Введение
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится все более важной проблемой, и решают ее сегодня на высшем государственном уровне. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая перед кадетамив Краснодаре, сделал следующее обращение: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России» [http://ros-idea.ru/site/].
Отмечено, что за последние годы у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень. Выросло поколение молодых граждан, которые не знакомы с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.
Поэтому становится очевидным необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности.
Актуальность темы: патриотическое воспитание рассматривается на самом высоком государственном уровне. Патриотизм неотъемлемая часть гражданина страны. Для меня эта тема наиболее актуальна, потому что в будущем я собираюсь поступить в военное училище.
Объект исследования – патриотизм, патриот.
Предмет – патриотизм как высоконравственное качество личности.
Цель исследования – изучение понятий «патриотизм», «патриот» и выявление личностных качеств патриота, формирование пути развития патриотизма.
Практическая значимость: данная работа позволит дать оценку патриотических чувств у моих сверстников и разработать определенные рекомендации «Если ты хочешь стать патриотом».
База исследования: учащиеся 4 «А» и 4 «Б» классов МБОУ «СОШ № 140» г. Казани в количестве 61 человека.
Средства и методы:
-Изучение соответствующей литературы по вопросу исследования.
-Анкетирование учащихся.
-Анализ полученных данных.
Гипотеза: патриотами становятся, а не рождаются.
Задачи работы:
Ознакомиться с термином «патриотизм» и «патриот»;
Изучить научную литературу по данной теме;
Исследовать патриотическое воспитание воспитанников военных училищ;
Проанализировать данные анкет;
Дать рекомендации «Если ты хочешь стать патриотом».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- проанализированы разные определения термина патриотизм;
- изучены методы патриотического воспитания в военных училищах;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Глава I. Патриотическое воспитание подрастающего поколения
1.Что такое патриотизм.
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»
Н.М.Карамзин
В словаре Д.Н. Ушакова этот термин объясняется так: патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. (Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова) [1]. Педагогический энциклопедический словарь даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…». [1]. С точки зрения этики «патриотизм» - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к Родине.
Патриотизм складывается из следующих компонентов:патриотического сознания, патриотических чувств, патриотических убеждений, толерантности, патриотического поведения человека.
Личностные качества патриота:
Самопожертвование - жертвование своими личными интересами.
Бескорыстие - отсутствие заботы о личной выгоде.
Чувство долга – долг – обязанность по отношению к Родине.
Активная гражданская позиция - активное стремление направить свои способности на благо других людей, на благо своей Родины.
В царской России в русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради своей страны.
В советское время, говоря о патриотизме, опирались на трактовку основателя Советского государства В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [2].
В ходе Великой Отечественной войны народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» [4].
Что же такое «патриотизм»? Какое определение нам дают научные источники?
Патриотизм - это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, защита Родины от врагов. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям [1]. Патриотизм (от греч. Patriotes – соотечественник – patris – родина)- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства [http://ru.wikipedia.org].
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Обратимся к истории воспитания патриотизма в нашей стране. Россия всегда была духовной страной с высокоразвитыми культурными традициями.
Развитие культуры и просвещения народов России имеет многовековую историю. Еще в Киевской Руси первое упоминание об организации обучения и воспитания детей относится к X в. Важный этап в истории просвещения связан с реформами Петра I. Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история, ее культурное наследие, ее духовное становление во времени. Патриотизм - это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас - с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее.
У нашей страны богатое историческое прошлое. История России - история проявления патриотизма. Две трети своего существования Россия вела борьбу за сохранение своей независимости. При этом преобладающими были освободительные мотивы. В этих условиях патриотизм стал естественной идеологией русской нации. История Отечества изобилует бесчисленными примерами высоких патриотических поступков наших соотечественников. Российский патриотизм явление своеобразное.
Каковы же его особенности? В чём и как он проявляется? Рассмотрим подробнее.
Особая любовь русских людей к родной земле. Так было и в 1812 году, и в годы Великой Отечественной войны.
Общинность.Издревле на Руси она проявлялась в решении наиболее значимых социальных вопросов на общих сходах (вече). Многие понятия в русском языке связаны с общинными, родственными отношениями. Стоять насмерть за брата и отца, за Отечество – являлось неписаным правилом.
Свободолюбие, готовность к сознательному самопожертвованию ради свободы Отечества. Даже в условиях жестокой неволи русский человек всегда стремится к своему освобождению, к возвращению на Родину, к свободной жизни.
