Изучении истории Великой Отечественной Войны через игру (строительство макетов сражений и битв войны 1941-1945 гг. из конструктора ЛЕГО)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучении истории Великой Отечественной Войны через игру (строительство макетов сражений и битв войны 1941-1945 гг. из конструктора ЛЕГО)

Лубов Д.А. 1Кононченко А.Д. 1
1МАОУ "СОШ №9" г. Стерлитамак РБ
Лубова Е.М. 1
1МАОУ "СОШ №9" г. Стерлитамак РБ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ведение

 

В настоящее время на смену ориентации общества на широкую информатизацию всех сфер жизни приходит эра нового, личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества будет напрямую зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей, их личностных возможностей.

Отечественная война в сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национального духа и гордости за страну, общности и сплоченности.

История Великой Отечественной и всей второй мировой войны – приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. В этом историческом событии с особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, моральная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего.

2020 год ознаменован главным празднованием - 75-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне. Наш проект мы решили посвятить годовщине этого события. Проект «Изучении истории Великой Отечественной Войны через игру (строительство макетов сражений и битв войны 1941-1945 гг. из конструктора ЛЕГО)» - это уникальная возможность для учеников узнать о исторических фактах того времени, о беззаветном служении Родине их предков.

Актуальность проекта, его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания.

Человек любит играть. Азарт, волнение, накал страстей, томление духа, жажда выигрыша, желание одолеть соперника — всё это неотъемлемые черты людской психологии и часть нашей жизни. Игра для нас — не только возможность поднять настроение, пощекотать нервы и отдохнуть, но в некотором роде модель окружающего мира, а также важный способ общения.

Сегодня от учителей можно услышать рассуждения о том, что учащиеся потеряли интерес к учёбе. Это тревожный симптом. Интерес играет важную роль в осуществлении любой деятельности, в том числе и в процессе обучения. Исследователи, анализирующие учебный процесс в школе, справедливо отмечают, что в учебной работе крайне мал удельный вес занимательности - всего 4% от других методов и приёмов обучения. А ведь от степени интереса к предмету, от учения с увлечением зависит качество усвоения предмета.

Интеллектуально-познавательные игры, викторины, всякого рода игровые задания привлекательны для школьников любой возрастной ступени. Интеллектуально-познавательная игра как форма урока прочно завоевала себе место в системе учебной работы, так как она создаёт ситуацию психологической раскованности, раскрепощает сознание, открывает перспективу живого общения, стимулирует интеллектуальный рост личности, способствует повышению культурного уровня школьников.

Тема работы: «Изучении истории Великой Отечественной Войны через игру (строительство макетов сражений и битв войны 1941-1945 гг. из конструктора ЛЕГО)»

Цель:

Активизация познавательного интереса к изучению истории.

Приобщение обучающихся к изучению истории Великой Отечественной войны, сохранению преемственности поколений, формированию у школьников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за своих предков, свою Родину.

Развитие кругозора, интеллектуальных способностей, мышления, внимания обучающихся.

Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи проекта:

Сформировать у обучающихся навыков проектной деятельности, аналитического мышления при работе с дополнительным материалом и историческими документами;

Изучить, собрать и сохранить материалы основных событий Великой Отечественной войны;

Повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности обучающихся;

Установить контакт с архивами, музеями, научными центрами, привлечь к проекту учителя и родителей обучающихся;

Развивать творческое начало, инициативу, активность, организованность и ответственность за порученное дело;

Разработать макеты битв и сражений Великой Отечественной войны из конструктора ЛЕГО, которые будут способствовать росту интеллектуального уровня обучающихся.

Вовлечь обучающихся в интеллектуальную деятельность.

Создать атмосферу сотрудничества обучающихся и взрослых, взаимного доверия и уважения.

Гипотеза: мы предполагаем, что игры существуют не только для развлечения, но и для обучения.

Объект исследования: история Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.

