Музеи Санкт-Петербурга и Сарапула: связь времен и сохранение музейных ценностей

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Музеи Санкт-Петербурга и Сарапула: связь времен и сохранение музейных ценностей

Уварова М.С. 1
1МБОУ "ИТ-лицей №24" г. Ижевска
Гуляева З.М. 1
1МБОУ "ИТ-лицей №24" г. Ижевска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Город строгий и таинственный,

Я попала в плен к тебе.

Пересев в машину времени

Я промчалась на волне

Воспоминаний и рассказов

О царских подвигах Петра,

Об Эрмитаже, Исаакие

О блокадных временах.

Начну я изучать историю

О том, как Родина моя

Смогла сберечь частичку ценностей

Пришедших к нам со дворцов Петра.

Уварова М.С.

В летние каникулы 2019 г. мне посчастливилось побывать в г. Санкт-Петербург – городе мостов и островов, музеев и дворцов, соборов и парков. Это город величественных зданий, красивых набережных. Санкт-Петербург – это второй по величине город Российской Федерации, основанный Петром I, и во время правления царей являлся столицей страны. Город, окутанный тайной. О Петербурге можно говорить вечно. Есть в нем что-то необычное и таинственное.

Совершая экскурсию по достопримечательностям города, я узнала, что история Северной столицы началась в 1703 г. на маленьком Заячьем острове. Тут была заложена крепость, первое сооружение будущего города. Вскоре крепость была переименована в Петропавловскую, по названию построенного на ее территории собора. В том же году Петр I принял решение построить приморскую летнюю резиденцию. Он лично сделал несколько рисунков будущего дворцового комплекса с уникальной фонтанной системой. Особенность фонтанной системы Петергофа в том, что она работает без насосов. Вода подается к фонтанам из многочисленных искусственных и естественных прудов, которые подпитываются подземными родниками. Спланированная при Петре I, система водоводов действует и в наши дни.

Побывала я в Екатерининском парке, он тоже обязан своим появлением Петру Великому. Именно он подарил парк своей жене Екатерине Алексеевне. В строительстве летней резиденции императрица сама принимала участие. После вступления на престол Елизаветы Петровны Царское Село стало официальной императорской резиденцией. Мне довелось посмотреть на Санкт-Петербург с высоты птичьего полета, из-под купола Исаакиевского собора.

Прослушав рассказ экскурсовода, я узнала о том, как зарождался Санкт-Петербург, как появлялись дворцы и соборы, как развивалось наше государство со времен Петра I и о том, как в начале Великой Отечественной войны сотрудники музеев приложили все усилия для сохранения исторических ценностей. Я была удивлена, узнав, что в войну до начала блокады бóльшая часть музейных ценностей Петергофа, Екатерининского и Гатчинского дворцов была вывезена и хранилась в Сарапуле. Я уже знала, что моя Родина Удмуртия во время Великой Отечественной войны приближала Победу над врагом выпуском винтовок, пушек, была госпитальной базой для раненых бойцов, отсюда уходили на фронт тысячи солдат. Оказывается, Удмуртия также внесла огромный вклад в сохранение ленинградских музейных ценностей. Меня заинтересовала тема спасенных сокровищ дворцов-музеев, и я решила исследовать то, каким образом сохраняют сейчас музейные ценности, какую роль в этом могут сыграть информационные технологии, поскольку я учусь в информационно-технологическом лицее.

Цель работы – рассмотреть вопросы сохранения музейных ценностей в прошлом, настоящем. Задачи исследования: показать в качестве примера эвакуацию музейных ценностей пригородных дворцов-музеев Ленинграда летом-осенью 1941 г. и сохранение их в Сарапульском музее; описать роль и применение информационных технологий в современной музейной деятельности.

Источниками для работы явились музейные материалы и воспоминания музейных работников. Также мы съездили в Сарапульский музей-заповедник и побеседовали с сотрудником музея Касимовой Екатериной Анатольевной. Она не только рассказала о военном периоде музея, но и показала имеющиеся в музее документы. Познавательной оказалась беседа с учителем информатики лицея №24 г. Ижевска, где я учусь, Исуповым Константином Сергеевичем. В связи с этим хочется выразить им особую признательность. Методами исследования явились: анализ, описание, интервью

Глава 1. Эвакуация музейных ценностей пригородных дворцов-музеев Ленинграда летом-осенью 1941 г. и сохранение их в Сарапульском музее

В документах, с которыми мы ознакомились, говорится о том, что профессия «защищать экспонаты» появилась в 1774 г. Во времена императрицы Екатерины II эту должность занимали мужчины, дело часто передавалось по наследству. Круг обязанностей работников был широким: они вели учет, хранили и даже реставрировали предметы музейной коллекции. Смотрители до 1914 г. относились к штату чиновников министерства народного просвещения Российской империи, просто так на службу было не поступить. На протяжении столетий к профессии смотрителя люди относились ответственно, о чем говорят поступки сотрудников музеев во время Великой Отечественной войны.

