Введение
Сегодня каждый человек имеет доступ к сети Internet. Internet сейчас – это не только огромное количество компьютеров, но ещё и невероятное количество людей, для которых сеть является принципиально новым способом общения, почти не имеющим аналогов в мире.
Конечно, что именно заинтересует вас в Интернете в первую очередь - люди или компьютеры, зависит только от вас, но не будет преувеличением сказать, что, выходя в Интернет, вы делаете для себя доступным целый мир, при условии, что вы владеете информацией о возможностях социальных сервисов сети Интернет. Исследования, проведенные нами в этом направлении, показали, что далеко не все пользователи Интернета владеют этой информацией.
Главная задача учителя – повысить познавательный интерес учащегося, научить его учиться, добывать информацию, правильно её обрабатывать и применять для решения поставленных задач.
Большую роль в этом могут сыграть ИКТ и, в частности, сетевые сервисы WEB 2.0, которые предоставляют следующие возможности для учителя:
1. использование открытых и бесплатных электронных ресурсов, которые могут быть применены в учебных целях;
2. самостоятельное создание учебных материалов в сети (новые сервисы делают процесс создания и размещения в сети таких материалов простым и доступным);
3. наблюдение за деятельностью участников сообщества (в т.ч. дистанционно), что позволяет экономить время;
4. создание нестандартных учебных ситуаций.
Одна из важных особенностей социальных сервисов состоит в том, что от участников совместной деятельности не требуется одновременного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время.
Объект исследования: социальные сервисы сети Интернет.
Целями моей проектно-исследовательской работы являются:
– расширение представления о социальных сервисах сети Интернет;
– создание каталога социальных сервисов, используемых в образовании.
Для достижения цели я ставила следующие задачи:
– изучить возможности социальных сервисов сети Internet;
– познакомиться с их систематизацией;
– сформировать перечень социальных сервисов, используемых в образовании.
– дать рекомендации педагогам и обучающимся по использованию найденных ресурсов.
Гипотеза: социальные сервисы предоставляют огромные возможности для совместной, более тесной работы учителя и ученика, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.
Глава 1. Теоретическая часть
Социальные сервисы сети Internet.
С развитием сети становится всё больше сервисов и услуг, которые нацелены на то, чтобы сделать пользование информацией максимально комфортным, обеспечить пользователям независимость от стационарных рабочих мест. На слуху у всех загадочный термин - Web 2.0, иначе говорят: новые Интернет - сервисы, новые социальные сервисы, современные сервисы и т.п. Что же понимается под этим? Что такое Web 2.0?
Веб 2.0 (Web 2.0) – второе поколение сетевых сервисов, действующих в Интернете. В отличие от первого поколения сервисов, Веб 2.0 позволяет пользователям работать с сервисами совместно, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями (на основе веб-приложений социальных сервисов). Появление термина Веб 2.0 принято связывать со статьёй «Tim O'Reilly – What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра» (№№ 37 (609) и 38 (610)) и затем выложенной под заголовком «Что такое Веб 2.0» веб-сайтом «Компьютерра online». В этой статье Тим О'Рейли связал появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Веб 2.0, в противовес «старому» Веб 1.0.[1]
Web 2.0 - это эпоха, когда в основе Интернета лежат не сайты, а люди, их знания, их взаимодействие.
Потенциал социальных сетевых сервисов огромен. Всё большее количество людей, стремясь к общению, самореализации, регистрируется в социальных сетях, вступает в сетевые сообщества. Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Было бы неразумным не использовать возможности сетевых сообществ в образовании.
1.2 Веб 2.0 с точки зрения пользователя
1. Возможность пользователям самим наполнять сайты содержимым. Пользователи сами могут добавлять к сетевому контенту дневники, статьи, фотографии, аудио и видео записи, оставлять свои комментарии, формировать дизайн своих страниц. Не случайно журнал Time назвал «Человеком года» людей, использующих сервисы Веб 2.0 и активно пополняющих сеть новым содержанием.
