Военные топографы на защите Родины

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Военные топографы на защите Родины

Фролов И.В. 1
1МОУ Кузяевская основная общеобразовательная школа
Караваева Е.В. 1
1МОУ Кузяевская основная общеобразовательная школа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ:

Причиной моего обращения к данной теме является то, что я узнал, что среди погибших и пропавших без вести моих земляков были и военные топографы, о которых в наших учебниках истории ничего нет, да и литературы об этом немного. Об этом в своих воспоминаниях пишет участник ВОВ, офицер 21-го топографического отряда, майор запаса Борис Васильевич Закаляпин (http://go.mail.ru/redir?src):

Так, за пределами исследований осталась роль топографических отрядов, обеспечивавших в годы войны картами штабы самого различного уровня для разработки военных операций.Несколько страниц топографам отвел в своих воспоминаниях «Операция «Одер» генерал П.И. Батов, а остальные относились к техническому обеспечению для подготовки боевых операций как к должному. А между тем, деятельность офицеров топографических отрядов была очень опасной, ибо это они после занятия новых рубежей нашими войсками под обстрелами обследовали передовую линию и наносили её на карты, которые затем ложились на столы командующих армий и фронтами вплоть до Ставки Верховного Главнокомандования. Долгие годы не было публикаций о работе Генерального Штаба в годы Великой Отечественной войны, но в последнее время этот пробел был заполнен. Может быть, кто-то из молодых исследователей сочтет для себя интересным и изучение истории формирования топографических отрядов, что способствовало бы восстановлению одной из малоизвестных страниц истории российской армии и Великой Отечественной войны»

Меня заинтересовала эта тема, и я решил исследовать ее, чтобы в дальнейшем использовать на уроках и во внеклассных мероприятиях как дополнительный материал о малоизвестных страницах истории войны.

Цель исследовательской работы: изучение деятельности топографических отрядов в годы Великой Отечественной войны, в том числе участия моих земляков в этом подразделении Красной Армии.

Задачи:

Поиск, обобщение и оформление интересного материала о топографической службе в годы войны.

Подбор документов в Интернет-сайтах о военных топографах.

Изучение боевого пути моих земляков-военных топографов.

Исследование проведено в октябре 2019 года в МОУ Кузяевской ООШ и д. Кузяево.

- 2 -

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ:

Изучение литературы о военных топографах, поиск материала на сайтах Интернета: «ОБД. Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа» и других.

Обобщение, систематизация материала, выбор наиболее интересного.

Поиск родственников двух воинов-топографов, наших земляков, интервью, беседы, копирование документов, фотографий.

Оформление работы, анализ результатов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Состояние топографической службы в начале войны:

( анализтекста научнойстатьиАлексеева А.А.

«ВОЕННО-ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ СЛУЖБА СССР В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (22 ИЮНЯ 1941 Г.- 18 НОЯБРЯ 1942 Г»

В статье Алексеева меня поразило то бедственное положение, в котором находилась топографическая служба в начале войны. Об этом есть материал и в других источниках, но данный автор раскрывает и причины этих сложностей:

«В результате военно-политических просчетов высшего руководства страны, в начале войны в войсках не хватало, и даже не было необходимых карт. Причиной крайней нехватки карт было расположение складов их почти на границе. В первые дни войны они были захвачены, либо уничтожены противником первыми бомбардировками. Бывший начальник ВТС М.К. Кудрявцев констатировал уничтожение советскими войсками в Прибалтийском, Западном, Киевском военных округах около двухсот вагонов топографических карт по причине невозможности вывоза… На территории, захваченной врагом, оказались картографические части в Риге, Минске, оптико-механическая мастерская во Львове, картографическая фабрика в Киеве. В первые дни войны части ВТС РККА, дислоцировавшиеся в приграничной полосе на территории Литвы, Латвии, Западной Белоруссии, Западной Украины, оказались в зоне военных действий не готовыми к выполнению новых боевых задач. Потери личного состава полевых частей ВТС в первые месяцы войны, по неполным данным, составили 148 офицеров, 1127 солдат и сержантов, 15 служащих».

- 3 -

Перестройка топографической службы на условия военного времени:

В ТОЙ ЖЕ СТАТЬЕ Алексеев приводит факты онеобходимой и вынужденной в короткие сроки перестройки топографической службы:

«В таких труднейших условиях Военно-Топографическое Управление (ВТУ) Генерального штаба вынуждено было в кротчайший срок перестраивать ВТС на условия военного времени. Были доукомплектованы понесшие большие потери топографические части, сформированы топографические отделы штабов Северного, Северо-Западного, Западного, Юго-Западного, Южного, Закавказского фронтов и штабов входивших в них армий. Одновременно создавались две военно-картографические фабрики (в Свердловске и Саратове), 11 полевых отрядов ВТС. К середине июля 1941 г. совместными усилиями Военно-Топографической службы, Главного управления геодезии и картографии и других организаций была создана карта масштаба 1:100 000 до линии Череповец, Москва, Харьков, а к концу года -до Волги включительно. На важнейшие оперативные направления создавалась карта масштаба 1:50 000, она сразу же поступала в войска.

