Введение
Актуальность нашего исследования вызвана тем, чтосовременный мир невозможно представить без «умной» техники. На учебы мы часто сидим за монитором компьютера, по дороге на работу играем в игру на телефоне или читаем электронную книгу. И часто даже не задумываемся о том, как страдают от этого наши глаза. Сегодня планшет в руках у дошкольника не вызовет ни у кого смятения. Современная техника предлагает пользователям множество возможностей. Так можно смотреть мультики, играть, слушать музыку, заниматься, где бы ты ни был. «Польза и вред от гаджетов для ребёнка» - вот очень актуальный вопрос на сегодня. На наш взгляд если на данную проблему не обращать внимание, то в скором времени мы можем просто деградировать. Проанализировав вышеизложенную проблему, мы и решили провести данную исследовательскую работу. Мы понимаем, что, анализ анкетирования не дает полной картины, по данной проблеме, но определенные выводы сделать можно
Цель исследования- изучить влияние компьютера и современных гаджетов на здоровье детей
Задачи исследования:
Изучение литературы и определение роли компьютера в жизни современных школьников.
Подготовить инструментарий (анкету) для проведения опроса.
Провести анкетирование.
Проанализировать полученные данные и сформулировать выводы.
Выработать предложения
Методы исследования
Анализ теоретических источников
Синтез полученной информации
Опрос в виде анкетирования
Гипотеза: В наше время много говорится о вредном воздействии на здоровье детей ,однако ситуация не меняется в лучшую сторону.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
1. Информационная часть работы может быть использована для профилактики возможных заболеваний при работе с компьютером.
2. Полученные данные могут быть использованы в качестве практического руководства и составления рекомендаций.
3. Они могут быть использованы для разработки программ по охране здоровья учеников.
Влияние компьютера на здоровье детей
Наше знакомство с компьютером начинается в самом раннем возрасте. Зачастую уже трехлетний кроха ловко управляется с компьютерной мышкой. А так ли это безопасно для ребенка? Вреден ли компьютер для детей? Попробуем это узнать.
Влияние компьютера на ребенка зависит, конечно же, от той информации, которую ребенок получает посредством компьютера. Ребенок узнает и запоминает новую информацию, развивается его логика, он учится построению причинно-следственных связей, совершенствует свою реакцию и внимание. Отрицательное влияние компьютера на человека, а на ребенка, в особенности, выражается в нескольких аспектах:
Электромагнитное излучение
Стоит понимать, что, используя любой электрический прибор, человек получает дозу ЭМИ (электромагнитного излучения). Однако контакты человека с холодильником или микроволновкой весьма ограничены по времени. А телевизор обычно находится на безопасном расстоянии, тогда как компьютер используется дольше всего и располагается в непосредственной близости от тела пользователя[1]
Симптомы, возникающие при повышенном фоне ЭМИ:
головная боль
повышенная утомляемость
стресс
ухудшение иммунитета
риск возникновения злокачественных опухолей
Зрение. Ранее большой проблемой для зрения было мерцание мониторов, оказывающих большую нагрузку на глаза. На данный момент производители сгладили этот недостаток, однако несоблюдение режима работы за компьютером по-прежнему наносит вред здоровью пользователя [2].
Стресс. При ненормированном пользовании компьютером зрительный аппарат ребенка испытывает сильное перенапряжение, что, в свою очередь, может привести к стрессу.
Нагрузка на суставы кистей рук. Из-за длительного использования мыши и клавиатуры, может появиться так называемый «туннельный синдром». Он проявляется болью в кистях рук, онемением, отеком вследствие нарушения кровоснабжения.
Пepeнaпpяжeниe шeйнoгo oтдeлa пoзвoнoчникa. Дoлгoвpeмeннoe пpeбывaниe в oднoй и тoй жe пoзe вызывaeт пocтoянную нaгpузку нa oдни мышцы, и в тo жe вpeмя oтcутcтвиe paбoты дpугиx мышц.
2. Влияние гаджетов на здоровье детей
Га́джет — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Гаджеты широко распространены в самых разных сферах: спорт — фитнес-трекеры, смарт-браслеты, спортивные устройства.
Смартфоны, планшеты и многая электронная техника уже давно стали частью жизни человека современности. Между техникой и людьми уже прочно установился тесная, невидимая связь. Для кого-то эти гаджеты служат необходимостью, без которой не обойтись в работе или в повседневной жизни. А кто-то нашел им применение только в развлекательных целях. Но многие люди даже не предполагали, как современная техника скажется на развитии детей. Сегодня мы рассмотрим, чем может обернуться чрезмерное влияние гаджетов на ребенка, можно ли разрешать детям пользоваться ими, а самое главное найдем ответ на вопрос – действительно ли современные гаджеты наносят вред ребенку.
