О верности ценностям старшего поколения

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

О верности ценностям старшего поколения

Казанцев Б.Э. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Никольска Пензенской области
Юматова Л.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Никольска Пензенской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Историческая память – необходимое условие для духовной жизни людей, их привязанности к родным местам. Истинному человеку и гражданину мало собственного личного и семейного счастья, ему необходимо процветающее Отечество. На мой взгляд, подлинное воспитание человека, отличающегося высоким уровнем гражданской идентичности, ответственности и патриотизма, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её героев, которые скромно, без пафоса ежедневно трудились на благо нашей страны.

Нам, подросткам XXI века, живущим в период бурного, стремительного потока информации, коммуникативных технологий и модернизации во всех сферах общественной жизни, предстоит сделать нелёгкий выбор: приверженность консервативным традициям или современные инновации? Самостоятельное движение вперёд или учёт уроков прошлого, индивидуализация и интеграция в окружающий социум или всё же коллективизм и возвращение к истокам, к тайнам и мудрости бытия нашего народа, которые невозможно попытаться понять без общения с представителями старшего поколения.

Основная цель моей работы – рассмотреть и обозначить актуальность основополагающих жизненных ценностей моего прапрадеда Попова Александра Алексеевича. Для реализации этой цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи: проанализировать возможную базу источников; провести социологический опрос; изучить жизненный и боевой путь моего прапрадедушки; охарактеризовать детские и юношеские годы; рассмотреть боевой подвиг; проанализировать послевоенную жизнь семьи Александра Алексеевича Попова.

Моё исследование написано с позиций принципов историзма и научной объективности. В работе использовались общенаучные методы: эмпирические, теоретические (описание, анализ), а также специальные исторические методы, такие как, конкретно – исторический и хронологический. Актуальность моего исследования заключается в необходимости сохранения памяти о великих людях и великих событиях, перевернувших ход истории, и извлечении из них уроков гражданского мира, солидарности и толерантности.

Источниковую базу моего исследования составляют: фотографии, документы, архивные и газетные материалы, краеведческая литература; материалы интервьюирования родственников, работников государственных организаций, библиотечно-досугового центра, краеведческого музея, книги по истории России, а также сведения, полученные из архивов, иного рода государственных учреждений и специализированных сайтов сети интернет. Полученные в ходе исследования краеведческие изыскания будут полезны для лучшего осознания истории малой родины.

Мной, совместно с научным руководителем, был проведён небольшой социологический опрос (50 респондентов) на тему ценностей и идеалов современного и старшего поколения. Я задавал моим ровесникам следующие вопросы: Что такое нравственность? Ценность? Каковы на Ваш взгляд, основные ценности старшего поколения? Современного поколения? Существует ли конфликт поколений? Необходимо ли соблюдать преемственность идеалам пожилых людей или необходимо строить свою жизненную траекторию? Проанализировав данные опроса, я пришёл к выводу, что большинство моих сверстников считают, что путь современного человека связан с индивидуализмом, неким отрицанием традиционных ценностей и при теоретическом осознании понятий «нравственность», «идеал», ребята воспринимают их как важные, но немного оторванные от реальной жизни. А я считаю, что это не так и в своём исследовании я постарался проследить идею приверженности ценностям старшего поколения.

Перспектива и практическая значимость моей работы заключается в том, что я планирую обобщить и распространить собственный исследовательский опыт по данной теме, участвуя в конференциях и конкурсах. Но самое главное – исследование даёт реальную возможность воплотить в жизнь лозунг «Никто не забыт и ничто не забыто».

2. Основная часть

2.1. Детские и юношеские годы

К началу XX века в России власть по-прежнему принадлежала царю. Страной правил император Николай II. В начале XX века 130 млн. человек проживали в деревне. Аграрный вопрос стоял острее прежнего. Свыше половины крестьянских хозяйств были бедны. Экономика развивалась, но социальное положение рабочих было очень тяжёлым. Те вопросы, которые остро обозначала линия исторического развития, оставались нерешенными или решенными наполовину.