Запервый год войны топографическими службами всех фронтов было доведено до войск 73 млн. экземпляров топографических карт, определено около 62 тыс. геодезических и артиллерийских пунктов, произведена привязка более 20 тыс. элементов боевых порядков артиллерии, осуществлена засечка более 5 тыс. целей и ориентиров, изготовлено 4,5 тыс. фотосхем и фотопанорам»

В статье Алексеева меня заставил задуматься вывод, сделанный им, о причине отступления Красной Армии в начале войны. Этого вывода я не встречал до сих пор в исторической литературе о войне, назывались другие, более важные, наверное. Я думаю, что это лишний раз подтверждает, что недостаточно изучено было значение военной топографии. Вывод Алексеева и его единомышленников очень убедителен:

«Учитывая значимость топографических карт в войнах ХХ-го века, и в Великой Отечественной в особенности, считаем необходимым отметить: катастрофическое состояние картографического обеспечения Красной Армии в начале войны явилось одной из главных причин (если не самой главной) трагического для СССР начала войны.Войска, не обеспеченные картами, не могли вести успешные оборонительные и наступательные действия. Красная Армия отступала с большими потерями»

- 4 -

ПОДВИГ ВОЕННЫХ ТОПОГРАФОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье инженера-геодезиста Антона Викторовича Никонова приведена краткая информация о работе военных топографов в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Даны описания конкретных подвигов офицеров и бойцов, проходивших службу в военно-топографических частях.

«Ярким примером мужества и отваги является подвиг топографа 31 -го моторизированного топографического отряда (МТО) лейтенанта С. С. Гапановича, совершенный в начале войны: «21 августа 1941 г. в районе д. Селянка лейтенант Гапанович, выполняя задание по геодезической подготовке артиллерийских позиций, увидел зажженный немецкими самолетами трактор с прицепами, на которых находились артснаряды. Сопровождавшие этот транспорт политрук и красноармейцы убежали от горящего транспорта. Лейтенант Гапанович, презирая опасность, бросился к машинам и пытался отцепить трактор от прицепа. В это время огонь перекинулся на прицепы, снаряды начали рваться и Гапанович, получивший около 15 ран в живот, грудь и получивший сильные ожоги лица, потерял сознание. Подобранный красноармейцами своей команды, был отправлен в госпиталь… Лейтенант Гапанович спас транспорт от взрыва и за проявленное мужество награжден орденом Красной Звезды».

Одной из основных задач ВТС являлось обеспечение артиллерии исходными геодезическими данными.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Отряды ВТС, входившие в состав фронтов, сгущали и развивали опорные геодезические сети в позиционных районах артиллерии, привязывали ее боевые порядки, определяли координаты наиболее важных целей и объектов противника, оказывали содействие артиллерийской топографической службе.В этом отношении показательно описание заслуг старшего лейтенанта 31-го моторизированного топографического отряда Андрея Ивановича Назаренко.

«…с 8-го по 25-ое мая 1943 г. выполнял задание командования по топообеспечению артиллерии 16 армии. Задание выполнял в срок и с высокой точностью, содействуя этим достижению точной топографической привязки боевых порядков артиллерии и меткости артогня. На переднем крае и вблизи его определил 50 опорных точек для артиллерии и произвел топографические привязки 2-х гв. мин. полков. Подвергаясь неоднократно обстрелу (февраль -март- 8, 20, 29 мая), всегда порученное дело доводил до конца. 20-го мая во время артобстрела со стороны противника в районе, что к северу от д. Чернышино, осколком снаряда был разбит становой винт его теодолита- работу продолжил, задание выполнил в срок»

-5-

Нередко топографы откладывали в сторону теодолит или карту и принимали участие в боевых действиях. Примечателен подвиг топографа 24-й стрелковой дивизии капитана Г. С. Новогран:

«…капитан Новогран в боях по захвату Змиевского плацдарма проявил отвагу и мужество.28.8.43 тов. Новогран, находясь в 767 сп с целью уточнения местности, вышел в район боевых действий 1-го стрелкового батальона и когда батальон под сильным минометным и артиллерийским огнем залег, неся излишние потери, тов. Новогран личной отвагой и примером поднял батальон и стремительно повел вперед на врага. Благодаря этому батальон захватил важный опорный пункт на северном берегу р. Гомольша. При этом было уничтожено до роты пехоты, одна минбатарея и три станковых пулемета. Сам т. Новогран взял в плен унтерофицера и лично в единоборстве убил одного офицера…»

В годы войны топографы выполняли работы днем и ночью, в тылу и на передовой, в сложных погодных условиях, нередко работая непрерывно в течение 30−36 часов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Были покрыты съемками доселе непроходимые дебри Камчатки, пустынные районы Монголии, горные хребты Ирана, созданы карты и различные графические документы (разведывательные, артиллерийские, танковые, рельефные и другие карты) для обеспечения боевых действий войск, сражавшихся с фашистской Германией.

