"Музыка во время ВОВ"

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Музыка во время ВОВ"

Саакян С.Ш. 1
1МБОУ Одинцовская сош 5
Константинова М.В. 1Бочарникова А.А. 1
1МБОУ Одинцовская сош 5
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Набор звуков, который мы называем музыкой, имеет великую силу. Она влияет и на физическое, и на психологическое состояние человека. Учёные доказали, что музыка имеет сильное эмоциональное воздействие на людей. А в годы войны она сплачивала и поднимала народы.

Даже в жизни первобытных людей музыка играла важную роль. Мать песней убаюкивала ребёнка, пастухи созывали стадо, воины выкрикивали ритмичные мотивы для отпугивания врагов.

Музыка прошла свою большую историческую эволюцию: от Древнего мира до Барокко, от Классицизма до Романтизма, от Джаза до Рока.

Для понимания музыки не нужны знания иностранных языков, не важно какой ты национальности или вероисповедания. Смысл, заложенный в звуках понимает каждый слушатель.

В годы войны создавались музыкальные шедевры: симфонии, балеты, оперы. В них воспевалось величие человеческого духа. Эти произведения проникнуты любовью к Родине, они предвещали победу над злом.

Особый значительный вклад в победу внесли песни военных лет. Каждая песня была «бойцом», которая давала силу воли и веру в победу на земле, на небе и в море.

В своей работе я постаралась ответить на вопрос: «Какую роль играла музыка в годы войны?». Поэтому избрали тему нашего исследования «Музыка в годы Великой Отечественной войны».

Актуальность темы: изучение военной музыки и ее роли в году Великой Отечественной войны является актуальной и важной проблемой современности.

Цель: выяснить роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Для достижения цели решались следующие задачи:

• Изучить литературу по данной теме;

• Познакомиться с особенностями песенной композиторской и народной музыки в годы Великой Отечественной войны;

• Определить значение военной музыки для молодежи;

• Популяризировать военную музыку среди учащихся МБОУ Одинцовской сош №5.

Гипотеза: композиторская и народная музыка способствовала поднятию и поддержанию боевого духа среди солдат.

Объект исследования: музыка.

Предмет исследования: песенная композиторская музыка в годы Великой Отечественной войны.

Методы исследования:

1.Изучение;

2.Исследование;

3.Анкетирование;

4.Организация фестиваля военной песни.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1 . Военные песни

Музыка удваивает, утраивает армию.

С громогласною музыкою я взял Измаил.

Александр Суворов.

Военные песни использовались в русской армии с былинных времён. Самая древняя из сохранившихся ныне композиций русских дружинников датируется Х столетием. Благодаря дошедшей до наших дней в летописи XIV века песне "В великом Нове-городе стоят мужи новгородские...", историки узнали об участии новгородских полков в Куликовской битве... Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов, которые были специально выписаны им для поднятия боевого духа своих казаков... Петр I, понимая важность военных песен как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722 году предписание каждому полку иметь собственный оркестр... Суворовские чудо-богатыри шли на штурм Измаила под казацкую песню "Ночи темны, тучи грозны...".

В XIX веке традиции были продолжены и даже создана специальная Песенная комиссия (1886 г.) под эгидой Русского Географического Общества, в обязанности которой был вменён поиск народных казачьих песен и их последующее издание. Примерно в то же время была разработана так называемая "песенная теория", в соответствии с которой военные песни делились на хвалебные, поминально-походные (известные ныне как строевые), хулительные или корильные (о неприятелях) и баллады (от сатирических и шуточных до повествовательных и трагических).

Известны случаи, когда военные песни спасали сотни солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с японцами под Мукденом, музыканты Мокшанского пехотного полка подняли в атаку деморализованных огромными потерями и смертью командира полка солдат, которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми инструментами тогда пошли 25-летний полковой капельмейстер Илья Шатров (будущий автор композиции "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", которую позже переделали в легендарный вальс "На сопках Маньчжурии"), в компании с семью музыкантами - флейтистами и трубачами.

Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины.

В ужасные годы ВОВ музыка помогала людям верить в добро, давала силы пережить голод и холод. В 1941 году 22 июня началась кровопролитная и самая страшная война в истории человечества.

Рис.1 Краснознаменский оркестр на Белорусском вокзале

Спустя несколько дней от начала войны, композитор Александр Александров и поэт Василий Лебедев-Кумач написали песню «Священная война», которая стала гимном защиты родины. Эта суровая и яркая песня впервые прозвучала на Белорусском вокзале для уходящих на фронт бойцов (рис.1). Её требовали повторить ещё и ещё. В торжественной тишине она звучала как клятва, как молитва.

