Культурное наследие князей Оболенских

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Культурное наследие князей Оболенских

Мазова П.Г. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Никольска Пензенской области
Юматова Л.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Никольска Пензенской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История нашей Родины связана с культурой, обычаями и традициями, которые сохраняются и передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Все они возникли не на пустом месте. Обязательно существует некая точка отсчёта, которая, с течением времени, является частично, а то и полностью забытой. Поэтому испытываешь сильное удивление, когда узнаёшь о том, что родоначальником какой – либо традиции является человек, живший когда – то в твоём городе, посёлке, селе. И что деятельность одной семьи, может оказать значительное влияние на историю Родины. Задумавшись о том, что уже сегодня лично я могу сделать для укрепления гражданской идентичности социума своей малой Родины, я решила заняться изучением культурного наследия князей Оболенских.

Основная цель моей работы – рассмотреть и обозначить значимость и актуальность культурного наследия князей Оболенских для развития земли Никольской. Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи: проанализировать возможную базу источников; провести социологический опрос; изучить жизненный путь данной семьи в рассматриваемый хронологический период; охарактеризовать изменения, произошедшие в духовной и социальной сферах; рассмотреть нововведения в инфраструктуре; проанализировать значение духовных веяний семьи Оболенских для реалий современной жизни.

Моё исследование написано с позиций принципов историзма и научной объективности. В работе использовались общенаучные методы: эмпирические, теоретические (описание, анализ), а также специальные исторические методы, такие как, конкретно – исторический и хронологический. Актуальность моего исследования заключается в необходимости сохранения памяти о великих людях и великих событиях, перевернувших ход истории, и извлечении из них уроков гражданского мира, солидарности и толерантности.

Источниковую базу моего исследования составляют: фотографии, документы, архивные и газетные материалы, краеведческая литература; материалы интервьюирования работников государственных организаций, библиотечно-досугового центра, краеведческого музея, книги по истории России, а также сведения, полученные из архивов, иного рода государственных учреждений и специализированных сайтов сети Интернет.

Мной, совместно с научным руководителем, был проведён небольшой социологический опрос (60 респондентов, мои ровесники) на тему степени изученности культурного влияния семьи Оболенских на наш населённый пункт. Я задавала следующие вопросы: Кто такие Оболенские? Бахметьевы? Каковы на Ваш взгляд основные ценности наследия данной семьи? Являются ли они современными и актуальными? Проанализировав данные опроса, я пришла к выводу, что большинство моих сверстников имеют определённое представление по данной тематике, но сведения довольно расплывчаты и недостаточно информативны. Поэтому в своём исследовании я постаралась проследить значимость культурного наследия князей Оболенских.

Перспектива и практическая значимость моей работы заключается в том, что я планирую обобщить и распространить собственный исследовательский опыт по данной теме, участвуя в конференциях и конкурсах, принимать участие в мероприятиях, посвящённых историческому наследию земли Никольской.

2. Основная часть

2.1 «Откуда есть пошли князья Оболенские»

«Копаясь в прошлом, можно найти много интересного в настоящем»

В. Домиль

Моя исследовательская работа посвящена жизни семьи князей Оболенских, культурное подвижничество которых положило начало не только новым традициям в их родовом поместье – с. Никольское, но и оказало заметное влияние на развитие культуры России в целом.

Во время правления Екатерины II началось разложение феодально-крепостнической системы, развивались буржуазные отношения. В рыночные связи втягивалась деревня. Дворяне заводили свои мануфактуры по переработке сельхозсырья. Так в 1764 году усилиями местного помещика Александра Ивановича Бахметева, в с. Никольское, Пестровотож, Пензенского наместничества (Городищенской округ) и был построен стекольный завод. Разрешение об его открытии было подписано самой Императрицей: «Подлинный отъ 3 августа 1763 указъ Императрицы Екатерины 2, изъ Мануфактуръ Коллегии на имя Алексея Бахметевасъ разрешения завести въ Пензенском уезде въ Засурском стане хрустальную и стеклянную фабрику». 1Будучи дворянином и имея прекрасный вкус, Алексей Иванович Бахметев старался и своим рабочим привить любовь к красивым изделиям, над изготовлением которых они трудились. Так зарождались первые ростки культуры в рабочей среде. Сын его, Николай, занялся украшением села, построив не только здание самоуправления и собственный дом, но и две церкви: Воскресения Христова (1813 г.) и Варвары Великомученицы (1816 г). Кроме того, Николай Алексеевич Бахметев положил начало коллекции стекла и хрусталя, то есть заботился не только о сиюминутной выгоде, но и оставил о себе славу потомкам. Таким целенаправленным составлением коллекций практически не занимались владельцы других стекольных заводов того времени. Например, известные Гусевский и Дядьковский заводы не имеют такой коллекции стеклянных и хрустальных изделий, как наш Никольский музей, являющийся жемчужиной Пензенского края.

