Военно - поэтический календарь

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Военно - поэтический календарь

Шкуркина С.С. 1
1МАОУ "Гимназия № 6" г.Пермь
Вахрушина С.В. 1
1МАОУ "Гимназия № 6" г. Пермь
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В России2020 год станет ГОДОМ ПАМЯТИ и СЛАВЫ. Президент России Владимир Путин подписал соответствующий Указ от 8 июля 2019 года № 327.Согласно документу Год памяти и славы утвержден в целях сохранения исторической памяти и во ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Одновременно с этим президент России поддержал идею объявить 2020 год Годом народного творчества и нематериального наследия. Наряду с этим в январе 2019 года в Росси была отмечена 75 годовщина снятия БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА - одного их самых кровопролитных, мучительных для людей события Великой Отечественной войны.

Я тоже решила не отставать от этой тенденции и посвятить свою научно-исследовательскую работу Году памяти и славы , Году народного творчества и 75 –летию снятия блокады Ленинграда.

Актуальность: пристальное внимание к историческим событиям Великой отечественной войны , взгляд на события тех лет с точки зрения современности; падение нравственных устоев советского периода. А так же падение интереса к чтению поэзии военных лет.

Предмет исследования: исторические события и хронология освобождения Ленинграда от блокады; поэтические произведения, написанные именно в осажденном городе . Гипотеза: неосведомленность детей нашего поколения о событиях в блокадном Ленинграде и о тактике его освобождения. Полное незнание творчества поэтов – блокадников, вынесших все тяготы блокады.

Цель: создать военно – поэтический календарь на 2020 год для привлечения внимания не только к военным событиям освобождения Ленинграда, но и к поэзии, описывающей все тяготы данного события.

Задачи:

Узнать об осведомленности детей моего возраста на данную тему (провести опрос);

Познакомиться с хронологией освобождения блокадного города и событиями, происходящими с людьми в то ужасное время;

Подобрать и познакомиться с поэтическими произведениями авторов – блокадников и написанных именно во время блокады Ленинграда;

Придумать дизайн календаря, напечатать его в типографии;

Познакомить учащихся с результатами исследования.

Основная часть

Глава 1. Социологический опрос.

Начать научно-исследовательскую работу мне бы хотелось с общественного мнения. В день памяти жертв Великой Отечественной войны 22 июня 2019 года, после торжественной траурной линейки в лагере, я провела анкету среди ребят младшего школьного возраста, отдыхающих у нас в лагере в первую смену. Им было предложено ответить на несколько вопросов:

Знаете ли вы основные исторические даты освобождения Ленинграда от блокады ? Если да, то какие?

Знаете ли вы какие – нибудь поэтические произведения на тему блокады? Если да, то какие?

Хотели ли вы узнать больше про блокаду, о том, как освобождали блокадный город, о мужестве и стойкости людей и детей блокадников ?

В анкетировании приняли участие 70 человек.

На 1 вопрос были даны следующие ответы:

Да – 8;

Нет – 62.

Те из ребят, которые дали положительный ответ на данный вопрос, не смогли назвать ни одной исторической даты, связанной с освобождением Ленинграда.

На 2 вопрос были даны следующие ответы:

Да – 14;

Нет – 56.

Те из ребят, которые дали положительный ответ на данный вопрос, не смогли назвать ни одного поэтического произведения поэтов – блокадников. Называли в основном известные стихи о войне.

На 3 вопрос были даны следующие ответы:

Да – 52;

Нет – 18.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Большинство детей не знают даже основные даты освобождения Ленинграда и события тех 900 страшных дней.

Большинство детей не имеют представления о том, какие поэтические произведения существуют на тематику блокады Ленинграда, а тем более поэтов – блокадников, переживших блокаду в самом осажденном фашистами городе.

Большинство детей хотят узнать о событиях и истории освобождения города больше, чем они знают сейчас.

Опрос наглядно показал, что дети нашего поколения плохо осведомлены на тему блокады Ленинграда, совершенно не знакомы с поэтическими произведениями поэтов – блокадников, переживших блокаду в осажденном городе.