Героически спасали музейные ценности работники ленинградских пригородных дворцов-музеев. С началом войны немцы быстро продвигались к Ленинграду. И, конечно, не все, что хотелось бы сохранить, удалось вывезти. Поэтому, когда сегодня мы сожалеем по поводу тех или иных не вывезенных музейных экспонатов, каждый из нас должен помнить о невероятно трудных условиях, в которых приходилось тогда работать сотрудникам музеев.

Сезон 1941 г. для Петергофа должен был открыться 22 июня. Но в этот день немцы напали на Советский Союз. Последняя экскурсия в Екатерининском дворце прошла 22 июня 1941 г. О начале войны замдиректора пушкинских дворцов-музеев Вера Владимировна Лемус вспоминала: «С этого дня содержанием и смыслом нашей жизни стала работа по отбору, упаковке и отправке вглубь страны … множества … предметов историко-художественного значения».

По решению властей Ленинграда от 24 июня 1941 г., были закрыты от посетителей все дворцы-музеи, выставки, павильоны музейного значения в пригородах: г. Пушкин, Петергоф, Павловск, Гатчина. Директора этих учреждений должны были предпринять все меры по сохранению музеев и музейных вещей, скульптур, фонтанов, павильонов от последствий бомбардировок (перевод в особые хранилища, подвалы, нижние этажи зданий, устройство ставен, укрытие мешками с песком и т. д.).

План вывоза художественных сокровищ в случае военной опасности из дворцов-музеев был разработан еще в 1936 г. специальной комиссией. Перечень вещей в нем был очень коротким, поскольку он включал только те экспонаты, которые считались абсолютно уникальными. По всем ленинградским пригородным музеям их число насчитывало 4871 предмет, по дворцам-музеям Пушкина в списках числилось всего 276 предметов из Екатерининского дворца-музея и 7 предметов из Александровского дворца-музея. По воспоминаниям В.В. Лемус, то, что входило в перечень 1936 г., было упаковано в первые два дня. Дальше, хранители музейных коллекций сами отбирали наиболее ценные вещи.

Экспонаты выносили из залов. Картины вытаскивали из рам, скрепляли между собой и устанавливали в ящики. Большие полотна накатывали на валы, оборачивали тканью и клеенкой. Хрупкие предметы искусства заворачивали в бумагу, а ящики для них наполняли стружкой. Когда кончилась стружка для прокладки, прекрасным упаковочным материалом оказались многочисленные платья, манто, шарфы и другие предметы из царского гардероба.

Сотрудники музея стремились спасти как можно больше экспонатов: образцы стульев и кресел из разных мебельных гарнитуров, уникальные картины, редчайшие коллекции русского, западноевропейского и китайского фарфора, архивные материалы, чертежи, планы, акварели, изображающие дворцовые интерьеры. Особое внимание уделялось вывозу изделий из цветного металла, чтобы он не достался врагу.

30 июня 1941 г. на лошадях все ящики перевезли на вокзал, где были поданы вагоны под музейные вещи, и первая, вторая и третья очередь музейных ценностей отправилась в г. Горький (сейчас – Нижний Новгород)

После отправки первой очереди экспонатов, возникли трудности с упаковочными материалами, так как заранее заготовленные были израсходованы. Изготовлением тары для упаковки столяры были заняты днем и ночью. В то же время музейные рабочие косили в парках траву, возле музеев и наскоро готовили сено и получался отличный упаковочный материал.

День и ночь небольшой коллектив научных сотрудников и музейных служителей, в основном женщин (так как мужчины с первых дней войны ушли на фронт), отбирали, упаковывали, грузили и отправляли в тыл мебель, вазы, канделябры, фарфор, книги, картины, чертежи и множество других музейных предметов. На первом этапе подготовки к эвакуации музейных экспонатов в работе участвовали все сотрудники научного отдела, до 30 человек. Но вскоре, в связи с закрытием для посетителей дворцов и парков, штаты были сокращены. Музейным работникам помогали солдаты.