Музыка во времена войн поднимала боевой дух солдат, сплачивала их. Песня становилась оружием в борьбе. В грустных лирических песнях воспевалась любовь к родине, к маме, к любимой девушке. Они могли воодушевить на подвиги. Такими являются «Землянка», «Тёмная ночь», «Синий платочек».

Рис.2 Советские бойцы в землянке

У каждой песни своя история. В начале войны поэт Алексей Сурков был военным корреспондентом и служил на фронте. Однажды, сидя в землянке (рис.2), он писал письмо и стихи соей жене. Текст стихов Сурков отдал музыканту Константину Листову. Так родилась знаменитая «Землянка» и разлетелась по всем фронтам. Лидия Русланова исполнила его у стен поверженного Рейхстага (рис.3). Сейчас, читая трогательные фронтовые письма, можно увидеть, что бойцы писали своим родным строки из песен.

Рис.3 Лидия Русланова выступает с концертом перед

советскими воинами на ступенях рейхстага. 1945 г.

Есть песни, которые остаются любимыми и после войны, они живут десятилетиями. Ярким примером этого стала «Катюша» Матвея Блантера и Михаила Исаковского. Именно в честь героини песни назвали артиллерийскую боевую машину (рис.4). Выпуская залпы из грозного оружия, бойцы приговаривали: «Горячий привет от Катюши!»

Рис.4 Боевое артиллерийское оружие «Катюша»

Из воспоминаний солдат: однажды, в поздний час, когда до противника 700-800 метров, доносились звуки немецкой губной гармошки. Вдруг раздался голос: «Рус Иван, спой Катьюша!».[1] Сильное впечатление оставила на немцев наша «Катюша».

Песня получила известность во всё мире.

После освобождения Рима «Катюша» прозвучала в Ватикане, когда пришли партизаны на встречу с Римским Папой

Рис.5 Памятник героине песни «Катюша» во Владивостоке 2013г.

Сейчас на берегу Угры установлен памятник «Катюше» (рис.5).

1 ksovd.org «История песни «Катюша»

«Тёмная ночь» - песня, от которой всегда наворачиваются слёзы. По результатам социологического исследования текст песни занял 25-ое место из 100 самых популярных стихов в России.

Песня была создана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два бойца».

Рис.6 Фото из фильма «Два бойца» 1943г., октябрь

Удивительно, но в годы тяжелой войны создавались фильмы. Снимали про войну, снимали комедии, мультфильмы, сказки. Особое внимание уделялось музыке к фильмам. Знаменитые «Тёмная ночь» и «Шаланды полные кефали» украшают кинофильм «Два бойца»(рис.6). Оттуда и известная фраза «Помирать – так с музыкой!»

Легендарным является фильм «Иван Грозный» (рис.7). Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев. Этот фильм ещё называют «работой гениев».

Рис.7 Фото из фильма «Иван Грозный» 1944г.

Нелёгкой была судьба у известной песни «Синий платочек». Это любимая песня моего дедушки. Она прошла всю войну через солдатские окопы, беспощадные бои, жила в сердцах солдат. Музыку песни написал польский композитор, а текстовых версий было несколько десятков.

Рис.8 Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами. Ленинградский фронт, 1941 год

После концерта Клавдии Шульженко (рис.8) на «Дороге жизни» через озеро Ладога, к певице подходит молодой лейтенант Михаил Максимов краснея предлагает свои стихи. Клавдии Ивановне стихи очень понравились. Через месяц вся передовая, весь тыл подпевал простые, но родные и понятные слова.

В 1943 году в холодной студии на восковой диск записывалась песня «Синий платочек». Клавдия Шульженко в воспоминаниях писала, что во время записи оператор Галя слушая плакала и не заметила, что её слёзы капали на воск и испортили диск.

На семидесятилетие Клавдии Ивановны во время концерта певица вышла на сцену «Колонного зала» [1] с синим платком. Зал аплодировал стоя. Эти аплодисменты предназначались и певице, и легендарной песне.

1 Москва, Дом Союзов «Колонный зал»liveinmsk.ru

Жизнь в годы войны была крайне тяжёлой. Но любовь к искусству у людей не ослабевала. Поэт Лебедев-Кумач писал: «После боя сердце просит музыки вдвойне».

Глава 2. Концертные бригады

Рис.9 Артисты Большого театра в госпитале

Создавались концертные бригады, в которые входили певцы, актёры, танцоры, артисты цирка, музыканты филармонии. Они ездили по фронтам и давали концерты. Выступали на грузовиках, в окопах, госпиталях (рис.9). Часто попадали под обстрелы и бомбёжки. В лесу или на полях иногда приходилось играть тихо и петь шёпотом, чтобы гитлеровцы не услышали. Фашисты особо ненавидели наших артистов, пытались их убить.

