Только тот народ жизнестоек,
который помнит свое прошлое.
В этом прошлом опыт, а вместе с тем урок и мысль.
С. Дангунов.
Введение
История - это память, которая обогащает своим опытом каждое новое поколение. Чтобы меньше делать ошибок сегодня, нужно внимательно изучать этот опыт, так как за событиями стоят отдельные люди, семьи, целые династии.
Каждый человек должен знать историю своей семьи, интересоваться ею. Потому что история любой семьи – это частичка истории всей нашей великой страны.
Достойный пример для меня - это наша прабабушкаСмирнова Александра Гавриловна. Прабабушка является для всех членов нашей семьи примером стойкости, героизма и трудолюбия.
Скоро наш народ будет в очередной раз праздновать Великую Победу, и обязательно нужно отдать дань уважения людям, подарившим нам свободу и спокойную мирную жизнь ценой своей жизни, ценой нечеловеческой боли и страданий.
Война… В этом слове столько боли, ужаса, страха, смерти. Те, кто прошел ад этой жесточайшей войны в истории всего человечества многое, что довелось им испытать, рассказать не могут, они стараются все это забыть, как кошмарный сон.
В каждой семье есть или был… фронтовик. Их так мало дожило до сегодняшних дней.
В нашей семье тоже жила бабушка Шура, которая воевала. Она очень долго молчала о том, что ей пришлось пережить в то страшное военное время. Воспоминаний из её немногочисленных разговоров с родственниками осталось немного. Из живых близких ей людей - только брат и три дочери.
Тема войны, Великой Отечественной войны1941-45годов, – важная тема для всего человечества. Мы всегда гордимся подвигами наших прародителей.
Поэтому тема нашего исследования «История одной судьбы».
Актуальность нашей работы очевидна: каждый человек должен знать и почитать историю своих предков, изучать свои корни, людей, живущих рядом с ним. Без прошлого нет настоящего, а без настоящего не будет и будущего. Необходимо формировать гражданскую и патриотическую позицию у современного подростка.
Практическая значимость: выступление на внеклассных мероприятиях в начальной школе «Час мужества», «Уроки памяти».
Объект исследования: фронтовые события Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: военная биография Смирновой АлександрыГавриловны.
Гипотеза: пока мы помним те грозные годы, вспоминаем имена участников тех событий, значит, ужасы войны вновь не повторятся на нашей земле.
Цель работы: исследование трудной военной судьбы моей прабабушки.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
Подобрать и систематизировать материал из домашнего архива нашей семьи.
Собрать сведения о биографии прабабушки на разных этапах её жизни.
Записать воспоминания о ней всех родственников.
Привлечь обучающихся начальных классов к военной теме.
Использовать для исследования данной темы личный альбом участницы фронтовых событий Смирновой Александры Гавриловны.
Сделать сравнительный анализ событий тех лет.
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к фронтовикам и ветеранам Великой Отечественной войны, чувство гордости за свою Родину, победившую фашизм.
Методы исследования:
поиск материала из военных архивов;
изучение материалов семейного архива;
беседы с членами моей семьи;
анкетирование;
сравнительный анализ.
1. Война, война…
В истории человечества есть такие страницы, которые невозможно вырвать или стереть. Они оставляют неизгладимый отпечаток. События, хранящиеся не просто в учебниках истории, а в сердцах миллионов людей.
Я говорю о войне. Несмотря на то, что прошло уже много лет, обломки восстановлены и на смену воевавшему поколению пришло другое, людские души по-прежнему содрогаются, когда вспоминают о Великой Отечественной войне.
Страшно представить, в каком страхе жили люди долгих четыре года. Казалось бы, бесконечных четыре года! Миллионы смертей, бесчисленные разрушения, постоянный голод и не умолкающий плач – все это и есть война.
«Война» (из энциклопедического словаря) – общественное явление, продолжение политики насильственными средствами.1
2. История жизни Смирновой Александры Гавриловны
2.1. Биография прабабушки
Смирнова Александра Гавриловна родилась 13 ноября 1924 года в с. Кулясово Камешкирского р-на, Пензенской области.