Алексей Николаевич Бахметев, третий владелец завода, был женат на Анне Петровне Толстой, родственнице Льва Николаевича Толстого, благодаря чему знаменитый русский писатель посетил с. Никольское в первых числах сентября 1869 г. Он не только осмотрел усадьбу, но и посетил церковь, где слушал певчий хор, состоящий из рабочих завода.

Династия Бахметевых оборвалась именно на Алексее Николаевиче, он умер бездетным в 1861 г. Но по духовному завещанию назначил наследником своего внучатого племянника – князя Александра Дмитриевича Оболенского. Полноправным владельцем он стал с 1884 г., после смерти Анны Петровны Бахметевой-Толстой. И вся дальнейшая история завода и культуры с. Никольское, вплоть до революции 1917 г., связана с семьёй Оболенских. Сам А. Д. Оболенский по образованию был юрист, занимал высокие посты и в зависимости от этого семья жила то в Петербурге, то в Москве, то в Варшаве. В село Никольское семья любила приезжать в основном на лето, а также на Рождество и на Пасху, оставляя после себя много полезных нововведений именно культурно-просветительного характера. Оболенские играли видную роль в культурной жизни России того времени. Княгиня Анна Александровна Оболенская многие годы состояла членом Дирекции Петербургской консерватории, а Александр Дмитриевич, после кончины великого князя Константина, занял его место Вице-президента Русского музыкального общества. Где бы ни жили Оболенские, традиционными были вечера, где с известными музыкантами того времени музицировала и сама хозяйка. Именно княгиня, игравшая на фортепиано и обожавшая музыку, сумела привить эту любовь своим четырём сыновьям – Дмитрию, Александру, Алексею и Петру.

2.2 Социально-значимая деятельность

«Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно…»

А. С. Пушкин

Система образования в XVIII веке основывалась на сословном принципе, для дворян расширялась сеть кадетских корпусов, создавались закрытые учебные заведения, однако народные массы оставались неграмотными. Подобного рода факты придают ещё большую значимость социальным новшествам, произошедшим благодаря моим землякам – героям исследовательской работы.

Князья Оболенские внесли огромный вклад в культурное развитие нашего края. Они предприняли все усилия, чтобы привить культурные традиции никольчанам, отвлечь их от присущих российской глубинке пороков, прежде всего пьянства, картёжничества. К счастью казённой винной лавки в с. Никольском не было: торговала она только в четырёх верстах, в деревне Малая – Пёстровка. С большим трудом князю Александру Дмитриевичу Оболенскому, по воспоминаниям его сына, Петра, удалось всё-таки выхлопотать её закрытие. «Борьба с этим злом в Никольском была поставлена на широкую ногу. Досуг рабочих заполнялся постоянными спектаклями, концертами, кинематографом и всеми прочими культурными начинаниями». 2 Княгиня Анна Александровна Оболенская содержала ясли – приют для детей дошкольного возраста, школу рукоделия (сама была прекрасной рукодельницей, конечно, здесь необходимо вспомнить вышитую ею икону Николая Чудотворца, находящуюся в Никольском музее стекла и хрусталя). «С давних времён в с. Никольском была начальная (Министерства Народных Просвещений) 2-х классная школа, расходы на её содержание родители делили пополам с министерством. Затем, около церкви, заботами родителей было построено большое «Высшее Начальное Училище» и передано в ведение Министерства Просвещения. И, наконец, уже после первой февральской революции, отец передал рабочим один дом для открытия гимназии. Из этого можно видеть, как велик был педагогический персонал и сколько интеллигентных сил было в Никольском».3