Для того, чтобы познакомить учащихся с хронологией освобождения блокадного Ленинграда, основными событиями, происходящими непосредственно в самом осажденном городе и поэтическими произведениями поэтов – блокадников тех лет мне пришла идея о создании военно-поэтического календаря, заглянув в который, любой мог бы узнать не только о том, как развивались события освобождения захваченного в кольцо города каждый месяц, но и авторов и их поэтические произведения, которые были написаны в дни блокады и не менее красочно раскрывают ужасы и тяготы людей и детей в блокадном Ленинграде. В календаре будут представлены имена поэтов, их краткая биография, названия поэтических текстов, а на некоторых страницах календаря и сами стихи. Как мне кажется, человеку, имеющему такой календарь, захочется прочитать данные стихи и почтить память людей, переживших ту страшную трагедию 20 века.

Глава 2. Хронология событий в блокадном Ленинграде и дат сражений за освобождение города от блокады .

Хронология (от др.-греч.χρόνος   — время, и λόγος — учение) —вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Для того, чтобы вывести хронологию максимально правильно и понятно, наш календарь будет начинаться с апреля 1941 года, так как первые упоминания о подготовке блокады фашистами датированы именно этим месяцем.

АПРЕЛЬ

1941 год

Намерения Гитлера занять, а затем уничтожить Ленинград по плану «Барбаросса» и Генеральному плану «ОСТ».

1942год

4-30 апреля - Провал операции Люфтваффе «Eis stob» с целью потопить корабли Балтийского флота, стоящие на льдах Ленинграда.

 

15 апреля- В городе отремонтированы и запущены генераторы электроснабжения , в следствие чего начали функционировать трамвайные линии, появилась вода, заработали пекарни, открылись театры и музеи.

1943 год

1 апреля –окончание неудачной попытки снять блокаду. Провал операции «Полярная звезда»- 10.02.-01.04.1943 г.

МАЙ

1943 год

Завершено строительство второй ж/д ветки. Она позволила доставлять продовольствие в больших объемах, параллельно осуществляя эвакуацию мирных жителей.

   
   
   
   
   
   
   

ИЮНЬ

   

1941 год 

22 июня - Вторжение держав ОСТ в Советский союз, начало операции « Барбаросса»

 

27 июня - Ленинградский совет организовывает вооруженные отряды из гражданских ополченцев.

 

29 июня - Начало строительства Лужского оборонительного рубежа, а также эвакуации детей и женщин. 

1942 год

Июнь – сентябрь - Новая немецкая артиллерия, подвезённая по железной дороге, обстреливает Ленинград 800 килограмовыми снарядами.

   

 ИЮЛЬ

1941 года

Более 300 000 мирных жителей из Пскова и Новгорода, спасаясь от наступления немцев, прибывают в Ленинград. Общее число защитников превышает 2 млн. человек.

 

18 июля - Введено распределение продовольствия. Выдача продуктовых карточек, срок которых истекал через месяц.

 

19 – 23 июля - ПЕРВАЯ атака на Ленинград группы армий «Север» ОСТАНОВЛЕНА в 100 км к югу от города.

 

31 июля - Войска Финляндии атакуют советскую 23 армию на Корельском перешейке.

1943 год

Усиление артобстрелов Ленинграда

АВГУСТ

1941 год

6 августа - повторный приказ Гитлера: «Ленинград следует взять в первую очередь, Донбасс – во вторую, Москву – в третью»

 

20.08.- 08.09.

Артиллерийские обстрелы Ленинграда поражают заводы, школы, больницы и жилые дома.

 

21 августа - Директива № 34 Гитлера приказывает «окружить Ленинград, совместно с финнами».

 

20 – 27 августа - ПРЕРВАНА эвакуация мирных жителей Ленинграда атаками на ж/д дороги и другие пути к Ленинграду

 

30 августа - Отрезано последнее ж/д сообщение с Ленинградом, немцы вышли к Неве

Окружение города практически завершилось, прекращена эвакуация людей в кольце блокады оказалось 3 500 000 человек, а продовольствия оставалось только на 3 недели!