2. Постоянные ссылки на опубликованные материалы. Малоприметная, но очень важная особенность, благодаря которой существенно возрастает значение каждого действия и каждого слова, опубликованного в сети. Теперь мы всегда можем вернуться и посмотреть на действия, которые человек совершал в прошлом. У учебного сообщества появляется возможность отслеживать индивидуальные и групповые истории поведения. Это чрезвычайно важно для формирования долговременных отношений между людьми.
3. Метки как средство решения классификационных задач. К каждой закладке ее владелец может добавить название, краткое описание и ключевые слова, метки-категории облегчающие процесс дальнейшего поиска. Использование меток обеспечивает возможность фолксономии – народной классификации. Термин используется как противоположность таксономии – научной классификации. Благодаря цифровой революции мы обнаружили, что традиционная иерархия знаний, которая так успешно служила нам раньше, не работает так же успешно в мире цифровых технологий. Теперь наступает трудный период освоение новых способов неиерархического построения документов, классификаций и самого знания. Народная классификация делается и творится людьми – всеми нами. Мы никогда не знаем заранее, какой тэг или какое название статьи выживут, привлекут наибольшее внимание и станут общепринятыми. Это сфера или бульон культуры, в котором тэги или мимы конкурируют за наше внимание. Некоторые принимаются и остаются, некоторые погибают. Непосредственно к самому объекту можно прикрепить специальную метку или тэг (tag).
4. Визуализация динамических отношений, которые существуют между участниками сетевых сообществ, категориями статей, отдельными статьями, фотографиями, рисунками и медиа-объектами. Благодаря визуальным сервисам мы можем понимать и показывать ученикам отношения между серверами, статьями и даже мыслительными категориями[4].
Глава 2. Использование социальных сервисов в образовательной деятельности
Выделяются следующие сетевые социальные сервисы, обладающие несомненным образовательным потенциалом:
1. Социальные поисковые системы – сайты, обеспечивающие совместный поиск информации (напр. «Свики» – http://www.swicki.com, «Гугл» – http://www.google.com/coop, «Роллио» – rollyo.com); используют сужение области поиска с помощью назначения авторитетных сайтов и меток; способны подстраиваться под предпочтения пользователя (группы).
2. Народные классификаторы – сервисы, позволяющие пользователям хранить свои коллекции закладок на Web-странице; в России известны: Delicious (http://delicious. com), Diigo (http://diigo.com), Magnolia (http:// ma.gnolia.com), Google.Bookmarks (http:// bookmarks. google.com) и др.; частная сетевая коллекция ссылок на Web-страницы включается в групповую коллекцию, которую собирают все заинтересованные пользователи; таким образом можно отслеживать последние тренды Интернета и избавляться от нерелевантной информации.
3. Блоги – Web-сайты, основное содержимое которых составляют регулярно добавляемые недлинные записи, изображения или мультимедиа, отсортированные в обратном хронологическом порядке; блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в полемику с автором, что делает блоги средой сетевого общения. Совокупность всех блогов Интернета составляет блогосферу. Разновидностью блогов является Живой журнал, ЖЖ (LiveJournal – www.LiveJournal.com), предлагающий удобные дополнительные функции; поддерживается ведение коллективных блогов – ЖЖ-сообществ; возможность добавлять других пользователей в свой список чтения (френдленту) благоприятствует образованию социальных сетей. Одна из разновидностей ЖЖ – сервис LiveInternet, предоставляющий пользователям ещё массу дополнительных возможностей.
4. Социальные сети (сообщества, форумы) являются не только самым популярным социальным сетевым сервисом, но и самым популярным сервисом Интернета; направлены на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью; связь осуществляется посредством внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. Крупнейшие русскоязычные социальные сети: «В Контакте» (http://www.vkontakte.ru), «Одноклассники. ru» (http://www.odnoklassniki.ru), «Мой Круг» (http://www.moikrug.ru). Сообщества создаются по интересам, зачастую довольно стихийно, и отражают стремление людей к общению с теми, кто разделяет или, наоборот, в корне не разделяет их взгляды.
