Все приходящее, а природа вечна…

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Все приходящее, а природа вечна…

Дегтярев А.Н. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ясенковская средняя общеобразовательная школа
Дегтярева Л.И. 1
1МКОУ Ясенковская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Леса – это уникальные места, куда мы стремимся попасть из душных городов, это места, где мы чувствуем себя свободными и счастливыми. Леса помогают нам вырваться из стихии фабрик, заводов, выхлопных газов автомобилей, вдохнуть чистый воздух полной грудью, просто приятно провести время.

Видный лесовод М.Е. Ткаченко писал: «...Можно смело утверждать, что никогда не настанет такое время, когда деревья и насаждения окажутся лишними». Замечательный советский ученый подчеркивал не только непреходящую роль леса, как уникального глобального фактора, поддерживающего жизнь на нашей планете, но и как универсального поставщика древесины и не древесных продуктов леса для растущих нужд человеческого общества.

В мире существует много глобальных проблем, но наибольшей проблемой является экологическая проблема загрязнения окружающей среды. Защищайте природу! Так говорит большинство биологов мира, ведь это она создала нас, без нее мы не проживем. Я вам приведу некоторые примеры: леса нам дают кислород, некоторые животные пищу, земля - воду и этих примеров много.

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов и учеников, жителей нашего поселка и страны в целом.

Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.

Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.

Причины этому следующие:

Недостаток научных знаний о природе.

Несформированность экологического сознания у детей и родителей.

Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу).

Актуальность

Мы живем в удивительном крае, который природа щедро одарила огромными богатствами. На нас лежит огромная ответственность за сохранение и рачительное отношение к тому, что досталось нам от Природы. Решать экологические проблемы лишь административными мерами и техническими способами невозможно. Необходимо активное участие в этом процессе каждого жителя, причем участие осознанное и добровольное. Экологическое воспитание школьников является одним из направлений работы нашей школы, которая проводится как в учебном процессе, так и во внеурочное время.

Проанализировав данную ситуацию, мы решили внести свой вклад в сохранение природы и создать web-страницу на сайте учреждения, посвященную проблеме охраны и сбережения лесов.

Гипотеза: предполагаем, что каждый человек в силах оказывать положительное влияние на лес.

Через информационный ресурс способствовать формированию бережного отношения к лесу.

Объект исследования: лес.

Предмет исследования: влияние человека на лес.

Цель: способствовать формированию бережного отношения к богатствам леса у людей разного возраста и профессий, посредством информационных технологий.

Задачи:

- проанализировать информацию о значении леса в природе и для человека;

- рассмотреть виды негативного и положительного влияния человека на лес;

- провести эколого-просветительские мероприятия способствующие развитию экологической культуры населения;

- организация выступления волонтерских отрядов;

- создание web-страницы с использованием языка программирования HTML.

Методы работы:

- сбор и анализ информации;

- анкетирование;

- создание памятки;

Стратегия и механизмы реализации

Реализация проекта осуществляется в течение учебного года и представляет собой:

Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме. Изучение и переработка практического материала в изучаемых публикациях.

Создание творческой группы для разработки рубрик, материалов для акций.

Первоначальная диагностика учащихся и анкетирование жителей поселка по проблеме.

Проведение серий экскурсий.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный

2 этап - Этап реализации

3 этап - Завершающий

Участники проекта:

Волонтеры 8 класс, воспитанники объединения «Экологическая культура»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Значение леса для современного человека

Лес играет в жизни человека и человечества тройную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы (средообразующая, или экологическая роль леса). С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других (экономическая, или ресурсная роль леса). С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках (социальная роль леса).

Для человечества в целом одинаково важны все три роли леса - экологическая, экономическая и социальная, но для каждого конкретного человека, в зависимости от того, где он живет и чем он занимается, та или иная роль леса может играть большее или меньшее значение. Как правило, чем меньше леса в той или иной местности - тем заметней его средообразующая роль, тем выше ценится роль леса в сохранении рек и ручьев, защите прилегающих сельскохозяйственных земель от иссушения и эрозии, благотворном влиянии на воздух, обеспечении мест для отдыха. Чем больше леса в той или иной местности - тем, наоборот, меньше замечается его средообразующая роль, но тем большее значение имеет лес как источник работы, экономического благополучия, строительных материалов, дров, грибов, ягод и других материальных ресурсов. Однако, для каждого человека, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался, в той или иной степени важны и средообразующая, и ресурсная, и социальная роли леса.