 

31 августа- Финские войска переходят к обороне и выпрямлению линии фронта, пересекают прежние границы до 1939 года.

1942 год 

К Ленинграду переброшена испанская Голубая дивизия DivisionAzul .

 

9 августа - Торжественное исполнение СЕДЬМОЙ «ЛЕНИНГРАДСКОЙ» СИМФОНИИ Дмитрия Шостаковича. Само исполнение Седьмой симфонии в осаждённом Ленинграде – свидетельство неистребимого патриотического духа ленинградцев, их стойкости, их веры в победу. Слушал город. Слушали, подступившие к городу немцы. Слушал весь мир!

 

14 августа - Столкновения на Дороге жизни по Ладожскому озеру с финским «ВМ отрядом К»

 

19 августа - Советские войска начинают 8-дневную СИНЯВИНСКУЮ операцию – не удаётся снять блокаду, НО срывается немецкое наступление «Северный Свет»

СЕНТЯБРЬ

1941 год 

4 сентября - На город Ленинград упал первый снаряд.

 

8 сентября - Немцы достигли Ладожского озера и прервали последнюю сухопутную дорогу в Ленинград, встали в 11 км от города. Обстрелы вызвали в городе 178 пожаров.

Полное окружение города. НАЧАЛО БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.

 

10 сентября - Сталин назначает Г.Жукова командующим Ленинградским фронтом и Балтийского флота.

 

12 сентября - Немецкой бомбой УНИЧТОЖЕН самый большой Бадаевский склад еды в Ленинграде и молокозавод. Сгорело 3000 тонн муки, тысячи тонн зерна превратились в золу, мясо обугливалось, сливочное масло таяло, расплавленный шоколад стекал с погреба.

 

19 сентября - Самая СТРАШНАЯ воздушная атака из всех, что вынес Ленинград за время войны. От удара по городу 276 немецких бомбардировщиков погибло более 1000 человек.

 

21-22 сентября - Немцы рассматривают варианты уничтожения Ленинграда – решение держать город в осаде и бомбардировать его, оставив население в жертву голоду.

1942 год

Сражения на Дороге жизни по Ладожскому озеру (август – октябрь )

1943 год

ОТТОЧЕНО снабжение по новым ж/д путям. Отпала необходимость использовать маршрут через Ладожское озеро. Город возвращается к жизни, хотя находится в осадном положении, но уже не содрогается в предсмертной агонии.

 ОКТЯБРЬ

1941 год

7 октября - Директива Гитлера с напоминанием группе армий «Север», что не следует принимать от Ленинградцев капитуляцию!

НОЯБРЬ

1941 год

Начало месяца -Новые НОРМЫ пайка на 1 человека – 125 гр.хлеба, который на 50-60% состоит из древесных опилок и других непищевых примесей – люди начали умирать от голода.

 

8 ноября - Гитлер заявляет на мюнхенской речи « Ленинград должен вымереть от голода!»

 

10 ноября - Начинается советское КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ.

 

20 ноября - Заработала ледовая дорога через Ладожское озеро – «Дорога жизни» . Она была очень опасна. Машины застревали в снегу и проваливались под лёд, на который немцы сбрасывали бомбы. Из –за большого числа погибавших зимой этот маршрут назвали еще и «Дорогой смерти». Тем не менее , он давал возможность привозить боеприпасы и продовольствие, забирать из города гражданских лиц и раненных солдат.

ДЕКАБРЬ

1941 год

Началась самая суровая зима 1941-1942 г.г..Нет воды, перестала работать канализация, встали пекарни. Люди начали есть собак, кошек, птиц, встречаются случаи людоедства. Люди выстаивают огромные очереди за едой – немцы целенаправленно бомбят эти очереди. В отчаянии люди стали есть несъедобное – корм для скота, льняное масло, кожаные ремни, столярный клей и клейстер соскабливали с мебели и варили, ели землю с окрестностей взорванных пищевых складов , ради расплавленного сахара. Ели книги, размачивая их водой. Люди стали умирать в большом количестве. Голод превращал людей в живые скелеты, конечности распухали, животы раздувались, кожа обтягивала лицо…..