Жизненная стойкость и мужество. Эти качества питают твердость духа в нелегкие для Родины времена, неистребимую веру в «лучшую жизнь», терпеливость и выносливость.
Особое понимание воинского героизма. Оно характерно в первую очередь для русских полководцев, стремившихся разделить с простыми солдатами все тяготы их службы и боевой деятельности. Так, и Дмитрий Донской, и А.В. Суворов считали за честь драться в первых рядах своей армии.
Державность. Наиболее ярко она выражается в национальной гордости за принадлежность к великой стране, представители которой внесли значительный вклад в развитие культуры, науки и искусства, человеческой цивилизации.
Интернациональность, проявление миролюбия и добрососедских отношений с другими народами. Люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина - Россия. История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. Наиболее ярко интернациональный характер патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали войны более 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии И.В. Панфилова сражались войны из самых разных уголков нашей необъятной Родины.
Итак, патриотизм включает в себя:
·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
·уважительное отношение к языку своего народа;
·заботу об интересах Родины;
·осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
·проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
·гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
·гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
.ответственность за судьбу Отечества.
2. Военные училища как символ воспитания патриотизма
Уже во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Данные учреждения успешно готовили для российского государства специалистов как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев.
Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII веке для подготовки молодых людей, прежде всего, к военной и гражданской службе. По инициативе Петра I в 1701 году была учреждена «Навигационная школа», которая позже стала Морским кадетским корпусом.
Помимо кадетских корпусов, развивались так называемые Императорские лицеи. Наиболее прославившийся из них — Императорский Царскосельский лицей. В советское время были созданы суворовские училища.
Автором идеи создания суворовских училищ является известный русский, советский военный деятель, генерал Алексей Алексеевич Игнатьев. За идею создания суворовских военных училищ генерал-майору Игнатьеву А.А. было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта.
Суворовские училища размещались в городах, в которых в царской России располагались кадетские корпуса. В первую очередь принимались дети-сироты, которых война лишила родителей, дети фронтовиков — офицеров и солдат Красной Армии, дети партизан…
Было открыто 9 суворовских военных училищ, а также Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военные училища.
Суворовская военная школа — национальное достояние России. Ее особая жизненная сила заключается в том, что она принадлежит истории нашего Отечества и одновременно активно применяется в сегодняшней теории и практике. Суворовские идеи отражены во многих положениях нынешней Военной доктрины России, в программах и планах военного строительства, в современных уставах и наставлениях, в повседневной подготовке офицерских кадров, практике обучения и воспитания воспитанников училищ.
Сегодня мыслить и действовать по-суворовски — значит осваивать предшествующий опыт, извлекать из него уроки, на этой основе находить оптимальные решения сегодняшних проблем и успешно выполнять их в новых условиях. Первостепенную значимость приобретает духовный потенциал, соединенный с высоким профессионализмом.
Суворовский гений придал сформулированным полководцем принципам и требованиям обучения и воспитания живой, созидательный, творческий дух. Они освещены ясным пониманием русского народного характера, четкими и твердыми представлениями о добре и зле, о доблести и славе, о стойкости и мужестве, о чести, достоинстве, верности долгу, преданности Отечеству, как главных добродетелях человека [ http://ru.wikipedia.org]. Сегодня эта система служит решению задач формирования патриотического сознания молодежи, упрочения нравственных основ ее активной жизненной позиции. Их целью остается подготовка юношей к военной службе, дальнейшему обучению воинским специальностям, получению в будущем офицерского звания. Я желаю поступить в суворовское училище, поэтому данная тема мне особенна актуальна.
Глава 2. Анкетирование учащихся и анализ результатов
В начале нашего исследования мы выдвинули цель данного исследования – разработать программу патриотического воспитания у учащихся.
Было бы недостаточно только изучить литературу по формированию чувства патриотизма у школьников. Для выявления форм и методов патриотического воспитания необходимо было так же получение практических данных. С этой целью мы провели анкетирование среди учеников 4-х классов МБОУ «СОШ № 140» г. Казани. В ходе исследования учащимся была предложена анкета разработанная мною при помощи научного руководителя. Анкета предназначалась для выявления сформированности чувства патриотизма, определения отношения учащихся к поставленной проблеме.
Перед началом исследования участники получили инструкцию: «Прочтите внимательно вопросы и дайте ответы. Там, где требуется, аргументируйте свой ответ. Анкета анонимная, постарайтесь ответить, как можно честнее».
В исследовании приняли участие 61 человек из 4 «А» и 4 «Б» классов. Результаты анкетирования.