СОВЕТСКИЕ ТОПОКАРТЫ БЫЛИ ЛУЧШЕ НЕМЕЦКИХ

Это утверждение доктора технических наукполковника А.А.ШАРАВИНА, изложенное в статье журнала, поразило меня. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

«1942год стал для Военно-топографической службы годом перелома, когда не только было выправлено тяжелое положение, создавшееся в первые месяцы войны, но и достигнуто преимущество в обеспечении войск картами в сравнении с топографической службой немецко-фашистской армии. Это вынужден был признать и сам противник. "Придерживаясь мнения, что в Советской России ничего существенно не сделано и картографическое дело не пошло далее старых верстовых карт царского времени, мы были вовлечены в большую ошибку. Оказалось, что Советской Россией было создано картографическое производство, которое по своим планам, широкой организации, объему работ и их качеству превосходило все то, что до сего времени было где-либо осуществлено", — писал генерал вермахта Б.Кариберг»

- 6 –

5. ДОКУМЕНТЫ ВОЕННЫХ ЛЕТ О ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

Основной источник моего изучения состояния топографической службы – это документы ЦАМО (Центрального архива Министерства обороны), найденные на сайте «Память народа».

Тщательное изучение и анализ документов, например, «Отчета о работах, выполненных частями Военно-топографической службы штаба Брянского фронта в ноябре 1942 года» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)привели меня к следующим выводам:

Ранообразны виды работ службы:

- сгущение и привязка ОП,

- глазомерная рекогносцировка местности,

- работа по привязке элементов оборонительных рубежей,

- картографические работы,

- преподавание военной топографии

2. В отчете отмечаются как достижения в картоснабжении, так и сложности:

«За истекший месяц количество изданных карт несколько увеличилось и дошло до 140000. Пополнены армейские склады путем высылки специального вагона карт (около 200000). В ночь на 11 ноября в результате бомбежки немецкой авиацией ст. Лобаново пострадали вагоны с картами.»

3. В разделе «Картосоставительские и издательские работы» также отмечаются как успехи, так и недостатки:

«Личный состав за месяц овладел методом изготовления рельефной карты… Печать на гектографе в отделениях развернута широко…

Печать на станке или на машинке УВТ дает несовмещение краски из-за большой деформации листов карт».

4. Преподавание военной топографии проводили на фронтовых и армейских курсах 7 человек (1060 часов в месяц). Отмечается нехватка специалистов.

Представление о деятельности военных топографов дополняют такие документы, как различные схемы, составление которых требовало специальной подготовки. (ПРИЛОЖЕНИЯ 6, 7, 8)

Судьба моих земляков, военных топографов.

Исследуя том 21 «Книги памяти погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны в Московской области» я узнал, что среди 110 воинов наших населенных пунктов 2 человека были топографами.

- 7 –

ЭтоКириллов Иван Григорьевич

красноармеец 17 Топографический отряд.1905г.рождения,д.Кузяево Раменского района Московской обл. Призван в 1941 г. Раменским РВК. Умер от болезни 15 октября 1941 г. Похоронен: Иран,г. Мешхед.

Демин Сергей Романович

Красноармеец 16 топографический отряд, 1907г.р., д.Кузяево Раменского района. Призван 30.10.1941г. Пропал без вести в марте 1942 г.

Чтобы узнать о них, я попытался найти родственников в д. Кузяево, но, к сожалению, никого не нашел. Нет жителей с этими фамилиями, и никто из старожилов не помнит о них.