9 июня 1942 была призвана на фронт по ошибке. На момент призыва ей было всего 17 лет. Произошла путаница в документах, её призвали вместо двоюродной сестры. Служила в 206 стрелковой дивизии поваром. Красноармеец. А 10.04.1944 года после боя за город Тыргу-Фурмос, что в Румынии, пропала без вести.2Приложение 1. Она попала в плен, в лагерь.
Возвращения из плена было ужасным. Это были самые жестокие для нее времена, как она вспоминала потом. Несмотря на то, что она не попала в фильтрационный лагерь, ей пришлось пережить многие психологические испытания.
Проводились постоянные проверки, допросы в любое время дня и ночи. Подробности она не рассказывала, только говорила, что это было «пострашнее», чем в плену.
Затем она отучилась на курсах медицинских сестер и вернулась на фронт. До конца войны прослужила в госпитале.
Окончательно уволилась из рядов военнослужащих 05.09.1945года.
Потом вышла замуж за военного врача, с которым вместе служила, и они уехали сначала в Брест, затем в город Хива Узбекской ССР.
Прожила 85 лет. Умерла 13 декабря 2009 года в городе Хиве.
2.2. Архивные документы с сайтов Интернета
Мы начали исследование военной биографии моей прабабушки в 2016 году с поиска материалов через сеть Интернет и писем в архивы страны с запросами о поиске сведений о ней. Обращались на сайты «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал» и другие. Скачали с сайтов материал и изучили все сведения о Смирновой Александре Гавриловне.
На сайте «Память народа» нашли, как проходили боевые операции именно в том месте и в то время, когда прабабушку взяли в плен. Как отражала контрудар 206-я стрелковая дивизия, где несла службу прабабушка. Операция называлась «Уманьская наступательная».
2.3. Уманьская наступательная операция3
(5 марта — 17 апреля 1944года)
Это фронтовая наступательнаяоперация советских войск 2-го Украинского фронта в Великой Отечественной войне.
Преследуя врага, войска 2-го Украинского фронта вступают на территорию Румынии.
Ранним утром 10 апреля дивизия «Великая Германия» из 160 танков (40 танков «Пантера» и 40 танков «Тигр») атаковала советские части с запада на дороге Поду-Илоайе - Тыргу-Фрумос силами двух колонн с севера и юга.
После артиллерийской подготовки и авиационной поддержки немцы ворвались в город и атаковали советских солдат, которые заняли оборонительные позиции в домах и прочих зданиях. Немцы отрезали советские части от основных сил и выбрались к западу города, нанеся контрудар в тот момент, когда 206-я стрелковая, 3-я гвардейская воздушно-десантная и 93-я гвардейская стрелковая дивизия собирались продолжить наступление. Немцы теснили советских солдат с востока, а румыны контратаковали с юга, и наши части отступили. В 22:00 через 48 часов после приказа немецкие гренадеры заняли Тыргу-Фрумос и окрестности к западу и северу. Но это было ненадолго. Последние бои в регионе уже стихли к 12 апреля.
2.4. Результаты операции4
Войска фронта разгромили уманьскую группировку противника и преследовали разбитые его части в юго-западном направлении, с хода форсировали реки Южный Буг, Днестр, Прут и Серет и вышли на рубеж Рэдэуци, Фэлтичени, Пашкани, Оргеев, Дубоссары и продвинулись на 350 км.
Результаты этой операции имели важное международное значение. Вступление советских войск на территорию Румынию вызвало смятение, а у некоторых панику среди правящих кругов Румынии, Венгрии и Болгарии. В апреле 1944 года румынское правительство запросило у советского руководства условия перемирия. 12 апреля эти условия были названы.
Не надеясь более на своих союзников, немцы ещё 19 марта ввели свои войска в Венгрию, а затем оккупировали и Румынию. Результаты операции, мощь и стремительность удара войск 2-го Украинского фронта ускорили окончательное принятие союзниками решения об открытии второго фронта в Европе.
