Театр Петрушки: традиции и новаторство

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Театр Петрушки: традиции и новаторство

Белобородова С.И. 1
1МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» филиал
Тарасова Е.А. 1
1МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» филиал
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Вот старинная игрушка, на Руси её знал всякий.
Познакомимся с Петрушкой, остряком и забиякой.

Свой на ярмарке Петрушка, скоморошит на потеху.
Про народ поёт частушки, и его встречают смехом.

Ирина Батый

Все театралы нашей страны поддержали предложение Президента В.В. Путина объявить 2019 год в России – Годом театра.Были определены его основные задачи – сохранение лучших отечественных театральных традиций и достижений; доступность образцов театрального искусства для жителей разных городов России. Сегодня в нашей стране действуют более 600 театров – исторических, традиционных и современных, музыкальных и драматических, детских и эстрадных. На театральных площадках ставят спектакли с участием отечественных мастеров и принимают артистов из ведущих театров мира, проводят международные театральные фестивали. А всего 300 лет назад у нас не было театров и постоянных театральных трупп.

Мы с моей сестрой и родителями очень любим театр, часто посещаем различные спектакли. Я всегда с любопытством наблюдаю за происходящим на сцене, и у меня возникает желание взять в свои руки куклы и «оживить» их. Обучаясь в лицее, а до этого в детском саду я не раз участвовала в театрализованных представлениях, и даже пробовала себя в роли сценариста и постановщика спектаклей для своих близких, друзей и одноклассников. Поэтому заинтересовалась историей развития русского театра и театральной куклы.

Русский театр зародился в глубокой древности. Большую роль в развитии театра сыграли многочисленные обряды, обрядовые действия и народные праздники. Со временем обряды потеряли своё магическое значение и превратились в игры-представления. Они создавались в процессе творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение. В них проявлялись элементы театра – драматическое действие, диалог, ряженье.

Старейшим театром были игрища народных лицедеев – скоморохов.

Актеры этих театров высмеивали власть, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, пение, музыку, танцы, цирковые номера. Церковь и власти преследовали скоморохов и ставили их в один ряд с колдунами. Но скоморошеские представления продолжали жить, народный театр развивался.

Представления устраивались, как правило, во время ярмарок, масленичных и пасхальных гуляний. Шутейные театры на ярмарках, рыночных и городских площадях получили название балаганов. Значение балаганных выступлений в развитии театрального искусства на Руси огромно. Исследователи считают, что в России существовало 3 вида кукольных театров: марионеточный (куклами управляли с помощью ниток), вертеп – (кукол неподвижно закрепляли на стержнях и передвигали по прорезям, сделанным в специальном ящике), театр Петрушки с фигурками персонажей, надевающимися на пальцы кукольника.

Театр Петрушки– это одно из старейших развлечений Руси, дожившее до наших дней и не потерявшее свою актуальность.

Цель работы: исследовать роль и значение Театра Петрушки.

Задачи работы:

– познакомиться с историей возникновения кукольного театра на Руси;

– подобрать и прочитать информацию о возникновении куклы Петрушки;

– проследить историческую эволюцию образа Петрушки, жизнь Петрушки в современном театре.

– познакомиться с образом Петрушки в разных видах искусств

Гипотеза: Предположим, что Театр Петрушки не утратил свою актуальность и вызывает интерес и в наш дни.

Практическая значимость работы заключается в расширении кругозора учащихся, материалы исследовательской работы могут быть использованы на уроках музыки, тематических классных часах мною, одноклассниками и другими слушателями в повседневной жизни.

Методы исследования: изучение и анализ литературных и Интернет-источников по теме исследования.

В процессе работы мы обращались к таким авторам как: Некрылова А.Ф., Путилов Б.Н. , Ивлева Л.М. и другим, а также использовали ресурсы интернета.

Исследовательская работа содержит: введение, шесть параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.

История появления театра Петрушки

Несмотря на то, что на Руси существовало несколько видов кукольных театров, представления Петрушки были самыми популярными. Первое появление театра Петрушки на Руси было зафиксировано еще в 17 веке, но основную популярность он получил лишь к 19 столетию.

