Школьный дневник моего дедушки

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьный дневник моего дедушки

Алексеева В.Н. 1
1МБОУ СОШ № 20 пос. Зеленый Богородского г.о. Московской обл.
Алексеева И.А. 1
1МБОУ СОШ № 20 пос. Зеленый Богородского г.о. Московской обл.
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Реалия современного образования такова, что школы постепенно перешли на электронные дневники и журналы, отказавшись от их бумажных вариантов. Но буквально еще 5 лет назад у каждого ученика был школьный дневник, который являлся хранилищем информации о своём владельце, документом об успеваемости, блокнотом для записи домашних заданий, доской объявлений и замечаний, местом диалогов учителя и родителей. Недаром существовало такое выражение: «Дневник – лицо ученика». Дневник мог рассказать о своём хозяине многое.

Сейчас понятие о дневнике становится историзмом, т.к. этот предмет школьной жизни ученика когда-то существовал, но в настоящее время такое явление исчезает. Но не стоит забывать о функциональном назначении школьного дневника в те времена, когда в нашей стране не было Интернета, Школьного портала, средств связи, социальных сетей и СМИ. Таким образом, в настоящее время школьный дневник 57-летней давности является историческим источником. О важности любых исторических источников мы говорили на уроках окружающего мира в начале учебного года при изучении темы «Мир глазами историка». Изучаемый мною артефакт может поведать о минувших временах, рассказать о прошлом людей, поэтому дошедшие до нас архивные старинные документы очень ценны. В этом я вижу актуальность своей работы.

В нашей семье хранится ценный экспонат – сохранившийся школьный дневник моего дедушки за 1962-1963 учебный год, в то время ученика 6 класса. В 2020 году моему деду исполнится 70 лет. Мне стало интересно изучить его дневник и узнать, как учился мой дедушка, какие изучал предметы, какие выполнял домашние задания, какие события происходили в школе, где он учился.

Цель: на основе сохранившегося школьного дневника моего деда познакомиться с одним годом школьной жизни ученика 6 «Г» класса восьмилетней школы № 2 г. Клина Шмакова Валерия.

Задачи:

Изучить и систематизировать сведения из документального источника истории жизни моего дедушки.

Узнать больше о советской школе; привлечь внимание сверстников к когда-то важному явлению школьной жизни - ведению дневника: показать степень важности дневниковых записей, как неопровержимых доказательств событий прошлого.

Выяснить, какие предметы изучал шестиклассник советской школы, сколько дней в неделю посещал школу, какие получал оценки, имел ли письменные замечания от учителей, а также найти сходства и различия советской и современной системы образования.

Гипотеза: Молодое поколение, которое помнит и знает свою историю, вырастает внимательными и уважительными к старшему поколению. Если жизненный путь человека начинался достойно, то он может и должен служить образцом для подражания нынешним подросткам.

Методы исследования: изучение и анализ семейных фотографий и школьного дневника, начатого в 1962 г., как документального исторического источника нашей семьи, систематизация и обобщение рассказов и воспоминаний дедушки.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

У меня в руках старинная вещь – школьный дневник моего дедушки. Он неплохо сохранился. На обложке светло-зеленого цвета с серым переплетом значится:

Мне стало интересно узнать, что такое «восьмилетняя школа». Я обратилась к педагогической энциклопедии и нашла ответ на свой вопрос.