5. Вики – веб-сайты, структуру и содержимое которых пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самими сайтами. Крупнейший и известнейший вики-сайт – Википедия (http://ru.wikipedia. org). Вики характеризуются следующими признаками: 1) возможность многократной правки текста в самой вики-среде; 2) особый язык разметки (вики-разметка), позволяющий легко и быстро форматировать текст; 3) учёт изменений страниц: возможность восстановления более ранних версий; 4) появление изменений сразу после их внесения; 5) разделение содержимого на именованные страницы; 6) гипертекстовость: связь через контекстные гиперссылки; 7) коллективность творчества; некоторые вики имеют множество авторов, так как их могут править все посетители сайта. Вики – один из наиболее ярких представителей Web 2.0, ревизующий основные принципы данной идеологии.
6. Социальные медиахранилища – сервисы для совместного хранения медиафайлов. Их можно классифицировать по типу файлов: 1) фотографии, схемы, рисунки, например «Фликр» (http://flickr.com), Picasa (http://picasa.google. com) и др.; 2) видео, например YouTube (http:// www.youtube.com), Рутьюб (http://rutube.ru); 3) документы (книги), например Scribd (http:// www.scribd.com) или Google.Docs (http:// docs.google.com); 4) аудиозаписи, подкасты, интернет-радио; подкаст позволяет получать свежее аудио прямо в MP3-плейер в автоматическом режиме, общаться в тематических сообществах и участвовать в формировании рейтингов; плей-лист интернет-радио составляется коллективно. Существуют также сервисы для хранения аватаров, карт знаний и др. типов данных.
7. Персональные рекомендательные сервисы – сервисы, экспертную и рекомендательную работу в которых выполняют сами пользователи, например Last.FM (http://www.lastfm.ru), Netflix Prize (http://www.netflixprize.com) и др. Используют механизм коллаборативной (совместной) фильтрации. На основе выставленных пользователем оценок книг, фильмов и т. д. программа строит потребительский профиль, сравнивает профили разных пользователей, формирует сообщества единомышленников и организует обмен мнениями внутри этих сообществ. Таким образом, интересные и содержательные произведения люди сами подсказывают друг другу.
8. Географические сервисы – веб-сайты, позволяющие изучать поверхность Земли по данным спутниковых снимков, работать с картами мира, отдельных стран, регионов, совместно размещать информацию и объекты на географических картах, отмечать места, создавать комментарии, описывать географические объекты. Основные географические сервисы Рунета: 1) Гугл Планета Земля (http://earth.google.com); 2) Панорамио (http://panoramio.com); 3)Скетчуп (http://sketchup.google.com); 4) Викимапия (http://wikimapia.org).
9. Мэшапы, или многофункциональные порталы – сервисы, которые объединяют в себе функции нескольких уже известных сервисов. Социальные сети обычно содержат в себе блоги, фотоальбомы, обмен мгновенными сообщениями, органайзер и другие сервисы. Также существуют многофункциональные порталы, объединяющие множество популярных сетевых сервисов, такие как Google, Мail.ru и др.
10. Общение в трёхмерной реальности (3D) – социальный сетевой сервис, позволяющий каждому зарегистрированному пользователю создавать среду своей виртуальной жизни. Наиболее популярный подобный сервис – Second Life (http://www.secondlife.com) – это многопользовательская онлайн-игра, представляющая собой трехмерный виртуальный мир. Владельцы аккаунтов получают возможность выбрать наиболее приемлемый для них способ виртуального существования – создание виртуальных товаров, строительство, покупка и продажа виртуальной земли, общение в чате или голосом, путешествия по виртуальному миру. Отсутствие заданного сценария, который всегда присутствует в онлайн играх позволяет называть данный сетевой сервис виртуальной реальностью.
