Введение
9 мая 2020 года наша страна, весь российский народ будут отмечать знаменательную дату, 75- летие Победы в Великой Отечественной войне, ставшей важнейшей составной частью Второй мировой войны – самой крупной в истории человечества. Сейчас наши земляки-ветераны в почтительном возрасте и их становиться меньше, поэтому нужно уделять им больше внимания и уважения. Свою исследовательскую работу я посвятила моему земляку- ветерану Великой Отечественной войны Курочкину Якову Васильевичу.
Актуальность данного проекта выражена стремлением сохранить память о ветеранах Великой Отечественной войны, гордость за свою Родину, за своих земляков. Этот проект важен для меня, как память о героически сражавшихся за освобождение нашей Родины людях.
Тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной войне, осталось совсем немного.
Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно–деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности,которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.
Огромную роль сыграл боевой подвиг нашего народа, благодаря которому мир живет спокойно.
Цель работы: Исследовать военный путь ветерана Великой Отечественной войны, подполковника в отставке, военного летчика Курочкина Якова Васильевича и его посильный вклад в дело Великой Победы.
Задачи:
1. Изучить материал, сохранившийся в архиве ветерана: документы и фотографии ветерана Великой Отечественной войны Курочкина Якова Васильевича.
2.Взять интервью о военном пути Курочкина Якова Васильевича.
3.Прочитать книги и статьи о фронтах на которых воевал ветеран Курочкин Яков Васильевич.
4.Собрать сведения о послевоенной деятельности Курочкина Якова Васильевича.
5. Обобщить полученный материал.
Методы исследования: Изучение архивных материалов, художественной литературы , интервью, работа с экспонатами музея школы, материалы краеведческих музеев, публикаций о Великой Отечественной войне; систематизация результатов исследования.
Практическое применение: Материал может быть использован на уроках истории, проведении классных часов, посвященных празднованию Великой победы в Великой Отечественной войне.
Итоги работы
Выступление на школьной научно-проектной конференции.
Проведение уроков Мужества для учащихся школы совместно с приглашением ветерана Курочкина Якова Васильевича.
Выступление перед ветеранами на торжественных встречах посвященных памятным датам.
Познакомить жителей микрорайона Кузнечики Г.о. Подольск с военным путем земляка- ветерана.
Оформление видео проекта о военном пути ветерана.
Биография
Курочкин Яков Васильевич родился 30 апреля 1927 года на хуторе Верхний Нагольный Воробьёвского района Воронежской области. Он рано остался без родителей. Мать-Татьяна Афанасьевна Курочкина умерла, когда Якову было 2,5 года, отец- Курочкин Василий Анисович ушёл из жизни перед самой войной, когда ребёнку было 10 лет. Яков Васильевич рос и воспитывался в многодетной семье. Из 14 детей он был самым младшим ребенком. После сильного голода в 1933 году, в семье осталось 6 детей.Когда Якову Васильевичу 3 года его забрали однофамильцы, и ребёнок «пошёл по людям » вспоминает ветеран.Приёмная мать Якова Васильевича умерла в 1940 году. После окончания Яковом 4 класса семья перебралась на Кубань в Брюховетский район, Краснодарского края. Но по определенным обстоятельствам через два года вернулись обратно.[1]
( Приложение №1)
Семья, в которой воспитывался Яков Васильевич была эвакуирована в Грузию, город Поти. В начале войны Якову Васильевичу было 14 лет, и он пошёл работать на судоремонтный военный завод. Там он активно принимал участие в ремонте повреждённых кораблей. ( Приложение №2)
Работа подростком на военном заводе в годы войны.
Из прочтенного материала я узнала, о тысячи учащихся старших классов и студентов, выполнявших свой патриотический долг, уходивших в дивизии народного ополчения, в Красную Армию, в партизанские отряды. С первых же дней войны они принимали активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, в оказании помощи раненым в госпиталях. Учебные заведения организовали широкую общественно работу. По распоряжению партии и правительства началась эвакуация воспитанников детских учреждений из прифронтовых районов. Главной задачей руководителей детских заведений была забота о состоянии здоровья их подопечных. Было организованно специальное питание детей. Воспитательной работе был предан боевой и патриотических характер. Изменена программа преподавания почти всех предметов, они стали носить более практический характер.
Из истории судостроительного завода в городе Поти в годы Великой Отечественной войны.