Князь Оболенский был также основателем первой библиотеки в с. Никольском. Эта библиотека была открыта 14 ноября 1902 г. и начала свою деятельность при фонде в 450 книг. В «Правилах о бесплатных народных библиотеках» указывался также список книг и авторов, должных быть в таких библиотеках. В списках значились такие авторы, как Л. Толстой, М. Лермонтов, Н. Аксаков, Н. Некрасов, издания русских народных сказок, классиков зарубежной литературы, книги по богословию и различным ремёслам. При библиотеке был создан попечительский совет, председателем которого являлся сам Оболенский. Он же выступал в качестве мецената вновь открытой библиотеки. Помещением под библиотеку стала часть дома одного из мастеров, уехавшего в Москву. Он оставил даже мебель – стулья, стол, диван и рояль. Земская же библиотека появилась значительно позже и долгое время не могла конкурировать с княжеской».4

2.3 Хоровые, театральные традиции и развитие культуры

«Музыка – истинная всеобщая человеческая речь.»

К. Вебер

Культура XVIII века носила сословный характер, отражала эпоху Просвещения, а XIX век – это вершина многовековой культуры России, её «золотой век». И я с огромной гордостью, в ряд признанных просветителей, таких как Ломоносов, Радищев, Новиков, Фонвизин, хочу внести фамилию – Оболенский. В рассматриваемый период в стране активно развивается и формируется музыкальное искусство. Затронул данный процесс и землю Никольскую. Интересны хоровые традиции в с. Никольском. Основу им положил князь Дмитрий Александрович Оболенский, который будучи 12-ти летним мальчиком познакомился с Сашей Архангельским, своим ровесником, который в 1861 г., в составе хора Пензенского Архиерея выступал в с. Никольском. Александр Андреевич Архенгельский, наш земляк, родился в Краснослободском уезде Пензенской губернии. Воспитывался в духовной семинарии, обладал прекрасным альтом. По воспоминаниям князя Петра Александровича Оболенского «Архангельский позднее организовал в Петербурге «Церковно-Певческое благотворительное общество», которое издавало свой журнал и проявляло кипучую деятельность. Собственный хор Архангельского состоял приблизительно из тридцати женщин и тридцати мужчин. Целиком весь этот хор собирался только на репетициях к своему главе, а частями пел во многих церквах (церковь Мариинского Дворца, Управления Уделов и др.)».5 Дружба князя А. Д. Оболенского и А.А. Архангельского продолжалась более пятидесяти лет и, несомненно, повлияла на развитие церковного пения в с. Никольское.

В начале XX века хор в церкви состоял из пятидесяти человек простых рабочих. Занимались они пением в свободное от работы время. Помимо выступлений в церкви хор пел на праздниках в большом зале имения Оболенских. «На Рождество, в 1-й день праздника торжественная литургия в церкви, а потом молебен и большой завтрак в доме, громко раздаётся в зале пение большого хора певчих на хорах».6 По воспоминаниям князя П. А. Оболенского его отец был «большой знаток хорового дела …, только через много лет понял скольким я обязан отцу, ставившего меня в хор вместе с дискантами (у меня был очень звонкий сопрано) и стыдившего меня часто за то, что я не знал наизусть того или другого тропаря или кондака» .7 По прошествии нескольких лет П. А. Оболенский сам возглавил этот хор. Певчие были настолько профессиональны, что приезжавший летом 1916 г. в с. Никольское знаменитый Василий Васильевич Андреев «сознался, что он никак не ожидал такого художественного исполнения от хора рабочих!». В репертуар хора входили не только произведения русских композиторов, но и сочинения княгини Анны Александровны Оболенской, например, «Достойно есть».

«Что всегда поражало в Никольском, так это обилие музыкантов в рабочей среде. Не говоря уже о том, что в хоре певчих имелись прекрасные голоса, многие выделялись своим поразительным чутьём и способностями. Кроме хора, по инициативе брата Алексея, был устроен духовой оркестр».8 Произошло это событие в 1900-м году.