В августе осталось только 3 научных работника – Т.Ф. Попова, Е.Л. Турова и В.В. Лемус. Упаковочный материал был полностью израсходован, приходилось довольствоваться газетами, соломой и едва просохшим сеном. 4-я и 5-я очереди с музейными экспонатами были отправлены 20 и 22 августа 1941 г. в Сарапул.

Часть вещей доставляли в Исаакиевский собор, всего туда перевезли 2508 экспонатов и 29 ящиков с документами, где они находились все время блокады. После этого вывоз ценностей из Пушкина прекратился.

Упаковка, эвакуация и захоронение музейных ценностей г. Пушкина продолжались в течение 83 дней, с первого дня войны до захвата города гитлеровскими войсками. Работа проводилась при непрерывных бомбежках с воздуха и артиллерийских обстрелах.

К сожалению, почти вся мебельная коллекция была уничтожена, поскольку вывезти ее не удалось. В одном только Екатерининском дворце были оставлены более 2500 предметов мебели. Затем они бесследно исчезли [8].

Всего в Сарапул в 1941 г. прибыло более 1000 ящиков с коллекциями из дворцово-парковых ансамблей Петродворца, Пушкина (Царского Села), Ломоносова (Ораниенбаума), Павловска, Гатчины. Около 90 тыс. предметов, среди которых – живописные полотна, ковры и гобелены, фарфор и мебель – разместились в стенах Краеведческого музея.

Сарапульский музей с осени 1941 г. официально получил звание музея-хранилища ленинградских пригородных дворцов-музеев. Директором хранилища в Сарапуле был назначен Михаил Александрович Легздайн (возглавлявший до войны Музей истории Ленинграда). В составе хранителей художественных коллекций находились опытные музейные работники: М.В. Дергачева из Гатчинского дворца, И.Д. Карпович из Павловска, Н.Д. Соколова и Н.И. Васильева – из Музея истории Ленинграда, а также из числа находившихся в эвакуации ленинградцев (М.А. Елыпина и В.В. Лемус).

В Сарапульском музее прибывшим сотрудникам пришлось решать в сложных условиях множество хозяйственных вопросов. Здание отапливалось печами, дрова нужно было заготавливать. Доходило дело до того, что во время разлива Камы приходилось вылавливать бревна, которые сплавляли по реке. Воды в здании музея не было, ее приходилось носить ведрами из колодца. Помощь музейным работникам оказывали школьники.

Руководитель музея М.А. Легздайн как мог отстаивал интересы хранилища. Он занимался хозяйственно-бытовыми вопросами, вплоть до обеспечения музея водой, дровами и всеми ежедневными потребностями. Поскольку музею требовался ремонт, директор хранилища в июле 1943 г. писал руководителю Сарапула письма с прошениями о выделении средств и работников для проведения ремонта в здании хранилища. Однако в ответе было предложено силами сотрудников музея провести ремонтные работы.

Существовал график трудового призыва сотрудников хранилища на сельскохозяйственные работы. Легздайн отказался отрывать от работы в музее даже одного сотрудника, напоминая администрации города, что это в обязанности руководства города входит оказывать различную помощь музею для сохранения исторических ценностей.

Власти Сарапула вынесли постановление, фиксирующее отказ Легздайна выполнить требование администрации, и просили привлечь директора хранилища к ответственности [1].

В таких нелегких условиях эвакуированные сотрудники занимались своей главной задачей – сохраняли музейные ценности. Производилось вскрытие ящиков, просушка и переупаковка произведений искусства. Регулярно сотрудники хранилища поддерживали связь со специалистами Третьяковской галереи, реставраторами из Москвы, которые проводили письменные консультации по обеспечению сохранности различных групп хранения, присылали подробные рекомендации по борьбе с молью и другими вредителями, о хранении оловянных изделий, металла, оружия, мебели, живописи. Была установлена ежедневная связь с местной метеостанцией, в помещениях, как могли, круглосуточно поддерживали необходимый для хранения температурно-влажностный режим. Консультации специалистов были особенно важны, поскольку во время перемотки картин выяснилось, что перед эвакуацией на вал накрутили не той стороной и живопись стала портиться.

Контрольная проверка установила 182 случая заболевания и порчи экспонатов за время эвакуации. Плесенью оказалось заражено 55 предметов, из них 38 – это живопись. Заражение живописи плесенью установлено в 10-ти ящиках из просмотренных 21 ящика.

Небольшой коллектив музея-хранилища героически работал в холодном здании по 12 часов в сутки, получая мизерную зарплату и 600 гр. хлеба в день. При этом в музее-хранилище была такая теснота, что едва можно было пройти между ящиками [1].