Прочитав литературу , я узнала о истории судостроительного завода в Городе Поти во время Великой Отечественной войны. По́ти — морской порт и город в Грузии, на западе страны, в регионе Самегрело — Земо-Сванети в устье реки Риони, побережье Чёрного моря. Поти был построен на месте античной греческой колонии Фазис. Город стал одним из главных трёх морских портов Грузии в XX веке.
Война потребовала перестройки работы всего народного хозяйства, перевода предприятия на выпуск нужд фронта, перераспределения людских, материальных и финансовых ресурсов. Перестройка проходила в сложных условиях. В отличие от центральных районов страны на заводе не хватало рабочих рук.
В начале 1943 танкеры «Иосиф Сталин», «Вайян Кутюрье», «Кремль» проходили ремонт в Поти, после тяжелых боев 1941-1942 годы встала необходимость ремонта военной техники.
Директор судостроительного завода в Поти - Токарев, Александр Лазаревич организовал коллектив предприятия на режим бесперебойной работы, наравне со взрослыми работавшими по «брони» трудились и подростки, тем самым внося свой посильный вклад в дело Великой Победы.[2]
Из воспоминаний ветерана я узнала, что в 16 лет Яков Васильевич пошёл добровольцем на фронт. Но из-за болезни в тот момент Якова Васильевича не взяли на фронт. До апреля 1944 года он продолжал работать на заводе. Времена были трудные. Работал по 12 часов с пересменой в сутки. За работу давали паёк-хлеб 700 грамм в сутки.
Начало военного пути Курочкина Якова Васильевича.
В 17 лет Яков Васильевич фактические сбежал на фронт , не взяв расчёта на судоремонтном заводе . В армии с 5 апреля 1944 года. Свой военный и боевой путь начал с обучения летному делу. Его отправили в Школу Младших Авиационных специалистов, которую он окончил с отличием. Школа находилась в горной местности, весь день изучали военное дело, самолеты ИЛ-2, проводились занятия по стрельбе и физической подготовке. Получил специальность воздушного стрелка на самолётах штурмовиках
ИЛ-2.За их грозность и бесстрашие лётчиков, немцы называли «чёрная смерть». Только два человека из отделения получили звание сержанта, и Яков Васильевич входил в это число. Школа находилась в горах [3]
Яков Васильевич служил в 3-м штурмовом авиаполку 2-й Чехословацкой смешанной дивизии, среди штурманов в экипаже его самолёта был чех Вацлак. ( Приложение №4)
Изучив научно-публицистическую литературу о истории создания и развития 2-й Чехословацкой смешанной дивизии , я узнала , что20 июля 1944 года полк был переведен на аэродром Проскуров, где в это время проходила подготовку 2-я чехословацкая десантная бригада. Аэродром в Зольна представлял собой обычное поле с травяным покрытием, не имевшим никакого оборудования, кроме минимально необходимого, завезенного полком.Впервые чехословацкие пилоты встретились с противником в воздухе 19 сентября, когда атаковали немецкие войска около Привидца. Разумеется, борьба с вражеской авиацией была основной целью истребителей. ( Приложение №5)
Такая смена климата очень помогла парнюизбавиться от жуткой болезни-малярии.Через три месяца отправили на фронт. Бытовые условия были не простые. Кормили очень плохо. Едыкатастрофически не хватало. Ели сырой картофель, вспоминает ветеран. Жили в Финских домиках, по 32 человека в комнате, а спали на нарах по 8 человек.
Летом 1944 года приехал в Тбилиси, где прошёл медицинскую комиссию. В июле 1944г участвовал в освобождении Западной Украины,Польши и Чехословакии, выполнял боевые задания в тылу врага по уничтожению живой силы и техники противника. В Одном из воздушных боёв, в районе Моравской Остравы, советский штурмовик был подбит. Отбомбив немецкую танковую колонну, на подлёте к линии фронта их атаковали два истребителя. Яков подбил один истребитель из крупнокалиберного пулемёта. Самолёт удалось посадить на своей территории, однако лётчик был ранен, а Я.В. Курочкин контужен. За мужество и сбитый немецкий истребитель он был награждён чехословацкими наградами. Для 18-летнего сержанта война закончилась 12 мая 1945 года в районе г. Праги. ( Приложение №6)
В 1945 году Яков Васильевич снова попадает в Чехословакию в Красную армию. И в это время его полк заключает договор, о том, чтобы большинство частей было вывезено из Чехословакии, поэтому Яков Васильевич пробыл там не больше двух недель. После этого солдата отправляют служить в Австрию, на аэродром в Венерный штадт, который был в20 км Вены, где он
пробыл до осени 1945 года. Осенью дивизия была расформирована, а полк, в котором служил Яков Васильевич «влили» в Пятую Гвардейскую Дивизию, которая находилась в Венгрии.