Компьютерная техника в наше время есть практически в каждом доме. Давайте рассмотрим отрицательные стороны от тесного общения ребенка с гаджетами. Для начала узнаем, как гаджеты сказываются на физическом здоровье детей. Не секрет, что человек активно развивается до 21-летнего возраста, но самый важный период в этом развитии – с рождения до возраста, когда наступает пубертатный период. Активное пользование гаджетами детьми приводит к значительному ухудшению зрения, провоцирует развитие сердечнососудистых заболеваний вследствие малоподвижного образа жизни, негативно сказывается на позвоночнике и суставах. Кроме того, у «детей смартфонов» с ранних лет наблюдается склонность к избыточному весу. Нанесенный гаджетами физический ущерб исправить тяжело, но куда сложнее когда, к примеру, ребенок играет в игры, не соответствующие его возрастной категории. Нередко в таких играх присутствуют элементы насилия, крови или сцены эротического характера. Но куда хуже, когда ребенок сталкивается с контентом в интернете[3].
Не будем далеко ходить, достаточно зайти в популярный видеохостинг и вбить в поисковую строку что-то, что интересно детям возраста 5-6 лет. Что же мы увидим? Кучу различных блогов, ВЛОГов, челленджей, пранков и прочего. Видео с кислотными цветами, странными сюжетами и несуразными персонажами набирают десятков миллионов просмотров. И подобное дети, в распоряжении которых гаджеты находятся постоянно, смотрят ежедневно.
Дети, все активнее познавая виртуальный мир, становятся все более эгоистичными, агрессивными, им становится тяжело отличать правду от вымысла. На фоне этого в сознании детей формируются неправильные представления об окружающем мире. Дети, постоянно использующие гаджеты, с возрастом становятся все избалованнее, ведь в этом они стараются копировать своих интернетных кумиров. Вместо того чтобы самостоятельно искать ответы на интересующие их вопросы, нынешние дети предпочтут их «погуглить».
3.Методическое обеспечение исследования
С целью выявления знаний, как может проявлять компьютер на здоровье детей, мы составили анкету из 11вопросов (Приложение 1). Вопросы позволили выяснить, пользуются ли респонденты гаджетыми, бывают у респондентов и головные боли. Нужны ли следить за тем сколько сидим за компьютерам и как он может проявлять на здоровье. Опрос позволил выявить необходимость и возможность больше сберечь свое здоровье.
Исследование проводилось на базе структурного подразделения «Школьное отделение №4» МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса Новгородской области.
В роли респондентов выступали 23 человека, из них выступили ученики 5,6 класса. Опрос проводился в течение учебного дня. После сбора анкет, ответы были закодированы, т.е каждому ответу в анкете был присвоен свой код. Для обработки полученной информации использовалось приложение Microsoft Excel (основная операция- автосумма). При помощи математического расчета получено долевое значение в общем числе ответов на вопрос. Далее представим полученные результаты.
4. Результаты исследования по теме «Влияние компьютера на здоровье детей»
Мы узнали, что практически у всех опрошенных есть телефон (91%). Предположительно, что некоторые опрошенные не обобщали понятие «Телефон» и « Смартфон», поэтому данный показатель не имел 100%- ый результат. У большинства (82%) есть компьютер (ноутбук). Планшетом пользуются меньше половины участников опроса. У 73 % респондентов есть телевизор. Несколько участников ответили, что у них есть все виды перечисленной техники. (см, рисунок 1).
Рисунок 1.- Наличие гаджетов у респондентов
В связи с тем, что дети часто используют различные виды компьютерной техники, нам было интересно, как они используют телефон? Участники опроса могли выбрать несколько вариантов ответов. Анализируя ответы, мы выяснили, что 69 % участников используют телефон для разговоров и СМС, 73% для игр, 59 % для общения в социальных сетях, 19 % для селфи-съемки. В данном вопросе отвечающие могли предложить свой вариант ответов и указали на просмотр мультфильмов и прослушивание музыки (20%). Графически информация представлена на рисунке 2.