Восьмилетняя школа – неполная средняя общеобразовательная трудовая школа. Она осуществляет обучение и воспитание детей в возрасте от 7 до 15-16 лет включительно. Это был новый тип учебного заведения, установленный законом 1958 г. вместо семилетней школы. Она призвана давать учащимся больший объем знаний и позволила устранить учебную перегрузку учащихся, имевшуюся в семилетней школе. По окончании восьмилетней школы молодёжь получала право работать на производстве и одновременно с этим продолжать учиться. В составе восьмилетней школы имелись классы с 1-го по 8-й включительно (в случае необходимости создаются параллельные классы). Мой дед обучался в 6 «Г» классе, т.е. 6-х классов в параллели было как минимум 4). Число учащихся в каждом классе не должно превышать установленную норму в 40 человек. В целях осуществления всеобщего обязательного восьмилетнего обучения за каждой восьмилетней школой закреплялся определённый район обслуживания (в данном случае, Клинский р-он Московской области). В восьмилетних школах организуется горячее питание, создаются группы продлённого дня. Наряду с уроками проводились экскурсии, занятия в мастерских и на школьном учебно-опытном участке (о чем имеются письменные подтверждения в школьном дневнике: еженедельно «будем работать на станках», «принести фартуки», «уборка двора»). В 8-ом классе учащиеся сдавали выпускные экзамены. Окончившие восьмилетнюю школу получали свидетельство о восьмилетнем образовании. На 1962/63 учебный год количество восьмилетних школ по стране составляло 62,8 (в тыс.), число учащихся – 16,0 (в млн.)1.

Вывод: общее образование в современной школе можно получить за 9 лет обучения, мой дед получил общее образование за 8 лет.

На сегодняшний день дневнику моего деда 57 лет. Он ровесник моей бабушки Шмаковой О.В – супруги моего дедушки Шмакова Валерия Николаевича. Бабушка на 11 лет моложе дедушки.

Дневник стоил 14 копеек. Цена указана на обложке с обратной стороны:

Два начальных и два последних листа дневника вырваны. Отсчет начинается с 6 сентября (страница 5). Записи велись ручкой по цвету похожей на современную ручку со стираемыми чернилами. На последней странице 76, положенной для записи основных видов работ общественно-полезного труда, продолжается расписание уроков на последнюю учебную неделю 1962-1963 уч. г.

Мой дедушка ходил в школу 6 дней в неделю, в дневнике фиксируется шестидневная учебная неделя:

Особенность советского школьного дневника в том, что в конце каждой учебной недели выставлялась оценка за поведение и ведение дневника. Учитель использовал как красную, так и синюю пасту. В нашей школе учителя предпочитают красную.

В конце страницы ставилась подпись классного руководителя и одного из родителей. В дневнике моего дедушки всегда расписывалась только его мама Шмакова Нина Васильевна. Проанализировав автограф, несложно прочесть фамилию классного руководителя моего деда. Это Н. Калугина, учитель русского языка и литературы (судя по росписям за оценки по данным предметам):

Я выяснила, какие предметы стояли в расписании уроков моего деда и количество уроков в неделю по каждому предмету.

Я систематизировала эти сведения в таблице:

Название предмета

Количество уроков в неделю

Тогда

Сейчас

Тогда

Сейчас

Русский язык

Русский язык

5

5

Математика

Математика

5

6

Литература

Литература

4

2

Биология

Биология

2

1

География

География

2

1

История

История

2

2

Английский язык

Английский язык

3

3

Физкультура

Физкультура

2

2

Пение

Музыка

1

1

Рисование

ИЗО

1

1

Труд

Технология

2

2

Физика

--

2

--

Геометрия

--

1

--

--

Немецкий язык

--

1

--

Обществознание

--

1

--

ОБЖ

--

1

--

Информатика

--

1

ИТОГО:

12 предметов

15 предметов

32 урока в неделю

30 уроков в неделю

Вывод: красным цветом показано, что количество уроков математики в советской школе равнялось 5, но вместе с 1 часом геометрии составляет 6 часов в неделю. Такое же количество уроков математики в неделю получают современные шестиклассники. Количество уроков литературы в современной школе уменьшилось на 2, биологии и географии на 1. Количество учебных часов по остальным предметам осталось прежним. Коричневым цветом выделены учебные предметы, которые изучались в 6 классе советской школы, но не изучаются в 6 классе современной школы (во втором столбике – наоборот). Физика в современной школе изучается с 7 класса (2 урока в неделю), в восьмилетней школе – с 6 класса (тоже 2 урока в неделю). В современной школе в 6 классе для изучения введены новые предметы, такие как немецкий (второй иностранный язык), обществознание, ОБЖ, информатика. Синим цветом указано, что в современной школе такие предметы, как пение, рисование, труд имеют другое наименование. В советской школе вместо музыки – пение, вместо изобразительного искусства – рисование, вместо технологии – труд. Советский школьник за курс 6 класса изучал 12 учебных предметов, современный школьник – 15 учебных предметов, что на 3 больше. Зато в неделю советский школьник получал 32 урока, в отличие от современного шестиклассника с 30 уроками в неделю, не считая занятий внеурочной деятельностью.