В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».

Влияние человека на лес

Лес является одним из важнейших видов природных богатств, имеющих огромное значение в общественном производстве и в жизни человека. Он важнейший фактор в экологическом равновесии биосферы, крупнейший накопитель солнечной энергии и биологической массы, один из источников кислорода на земле. Антропогенное воздействие на леса, представляет собой любой вид деятельности человека, оказывающий на них существенное как положительное, так и отрицательное влияние. В настоящее время особо остро выражены такие проблемы, как: лесные пожары по вине человека, вырубка лесов, браконьерство в лесопромышленном комплексе, радиоактивное загрязнение лесов и многие другие. Уничтожение естественного леса, главным образом, результат деятельности человека, связанной с вырубкой леса. Лесные пожары уменьшают прирост деревьев, ухудшают состав леса, уничтожают кормовую базу диких животных, гнездовья птиц, нарушают связи корней с почвой, усиливают буреломы. Древесину используют в качестве сырья, топлива для целлюлозно-бумажных фабрик, строительного материала и пр. Наряду с этим лес вырубают при расчистке территорий для пастбищ, при ведении подсечно-огневого хозяйства, а также в местах добычи полезных ископаемых.

Не все исчезновения лесов происходят по вине человека, иногда это сочетание природных процессов, таких как пожар и наводнения. Ежeгодно пожары уничтожают значительные лесные территории, и хотя огонь может быть естественным жизненным циклом леса, после, которого лесные массивы могут постепенно восстановиться, но этого не происходит, в связи с тем, что на выжженные территории люди приводят скот, развивают земледелие, в результате молодой лес не может вырасти вновь. Браконьерство в лесопромышленном комплексе является серьезной проблемой. Одними контрольными мерами и сотрудниками полиции, которые гоняются за дровосеком, ничего не сделаешь. Лесное браконьерство относится к числу экологических преступлений. Населения становится больше, происходит более плотное заселение территорий, увеличивается потребление леса, дичи, рыбы. Это естественный процесс развития общества, но не нужно допускать обеднения ресурсов, опустошения природы. В природе установлено равновесие. Есть расход и есть приход, а человек этот порядок нарушает. Не известно ни одного случая в природе, чтобы один вид уничтожил полностью другой. На такое способен только человек.

Отчего больше всего страдает лес

- Лесные пожары по вине человека;

- Вырубка леса;

- Браконьерство;

- Свалки в лесу.

Пожары в лесу

Главная причина лесных пожаров – небрежное обращение человека с огнём (незатушенные костры, горящие спички, тлеющие пыжи и окурки). Из других причин отметим сельскохозяйственные палы, пламя из выхлопных труб тракторов и автомашин и огневую очистку лесосек. По данным мировой статистики 97% лесных пожаров происходит по вине людей.

Проблема вырубки леса

Проблемы леса возникают тогда, когда это происходит бесконтрольно, часто незаконно. Ведь вырубали леса издавна. И за 10 тысяч лет существования человечества исчезло с лица Земли уже около двух третей всех деревьев. Особенно много стали вырубать лес в средние века, когда требовалось все больше места для строительства и сельхозугодий. И сейчас каждый год уничтожаются около 13 миллионов гектаров леса и почти половина из них - места, где еще никогда не ступала нога человека.

Браконьерство

Неумеренная охота приводит к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных, населяющих лес. Лесные обитатели вносят свой вклад в планомерное развитие деревьев. Они мирно существуют в лесу. Без них нарушится круговорот веществ и пищевые цепочки.

Браконьерство – крайняя степень несоблюдения норм защиты лесов. Это та же охота, но проводимая в запрещенном месте или на животных, находящихся под запретом истребления. В результате неконтролируемой деятельности нарушителей могут исчезнуть целые виды живых существ.

Охота на хищников приводит к разрастанию крупносемянных растений, они начинают доминировать в лесу. Самое страшное, что браконьерство может привести к распространению зоонозных заболеваний, посредством передачи от животных человеку изменчивых ротовирусов.

