Создание интерактивной 3D-книги на примере учебника «Enjoy English» для 6 класса

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание интерактивной 3D-книги на примере учебника «Enjoy English» для 6 класса

Пономарева А.О. 1
1Федерального государственного автономного образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет»
Киргизова Е.В. 1
1ЛПИ- филиал СФУ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются, наиболее эффективным средством обучения и воспитания детей. Учащиеся школ должны не только обладать знаниями в области информационно-коммуникационных технологий, но и эффективно их применять их в своей учебной деятельности, так как они являются основной компетенцией универсальных учебных действий в стандартах нового поколения. Основная проблема состоит в том, что учащиеся не всегда в полном объеме используют компьютерные технологии в других сферах деятельности, преимущественно это лишь создание презентаций и видеороликов.

В нашей работе по созданию 3D-книги, мы решили не только применить знания, но и расширить возможность их применения, в новом для нас направлении. Электронные издания играют особую роль в образовательном процессе в настоящий момент, они относятся к наиболее динамически развивающемуся классу учебной продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается. Электронные учебники или электронные образовательные ресурсы – это электронные издания, содержащие в себе упорядоченный свод знаний по соответствующей дисциплине, которые способны обеспечить овладение обучающимися умениями и навыками в этой области.

Цель нашей работы: создать 3D-книгу «EnjoyEnglish» для учащихся 6 классов с помощью программы Kvisoft flipbook maker.

Для достижения цели выделили следующие задачи:

Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

Изучить возможности работы с программой Kvisoft flipbook maker;

Разработать 3D-книгу;

Провести апробирование 3D-книги.

Объект: программа Kvisoft flipbook maker (инструмент для создания перелистываемой книги).

Предмет: 3D-книга по английскому языку.

В ходе исследовательской работы мы использовали следующие методы исследования:

•анализ и синтез теоретического и практического материалов;

•наблюдение;

•опрос учащихся.

Этапы работы

І этап (октябрь 2019) – Теоретический. Выбор и формулировка темы исследования, выдвижение гипотезы и методов исследования, создание 3D-книги.

ІІ этап (ноябрь-декабрь 2019)– Практический. Проведение опытно-экспериментальной работы, апробирование результатов исследования, оформление исследовательской работы.

Теоретическая значимость исследования:

изучена, систематизирована имеющаяся литература по данной теме;

доказана эффективность использования 3D-книги для активизации познавательной деятельности школьников;

изучен ряд программ, с помощью который будет реализоваться данный проект.

Достоверность результатов исследования определяется анализом теоретического и экспериментального материала методом математической обработки.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ

1.Что такое электронный учебник?

Для определения понятия электронный учебник, мы заглянули в свободную энциклопедию «Википедия». Электронный учебник — это специальное устройство или программное обеспечение, используемое в образовательном процессе и заменяющее собой традиционный бумажный учебник.

2.Что такое 3D-книга?

3D-книга визуально отличается от других электронных книг. На экране она выглядит как настоящая книга с переворачивающимися страницами, при этом даже слышен их шелест, а если на сенсорном экране захватить пальцем угол книги, потянуть, можно листать страницы, что создает полную иллюзию чтения настоящей книги. Также они отличаются от простых электронных книг креативным подходом, с использованием всех форм мультимедиа: текстовые надписи, ссылки, изображение, видеоролики, звуковое сопровождение, анимации с перелистыванием страниц и «говорящим» текстом.

Предполагается, что электронные устройства учеников можно будет определять в единую сеть. Преподаватель сможет работать с каждым устройством, комментировать работу учеников, давать и проверять задания.

3. Различия между электронными и печатными учебниками

Нами были рассмотрены следующие сравнительные характеристики для печатных и электронных учебников: уровень сложности, уровень наглядности, уровень проверки знаний, дополнительная помощь, словарь, изменение (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительные характеристики

Печатное издание

Электронный учебник

Уровень сложности

Рассчитан один уровень сложности

Может содержать несколько уровней сложности

Уровень наглядности

Ниже, из-за ограниченных возможностей представления информации: картинки и графики

Выше, благодаря возможности использования аудио-и видеофайлов, гиперссылок. Можно увидеть физический или химический эксперимент в динамике

Уровень проверки знаний

Небольшое разнообразие заданий для самопроверки. Невозможность узнать результат самопроверки

Огромное разнообразие проверочных заданий, возможность не только сразу узнать результаты самопроверки, но и получить комментарии и разъяснения при неправильном ответе

Дополнительная помощь

Отсутствует

При самостоятельной работе «возникают» подсказки, помогающие правильно выполнить задание

Словарь

Для того, чтобы найти интересующее определение, нужно перелистать весь учебник

Благодаря гиперссылкам, можно сразу же найти нужное понятие за доли секунд

Изменение

В уже изданный учебник нельзя добавить что-то новое. Его необходимо переиздать, чтобы дополнить

Возможность корректировки, дополнение и исправления информации в любое время

Достоинствами электронного учебника являются:

Способность адаптироваться под индивидуальные запросы учащегося, то есть возможность использовать текстовую и гипертекстовую структуры.