Я заметила, что со 2 октября 1962 г. в расписании уроков моего деда появляются изменения: вместо 5 уроков математики в неделю проводится 1 урок математики и 4 урока арифметики в неделю.

С 10 декабря: уроки математики и арифметики именуются алгеброй.

Попробую разобраться, чем отличаются эти дисциплины. Математика включает в себя три раздела: арифметику (изучает сложение и вычитание, умножение и деление, приёмы вычислений), алгебру (решение задач с помощью уравнений) и геометрию (науку о геометрических фигурах, их формах и размерах).

С 25 февраля уроки биологии заменяются уроками зоологии.

Дедушка подробно и самостоятельно вёл свой школьный дневник, ответственно к нему относился. Он отмечал, во сколько нужно явиться в школу, какие уроки заменяются или переносятся, а какие временно не будут проводиться.

5 декабря 1962 года (среда, не каникулярный день) не учились:

В нашей школе неучебный день во время учебного периода называется днем самообразования.

14 февраля 1963 года – катание на лыжах два урока физкультуры:

23 марта 1963 года (суббота) – спортивный день. В нашей школе такое мероприятие называется «День Здоровья»:

11 апреля 1963 года (четверг) урок вела новая учительница английского языка. Видимо, на моего дедушку она произвела положительное впечатление, если он создал запись об этом:

1 мая и 2 мая 1963 года – двухдневные каникулы:

По данным дневника легко вычислить успеваемость ученика Шмакова Валерия в течение 1962-1963 уч. г.:

Предмет

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

Русский язык

 

44444

33+

 

3,71

Математика

Арифметика

Алгебра

 

4444

3

2

3,5

Литература

555

444

   

4,5

Биология

Зоология

 

44

   

4

География

555

4

   

4,75

История

55

4

   

4,66

Английский язык

 

444

   

4

Физкультура

Не обнаружено ни одной оценки за весь учебный год, возможно преподавание второстепенных предметов было безоценочным.

Пение

Рисование

Труд

5

     

5

Физика

5

444

   

4,25

Геометрия

 

4

   

4

Поведение

555-5555555555555

44444

3

22

4,45

Ведение дневника

55555

444444

   

4,45

Количество оценок в учебном году

«5» - 31

«4» - 34

«3» - 4

«2» - 3

Всего оценок в дневнике:

72

Вывод: мой дедушка был «хорошистом». Раньше его бы назвали «ударником». Ударник ударно трудится, к учебе относится ответственно и с энтузиазмом. Ведение дневника можно назвать аккуратным. Разрешалось ставить оценки со знаком «+» или «–»:

В наше время в электронном дневнике не приветствуется выставление пограничных оценок.

Я проследила, какие домашние задания задавались ученикам 6 класса.

Записи домашних заданий по литературе в дневнике помогли мне составить перечень художественных произведений по литературе, изучаемых в 6 классе:

Былины «Вольга Всеславович», «Вольга и Микула Селянинович».

И.А. Крылов. Басни «Демьянова уха», «Волк и ягнёнок» (у дедушки написано «Волк и козлёнок». Басня с таким названием встречается только в творчестве древнегреческого баснописца Эзопа).

А.С. Пушкин «Дубровский».

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (читали в 4 классе).

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Кавказ», «Парус», «Беглец».

Н.М. Языков. Стихотворение «Пловец».

