Образование в дореволюционной России

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образование в дореволюционной России

Мурашка Н.А. 1
1МАОУ "Гимназия" го Реутов Московской области
Калмыккова Т.Ю. 1
1МАОУ "Гимназия" го Реутов Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы все чаще приходиться слышать о том, что нынешняя школьная программа трудна, перегружена и выполнение домашних заданий занимает несоизмеримо много времени, которое современным подросткам хотелось бы потратить на что-то другое. Многие современные родители наивно полагают, что когда-то давно дисциплины, изучаемые в школе, и учебники по этим дисциплинам были гораздо проще, и выполнение домашних заданий не вызывало никаких затруднений. Множество таких рассуждений заставляет задуматься об истории возникновения школ в России и попытаться найти в архивах и библиотеках хоть какие-нибудь правдивые оригинальные документы или книги хотя бы столетней давности.

И я начал свою исследовательскую работу. В начале все казалось реальным, однако в архивах нам не могли предоставить никаких документов без каких-то специальных разрешений, и работники библиотек с сожалением разводили руками… Пришлось искать людей, у которых что-то сохранилось, что-то старое, от бабушек. Пришлось в прямом смысле слова напрашиваться в гости и просить посмотреть на книжные полки. Самые старые пособия никто давать во временное пользование не хотел, они ценны для их обладателей. Но вот передо мной две книги, которым больше ста лет – это «Гимназия на дому», 1-2 и 3-4 тома, издательское товарищество «Благо», С.-Петербург, Невский проспект, д № 88 .

С первых мгновений понятно, что это не просто старая вещь. Каждая страница книги полна полезной информации – и буквы другие, и слова не такие как сейчас, и предложения составлены так причудливо и интересно, что вчитываясь в эти строки, кажется, что возвращаешься туда, в далёкую царскую Россию и видишь все, что происходит вокруг.

В обращении к читателям авторы рассказывают том, что учебные заведения того времени подразделялись на общие и специальные, которые в свою очередь включали в себя низшие, средние и высшие.

По статистическим данным, представленным авторами, всех учебных заведений было около 108 тысяч на всю Россию, а учащихся около 6,5 миллионов. И это при населении 150 миллионов человек. Чувствовался недостаток учителей, в особенности в низших школах, мало было учительских семинарий, в основном, они располагались в городах, а в малонаселенных регионах таких как Сибирь – их не было вообще. А вот потребность во всеобщем образовании несомненно, была.

И, если шла речь о грамотности, то статистика была печальной: в Германии на 100 человек приходилось грамотных 98 человек, в Англии – 90, в России на 100 грамотных человек приходилось только 21 человек, причем на каждые 22 грамотных мужчины приходилось 10 грамотных женщин.

«Гимназия на дому» выпуск 1, стр. 2

Таким образом, ограниченное число учебных заведений дает возможность только немногим счастливцам попасть в них. Кроме того, одни не могут попасть в школу по причине нехватки средств, другие – позднего возраста, третьи – каких-то личных ограничений, и, наконец, немало и таких, которые вынуждены были уйти из школы независимо от своего желания дальше учиться.

Что же делать оставшимся за бортом учебных заведений?

Всем хотелось получить образование, все осознавали, что образование много значит в жизни. Любой рабочий, торговец или ремесленник старались выучить своих детей, чтобы те могли лучше устроить свою жизнь. Все стали говорить, что «Учиться никогда не поздно» и брались за учебники. Число желающих научиться грамоте, держать экзамен и получить аттестат зрелости или получить звание учителя росло. Надежды возлагались на своего рода книги-самоучители и на репетиторов, которых в отдаленных регионах было весьма мало.

Оставшихся за бортом учебных заведений стали разделять на две группы: одни живут в уездных захолустных городах, деревнях, отдаленных от культурных центров местечках, селах, другие живут в столичных, губернских, крупных уездных городах.

Если обратиться к уездным городам, деревням, местечкам, где разбросаны сельские, народные уездные и городские учителя и учительницы, жаждущие пополнить свои скудные знания, и масса молодежи, стремящаяся получить какое-либо образование, или продолжить начатое, или готовиться к экзаменам для получения того или иного звания (учителя, вольноправного классного чина), то здесь на каждом шагу бросался в глаза недостаток книг, учебников, учебных пособий и руководителей.