Вот в таких исторических условиях и родился мой прапрадед. Благодаря архивным документам удалось узнать, когда произошло это знаменательное событие для нашей семьи: «Попов Александр Алексеевич, год рождения 1898, уроженец города Пенза»1. В ходе исследования нам удалось найти выписку из метрической книги за 1898 год и выяснить также число и месяц рождения нашего героя – «Месяц и день рождения/крещения сентябрь 26/27»2. (Приложение № 1)

К огромному сожалению, представители старшего поколения моего рода, не обладают достаточно подробной информацией и фактическим материалом о начальном периоде жизни Александра Алексеевича. Сведения, которые мне удалось получить не обладают исчерпывающей полнотой, но предоставляют, на мой взгляд, достаточно чёткую картину о том, каким был мой прадедушка.

Мать моего прапрадеда – Марфа Денисовна была швеёй золотошвейкой, она выполняла сложные заказы знатным и богатым дамам. И как-то раз к нейприходит заказчица, которую сопровождал ее сын Алексей Сергеевич. Молодые люди знакомятся, и Алексею Сергеевичу нравится стройная девушка. Так постепенно молодой человек начинает испытывать сильные чувства и часто посещает со своей матушкой молодую швею. У них завязываются дружеские отношения, которые перерастают в любовь. Матушка дает свое благословление, и молодые люди венчаются в церкви в 1897 году. В семье рождаются двое сыновей. Старший сын Александр, 1898 года рождения, и младший Евгений, 1900 года рождения.

С раннего детства родители прививали мальчикам любовь к Отечеству, родной земле, идеи о взаимопомощи и сотрудничестве. Несмотря на тяжёлую социальную обстановку, родители смогли обеспечить Саше хорошее образование и воспитание. Мальчик рос прилежным, честным, ответственным, трудолюбивым, порядочным, увлекался рисованием, не любил праздность, старался быть активным и деятельностным, не взирая на свой юный возраст.

Время шло, окончив гимназию Александр Алексеевич продолжил процесс обучения. Так как прапрадед увлекался начертанием, то решил свое дальнейшее образование связать с архитектурой и строительством и поступил в Московский институт. Учеба давалась ему легко, с товарищами он быстро наладил дружеские отношения, его уважали, Александр пользовался авторитетом как у студентов, так и у преподавателей. Годы, посвящённые образовательному процессу, пролетели быстро, и мой прапрадедушка вернулся в Пензенский край. Тем временем Марфа Денисовна берет к себе в ученицы юную девушку, для обучения секретов мастерства шитья. Девушку звали Анна, она была 4.07.1900 года рождения, в её семье, проживавшей по улице Жемчужной, было пятеро детей. Родители Анюты («Козины Степан Иванович и Меланья Семёновна, оба православного вероисповедания»)3 (Приложение № 2) рано умерли и все заботы о малышах взвалила на свои хрупкие плечи старшая сестра Софья Степановна, всю жизнь проработавшая в роддоме на улице Пушкина. Воспитанная, скромная и трудолюбивая, Анна вызывала симпатию у Марфы Денисовны. К этому периоду Александр, закончив обучение в Москве, возвращается в Пензу. Не только образование и работа была важными в жизни прадедушки, нашлось место и для большой, сильной любви. Ученица матери ему понравилась. Молодой человек начинает ухаживать за девушкой. Анна сначала отвергала кавалера, но Александр Алексеевич настойчиво добивался её руки и вскоре сделал ей предложение. Логическим оформлением чувств молодых людей, явилась, конечно же, свадьба. И 23 января 1919 году они заключили брак в«Пензенском отделении записи актов гражданского состояния на основании Декрета Совета Народных Комиссаров от 18 декабря 1917 года»4. (Приложение № 3)

Семья жила в центре города Пензы на улице Московской в кирпичном двухэтажном доме, у них было шестеро детей с разницей в возрасте полтора - два года. (Приложение № 4) Создав семью, мой прапрадедушка целиком и полностью отдаётся служению своему делу, но будучи сильным человеком с правильной системой ценностей, он всегда находил грамотное соотношение между близкими людьми и любимой работой.

2.2. Трудовая деятельность и семейная жизнь

Труд, безусловно, относится к числу важнейшей областей жизни. Все материальные и духовные блага, которыми располагает общество, созданы исключительно благодаря данному виду деятельности. Трудолюбие – моральное качество, характеризующее расположение личности к своей трудовой деятельности. Это значит, что человек работает с желанием, добросовестно, старательно, отдавая все свои силы на благо Родины. Именно таким человеком и был мой прапрадедушка.