Рисунок 2.- Использование телефона, смартфона
Так как компьютер занял второе место в списке используемой техники, мы задали вопрос как он используется. 78 % опрошенных используют персональный компьютер для поиска учебной информации, 50% для игр, 19 % для общения в социальных сетях, 55% для просмотра фильмов и только одна треть (32 %) для чтения книг (см. рис 3)
Рисунок 3.- Использование компьютера
Затем мы спросили респондентов, как используется планшет? 32 % опрошенных предположили, что для поиска учебной информации,41% для игр,9 % для общения в соцсетях,32% для просмотра фильмов , 28 % для чтения книг.
Далее мы узнали, сколько дети смотрят телевизор, учат уроки по времени, читают книги, гуляют. Полученную информацию приставим графически. На рисунке 5 видно, что большей степени респонденты смотрят телевизор от 1 ч.- 2ч.
Рисунок 5. - Время просмотра телевизора
По результатам нашего исследования, в большинстве случаев дети (56%) учат уроки от 1ч.- 2ч. Бытует мнение, что учащиеся много времени делают домашние задания. В нашем исследовании только 15 % детей делают уроки более 3-х часов (см. рис.6). Наблюдения позволяют сделать вывод, что большое количество времени уходит на уроки в том случае, если учащийся устал и выполняет задание в позднее время суток после посещения кружков.
Рисунок 6. – Время, затраченное на уроки
Исследование позволило определить, что учащиеся, принявшие участие в опросе, мало читают:
55% участников читают мало - менее 30мин
27% участников читают от 30мин.-1 ч
5 % читают от 1ч. до 2 – х часов
4% читают свыше 3 ч
Общеизвестно, что очень полезно для здоровья бывать на свежем воздухе. На рисунке 7 показано, что в большинстве случаев дети гуляют менее часа или более трёх часов (возможно, имелось ввиду во время каникул или в выходные дни, когда вообще гуляют).
Рисунок 7. – Время, затраченное на прогулки
Следующая группа ответов на вопросы посвящена самочувствию опрашиваемых детей. Ответы позволили узнать, бывают ли у респондентов головные боли, сонливость, усталость, нежелание идти в школу и т.д. На данный вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответа. Информация представлена на рисунке 9.
Рисунок 8. – Самочувствие респондентов
На головные боли жалуются 59%участников, на сонливость, усталость 55%, на тревогу 37%, апатию 9%, агрессивность 32%, на нежелание общаться с друзьями, родителями 32%, на нежелание идти в школу 41%. Только 2 человека, а это составляет 8%, высказали мнение, что их ничего не беспокоит.
Положительно, что большинство детей (82 %), участвовавших в проведении исследованию знают, что гаджеты влияют на здоровье. Вместе с этим, 18% не задумываются, что компьютерная техника оказывает негативное влияние на растущий организм.
Заключение
Мы узнали, что у каждого опрошенного есть разнообразные гаджеты. У большинства лиц, участвующих в опросе есть телефоны и компьютеры (ноутбук). В первую очередь телефон (смартфон) используется респондентами для игр, во вторую - для разговоров и СМС, в третью- для общения в социальных сетях. Мы узнали, что большей степени респондентов смотрят телевизор от 1 ч.- 2ч. 78 % опрошенных используют персональный компьютер для поиска учебной информации, 50% для игр, планшет используется 32 % опрошенных для поиска учебной информации,41% для игр.
По результатам нашего исследования, в большинстве случаев дети (56%) учат уроки от 1ч.- 2ч. В нашем исследовании только 15 % детей делают уроки более 3-х часов. Наблюдения позволяют сделать вывод, что большое количество времени уходит на уроки в том случае, если учащийся устал и выполняет задание в позднее время суток после посещения кружков.
Исследование позволило определить, что учащиеся, принявшие участие в опросе, мало читают. 55% участников читают менее 30мин
Дети, участвовавшие в опросе гуляют менее часа или более трёх часов (возможно, имелось ввиду во время каникул или в выходные дни, когда вообще гуляют).
На головные боли жалуются 59%участников, на сонливость, усталость - 55%, 32% - на нежелание общаться с друзьями, родителями, на нежелание идти в школу - 41%.
Положительно, что большинство детей (82 %), участвовавших в проведении исследованию знают, что гаджеты влияют на здоровье. Таким образом, можно предположить, что плохое самочувствие школьников, принявших участие в опросе, может быть вызвано недостаточным нахождением на свежем воздухе. Большую часть времени дети находятся в школе, дома, в кружке, где используется компьютерная техника.
Рекомендации
И компьютерное кресло, и стол должны соответствовать росту ребенка. Стул обязательно должен быть со спинкой, а расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 70 сантиметров. Обязательно нужно делать перерыв в работе каждые 10 минут и проводить очень полезную гимнастику для глаз.