К концу декабря

1941 года

По Дороге жизни ежедневно в Ленинград доставлялось 700 тонн продовольствия и горючего. Этого было мало, но был тонкий лёд и поэтому машины нагружались не полностью.

   

ЯНВАРЬ

1942 год

7 января - Начало Советской наступательной операции «Любань» - она длится 16 недель.

 

ПИК смертности в Ленинграде от голода- 100 000 человек умирает в месяц, ежедневно умирают 3000 человек .Людей не хоронили, бросали трупы прямо на улицах. Дикое отчаяние людей, продолжение обстрелов города.

Лучше заработала Дорога жизни ( окреп лёд), увеличиваются объёмы поставок продуктов до 2000 тонн, вновь начали эвакуацию людей.

Советские войска начинают битву за плацдарм «Невский пятачок» в попытке прорвать осаду, которая продолжается до 1943 года с частичными успехами.

1943 год

12-30 января - Советская операция «ИСКРА» пробивает брешь в блокаде, открывается наземный коридор в город вдоль берега Ладожского озера.

18 января – блокада Ленинграда прорвана, но город остаётся в осаде. Начало строительства ж/д ветки, длиной 35 км, чтобы доставлять в город продовольствие.

1944 год

14 января – начало нескольких советских наступательных операций с целью снятия блокады.

15 января – самый МОЩНЫЙ артобстрел в Великой Отечественной войне – полмиллиона снарядов обрушились на немецкие позиции в течение всего 1.5 часов, после чего советские войска перешли в стремительное наступление.

27 января – КОНЕЦ блокады Ленинграда. Праздничный САЛЮТ из 324 орудий.

   

ФЕВРАЛЬ

1943 год

6 февраля - В Ленинград прибыл первый состав по новой ж/д ветке – привёз муку, мясо, сигареты, водку.

 

10 февраля - Начало советской операции «Полярная звезда» - неудача попытки снять блокаду.( 10.02. – 01.04.1943)

МАРТ

1942 год

Оттепель сделала невозможным дальнейшее использование ледовой Дороги жизни.

Потепление в природе – причина НОВОЙ БЕДЫ: болезней. Горы трупов и испражнений начали разлагаться. Вследствие отсутствия нормального водоснабжения и канализации в городе быстро распространились дизентерия, оспа, тиф.

Началась грандиозная операция по расчистке города ослабленными жителями города – начало коллективного духовного пробуждения.

Люди начали разбивать огороды, высаживать овощи.

Глава 3. Поэты - блокадники, их произведения и вклад в победу над блокадой.

Мир блокадной поэзии сложен, разнообразен и противоречив. Все литературные произведения разительно отличаются друг от друга. Иногда сложно поверить, что они описывают общую историческую ситуацию. Но именно поэтические произведения поэтов, живущих рядом, поднимали дух народа, помогали верить в победу. Вклад каждого из перечисленных далее поэтов неоценим для победы ленинградцев с голодом и разрухой.

В е́ра Миха́йловна И́нбер( Шпенцер) /1890 – 1972/ — русская поэтесса и прозаик, переводчица, журналистка. Лауреат Сталинской премии второй степени. 

Приехала в Ленинград последним поездом перед началом блокады, вместе с мужем-врачом .Вела патриотическую работу воинских частях и среди населения города, выступала на радио. Защитникам Ленинграда посвящены сборник «Пулковский меридиан», книга очерков «Почти три года( Ленинградский дневник)», цикл рассказов о ленинградских детях, «Страницы дней перебирая…».Патриотические выступления маленькой , очень энергичной женщины поддерживали дух блокадных ленинградцев. Её сравнивали с «Седьмой» Шостаковича, она стала частью истории блокадного Ленинграда.

