Введение
(2 слайд) Актуальность исследования:
Великая Отечественная война - одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю советского народа. Большую роль в победе сыграл боевой дух советских воинов, их беспримерный героизм, мужество, а также трудовой подвиг всего советского народа.
Немаловажную роль в этой победе сыграли плакаты времён Великой Отечественной войны, призывающие и вдохновляющие советских людей на борьбу против оккупантов, возвращавшие людям надежду и веру в скорую победу. Изучая плакаты периода 1941-1945 годов, можно проследить весь ход Великой Отечественной войны с её неудачами, тяжёлыми потерями и долгожданными победами. Поэтому считаю тему своего исследования актуальной, так как сегодня немногие школьники знают, что советские плакаты, созданные в годы великой Отечественной войны, показывают нам не только хронику важнейших событий войны, но и раскрывают настроение и переживания советских людей в этой тяжёлый для страны период.
(3 слайд) Цель исследования - определить роль плакатов в изучении истории Великой Отечественной войны.
Задачи:
Выяснить историю возникновения советских плакатов.
Проследить хронологию Великой Отечественной войны по плакатам 1941-1945гг.
Охарактеризовать советские плакаты времен Великой Отечественной войны.
Показать роль советских военных плакатов в формировании героизма, стойкости и мужества советского народа.
(3Слайд )Гипотеза: Плакаты Великой Отечественной войны являются не только показателем настроения и переживания людей в тяжелые для страны годы, но еще и документом, по которому можно проследить хронологию войны.
(4 слайд)Объект исследования: советское плакатное искусство
Предмет исследования: отражение событий Великой Отечественной войны в советских плакатах 1941-1945гг.
(5 слайд) Методы исследования:
анализ исторической литературы в аспекте изучаемой проблемы,
метод хронологии и систематизации,
обобщение и формулировка выводов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1941 по 1945 гг., то есть с момента объявления войны СССР и до подписания капитуляции Германией.
Новизна исследования: сделана попытка систематизировать плакаты Великой отечественной войны и восстановить хронологию событий войны на основе анализа полученных данных.
Практическая значимость: полученные данные, результаты исследования, мультимедийная презентация могут быть использованы на уроках истории, МХК для более глубокого и образного понимания событий Великой Отечественной войны.
Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, приложений, списка использованной литературы.
Основная часть (слайд 6)1.1. Из истории советского плаката
Знакомясь с учебником истории, я обратила внимание на непривычные нашему взгляду иллюстрации - плакаты, которые по своему содержанию и тематике отличаются от знакомых нам. Мне стало интересно, как военные события отразились в творчестве художников. Плакат - броское изображение на крупном лисе с кратким пояснительным текстом. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для освещения срочных новостей фронта и тыла. Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых действенных средств и при этом в короткие сроки. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям людей. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. « Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты -это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнаёт правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов»- так рассказали о плакатах ветераны Великой Отечественной войны.
Плакат 1 как жанр искусства возник во второй половине XIX века во Франции. Плакаты были самые разнообразные. В зависимости от целей, которые они преследовали: рекламные, агитационные, учебные, информационные и политические (Приложение 1).В XX веке политическому плакату нигде в мире не придавалось такого большого значения, как в СССР.
1.ПЛАКАТ,-а,м. Настенный лист- крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом// прил. Плакатный,-ая,-ое. Плакатная живопись. Плакатная манера ( перен.: о ярком, простом и броском изображении)
Плакат требовала сложившаяся в стране ситуация: революция, гражданская война, строительство нового общества. Власть ставила перед народом большие задачи. Необходимость непосредственной и быстрой коммуникации- всё это служило основой для развития советского плаката. Он обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти, был предельно понятен, содержал энергичный, ёмкий, яркий текст. Характерное изображение и призывал к действиям. А главное – плакат был принят обычными людьми. Плакатами оклеивались здания городов и сёл. Он представлялся некоторым видом оружия - меткое слово лозунгов жгло врага и защищало идеи, и это слово, иногда, было единственно верным и сильным оружием, которому нечего было противопоставить. Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов.(7 слайд).В СССР первыми создателями плакатов считаются Д. Моор, В.Маяковский, М.Черемных и В. Дени (Приложение 12). Каждый из них создавал свои собственные индивидуальные типы плакатов с характерными приемами и средствами выразительности. (9 слайд).Многие плакаты тех лет брались за основу современных, а самый популярный оригинальный плакат Д. Моора с красноармейцем на фоне фабрик и заводов и лозунгом «А ты записался добровольцем?» знают и в наши дни (Приложение 2). Плакаты были очень распространены на стройках, в колхозах, на крупных промышленных предприятиях и заводах, - словом, везде, где был рабочий народ. Плакат был отражением их жизни и происходящих в ней перемен. Конечно, не все советские плакаты объективно описывали существующую реальность, так как в основном они несли в себе политический смысл и убеждали советский народ в правильности избранного пути(10 слайд). Но, тем не менее, изучая плакатную живопись советского периода истории можно понять, чем жили люди, во что верили, о чём мечтали. Таким образом, мною было выяснено, что история советского плаката начинается с 1920 – х годов. Их широкое распространение было обусловлено сложившейся в СССР ситуацией: революцией, гражданской войной и строительством нового государства. Плакаты являлись дешёвым, доходчивым, ярким и выразительным способом призывал людей к действиям и убеждениям людей в их правильности.