На сайтах «ОБД. Мемориал» и «Память народа» я нашел следующие сведения: «История 16 военно-топографического отряда трагична. Война застала их на белорусско-литовском приграничье. Бойцы в первые дни войны оказались без связи. Многие находились с заданиями на местности. В ОБД Мемориал ЕСТЬ документы потерь отряда. Много пропавших без вести на территории Литвы. Пропали без вести военные топографы 16 отряда с 1 .10 по 11.10 1941г. Среди них- наш земляк: Демин Сергей Романович, что подтверждает документ – ПРИЛОЖЕНИЕ 9

А 17 топографический отрядвходил в состав ВТС штаба Белорусского военного округа. На 22.06.1941 г. проводил работы в районе городов Ломжа-Белосток-Бельск (ныне Польша). При отступлении с т.н. "Белостокского выступа" отряд понес большие потери. 30.08.1941 г. был направлен в Иран, затем находился в составе САВО. О боевых действиях в Иране есть сведения в воспоминаниях Б. Е. Бызова, впоследствии генерал-полковника, начальника ВТУ ГШ ВС СССР (с 1974 по 1989 г.):

«Частям ВТС приходилось заниматься созданием топографических карт и на зарубежные территории, причем не только Германии и оккупированных ею стран. Например, 2-й топографический отряд выполнял правительственное задание в Иране уже с августа 1941 г. В 1944 г. над созданием карт масштабов 1: 50 000 и 1: 100 000 на северные районы Ирана работал 11-й топографический отряд. Топографам приходилось работать в тяжелейших условиях: на высотах 3 000−4 000 м (хребет Эльбрус), а также в знойной пустыне при температуре +40 °С и субтропической зоне провинции Мазендеран. Советским офицерам угрожали, что если они не покинут Иран, то будут уничтожены. Систематически разрушались геодезические пункты, а топографы подвергались обстрелу из пулеметов и автоматов».

-8-

Для уточнения места захоронения Кириллова Ивана Григорьевича я с руководителем обратился в Консульский отдел Посольства ПФ в Иране, на что получен был ответ: «Добрый день!Согласно имеющейся информации, в г. Мешхед на армянском кладбище есть могилы русских офицеров. В данный момент подтвердить, захоронен ли там Кириллов Иван Григорьевич, не представляется возможным. С уважением, Консульский отдел Посольства России в Иране».В Интернете я нашел изображение этого кладбища, где, возможно, захоронен наш земляк. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа над исследованием деятельности военных топографов обогатила мои представления о малоизученном до недавнего времени подразделении Красной Армии. Но в последние годы память о героях топографах заслуженно восстанавливается, и теперь каждый год 8 февраля в Российской Федерации отмечается День военного топографа. Он был установлен в феврале 2003 г. приказом министра обороны Российской Федерации №395 и отмечается с 2004 года.

ВЫВОДЫ:

На мой взгляд, с поставленной целью исследовательской работы я справился, основные задачи выполнены. Работа не только много знаний дала мне, но будет интересна и моим одноклассникам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Я попытался показать многообразие и сложность боевых задач, решаемых военными топографами в годы войны. Военные топографы внесли значимый вклад в дело общей победы над фашистской Германией. Не все труженики ВТС вернулись с войны: кто-то пропал без вести в период тяжелых отступлений 1941-го, многие погибли на передовой при осуществлении инструментальной засечки вражеских позиций.Вечная слава топографам Великой Отечественной войны!

Я благодарен за помощь в проведении исследования и оформлении работы руководителю Караваевой Е.В., моим одноклассникам: Полякову Е. и Захаровой К., старожилам д. Кузяево, директору Кузяевского СДК Колобановой Т.Ф.

- 9 –

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев А. А. Геодезическая служба СССР в Великой Отечественной войне (1941— 1945 гг.): исторический аспект: монография. — Новосибирск: СГГА, 2007. — 252 с.

2. Бызов Б. Е. Достойный вклад советских топографов // Геодезия и картография. -1980. — № 5. — С. 1−8

3. Карасик И. Б. Первые дни войны // Геодезия и картография. — 2005. — № 3. — С. 45−47.

4. Книга памяти погибших и пропавших без вести воинов Московской области, том 21.

5. Кудрявцев М. Топографическое обеспечение войск в Великой Отечественной войне / М. Кудрявцев // Военно - исторический журнал. - 1970. - № 12. - С. 22.

6. Память народа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/

7. (http://go.mail.ru/redir?src):

- 10 –

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Военные топографы в годы Великой Отечественной войны

Приложение 2.Одной из основных задач ВТС являлось обеспечение артиллерии исходными геодезическими данными

- 11 -

Приложение3.В годы войны топографы выполняли работы днем и ночью, в тылу и на передовой

Приложение 4. Статья в журнале

- 12 -

Приложение 5 - «Отчет о работах, выполненных частями Военно-топографической службы штаба Брянского фронта в ноябре 1942 года»

- 13 -

Приложение 6. Схема засечки реперов

Приложение 7. – схема топоработ по привязке боевых порядков.

- 14 -

Приложение 8 –схема реперов, целей, ориентиров.

-15 -

Приложение 9 – Донесения о безвозвратных потерях.

Приложение 10 - Иран. Г. Мещхед. Армянское кладбище

Просмотров работы: 800