Рис.10 Народная артистка СССР Любовь Орлова выступает перед советскими воинами на крыле сбитого фашистского самолета

Актриса Любовь Орлова выступала на всех фронтах (рис.10). Во время войны она заболела заражением крови. И только вмешательство лучших советских и зарубежных медиков спасло её.

Рис.11 Выступление Утесова на фронте, 1942 год.

Одним из любимых народом артистов был Леонид Утёсов(рис.11). Оркестр Утёсова подарил Пятому Гвардейскому полку два самолёта истребителя, которые носили название «Весёлые ребята».

Многие музыканты были награждены боевыми орденами и медалями.

Глава 3. Детские театры

С особым чувством восхищения я хочу рассказать о подвиге детей войны. Они оказали большую помощь в борьбе за великую Победу. Дети трудились на заводах и фабриках, шили одежду для фронтовиков, работали на стройках. Для раненных в госпиталях читали книги, делали подарки для них.

«И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, сплочённая армия

советских детей». [1]

Корней Чуковский

1 Из рассказа К.Чуковского «Дети и война» опубликованного в газете «Пионерская правда» 24 марта 1972 год

В 1942 году была организована детская театральная группа. Дети устраивали концерты в госпиталях (рис.12).

Рис.12 Концерт в госпитале во время ВОВ

В мае 1945 года супруга премьер- министра Англии Уинстона Черчилля Клементина Черчилль была приглашена на один из таких концертов. Она написала детям письмо с благодарностью за показанный мюзикл.

Глава 4. Военные оркестры

В военное время оркестры занимали особое место. Военные оркестры появились ещё в средневековье. Все решающие бои проходили под громкую музыку марша.

В России военный оркестр появился при Иване Грозном. Есть выражение, что оркестр является душой военных.

Пётр I предавал военной музыке большое значение. По его приказу были открыты школы, где обучали игре на музыкальных инструментах. Для преподавания были приглашены виртуозы из Европы. После сражений музыканты награждались за воинскую доблесть.

В годы Отечественной войны в 1812 года композиторы создавали множество произведений специально для военных оркестров. Наполеон говорил: «У меня два врага- русский холод и русский военный оркестр». Военные оркестры времен Великой Отечественной войны (рис.13) не только поднимали патриотический дух бойцов, но и принимали участия в боевых действиях.

1 Письмо К.Черчилль РГАНТД.Ф.178.Оп.5.Д.21 Подлинник. Машинопись подпись-автограф

Рис.13 Военный оркестр ВОВ 1943г. Рис.14 Международный фестиваль военных

оркестров «Спасская башня» 2016г.

Сейчас военные оркестры выступают на парадах, праздниках. Мне очень нравятся смотреть на их выступления. Они исполняют переложения самых разных произведений: от классической музыки до современных песен.

С 2009 года в Москве на Красной площади ежегодно проходит международный фестиваль военных оркестров «Спасская башня» (рис.14). Сюда съезжаются оркестры из разных стран. Это одно из ярких событий в жизни города.

В 2017 году на фестивале «Спасская башня» на выступлении военного оркестра Армении (рис.15) принимала участи моя сестра. Она с хореографическим ансамблем в народных костюмах танцевали танец «Кочари». Этот танец в мае 1945 года армяне станцевали в Берлине у стен Рейхстага (рис.16).

Рис.15 Участники из Армении на фестивале Рис.16 Армянские солдаты танцуют «Спасская башня», 2017 год. «Кочари» , 1945 год

Я хочу, чтобы военные оркестры выступали только в мирное время на парадах и фестивалях.

Глава 5. Классические композиторы

Даже во время самых суровых боёв по радио звучала музыка. Невзирая на холод, голод, не смотря на бомбёжки, музыканты собирались на репетиции и давали концерты. По радио звучала музыка Чайковского, Верди, Бетховена.

Рис.17 Сергей Прокофьев (1891-1953) Рис.18 Фрагмент из балета «Золушка»

В годы войны Сергей Прокофьев (рис. 17)создаёт такие произведения как опера «Война и мир», 5 симфония, балет «Золушка». В них воспевается любовь, героизм, победа света и добра.

5 симфония – грандиозное творение, насыщенное драматизмом. За это произведение Прокофьев получил Сталинскую премию. Пианист С.Рихтер писал: «В Пятой симфонии Прокофьев встаёт во всю величину своего гения». Несмотря на все трудности, премьера состоялась в зале Московской Консерватории. Зал был полон.

Балет «Золушка» (рис.18) - светлая сказка со счастливым концом. Музыка изящная и грациозная. Юная и нежная девушка шла к своей мечте, преодолевая все невзгоды. А в опере «Война и мир» главной художественной задачей композитора являлась раскрытие образа сильного народа, который идёт к победе через страдания. Поэтому в опере много внимания уделено хоровым сценам.

Рис.19 Дмитрий Шостакович (1906-1975) Рис.20 Блокадный Ленинград 1942г.