(11 слайд)1.2. Советские плакаты Великой Отечественной войны
Советские политические и агитационные плакаты в годы Великой Отечественной войны приобрели особую значимость и актуальность: были созданы сотни плакатов и многие из них стали классикой советского искусства. События начала войны отражены в плакате Ираклия Тоидзе «Родина – мать зовёт!», изданного миллионами тиражами на всех языках народов СССР. В это же время группа художников, известных под псевдонимом Кукрыниксы2
создала плакат « Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Плакат В. Корецкого «Будь героем».Эти плакаты, выпущенные в начале войны, внушали советскому народу веру в неизбежность победы и разгром фашистской Германии.
(12 слайд) Печальные события первых месяцев войны и отступление советских войск в июле-августе 1941 года нашли своё отражение в плакате А. Кокоши «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!». Осенью 1941 года, когда фашисты рвались к Москве, художниками Н. Жуковым и В. Климашиным был создан плакат «Отстоим Москву!».
(13 слайд) Защита Ленинграда отражена в плакате В. Серова «Наше дело правое — победа будет за нами» (Приложение 4).Тыл в этот период войны показан в образе женщины, заменившей мужчину в тылу. Плакат «Не болтай!» и т.д. Плакат Л.М. Лисицкого «Всё для фронта, всё для Победы!» стал определяющим для всего советского тыла (Приложение 5)(14 слайд)
В этот же период создаются плакаты, направленные на жителей, оставшихся на оккупированной врагом территории, которые призывали к участию в партизанском сопротивлении для уничтожения врага в его тылу. Это плакаты В. Корецкого и В. Гицевича «Партизаны, бейте врага без пощады!» и «Партизаны, мстите без пощады! Художницы Т.А.Ерёминой.
2 Кукрыниксы- творческий коллектив советских художников- графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР ( 1947), народные художники СССР ( 1958), Герои Социалистического Труда Михаил Купринов ( 1903-1991), Порфирий Крылов ( 1902-19900 и Николай Соколов ( 1903-2000).
В 1941 году художник Пахомов создаёт плакат « Ребята, защищайте Родину» который призывает пионеров помогать взрослым в борьбе с врагом. ( Приложение 6).
Таким образом мы видим, что плакаты начального периода войны призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, призывали к партизанской войне, подчёркивали мысль о всенародном характере сопротивления врагу и призывали народ остановить его любой ценой.(15 слайд)
События на фронтах 1942 года изменили тематику плакатов: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа. Теперь героями художников стали женщины и дети, гибель детей и матерей. Плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, взывал к помощи и защите. Д. Шмаринов на плакате «Отомсти» изобразил молодую женщину во весь рост, во всю длину плакатного листа, в руках она сжимает тело убитой маленькой дочери. Ф. Антонов в работе « Сын мой! Ты видишь долю мою…» изобразил пожилую женщину с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню и просит о помощи сына. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разорённая, призывающая помочь и защитить её Родина-мать. В это же время художник В.А. Серов создаёт плакат «Отстоим Волгу – матушку!» призывающий биться с врагом за своих детей, матерей, жён (Приложение 7). Таким образом, плакаты 1942 года показывали страдания, бедствия советского народа и в то же время призывали к отмщению и беспощадной борьбе против оккупантов.(16 слайд)
После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в войне, и стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии. С 1943 года в советский плакат проникают новые настроения, вызванные решительным переломом в ходе войны. В 1943 году художник И.Тоидзе создаёт плакат « За Родину-мать!» для поднятия боевого духа советских граждан в борьбе с врагом. На переднем плане с оружием в руках в плотной шеренге идут на врага советские воины и партизаны, защищая свою Родину, показанную в виде женщины в красном с ребёнком на руках. В этот же период выходит плакат Н.Н. Жукова «Немецкий танк здесь не пройдёт». Победе под Сталинградом посвящен плакат Дени и Долгорукова «Сталинград». (Приложение 8)(17 слайд).В этом же году всё увереннее в плакатах звучала тема скорой победы. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм-главная идея, объединяющая плакаты, победного этапа войны. Ярко проявилось творчество В.Иванова в плакате 1943 года « Пьём воду родного Днепра,,», в котором сочетается героизм и лиричность при создании образа советского воина. В этот же период частым стал мотив радостной встречи бойца-красноармейца освобождёнными от фашистского плена жителями: В.Иванов « Ты вернул нам жизнь», Д.Шмаринов « Слава освободителям Украины», « Я ждал тебя воин-освободитель» работы В.И.Ладягина (Приложение 9).Счастье женщин и мальчика на этих плакатах, явилось выражением народной любви и гордости за своих героев, благодарности за спасение.