Алексей Оболенский обладал чудным голосом. И в детстве исполнял арии, когда ставили отрывки из опер в с. Никольском. Например, в постановке оперы И. Глинки «Жизнь за царя», Алексей блестяще исполнял арию Вани. Его слушал Фёдор Иванович Шаляпин в Петербурге зимой 1915-1916гг., когда Алексей ненадолго вернулся с фронта. Шаляпин был приглашён Петром Оболенским специально для прослушивания Алексея и «был поражён красотой голоса брата и высказал ему много лестного».9 Воодушевившись выступлением Оболенского, Шаляпин сам спел четыре произведения, хотя в гостях пел чрезвычайно редко. По воспоминаниям П. А. Оболенского «Далеко за полночь просидел он у нас. Засмотрелся на хрустальный стакан с хрустальным подстаканником, из которого пил чай. «Какая это красота!» - сказал он, - «и это ваш Пёстровский завод всё делает такие чудные вещи? Уж столько я от нашего друга Васи (В. В. Андреева – прим. Автора) наслышался и о заводе, и о вашем чудном оркестре. – «Так чего же проще, Фёдор Иванович. Поедем мы с Вами по Волге до Симбирска, а оттуда близко до нашего Никольского. Поживём там недельки две и всё посмотрим» - сказал я. Фёдор Иванович воодушевился и с восторгом принял моё предложение.».10 К сожалению этому помешали последовавшие вскоре революционные события в России.

Возвращаясь к культурной жизни с. Никольское следует отметить возникновение театра на 400 мест, после перестройки здания заводоуправления. В этом театре, помимо концертов, осуществлялась постановка спектаклей под руководством Владимира Богдановича (учителя молодых князей Оболенских). «Каждое лето ставились один или два спектакля: несколько раз шёл «Ревизор» Гоголя».11 В 1909 г. Пётр Александрович организовал в Никольском художественно – драматический кружок. «Устав его был утверждён подлежащими властями и дело было поставлено на прочную ногу». 12

2.4. Оркестр народных инструментов и просветительская деятельность

«Музыка является мировым языком»

Б. Авербах

На мой взгляд, наиболее значимым событием в культурной жизни с. Никольское явилось создание Петром Оболенским в 1904 г. «Великорусского оркестра народных инструментов». Ещё зимой 1899-1900 гг., учась в Петербурге, Пётр начал заниматься игрой на балалайке. «В то время балалайка очень быстро стала завоёвывать симпатии широкой публики и во многих домах составлялись кружки для совместной игры. Вскоре и у нас составился расширенный оркестр, благодаря участию двоюродных братьев Гагариных, Бибиковых и др… Живо помню весёлые репетиции нашего оркестра у Гагариных. Руководил нами один солдат из оркестра Измайловского полка – Лютов… Оркестр наш имел большой успех, и мы неоднократно выступали на многих семейных вечерах. Накупив много балалаек разного размера, я привёз их в Никольское и там организовал порядочный оркестр из моих сверстников рабочих».13

«Для репетиции отвоевал я себе отдельное помещение и, каждый день, после тяжёлой работы на фабрике, мальчики собирались туда. Мне нередко, чуть ли не силой, приходилось в 10 часов вечера отбирать из рук инструменты, чтобы кончать репетицию и убеждать идти по домам спать. Сначала все родители и администрация завода не совсем дружелюбно, а скорее скептически отнеслись к моему начинанию, но скоро, увидя всё огромное воспитательное значение этого дела, отношение изменилось, и мой оркестр пользовался в Никольском симпатией и неподдельной любовью! Да и как же можно было относиться к этому делу иначе? Молодёжь заполняла свой досуг не попойками или картами, а разумным развлечением. Многие, получив у меня начальное музыкальное образование, после призыва на военную службу, сейчас же устраивались в оркестры и музыкальные команды; им была открыта дорога и дальше в музыкальные школы и консерватории. Русскому рабочему, тогда стоявшему ещё на довольно низкой ступени музыкальной культуры, этот простой инструмент был необходимым начальным подспорьем для изучения более совершенных симфонических инструментов; эта истина, которая проверена мною на деле, и она ставит памятник незабвенному Василию Васильевичу Андрееву, отдавшему свою жизнь служению своему народу; он призвал к жизни наши народные инструменты» .14

Сначала во главе оркестра Пётр Оболенский поставил способного оркестранта, а позднее, когда репертуар оркестра увеличился, выписал инструктора из Петрограда. Это послужило толчком к развитию оркестра и многие музыканты, слышавшие этот оркестр, признавали за ним второе место после Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. А ведь оркестр был создан не из профессионалов, а из простого рабочего завода. Это был первый в России оркестр подобного рода. И об этом вышел материал в 1915 году, в журнале «Вешние воды», в статье «Народная музыка». «Эта статья устанавливала – кто и точно, когда организовал первый оркестр самодеятельности среди рабочих. В своё время эта публикация вызвала огромный интерес как столичной, так и провинциальной общественности, ибо дала могучий толчок в распространении среди рабочей массы доступной ей музыки».15

В программу оркестра входили не только русские народные песни, но и произведения П. И. Чайковского, В. В. Андреева и других композиторов. Выступления оркестрантов с успехом проходили не только в с. Никольском и Пензе, но и в Казани, Симбирске, Саранске, Чистополе и других городах Поволжья.