Для работы нужны только качественные проверенные программы, предназначенные именно для детского возраста. Нужно избегать компьютерных программ и игр, содержащих сцены насилия крови убийств.
Детям только с 2-х лет разрешается смотреть телевизор, причем, не больше 20-30 минут за весь день. Телевизор в фоновом режиме, когда мама смотрит, а ребенок находится рядом и тоже поневоле смотрит, также считается. Телефон, компьютер, планшет детям раньше 3-5 лет позволять не стоит.. С 5-7 лет это время можно продлить 1 часа и 5 минут. Дети 7 лет и старше могут проводить перед экраном всего 1час и 40 минут, а старше 10 лет – 2 часа в день.
Важно отметить, что все это время нужно разделить на несколько частей и делать паузы. Для профилактики близорукости важно делать паузы в работе за компьютером каждые 20 минут на 20-30 секунд. Во время паузы взгляд нужно переводить вдаль, например, можно посмотреть в окно.
В том случае, если есть какие-то либо проблемы со зрением, допускать садиться за компьютер возможно только после предварительной консультации и с разрешения детского врача – окулиста.
Советы по использованию гаджетов детьми .Мы можем предложить вам некоторые советы. Постарайтесь ограничить общение с гаджетами до тех пор, пока они вам не понадобится. В это время постарайтесь чаще гулять как можно больше общаться с друзьями. Не забывайте уделять больше времени творчеству, чтению книг, подвижным играм и прогулкам на свежем воздухе. Не пользуйтесь виртуальными играми, когда они есть в реальной жизни. Играть в шахматы с дедушкой или папой – разные вещи.. Помните, что использование гаджетов – тоже зависимость
Список использованных источников и литературы
Горбунков И.Г. Как электромагнитное излучение влияет на человека? URL: https://otravilsya.com/izlucheniya/ ehlektromagnitnye/kak-elektromagnitnoe-izluchenie-vliyaet-na-cheloveka/https://otravilsya.com/izlucheniya/ehlektromagnitnye/kak-elektromagnitnoe-izluchenie-vliyaet-na-cheloveka/
Как компьютер влияет на зрение.- URL: https://cvclinic.ru/vsyo-o-zrenii/kak-kompjuter-vlijaet-na-zrenie/
Матыс В. В. Польза и вред для детей от современных гаджетов. - URL: https://ddu28grodno.schools.by/
Приложение 1
Анкета
Мы проводим исследование по теме « Влияние копьютерной техники на здоровье детей».Просим ответить на несколько вопросов. Ответы подчеркните!
1.Какие современные технические новинки у Вас есть?
а) телефон
б) компьютер (ноутбук)
в) планшет
г) телевизор
д) ваш вариант ответа
2.Как Вы используйте телефон?
а) для разговоров и СМС
б) для игр
в) для общения в соцсетях
г) ваш вариант ответа
д) для селфи
3. Как Вы используйте компьюер?
а) для поиска учебной информации
б) для игр
в) для общения в соцсетях
г) ваш вариант ответа
д) для просмотра фильмов
е)для чтения книг
4 Как Вы используйте планшет?
а) для поиска учебной информации
б) для игр
в) для общения в соцсетях
г) ваш вариант ответа
д) для просмотра фильмов
е) для чтения книг
5. Сколько времени Вы смотрите телевизор?
а) от 1ч.-2ч
б) от 2ч.-3ч
в) от3 ч. -4 ч
г) ваш вариант ответа
6.Сколько времени Вы учите уроки?
а) от30мин.-1 ч
б) от 1ч.-2ч
в) от 2ч. – 3ч
г) свыше 3 ч
7. Сколько времени в день Вы читаете?
а) от30мин.-1 ч
б) от 1ч.-2ч
в) от 2ч. – 3ч
г) свыше 3 ч
д) менее 30мин
8.Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?
а) от30мин.-1 ч
б) от 1ч.-2ч
в) от 2ч. – 3ч
г) свыше 3 ч
9. Бывают ли у Вас:
а) головные боли
б) сонливость, усталость
в) беспричинная тревога
г) апатия
д) внезапная агрессивность
е) нежелание идти в школу
ж) нежелание общаться с друзьями, родителями
з) ваш вариант ответа
10. Влияет ли Ваша информационная загруженность на успеваемость в школе?
а) да
б) нет
в) ваш вариант ответа
11.Знаети ли вы что гаджеты влияют на здоровье детей?
а) да
б)нет
в) что-то слышали
Спасибо!!