Война в судьбе моей семьи

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Война в судьбе моей семьи

Марченко С.С. 1
1МАОУ СОШ № 65 города Тюмени
Щелчкова Л.А. 1
1МАОУ СОШ № 65 города Тюмени
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Война еще исчезнуть не готова.

Те годы - миллионы личных драм.

А потому, давайте вспомним снова

Всех тех, кто подарил Победу нам.

Петр Давыдов

1.Введение

Однажды я услышала фразу: «Война вошла в каждый дом, в каждую семью, прошла через сердце каждого человека» и подумала: может, кто- то из моих родственников тоже защищал Родину. С этим вопросом я обратилась к своей бабушке, да и на классном часе нам было дано задание, рассказать о своих прадедах, участниках войн.

Я благодарна своей бабушке за то, что она хранит семейный архив и постоянно пополняет его. Она посоветовала мне связаться с родственниками из Петербурга, обратиться к архивам города С-Петербурга, чтобы как можно подробнее узнать о моих прадедах.

Все дальше в историю уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Вот уже 73 года над нашей Родиной мирное небо, но на Земле неспокойно, вокруг нас сгущаются тёмные силы зла. И поэтому мы не должны забывать, какой ценой завоёвано наше счастье.

Тот, кто забывает свою историю, обречен на ее повторение! А мы не хотим повторения страшных событий, поэтому в нашей семье помнят и передают из поколения в поколение имена тех, кто ценой своей жизни всегда приносил победу Отечеству.Я хочу рассказать о трех прадедах, которые мне больше всего запомнились из рассказов моей бабушки…

Тема моей исследовательской работы: «Война в судьбе моей семьи»

Актуальность: я считаю, что данная темя является актуальной по нескольким причинам:

Во-первых, каждый человек должен знать свою историю, извлекать из неё ошибки и никогда не повторять их.

Во-вторых, мы должны заботиться о ветеранах войны, которые ещё живут среди нас, проявлять к ним дань уважения, создавать для них комфортные условия.

В-третьих, в мире сейчас много вранья по поводу событий Великой Отечественной войны. США, Европа, Украина пытаются принизить, очернить роль России в Великой Отечественной войне. Пока живы ветераны этой войны, они многое поведают нам, расскажут правду о тех днях.

В-четвёртых, зная историю, знакомясь с подвигами своих прадедов, невольно хочется быть похожими на них, и так же, как и они когда-то, если в этом будет необходимость, встать на защиту своего Отечества.

Новизна: На сегодняшний день не в каждой семье сохранены семейные архивы. Наша семья является хранительницей архивов 5-и поколений. Когда подрастают младшие, то старшие стремятся познакомить их с историей нашей семьи.

Цель: Исследовать роль моей семьи в истории войн России.

Задачи: 1.Изучить исторические военные события нашей Родины.

2. Изучить биографии своих предков

3. Расширить кругозор при изучении истории России.

4. Изучить архивные материалы по своей семье

5. Принять активное участие в мероприятиях военной тематики.

Гипотеза: Предположим, что изучив военные события, биографию, воспоминания родных, архивные документы, фото и, проанализировав всё это, я узнаю, что и мои предки были активными участниками событий военных лет, а, может, совершали и героические подвиги, освобождая от захватчиков нашу Родину.

Объект исследования: судьба моих предков в истории России.

Предмет исследования: воспоминания родных, фото, архивные документы, вырезки из газет, рассказ с радио г. Ленинграда, исторические документы.

Методы исследования:

- изучение семейного архива

- встреча с участниками Великой Отечественной войны

- изучение истории России во время войн

- совместная работа с ветеранами в областном проекте «Диалог поколений»

- просмотр документальных и художественных фильмов о войне

- посещение музеев

- посещение памятников, Вечного огня в городе Тюмени

- использование интернет ресурсов

Нам хватит подвигов и славы на всю оставшуюся жизнь!

(Автор слов -П. Фоменко ,Б. Вахтин)

Алексеев Семен Ипполитович

Алексеев Семен Ипполитович (приложение 1) 1871 года рождения, уроженец города Кронштадта, имеющий 35 лет военно-морской службы, из них 17 лет старший машинный содержатель на крейсере «Аврора» под Андреевским флагом. Его отец, Алексеев Ипполит Ипполитович, происходил из кантонистов. В 1854-1855 годах в течение десяти месяцев был участником знаменитой Севастопольской обороны (один месяц обороны засчитывался тогда за год службы), а заканчивал службу в Кронштадтском крепостном полку.