После отличного окончания учебы, не смотря на юный возраст, Александра Алексеевича назначают прорабом по строительству мостов. Должность ответственная, прапрадед руководил большой бригадой и пользовался авторитетом. В бригаде были люди разного возраста, но все уважали и любили его. Несмотря на свою молодость, прапрадедушка так себя вел, так проводил беседы, что люди на него не обижались и охотно, с новыми силами, брались за дело.

Первой работой молодого прораба в мае 1918 года был «Татарский мост» в Пензе, который простоял очень долго. Такое название мост получил из-за состава рабочих – большинство из них были татары, участвовавшие в строительстве. По тем временам такая работа была делом трудоемким. Техники не было, в основном преобладающим был ручной труд. Место было заболоченное, и поэтому мост пришлось строить на сваях. Бревна смолили, смазывали гудроном и задуманное, медленно, но верно продвигалось к цели. Район, в котором располагался мост, в те далекие времена назывался «Козье болото» и состоял из частного сектора. Весной сильные потоки воды из Суры причиняли жителям большие неудобства. Создание моста в этом районе решило многие проблемы с переправой. Александр Алексеевич был очень рад тому, что он смог оказаться полезным окружающим людям, а его труд был полезен для общества. (Забегая вперед, мне бы хотелось сказать, что уже после окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, мост заново отстроили пленные немцы. Чтобы сооружение прослужило дольше, его сделали подвесным.)

Александр Алексеевич был не только хорошим отцом и семьянином, но и отличным специалистом. (Приложение № 5) Его опыт в работе и трудолюбие приветствовались руководством и ему доверяли серьезные строительные проекты. Работать приходилось много, часто на износ, так как в семье работающий добытчик материальных средств, он был один. Прапрадедушке приходилось обеспечивать восемь человек, шестеро из которых были детьми, как бы сейчас сказали, иждивенцами. Александр Алексеевич также принимал участие в строительстве знаменитого Сурского моста.

Самая младшая дочь, Платонова Екатерина Александровна, (воспоминания которой являются наиболее полными и яркими для моего исследования) родилась в тяжелый, голодный 1933 год. Чтобы семья ни в чем не нуждалась Александр Алексеевич брался за любую работу. На строительство мостов ездил по районам и разным городам. «Как специалиста делиться опытом его направляли в город Северодвинск. С такой большой семьей переезды были сложными»5.Не только отец и мать испытывали трудности, но и дети тяжело переносили дорогу. После завершения очередного строительства семья моего прапрадеда вернулась домой в г. Пензу. В трудовой деятельности прадедушка проявлял свои лучшие качества: «За период строительства к работе относился добросовестно… За успешное окончание строительства Лунинского зерносклада премирован окладом жалованья»6.

Шли годы… Александр Алексеевич взрослел, мужал, всё отчётливее раскрывались основные черты его характера – честность, порядочность, целеустремлённость, но, пожалуй, самое главное качество моего прадедушки – желание служить людям и Родине. (Приложение № 6)

2.3. Гроза Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война является героическим и в то же время страшным событием в истории нашего народа. Память вновь и вновь возвращает нас к тем героическим и трагическим дням, бесконечным, трудовым будням. День Победы остаётся нашим общим, поистине всенародным праздником, ярким свидетельством высочайшего мужества советского народа, уникального единения усилий фронта и тыла перед лицом жестокого врага.

В 1941 году, когда началась самая страшная война в истории человечества, младшей дочери семьи Поповых было всего 8 лет. Александр Алексеевич был бесконечно предан своей Родине и несмотря на наличие брони от воинской службы, прапрадед пошел в военкомат и попросился на фронт.