Не смотря на то, что победа уже была близка, художники – плакатисты продолжали вдохновлять бойцов. Плакаты 1943-1944 годов призывают поскорее изгнать захватчиков с советской земли. Это хорошо видно на плакатах Л. Голованова «Дойдем до Берлина!», «Так оно и будет!» художника В. Иванова, которым удалось создать запоминающийся образ воина, уверенного в скорой победе.(18 слайд)
В 1944 году СССР полностью восстановил довоенные границы, изгнав захватчиков с территории Белоруссии и Украины. После долгой, жесткой, испепеляющей войны наступил триумф победы. Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. И на нас с плакатов В.Иванова «Водрузим над Берлином знамя Победы», «Героической Армии-победительнице - слава!», В. Климашина «Слава воину-победителю», смотрят молодые воины-победители. Они красивы и счастливы, но все же на их лица легла тень усталости, так как этими людьми была пройдена война. (Приложение 10)(19 слайд)
В годы Великой Отечественной войны художники Урала, как и представители других видов искусства, создавали свои произведения в атмосфере постоянного контроля со стороны господствующего в стране политического режима (Приложение 11).Однако объективная необходимость дать отпор внешнему врагу, общее желание мобилизовать для достижения этой цели все силы и средства сглаживали противоречия между тоталитарным государством и обществом.
В рамках оборонной тематики, утверждённой Свердловским обкомом ВКП (б), плодотворно трудились многие представители изобразительного искусства, в частности Г.А. Мелентьев, создавший ряд уникальных полотен. Среди них наибольшую известность приобрела картина « Новогодний рапорт уральцев», воплотившая в себе идею единства фронта и тыла. Большой вклад в изобразительное искусство военного периода внёс своими работами Н.П. Голубчиков. Его творчество было посвящено самоотверженному труду уральцев в тылу, что нашло наиболее яркое отражение в картине « Наступление начинается здесь». Административные органы управления закрепляли за художниками темы оборонного звучания во всех областях уральского региона. Так, в Прикамье и Зауралье партийные структуры тоже определяли тематику и идейное содержание художественных произведений, жестко требуя неукоснительного выполнения социального заказа. Отметим, что « партийные указания» добросовестно выполнялись. Произведения, созданные прикамцами: В. Чегодаром, Н.Коротаевой, Н.Серебренниковым, курганцами: А. Кузьменко, А.Злодеевым, В. Левиной и другими художниками, с одной стороны, конечно, являлись производной тоталитарной культуры и не могли претендовать на уровень шедевра. Однако, с другой стороны, несмотря на всю наивность и зависимость сюжетов от политической коньюктуры, они достигали главной цели - способствовали мобилизации всех сил, вселяли уверенность в победе. Такие скульптурные произведения, как
«Индустриальный Урал» ( автор Н.Шапошников), « Женщина у мартена» ( автор Ф. Дорошевич), отобразившая подготовку боевых резервов, и другие, показывая трудовой и ратный героизм уральцев, способствовали единению фронта и тыла. Мобилизационная и патриотическая тематика, разработанная в отделах пропаганды и агитации партийных органов, закреплялась и за художниками Челябинской области. Например, Д.Фехнеру была поручена работа над композицией « На заводах Урала - Кузбаса», Н. Маричевой – над картиной « Сбор теплых вещей фронту в колхозе»; И.Вандышев должен был создать эпические полотна « Бой» и « « разгром фашистов», М. Помянский – « Красный воин в плен не сдаётся», П. Юдаков - « Мы не забудем и отомстим» и т.д. Плакаты уральцев нельзя назвать шедеврами, но они достигали своей цели, вселяли уверенность в скорой победе(20 слайд).
Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что советский военный плакат, как органичная часть общенародной борьбы, отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю, одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.
1.3.Германское плакатное искусство
У немецких плакатистов ситуация с техническим подходом к созданию наглядной пропаганды обстояла несколько по – другому: к фотомонтажу прибегали реже ( что странно, ведь в германии не было недостатка хорошей фотоплёнке и фототехнике), да и само изображение отличал своего рода схематизм , художники явно не стремились реалистично нарисовать героев своих произведений. Среди плюсов такого подхода- большая эмоциональность. Портреты, написанные крупными мазками, не позволяли концентрироваться на деталях, оставаясь выразительными. Они чем-то напоминают современное граффити.