Лишь 25 июля 1945 г. было принято решение о возврате музейных фондов в Санкт-Петербург. Для это вновь потребовался упаковочный материал (бумага, вата, холст, стружка), а также ремонт старых ящиков и изготовление новых.

Таким образом, эвакуация во время войны позволила сохранить большую часть музейных ценностей ленинградских пригородных дворцов-музеев. Не будь ее, мы могли бы потерять все коллекции.

Глава 2. Роль информационных технологий в сохранении музейных

ценностей на современном этапе

Знакомясь со статьями и книгами о судьбе исторических ценностей, мы узнали, что огромную роль в сохранении культурного наследия в наши дни играет информационно-технологическое направление. Информационные технологии углубленно изучают в лицее № 24 г. Ижевска, в котором я учусь.

Известные и неизвестные библиотечные и архивные сокровища, которые являются уникальным наследием человечества, гибнут в результате стихийных бедствий, в ходе военных действий, под воздействием климата и погоды. В тяжелом положении находятся редкие и ценные книги и картины. Длительное хранение в условиях, мало пригодных для их сохранности, ведет к различным повреждениям.

Некоторые повреждения связаны с небрежностью, незнанием, ошибками в хранении и реставрации, использованием некачественных материалов. Наибольший вред наносится при нарушении следующих условий:

1. Температурно-влажностный режим. Температура воздуха в музейных помещениях рекомендована в пределах 18°С, влажность – 55%. Повышенная влажность и резкие колебания температуры приводит к образованию плесени и гнили, набуханию.

2. Световой режим. Естественный и искусственный свет вредны для драгоценных камней и минералов, бумаги (графика, книги, рукописи), фотографий, тканей. Предметы выцветают и теряют свою прочность.

3. Загрязнение воздуха и поверхностей. Пыль загрязняет предметы и способствует их увлажненности.

4. Биологический режим. Микроорганизмы (бактерии, грибки, плесень) повреждают все материалы. Микроорганизмы размножаются – сырость, излишняя влажность (выше 70%) при теплой температуре.

Музейные ценности находятся в постоянной опасности. Снизить их помогают информационные технологии. По словам нашего учителя информатики, Исупова Константина Сергеевича, применение информационных технологий в последнее время возрастает.

Традиционные методы реставрации занимают много времени. Скорость разрушения уже давно превышает возможности реставраторов восстанавливать исторические ценности. Предварительные оценки показывают, что все спасти уже не удастся. Информационные технологии (ИТ) могут создавать копии шедевров живописи, практически не отличающиеся от оригиналов. Интерактивный фонд, будет служить нашим потомкам. Рассмотрим некоторые технологии (рис. 1), которые используются в музейной деятельности и которые тем самым помогут сберечь музейные коллекции.

Рисунок 1. Применение информационных технологий в музейной деятельности

Виртуальная реальность (360- фото и видео, VR и AR).

Благодаря современным технологиям музей сегодня — это не только храмы науки и искусства, но все чаще — захватывающие аттракционы, способные увлечь и взрослых, и детей. AR-технологии способны превратить даже улицы в пространство для выставки, а VR возвращает утраченные памятники, переносит зрителя в мастерские художников и позволяет стать их соавторами.

3D-печать и сканирование. Первые 3D-принтеры возникли примерно три десятка лет назад.

Сегодня простой домашний настольный принтер может выполнить 3D сканирование модели из пластика. Это будет достаточно точная копия оригинала, которую человек будет отличать от прототипа не по форме, а по фактуре, весу и цвету.

Уже есть прекрасные примеры реализации музейных проектов с использованием 3D-печати и в России (например, создание в Государственном Дарвиновском музее для выставочных проектов копий уникальных экспонатов из других музеев мира, которые не могли быть привезены в силу особых условий хранения). 3D-печать открывает огромные перспективы создания наглядных экспонатов, моделей и копий для музейных выставок.

Информационная безопасность.

Под информационной безопасностью понимается защищенность информации от случайных и преднамеренных воздействий в процесс ее работы. Информационная безопасность музеев касается не только стороны защиты информации, но и стороны долговременного (вечного) хранения цифрового культурного наследия. Для этих целей разрабатываются специальные программы и постоянно совершенствуются.

Помощь в работе сотрудников. Ежедневный документооборот является естественным для многих.

ИТ помогают:

- установить единые правила учёта

- полностью описать историю каждого музейного экспоната

- поиск сделать универсальным

- провести работу с наименьшими затратами времени и денежных средств.

