилась Клара Андреевна в селе Карамыш Саратовской области 10 марта 1923 года в семье служащего. В 1936 году с семьей переехала в Шумерлю. О своих школьных годах ветеран говорит с восторгом и теплотой: - «Очень любила это время. Любила требовательных учителей и своих одноклассников…»

Она всегда была активисткой, первой из класса стала комсомолкой. С удовольствием посещала струнный оркестр, гимнастический кружок, летом отдыхала в пионерском лагере. Окончила среднюю школу №2 города Шумерля в июне 1941 года. Только вот детство закончилось очень рано, война все спутала…».

Юность. Военное время. В августе этого же года уже работала в билетной кассе железнодорожного вокзала. Когда в марте 1942 года был объявлен первый призыв, по которому стали призывать на военную службу женщин, Клара Андреевна пошла добровольцем. Служила в 101-м отдельном батальоне воздушного наблюдения, оповещения и связи, затем с 1943 года в 1303-й отдельной Ордена Красной Звезды телеграфно-эксплуатационной роте. Рота находилась в первом эшелоне во время активного наступления Первого Украинского фронта. Участвовала в освобождении Киева, Житомира, Польши, Германии. Была в Белоруссии и на Украине. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Победу Клара Андреевна встретила под Берлином. После демобилизации в августе 1945 года вернулась в Шумерлю. Получила высшее педагогическое образование. Вышла замуж за фронтовика, с которым познакомилась еще в 10 классе. С мужем они воспитали двух прекрасных детей: сына и дочь.

Время работы в школе. Всю свою жизнь после войны этот замечательный педагог посвятил школе, преподаваярусский язык и литературу. Неподдельная любовь к детям и бесконечная преданность профессии были отличительными чертами. Будучи по складу характера человеком неравнодушным, она упорно, год за годом, творила свой педагогический подвиг, закладывая добрые семена в детские сердца. Ученики Клары Андреевны подчеркнули, что её уроки были для них уроками жизни. Она буквально заводила класс своей любовью к литературе. И по сей день не забывают своего любимого учителя выпускники разных лет. Они часто навещают её.

Общественная деятельность. Клара Андреевна активно участвует в общественной жизни города. Ветеран приходит в школы на линейки памяти, уроки мужества, ребята записывают её воспоминания. Она – участник митингов и парадов, состоит в Совете ветеранов.  

Коллеги, с которыми она работала долгие годы, рассказывают: «Клара Андреевна - удивительный человек, её знает каждый ученик, потому что она тесно сотрудничает с ныне действующим составом. Несмотря на то, что ей уже исполнилось 96 лет - она фронтовичка. После окончания войны она продолжает служить Родине, но уже в качестве педагога - наставника. Она с удовольствием приходит на встречи к молодому поколению и рассказывает о боевых сражениях. Бывший директор школы №3 Анастасия Афанасьевна Хромина, вспоминая годы работы Клары Андреевны, говорит, что работа этого учителя заслуживает только слов благодарности и восхищения. А нынешний директор школы С.В. Яргунин, отмечает, что и сегодня, ветеран является постоянным и желанным гостем школы, участником всех патриотических мероприятий. Директор историко-краеведческого музея Мария Александровна Киселева назвала Клару Андреевну неутомимой, неугомонной, всегда готовой прийти на помощь. К великому счастью у Клары Андреевны есть фронтовая подруга - Кириченко Зинаида Матвеевна. Совместно они посещают творческие встречи и вечера, концерты коллективов художественной самодеятельности. К тому же, Клара Андреевна очень любит читать. У неё много книг. Произведений собственного сочинения нет, но есть тетрадь с воспоминаниями, которая хранится в музее города Шумерля. В 2012 году ей была присуждена премия администрации города Шумерля «Общественное признание».

Память об этом удивительном, героическом человеке мы должны сохранить на всю свою жизнь и передать будущему поколению. Клара Андреевна - пример для всех нас. Мы гордимся тем, что смогли лично пообщаться с этой легендарной женщиной.

Заключение.

Исходя из проделанной работы, мы пришли к выводу о том, что творческий проект — самостоятельная итоговая работа, в результате которой создается полезный продукт, обладающий новизной. Выбранные методы позволили сделать верные умозаключения и теоретические обобщения. Гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась: мои земляки являлись непосредственными участниками исторических событий нашей Родины.

Мы предприняли первые попытки в написании сценария к фильму, собрали видеоряд, в котором в хронологическом порядке расположили фотоматериалы нашей героини. Освоили процесс озвучивания, который оказался особенно трудоемким, но интересным. В ходе исследования нам потребовались умения обработки графической информации, работы со звуком. Программа Movavi Video Editor позволила нам создать визуальные видео-эффекты, выполнить комментарии к сюжетам, используя различные шрифты.

При оценке нашей деятельности, мы пришли к выводу о том, что создание данного проекта имело для нас огромное образовательное и воспитательное значение. Мы получили возможность научиться работать в новом редакторе, обрели опыт интервьюирования, прикоснулись к историческим документам, а самое главное – услышали эмоциональный рассказ о годах лихолетья из уст величайшего человека.

Данная работа имеет практическую направленность. Наш творческий продукт мы продемонстрировали на занятиях внеурочной деятельности своим одноклассникам и активистам РДШ. По услышанным отзывам, мы поняли, что наши ровесники испытали чувство гордости за свою великую страну. Можно с полной уверенностью сказать, что Клара Андреевна Кирель - лицо города Шумерли, символ его самобытности и выразительности. Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что нам удалось прикоснуться к «живым» документам истории семьи, которые заставили нас задуматься о том страшном времени. Мы поняли, что нужно учиться сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. В свои 95 лет, каждое утро и вечер Клара Андреевна делает зарядку, а вспоминая стихи - тренирует память. Этапы её жизненного пути являются примером для всех нас, как нужно работать, жить, любить. Клара Андреевна Кирель – живая легенда.

Список источников

Архив семьи К.А.Кирель.

«Великая Отечественная война. Цифры и факты». Под редакцией Г.Ф.Кривошеева. М., «Просвещение», 1995 год.

Материалы историко-краеведческого музея Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» города Шумерля Чувашской Республики.

Материалы Шумерлинского народного историко-краеведческого музея.

Ресурсы Интернет

Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»: [Электронный ресурс] URL: http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome (Дата обращения: 18.10.2019).

Методы следования: [Электронный ресурс] URL: http://metodi4ka.ucoz.net/publ/npk_proekty/metody_issledovanija/3-1-0-27 /(Датаобращения: 28.09.2019).

Свободно распространяемая программа Movavi Video Editor: [Электронный ресурс] URL: http://www.videosoftdev.com/ru/free-video-editor /Дата обращения: 10.09.2019)

1Movavi Video Editor - функциональная программа для редактирования и монтажа видео, ориентированная на обычного пользователя.

Просмотров работы: 64