В столичных же и крупных городах книг, учебных пособий и репетиторов было в изобилии. Условия для получения образования достаточно благоприятны. Но даже при наличии всего этого, не всякий живущий в крупном городе мог обратиться к учителю и воспользоваться чужим опытом, выбрать из массы нужную книгу, пособие или самоучитель.

Если при помощи знающих знакомых удалось достать нужные учебники, оставалось сесть за них. Но здесь опять – незнание системы, самой удобной для быстрого, легкого усвоения, неумение распределить под руками находящийся материал, полная беспомощность, с чего начать, в каком порядке проходить, - все это губительным образом действовало на энергию и бодрость духа, весьма необходимого при таких делах, как сдаче экзаменов в какое-либо учебное заведение или на аттестат зрелости, или на какое-либо звание.

Такое печальное положение, в котором находятся как учащиеся в учебных заведениях, так и занимающихся вне школьных стен, побудило авторов книги взяться за издание выпусков «Гимназии на дому», которые полезны и для тех и для других.

Целью этих изданий было заменить все существующие учебники новыми, составленными лучше, заменить отдельных репетиторов по всем предметам одной книгой, состоящей из 30 изданий, в которой будут содержаться все необходимые учебники и пособия, включая руководство по их использованию («Хроника учебного дела», «Программы правила и экзамены») и даже готовое расписание занятий на каждый день.

Итак, вернемся к вопросу, который нас интересовал в начале исследования. Для получения свидетельства за 4 класса нужно было пройти следующие предметы: чистописание, русский язык (этимология и синтаксис), Закон Божий, арифметику, алгебру, геометрию, природоведение, географию,

«Гимназия на дому» выпуск 1, стр. 22-23

(русскую и древнюю) немецкий, французский, латинский и рисование.

Первые четыре года обучения были бесплатными для всех категорий граждан. Царь-батюшка выделял из казны деньги на учебную литературу для малышей, на прописи, тетради и письменные принадлежности.

За плохую оценку или поведение ученик мог получить линейкой по рукам либо лишиться возможности обедать. Те дети, которые не успевали за школьной программой, могли учиться в начальной школе 4 или 5 лет, одним словом, их оставляли еще на год.

В 5-6 классах изучались: Закон Божий, русский язык, алгебра, геометрия, история, латинский язык, французский язык, география, немецкий язык, физика.

В 7-м: Закон Божий, русский язык, немецкий зык, французский язык, математическая география, история, математика, физика, естествознание, история и законоведение.

В 8-м классе: Закон Божий, русский язык, латинский язык, алгебра, физика, тригонометрия, космография, история, французский язык, немецкий язык, Законоведение, философская пропедевтика.

В коммерческих учебных заведениях изучаемых предметов было больше, и некоторые вводились в средней школе. Например, космография и английский язык были уже в 5-м классе. А такие сложные предметы как анатомия, коммерческая арифметика, бухгалтерия, коммерческая география, политическая экономия, товароведение с технологией, коммерческая корреспонденция и законоведение изучались уже в 6-7-м классах.

В конце учебного года сдавались экзамены по каждому из предметов. Чтобы продолжить обучение в училище нужно было снова «держать экзамен». В то время его называли испытанием.

Вот пример программы вступительных испытаний.

В заключение хотелось бы отметить, что образовательные программы в царской и современной России не подлежат никакому сравнению. Не думаю, что кому-то было проще или легче учиться. Уверен, что такие предметы с большим трудом давались нашим предкам. И они трудились и слепли ночами над учебниками с лучиной на столе, потому как во второй половине дня на их помощь расчитывали родители. И в поле работали, и по хозяйству помогали. Никому из учащихся и в голову не приходило, что можно проспать, опоздать или не прийти на урок. Не было причин и для невыполнения домашнего задания. Они знали, для чего они ходят в школу и старались из последних сил, мечтали стать грамотными, образованными, чтобы занять достойную ступень в обществе.

Что же мы видим сейчас? Как бледно это стремление у нашей молодежи. Как редки эти искорки…

Использованная литература:

«Гимназия на дому», издания 1-2 и 3-4, 1913 год, Издательское товарищество «Благо», С.-Петербург, Невский проспект, д № 88 .

Просмотров работы: 60