3. Воспоминания родственников
3.1. Беседа с братом – Смирновым Петром Гавриловичем.
Для полноты исследования мы побеседовали с ближайшими родственниками моей прабабушки – её братом Смирновым Петром Гавриловичем и дочерью Карповой Розой Матьякубовной.
3.1. Беседа с братом Смирновым Петром Гавриловичем5.
Брат на момент призыва прабабушки на фронт был маленьким, но помнит разговор взрослых.
«Призвана она была по ошибке, возраст ещё её не подошёл, ей было всего 17 лет. По физическим параметрам она не подходила, так как была худенькой, маленького роста, но произошла путаница в документах и её призвали вместо двоюродной сестры».
Он вспоминает:
«Как-то раз во время войны приезжала в отпуск, привезла несколько немецких наручных часов, которые мы потом на хлеб обменивали.
С войны она вернулась очень нервной и беспокойной. Чуть что, кричала. Я в детстве шкодливый был и постоянно её задирал. А мама мне всегда говорила: «Петя, не трогай Шуру. Это после войны она такая неспокойная стала».
Шура окончательно уволилась из рядов военнослужащих 05.09.1945 года. Вышла замуж за военного врачаМатьякуба Матьякубовича Шарипова, с которым вместе служили, и уехали сначала в город Брест, затем в город Хива Узбекской ССР.
И еще помню, 9 мая 1986 года она подарила мне свою фотографию с фронтовой подругой Марусей. На обороте надпись: «На долгую и добрую память брату Петру в День Победы. Пусть эти мертвые черты лица напомнят что- нибудь живое». Так и осталась боль, и горечь воспоминаний в ее душе о том жестоком военном времени». Приложение 2.
3.2. Беседа с дочерью Карповой Розой Матьякубовной.
Она живет в селе Лопатино Камешкирского района Пензенской области. Вот, что она рассказала о своей матери6:
«Мама очень редко касалась темы войны, не хотела вспоминать, боялась, стеснялась. Она служила поваром. В апреле 1944 года после страшного боя, наступления немецких и румынских войск на советские части в Румынии попала в плен. Единственная мысль была «бежать». Через два месяца это ей удалось. Вместе с девушкой из Украины придумали, как осуществить побег. Через дырку в туалете. Выбравшись за территорию лагеря, добрались до поселения. Они постучали в первый же попавшийся дом.
Им повезло, женщина-полячка была на нашей стороне. Она их прятала под полом несколько дней. Ждали подхода советских войск. Затем ее обстригли, чтобы выдать за ребёнка – подростка, это было возможно, т.к. она была худенькой и невысокого роста, её все жалели, старались помочь. Таким способом она вернулась к своим.
Возвращения из плена - это непростой путь. Несмотря на то, что она не попала в фильтрационный лагерь, ей пришлось пережить очень многое. Были проверки, допросы в любое время дня и ночи. Подробности она не рассказывала, только говорила, что было страшнее, чем даже в плену.
Тема плена была для неё всегда болезненной. Она стеснялась того, что там побывала, очень переживала, замыкалась в себе.
Затем она отучилась на санитарку и вернулась на фронт. Вытаскивала с поля боя раненых бойцов. Была контужена, переболела тифом. До конца войны прослужила в медсанчасти. Там познакомилась с папой.
После войны они поженились. Родила трех дочерей и сына. Казалось все хорошо, но боль в ее душе, те ужасы войны, плен, тот страх и жажда жизни остались в ней навсегда.
День Победы для неё был главный праздник. Она всегда его ждала. В Хиве проходили праздничные мероприятия, чествование участников Великой Отечественной войны. Потом мы собирались всей семьёй, дарили ей цветы, поздравляли и видели ее слега заметную улыбку сквозь слезы». Приложение 3.
Анализируя эти воспоминания близких родственников моей прабабушки Смирновой Александры Гавриловны, можно сделать выводы, что военная судьба простой девушки-повара, красноармейца была трудной и непредсказуемой.
Поэтому на всех сохранившихся в домашнем архиве фотографиях она строгая и неулыбчивая.