В данной классификации рассмотрены только основные виды социальных сетевых сервисов; существует еще много различных интересных и полезных сайтов и порталов[5].
Глава 3. Каталог социальных сервисов сети Интернет в образовательном пространстве школы
Сервисы для хранения закладок
Делишес (http://Del.icio.us)
БобрДобр (http://www.bobrdobr.ru)
Румарк (http://rumarkz.ru)
Цветные полоски(http://utx.ambience.ru)
Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов – средства сети Интернет, которые позволяют бесплатно хранить, классифицировать, обмениваться цифровыми фотографиями, аудио- и видеозаписями, текстовыми файлами, презентациями, а также организовывать обсуждение ресурсов.
Адреса сайтов
фотосервисы:
http://Flickr.com – Фликр (английский интерфейс)
http://flamber.ru – Фламбер (русский интерфейс)
http://photoua.net – ФотоУа (русский интерфейс)
http://www.panoramio.com - Панорамио (многоязычный интерфейс)
http://picasaweb.google.com - Пикаса (многоязычный интерфейс)
http://foto.mail.ru - Фотоархив на Мейл.ру (русский интерфейс)
http://www.fotodia.ru - Фотодия (русский интерфейс)
http://kalyamalya.ru – КаляМаля (русский интерфейс)
видеосервисы:
http://youtube.com – Ютьюб (английский интерфейс)
http://www.rutube.ru -Рутьюб (русскоязычный интерфейс)
http://video.mail.ru - Видео@mail.ru (русскоязычный интерфейс)
http://vision.rambler.ru - Rambler Vision (русскоязычный интерфейс)
http://socialsaga.com – Социальная сага (английский интерфейс)
аудиосервисы:
http://audacity.sourceforge.net - Audacity (есть объяснения на русском языке)
http://www.podomatic.com - PodOmatic (английский интерфейс)
http://rpod.ru
http://studio.odeo.com
другие сервисы:
http://www.scribd.com – Скрибд (английский интерфейс) – для хранения текстовых файлов на любом языке
http://www.slideshare.net – СлайдШара (английский интерфейс) - для хранения презентаций
http://www.spresent.com - Спрезент (английский интерфейс) для создания презентаций он-лайн
Сетевые дневники (блоги) - сервис Интернет, позволяющий любому пользователю вести записи любых текстов.
Адреса сайтов
http://Livejournal.ru – Живой журнал ЖЖ
http://Liveinternet.ru – Живой Интернет
http://blogs.mail.ru – Блоги на Мэйл.ру
http://blogger.com – русский интерфейс
http://www.communityhost.ru – создание и размещение собственного форума
http://www.yackpack.com – голосовой чат и голосовая почта
ВикиВики - средство для быстрого создания и редактирования коллективного гипертекста.
Адреса сайтов
http://letopisi.ru - Общероссийский образовательный проект Летописи.ру
http://lwww.wikispace.com – Создай свою Вики
Социальные геосервисы – сервисы сети Интернет, которые позволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать фотографиями различные объекты в любом месте на изображении Земного шара с достаточно высокой точностью, используются реальные данные, полученные с помощью околоземных спутников.
Адреса сайтов
http://maps.google.com - (гугл мэпс) Карты гугл
http://wikimapia.org - (викимапия) Карты гугл + ВикиВики
http://earth.google.com - (гугл ерс) Объемная модель Земли гугл
http://panoramio.ru – (Панорамио) фотосервис с возможностью привязки к цифровым картам
Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов – интегрированные сервисы Интернет, ориентированные на организацию совместной работы с текстовыми, табличными документами, планировщиками, другими корпоративными задачами. Так, например, возможно организовать совместное редактирование документа, выложенного в сети Интернет несколькими пользователями одновременно. При этом все изменения будут зафиксированы по времени их внесения и по содержанию изменений.