1.Что такое Родина?
-Родина – это страна, в которой мы родились и живем (15 учеников)
-Родина – это наш дом (14 учеников)
-Родина – это родной край (12 учеников)
-Родина – место, где ты родился (18 учеников)
-Ответ «не знаю» был у двоих учащихся.
2.Интересуешься ли ты историей своей Родины?
-Да ( 58 человек)
-Нет (3 человека)
3. С чего начинается любовь к Родине, любовь к Отечеству:
- начинается с добрых отношений в семье (19 человек)
- начинается с доброго отношения к людям (21 человек)
- начинается с к окружающему их миру (17)
-не знают (4 человека)
4.Патриот – человек, который…
-Патриот любит и уважает свою Родину (35)
-Готов стать на защиту своей Родины (20)
-Гордится своей страной (4)
-Заботится о своей стране (2)
-Затрудняются ответить. (1 человек)
5.Считаешь ли ты себя патриотом?
-Да (51человек)
-Нет (2 человека)
-Не знаю (8 человек)
6.Как ты понимаешь, что такое «патриотизм»? Патриотизм – это…
50% учащихся полагают, что патриотизм – это любовь к Родине;
30% - стремление защищать свою Родину;
10% - гордость за нее;
5% - чувство преданности, ответственности перед страной;
5% - затрудняются ответить.
7. Испытываете ли вы гордость за свою страну?
-Да (56 человек)
-Не знаю (5 человек)
Результаты исследования позволяют мне сделать следующие выводы: мои сверстники любят и уважают страну, в которой родились.
И в то же время мне стало ясно, что не всем еще понятны слова - «патриотизм», «патриот». А значит, моя работа может иметь продолжение в размышлениях, дискуссиях, в конкретных делах нашей школы.
Анализируя все вышеизложенные факты, складывается следующий образ патриота.
Патриот, кто он?
- Тот, кто любит то место, где родился и вырос.
-Знает историю своей страны, гордится своими предками.
- Готов стать на защиту Отечества.
-Отстаивает престиж свой страны.
- Готов отдать своей Родине все силы и способности.
Итак, что же значит быть патриотом? Это значит чувствовать патриотизм, испытывать любовь в своей Родине и ставить ее интересы выше своих собственных, это желание сделать все возможное, чтобы сохранить её саму, её народ и её культуру, желание защищать её интересы и границы. Д.С. Лихачёва: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» [3]. Только совместными усилиями школы и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России.
Практическим выходом работы являются рекомендации, адресованные ученикам начальной школы: «Если хочешь быть патриотом»:
Изучать историю своей страны, знакомиться с памятными и историческими местами своей Родины.
Испытывать гордость за людей, которые прославили свою страну.
Гордиться достижениями своей страны, республики, родного города, школы, семьи.
Знать наизусть слова государственного гимна Российской Федерации; у учеников должен сформироваться навык правильного прослушивания государственных гимнов России и Татарстана, знать государственную символику России и национальную символику Республики Татарстан;
Знать такие понятия, как «патриот», «Родина», «Отечество «президент», «герб», «флаг», «гимн», «ветеран», «вечный огонь»;
Ученики начальных классов должны знать важные памятные даты, связанные с историей нашей страны: 22 июня 1941 год, 9 мая 1945 года, 12 апреля 1961 года….
Показывай на деле, что ты патриот, проявляй себя с позитивной стороны.
Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь, где возникла твоя родословная.
Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!
Нам есть чем гордиться!
Заключение.
В ходе исследования гипотеза подтвердилась. Патриотами не рождаются, а становятся. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.
Чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.
Проделанная работа позволяет сделать выводы, что патриотическое воспитание ребёнка происходит в основном в семье и в школе, причём с самого юного возраста.
Понятие патриотизм должно стать «модным», «стильным» для современной молодежи. Подрастающее поколение должно понимать, что круто быть здоровым, мужественным, умным, уверенно идти к намеченной цели, любить и уважать свой дом, свой город, свою Отчизну. Особую роль в воспитании патриотизма принадлежит военным училищам, где на практике осуществляется идеи патриотизма.
Список использованной литературы:
1. Большая универсальная школьная энциклопедия издательство «Мир энциклопедий», Москва, 2006
2. Жариков А.Д. «Растите детей патриотами», М. 1980.
3. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., 2004.
4.Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М., «Советская Россия», 1985.
Электронный ресурс
http://ros-idea.ru/site/
http://ru.wikipedia.org