Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Введение
Я родилась и выросла в мирное время и очень хорошо знаю, как шумят весенние грозы, но никогда не слышала орудийного грома. Я вижу, как строят новые дома, но не подозреваю, как легко они разрушаются под градом бомб и снарядов.
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Тогда началась Великая Отечественная война. На защиту своей страны поднялись миллионы людей. В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.
Каждый год 9 мая вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. О чем мечтают больше всего люди? Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы на нашей планете никогда не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле.
Актуальность работы состоит в том, что тема войны и мира – вечныетемы, и в наши дни слово «война» пугает любого человека. Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И, конечно, не совместимы понятия «дети» и «война». Мне захотелось узнать: а было ли у детей времён Великой Отечественной войны детство? Какие у них были игрушки и играли ли они вообще?
Исходя из данной темы работы, мы поставили перед собой цель: изучить, как жили, во что и чем играли дети военной эпохи.
Задачи:
- изучить различные источники информации по теме;
- выявить, в какие игрушки играли дети Великой Отечественной войны и как они к ним относились;
- найти подтверждающие факты в художественной литературе;
- поделится информацией с одноклассниками и учащимися школы;
- изготовить куклу своими руками.
Выдвинула гипотезу: дети остаются детьми даже в трудное для них время и найдут время и место для игр.
Область исследования: история Великой Отечественной войны
Объект исследования: дети войны
Предмет исследования: игрушки, в которые играли дети во времена Великой Отечественной войны.
Методы работы:
- теоретический: чтение и анализ литературы, интернет – ресурсов;
- эмпирический: беседа;
- практический: изготовление куклы своими руками.
1. Основная часть
1.1. Дети Великой Отечественной войны
В страшные горестные годы Великой Отечественной войны дети взрослели быстро.
Во многих городских школах страны были созданы детские производственные мастерские, в которых изготовляли различную продукцию, в том числе и ту, которая шла для оборонных предприятий. Во многих школах была налажена починка шинелей и морских кителей, юные слесари и токари изготавливали детали для мин, столяры - приклады для винтовок и автоматов, лыжные палки.
Во время войны не прекращались и занятия в школах. Как бы ни было трудно, особенно в прифронтовых городах, зачастую в бомбоубежищах, в подвальных, в большинстве не отапливаемых помещениях, при керосиновых лампах школьники продолжали учебу.
Все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами. А ведь обстановка в селах, деревнях была тяжелейшей с первых дней боевых действий. Рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане страны. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.
В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали удобрения, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, проверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Когда же начинались обмолот зерновых и сдача хлеба государству, школьники принимали активное участие в «красных обозах».
Школьники принимали самое активное участие и в движении по заготовке подарков для воинов-фронтовиков. Как правило, каждая посылка с подарками школьников фронтовикам сопровождалась письмом, которое не могло не задеть душу и сердце воина. Во многих из них были письма под заголовком «Мсти за папу!» Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.
Частыми гостями школьники, ребята из детдомов и детсадов были в госпиталях. Там они читали тяжелораненым книги, письма, писали письма их родным и друзьям-фронтовикам, выступали с концертами. Их серьезность, старательность вызывали у раненых не только волнение, но и уважение к ним.
С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Осаждали военкоматы и подростки. Порой с искренним чувством они шли на подлог, завышая на год, а то и на два свой возраст. Юные патриоты сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и не могли остаться в стороне от разыгрывавшейся на их глазах трагедии, шли буквально на все, чтобы встать в строй защитников Родины.
Такова лишь малая толика того, что было сделано юными защитниками страны для победы нашего народа в годы Великой Отечественной войны
1.2. Во что и как играли дети во время и войны
Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego - это современные игрушки. А какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки? И вообще была у них возможность играть у тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушек? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем безигры.
Игрушки, на первый взгляд, неказистые и даже немного смешные, но такие дорогие и родные для детишек, которые играли ими во время войны и в тяжелые послевоенные годы. Родные, потому что чаще всего их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту, а иногда и не совсем домашнем, так как многие тогда жили в землянках. Иногда, чтобы порадовать ребенка, взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а когда ничего не было, в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.
Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Дети береглидовоенные игрушки. В блокадном Ленинграде и во многих других городах многие малыши во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки. Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков.Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было: взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы. Самой большой радостью считалась кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Современным детям химический карандаш, скорее всего, незнаком. Для того, чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам делали чаще всего из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет. Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков.