Предмет исследования: назначение игр в изучении истории Великой Отечественной Войны.

Методы исследования: сравнение, анализ, обобщение, моделирование.

Идея: привлечь внимание одноклассников к изучению истории Великой Отечественной Войны с помощью создания макетов сражений из конструктора ЛЕГО. Игра будет носить познавательный характер.

Этапы исследования:

-сбор информации о истории Великой Отечественной Войны;
- обобщение информации;

- Строительство макетов вместе с одноклассниками;

- анализ проведенного мероприятия.

Участники исследования: обучающиеся 5а класса.

Ожидаемые результаты:

повышение престижа интеллектуальной деятельности школьников;

повышение активности среди обучающихся;

повышение качества образования детей, формирование обширного кругозора;

личностный рост учеников в школьном коллективе;

положительный эмоционально-психологический климат в классе.

Практическая значимость данной работы в том, что выявленные материалы можно использовать при проведении классных часов в школе, изучении истории, написании творческих работ. Надеемся, что наше исследование поможет нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

1. «Никто не забыт, ничто не забыто»

75 лет назад завершилась одна из самых страшных и кровопролитных в истории человечества войн. Наш русский народ заплатил за Победу огромную цену. Общие потери за годы ВОВ оцениваются в 26, 5 млн. человек, пропало без вести или попало в плен 5 млн. 59 тыс. человек. Великая Отечественная война стала для всех людей настоящим испытанием, сопровождавшимся потерей близких. Целых четыре долгих года продолжалась война. Тяжелые, изнурительные бои, голод, Ленинградская блокада, Сталинградская битва не сломили русский народ. Люди шли вперёд навстречу неумолимой опасности. Участники и труженики тыла этой страшной войны - смогли противостоять этой вражеской силе, показать смелость и стойкость русского духа. Их подвиг не меркнет с течением времени. Чем дальше от нас те грозные военные годы, тем больше мы осознаём величие подвига. Нынешнее поколение должно помнить какой ценой далась нам Победа в этой страшной войне, чтить память погибших, проявлять неустанную заботу о ветеранах. Ведь благодаря ветеранам мы сегодня можем жить под мирным небом.

Победа была достигнута благодаря подвигу миллионов людей, каждый из которых достоин самой высокой почести и благодарности.

Советские люди, преисполненные чувством высокого патриотизма, глубокой веры в свои силы, поднялись на ратные и трудовые подвиги. Среди солдат оказались вчерашние рабочие, учителя, писатели, школьники.

О начале войны партийно-советское руководство области узнало рано утром 22 июня 1941г., жители городов и районных центров – в 12 часов из выступления по радио заместителя председателя Совнаркома В.М. Молотова. Через час-два о приходе страшной беды знали в самой глухой деревне. В первый же день войны была объявлена мобилизация в армию, охватившая мужчин 1888-1923 годов рождения. Мобилизации показали высокий уровень советского патриотизма наших земляков.

С первых дней Великой Отечественной войны в военкоматы республики подали заявления тысячи человек. Мужчины, не годные к строевой службе и старшего возраста, забирались в трудовую армию.

Из Башкортостана в годы войны в трудовую армию было мобилизовано более 106 тысяч человек. Они работали на строительстве Средне-Уральской ГРЭС, на Кировском заводе в  Челябинске, на шахтах Свердловской, Пермской и Челябинской областей, на Верхне-Исетском и Ново-Тагильском металлургическом заводах, торфоразработках и др.

Всего с 22 июня 1941 по 19 августа 1944 года в республике было мобилизовано в Красную Армию и Военно-Морской Флот 559671 человек, включая 2971 женщин. Всего в годы Великой Отечественной войны из Башкортостана на фронт ушли более 710 тысяч человек, из них около 300 тысяч человек погибло на фронтах войны. Из них на поле боя пало около 88 500 человек, умерло от ран 20 000 человек, погибло в плену 2 265 человек, более 127 000 человек пропало без вести.