Н.А. Некрасов. Стихотворение «На Волге».

А.П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Детвора».

М. Горький. Очерк «В.И. Ленин», «Страсть к чтению» (из повести «В людях»).

В.В. Маяковский. Поэма «Владимир Ильич Ленин».

А.Т. Твардовский «Ленин и печник».

Б. Полевой. Часть II «В госпитале» (из «Повести о настоящем человеке»).

А. Безыменский. «Баллада об ордене».

В.Ф. Тендряков. «Медный крестик» (из повести «Чудотворная»).

По пению в домашних заданиях значится принести нотную тетрадь. Это означает изучение нотной грамоты. Курс музыки в современной школе не предполагает изучение нотной грамоты. Изучить ее возможно лишь посещая музыкальную школу.

По биологии домашним заданием очень часто являлось изучение образцов растений: пастушья сумка, сурепка. Проходили такие темы, как «Кукуруза», «Яровая», «Амеба обыкновенная», «Малярийный паразит», «Гидра», «Аскариды», «Устрица», «Улитка», «Слизни», «Майский жук», «Внутреннее строение червя».

По географии изучали темы: «Чехословакия», «Китай», «Восточная и южная Азия», «Реки и озёра Азии», «Природные зоны», «Пустыня», «Тундра», «Население КНР».

По физике были освещены темы «Керосин», «Воздухоплавание».

Формат домашних заданий с советских времен сохранился: выполнить упражнение, учить параграф учебника, решать задачи и примеры, повторить правило, подготовиться к сочинению, к контрольной работе, составить план ответа, принести словарь, форму, альбом, контурную карту, нарисовать иллюстрацию к произведению и т.д.

Я узнала, какие письменные работы проводились с учениками в 6 классе: 2 сочинения по литературе, 1 контрольная работа по английскому языку, 1 лабораторная и 1 контрольная работа по физике, 2 контрольные работы по математике, 3 контрольных работы по истории. Но больше всего письменных работ за курс 6 класса было проведено по географии: 8 контрольных во втором полугодии, почти на каждой неделе.

В дневнике моего деда я обнаружила 7 объявлений.

30 сентября в 8 часов состоится поездка в колхоз.

Это означало обязательное привлечение к сельскохозяйственным работам школьников Советского Союза, отработка учащимися определенного времени в колхозах или совхозах на прополке или уборке овощей. В 1962 г. не хватало исправной техники, которая могла бы механизировать процесс сбора урожая. Был дефицит работников. Они не были заинтересованы в «битве за урожай», поскольку цены на сельскохозяйственную продукцию оставались низкими. Поэтому к труду на полях привлекали школьников и студентов. Ездить «на картошку» начинали с 5-го класса школы на один день под присмотром учителей и вожатых. Современных школьников не направляют на сельскохозяйственные работы. Использование детского труда возможно только с письменного согласия родителей.

19 октября в 7 час. 30 мин. состоится родительское собрание класса 6 «Г» совместно с учениками. Явка строго и обязательно!

Дедушка допустил грамматическую и речевую ошибки: неправильно согласовано имя существительное женского рода «явка» с кратким прилагательным «обязательна»; союз «и» в данном предложении лишний.

22 февраля в 7 часов вечера состоится собрание отцов (подчёркнуто). Явка обязательно! (и снова ошибка):

В понедельник 22 апреля в 6,30 минут состоится родительское собрание 6-го класса «Г». Явка обязательно.

Дедушка упорно продолжает писать неправильно, при том, что классный руководитель его единожды исправила, при этом во всех случаях не заметив ошибочное написание орфограммы -ться,-ться!

Вывод: за текущий учебный год в классе моего дедушки было проведено всего 3 родительских собрания. В нашей школе родительские собрания проводятся каждый месяц. Интересна форма проведения родительских собраний: совместно с учениками и собрание отцов. В современной школе такие формы забыты, но, по-моему мнению, должны возродиться.

Тетрадь для контрольных работ.