Александр Алексеевич служил связистом в 169-ом стрелковом полку 86-ой стрелковой дивизии. От связи на фронте многое зависело. Прапрадед попал в самое пекло событий, на Ленинградский фронт, где был шквал огня. Фронтовики не доедали, сутками не спали, но воевали из последних сил и гнали врага. Моя прапрабабушка получала с фронта письма-треугольники и всякий раз читала их с замиранием сердца на одном дыхании. Послания с войны… В каждом из них – судьба человека, в каждом – боль за Родину, тоска по семье и мирной жизни, и, конечно же, твёрдое решение до последнего вздоха защищать свою землю. О чём писал домой мой прапрадедушка? О том, как смело и яростно он борется с фашистами за свою Родину, землю, жену и детей, не жалея собственной жизни, о том, как хорошо и мирно было до войны. До глубины души, до слёз потрясли меня строчки: «Пусть хотя и погибнет нас немало, пусть и я погибну, так пусть живётся мирно и счастливо нашим детям и нашим родным. Береги и себя и детей. Если погибну, то рассказывай им потом, что я боролся за то, чтобы им лучше жилось в будущем»7.

Используя различные данные: материалы интервьюирования, информацию из запросов, архивные сведения и документы, личную переписку с создателем Книги Памяти Пензенской области С. Дворянкиным, сеть Интернет, бережно, по крупицам, я пытался восстановить боевой путь моего прапрадеда. И вот что у меня получилось: 86-я стрелковая дивизия, в которой воевал прапрадедушка, попала под сильный удар 3-й немецкой танковой группы и в первые часы войны лишилась из-за пожара, не только штаба со всей документацией и связью, но и боевого знамени и уже к 27 июня 1941 года, из-за потерь личного состава и техники, перестала существовать как соединение РККА. «Переименована 24 сентября 1941 года под Колпино из 4-й Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения»8. До середины октября 1941 года действовала в районе посёлка Рыбацкого на юго-восточных подступах к Ленинграду. 19 октября 1941 года была с позиций снята, и через Весёлый посёлок направлена к Невской Дубровке. С большими потерями части дивизии, начиная с 20 октября 1941 года, были переправлены на Невский пятачок, дивизия завязала там бои и сумела расширить пятачок ещё на километр, после чего в ней осталось только 177 активных штыков. Никто из немцев не рассчитывал, что уже в это время советские солдаты, переправившись через Неву, создадут на занятом врагами восточном берегу Невы плацдарм под Дубровкой. Красноармейцы постоянно устраивали засады противнику, в том числе и при поддержке танков. Дивизия вела бои на плацдарме, постоянно пополняясь, вплоть до ликвидации плацдарма войсками противника. В марте 1942 года там оставался из всех советских войск только 330-й стрелковый полк, в котором было не более 480 человек, а вместе со 2-й ротой 120-го сапёрного батальона и 4-й ротой 169-го миномётного дивизиона и других мелких подразделений — 600 человек. (Приложение №7)

Солдаты находились в тяжелейших физических и эмоциональных и природных условиях. Но, несмотря на это, отчаянная борьба советских воинов демонстрировала противнику его же собственное бессилие перед силой патриотизма и отваги советского народа. Незадолго до ледохода на плацдарм был переправлен 284-й стрелковый полк, в количестве 500 человек. С 24 апреля 1942 года немецкие войска приступили к ликвидации плацдарма. Советское командование смогло переправить две роты из состава 284-го стрелкового полка. Положение советских солдат осложнялось тем, что лёд пришёл в движение с повышением температуры, и стало труднее обеспечивать снабжение через несколько сотен метров речного пространства.

С 27 апреля подразделения 330-го и 284-го полков отошли к центру плацдарма на 300-400 метров. Вся прибрежная часть Невы оказалась в руках немцев. Создалась критическая ситуация. Только отдельные бойцы смогли переправиться с пятачка на правый берег и, дивизия фактически была уничтожена, после чего практически всё лето восстанавливалась. К середине сентября 1942 года дивизия сосредоточилась в районе Невской Дубровки и в ночь на 26 сентября 1942 года вновь начинается форсирование Невы. Однако на своём участке наступления она не сумела добиться успеха и начала бои на вновь созданном пятачке. Как мне удалось выяснить, этот бой для моего прапрадеда был последним. Из-за тяжёлых боёв в Приладожье, большой численности личного состава, частых прорывов, атак и отступлений, существуют как пробелы в документах по учёту потерь, так и сложности учёта всех воинских захоронений того периода. Были армейские групповые воинские захоронения нескольких находившихся в пределах данной территории воинских частей и соединений, дивизионные пункты погребения, полковые захоронения, индивидуальные и братские могилы, воинские захоронения медсанбатов, госпитальные кладбища. Много погибших оставлено в нейтральной полосе или на поле боя, в лесах и болотах... Имен многих из них мы так никогда и не узнаем. К счастью, наша семья располагает информацией о месте захоронения моего прапрадедушки. Связавшись С. Дворянкиным, мне удалось получить более полную информацию о характере ранений и обстоятельствах гибели моего прапрадедушки: «Попов Александр Алексеевич … пульсирующая гематома левой … сонной артерии после осколочного ранения 27.IX.42 … Умер 4. X. 42»9.