Осваивая ИТ, важно не потерять нить времен, связывающую поколения благодаря сохранению и демонстрации подлинных источников: документов, предметов и символов. Как бы не были эффектны новшества науки и техники, главным остается человеческое участие в процессе развития общества.

Прозрачные и гибкие экраны.

Новые мультимедийные экспозиции дарят незабываемые впечатления и удивляют сочетанием противоположного: например, ярким полноцветным изображением на почти невидимом прозрачном экране.

Заключение

Музеи играют важную роль в жизни людей. В них хранятся предметы, которые дают нам представление о прошлом. Безвозвратная утрата этих коллекций нанесет непоправимый ущерб культурному наследию. Ключевое отличие музея от иных хранилищ предметов прошлого (например, от архивов) состоит в постоянном взаимодействии с посетителями. Музей не может существовать ради самого своего существования, он не может превратиться в безлюдное пространство витрин и стендов. Но здесь таится и опасность для музейных коллекций. Поэтому важнейшей функцией музеев является сохранение культурно-исторического достояния и духовного наследия.

Уже 75 лет прошло с того момента, когда закончилась блокада Ленинграда. Почти 900 дней мужественно сражался город с захватчиками, не все смогли выжить в то страшное время. Накануне начала блокады из Ленинграда вывозили детей, женщин, стариков, чтобы они не пострадали. К сожалению, противник наступал так быстро, что эвакуировать всех не успели. Кроме людей из города вывозили и различные ценности. Поскольку «город Петра» не случайно называется культурной столицей, его основное богатство помимо его жителей – это различные музейные ценности. Их было решено спасти для будущих поколений. Была проведена большая работа по эвакуации, в результате которой большая часть экспонатов была вывезена и таким образом уцелела. Даже страшно подумать, что было бы, если бы мы лишились возможности вживую прикоснуться к чудесной истории нашей великой страны.

Весомый вклад в сохранение музейных ценностей ленинградских пригородных музеев внес Сарапул. Именно здесь хранилась большая часть экспонатов, именно тут сотрудники прилагали все свои силы, чтобы сохранить на время войны исторические шедевры. Их усилия оказались не напрасны. Во время эвакуации ничего не испортилось, не сломалось и не пропало. Все было возвращено в целости и сохранности после разгрома врага обратно на родину. И теперь мы имеем возможность любоваться красотами и великолепием ленинградских пригородных дворцов-музеев. И мне приятно осознавать, что я живу в Удмуртии, которая тоже внесла свой вклад в их сохранение.

Пример с сохранением музейных ценностей в годы Великой Отечественной войны в работе приведен не случайно. Он показывает всю сложность по спасению музейных ценностей в случае опасности. Я поняла, как важно направление ИТ, которое углубленно изучают в лицее № 24 г. Ижевска для того, чтобы продолжить дело наших предков сохранение исторических ценностей для наших потомков через века! Страна, хранящая память о прошлом, имеет право на светлое будущее!

Список источников и литературы

1. Материалы Сарапульского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

2. Менш П.В. Сохранение // Вопросы музеологии. 2014. № 1. С. 202–221.

3. "Мы… должны считать себя мобилизованными для борьбы и победы…" Из дневников хранителей пригородных дворцов-музеев Ленинграда. 1941–1945 гг. // Отечественные архивы. 2007. №1. С. 82–97.

4. Определенов В.В. Цифровая трансформация и институты памяти (актуальные ИТ-тренды 2016 и их отражение в сфере культуры) // Трансформации музеев-библиотек-архивов и информационное обеспечение исторической науки в информационном обществе: сборник статей по материалам научно-практического семинара. ИНИОН РАН, 21 февраля 2017 г. / отв. ред. И.В. Зайцев. М.: ИНИОН РАН, 2017. С. 121–131.

5. Сафонов А.А., Сафонова М.А. Музейное дело и охрана памятников. М.: Юрайт, 2019. 300 с.

6. Трапезникова А.С. Эвакуация музейной коллекции Петергофских дворцов-музеев в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. URL: http://www.cultura.adm-sarapul.ru/city/kultura/uchrezhdeniya_kultury/evakuatsiya-petergof.php (дата обращения: 02.08.2019).

7. Цыпин В.М. Город Пушкин в годы войны. СПб.: Genio Loci., 2010. 328 с.

8. Эвакуация музейных ценностей из г. Пушкина (1941–1945 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/velikaja-otechestvennaja-voina-i-okkupacija-pushkina/yevakuacija-muzeinyh-cennostei-iz-g-pushkina-1941-1945-gg.html#.WtPf_R9Wr58 (дата обращения: 02.08.2019).

Приложения

Просмотров работы: 253