Интересная история о последней службе на крейсере «Аврора». Семен Ипполитович гордился своей «Авророй», любил говорить: «Я на «Авроре» с первого гвоздя», то есть с начала ее постройки в 1897 году. В этом году он был зачислен в списки кондукторов «Авроры», а с 1899 был в должности старшего машинного содержателя, с которой и ушел в запас в мае 1917 года.

Запомнилась история прапрадеда об эпизоде Цусимского боя 14 мая 1905 года. После боя, подвергаясь атакам японских миноносцев, отряд крейсеров оторвался от неприятеля. Но силы были неравными и, несмотря на мужество и отвагу экипажей, крейсерам грозил плен или гибель.

На «Авроре» во время боя был убит командир, и 15 мая на крейсер перешел со своим штабом контр-адмирал Энквист. Подняли адмиральский флаг. Чтобы прорываться во Владивосток, нужно было провести необходимый ремонт и пополнить запасы угля. Решено было идти за углем в Шанхай. Пополнить запасы угля в Шанхае не удалось и «Аврора», «Олег», и «Жемчуг» на остатках топлива ночью вышли в Тихий океан и пошли в Манилу.

Семен Ипполитович, будучи в то время старшим машинным содержателем, вызвался обеспечить движение корабля до Филлипинских островов. Он досконально знал емкости угольных ям, вел учет расхода угля, который резко возрос из-за пробоин в дымовых трубах, был тверд в своих убеждениях: по его расчетам топлива должно было хватить. При этом командир сказал ему, что если «Аврора» не будет спасена, то он вздернет на рее самого Алексеева. «Аврора» и крейсера отряда благополучно достигли Манилы 22 мая. Только за Русско-Японскую войну Алексеев С.И был награжден Знаком отличия Военного Ордена № 197733, Знаком отличия Ордена Анны, Темно-бронзовой медалью за поход вокруг Африки 1904-1905 г, Серебряной медалью «За усердие». Кроме этих наград были и другие ордена и медали, в том числе Георгиевский крест и Сиамский орден за поход в 1910 году на коронацию Сиамского короля. Награды хранились в семье, но были утрачены во время войны, но есть справка из архива г. Санкт-Петербурга.

Семья Семена Ипполитовича

Жили Алексеевы в Кронштадте и в Петербурге в 1892-1903 годы, но так как глава семейства всегда был в море, появилась необходимость купить собственный дом. В 1902 году на жалование Семена Ипполитовича купили дом в поселке Лебяжье. Жили вполне благополучно. Жена его Вильгельмина Оттовна (приложение 2) была образованная женщина, знала пять языков. В доме всегда было много книг, журналов, сувениров, привезенных из дальних походов. В семье четверо детей: Женя, Шура, Коля и Сеня. Когда глава семейства бывал дома, он с двумя дочерями, Женей и Шурой, ходил в церковь. Он, в морской форме, с орденами и медалями, и две дочери, в белых чудесных платьях, державшие под руки отца.

На долю Алексеевых выпало много трудностей. В 1924 году сгорел дом и на протяжении остальных лет они очень нуждались, жили в перестроенной под жилье бане. Построить новый дом им было уже не под силу. Семен Ипполитович был гордый, волевой человек, никому не кланялся. В декабре 1941 года в возрасте 70 лет он погиб от голода, в тот страшный год умерла и его жена Вильгельмина Оттовна. Их дети и внуки были участниками Великой Отечественной войны Владимир, Борис, Сергей, Олег, Николай. Следующий мой рассказ будет о Николае Семеновиче Алексееве, сыне С.И. Алексеева.