В боевых действиях также принимали участие Юрий Степанович, дядя прапрадедушки, пропавший без вести и Мария Степановна, сестра Анны, прошедшая весь фронтовой путь телефонисткой.

Я, родившийся спустя более полувека после войны, о том тяжёлом времени знаю в основном из учебников, книг и кинофильмов. Я думаю, что подвиг – это высшее проявление всех положительных качеств в характере человека в конкретных условиях, в обстановке, требующей немедленного решения, полной самоотдачи, самоотверженности во имя Родины и великой цели. И мой прапрадедушка, безусловно, является настоящим Героем, который ничего не пожалел для любимой, единственной Родины, даже собственной жизни.

2.4. «И вечный бой! Покой нам только снится…»

Моей прапрабабушке Анне Степановне, оставшейся одной с шестерыми детьми, было очень трудно. От голода и болезни в 17 лет умирает вторая дочь, Галя. Семья очень тяжело перенесла эту потерю. Но, как известно, беда не приходит одна, и вскоре на семью обрушивается еще один удар. С фронта приходит похоронка, в которой извещалось, что: «Ваш муж к-р Попов Александр Алексеевич, уроженец г. Пензы, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге проявив геройство и мужество, был ранен и умер от ран 4 / X 1942 г. в Эв. Госпитале № 1117…»10. (Приложение № 8) Похоронен мой прапрадедушка на «Пискаревском кладбище города Ленинграда»11.Связавшись с сотрудниками архива Пискарёвского кладбища, мы смогли выяснить, что прапрадедушка похоронен в братской могиле № 100, на так называемой «Пихтовой аллее Славы». Мне бы хотелось сказать, о том, что прапрабабушка Анна очень переживала гибель мужа и Екатерина Александровна, посетив захоронение отца, привезла горсть земли с могилы. Письма с фронта, да горсть земли – всё, что осталось от счастливой семьи и жизни. Прабабушка попросила схоронить её вместе с горстью земли, оставшейся ей на память о муже. Её воля была выполнена…

Известие о смерти любимого человека, мужа, отца, кормильца надломило всю семью. Стоял вопрос о том, как выжить? И тут на помощь пришло мастерство кройки и шитья, которому Анну Степановну научила её свекровь, оно помогло всей семье выжить в трудные послевоенные годы. Трое детей, будучи подростками (Зоя Александровна 1921 г.р., Галина Александровна 1924 г. р., Валентина Александровна 1926 г. р.), устроились работать на Часовой завод в цех, который производил прицелы для минометов. Юные изможденные девушки трудились в цеху по несколько смен, не выходя с завода, и так помогали нашей стране и семье выживать в эти тяжелые и страшные годы.

Зоя Александровна до войны работала на Часовом заводе. Завод развивался, в коллектив приходили молодые кадры. Нужно было познавать сложную сборку часов. Школа ФЗО выпустила первых питомцев – часовщиков. Зою Александровну как успешного специалиста от Часового завода направляют в командировку в Москву. Там она работает при Мосторге (1939 год). Вернувшись в Пензу, Зоя Александровна продолжила работу на Часовом заводе. Вскоре начинается война. Завод изменил свой облик. «В конце июля 1941 года пришел приказ: «Производство часов свернуть». Из Ленинграда эвакуировался завод имени М. Гельца, все его оборудование разместили на освободившихся площадях»12. Часовщики приступили к изготовлению военной продукции: минных взрывателей, прицелов для минометов. Люди стремились помочь фронту. Они старались сделать работу как можно лучше. Рабочие находились на казарменном положении. Сверх нормы выдавали 50 г. хлеба. На заводе был девиз: «Не выполнив задание, не уходи с работы!». В ту пору было не только голодно, но и холодно. В громадных цехах стояли одна-две железные печи с отводными трубами, выходившими в окно. От холода коченели руки, от голода иногда темнело в глазах. Но люди самоотверженно все стремились приблизить Победу.