В 17 веке представления разыгрывались без ширмы. Театр Петрушки предполагал участие только одного актера, который подвязывал к поясу юбку. К её подолу был пришит обруч, поднимая который, кукольник оказывался скрытым от посторонних глаз. Он мог свободно двигать руками и представлять сценки при участии двух персонажей.

С 1840-х годов в театре стала использоваться ширма. Ее ставили прямо на землю, и она скрывала кукольника. Обязательным атрибутом, без которого нельзя было представить театр Петрушки, являлась шарманка, которая зазывала зрителей.

Кукольником Петрушки на Руси мог быть только мужчина. Когда он «водил» куклу и озвучивал её, актер вставлял себе в гортань свисток (пищик). Это делало голос персонажа звонким и громким, что было необходимо на ярмарочных выступлениях, где присутствовало большое количество людей. Кроме того, кукловод старался говорить очень быстро и противно смеяться каждой своей шутке. Петрушка является главным персонажем кукольного театра, который и был назван в его честь.

История куклы

Петрушка представляет собой перчаточную куклу, которую кукольник надевает на руку и управляет ею при помощи пальцев. Как ни странно, Петрушка не исконно русский персонаж кукольного театра. Его первообразы можно найти в разных странах.

Кукла Петрушка (surfingbird.ru 7образов Петрушки)

В Италии – это Пульчинелла, Германии – Каспер, или Гансвут, во Франции – Полишинель, в Англии – мистер Панч, Турции – Карагёз, Венгрии – витязь Ласло, Индии – Видушака. Поэтому и одежда у Петрушки иноземная: красный колпак с кисточкой, такая же красная рубаха, плащ и холщевые штаны. Да и внешность куклы нельзя назвать славянской. Считается, что именно от итальянского Пульчинеллы (в переводе означает «петушок») она получила такой необычный облик: большие миндалевидные глаза, огромный нос с горбинкой, преувеличенно большие руки и голова, горб на спине. Даже само лицо было темным, а глаза — черными. Широко раскрытый рот отнюдь не улыбка, это настоящий оскал, ведь Петрушка изначально не был положительным героем. Ко всему прочему на руках у него имелось всего по четыре пальца, что, возможно, намекало на темную сущность.

Происхождение имени

Как эта кукла получила имя Петрушка, доподлинно неизвестно. В словаре В. Даля это прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке. Зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп.

Существует версия, что знаменитый комедийный персонаж назван благодаря своему тезке, Пьетро Мирро. Это был придворный шут русской царицы Анны Иоанновны. Он был сыном итальянского скульптора, а в Россию, ко двору правительницы приехал в качестве музыканта. Остроумие помогло ему приблизиться к окружению императрицы, а затем стать придворным шутом. У него было много кличек: «Адамка», «Антонио», наконец, «Петрушка». Последнее имя и закрепилось во всех кукольных балаганах.

Есть мнение, что Петрушку назвали из-за схожести его профиля и звонкого, крикливого голоса с петухом. В поддержку этой версии говорит то, что в России петухов называют Петя, Петруша. Также существует гипотеза, что своё имя Петрушка получил от известных актёров-кукольников, живших в начале XVIII века, это Петр Иванов и Петр Якубовский. Вполне возможно, что куклу назвали в честь одного из этих потешников, представления которых были наиболее популярны в то время. Сам Петрушка представлялся как Петр Иванович Уксусов.

Сюжеты театра

Пьесы театра (Петрушка являлся их главным, но не единственным героем) были довольно однообразны. Основные сюжеты: лечение и обучение солдатской службе, свидание с невестой, покупка и испытание лошади. Сценки следовали одна за другой в определенном порядке. При этом длительность спектакля зависела от того, как долго зрители удостаивали своим вниманием это уличное представление. Практически в каждой сцене показывалась схватка Петрушки с другим персонажем, в которой он неизменно одерживал победу.

Среди персонажей театра Петрушки был и один самый зловещий, который побеждал главного героя. Это была Смерть, которая после словесной перепалки забирала Петрушку с собой. Однако вскоре герой воскресал в другом месте. Это обстоятельство стало поводом для того, что некоторые исследователи стали находить связь между Петрушкой и языческими божествами, которые бесконечно умирали и возрождались.

