Введение
В современном обществе компьютеры используют почти во всех сферах общества: от игр и развлечений до обработки больших объемов информации. «Общество…стремительно преобразуется в «сетевое общество», где ключевые социальные структуры и мероприятия организованы вокруг электронных информационных сетей» [1, с.24].
«Компьютер – универсальное электронное устройство для обработки данных»[2, с.45]. Универсальный он потому, что способен осуществлять поиск, обработку, передачу и хранение различных сведений из мира информации.
Знание устройства компьютера необязательно для создания игр, но это знание сослужит хорошую службу, если вы соберётесь глубоко осваивать программирование.
Между тем, знание строения, даже простейших элементов и принципов работы компьютера способно сэкономить человеку большое количество времени в случае поломки. Если он знает устройство персонального компьютера (ПК), при малейшей неполадке он способен самостоятельно быстро определить и исправить её причину, не дожидаясь профессионалов.
В нашей работе мы попытались выяснить мнение людей по вопросу, нужно ли пользователям знать устройство компьютера. Информация, полученная в ходе исследования, позволит выявить необходимость знаний об устройстве компьютера и определить наиболее удобные источники получения этих знаний.
Цель исследования - выявить необходимость знаний об устройстве компьютера. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: Провести анализ литературы по теме исследования
Разработать инструментарий для проведения исследования и проведения опроса
Провести опрос
Подвести итоги исследования
Сделать выводы по теме исследования
Методы исследования – анализ литературы, социальный опрос в виде анкетирования и синтез полученной информации.
Применение компьютера в современной жизни
Компьютер служит человеку в различных сферах жизнеддеятельности. – Являясь универсальным устройством, осуществляет поиск, обработку, передачу и хранение различных сведений из мира информации.
Применение компьютера в различных сферах способно адаптировать умственные нагрузки человека к большим объемам информации. Это помощник, как для школьника, так и для специалиста любой профессии. Компьютеры помогают регулировать работу медицинских учреждений, магазинов, образовательных учреждений, киностудий, научных лабораторий, банков и типографий.
Применение компьютера в современной жизни связано с решением разных задач. Например, можно создать специальную мультимедийную программу при помощи приложения PowerPoint. Результат можно применить для создания:
графической продукции (стилизации, специальная обработка, 3D – графика и т.д.);
мультипликационных фильмов;
аудиозаписей и их обработка;
видеоклипов;
телевизионных эффектов;
работа с тренажерами.
Устройство компьютера
Компьютер состоит из следующих устройств:
устройства ввода информации в компьютер (микрофон, мышь, джойстик, клавиатура, сканер);
устройство обработки (процессор);
устройства вывода (наушники, монитор, колонки, принтер);
устройства хранения (жесткий диск, оперативная память).
материнская плата
Дадим определение основным устройствам компьютера.
Процессор - устройство, управляющее вычислениями, от него подаются команды всем частям компьютера. Тактовая частота процессора, разрядность, и адресное определяют характерные особенности процессора. Частота процессора определяет быстродействие компьютера, это объем операций, производимых за 1 секунду. Единица измерения - мегагерцы.
Клавиатура - устройство ввода информации в компьютер, которое позволяет осуществлять ручной ввод данных, отдавать команды, двигать курсор по экрану. Помогают в этом клавиши с буквами, цифрами и символами. Вне зависимости от внешнего вида все клавиатуры устроены примерно одинаково: на печатной плате располагаются кнопочные устройства, соответствующие расположению реальных клавиш.
Сканеры – внешние устройства компьютера, делятся на ручные и планшетные. Ручной сканер можно увидеть в супермаркетах, его используют для считывания штрих-кода. Сканер считывает напечатанные на бумаге данные. Данные со сканера в электронном виде можно использовать для дальнейшей работы.
Память компьютера - оперативная память и жесткий диск.
Оперативная память — это разновидность внутренней памяти компьютера, представляющая собой плату с рядом микросхем, которая хранит данные во время работы компьютера. Чтобы решить все поставленные задачи, необходим хороший объем оперативной памяти. Жесткий диск, или винчестер, - это устройство памяти компьютера, которое позволяет долговременно хранить данные. При выключении питания потеря данных на винчестере не происходит. Устройствами внешней памяти компьютера являются переносной жесткий диск, карты памяти, CD, DVD.
Сердцем компьютера является системный блок, который нужен для совмещения основных и дополнительных компонентов компьютера. Системный блок объединяет в корпусе блок питания, видеокарту, дисковод, винчестер, материнскую плату, различные порты и оперативную память. У ноутбуков системный блок совмещен с клавиатурой, а порты для подключения располагаются сбоку.
3.Методическое обеспечение исследования
С целью выявления необходимость знаний об устройстве компьютера мы составили анкету из 6 вопросов (Приложение 1). Вопросы позволили выяснить, пользуются ли респонденты компьютером и знают ли они его устройство. Нужны ли знания об устройстве компьютера для того, чтобы на нем работать. Опрос позволил выявить необходимость и возможные источники знаний об устройстве компьютера.
Исследование проводилось на базе структурного подразделения «Школьное отделение №4» МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса Новгородской области.