Использование дополнительных возможностей. Обычно, электронные учебники включают в себя несколько частей: текстовую (аудио) часть, графическую часть (рисунки, схемы, чертежи, таблицы), анимацию, видео- и аудиозаписи, и строятся по модульному признаку. Использование компьютерной анимации дает возможность визуализировать сложные графики, схемы и явления макро- и микромира, что при использовании 3D-книги благотворно влияет на усвоение материала студентами.

Простой и удобный поисковый механизм, как в самом электронном учебнике, так и за его пределами. С помощью гиперссылок можно перемещаться не только по тексту (картинкам и графикам) учебника, но и перейти на сайт в интернете с необходимой информацией.

Простота и объективность контроля знаний. Тестовые задания позволяют достаточно быстро и непредвзято оценить знания студентов. Более того, благодаря рандомной компоновке вопросов, варианты тестов индивидуальны и не повторяются. Так же студент может выбрать уровень сложности тестов, ориентируясь на свои здания.

Недостатками электронных учебников являются:

Необходимость использования специального оборудования и программ для работы с электронными пособиями. Не смотря на повсеместное использование компьютеров и прочих гаджетов, к сожалению, не у всех есть возможность их приобрести, либо имеющиеся не поддерживает необходимое программное обеспечение.

Для нашей страны дистанционное обучение является непривычной и нетрадиционной формой, поэтому электронные учебники, как новые средства обучения, многие воспринимают с недоверием, считая, что они не способны заменить обычных занятий.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что электронные учебники обладают практической ценностью. Они способны не только предоставлять информацию разнообразными способами, но так же дают больше возможностей для самостоятельной работы.

II. СОЗДАНИЕ 3D-КНИГИ

1.Создание книги в Word

Работа над созданием 3D-книги начинается с создания книги в текстовом процессоре MSWord. Нами был выбран учебник М.З. Биболетовой «EnjoyEnglish» по английскому языку для 6 класса. Для того, чтобы перевести «бумажный» вариант учебника в «электронный», мы отсканировали текст учебника на английском языке в программой FineReader, сохранив наш документ в формате *.pdf. Далее мы создали титульный лист. Можно использовать готовые шаблоны, предлагаемые программой MSWord, написать название книги, мы же вставили настоящую обложку с книги английского языка. Далее добавили нумерацию страниц. Следующим этапом в текстовый документ вставили картинки в нужных нам местах будущей 3D-книги, в нашем случае это не только отсканированные с учебника, но и найденные с помощью сети Интернет, для более наглядного, красочного и современного ее оформления.

Когда наш документ готов, мы добавили содержание, сразу после титульной страницы. Для этого каждый раздел, подраздел текстового документа оформили определёнными стилями: Заголовок 1, Заголовок 2. Основное меню Ссылка – Автособираемое Оглавление создала его автоматически.

Книга в MSWord готова, и для того, чтобы с ней можно было работать в программе для создания 3D-книг, необходимо текстовый документ сохранить в PDF формате.

2. Подготовка аудио и видеофайлов

В учебно-методический комплект входит не только учебник и пособие для учителя, но и диск с прилагаемыми аудио файлами, для изучения данного курса английского языка. Выбрав нужные для нашей книги, столкнулись с проблемой: если вставить в 3D-книгу аудиофайл, то он будет идти фоновым сопровождением, а мы запланировали включение аудио файлов в нужных нам местах, в процессе изучаемого материала. Для этого:

- аудио файлы в формате *.mp3 преобразовали с помощью простейшего видео редактора в видеофайл со звуком.

- программа MoveMaker позволяет сохранять видеофайл только в формате *.wmv, нам пришлось конвертировать файлы в тот формат, который распознает в программе KvisoftFlipBookMaker. Программу VLCmediaplayer мы выбрали случайно, но возможностей ее вполне хватило для обработки видеофайлов.

3. Создание книги в программе KvisoftFlipBookMakerPro

KvisoftFlipBookMakerPro – простейшая в использовании программа, которая позволяет превратить PDF файлы, картинки, фотографии в книги с эффектом перелистывания страниц.

