Введение
В этом году в Красногорской гимназии № 2 проходит конкурс самодельной елочной игрушки, и мы с классом ездили на экскурсию в музей елочной игрушки в г.Клин. На экскурсии и в процессе подготовки к конкурсу я узнала много интересного, и мне хотелось бы поделиться своими знаниями с другими. Так родилась идея этого проекта.
Задача проекта: краткий обзор истории возникновения и развития елочной игрушки, выборочное описание процесса создания елочных игрушек.
Методы исследования:
- изучение литературы, интернета;
-экскурсия в музей истории елочной игрушки «Клинское подворье»;
-реконструкция технологии создания игрушки из ваты;
-опрос одноклассников «Сохранились ли в их семьях елочные игрушки от предыдущих поколений?»
Практическая значимость проекта
Стимулирование интереса к истории культуры
Формирование отношения к елочным игрушкам как к исторической памяти
Обучение азам создания елочных игрушек
1.Из истории елочной игрушки
История елочной игрушки неразрывно связана с общемировой историей, традициями, легендами и религией.
С древнейших времен у самых разных народов существовал миф о мировом дереве. Древние считали, что в деревьях скрыта особая сила: одни думали, что деревья – божества, и поклонялись им, другие были уверены, что в них живут духи предков. Деревья часто становились частью праздников зимнего солнцестояния – самой длиной ночи в году. Считалось, что свет побеждает тьму, и жизнь начинается заново, а украшенные зажженными свечами деревья символизировали эти события. Ель была одним из самых любимых деревьев у многих северных народов. Германцы считали, что елка защищает от злых духов, и ходили зимой в лес к ней за помощью: просили, чтобы поскорее стало теплее, светлее и наступила весна.
Первая известная нам запись, в которой говорится об украшении дерева на Рождество, была сделана примерно в 1400 году. Она найдена в монастыре в португальском городе Алкобаса, и в ней монахам рекомендовали брать ветви лавра, вешать на них апельсины и в каждый апельсин вставлять свечку.
По легенде, идея приносить елку в дом и украшать ее свечами впервые пришла в голову немецкому богослову XVI века Мартину Лютеру. Накануне Рождества он шел домой через заснеженный лес, увидел звезды, сиявшие между еловых ветвей, и вспомнил о Вифлеемской звезде, о любви Бога к человеку и о радости, которую дарит людям эта любовь. Когда Лютер вернулся домой, то захотел объяснить семье, что пережил. Он срубил во дворе маленькую елочку, принес ее в дом, поставил на стол и прикрепил к ней свечи, а верхушку украсил звездой в память о Вифлеемской звезде.
Во второй половине XIX века украшение елки на Рождество уже стало общегерманской традицией. Описание украшенной классической немецкой елки XIX века можно найти в сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816г): «Большая елка посреди комнаты была увешена золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сладости».
Я блоки занимали самое почетное место среди всего многообразия первых украшений. Именно они стали прообразом стеклянных шариков. Согласно легенде, в один неурожайный год стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии в 1848 году изготовили первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Очень скоро их производство стало массовым и прибыльным делом. Вышел указ об использовании серебристых шаров из Лауши в качестве рождественских украшений. Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки, и немецкие елочные игрушки прославились на весь мир.
Но из-за дороговизны игрушек из стекла, простые люди использовали игрушки из скорлупы, цветной бумаги, картона, ваты, теста, которые изображали птиц, зверей, колокольчики, снеговичков и позолоченные шишки. Но одним из самых распространенных рождественских украшений был и по сей день остается колокольчик. Издревле он считался мощным оберегом, который отгоняет темные силы и оберегает дом от несчастий.
В России история украшения елки началась с 1817 года, когда жена будущего императора Николая Iв декабре устроила домашнюю елку в Императорских покоях в Москве. С тех пор императорская семья наряжала елку каждый год, а вслед за ней наряженная елка появляется и в домах простых людей.
К ак и везде, игрушки из стекла в России конца XIX века были очень дорогими, поэтому елку часто украшали куколками из кружев, ткани и бисера с наклеенными бумажными лицами. Также делали игрушки из ваты, которую накручивали на проволочный каркас. Так создавали ангелочков, моряков, клоунов. Из бархата и папье-маше делали бутафорские фрукты.
После революции в России на христианские символы начались гонения, а в 1929 г. запретили праздновать Рождество и украшать елки, но люди тайно продолжали наряжать елки. Со временем, елку решили вернуть, но Рождество было по-прежнему запрещено, поэтому ее сделали символом Нового года. С 1935 году начинается история новогодней елки.
В первый год или два из-за нехватки украшений вешали, что придется: и обычные игрушки, и раскрашенные спичечные коробки, и детские поделки, и сохранившиеся в семьях дореволюционные украшения. Самодельные игрушки делали из картона и цветной бумаги, клеили коробочки и корзинки, фонарики и домики, вырезали самые разные фигуры: звездочки, снежинки, цветы. А еще из бумаги делали яркие флажки и цепочки, которыми украшали елку. В популярном детском журнале «Мурзилка» предлагалось делать из цветного картона бусы и танки, из яичной скорлупы – Деда Мороза и Кота в сапогах, из проволоки – аэропланы и парашюты, из шишек и желудей – павлинов, золотых рыбок и медведей.
В скоре наладилось массовое производство елочных игрушек. Некоторые новые игрушки были похожи на дореволюционные: зайчики, белочки и медвежата из ваты и папье-маше, другие были героями нового времени – барабанщики, лыжники в шапках-буденовках и пионеры в красных галстуках. Макушку елки и теперь венчала пятиконечная звезда, но уже как символ Советского государства.