2.3 Алексеев Николай Семенович

Сын Семена Ипполитовича, Николай, родился в 1907 году. До начала Великой Отечественной войны жил и работал на станции в поселке Лебяжье. Алексеев Николай Семенович (приложение 3) вступил в партизанский отряд одним из первых. Отличался смелостью, находчивостью и удивительным хладнокровием. Участвовал во многих боевых операциях. В начале войны, отправив свою семью в эвакуацию, в город Чкалов, ушел в партизаны. Где и был ранен. После выздоровления вернулся в отряд. В конце января отряд во время диверсии в районе Кингиссепа был сильно потрепан финскими егерями. После чего его расформировали, прадед попал в 8- ю армию Федюнинского. В конце зимы вторую армию перебросили на Волховский фронт. Воевал в армейской разведке. Ходил «за языком». В последнюю вылазку при операции взятия языка был тяжело ранен своим же снарядом. Лежал в госпитале города Рыбинска. Получив инвалидность, был демобилизован домой. Дальнейшая судьба его сложилась так. Николай Ипполитович оказался в Ханты - Мансийке. Работал кузнецом в колхозе, затем – директором райпромкомбината. Пришлось ему трудиться в смолокурне, класть печи, делать розвальни. Жена Николая Семеновича, Алексеева Хильма Абрамовна (приложение 4), девичья фамилия Карху, что в переводе с финского «медведь», родилась в 1907 году, деревня Новая Красная Горка. В 9 лет осталась сиротой. Первая ее работа - нянька у статского советника Лаврова. Воспитывалась в деревенской общине. Зарабатывала, помогая по хозяйству другим. До начала войны собирала грибы, ягоды и возила на базар. С началом войны семьи отправили в эвакуацию. Доехать смогли только до Ленинграда. Дальше двигаться было невозможно, так как враг перерезал дороги на Москву и Волхов.

Из воспоминаний сына Николая Семеновича, Владимира Николаевича: «Доехали до Ленинграда, эшелон загнали на лесобазу Путиловского завода. (ссылка 1) Начались бомбежки. В тот день, когда разбомбили Бадаевские склады (ссылка 2) с мукой, мы стояли в тупике ж/дороги, и от нашей стоянки было видно, как они горели. Мы с ребятами насчитали за день12 налетов на нас. Конечно, бомбили Путиловский завод, но нам казалось, что все бомбы летят только на нас.

Ссылка 1. Путиловский завод - Особой страницей в трудовой и военной летописи завода вписана блокада. В осажденном Ленинграде, в 4-х километрах от передовой. Кировский завод был одним из главных объектов артобстрелов и бомбардировок. По далеко не полным данным, на территорию предприятия упало 4700 снарядов и 770 бомб. 2,5 тыс. заводчан умерли от голода и около 150 погибли при обстрелах и бомбежках.

Ссылка 2. Бадаевские склады - склады имени Алексея Егоровича Бадаева, советского государственного деятеля, деревянные складские помещения для хранения текущих продовольственных запасов.  8 сентября 1941 во время первого массированного налёта на город немецко-фашистской авиации подожжены зажигательными бомбами. Пожар продолжался свыше 5 ч. В памяти ленинградцев пожар Бадаевских складов остался одним из самых трагических событий блокады. По воспоминаниям очевидцев, ленинградцы со всего города сходились на Киевскую улицу с тем, чтобы раздобыть хоть кусочек земли, пропитанной расплавленным сахаром. В народе её называли "Бадаевская" или "Сладкая земля". На "Голодных рынках" того времени появился так называемый "Бадаевский продукт" - расфасованная в газетные обёртки "Сладкая земля", которую можно было купить или обменять на золото наравне с другими продуктами.