Программа имеет 20 встроенных шаблонов с возможностью создания своих собственных. Позволяет добавить название книги, цвет, фон, кнопки навигации. Есть возможность импортировать фотографии или изображения в форматах JPEG, BMP, PNG, вставлять на страницы музыку и видео.

Для создания книги нужно:

Подготовить файл PDF, картинки, видео, аудио файлы по желанию.

Загрузить содержимое.

Отредактировать страницы: порядок и размеры. Вставить видео, аудио, ссылки, текст, анимацию, различные флеш эффекты (например, мыльные пузыри).

Настроить дизайн: фон книги, кнопки, оглавление, логотип.

Вывести книгу в нужном нам формате.

Работа аудиофайла может быть различна: музыка может звучать на протяжении просмотра всей книги, может включаться при определенных страницах, при их открытии, а может работать как аудиоплеер.

Добавлять видео в книгу можно разными способами: непосредственно с компьютера, либо с видеохостинга «youtube», что в свою очередь очень удобно, потому что видео не будет занимать место в книге, а от этого зависит скорость ее работы.

Данная программа позволяет редактировать саму книгу следующим образом:

- переставлять страницы местами;

- загружать фото, картинки, ссылки, видео и многое другое;

- добавлять текст;

- выбрать дизайн книги, настроить внешний вид: эффекты перелистывания страниц, вид обложки - твердая или мягкая, вид и функции кнопок.

- можем поставить пароль.

Последним этапом создания 3D-книги – это ее сохранение. Книгу можно сохранить в различных форматах: HTML, EXE, ZIP. Из рекомендаций мы узнали, что часто используемые форматы: HTML или EXE. Формат HTML создает папку с файлами, открывается с помощью любого браузера, на любом компьютере. Причем подключение к сети интернет не обязательно. Браузер служит лишь площадкой для просмотра файла. EXE создает один файл, но сработает он только на компьютерах с установленной системой Windows. Книги можно читать на планшетах, смартфонах, на системе Android можно использовать программку Cool Reader.

III. АПРОБИРОВАНИЕ 3D-КНИГИ

Основные понятия электронного обучения определяются Законом «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. (Ст.16,п.1). В связи с этим была установлена 3D-книга (скриншоты книги приведены в Приложении 1) на компьютерах. В школе были проведены уроки английского языка с ее использованием. Для удобства использования 3D-книги мы распечатали и провели инструктаж «Как пользоваться 3D-книгой». Инструкция приведена в работе (Приложение 2). В процессе наблюдения во время урока, нами были выделены следующие недостатки и преимущества 3D-книги (таблица 2).

Таблица 2

Преимущества

Недостатки

Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого. В частности, имеется в виду возможность использования как текстовой или гипертекстовой, так и фреймовой структуры учебника.

Необходимость наличия специального дополнительного оборудования для работы с электронным учебником, прежде всего – компьютера с соответствующим программным обеспечением и качественным монитором.

Возможность использования дополнительных средств воздействия на обучаемого, что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал (звуковое сопровождение, видео, красочные картинки)

Непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации в течении всего урока.

Простой и удобный механизм навигации в пределах электронного учебника.В электронном пособии используются гиперссылки

 

После урока был проведен опрос среди учеников. Всего в опросе участвовало 26 человек. Анкета включала в себя 6 вопросов:

1.Понравилось ли вам использовать 3D-книгу на уроке?

2.Какие положительные стороны вы можете назвать в использовании 3D-книги?

3.Какие отрицательные стороны вы можете назвать в использовании 3D-книги?

4.Хотели бы вы, чтобы все бумажные учебники были заменены на 3D-книги?

5.Хотели бы вы сами создать 3D-книгу?

Результаты получились следующие. На первый вопрос ученики дали следующие ответы: да-88%, нет-12%. На второй вопрос были получены следующие варианты ответов: яркое оформление книги; много картинок; интересное работать с 3D-книгой, удобна в использовании, современно и др. На третий вопрос ученики отказались отвечать, так как ничего не выявили. Вопрос показал следующие ответы: да- 69%, нет: 23%, не знаю- 8%. И на последний вопрос большинство анкетируемых ответили да-69%, нет-23%, не знаю- 8%.