Меня заинтересовало стихотворение «Трамвай идет на фронт».

Прочитав историю узнала, что к трамваям ленинградцы относились особо нежно. В 1980 году город Ленинград был внесён в Книгу рекордов Гиннеса как город с самой большой протяженностью трамвайных путей- 600 км. Исторический факт блокады, говорит о том, что гитлеровцев остановили в 4 км от проходной Кировского завода. И для трамваев № 28 и 29, чьи маршруты до войны вели в Стрельну, теперь конечной остановкой стал ФРОНТ. В вагонах рядом с рабочими – кировцами ехали солдаты на передовую, что и описано в стихотворении автором.

О ́льга Фёдоровна Бергго́льц /1910 – 1975/ — русская советская поэтесса, прозаик и драматург, журналист, член Союза писателей СССР. В 1938 году была репрессирована — проходила по делу «Литературной группы», была реабилитирована. Лауреат Сталинской премии, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Её стихи помогали ленинградцам выжить в насквозь замёрзшем блокадном городе и не потерять человеческого достоинства. Умирающие от истощения люди слушали обращения поэтессы из репродукторов и укреплялись в вере дожить до победы. Голос Ольги Берггольц не зря называли символом победы, а поэтессу – «блокадной Мадонной» и музой осаждённого города.

Из множества стихов поэтессы мне понравилось стихотворение «Блокадная ласточка». Исторический факт о блокадном Ленинграде рассказывает о том, что символом весны 1942 года стала маленькая ласточка из жести. Жетон – реакция ленинградцев на то, что в их город способны долетать только птицы и самолёты. Этот знак , рождённый среди народа – большая ценность для жителей блокадного города. А недополученное самое желанное письмо – словно олицетворение тех психологических травм, тех потерь, которые принесла блокадникам война и которые им не сужено забыть.

Н ата́лья Васи́льевна Крандие́вская-Толста́я /1888 – 1963/ — русская советская поэтесса и писательница, мемуаристка. Блокадная поэтесса серебряного века. В 1941 году оказалась в Ленинграде .Чудом выжила, написала книгу стихов, вероятно, самую страшную и самую высокую книгу блокадной лирики, писала стихи обо всём, что происходило в те страшные годы блокады, о людях, способных выжить, когда по всем физическим законам человек должен умереть, о том, что даёт силы выжить. Душу раздирает стихотворение поэтессы «На улице».

…..На салазках кокон пряменький
спеленав, везёт

Мать, заплаканная в валенках,

А метель метёт…..

Просто , без прикрас описаны обычные будни блокадного Ленинграда, вся правда, как бы жестока и горька она не была, выложена в стихах поэтессы.

А ́нна Андре́евна Ахма́това / 1889 – 1966/— русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Была номинирована на Нобелевскую премию по литературе. Поэтесса застала в Ленинграде первые недели блокады с голодом, бомбёжками и обстрелами. Переживая вместе со всеми лишения и ужасы блокады, Ахматова больше всего откликалась на страдания детей, а детьми были и малыши, и уходившие на фронт старшеклассники. В условиях жестокой войны, она черпала вдохновение не в ненависти, а в сострадании к самым беззащитным. Покинула блокадный город в январе 1941 года, но жизнь в эвакуации была наполнена тревогой о Ленинграде и оставшихся там людях. Ахматову назвали МУЗОЙ ПЛАЧА – « Чтоб вас оплакивать мне жизнь сохранена……»В своих стихах поэтесса не показывает батальные сцены, а берет из военной жизни то, что наблюдала сама. Ахматова показывает смятение людей, которым в один миг пришлось жить по другим законам.

Моему взору открылось одно из первых стихотворений о блокаде « Птицы смерти в зените стоят…» В этом стихотворении поэтесса одушевляет город. Это теперь не толпы отчаявшихся людей, а один большой единый живой организм, ждущий помощи. И четко показывает на то, что птицы смерти не имеют жалости. Они твердыня, которой все нипочём в этом мире. Поэтому единственное, чем они могут приветствовать людей, это смерть.