Галина Александровна, вторая сестра, работала на Велозаводе. От холода и недоедания ее здоровье пошатнулось. Она простудилась, тяжело заболела воспалением легких, но продолжала ходить на завод. В 17 лет умерла на рабочем месте у станка. Валентина Александровна, третья сестра делала посильную работу подростка.

Мне хотелось бы сказать несколько слов о дальнейшей судьбе Анны Степановны. До самой своей смерти она всегда превосходно выглядела и была в отличной форме. Несмотря на все бытовые и жизненные трудности, она увлекалась чтением книг и посещала театр, наизусть знала много стихотворений, награждена билетом Почётного читателя Лермонтовской библиотеки. Овдовев всего лишь в 42 года, Анна Степановна, больше не выходила замуж, она была верна своему погибшему мужу. До конца дней посвятила себя детям, внукам и правнукам.

Отгремела война, начались тяжёлые послевоенные годы, необходимо было поднимать из руин разрушенные города, восстанавливать заводы, налаживать народное хозяйство. В нашей памяти навсегда останутся самоотверженность и мужество тех, кто выдержал все испытания. Путь к Победе был трудным и долгим. Сегодня мы каждый день приходим в школу и сидя за партами, узнаём о той великой Войне и Победе. А ведь с каждым годом остается все меньше живых свидетелей кровавой схватки. Мы, благодарные потомки, должны знать и помнить великий Подвиг, который ежедневно творился в тылу и на фронте, великую Победу над врагом, мужество и самоотверженность людей старшего поколения.

И я считаю, что наша обязанность – донести до следующих поколений осознание того, что их беззаботное детство омыто кровью миллионов людей, погибших на поле боя и в тылу в те далекие годы. И за каждый прожитый день, за каждый встреченный рассвет мы должны благодарить юных и красивых девушек и парней, чью обожженную молодость уже не вернуть, и дай Бог нам и нашим детям никогда не испытать ничего подобного в жизни. Нам, подрастающему поколению, необходимо чтить память о погибших и трудящихся в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто поднимал из руин народное хозяйство, трепетно относится к их воспоминаниям.

Уже 74 года прошло с момента завоевания Великой Победы, но мы не должны забывать Подвиг ветеранов. В итоге Победы: разгромлен фашизм; советский народ доказал всему миру стойкость и мужество в борьбе за свою Родину; окреп международный авторитет СССР; изменилось соотношение сил в пользу мира. Мы должны извлечь и сохранить Уроки Победы: недопустимость новой мировой войны, необходимость перехода от конфронтации к взаимопониманию в международных отношениях; совместное укрепление мира; развитие культуры, помощь странам, пострадавшим от стихийных бедствий, и решение других общечеловеческих задач; прекращение гонки вооружения, запрещение оружия массового уничтожения.

3.Заключение

С древности наш народ гордился предками, отстаивавшими родную землю, чтил мёртвых, покрывая неувядаемой славой героев. В настоящее время в обществе необходимо осознание своего исторического наследия, возвращение к памяти павших и почитанию живых Защитников Отечества.

В результате своего исследования я изучил не столь долгий, но отважный боевой и жизненный путь моего прапрадедушки Попова Александра Алексеевича; выяснил в каких социальных условиях проходили его детство и юность; проанализировал боевой путь; частично охарактеризовал послевоенную жизнь его семейства, выяснил насколько мужественным и талантливым был мой прапрадед, глубже проанализировал историю своей семьи, и самое главное, рассмотрев основополагающие ценности и принципы людей старшего поколения, я пришёл к выводу, что только неотступное следование им поможет в построении собственной жизни и благополучного социума.