В роли респондентов выступали 29 человек, из них ученики 5, 7 класса и 4 взрослых. Опрос проводился в течение учебного дня. После сбора анкет, ответы были закодированы, т.е каждому ответу в анкете был присвоен свой код. Для обработки полученной информации использовалось приложение Microsoft Excel (основная операция- автосумма). При помощи математического расчета получено долевое значение в общем числе ответов на вопрос. Далее представим полученные результаты.
4. Результаты исследования по теме «Нужно ли знать, как устроен компьютер?»
В ходе исследования выяснилось, что большинство, а это 85% опрашиваемых людей пользуется компьютером. Данный показатель связан с тем, что сейчас эпоха компьютеров и почти у каждого есть компьютер (см. рис. 1).
Рисунок 1. – Использование компьютера
Мы предполагаем, что респонденты, ответившие отрицательно на данный вопрос, используют другие виды компьютерной техники (смартфоны, планшеты), не относя их к компьютерам. В последующих исследованиях по данной теме вопрос об использовании компьютера нуждается в уточнении.
Половина участников опроса знают устройство компьютера. Мы считаем, это из-за того что людям нет времени или не желания это изучать. (см. рис. 2)
Рисунок 2. – Знание респондентов о строении компьютера
Чуть больше половины (67%) опрашиваемых людей считают, что нужно знать, как работает компьютер (см. рис. 3).
Рисунок 3. – Мнение респондентов о необходимости знаний о строении компьютера
Респондентам был задан вопрос «Для чего нужно знать строение компьютера?». Все ответы можно распределить на несколько групп.
считает, что знания необходимы для того, чтобы в нем разбираться (6 человек или 21%).
считает, что знания нужны, чтобы на нем хорошо работать (9 человек или 32%).
считает, что это поможет находить нужную информацию (2 человека или 7%) .
группа (3 человека или 11% опрошенных) считает, что знания об устройстве компьютера поможет в его ремонте.
1 опрошенный или 4% высказал мнение, что это поможет в будущем стать инженером и 1 человек или 4% предложил что, нужно знать для того чтобы можно было его улучшить.
Следует отметить, что четвертая часть опрошенных людей не знают для чего нужно знать, как работает компьютер (6 человек или 21%) (см . рис. 4).
Рисунок 4. – Распределение ответов на вопрос «Для чего нужно знать устройство компьютера?»
Больше половины опрошенных (57%) респондентов хотят узнать устройство компьютера. Равнодушных к устройству компьютера одна треть - 32% опрошенных. Мы предполагаем, что равнодушие связано с отсутствием времени на получение знаний (см. рис. 5).
Рисунок 5. – Желание изучать работу компьютера
В связи с тем, что значительная часть людей, участвовавших в опросе выразила интерес к устройству компьютера по разным причинам, мы решили изучить мнение об источниках получения информации. 75% респондентов считают что, основной источник получения информации, это интернет. Книгами хотят воспользоваться только 7%. Посещать занятия - 17%, а через другие источники 3%. Таким образом, самым удобным источником информации является глобальная сеть интернета. Графически результаты по данному вопросу представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. – Основные источники получения информации об устройстве компьютера.
Заключение
Применение компьютера в различных сферах способно адаптировать умственные нагрузки человека к большим объемам информации. Это помощник, как для школьника, так и для специалиста любой профессии. Компьютеры помогают регулировать работу медицинских учреждений, магазинов, образовательных учреждений, киностудий, научных лабораторий, банков и типографий. Многие люди пользуются компьютером, но 50% не знают, как он устроен. Вопрос изучения проблемы транслирования знаний об устройстве компьютера является важным Большинство опрошенных людей считают, что надо знать как устроен компьютер. Значительная доля желающих знать устройство компьютера хотят воспользоваться интернетом для получения информации.
Мы считаем, что данное исследование нуждается в масштабировании. Некоторые вопросы нуждаются в уточнении и коррекции. Учитывая результаты исследования, мы предлагаем разрабатывать видео курсы или видео уроки с информацией об устройстве компьютера для всех желающих разных возрастов.
Список использованных источников и литературы
Андреев А.П,. Кокунова С.Д Цифоровая трансформация общества, как фактор влияния на безопасность правовой системы Российской. – Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции «Цифровое общество как культурноисторический контекст развития человека, 14–17 февраля 2018, Коломна / под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. – 452 с.
Босова Л. Л. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, 2-е изд., стереотип.— М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 464 с.
Приложение 1
Анкета
Мы проводим опрос на тему «Нужно ли знать, как устроен компьютер?»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы и подчеркните ответ.
1 Вы пользуйтесь компьютером?
Да
Нет
2. Знаете ли вы устройство компьютера?
Да
Нет
3. Нужно ли знать устройство компьютера, чтобы на нем работать?
Да
Нет
4. Для чего нужно знать устройство компьютера?
Ваш ответ _____________________________________________________
5. Хотели бы Вы узнать устройство компьютера?
Да
Нет
Мне все равно
6. Из какого источника Вы хотели бы узнать устройство компьютера?
Интернет
Книги
Занятия
Другое___________________________________________________
Спасибо.