Ш ишова Зинаида Константиновна /1898-1977/ - русская советская писательница, поэтесса и переводчица.

Её поэма «Блокада» сегодня мало кому известна – лучший памятник ленинградцам техлет. Написана поэма от лица матери , стремящейся спасти своего ребёнка. В конце 1942 года поэтесса сама читала её в Доме писателей в Ленинграде, выступала по ленинградскому радио. В блокадных стихах Зинаиды Шишовой много настоящего живого реализма.Летом 1942 года Шишову, тяжело больную дистрофией с сыном вывезли в Москву. Вскоре в Москве вышла поэма «Блокада» и «Джек – соломинка». Свой приключенческий роман она тоже писала в блокадные дни.

Е лена Израилевна Рывина (1910 - 1985) - ленинградская поэтесса. Очень романтичная, всегда в кого-нибудь влюбленная - Евгений Шварц назвал ее "гимназисткой до седых волос". Многие ее стихи, положенные на музыку, стали популярными песнями («Над моей Невой», «Песня о Ленинграде», «Песня 1-ой Краснознамённой танковой бригады.») Когда началась война, Елена Рывина немедленно вступила в ряды защитников города Ленинграда. Работая в оперативной группе писателей Ленфронта, многое сделала для победы над фашизмом. Поэзия у Рывиной искренняя, лирическая, передающая свою любовь от сердца к сердцу, от поколения к поколению. Говоря о поэзии блокадного Ленинграда, внимания заслуживает стихотворение «НОЧЬ», написанное в блокадном городе в 1942 году. Все строки пропитаны любовью и гордостью за мужественность ленинградцев, ценой своей смерти и мучений отстаивавших любимый город.

В лади́мир Алекса́ндрович Ли́фшиц /1913 – 1978/ — советский писатель, поэт, драматург, сатирик, сценарист. Освобождённый от военной службы по инвалидности( по зрению), Лифшиц записался добровольцем, воевал уже в первые летние дни, вывел из окружения остатки своего батальона был ранен, получил награды за храбрость,в блокадном Ленинграде писал стихи, которые и теперь старые блокадники вспоминают со слезами. Поэт в лицо встретил все ужасы войны: и на передовой, и в тылу, в осаждённом Ленинграде. Из блокадных стихов мое внимание привлекли «Баллада о чёрством куске» и «Баллада о старом слесаре».Читая эти две баллады с точностью до мельчайших подробностей понимаешь голодных, но мужественных ленинградцев, отдававших себя полностью ради победы.

Елена Андреевна Вечто́мова /1908 – 1989/ — русская советская поэтесса и прозаик, журналист. 

Поэтесса для нас интересна тем, что в гимназические годы училась в Перми. И первые свои стихи написала и выпустила тоже в Перми. Волей судьбы вместе с мужем – военным морфлота попадает в Ленинград и во время блокады вместе с сыном находилась в осаждённом городе. В качестве военного корреспондента принимала участие в боевых действиях на суше и на море, была ранена и снова вернулась в строй. Читала стихи на радио, в госпиталях, на кораблях, в Доме писателей, печаталась в журналах, писала очерки и стихи для газет Волховского фронта. Из всех стихов, написанных поэтессой в блокадном Ленинграде, запомнились два : « Канун 1942 года» и «Дети». Ненависть к врагу, желание биться до конца, блокадное ощущение праздника (глазами очевидца), желание уберечь детство от блокадных будней и ужасов , чёткой линией прослеживаются в поэтических строках автора.