Учащиеся в высокой степени усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют дальнейшие результаты тестирования. Ученикам очень интересно работать с электронным учебником, они с удовольствием читают текст, рассматривают картинки, бурно обсуждают просмотренный видео фрагмент. Практически каждый ученик может работать с учебником в своем индивидуальном темпе. Именно такое «легкое» отношение психологически раскрепощает ученика, позволяет раскрыть свой творческий потенциал, развивает интеллект. На таком уроке не скучно, потому что нет монотонности изложения материала, черно-белого оформления, все дается в интерактивной форме, красочно, ярко, доступно и привлекательно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс создания 3D-книги проходит в несколько этапов: во-первых, это создание книги в Word, во-вторых, подготовка аудио и видеофайлов, и непосредственно создание книги в программе KvisoftFlipBookMakerPro. И для того, чтобы правильно и грамотно создать эту книгу, нам пришлось изучить ряд программ, которые не все изучаются в школьном курсе информатики: текстовый процессор Word, программа для сканирования ABBYYFineReader, программа для работы со звуком Audacity, программа для работы с видеофайлами WindowsMovieMaker, программа-конвектор VLCmediaplayer и непосредственно KvisoftFlipBookMakerPro. Работа по созданию книги была очень полезной и увлекательной, так как расширился кругозор программ по работе с документами различных форматов.

В исследовательской части были приведены результаты анкетирования учащихся по использованию электронных книг в учебном процессе, а также нашего собственного опыта использования книги «EnjoyEnglish» для 6 класса. Выводы, сделанные по этой части работы только подтверждают правильность выдвинутой гипотезы. 

Как из теоретической части, так и из практической следует, что уроках, проводимых с помощью электронных пособий, повышается активность, интерес, начиная просто с просмотра книги, заканчивая над осмыслением ее содержания. Систематическое использование 3D-книг в учебном процессе развитию познавательного интереса у учащихся. 

Подводя итоги всего выше сказанного, мы считаем, использование 3D- книги на уроках, повышают интерес к изучаемому предмету, а создание книги повышает интеллектуальный уровень информационной грамотности человека, что в современной быстротекущей жизни очень важно.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.тАнглийский язык:Английский язык с удовольствием/ Enjoy English: Учебник для 6 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, 2013.-208с

Баркова Е.Преимущества и недостатки электронных учебников и их место в современном образовании/ Е. Баркова магистр 2 курса, кафедра Управление инновациями ФГБОУ ВПО УГАТУ, г. Уфа

https://sibac.info/studconf/hum/xxxvii/43753

Библиотека «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» - http://www.ict.edu.ru

Великобритания. Репортаж. Видеоуроки-

https://www.youtube.com/watch?v=vIcPpBVJ3Ro

Википедия- http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия

Дистанционный информационный курс «3D-книга для педагога» - http://art-olive.ru/distanzionniy_kurs.html

Интересные факты об Англии- https://www.youtube.com/watch?v=1eoObsH93Bw.

Программноеобеспечение- http://www. Kvisoft.com/flip-fook-maker

Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 7 класса / Н. Д. Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 168 стр.: ил.

Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 178 стр.: ил.

Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 182 стр.: ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Скриншоты некоторых страниц 3D-книги

Пример страницы: Обложка.

Пример страницы: Оглавление.

Пример страницы: 4-5 с аудиозаписями.

Пример страницы: страница с текстом, рисунками.

Пример страницы: с видеофрагментами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инструкция «Как пользоваться 3D-книгой»

После того как Вы запустили 3D-книгу с курсом, обратите внимание на панель меню внизу экрана, состоящую из левого и правого меню. Это кнопки – новигаторы, которые сделают чтение журнала удобным и приятным. При наведении курсора на кнопку, появится её название на русском языке.

Закладки – Вы можете оставить закладку на любой странице и в дальнейшем, быстро перейти на нее.

Оглавление – Нажав на эту кнопку, Вы увидите содержание книги. Кликнув мышью по любой главе в содержании, Вы попадете на нее в книге.

Звук – можете включить или отключить

Печать - Вы можете распечатать любую страницу журнала.

Миниатюры– при нажатии на данную кнопку, перед Вами появятся все страницы книги в виде уменьшенных изображений. Кликните по нужной странице и она откроется.

Увеличить – Если Вы не можете разобрать текст, либо скриншоты – нажмите на эту кнопку (также – стрелка «вверх» на клавиатуре).

Уменьшить – уменьшить размер страницы (также – стрелка «вниз» на клавиатуре).

Полноэкранный режим – расширение окна на весь экран монитора. Для выхода из полноэкранного просмотра нажмите Esc на клавиатуре.

Воспроизвести - автоматическое пролистывание страниц.

Первая страница – возврат на первую страницу книги..

Предыдущая – возврат на одну страницу назад (также – стрелка «влево» на клавиатуре).

Следующая – на одну страницу вперед (также – стрелка «вправо» на клавиатуре).

Последняя страница – переход на последнюю страницу книги.

В идеале 3D –книгу лучше читать на большом экране. На маленьком экране могут плохо или некорректно просматриваться текст и картинки. Эту проблему можно решить, увеличив изображение. Приятного Вам обучения и новых достижений!

Просмотров работы: 44