Из истории создания самолета «ИЛ-2»
Ил-2 — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.Первые серийные Ил-2 изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже на заводе № 18. Ил-2 серийно производился на авиационных заводах Воронежа ,в городе Куйбышеве, на авиационном заводе Москвы. Из общего количества Ил-2 74 % произведено в Куйбышеве. Некоторое время в течение 1941—1942 годов самолёт выпускался заводом Ленинграда и Нижнего Тагила.
Самолёт изначально был сконструирован двухместным. Существует распространённое ошибочное мнение, что Ильюшин был вынужден переделать штурмовик в одноместный по указанию военного руководства страны. Как известно, с отсутствием оборонительного вооружения Ил-2 были связаны неоправданно большие потери этих самолётов в первый год Великой Отечественной войны.[4]
Из истории создания и развития 1-й Чехословацкой отдельной смешанной авиационной дивизии.
Авиадивизия образована на основе 1-го отдельного истребительного авиаполка в декабре 1944 года в составе двух истребительных и одного штурмового авиаполков, а также подразделений обеспечения.
Принимала активное участие в Моравско-Островской и Западно-Карпатской операциях, поддерживая с воздуха словацких партизан и войска Красной Армии, боровшиеся в Словакии. Также участвовала в освобождении Праги.
Послевоенная служба в Вооруженных силах СССР
После войны проходил службу в составе ВВС Московского военного округа.
Яков Васильевич принимал участие в 1946 году в Первомайском параде,пролетая над Красной площадью в составе авиа-группы.
Только в апреле 1946 года его авиаполк возвращается в Россию.
Поскольку дивизия была парадная, полк перебросили в Подольск
С 1950-1954г заканчивает Киевское Высшее Авиационное училище по специальности инженер- лейтенант, после этого снова попадает в Подольск, но уже в технические отряды. Проходил службу в технические отрядах на аэродроме города Подольск в 1950 годы. ( Приложение №7)
После этого, Якова Васильевича отправляют служить в Волоколамск. В 1956 году дивизия была расформирована, и солдаты начали переучиваться на более современную технику, чтобы можно было работать на заводах.
После расформирования полка в 1961 году КурочкинЯков Васильевич попадает в Ржев. В1963 году отправился служить на Курильские острова, где получил звание инженераэскадрильи (капитан).
Стаж военной службы составляет 27 лет, уволен из армии по болезни в 1970 году, в звании подполковника. Переехал жить в Подольск, работал инженером в военном госпитале. Курочкин Яков Васильевич является представителем Комитета ветеранов войны и военной службы Городского округа Подольск, принимает активное участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения. С момента открытия, ветеран активно сотрудничает с коллективом МОУ СОШ №35 Г.о. Подольск. Является постоянным гостем торжественных линеек, посвященных памятным датам истории России, выступает на классных часах в школе, ведет активную патриотическую работу с учащимися.
( Приложения №8, 12, 13)
Награды Курочкина Якова Васильевича.
Из проведенной беседы с Яковом Васильевичем и изучив архивную справку Центрального архива МО РФ, я узнала о наградах ветерана.
Орден Отечественной войны II степени. (06 апреля1985 года)
(Приложение9.2)
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945»
(Приложение 14)
Медаль «За боевые заслуги» (1954 год)
Медаль «За освобождение Праги» (1945) (Приложение 14)
Медаль «30 лет Советской Армии и Флота» (1948) (Приложение 14)
Медаль за безупречную долголетнюю службу в Вооруженных силах
Памятные медали.[5]
Вывод
Изучив судьбу и военный путь ветерана, я стала ближе к страшным военным и трудным трудовым событиям Великой Отечественной войны. В этом выражается актуальность выбранной мною темы.