Проблема загрязнения леса мусором

Сейчас над всем миром нависла экологическая проблема. Мусор считается экологической проблемой номер один! В лесу множество мелких и довольно крупных свалок. Бытовой и строительный мусор везут и предприятия, и частники с ближайших населённых пунктов. Но люди не задумываются, что под самой небольшой несанкционированной свалкой повреждается и уничтожается напочвенный покров, засоряются водоёмы. Мусор в лесах влияет на экологию. Люди, выезжающие на отдых в лес, забывают за собой убрать, а ведь пожар в лесу возникает из-за мусора.

Возникает вопрос: «Что же делать? Как сохранить наши леса?».

На эти вопросы мы попытались ответить в ходе реализации нашего проекта.

ПРЕТВОРЕНИЕ ПРОЕКТА В ЖИЗНЬ

1 Этап – Подготовительный

На данном этапе мы изучили литературу, касающуюся лесных ресурсов нашей страны, области, края. Рассмотрели информацию на сайтах.

В сентябре 2018 года организовали и провели конкурс экологических плакатов «Берегите лес!». Участникам была предоставлена возможность пофантазировать на тему: причины пожаров в лесу, пагубная деятельность человека в лесу, мусор - враг, охрана лесов, водоемов и т.д.

Организовали конкурс плакатов, посвящённый охране лесов (Приложение 1).

Провели уроки «Зачем необходимо охранять лес». Приложение 2)

Разработали индивидуальные проекты «Чистый лес начинается с тебя», «Берегите лес от пожара», «Экскурсия в Шипов лес».

Следующим шагом нашей деятельности стало выявление наиболее загрязненных мест, вблизи мест отдыха населения нашего поселка. Такие места мы обнаружили, к сожалению, без труда. Одно из таких мест – окрестность пруда и опушка леса поселка Ясенки.

В рамках акции «Оставим елочку в лесу!» ученики нашей школы обратились к жителям поселка Ясенки с призывом сохранить наши елочки для будущих потомков, разместив на территории поселка листовки. (Приложение 3)

Приняли участие в акции «Лес для каждого» с цельюпривлечения внимания к проблеме безответственного поведения на природе - сделали подбор листовок с которыми отправились по улицам поселка: проводили беседы, опрос. (Приложение 4)

Провели анкетирование наших школьников и учителей, получили следующий результат (100 человек).

1. Как часто вы бываете в лесу - на прогулках, экскурсиях, в походах?

А) не бываю, мне это неинтересно - 13

Б) не бываю, но хотел(а) бы, чтобы была такая возможность - 21

В) бываю изредка, до нескольких раз в год - 24

Г) бываю в лесу часто, мне это нравится - 42

2. Интересны ли вам телепередачи и фильмы о жизни леса?

А) нет, по-моему, они скучные - 15

Б) не могу сказать точно, отношусь к ним равнодушно -10

В) в редких случаях интересны - 23

Г) да, я люблю передачи и фильмы про растения и животных - 52

3. Знакомы ли вы с названиями растений, грибов, животных нашего леса?

А) нет, не интересуюсь этой темой - 26

Б) в общем, нет, но хотел(а) бы узнать об этом больше - 21

В) некоторые растения, грибы и животные мне знакомы - 20

Г) знаю многие растения, грибы, животных - 33

4. Различаете ли вы ядовитые и съедобные растения леса?

А) не знаю, скорее нет, для меня это не важно - 32

Б) не знаю, но могу попытаться - 21

В) некоторые точно различаю -27

Г) знаю и различаю много ядовитых и съедобных растений - 20

5. Знакомы ли вы с правилами противопожарного поведения в лесу?

А) не знаю, мне это не нужно - 10

Б) не знаю, но хотел(а) бы их изучить на всякий случай - 24

В) примерно себе их представляю, не уверен(а), что точно - 19

Г) да, я знаю эти правила и могу их применять - 47

6. Случалось ли вам убирать в лесу мусор, оставленный людьми?

А) нет, так как я не бываю в лесу - 15

Б) нет, так как я не обращаю внимания на мусор - 10

В) да, убирал(а), но только свой - 30

Г) да, убирал(а) и свой, и чужой мусор, и всем советую это делать - 45

7. Какова, на ваш взгляд, должна быть роль человека по отношению к лесу?