С точки зрения образования наиболее удачное решение в настоящее время предлагает набор инструментов Google (Гугл).
Адреса сайтов и описание сервисов Гугл:
http://gmail.com - электронная почта (Гмейл) с интеллектуальным интерфейсом, встроенным чатом, мощной защитой от спама, возможностью веб-доступа.
http://docs.google.ru - документы и таблицы (Гугл Документы и таблицы) – возможность хранить в сети Интернет текстовые документы и электронные таблицы большинства известных форматов, редактировать их совместно несколькими пользователями (до десяти одновременно), публиковать их в открытом доступе с получением URL-адреса, просматривать все версии изменений документа, сохранять видоизмененный документ в любом из наиболее популярных текстовых форматов. При этом владелец документа, разместивший его на сервисе Гугл Докс, сам приглашает пользователей по электронной почте к просмотру или редактированию документа.
http://www.google.com/calendar/ - календарь (Гугл календарь) – планировщик событий, размещенный в сети Интернет, доступ к которому (по аналогии с документами Гугл) может быть открыт определенному кругу пользователей с правами доступа, которые определит владелец календаря. Одновременно в этом сервисе допускается иметь несколько календарей, при этом система может продемонстрировать смотрящему совмещение событий разных календарей, что несомненно является подспорьем в планировании деятельности одного человека, или группы людей, работающих совместно.
http://groups.google.ru - группы (Гугл Группы) – возможность организовать в сети Интернет сайт – представительство сообщества. При этом владелец группы получает возможность изменять интерфейс сайта, приглашать в группу пользователей, наделять их различными правами. Члены группы в зависимости от предоставленных им прав могут создавать новые страницы (имеется примитивный текстовый редактор и редактор HTML), загружать файлы любого типа (тексты, таблицы, презентации, изображения), участвовать в обсуждениях, создавать личные страницы-визитки и т.д. Автоматически при создании группы, сайт сообщества группы получает URL-адрес и электронный адрес списка рассылки.
Карты знаний (англ. Mind map) — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.
Bubbl.us - наиболее простой и дружелюбный сервис построения карт знаний.
FreeMind — свободная программа для создания карт знаний.
Графвиз - одним из мощных графических пакетов интегрированных с МедиаВики является GraphViz, который позволяет записывать связи между статьями в виде простых отношений и представляет эти отношения в виде графа.
Timetoast – сервис с удобным интерфейсом создания временных лент.
Социальные поисковые системы
Свики - http://www.swicki.com/
Гугл - http://www.google.com/
Яндекс - https://www.yandex.ru/
Глава 4. Проекты
В преддверии выборов школьного актива СМИД я провела социальный опрос «Кого бы ты выбрал в президенты?». Мной была создана форма для голосования при помощи Форм Google. Ребятам было предложено проголосовать онлайн за своего кандидата по ссылке https://goo.gl/forms/4kC8peWIi50m7uKr2.
Результаты голосования приведены в приложении 1. Преимуществом электронного опроса является:
– исключение возможности испортить бюллетень;
– чтобы отдать свой голос, не нужно было никуда идти, а достаточно иметь под рукой телефон или другое техническое устройство;
– это не заняло у ребят много времени.
В опросе приняло участие 69 человек.
Также мною в Google формах был создан тест «Элементарные вопросы, ответы на которые знают не все». Я сделала его сама, но если вы не хотите тратить время, вы можете воспользоваться одним из предложенных шаблонов. Их очень много: от образца резюме до приглашения на какой-то праздник. Тест расположен по ссылке: https://forms.gle/Wy1GMAiwECh25CMk6 .
Чтобы человек не проходил несколько раз один и тот же тест или заполнял любую форму, запрашивается вход в аккаунт.
Все мы привыкли использовать программу для создания презентаций из стандартного пакета Windows Microsoft Office Power Point. Она самая распространённая, поэтому все умеют ей пользоваться. Но я хочу познакомить вас с новым видом презентаций, с помощью которого учителя и ученики смогут более презентабельно донести до аудитории свой материал. Это социальный сервис Prezi. Ссылка на презентацию следующая: https://prezi.com/view/94S7OcRE2ZRLuiGZW10E/ .