Популярность театра Петрушки в XIX и ХХ веках

Спустя время этот персонаж перестал существовать только как уличный артист. Кукольников и аккомпаниаторов начинают всё чаще приглашать в дома господ, где сценки, в которых участвует Петрушка, утрачивают свою остроту и злободневность. Он перестаёт убивать и колотить своих партнеров по сцене, а лишь ругает и прогоняет их. Речь Петрушки меняется с простонародной на более приемлемую для господских домов. «Петрушечник» оказывается уже не уличным, а салонным актером. Петрушка из злобного острослова со скабрезными шуточками превращается в по-доброму веселого персонажа детских праздников и утренников.

В советское время появляется новый персонаж – товарищ Петрушка, при этом он сходит со сцены и превращается в героя рассказов и литературных пьес. Теперь не существует того старого театра Петрушки, в котором многое было допустимо.

В 20 веке события, разворачивающиеся в пьесах и рассказах, направлены на агитацию за соблюдение гигиены, овладение грамотой. Петрушка указывает, выявляет и предаёт осуждению бездельников, растолковывает читателям элементарные нормы порядочности и приличного поведения в обществе. Внешний вид куклы также претерпевает изменение. Так, красная рубаха, в которую ранее был одет Петрушка, превращается в гимнастерку либо косоворотку, а вместо заостренного колпака на его голове появляется фуражка, буденовка или кепка. Даже его длинный нос с горбинкой укорачивается и становится изначально курносым, а в дальнейшем и вовсе самым обыкновенным. Комедия с его участием была очень популярна и широко распространена в России.

В 1876 году в журнале «Дневник писателя» Ф. М. Достоевский написал рассказ на тему кукольного театра Петрушки, где он описывает представление, которое происходило в петербургском доме художников. «Отцы и их дети стояли толпой и наблюдали за неизменно народной комедией, и в действительности это выступление было самым веселым на всем этом празднике» [6].

Образ Петрушки в русской музыке

История театра Петрушки в наше время изучается учёными и театроведами. Этот персонаж стал героем одноименного балета Игоря Фёдоровича Стравинского, творчество которого принадлежит к самым видным и одновременно самым сложным явлениям музыкального искусства 20 века.

Балет «Петрушка», в отличие от многих гениальных творений, родился случайно. Отдыхая в Швейцарии, Стравинский для собственного развлечения набросал пьесу для фортепиано с оркестром, причём выстроил музыкальные темы таким образом, что фортепианная партия и оркестровое сопровождение не гармонировали друг с другом, а звучали явным диссонансом, как будто вступая в постоянный и неразрешимый конфликт. Впоследствии композитор признавался, что во время творческого процесса ему виделся игрушечный плясун, который «своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр» [8].

В итоге родилась музыка, характер которой даже её гениальному создателю казался странным, пока однажды Стравинского не осенила ассоциация – это Петрушка! Колкая, резкая музыка с неожиданными сменами ритма полностью соответствовала внутреннему содержанию задиристого персонажа русских ярмарочных гуляний. Возможно, «Петрушка» так и существовал бы в виде концертной пьесы для рояля с оркестром, если бы однажды Стравинский не сыграл её основателю «Русских сезонов» С. Дягилеву. Интуиция безошибочно подсказала опытному импресарио – это балет, о чём он сразу и заявил Стравинскому. 

Балет «Петрушка» стал в 1911 году гвоздём «Русских сезонов» в Париже. В то время никто и подумать не мог, что Петрушка с присущей ему неуклюжей пластикой и печальным лицом станет символом русского балетного авангарда.

Сцены из балета И. Стравинского «Петрушка»

В балете «Петрушка» трагический образ куклы раскрылся в полной мере. «Вечный неудачник Петрушка, как и всегда, отстаивает свои права и доказывает, что в груди куклы, невзрачного шута бьется человеческое сердце» [5].

Если 100 лет назад «Петрушка» был воспринят как балет-сенсация, то для современного зрителя – это балет-легенда, ярчайший бриллиант в короне мирового балетного искусства. Спустя столетие «Петрушка» не потерял своей актуальности. Он с успехом продолжает идти на сценах многих театров, доказывая, что настоящее искусство неподвластно времени.

Заключение

Петрушка и сегодня вызывает интерес у детей и взрослых.