4. Награды
06.04.1985 года Смирнова Александра Гавриловна была награждена Орденом отечественной войны II степени. Приложение 4.
В 1990, 1995, 2000, 2005 годах была награждена Юбилейными медалями к празднику Дня Победы над фашисткой Германией.
5. Анкетирование
Мы провели анкетирование среди моих одноклассников по заранее разработанной анкете из 6 вопросов. Приложение 5. Участвовало 27 респондентов. Результаты получились следующие: на первый вопрос ребята ответили верно. Они все знают, что патриот это тот человек, который беззаветно любит свою Родину и в трудный момент готов ее защищать.
Для всех война – это жуткое явление, это смерть, это кровь и страх. На последующие три вопроса ребята ответили абсолютно правильно.
А на последний вопрос они ответили очень искренне, оказалось, нет ни одной семьи, которую не затронули бы события Великой Отечественной войны 1941-45 годов.
Таким образом, почти в каждой семье моих одноклассников были или фронтовики, участники тех грозных событий или есть и ныне живущие ветераны войны. Многие семьи провожали своего отца, брата, сына, чтобы защитить Родину от фашистских захватчиков.
Заключение
Я еще не знаю, кем я буду, как сложится моя жизнь. Но я уверен, что историю о судьбе моей прабабушки, которую я узнал не из телевизора, не из фильмов, а из тех документов, которые предоставили мне мои родственники и военные государственные архивы, я обязательно передам, когда вырасту, и своим детям.
И ещё я очень хочу, и обязательно всё для этого буду делать, чтобы подвиги простых бойцов не были забыты.
Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.
Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.
Все мы, ныне живущие и грядущие поколения, навсегда связаны общей судьбой с Великой Отечественной войной. И мы всегда будем хранить память, в наших сердцах о тех, на долю кого выпало жить и умирать в те годы, также естественно как пить и есть.
Как много лет прошло с тех давних пор,
Но помнят все истории страницы,
И затевают ветераны разговор –
И до сих пор во сне им это снится…
Список литературы
1. Советский энциклопедический словарь.-3-е изд.-М.:Сов.энциклопедия,1984.-1600 с.- С.238.
2. Воспоминания брата Смирнова Петра Гавриловича.
3. Воспоминания дочериКарповой Розы Матьюкубовны.
4. Сайт «Память народа».
5. Сайт ОБД Мемориал. Информация из донесений о безвозвратных потерях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Информация из донесения о безвозвратных потерях
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВОСПОМИНАНИЯ БРАТА СМИРНОВА ПЕТРА ГАВРИЛОВИЧА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВОСПОМИНАНИЯ БРАТА СМИРНОВА ПЕТРА ГАВРИЛОВИЧА
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВОСПОМИНАНИЯ ДОЧЕРИ КАРПОВОЙ РОЗЫ МАТЬЯКУБОВНЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
НАГРАДА
Орден отечественной войны II степени
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
АНКЕТА
для учащихся 4а класса
1. Знаете ли Вы, кто такой патриот? Объясните значение этого слова.
_________________________________________________________________
2. Что означает слово «война»?____________________________________
______________________________________________________________
3. Какая война стала самой разрушительной для всего человечества?_____
______________________________________________________________
4. Когда она началась и когда закончилась?__________________________
______________________________________________________________
5. Что значит для Вас праздник «День Победы», когда он отмечается в нашей стране?_____________________________________________________
6. Есть ли в Вашем роду, в Вашей семье участники фронтовых событий Великой Отечественной войны 1941-45 годов?_________________________
_________________________________________________________________
СПАСИБО!
1 Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М.Прохоров.-3-е изд.-М.:Сов.энциклопедия, 1984.-С.238.
2Сайт ОБД Мемориал. Информация из донесений о безвозвратных потерях.
3 Сайт «Память народа». Уманьская наступательная операция.
4 Сайт «Память народа». Результаты операции.
5Воспоминания брата Смирнова Петра Гавриловича.
6 Воспоминания дочериКарповой Розы Матьякубовны.