Композитор Дмитрий Шостакович (рис.19) пережил блокаду Ленинграда (рис.20). Как и многие музыканты, он просился на фронт, но вместо этого бы эвакуирован. В эти годы он создаёт 7 симфонию, которая называется «Ленинградской». В ней жуткая механическая тема марша раскрывает портрет фашизма, уничтожающий всё на своём пути. Слушая «Ленинградскую» симфонию, перед глазами возникают страшные картины того времени. Начинаешь задумываться и восхищаться несломленным духом нашего народа, который поборол эту машину смерти.

В блокадный Ленинград партитуру симфонии доставили самолётом. Сразу же начались репетиции. Но музыкантов не хватало. Главный дирижёр симфонического оркестра Карл Элиасберг (немец по национальности) искал музыкантов в госпиталях, отзывал из фронта. Многие из них были тяжело больны цингой, были ослабевшие.

Несмотря на обстрелы, люстры в филармонии были включены. Трансляция симфонии проходила по радио.

Из США и Англии пришёл запрос с просьбой выслать копию партитуры Ленинградской симфонии. Премьера состоялась в 1942 году в Лондоне, а потом в Нью-Йорке. Американские критики тогда писали: «Народ, который в тяжёлое военное время создаёт такие произведения, непобедим!».

Рис.21 Арам Хачатурян (1903-1978) Рис.22 Фрагмент из балета «Гаянэ»

Ещё одно гениальное произведение, которое во время войны покорило ведущие мировые сцены – это отрывок из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна (рис.21) «Танец с саблями» (рис.22).

Танец был исполнен в Лондоне, в Париже, а в США Хачатуряна называли «мистер танец с саблями». Это произведение стало первой записью Чикагского симфонического оркестра.

Финал балета торжественный, жизнеутверждающий. В состав оркестра включены колокола, которые в начале звенят тревожно, а в конце победно.

На фронте, в тылу, на заводе, в окопах люди слушали музыку и понимали, что должны победить. Музыка сплотила и подняла народы, дала им отвагу и стойкость.

Вышеупомянутые гениальные композиторы обладали уникальной интуицией. Никто не сомневался в победе. В своих произведения они отразили ужасы войны, но в конце всегда торжествуют добро и красота.

Музыканты, которые не попали на фронт, сражались с врагом музыкой.

Заключение

В данной работе я попыталась определить роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг., доказать, что композиторская и народная музыка способствовала поднятию и поддержанию боевого духа среди солдат.

Для этого познакомились с историей создания популярных композиторских и народных песен, написанных в эти годы. Выяснили, что песенное творчество объединяло людей в военное время, поднимало боевой дух солдат, поддерживало веру в грядущую победу.

Изучив песни, написанные композиторами, , проследила, что в них раскрываются разные образы: лирические, драматические, шуточные. Но все они призывали к защите своей Родины, крепили армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

Увидели, что каждое музыкальное произведение – это особая история, отражающая не только определенный период войны, но и судьбы людей, их мысли, чувства, переживания. Автор музыки не просто отражает происходящие события, а рассказывает историю страны и народа. Создает историю своей жизни, каждая нота, каждый звук – это слово, сказанное композитором, это мгновение, которое он никогда не забудет.

В музыке военных лет раскрываются любовь к Отчизне, призыв служения своей Родине и своему народу.

Для популяризации военной музыки мой класс выступил инициаторами проведения фестиваля «Песни великого подвига» для учащихся МБОУ Одинцовской сош 5 и ветеранов.

74года назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но песни, опаленные войной, с которыми прошли наши деды и прадеды по тяжелым фронтовым дорогам, продолжают жить и звучать в сердцах молодого поколения. Считаю, что выдвинутая гипотеза исследования нашла своё подтверждение, поставленные перед нами задачи исследования решены, цель достигнута.

Список литературы

1.«Музыка – сила жизни» А.Юсфин 2006г.

2.«Музыкальная литература ХХ века» О.Аверьянова 2002г.

3.«Советская музыкальная энциклопедия» Ю.В. Келдыш 1973г.

4.«Песни войны и победы» В.Андриянов, А.Кузнецов 2005г.

5.«Когда вы спросите меня» К.Шульженко 1981г.

Интернет-ресурсы

http://www.izbrannoe.com

http://m.kino-teatr.ru/blog/940/23579.jpg

https://yandex.ru/images/search?text=фото%20советских%20композиторов&stype=image&lr=101754&source=wiz

https://life.ru/t/деньпобеды/406680/5_vielikikh_artistov_kotoryie_nie_boialis_pul

https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

https://tinao.mos.ru/images/stati_kartinki/IMG_7420.jpg

https://cdn2.img.armeniasputnik.am/images/852/08/8520887.jpg

 

19

Просмотров работы: 8049