В нашей школе тоже требуют тетради для контрольных работ.

Объявлена благодарность за уборку двора и активное участие в пионерской работе!

Деятельность пионерской организации была направлена на развитие самодеятельности и творческой инициативы пионеров.

С 24 по 29 июня отрабатывать на пришкольном участке.

Такая практика распространена и в современной школе.

Также в изучаемом мною дневнике я обнаружила 8 замечаний за весь 1962-1963 учебный год. Рассмотрим их.

Плохо дежурил 13 октября, потерял повязку дежурного!

Плохо дежурил в перемены.

Разговаривает, смеётся на уроках! Дедушка был весёлым и общительным мальчишкой:

Плохо дежурил! Не любил дедушка дежурить:

Убежал с дежурства! Прошу родителей притти в школу! Учителя – тоже люди и имеют право на ошибку:

Разговаривает.

Разговаривает с Бурлаковым! Теперь мне известна фамилия школьного товарища моего деда. Возможно, он сидел с ним за одной партой:

Снизил успеваемость по математике.

Вывод: Дедушка получил много замечаний по поведению, но он вовсе не был хулиганом. Просто раньше предъявляли слишком высокие требования к поведению подростков. Мальчиков воспитывали в строгости. О каждой провинности записывали в дневник, чтобы донести до родителей. А те в это время поднимали страну после Великой Отечественной войны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе своей исследовательской работы я прикоснулась к страницам истории и узнала много нового и интересного. Я решила все задачи, поставленные перед началом исследования. Тщательно изучила и систематизировала в таблицах сведения из школьного дневника моего дедушки: о расписании уроков, об успеваемости. Узнала больше о советской школе: о посильном вкладе школьников в сбор урожая в колхозах и совхозах, об обязательном ношении наручной красной повязки дежурного, о необычных формах проведения родительских собраний, о пионерской организации. Выяснила, какие предметы изучал шестиклассник советской школы, сколько дней в неделю посещал школу, какие литературные произведения прочитал мой дедушка в 6 классе, какие темы изучал по биологии, физике и географии, какие письменные замечания получил от учителей. Судя по количеству контрольных работ по географии, можно судить о строгих требованиях к знанию этого предмета. Нынешний министр образования РФ Ольга Васильева тоже считает географию одним из главных предметов школьной программы, планирует увеличить количество часов на изучение этого предмета, одобряет идею ввести обязательный ЕГЭ по географии, ежегодно проводит Всероссийский географический диктант. Также я нашла и отразила в работе многие другие сходства и различия советской и современной системы образования.

Манера ведения дневника и особенности почерка указывают на то, что дедушка был аккуратным и прилежным учеником, рос самостоятельным, ответственным и пунктуальным человеком.

Своими школьными успехами я буду подтверждать выдвинутую в начале работы гипотезу. Я тоже учусь в школе и стараюсь быть достойной своего деда, примерно веду себя в школе, аккуратно пишу в тетрадях, активно принимаю участие во всех мероприятиях и олимпиадах, и так же, как и он, стараюсь учиться только на «4» и «5».

В своей исследовательской работе я показала связь истории страны с жизнью конкретного человека, в частности ученика советской школы. Материалом для исследования послужил сохранившийся ученический дневник моего дедушки Шмакова Валерия Николаевича и его воспоминания. Это важный документ нашего семейного архива, ценная реликвия, которая бережно хранится как память о счастливом детстве простого советского школьника Шмакова Валерия. Моему дедушке будет очень приятно в свой 70-летний юбилей получить в подарок мою исследовательскую работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ

Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред. – А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., «Советская энциклопедия», 1964. 832 столб. с илл., 7 л. илл.

http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000408/index.shtml Восьмилетняя школа

https://ru.wikipedia.org/wiki Привлечение к сельскохозяйственным работам граждан, занятых в других сферах экономики.

http://history.xsp.ru/year.php?god=1962 События в мире в 1962 году.

1По данным интернет-источника http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000408/index.shtml

Просмотров работы: 170