2.4 Алексеев Владимир Николаевич

Хочу рассказать о третьем моей прадеде, Алексееве Владимире Николаевиче (приложение 5). Это отец моей бабушки. Про него я знаю больше всего историй, и все они трогают меня не по-детски, потому что, когда началась война, ему было всего 12 лет. Слушая рассказы моей бабушки, я испытывала гордость за прадеда, начинала понимать, почему дети того времени так рано взрослели.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Но пришел час тяжелых испытаний, и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. Жил мой прадед в форту Красная Горка. «Подрастая, мы часто затевали военные действия с ребятами с другого конца деревни, доходило и до драк. Тогда уже попадало нам и от взрослых ребят, и от своих родителей» - вспоминает дед. В центре хутора для детей была построена школа из двух корпусов. В одноэтажном здании учились с первого по четвертый классы, а в двухэтажном - до десятого класса. Во время войны все ребята поместились на первом этаже двухэтажного корпуса. Заниматься начали в конце ноября-начале декабря. Учился я все четыре года хорошо, был отличником. В пятый класс я пошел в середине декабря, проучился до нового года. После нового года мы с мамой пошли на лесозаготовки. В начале января учебу в школе прекратили вообще. Начался сильный голод, к тому же взрывной волной выбило все стекла в школе. Не было топлива… В 1942 году пошел в школу в селе Елизарово в конце ноября, а в начале декабря ребят что покрепче, в том числе и меня, забрали заготавливать дрова для школы и для госпиталя. Потом подошло время убирать хлеба. Пшеницу убирать было очень тяжело, после 2-3 часов монотонной работы разламывались плечи и переставали подниматься руки. После уборки хлеба меня с одним мужиком поставили пахать поля на лошадях. Приехал учетчик и передал, что меня вызывают в школу сдавать экзамен. В школу я приехал писать свой знаменитый диктант верхом на лошади. В школе был один только директор, он продиктовал мне диктант, а потом взял красный карандаш и начал исправлять ошибки, там их было не менее полсотни. Занятия для нас парней начались опять в ноябре. К весне ребят 1926-1927 годов рождения взяли в армию, чувствовался перелом в войне. Стали возвращаться с фронта мужики по ранению, инвалиды и раненые, которых отпускали домой на лечение. Обычно на шесть месяцев, а потом возвращали на фронт. Учился я в ту зиму неплохо, но беда подкралась весной. Случилась эпидемия малярии. Я не помню, чтобы был человек, не болевший этой заразой. У нас заболели все: мама, отец, брат Гена, последним заболел я, перед самыми экзаменами. Болезнь протекала очень тяжело, проболел весь май и июнь. Как меня перевели в шестой класс, я даже и не знаю.

Еще много историй написано прадедом, он не задолго до смерти, решил написать автобиографию для своих детей, хотел, чтобы внуки и правнуки знали, какими были страшными годы войны, но в то же время, какой сильной может быть любовь к своей Родине и своему народу.

В моей памяти осталась страшная история о том, как пришлось прадеду со своим младшим братом встретиться с врагом лицом к лицу. Жили они тогда еще в пригороде Ленинграда (форт Красная Горка). Мать ушла на сутки, а ему было велено отоварить хлебные карточки. Отоварить их можно было в Ленинграде. А враг подошел уже совсем близко. И когда они проходили через пустошь, раздалась автоматная очередь. На пригорке стоял немец и стрелял по ним из автомата. Он видел, что перед ним дети, которые для него не представляют опасности, но все равно стрелял в них. Прадед рассказывал, что лицо этого фашиста с ехидной улыбкой он запомнил на всю жизнь. Тогда он был ранен в ногу, пуля повредила только мягкие ткани. Матери ничего не сказал, боялся, что она сама будет ходить за «отоваркой», а ее фашист точно не пожалеет.

Ещё рассказывал о том, что у них была курочка, по прозвищу Чернушка, которую очень долго прятали от соседей, так как съедены на то время были все мыши, кошки и собаки. Очень часто вспоминал и «дорогу жизни», которая проходила по Ладожскому озеру. По ней их вывезли на «Большую землю». Как во время бомбежки на их глазах уходили под лед машины с живыми людьми. Как они ехали в поезде, где людей было так много, что приходилось спать по нескольку человек на одной полке, в проходах. Люди умирали и долго еще оставались среди живых.

Дедушка делил полку со своим дядей инвалидом. Утром дядя не проснулся. Только на следующий день, когда поезд остановился, пришли санитары и вынесли все трупы на перрон.

Тяжело было слушать рассказ о длинной и страшной дороге, которую пришлось преодолеть их семье от Ленинграда до Ханты-Мансийска. О том, как попадали под бомбежку, как умирали с голоду дети…. Как уже здесь, в Сибири, он остался за старшего (тогда ему было 13 лет), а мать отправили на несколько месяцев на лесозаготовки. Дети тогда взрослели рано, на их плечи легли все заботы ушедших на фронт отцов. После войны все его родственники вернулись в Ленинград, а он остался в Сибири, так как полюбил немецкую девушку….(приложение 6)

3.1 Что я могу!?

Что я могу сделать в своем возрасте, чтобы память о моих близких и всех участниках тех страшных войн жила вечно!?