Мальчишки самостоятельно или с помощью папы, дедушки выпиливали пистолетыиавтоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи, скручивали тряпки в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти: собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, затем этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мяч. Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. Играли всегда дружно.
По рассказам прабабушек и прадедушек на Новый год обязательно наряжали елку, так как это напоминало о мирной жизни, придавало сил, вселяло надежду на скорую победу. Украшали елки всем, что было под рукой: самодельными игрушками из бумаги, ватой, фантиками, если они были. Елочные шары представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое. Если была возможность, на фронте тоже ставили елку, только в качестве украшений использовали погоны, бинты, стреляные гильзы и прочее.
Много полезной и интересной информации по этой теме мы узнали из военных рассказов, стихотворений, а также из фильмов военной тематики, которые взрослые часто пересматривают. Наиболее ценная информация для меня – та, что была получена от моих прабабушки и прадедушки, детство которых выпало на эту тяжёлую для страны пору.
2. Практическая часть
2.1. Чтение и анализ художественной литературы
Чем больше времени проходит со дня окончания Великой Отечественной войны, тем больше она забывается. Всё меньше среди ветеранов остаётся тех, кто может, как очевидец и участник рассказать о том, чем же была война для нашей Родины. Поэтому особенно ценно для нас, подрастающего поколения, творчество известных и менее известных поэтов нашей страны, воевавших, прошедших блокаду и плен.
Работая над темой проекта, я прочитала много рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны. Например: «Крошки память»
Юрия Васильева; «Ой, Мишка, как же страшно мне!..» Л. Тасси; «Кукла»
Г. Черкашина; «Сын полка» Валентина Катаева; «Три девочки» Елены Верейской; «Алёнушка» Самковой Нияры и другие.
«Сын полка», Валентина Катаева
«Сын полка»— это повесть об одном мальчике, но на самом деле его судьба не была редкой для военного времени. Ваню Солнцева, у которого война забрала семью, разведчики нашли спящим в окопе и «усыновили» всем полком. Мальчик-сирота волей судьбы попал в военную часть к разведчикам. Его упрямый характер, чистая душа и мальчишеская смелость смогли перебороть сопротивление суровых военных людей и помогли ему остаться на фронте, стать сыном полка. Беды закалили мальчика. Оказавшись среди бойцов капитана Енакиева, он решил бороться с врагом, как настоящий солдат. Писатель подчеркивает, что Ваня не утратил детскости в это тяжелая время и, поступая как настоящий, смелый взрослый мужчина, в некоторые моменты ощущал себя маленьким, беззащитным ребёнком.
«Три девочки», Елены Верейской
Три девочкИ - это школьницы: Наташа, Катя и Люся. Девочки живут в коммунальной квартире, дружат, придумывают ребусы, встречают Новый год – а потом наступает война. Когда разбомбило школу, девочки вынуждены учиться другим вещам: тушить зажигательные бомбы, отличать шум двигателей советских и вражеских самолетов, радоваться черствому хлебу: «Сухарь был очень черствый, и это было хорошо - можно было дольше жевать». Эта повесть о хорошем - пережить самые трудные моменты жителям квартиры помогает забота друг о друге, тёплые воспоминания и мысль о том, что война закончится, и детство вновь вернется в эту маленькую коммунальную квартиру.
Особенно трогательным оказалось произведение Геннадия Черкашина «Кукла».
Это рассказ о девочке и её кукле Маше – любимой игрушке, с которой девочка никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочки пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись домой, на витрине магазина девочка увидела куклу и сразу узнала её. Это была Маша, её кукла, которую перед войной её подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу: «Мы опоздали… Мы опоздали на целую неделю… Кто-то уже купил твою Машу…». «Ничего, мама, … Ничего…» - такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.
Этот рассказ очень впечатлил. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать его вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 1941 года.
Еще одно произведение, которое тронуло до глубины души – это «Алёнушка» Самковой Нияры. Стихотворение наводит на мысль о том, что самое главное в этой жизни – это семья, близкие и родные люди. Память о тех, кого уже нет рядом с нами, об их героическом подвиге. Одна кукла! А как много она может нам рассказать о том страшном времени, о том кошмаре, который творился в годы войны. Эта игрушка, неказистая, потрепанная, но такая родная, связала ни одно поколение воедино. Ведь пока мы помним – мы живем!