А) человек – хозяин леса и всех его запасов - 21

Б) человек – сосед леса, никак не вмешивающийся в его жизнь - 36

В) человек – друг леса, заботящийся о нём и охраняющий его - 32

Г) человек – дитя леса, должен вернуться в природу и жить, подчиняясь ей, как Маугли - 11

8. Как вы считаете, велико ли значение леса в жизни современного человека?

А) не знаю, не задумываюсь над этим - 16

Б) невелико, современные наука, техника и городские блага могут заменять его - 10

В) довольно велико, нужно хотя бы изредка бывать в лесу для отдыха, некоторые его ресурсы не заменить наукой и техникой - 38

Г) да, лес нам необходим, это спасение человека от бурно развивающихся городов, загрязнения окружающей среды, источник незаменимых ресурсов - 36

9. Хотели бы вы сходить в многодневный поход по нашему лесу?

А) нет, мне это неинтересно - 11

Б) не знаю, надо подумать - 18

В) сходил(а) бы, если там будет Wi-Fi, друг/подруга, моя собака/кошка и т.д. - 23

Г) да, с удовольствием! - 48

10. Хотите ли вы принять участие в разработке и проведении мероприятий по охране леса?

А) Да - 47

Б) Нет - 12

В) Затрудняюсь ответить – 41

Вывод: несмотря на знания и интерес к данному вопросу наши школьники в большей степени не равнодушны к лесным ресурсам. Готовы прийти природе на помощь.

АНКЕТА

Данный соцопрос позволит определить актуальность создания интернет ресурса

1. Интересуетесь ли вы событиями, происходящими в сфере экологии?

- да, активно интересуюсь

- интересуюсь тем, что имеет ко мне отношение

- когда как

2. Из каких источников вы получаете информацию по проблемам экологии?

- телевидение, радио

- газеты, журналы

- из бесед с друзьями и знакомыми

- интернет

3. Удовлетворены ли вы количеством и качеством информации, которую предоставляет СМИ по проблемам экологии?

- СМИ уделяют достаточное внимание информации по проблемам экологии

- недостаточно внимания, информация эпизодичная

- информация носит формальный характер

4. Перечислите три основные, по вашему мнению, составных элемента экологической культуры:

- экологические знания

- экологические навыки

- экологически целесообразное поведение

5. Оцените уровень собственной экологической культуры.

- высокий

- средний

- низкий

6. Оцените уровень экологической культуры одноклассников.

- высокий

- средний

- низкий

7. Занимаетесь ли вы самообразованием по вопросам экологии?

- да, иногда занимаюсь самообразованием

- редко

- совсем не занимаюсь самообразованием

8. Хотели бы вы расширить свои знания в области экологии?

- да

- нет

- не знаю

9. Считаете ли вы актуальным создание информационного ресурса.

- да, считаю

- мне он не нужен

- мне безразлично

10. Считаете ли Вы, что наш интернет ресурс поможет Вам в самообразовании по вопросам экологии?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

Анализ проведенного соцопроса

(в ходе проведения было опрошено 100 человек учителей и учащихся нашей школы, родителей и жителей поселка).

Вывод 1: Большинство из опрошенных респондентов интересуются вопросами экологии, эту информацию они получают в основном из телепередач и в сети интернет. Респонденты считают, что вопросам экологии в СМИ уделяется не достаточное внимание.

Вывод 2: Большинство респондентов считают, что они и их окружение имеют средний уровень экологической культуры. Многие из опрошенных занимаются самообразованием по вопросам экологии и хотели бы расширить свои знания в этой области.

Вывод 3: Большинство опрошенных считают, что необходим интернет ресурс, который поможет респондентам в самообразовании по вопросам экологии.

2 этап – Этап реализации - Создание сайта «Лес – это жизнь!»

Человек не может существовать отдельно без природы. Земной шар - это дом для человека. Здесь у него есть все необходимое для жизни: воздух, вода, еда. Но, к сожалению, человек часто забывает об этом, и относится к своей планете словно паразит, он уничтожает окружающую природу, забывая о том, что именно она дает ему жизнь. Зачем пилить сук, на котором сидишь?