Планирую поучаствовать всей семьей на День Победы в составе «Бессмертного полка» в городе Тюмени. Я думаю, что это непередаваемая атмосфера и запоминающиеся эмоции…

Участие во Всероссийской акции: «Стена Памяти» в ЦКиИ «Современник». (24.04.2018) (приложение 7)

Совместное участие с ветеранами Вов в флэш-мобе «Песни военных лет» (8.05.2018) (приложение 8)

Оформление и выпуск классной военной газеты «Славе не меркнуть, традициям – жить!» (приложение 9)

Ежегодное участие в школьном проекте «Спасибо деду за Победу!»

Ежегодные поздравления участников ВОв. Акция «Поздравь ветерана! Вручение открыток, выполненных своими руками.

Ежегодное участие в торжественном мероприятии, посвященном годовщине снятия блокады Ленинграда (ЦКиИ «Современник» 27.01.2018) (приложение 10)

Ежегодное участие в концерте, посвященному празднованию Дню Победы! (приложение 11)

У меня есть младший брат, его зовут Аркаша, ему 4 года. Когда он подрастет, я обязательно расскажу ему об этом страшном времени.

Моя большая гордость - это участие во Всероссийском ежегодном литературном конкурсе «Герои Великой Победы» , который длился с осени 2016 по 2018 год. Я стала единственной победительницей из Тюменской области, за что была награждена «Дипломом победителя» в номинации «Проба пера». (приложение 12)

4.Заключение.

Изучив военные события, биографию, воспоминания родных, архивные документы, фото, проанализировав все это и исследуя события войны в судьбе моей семьи, я могу с уверенностью сказать, что моя гипотеза подтвердилась: мои предки были активными участниками событий военных лет и совершали героические подвиги, освобождая от захватчиков нашу Родину. Сейчас я стала ближе к ним, ближе к тем событиям, которые раньше казались мне чем-то далёким и непонятным для восприятия. Именно эта исследовательская работа помогла мне ещё больше полюбить страну, в которой я родилась, которую любили и защищали мои прадеды в годы испытания. Я горжусь своими предками и постараюсь быть достойна их памяти. Я считаю, что человек должен помнить о своих корнях, тогда история страны не будет казаться такой далёкой и непонятной.

5.Приложения

Приложение 1

Алексеев Семен Ипполитович, старший машинный содержатель крейсера «Аврора». Мой прапрапрадед.

Приложение 2

Алексеева Вильгельмина Оттовна, жена Семёна Ипполитовича. Прапрапрабабушка.

Приложение 3

Алексеев Николай Семенович, прапрадед. Прапрабабушка, Алексеева (Карху) Хильма Абрамовна.

Приложение 4

Алексеева Хильма Абрамовна

Приложение 5

Мой прадед, Алексеев Владимир Николаевич

Приложение 6

Моя прабабушка, Алексеева (Кейб) Берта Фридриховна

Приложение 7

Всероссийская акция: «Стена Памяти» в ЦКиИ «Современник»

Приложение 8

Совместное участие с ветеранами Вов в флэш-мобе «Песни военных лет»

(8.05.2018)

Приложение 9

Оформление и выпуск классной военной газеты «Славе не меркнуть, традициям – жить!»

Приложение 10

Ежегодное участие в торжественном мероприятии, посвященном годовщине снятия блокады Ленинграда (ЦКиИ «Современник» 27.01.2018)

Приложение 11

Ежегодное участие в концерте, посвященному празднованию Дню Победы!

Приложение 12

«Дипломом победителя» в номинации «Проба пера» за участие во Всероссийском ежегодном литературном конкурсе «Герои Великой Победы-2017»

6.Список литературы

Архивная справка. МВД Центральный Государственный Архив Военно-Морского Флота. Г. Ленинград ул. Халтурина д.36 от 5.10.1955 года.

Репортаж с Санкт- Пербургского радио «Под Андреевским флагом» (журналист Бузинов, от 14.08.1993 г.)

Газета «Балтийский Луч» статья «Алексеевы» от 21.04.1978 г№ 64 (9160) журналист Т. Еременко

http://aurora.org.ru

Статья из газеты «Балтийский луч» Алексеевы. Честь семьи. Журналист Т Еременко

http://blokada.otrok.ru

https://diletant.media/articles/25252167/

http://www.citywalls.ru/house15828.html?s=28urjb85joh1cr2qndn48h3il6

Биография

Личный архив семьи

Просмотр художественных и документальных фильмов.

12

Просмотров работы: 760