Елочные игрушки часто отражали и современные достижения, и события: в память о гибели Николая Гуданцева в 1938 году при крушении дирижабля во время спасения дрейфующих на льдине полярников выпустили елочные игрушки – дирижабли.
Ч асто при создании елочных игрушек использовалась военная тема: рядом с пионерами и лыжниками появились броневики и танки, вооруженные военные и пограничники с собаками.
Серия елочных игрушек о спортсменах призывала к здоровому образу жизни и занятиям спортом. В 1930-х годах вышла серия персонажей различных национальностей в традиционных костюмах, подчеркивающая разнообразие народов Советской России.
Уже после Великой Отечественной Войны наблюдается возврат к теме русских народных сказок – появляются елочные игрушки в виде их персонажей: Иван-царевич и серый волк, Василиса-премудрая, гуси-лебеди, Маша и медведь. В честь 150-летияА.С. Пушкина и сделали серию игрушек по мотивам его сказок: о золотой рыбке, царе Салтане, Руслане и Людмиле, царевне и семи богатырях.
В 1950-х годах стали использовать новый тип крепления – прищепку. Игрушки на прищепке не висели под веткой, а как будто стояли на ней.
С началом космической эры конца 1950-х – начала 1960-х годов появились и «космические» елочные игрушки: спутники, ракеты, космонавты. В это же время популяризуется на елках достижения сельского хозяйства: на их ветках теперь стали расти ватные и стеклянные огурцы и помидоры, морковь и баклажаны, лук и перец. Некоторые овощи были настолько похожи на настоящие, что некоторые дети пытались их съесть.
В конце 1960-1970-х годах приходит новая елочная мода на очень простые елочные украшения: шары, сосульки, шишки. Шары окончательно становятся главной новогодней игрушкой.
В 2000-е в России в моду стали входить елки, украшенные игрушками одного или двух цветов, например, красными и золотыми шарами, синими и серебряными. Стильными стали считаться минималистские елки – без мишуры и дождика, хотя, конечно, совсем они не исчезли.
На экскурсии в город Клин, где располагается один из первых открытых стеклодувных заводов России, наш класс смог познакомиться не только с огромным многообразием елочных украшений, но мы увидели, как именно делают современные игрушки из стекла. Мастер-стеклодув через нагретую над горелкой стеклянную трубочку выдувает шар, а затем оставляет его остывать. Для сложных игрушек используют формы как для печенья. После остывания игрушки расписывают художники вручную.
Несмотря на обилие фабричных украшений, сейчас снова модно украшать елку самодельными игрушками, в интернете можно найти огромное количество мастер-классов, а в магазинах продается много заготовок, из которых можно сшить, связать или склеить новогоднюю игрушку.
2.Технология изготовления елочной игрушки из ваты
В атные игрушки появились в России одновременно с другими елочными украшениями в XIX веке как альтернатива дорогим стеклянным шарам. Их изготавливали на продажу мастера в артелях, но их можно было смастерить и самим. В журналах публиковали подробные описания, как это делается, а в магазинах продавались вырубные листы с изображениями лиц ангелов, детей, Дедов Морозов, которые можно было приклеить на ватную игрушку, сделанную своими руками. В Советском Союзе также изготавливали игрушки из ваты.
Основой для фигурки служил проволочный каркас, обмотанный ватой, лицо в виде маски формовали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты. Готовую фигурку покрывали клеем, обычно это был крахмальный клейстер, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки.
Я делала игрушки из ваты по следующей технологии. Из бумажных салфеток формируется первоначальная форма. Затем обворачивается в фольгу и обжимается. Сверху на фольгу с помощью ниток приматывается вата и опять придается необходимая форма. Сверху приклеивается клеем ПВА, разбавленным водой, еще один слой ваты, и на этом этапе придается окончательная форма. Нос для снеговиков скручивается из небольшого куска ваты, а затем он приклеивается на лицо. Руки и хвосты у мышек – это проволока, обмотанная ватой. Поля шляпы, колпаки, шарфики, мешки и уши делаются из салфеток, на которые с двух сторон приклеивается тонким слоем вата. Бантик для мышки изготовлен из ватного диска, смоченного клеем. Пока вата не засохла, ее можно сминать и придавать ей форму. Затем игрушка сохнет. После полного высыхания (от 8 до 24 часов) игрушку можно раскрашивать. Я пользовалась акриловыми красками. Места, которые получились не аккуратно с первого раза, можно поправить после высыхания, наложив второй слой краски. Вот такие елочные украшения у меня получились в итоге.
3 . И в заключении
Побывав в музее елочной игрушки, я своими глазами увидела, интересные украшения былых времен, но игрушки из прошлого века можно увидеть не только в музеях. Во многих семьях нашего класса сохранились игрушки, которыми украшали елку, в то время, когда наши родители сами были детьми.
Выводы.
Елочная игрушка не стоит на месте и развивается также динамично, как и мы, она отражает как наши мечты и надежды, так и всё то хорошее, что нас окружает. Каждая семья хочет видеть на своей Рождественской елке позитивные образы из нашей жизни и сказок. Каждый раз, доставая елочные игрушки из своих коробок, мы, словно, обозреваем историю своей семьи и страны, и вспоминаем лучшие дни, проведенные среди наших близких.
Список использованных источников
Красникова,А.С. История елочных игрушек: научно-популярное издание / А.С.Красникова. – Москва: РОСМЭН, 2018
https://www.livemaster.ru/topic/1485075-nemnogo-iz-istorii-novogodnih-igrushek-v-rossii
http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/16/3072/
https://www.livemaster.ru/topic/974185-master-klass-snegovik-v-tehnike-vatnogo-pape-mashe