Самая главная задача человечества — это забота об окружающем мире. Наш земной шар должен по-прежнему оставаться голубым, он не должен быть серым. Сохранить природу - это достаточно сложная задача в наше время, так как люди ведут себя легкомысленно по отношению к ней, но хочется верить, что этот сайт поможет осознать личную ответственность каждого гражданина для решения данной проблемы.

Говорить о популярности Интернет в наши дни, по меньшей мере, странно. Интернет стал привычной и обыденной частью нашей жизни. Мы перестаем удивляться и восхищаться предоставляемыми им услугами. Работу по созданию сайта начали с изучения нужной литературы. Была создана структура web-страницы сайта. В данный момент он опубликован в сети Интернет на официальном сайте МКУ ДО Бобровская СЮН http://bobrovsuyn.ru/ (приложение 5), ведется работа по размещению материалов на web-странице находящейся по адресу http://bobrovsuyn.ru/les.htm. (приложение 6)

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации. Поэтому одним из актуальных вопросов остается использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека, в первую очередь, в сфере образования.

Web-страница имеет следующую структуру: 

1. В рубрике «Памятники природы Бобровского района» представлена информация об особо охраняемых природных территориях Бобровского района Воронежской области. (приложение 8)

2. Рубрика «Будущее в наших руках» представлена информацией о проделанной и запланированной работе по экологии. (приложение 9)

3. В рубрике «Экообъектив глазами детей» можно познакомиться с художественным творчеством учащихся. (приложение 10)

4. А рубрика «Советы отдыхающим» поможет уберечь природу от загрязнения, где бы вы ни оказались. (приложение 11)

5. В рубрике «Полезные ссылки» представлена подборка сайтов экологической тематики. (приложение 12)

Но всё-таки, хочется думать, что отношение населения к природе меняется в лучшую сторону, а сформировать бережное отношение к своему краю наших маленьких жителей – забота педагогов и родителей.

3 этап - Завершающий

На данном этапе было важным систематизировать нашу деятельность, проанализировать результат, протестировать работу страницы, запустить web-страницу.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подводя итог, хочется отметить, что реализация проекта принесла положительный результат:

- Воспитание у детей бережного отношения к лесу и его обитателям, лесное и экологическое просвещение подрастающего поколения обеспечит в дальнейшем поддержку проведения единой государственной политики в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов.

- Учащиеся увидели практическую значимость природоохранной, эколого-просветительской деятельности;

- Значительно расширили свои знания о природном наследии родного села, получили навыки проведения самостоятельных исследований в живой природе, собрали материал эколого-биологическому краеведению;

- Заложили основы формирования положительного имиджа эколого-просветительской деятельности, выявили локальные экологические проблемы;

- Показали важность активизации в селе природоохранной деятельности через Интернет ресурс.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Наша школа становится центром объединения детей, родителей и общественности в формирование экологического сознания и воспитания к улучшению социальной экологии и практическим делам нашего региона. Наши волонтеры объединения «Добрые сердца» продолжают активную работу по формированию нравственной экологической позиции личности.

Наш проект «Все приходящее, а природа вечна…», тому подтверждение. Он имеет следующее практическое значение: пропаганда среди школьников и населения знаний о лесе и его обитателях, развитие социальной активности у населения и школьников через Интернет ресурс – созданную нами web-страницу находящуюся по адресу http://bobrovsuyn.ru/les.htm.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологические проблемы в настоящее время стоят очень остро. Люди начинают понимать, что Земля – наш общий дом, и его надо сохранить для будущих поколений. Чтобы решить экологические проблемы, человек должен изменить себя, своё мышление, сознание. А для этого необходимо обладать определённой экологической культурой. В её повышении существенную роль сыграл данный проект. 

Участники данного проекта узнали много нового о роли леса в жизни человека, познакомились с проблемой уничтожения лесов, внесли свой посильный вклад в решение данной проблемы, познакомились с проектной деятельностью и её этапами на практике. Расширили свои знания по созданию web-страниц.

На своём примере я хочу показать людям, что мы в силах изменить эту ужасную экологическую обстановку в нашем селе, городе, стране и по всему миру, только от нас зависит будущее нашей планеты!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

«Экообъектив глазами детей»

Приложение 11

Приложение 12

Полезные ссылки

Просмотров работы: 334