Князь Пётр Оболенский всячески развивал в своих сверстниках дух товарищества. «В особенности приятно было мне слышать отзыв о моих воспитанниках широкой публики во время концертных поездок, об их образцовом поведении: каждый следил друг за другом. Ужасный недуг, нередко губивший целые семьи – пьянство, не было им знакомо: ни разу никого из них я не видел даже хоть слегка захмелевшим».16 Музыканты оркестра очень ответственно относились к своей работе, особенно это было заметно перед предстоящими выступлениями, где, кроме образцового художественного выступления программы, было важно, чтобы они вели себя безукоризненно в непривычной обстановке. Это подтверждает большой концерт в зале Пензенского Дворянского Собрания. По воле случая в это время в Пензе выступала с концертом известная русская певица Надежда Плевицкая, которая с радостью согласилась выступать с оркестром князя Оболенского, заменив свой концерт совместным выступлением. Музыканты оркестра разучили несколько народных песен из репертуара певицы.

Одним из ярких выступлений стал концерт оркестра в январе 1914 г. в Казани на Дворянском Собрании во время выборов губернских и уездных предводителей. Концерт прошёл при переполненном зале с огромным успехом. В чужом городе все вели себя образцово со всех точек зрения и наряду с этим показали, каких художественных успехов могут достичь рабочие, занятые тяжёлой работой на фабрике и уделявшие музыке лишь свой досуг.

По воспоминаниям князя Оболенского: «Как всегда особое любопытство и восхищение публики вызвали клавишные гусли, которые своими могучими аккордами давали чарующий бархатный аккомпанемент оркестру. В антрактах публика с интересом разглядывала балалайки и домры, внимательно слушая мои объяснения о происхождении наших великорусских инструментов».17 Каждому русскому человеку была знакома балалайка, но мало кто догадывался, какого эффекта мог достичь оркестр из наших народных инструментов. Это убедительно доказывает концерт в Марасе (родина Ольги Оболенской, жены Петра Александровича). Мараса – типичное село в Поволжье, заселённое неграмотными крестьянами, занимавшими свой досуг постоянными попойками. Крестьяне Марасы не верили, что рабочие, приехавшие к ним в гости, всё своё свободное время посвящали творчеству. Они с восхищением слушали доступную их пониманию музыку, поражаясь тому, как с помощью простых народных инструментов можно выразить все чувства, волнующие человека.

Пропагандируя народные инструменты, князь Оболенский таким образом пытался повысить низкий культурный уровень простого населения. И не случайно «великий» Андреев назвал его своим преемником. «Сколько лет присматриваюсь я к вам, вижу вашу беззаветную преданность нашему делу, глубокое знание его и горячую любовь к нему.».18 Василий Васильевич считал культурно- просветительскую деятельность князя Оболенского в Никольском одной из самых ярких и наглядных иллюстраций того, как балалайка служила для заполнения досуга человека труда и каких замечательных художественных эффектов смог достичь оркестр из рабочих.