Prezi – удобная в использовании программа, с помощью которой можно создавать презентации с чистого листа или с помощью интегрированных шаблонов. Содержит инструменты для вставки и редактирования текста, поддерживает импорт картинок. Позволяет изменять фон, добавлять эффекты, плавные переходы. Приложение позволяет делать проекты в современном стиле инфографики.
Программу Prezi можно скачать на компьютер или сделать презентацию в онлайн режиме на сайте данного сервиса, создав на нём учётную запись.
Для наглядного представления я создала презентацию к уроку астрономии «Сверхмассивная чёрная дыра в центре галактики».
Данный тип презентации воспроизводиться полностью не на всех устройствах. На большистве ноутбуков она запускается в ограниченной версии, то есть без эффектов инфографики. На компьютерах презентация функционирует полностью.
В истории и других предметах всегда есть много событий и важных дат. Иногда их настолько много, что запомнить становиться трудно. Но есть выход. Я предлагаю вам сервер Timetoast по созданию временных лент.
Этот сервис поможет за короткое время собрать все даты в удобную временную шкалу. Timetoast может использовать изображения событий, добавлять пояснительные ссылки и представлять разные варианты просмотра ленты. Также он позволяет скачать на компьютер файл для печати.
У программы довольно лёгкий интерфейс и простота в использовании.
Учителя могу использовать эти временные ленты на уроках, для учеников они поспособствуют лучшему запоминанию. Свою временную шкалу я расположил по ссылке: https://www.timetoast.com/timelines/4e9e1a71-77f4-4b36-9ae1-23d1c08b17e9 .
Так как скоро будет 9 мая, я решила создать временную ленту Сталинградской битвы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
На уроках учителям важно проверять у учеников знание терминологии. Удобнее всего это осуществить в виде кроссворда. Отгадывание кроссвордов всегда вызывает в нас больший интерес. Как раз для этого в Интернете есть сервис, который с помощью введённых вами слов, сгенерирует кроссворд. После этого вы можете скачать его на компьютер.
Ссылка на этот сайт: http://cross.highcat.org/ru_RU/# .
Использовать кроссворды можно не только для проверки, но и для своего саморазвития.
Заключение
Современный этап развития сети Интернет привел к тому, что сеть из источника информации для индивидуального использования превратилась в место совместной деятельности пользователей.
Чтобы найти свое место в различных сообществах сети необходимо каждому пользователю иметь представление о возможностях социальных сервисов сети. Это в полной мере относится и к образовательному процессу.
Сегодня мы становимся свидетелями уникального процесса для всей мировой системы образования, когда субъекты образовательной деятельности начинают взаимодействовать в рамках учебно-воспитательной деятельности вне зависимости от географических границ и социальных иерархий[2]. Учебная деятельность с использованием социальных сетевых сервисов предопределяет развитие педагогов и обучающихся, позволяет формировать информационную культуру, столь необходимую в условиях современного общества.
Созданный нами перечень социальных сервисов сети Интернет позволит педагогам и ученикам нашей школы сориентироваться в информационной среде Интернета и эффективно и безопасно использовать социальные сервисы в образовательной деятельности.
Список источников
Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин – 2-е изд., испр. – М: Интуит.ру, 2007. – 64 с. : ил. - (Учебно-методическое пособие) ISBN 5-9556-0088-4
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в социальной сети Campus.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=331
Социальные сетевые сервисы в образовании К.Г. Кречетников, И.В. Кречетникова Тихоокеанский военно-морской институт имени С.О. Макарова, г. Владивосток [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3%2839%29_45.pdf
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1334827
http://www.wikireality.ru/wiki/Социальный_сетевой_сервис
https://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3%2839%29_45.pdf