Тема «Великая Отечественная война глазами земляков-ветеранов» актуальна, так как важно сохранить для потомков события Великой Победы, боль и страдания, которые принесли с собой. Каждая отдельная история личности интересна и важна. Ведь вся сила народа в его прошлом. Мы, молодое поколение должны изучать и помнить героические подвиги наших земляков- ветеранов.
Заключение
Каждую весну мы встречаем долгожданную Победу! Семьдесят пять лет отделяют нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Несмотря на давность событий, потомки ветеранов войны и все россияне продолжают помнить героизм солдат, которые отдавали свою жизнь за нашу возможность жить под мирным небом. Каждый, кто вёл ожесточённую борьбу с фашистами, кто воевал на полях сражений, кто в тылу не покладая рук, не жалея сил трудился на благо Родине, приближая Великую Победу. Очень важно, нам - нынешнему поколению, не забывать об этих страшных событиях и передавать потомкам всю историю Великой Отечественной войны 1941-1945годов. Каждая семья чтит память своих предков, бережно хранит награды своих Героев. Рассказывая о подвигах, мужестве и любви к Родине героев Великой Отечественной войны, у потомков возникает чувство гордости за своих предков, они стараются быть похожими на них, и формируется ответственность перед своими предками за свои поступки.
Очень важно сохранить на века и передавать из поколения в поколение память о Великой Отечественной войне, о трагических событиях и героических поступках наших предков. Воспитывать уважение к ветеранам, участникам Великой отечественной войны и национальной гордости за страну.
В дальнейшем я планирую продолжать изучение военного пути земляков - ветеранов. Тема истории Великой Отечественной войны и памяти подвигов воинов, сражавшихся на фронтах должна быть в памяти подрастающего поколения.
Список литературы.
Александров С. С.Крылатые танки. — М.: Воениздат, 1971.
Сергей Грачёв « Лица Победы», издательство информации Подольск 2016 г.
Владимир Караваев «Медаль за бой, медаль за труд».
Козлов П. Я.«Илы» летят на фронт. — М.: ДОСААФ, 1976.
Сергей Кузнецов. Бронированный штурмовик Ил-2. — Экспринт, 2004
Растренин О. В.Штурмовик Ил-2. Летающий танк. — ЭКСМО, 2007.
К.Д. Чайка « Они сражались, выстояли, победили», Подольск 2005 г.
Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг
Сноски
[1]- Из воспоминаний ветерана Курочкина Я.В.
[2]- Владимир Караваев «Медаль за бой, медаль за труд».
[3]-Сергей Грачёв « Лица Победы», издательство информации Подольск 2016 г.
[4]-Растренин О. В.Штурмовик Ил-2. Летающий танк. — ЭКСМО, 2007
[5]- Архивная справка Центрального Архива МО РФ от 25.04.2019
№8/ П-28377
Приложения
Приложение №1
Ветеран Великой Отечественной войны Курочкин Я.В.
Приложение №2
Родители Курочкина Якова Васильевича
Приложение №3
Курочкин Яков Васильевич в звании сержант 1943 год.
Приложение №4
Карта: «Начало военного пути Курочкина Якова Васильевича
( работа подростком на военном заводе в г. Поти)»
Приложение № 5
Курочкин Яков Васильевич в годы Великой Отечественной войны.
Приложение № 6
Курочкин Яков Васильевич – участник освобождения Западной Украины, Польши, Чехословакии.
Приложение № 7
Курочкин Яков Васильевич ( послевоенная служба)
Приложение № 8
Курочкин Яков Васильевич с представителями Военного комиссариата Подольска и Комитета ветеранов войны и военной службы.
Приложение № 9
Копия удостоверения на награждение медалью
П риложение №10
Копия документа сайт «Подвиг народа»
Приложение № 11
Копия удостоверения на награждение орденом Отечественной войны
Приложение № 12
Учащиеся МОУ СОШ №35 Г.о. Подольска проводят исследовательскую работуо ветеране Курочкине Я.В.
Приложение № 13
Ветеран Великой Отечественной войны Курочкин Я.В. участник патриотических мероприятий МОУ СОШ №35 Г.о. Подольс
Приложение №14
Архивная справка о участии в военных действиях и
наградах ветерана Великой Отечественной войны Курочкина Я.В.
Приложение №15
Скрин размещения исследовательского проекта о ветеране ВОв Курочкине Я.В. на сайте МОУ СОШ №35 и социальных сетях
12