И именно на примере Никольского оркестра Оболенский вместе с Андреевым начал осуществлять план общегосударственного масштаба, имевший целью приблизить население к музыкальной культуре, начав внедрять в массы обучение игре на русских народных инструментах. В марте 1916 г. был утверждён устав и зарегистрировано «Общество распространения игры на народных инструментах и хорового пения». Идея создания принадлежала князю Александру Дмитриевичу Оболенскому, Вице-председателю Русского Музыкального Общества, который после неудачной попытки Андреева заинтересовать членов Государственной Думы, помог написать проект устава, основываясь на устав Русского Музыкального общества. Благодаря усилиям Петра Оболенского, который лично посетил множество влиятельных людей, членов Государственной Думы и Государственного Совета, Тверских и Самарских земств. И представителей различных общественных организаций, общество начало активную работу. На учредительном собрании председателем был избран Александр Дмитриевич Оболенский, а членами комитета стали В. В. Андреев, А. А. Архангельский, Н. Н. Коломаров, И. С. Клюжев, П. А. Оболенский. Активную поддержку в основании общества оказали Фёдор Иванович Шаляпин и Николай Игнатьев, министр народного просвещения. Цели и задачи общества настолько заинтересовали правительство, что министерство народного просвещения выделило кредит на 20 000 рублей, а министр финансов Барк выделил 5000 рублей безвозмездно. Кроме того, обществу был выделен дом по улице Моховой 26 (здание высшего начального училища) для организации курсов и общежития. По воспоминаниям Петра Оболенского, был набран 1-ый курс из семидесяти человек сельских учителей, которые обучались пяти предметам: игре на балалайке, домре, регентскому делу, теории гармонии музыки, пению, постановке голоса.

«Через пять недель решено было устроить полукурсовое испытание, чтобы проверить знания наших слушателей. В назначенный день вечера съехались Министерское начальство и многие из членов Государственной Думы. Все собравшиеся были немало удивлены, когда на эстраде увидели большой оркестр из слушателей курсов. Он исполнил пять русских песен, причём, после каждой вещи все оркестранты менялись инструментами, а дирижёр также вызывался из их среды. Этим мы хотели показать, что мы готовим не виртуозов, а сознательных инструкторов – преподавателей. Такого достижения никто не ожидал! Затем из них же составился прекрасный смешанный хор, спевший несколько духовных и светских песнопений».19

Следующим шагом в работе общества стало создание мастерских по производству народных музыкальных инструментов. Для обучения этому делу были привлечены инвалиды войны и негодные к военной службе (шла Первая мировая война – прим. автора). Первыми представителями, пожелавшими обучиться этому ремеслу, были члены Александровского комитета раненых. Князь Пётр Оболенский нашёл помещение для оборудования мастерских и, через некоторое время был налажен выпуск музыкальных инструментов. Популярность балалайки превзошла все ожидания. Она даже стала востребованной за границей. Балалайка и другие русские инструменты стали завоёвывать всё большее число поклонников, становясь воистину народными.

3.Заключение

Историческая память – необходимое условие для духовной жизни людей, их привязанности к родным местам. Истинному человеку и гражданину мало собственного личного и семейного счастья, ему необходимо процветающее Отечество. На мой взгляд, подлинное воспитание человека, отличающегося высоким уровнем гражданской идентичности, ответственности и патриотизма, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её героев и просветителей.

Я предприняла попытку показать роль семьи Оболенских в развитии не только экономики края, но и культуры. Мной дана положительная оценка их духовной деятельности, в том числе постройки храмов, школ и других социально-культурных объектов инфраструктуры, проанализирована роль данной семьи в развитии просвещения и благонравия среди населения моей малой Родины. В результате анализа источниковой базы и содержательной части исследования, я пришла к выводу, что князья Оболенские не только шли в ногу со временем, но и опережали развитие исторического и культурного процессов. К сожалению, в связи с революционными событиями в России, многим начинаниям князей Оболенских не суждено было развиваться в дальнейшем. Следует заметить, что если Оболенские бесспорно внесли достойный вклад в общероссийскую культуру, то для села Никольского их деятельность была источником духовности, развития, прогресса, любви к прекрасному. Многие из ростков их начинаний живут и по сей день, как, например, два оркестра: духовой и русских народных инструментов.

Анализируя жизнь и деятельность князей Оболенских, не перестаёшь удивляться их стремлению к беззаветному служению искусству, их разносторонним интересам и талантам. Остаётся только восхищаться этими людьми, развернувшими такую широкую деятельность по популяризации и внедрению в массы русских народных инструментов, показавшим пример высокой культуры, гуманизма и человеколюбия в то непростое время.Время бежит, как вода в ручье. Меняются правители и политический строй. Но остается одно - вера человека в свою Родину. В тот маленький уголок, где он родился и познал самого себя. Надолго в памяти народной останутся люди, сделавшие эту веру ещё крепче. Вот такими и были князья Оболенские.