Л юдми́ла Миха́йловна Попо́ва /1898 – 1972/ — советская ленинградская поэтесса довоенного, военного и послевоенного периода. Среди ее тем — блатная романтика, подвиг защитников города и освоение космоса.  В годы войны была военным корреспондентом, сотрудником ленинградского радио. В 1942 году пошла добровольцем на фронт, работала в политотделе 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Основной темой её произведений военных лет : поэмы «Счастье летать», стихотворных сборников «Крылья жизни « и « Соколиный мир» - стал героизм и самоотверженность советских лётчиков. Она страстно любила жизнь, Ленинград, поэзию и музыку. Ярким примером всего сказанного служат стихи «Не быть ленинградцам рабами» и «Письма» . Пронзительные строки очевидца всего происходящего, самоотверженный подвиг героев- лётчиков, ужасающие поэтические картины блокадного Ленинграда и неимоверная вера в победу и справедливость чётко и уверенно прослеживаются в ёё стихах.

Шефнер Вадим Сергеевич /1914 – 2002/ - советский русский прозаик, поэт, переводчик, фантаст, журналист, фронтовой корреспондент.

В начале войны нес службу в части, оборонявшей осаждённый Ленинград. Первая же холодная блокадная зима и голод принесли организму серьёзное истощение. Вдохновение к поэту вернулось только в 1942 году после госпиталя. В 1943 году вышла его книга «Защита» и позже поэт создаёт своё крупное произведение – поэму « Встреча в пригороде», в которой отражены события героической обороны Ленинграда.

А на мои глаза попалось стихотворение «Зеркало», написанное тоже в блокадном Ленинграде. В этом стихотворении нет описаний ужасов блокады, человеческих страданий и увечий. Есть …пропасть печали и войны…свидетель довоенного уюта….мечта о светлом будущем и вера в победу. Поэт описывает зеркало, висящее на обломках жилого дома, попавшего под бомбёжку.

В арвара Вольтман-Спасская /1901 – 1966/- поэтесса.

Первый сборник её стихов вышел в 1929 году .Вместе с дочерью пережила блокаду Ленинграда. Сборник стихотворений «В кольце» , вышедший уже после смерти поэтессы, включает в себя ее поэтические произведения , посвящённые блокаде. В стихах не раз упоминается девочка за роялем. Эта девочка – её дочь, Марина Дранишникова, ставшая впоследствии выдающейся советской пианисткой.
В июле 1942, после тягот первой блокадной зимы и ранения она попадает в Ташкент. Её блокадные стихи могли бы показаться трагичными, но они наполнены любовью к жизни и восхищением крепостью духа людей.

Подтверждение этих слов я нашла в стихах Варвары Вольтман – Спасской «По воду», «Чашка», « Блокадный дневник 1941-1945». Главные герои произведений ДЕТИ, их эмоции и переживания очень трепетно и волнительно переданы автором в стихотворной форме. Читая их, представляешь картинку и чувствуешь то, что чувствует герой именно в тот момент.

Маргари́та Ио́сифовна Алиге́р /1915 – 1992/ — русская советская поэтесса и переводчица, журналистка, военный корреспондент. Лауреат Сталинской премии второй степени. В годы Великой отечественной войны была военным корреспондентом в блокадном Ленинграде. В 1942 году написала

поэму «Зоя», посвящённую подвигу Зои Космодемьянской, за которую в 1943 году получила Сталинскую премию и отдала её в фонд обороны. В годы войны было издано несколько сборников стихов : 1942 – «Памяти храбрых», 1945 – «Сказка о правде», «Твоя победа».В своей поэзии поэтесса создавала героико- романтический образ современника- героя бойца и труженика тыла. Большое, в четырёх частях стихотворение «Весна в Ленинграде» поведало мне о ..дыхании баррикад, возмужавших сердцах ленинградцев, о зверином урчании беды и о том, как стонали камни….о радостях и мечтах простых ленинградцев в осаждённом городе.

О лег Николаевич Шести́нский / 1929 – 2009/ — русский поэт, писатель, переводчик, публицист. В детстве переживший ленинградскую блокаду, автор в стихах и прозе пишет о нравственном становлении подростков, переживших суровые дни блокады, показывает характеры его современников, чистые и правдивые образы людей. Стихи о блокаде, конечно связаны с детством, с детскими переживаниями , детскими эмоциями, детскими запахами и вкусностями, которых не было…совсем….