С 1 октября 1941 года проводилось обязательное военное обучение мужчин в возрасте от 16 до 50 лет и уже к началу декабря подготовку прошли 83 тысячи военнообязанных. В феврале 1942 года в системе всеобуча были созданы подразделения по подготовке истребителей танков, автоматчиков, пулемётчиков, миномётчиков, кавалеристов, снайперов, связистов, в которых за 1942-1944 годы было подготовлено 30,6 тысяч военнообязанных по различным специальностям. Для подготовки связистов, снайперов и медицинских сестёр также призывались девушки.

В то же время в Башкортостан было эвакуировано много людей с западной части страны. Эвакуированы вместе с работниками институты, академия наук Украинской ССР, заводы, фабрики, театры, общественные организации.

28 июля 1945 года в Уфу прибыл первый эшелон с демобилизованными участниками Великой Отечественной войны.

2. Игра в изучении истории: развлечение или познание.

Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов.

Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, т.к. играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Благодаря целенаправленной работе наблюдается положительная динамика заинтересованности обучающихся в посещении кружков, секций, спецкурсов, растет интерес учащихся к знаниям, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности.

Практически все учащиеся проходят через участие в интеллектуальных играх, которые начинаются уже в младших классах. Речь идет об учебных дидактических играх по предмету (природоведение, география, история) и межпредметных играх, которые являются средством формирования познавательного интереса и внимания.

Важно, чтобы игра помогала ребятам испытать чувство сопричастности к тем ценностям и научным понятиям, которые отражают опыт и мысль всего человечества.

Функции игр:

1. Развивающая - поддержка положительных изменений в личности ребёнка, в ходе игр развиваются быстрота реакции, гибкость ума и поведения, внимание и творческие способности, совершенствуются организаторские качества, актерские навыки.

2. Мотивационная: каждая интеллектуальная игра создает мотив деятельности, который значим для игрока и не отодвинут во времени.

3. Мировоззренческая- формирование позитивного имиджа интеллектуальной и творческой деятельности.

4. Образовательная: в период подготовки к игре и в ходе ее игрок получает ранее незнакомую ему информацию, знание.

5. Коммуникативная: навыки культуры общения, поведения в социуме, взаимодействие социального опыта ученика и педагога

Сегодня перед обществом и перед нами стоит задача: сформировать моду на знания. В наш информационный век — это особенно важно.

3. Практическая часть.

Мы сидели в интернете, читали военные энциклопедии, посетили краеведческий музей города Стерлитамака. После сбора информации мы приступили к работе: сделали макеты, посвященные битве за Москву и дополнили макет моделями боевой техники, которые собрали сами. Затем мы собирали модели военной техники из различных видов конструктора ЛЕГО. Пытаясь максимально приблизиться к оригиналу.

Работая над проектом, мы узнали много нового о боевой технике времен Великой Отечественной Войны. В работе использовались наборы конструктора ЛЕГО различных серий. Энциклопедии и справочники по ВОВ. Материалы о битве за Москву из интернета и книжных источников. И привлекли к этой работе своих одноклассников,

Для дальнейшего применения методики, мы проанализировали полученные результаты: эмоциональное состояние ребят, самооценку обучающихся учебной деятельности, уровень понимания изученного материала. Оценка проводилась с помощью анонимного анкетирования.

Результаты анкетирования

Анкетирование проходило среди учащихся 5а класса МАОУ «СОШ №9» г. Стерлитамак РБ, всего 24 человек. Анкета представлена в приложении №1.

По результатам анализа были сделаны следующие выводы.

Вопросы

Варианты ответов/количество человек

Нравится ли тебе конструктор ЛЕГО?

А) да- 19

Б) нет-5

Хорошо ли ты знаешь историю Великой Отечественной Войны?

А) да-11

Б) нет -13

Понравилось тебе самостоятельно собирать информацию о Великой Отечественной Войне?