В 1922 году реанимировать образ Петрушки взялся Самуил Маршак: в его сборнике пьес появляется кукольная комедия «Петрушка», а через пять лет выходит пьеса «Петрушка-иностранец». Хотя Маршак и окончательно закрепил образ Петрушки как детский, но зато восстановил традицию попаданий куклы в нелепые истории. А главное, «Петрушка вновь становится обличителем времени, бесстрашным красноречивым героем, бросающим вызов судьбе. Неизменным в сюжете осталось и то, что он то и дело обращается к зрителю-читателю за помощью или советом» [5].

Издание книги С.Я. Маршака 1935 год russian7.ru

Сохраняя традиции русских уличных представлений для детей и взрослых, в 1989 году в подмосковном городе Фрязино был организован новый творческий коллектив. Он получил название русский традиционный театр кукол «Петрушка». Театр устраивает представления прямо на улице и старается не отходить от традиционных сценариев балаганных представлений. Возникновение театра «Петрушка» связано с желанием его создателей сохранить то лучшее, что было в уличном массовом искусстве прошлых веков. В своей работе актеры используют реквизит, являющийся точной копией ширм и кукол, которые были у их предшественников, развлекавших публику на улицах российских городов 150-200 лет назад.

 В 1993 году была выпущена платиновая монета, посвященная Стравинскому. На ней отчеканено рельефное изображение композитора на фоне сцены из балета «Петрушка».

Петрушка образно показан в картинах русских художников: Б.М. Кустодиев (1878-1927) «Балаган», Л. И. Соломаткин (1837–1883) «Петрушка», К. Маковский (1846–1920) «Кукольный театр».

Образ Петрушки оживает и в российской анимации. Одной из самых своеобразных картин следует признать «Рождественскую фантазию» Л. Кошкиной (1993) по музыке И.Стравинского, с использованием мотивов балета «Петрушка».

В репертуаре Челябинского Театра кукол им. В. Вольховского есть спектакль «Петрушка на войне». Эта яркая сатира в форме площадного балагана, где главный герой – боец Петр Петрович Уксусов (Петрушка) борется против Гитлера, его генералов и, конечно же, побеждает их.

Комедию с использованием этого известного каждому образа, играют очень многие театры. Представления с участием Петрушки не знает себе равных среди других кукольных театров.

Таким образом, театр Петрушки был и остается популярным, а сам Петрушка символом «русского характера».

Данный исследование помогло мне узнать о кукольном герое Петрушке больше, чем я знала раньше.

Моя работа по теме будет продолжаться. Я буду изучать репертуар театра Петрушки и пробовать себя в роли актера.

Список использованных источников и литературы

1. Некрылова А.Ф. Русский народный кукольный театр [Текст]: учебное пособие / А. Ф. Некрылова, В. Е. Гусев; Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. - Ленинград: ЛГИТМИК, 1983. - 53 с.;

2. Некрылова А.Ф. Сценические особенности русского народного кукольного театра "Петрушка" // Народный театр. Л.: ЛГИТМиК, 1974. С. 121–140; 

3. Путилов Б.Н.  Фольклор и народная культура / Отв. ред. А.С. Мыльников; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). - СПб.: Наука, 1994. - 238 с. - Библиогр.: с. 226-236.

4. Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора / Л. Ивлева; М-во культуры РФ. РАН. Рос. ин-т истории искусств. - СПб. : Дмитрий Буланин (ДБ), 1998. - 193 с.

5. Тимошкина К. 7 образов Петрушки [Электронный ресурс]. URL: https://russian7.ru/post/7-obrazov-petrushki (дата обращения: 20.06.2019).

6. Стрелкова О. Театр Петрушки: описание, история, репертуар и интересные факты [Электронный ресурс]. URL: https://www.syl.ru/article/373676/teatr-petrushki-opisanie-istoriya-repertuar-i-interesnyie-faktyihttps://www.syl.ru/article/373676/teatr-petrushki-opisanie-istoriya-repertuar-i-interesnyie-faktyi (дата обращения: 19.06.19).

7. Толковый словарь великорусского языка В. Даля [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/dal (дата обращения: 20.06.19).

8. Стравинский балет «Петрушка» [Электронный ресурс]. URL: https://soundtimes.ru/balet/klassicheskie-balety/petrushka(дата обращения: 21.06.19).

12

Просмотров работы: 4499