Выразительное, но строгое и лаконичное исполнение немецких плакатов, подчёркивалось традиционным готическим шрифтом.
Немецкие постеры выделяются неповторимым стилем письма, который сохранился в плакатах, созданных совершенно разными художниками. Резкие, угловатые черты « арийцев», словно выточенные из камня, переходят из плаката в плакат, делая их невероятно узнаваемыми. Такая же строгость присуща и цветам, и линиям нацистских плакатов. ( Приложение 13).
Заключение
Рассмотрев в своей работе советское плакатное искусство времён Великой Отечественной войны, я пришла к выводу, что плакаты как особый жанр живописи широко распространяются в СССР ввиду простоты и понятности для широких масс. Особенно большую роль плакаты сыграли в Великой Отечественной войне: они призывали, убеждали, показывали все ужасы войны и формировали в людях уверенность в скорой победе. Знакомясь с советскими плакатами, созданными в годы Великой Отечественной войны, мною была изучена хронология важнейших событий войны: с начала вторжения Германии в СССР 22 июня 1941 года до её полной капитуляции 8 мая 1945 года.
В своей работе я проанализировала самые разнообразные плакаты этого периода: плакаты укрепляющие боевой дух солдат, плакаты агитирующие тружеников тыла не жалеть ничего для фронта, плакаты для партизан и т.д. Сюжеты плакатов были разные, но цель у них была одна - победа над врагом. Плакаты 1941 года носили отпечаток уверенности в своей правоте и убеждали людей сражаться до последнего. На плакатах этого периода изображены солдаты, готовые защищать свою Родину и сражаться до последней капли крови, женщины заменившие мужчин у станков и тракторов, дети помогающие взрослым, партизаны, ведущие подпольную войну против фашистов. Ухудшение ситуации на фронтах в 1942 году и оккупация фашистами значительных территорий СССР вызывают изменения в тематике плакатов: здесь появляются женщины и дети, которые просят защиты и помощи у советских солдат. В 1943 году после победы под Сталинградом и Курской Дугой появляются новые плакаты, вызывающие прилив гордости, патриотизма и уверенности в скорой победе. Плакаты 1944 года показывают советского солдата, как освободителя человечества от фашистского рабства. На плакатах 1945 года изображены советские воины, воины-победители, усталые, но счастливые от того, что выполнили свой долг.
Анализируя плакаты времён Великой Отечественной войны можно увидеть настроение и переживания советских людей: горе и страдание, отчаяние и безнадёжность, страх и ненависть, счастье и любовь. И, по моему мнению, самая главная заслуга этих плакатов в том, что они никого не оставляли равнодушными, они помогали верить в скорую победу.
После завершения войны советский плакат немного изменил свою тематику и стал пропагандировать мир и дружбу народов, но тем не менее, плакат Великой отечественной войны - одно из самых ярких художественных событий культуры XX века.
Список использованной литературы
Алпатов М.В, Н.М. Ростовцев Н.М. "Искусство"; Москва, 1989.
Бабурина Н.И. Русский плакат Л., 1988.
Брискина В. «Опыт работы над агитплакатом» М., «Советский художник», 1959
Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. Изд. Галарт, 1994.
Иванов В.С. Как создается плакат? М.1963. Изд.: Академии Художеств СССР.
Кеменов В. С. Статьи об искусстве. М., 1965.
"Кукрыниксы втроем"; Издательство "Советский художник"; Москва, 1975
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю."Толковый словарь русского языка"; Москва, 1992
Соколов Н., "Наброски по памяти"; Москва, 1987 год.
Соколова Н., "Кукрыниксы"; Издательство академии художеств СССР; Москва, 1962 год.
Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей.
Интернет-сайты:
http://softsalo.com/sovet_41-45_agit/agit_25.html
http://ote4estvo.ru/sovetskie-plakaty/266-sovetskie-plakaty-vremen-velikoj
otechestvennoj.html
http://pikabu.ru/view/sovetskie_plakatyi_vremen_velikoy_otechestvennoy_voynyi
Приложение №1
Виды плакатов
Приложение №2
Советские плакаты 1920-1930-х гг.
Приложение №3
Плакаты начала Великой Отечественной войны. Июнь 1941г.
Приложение №4
И юль – октябрь 1941 год
Приложение №5
Плакаты для тыла 1941 год
Приложение №6
Плакаты для партизан 1941-1942 гг.
Приложение №7
Плакаты 1942 года
Приложение №8
Плакаты 1943 года
Приложение №9
П лакаты 1943-1944 гг.
Приложение №10
Плакаты 1944-1945 гг.
Приложение №11
П лакаты уральских художников
Приложение №12
П
ервые создатели плакатов
Д. Моор В. Маяковский
М. Черемных В. Дени
Приложение № 13
Германские плакаты