-Бабушка мне куклу отдала.
Думаете кукла не живая?
Многое расскажет вам она;
Видите прожжённое колено?
Это в 41 – ом, у села,
Искорка попала от полена,
Немцы дом спалили нам дотла.
Тут, под платьем, дырочка осталась.
Бабушка не шила, берегла.
Ей она расстрел напоминала,
Ранним утром, на краю села.
Кукла эта тоже воевала,
Донесения в себе несла.
Мне про это мама рассказала,
Этого я видеть не могла.
Платье кукле, в первый День Победы,
Бабушка пошила из фаты,
Той, что на пожарище сгорела,
От неё остались лоскуты.
Ну, а туфли – из куска шинели,
Что солдат когда-то ей принёс.
Страшные холодные метели,
Были той зимою и мороз.
Долго всех скрывали партизаны,
Прадед в партизанах был тогда.
Залечили бабушки все раны,
Но явилась новая беда.
Партизан схватили у деревни,
И пытать в гестапо повели.
А затем, закрыв все окна, двери,
Заживо в сарайчике сожгли.
Баба очень рано поседела,
А когда закончилась война,
Сшила платье кукле, как умела,
Перед вами кукла, вот она!
2.2. Изготовление куклы
Благодаря знакомству с произведениями Г. Черкашина и Н. Самковой, нам стало интересно смастерить куклу своими руками. Изготовление тряпичных кукол своими руками не требует особого мастерства или навыка, достаточно начальных знаний о шитье. Материалы также можно подготовить из остатков тканей, старой одежды.
Для работы потребуется:
1. Ткань для тела (бязь, хлопок или фланель). Цвет ткани - телесный или белый.
2. Принадлежности для шитья (ножницы, иглы, нитки, карандаш).
3. Наполнитель. Можно взять любой готовый, а можно просто мелко нарезать старые колготы.
4. Ткань для одежды.
5. Украшения.
6. Бумага.
Тряпичная кукла
Этапы работы |
|
Изготовили шаблон. |
|
Для изготовления тельца такой куклы мы взяли хлопчатобумажную ткань. Отрезали лоскуток размером 40х50 см. Расположили на сложенной вдвое ткани выкройку вдоль долевой нити, обвели карандашом по контуру. |
|
Аккуратно вывернули на лицевую сторону, расправили. Набили заготовки ватой (можно соломой или синтепоном). Открытые места зашили потайным швом. |
|
На следующем этапе приступили к оформлению волос на голове куклы. Волосы сделали из обычных ниток. |
|
Дальше мы оформили лицо кукле. |
Кукла из соломы
Этапы работы |
|
Для изготовления мы взяли высушенную чистую солому. Это для того, чтобы потом изделие не сгнило. Так же приготовили разноцветные лоскутки для одежды и бечевку. |
|
Соломку нарезали одинаковой длины и согнули пополам. |
|
Соломенные руки вставили в тело, разделив его пополам и так же перевязала бечевкой. Руки можно сплести косичкой или просто обмотать бечевкой или более мягкой соломкой. |
|
Выделили талию. |
|
Дальше куклу наряжаем. Голову можно просто украсить платком, повязав его вокруг головы, или смастерить шляпку. Затем одеваем на куклу юбку и рубаху. |
2.3. Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства
У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.
Тряпичная кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.
Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство.
На мой взгляд, невозможно установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои прабабушки и прадедушки или те, в которые играют современные дети. Для каждого поколения свои прелести в игрушках, своё развитие и понимание игрушки.
Заключение
Анализируя собранный материал, мы поняли, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых разнообразных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. Тогда каждая игрушка была большой ценностью.
В результате работы над проектом, мы сделали следующий вывод: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Так и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её. Мы поняли, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни. Дети всегда остаются детьми. Даже в трудное и страшное время они найдут место и время для игр.Их детство опалила война, но они выжили и сохранили лучшие душевные качества. А помогали им помнить, что они дети – игрушки!
Таким образом, наша гипотеза о том, что игра присутствует в жизни каждого ребенка даже в военное время, подтвердилась.
Цель нашей работы была достигнута, задачи решены.