Список использованных источников и литературы

«150 лет Никольско – Бахметевскому заводу князя А.Д. Оболенского. Исторический очерк». 1914 г. Санктъ – Петербургъ. Издание постоянного Бюро Съездовъ Стеклозаводчиков;

«Воспоминания князя Петра Александровича Оболенского». Рукопись;

Районная газета «Знамя труда» №№ 89-90, 91-92.

Газета «Пензенская правда» от 2.11.1991;

Парафонова В.А. «Моя родина – РСФСР в составе СССР. Исторические очерки. –М.: ООО «Сам Полиграфист», 2018. - 104 с.;

Шевченко С.М. Музей алмазной грани. Приволж. кн. изд-во, 1978;

Путеводитель по памятным историческим местам – Никольский район Пензенской области;

Памятные даты истории и культуры Никольского района 2018г.;

Полубояров М.С. «Мокша, Сура и другие» – М.,1992 г.

Шевченко С.М. Города Пензенской области. Никольск. – Саратов, 1979.

Шевченко С.М. Никольск/Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 397-398.

История Пензенского края – по ред. Г.Н. Белорыбкина. – Пенза, 1996;

Журавлёва О.Н. История России. - М.: Вентана-Граф, 2012;

Данилов А.А. История России, XIX век – М.: Просвещение, 2003;

http://niktravel.ru;

https://ru.wikipedia.org/wiki/Оболенские;

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бахметев,_Алексей_Николаевич_(1798);

https://ru.wikipedia.org/wiki/Никольск_(Пензенская_область);

http://inpenza.ru/nikolsk/orchestra.php;

http://inpenza.ru/nikolsk/index.php;

Приложения

Приложение № 1

«Дом Оболенских (постройка XVIII века)»

Приложение № 2

«Алексей Николаевич Бахметев, третий владелец завода, был женат на Анне Петровне Толстой, родственнице Льва Николаевича Толстого»

Приложение № 3

«Династия Бахметьевых оборвалась в 1861 году»

Приложение № 4

«Икона Николая Чудотворца,

вышитая княгиней Анной Александровной Оболенской,

хранится в Никольском музее стекла и хрусталя»

Приложение № 5

«Начальная (Министерства Народных Просвещений) 2-х

классная школа в селе Никольском»

Приложение № 6

«Князь Александр Дмитриевич Оболенский»

Приложение № 7

«Певческий кружок села Никольского,

в центре – руководитель кружка И. М. Рогов»

( фото 1910-1912 гг)

Приложение № 8

«Струнный оркестр села Никольского»

В среднем ряду, в центре П. А. Оболенский,

Справа от него – руководитель оркестра, специально приглашенный из Петербурга, профессиональный военный музыкант М. Н. Семёнов

(фото 1914 года, во время выступления оркестра в Казани)

Приложение № 9

«Общий городской вид: часть завода, школа и одна из церквей, построенные князьями Оболенскими»

1 «150 лет Никольско - Бахметевского завода князя А.Д. Оболенского. Исторический очерк 1914 г.

Санктъ-Петербургъ. Издание постоянного Бюро Съездов Стеклозаводчиков.»

2 « Воспоминания князя Петра Александровича Оболенского ». Рукопись. С. 160

3 « Воспоминания … ». Рукопись. С 36

4 Газета « Знамя труда » №№ 91 – 92. С. 6; №№ 89 – 90. С. 4

5 « Воспоминания князя Петра Александровича Оболенского ». Рукопись. С. 56 – 57.

6 « Воспоминания … ». Рукопись. С. 69.

7 « Воспоминания … ». Рукопись. С. 55.

8 « Воспоминания … ». Рукопись. С. 37

9 « Воспоминания … ». Рукопись. С. 227.

10 « Воспоминания … ». Рукопись. С. 228.

11 « Воспоминания князя Петра Александровича Оболенского ». Рукопись. С. 37.

12 « Воспоминания … ». Рукопись. С.37.

13 « Воспоминания …». Рукопись. С.22.

14 « Воспоминания … ». Рукопись. С.38 – 39.

15Газета « Пензенская правда » от 2.11.1991 г.

16« Воспоминания князя Петра Александровича Оболенского ». Рукопись. С. 39.

17 « Воспоминания … ». Рукопись. С.179.

18 « Воспоминания … ». Рукопись. С. 175(а).

19 « Воспоминания князя Петра Александровича Оболенского ». Рукопись. С. 233.

26

Просмотров работы: 349