Я прочитала со слезами на глазах стихи «Друзьям, погибшим на Ладоге», « Мы

были юны….», «Хлеб». Это всё стихи о детях – блокадниках, таких, каким был сам поэт в это время. Он их воспевает, он в памяти их бережёт.

В севолод Борисович Азаров /1913 – 1990/ — русский советский поэт и публицист, драматург. 

Автор стихотворения «Музы не молчали» и соавтор героической комедии «Раскинулось море широко». В 1941 году – капитан – лейтенант, всё время блокады служил военкором в редакциях фронтовых газет; в Кронштадте . в соединениях балтийских подводников и штурмовиков , участвовал в операциях Балтийского флота по снятию блокады Ленинграда. Азаров писал стихи и очерки, читал их на передовой. Сам автор всегда считал, что именно фронтовые испытания стали для него «главной школой и источником вдохновения», считал себя «рядовым стихотворных строк».

Большое стихотворение из 5 частей « Сердце Ленинграда» повествует читателям об обычных буднях блокадного города: знакомый звук метронома, люди разных профессий и сословий ,живущие ОДНОЙ верой в светлое будущее, привыкшие к смерти близких людей; спокойно, без надрыва и пафоса описаны обычные блокадные будни и всё это вместе – биенье сердца Ленинграда.

Ю рий Петрович Во́ронов /1923 – 1993/— советский поэт, журналист и общественный деятель.

В ноябре 1941 года семью молодого поэта, которому исполнилось 12 лет, настигает беда – под очередным обстрелом погибают 3-летний брат и 1.5 месячная сестра поэта. На всю жизнь с ним останется этот «долг» - не успел покормить голодного малыша…это отразилось и в его стихах. Молодой поэт досрочно вступил в комсомол, работал в молодёжных бытовых отрядах (оказывали помощь ослабевшим), в 14 лет был награждён медалью «За оборону Ленинграда», занимался в литературной студии, писал стихи, выступал на ленинградском блокадном радио.

Стихи блокадных лет Ю.Воронова – пронзительные, выстраданные, честные до боли, простые и мужественные, запоминающиеся с первого же прочтения.

.

Заключение

«Когда говорят пушки, музы молчат» - подмечали древние римляне.

Но блокадный Ленинград , своим подвигом разрушая расчёты врага , противопоставил этой мудрости бесценную, выстраданную блокадную поэзию. Именно поэзия приобрела в блокадном Ленинграде особую роль: эмоциональное зажигающее стихотворение бывало в иные моменты важнее рассказа или листовки. Ведь почти все поэты-блокадники, не понаслышке знающие о муках и тягостях народа, призывали ленинградцев не сдаваться и верить в победу. Они были рядом, они были в блокадном Ленинграде, и им удавалось затронуть очень тонкие струны в душах ленинградцев. Их стихи советовали, утешали, радовали, заставляли не падать духом ленинградцев. Поэзия, созданная в период блокады, являет собой удивительный мир мужества и стойкости людей, которые в тяжелейших условиях оставались верны своему долгу и призванию.

Создав военно-поэтический календарь, я хотела обратить внимание как на историю, так и на литературу. Я надеюсь, что человеку, взявшему в руки такой календарь, захочется прочитать поэтическое произведение, о котором рассказывается в нем или, к примеру, узнать больше о том, как приближалась победа над блокадой Ленинграда.. Ведь это все наше достояние. И не знать об этом, мы не можем себе позволить.

 

Список использованной литературы

Руперт Колли «Блокада Ленинграда», изд. Колибри, 2015 год.

Буров А.В. « Блокада день за днём, 22 июня 1941г. – 27 января 1944 г.- Лениздат, 1979.

«Стихи о блокаде»//НЕВА – 1999.-№1.-с.106-112.

«Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда 1941-1944/Санкт-Петербург: Детгиз,2005.

«Был город- фронт, была блокада…: рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней»,- Л.; Дет. Лит., 1984 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ: КАЛЕНДАРЬ

22

Просмотров работы: 60