В будущем мы хотели бы продолжить изучение темы игрушек (старинных и современных), особое внимание хочется уделить оставшимся у нас дома старым игрушкам, изучить их историю и, по возможности, восстановить их.
Войны не видела, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
Литература.
1. Аркин, Е. А. Из истории игрушки [Текст]: Воспитание / Е.А. Аркин, – М.: 1995, – 815 с.
2. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст]: Культура и традиции / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. – М.:, 2007.- 120 с.
3. Черкашин, Г.А. Кукла [Текст]: /Г.А. Черкашин, – М.: Речь, 2016, - 6 с.
4. Чудакова, Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура [Текст]: из серии «Я познаю мир»/ Н.В. Чудакова – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998, 480 с.
5. Шелехов, М.М. Солдатская кукла [Текст] : Читаем, учимся, играем / М. М. Шелехов //, – М.: – 2002. – С. 24-37
Приложение 1
Самкова Нияра «Алёнушка»
Утираясь маленькой ладошкой,
Куколку, прижав к своей груди,
Девочка рыдает на дорожке.
К ней я поспешила подойти:
«Почему ты плачешь? Что с тобою?
Кто тебя обидел? Расскажи»
И столпившись шумною гурьбою,
Куклу показали малыши.
Платье, пожелтевшее с годами,
Волосы из шёлковых чулок.
С нарисованными синими глазами,
А из ножки ваты серый клок.
Куколка в вуалевой панаме,
Где-то сверху порванная нить:
« Отнеси её скорее маме,
Нужно кукле ножку починить»
« У Иришки Барби с магазина,
Ну, а мне не нравится она.
Куклами забита вся витрина,
А Алёна у меня одна —
-Продолжала девочка, рыдая, —
-Бабушка мне куклу отдала.
Думаете кукла не живая?
Многое расскажет вам она;
Видите прожжённое колено?
Это в 41 – ом, у села,
Искорка попала от полена,
Немцы дом спалили нам дотла.
Тут, под платьем, дырочка осталась.
Бабушка не шила, берегла.
Ей она расстрел напоминала,
Ранним утром, на краю села.
Ведь она тогда одна осталась,
Партизаны бабушку спасли.
Только вот, Алёнушке досталось,
От мучителей родной земли.
Кукла эта тоже воевала,
Донесения в себе несла.
Мне про это мама рассказала,
Этого я видеть не могла.
Платье кукле, в первый День Победы,
Бабушка пошила из фаты,
Той, что на пожарище сгорела,
От неё остались лоскуты.
Ну, а туфли – из куска шинели,
Что солдат когда-то ей принёс.
Страшные холодные метели,
Были той зимою и мороз.
Долго всех скрывали партизаны,
Прадед в партизанах был тогда.
Залечили бабушки все раны,
Но явилась новая беда.
Партизан схватили у деревни,
И пытать в гестапо повели.
А затем, закрыв все окна, двери,
Заживо в сарайчике сожгли.
Баба очень рано поседела,
А когда закончилась война,
Сшила платье кукле, как умела,
Перед вами кукла, вот она»
Я молчала, как окаменела.
Куклы необычные глаза,
Рассказали, как война гремела.
По щеке моей стекла слеза.
Спохватившись, имя я спросила,
И от ответа обомлела тут:
« Разве я тебе не говорила?
Ведь меня Алёнушкой зовут»
«Крошки память» Юрий Васильев
Прошу вас: - Дайте… малость хлеба,
Грамм двадцать… Доченьки моей,
Лежит слезинка, заболела,
Игрушка "Мишка" рядом с ней.
Лежит, и глазками страдая,
Зовёт: - Мамуля дай поесть
Кулёк, я плача доставая -
Сказав: - Вот крошки... сколько есть...
Уж сколько лет прошло с Блокады,
Расцвёл и дышит Ленинград,
А бабушка моя от мамы,
Учила разуму внучат.
Нарезав хлеб. Остались крошки,
В кулёчек бережно стряхни,
Потом достань… Блокаду вспомни,
Детей, что были голодны...
Прошу вас: - Дайте… малость хлеба,
Грамм двадцать… Доченьки моей,
Лежит слезинка, заболела,
Игрушка "Мишка" рядом с ней....
«Ой, Мишка, как же страшно мне!..»
Л. Тасси
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»
… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..