А) да-14

Б) нет-10

Считаете ли ты, что игра легче обычного урока?

А) да-18

Б) нет-4

В) не знаю-2

Данная игра помогла в получении новых знаний?

А) да -21

Б) нет -0

В) не знаю-3

Ваши комментарии к игре.

-

Обучающиеся при создании макетов и сбору необходимой информации проявили более высокий творческий подход к изучению истории войны 1941-1945 гг. Приняли активное участие в игре, используя коллективное обсуждение, совместный поиск решения. Не смотря на ограниченность информации, дети понимали содержание информации о войне и сражений, которые сопровождали ее. Разнообразие заданий и ролей игры делают обучающихся более довольными и положительно настроенными по результатам мероприятия. Обучающиеся считают, что такие игры способствуют развитию творческого потенциала, коммуникативных и лидерских навыков.

Конечно данный метод требует много времени на подготовку. Считаем, что данные ответы учащихся отражают реалистичную оценку работы, так как они не имеют педагогического образования, ответы были даны исходя из личного опыта обучающихся.

Заключение

Анализ работы по созданию и реализации проекта показал, что подобная деятельность имеет большое значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающихся, в формировании патриотизма.

Проект «Изучении истории Великой Отечественной Войны через игру (строительство макетов сражений и битв войны 1941-1945 гг. из конструктора ЛЕГО)» - это одна из нитей преемственности поколений. Пройдут года, а в наших умах и сердцах останется гордость за свою страну, своих предков. Мы берегли и будем оберегать то, что свято для нашей Отчизны и наших прадедов.

В данном проекте мы изучили, как влияет игра на рост знаний обучающихся, их мнение по данному педагогическому методу обучения, проанализировали степень развития навыков познавательной деятельности, коммуникативных и социальных. Мы показали, что данные мероприятия могут повысить уровень мотивации к обучению, а также самооценку обучающихся. Игра активно вовлекает в образовательный процесс всех ребят классного коллектива. С помощью данного метода развиваются: ответственность, лидерские качества, уверенность в себе, коммуникативные навыки.

Игра помогла обучающимся выявить свои интеллектуальные способности, появился интерес к знаниям, к чтению как художественной, так и научной литературы. Игра вовлекает в активную работу на уроке каждого ученика. Игра - форма работы, противостоящая пассивному слушанию. В процессе игры интеллектуально пассивные дети обычно выполняют такой объём учебной работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Список литературы:

Журнал «Читаем, учимся, играем» №4 2011

Журнал «Читаем, учимся, играем» №6 2011

Важнейшие операции великой отечественной войны 1941-1945 гг. / ред. П.А. Жилин. - М.: Воениздат, 2016. - 624 c.

Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. - М.: Олма-пресс, 2001. - 448 c.

Щукин, С. Великая Отечественная война / ред. А. Баев, С. Щукин. - М.: Художественная литература, 2015. - 580 c.

Великая Отечественная война 1941-1945. Действующая армия. - М.: Animi Fortitudo, Кучково поле, 2005. - 664 c.

«Подвиг народа» http://www.podvignaroda.ru, наполняемый имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной.

«Победа. 1941–1945» http://victory.rusarchives.ru/ , размещенный на общероссийском портале «Архивы России» http://www.rusarchives.ru/

«Великая Отечественная война 1941-1945» http://www.bigwar.msk.ru/ 

 «Карты военных действий Второй мировой войны» http://militarymaps.narod.ru/

Приложение №1

Анонимная анкета для обучающихся.

Нравится ли тебе конструктор ЛЕГО?

Хорошо ли ты знаешь историю Великой Отечественной Войны?

Понравилось тебе самостоятельно собирать информацию о Великой Отечественной Войне?

Считаете ли ты, что игра легче обычного урока?

Данная игра помогла в получении новых знаний?

Ваши комментарии к игре.

Приложение№2

19

Просмотров работы: 440