Пожилые люди – уважаемые, любимые, единственные, мудрые, трогательные, этот список красочных эпитетов можно продолжать бесконечно! Но мне бы хотелось, говоря о старшем поколении, выстроить следующий ассоциативный ряд: мужественные, уникальные, поднимавшие из руин разрушенные города, восстанавливающие заводы, налаживающие народное хозяйство, самоотверженные, идущие рука об руку со своей Родиной, Герои. Хотелось бы подчеркнуть, что употребление понятия «герой» в моём повествовании осуществляется вполне осознанно и целенаправленно. На протяжении бесконечно долгого периода времени кровью и потом русские воины бились за своё Отечество, за мирное небо над головой, за близких и родных. Но героем можно стать, не участвуя в боях, не убивая врагов, не совершая ратных подвигов на поле брани, это происходит, когда человек идёт по жизни собственным путём, радея о благе Родины, не обращая внимания на чужие мнения, выстраивает собственную жизненную линию, опираясь на общечеловеческие ценности. Данная работа доказала, что в нашей семье есть предки, которыми мы по праву гордимся. Память о них служит нам примером силы, отваги, мужества и любви к своей Родине.

4. Список использованных источников и литературы

Архивная справка № 9/ III 697 от 31 июля 2006 года (Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации);

Извещение № 21 от октября 1942 г. от НКО СССР Пензенский Объединённый Городской Военный Комиссариат 1-часть;

Выписка из метрической книги, часть первая, о родившихся за 1900 год;

Выписка из метрической книги, часть первая о родившихся в 1898 году;

Выпись из книги браков за 1919 год;

Расчётный лист за июль 1939 года;

Справка № 14 из Строительного Управления № 2 (Дорстрой, участок № 1) от 14 ноября 1941 года;

Учётная карточка для члена профсоюза Попова А.А;

Справка с Пискарёвского Мемориального кладбища (Исх. № 20 от 21.03.2007г.);

Материалы интервьюирования с младшей дочерью прапрадеда, Платоновой Екатериной Александровной;

Материалы интервьюирования с Поповым Игорем Александровичем (внук);

Материалы интервьюирования с Солуяновой Лидией Николаевной (племянница);

Материалы интервьюирования с Долгих Виктором Николаевичем (племянник);

Материалы интервьюирования благочинного Никольского района – отца Владимира Кознова;

Материалы интервьюирования корреспондента газеты «Пензенская Правда» Натальи Пряничниковой;

Фотографии и материалы из семейного архива;

Личная переписка с администратором сайта Всенародной Книги Памяти Сурского края Сергеем Анатольевичем Дворянкиным;

Пензенский часовой / В. Еременко 189, [2] с., Саратов Приволж. кн. изд-во Пенз. отделение Пенза 1985;

Всероссийская Книга Памяти Пензенской области;

Интернет-ресурсы:

http://vk.com/public47114322;

http://dmitrovsk1943.mybb.ru/

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51639899

Телепередача 45 МЕРИДИАН http://tv-penza.ru/video.php?kod=9876

5. Приложения

Приложение № 1

«Выписка из метрической книги, часть первая,

о родившихся за 1898 год»

Приложение № 2

«Выписка из метрической книги, часть первая,

о родившихся за 1900 год»

Приложение № 3

«Выпись из книги браков за 1919 год»

Приложение № 4

Фотография из семейного архива –

прапрадедушка с женой и детьми

Приложение № 5

Попов Александр Алексеевич – не только хороший семьянин, но и отличный специалист!

Приложение № 6

« Характеристика от Пензенской межрайонной конторы № 107/1010

(от 10.10.1934 года)»

Приложение № 7

«Где-то на Невском пятачке»

Приложение № 8

Похоронка – «Извещение № 21 от октября 1942 г. от НКО СССР Пензенский Объединённый Городской Военный Комиссариат 1-часть»

1 Архивная справка № 9/ III 697 от 31 июля 2006 года (Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации)

2 Выписка из метрической книги, часть первая, о родившихся за 1898 год

3 Выписка из метрической книги, часть первая, о родившихся за 1890 год

4 Выпись из книги браков за 1919 год.

5 Из материалов интервьюирования Платоновой Екатерины Александровны

6Из характеристики с Пензенской межрайонной конторы № 107/1010 (от 10.10.1934 года)

7 Из фронтового письма

8 Сайт Всенародной Книги Памяти Сурского края

9 Данные сайта ОБД-Мемориал

10 Извещение № 21 от октября 1942 г. от НКО СССР Пензенский Объединённый Городской Военный Комиссариат 1-часть

11 Всероссийская Книга Памяти Пензенской области т.6, стр.356

12 Пензенский часовой / В. Еременко Саратов Приволж. кн. изд-во Пенз. отделение Пенза 1985, с. 43-44

26

Просмотров работы: 57