Святой князь Владимир и его историческая роль в историографии Русской Православной церкви

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Святой князь Владимир и его историческая роль в историографии Русской Православной церкви

Савченкова Л.О. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Смирнова С.А. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность: издавна государство Российское славилось своей богатой духовностью и религиозностью. Именно на Россию была возложена тяжкая ноша сохранения истинно православных традиций и обычаев. Задумайтесь: ни одна другая страна в мире не может претендовать на звание святой. Действительно, Святой во все времена была толь­ко Русь, и именно с этими словами на устах рус­ские герои шли защищать свою Родину от са­мых разных напастей, случавшихся в ее судьбе. Так было всегда, но, что немаловажно, главное, чтобы так было и впредь.

Проблема: Русскому народу есть что вспомнить, и печаль­но, что его заставляли об этом забывать. Именно со­хранением культуры и особой русской духовности всегда была сильна наша страна, а потому залог нашего блага в будущем — в восстановлении за­бытого величия, основанного на непреодолимой вере в особое предназначение. А поэтому необходимо юное поколение страны воспитывать в вере, в знании православных традиций и обычаев. А всегда ли так происходит?

Объект исследование: принятие крещения Руси

Предмет исследования: воззрения представителей церкви о князе Владимире.

Цель: изучить воззрения представителей церкви о святом князе Владимире – крестителе Руси.

Задачи:

- определить документальную, историческую литературу и сайты Интернета по данной теме;

-выяснить, что способствовало принятию христианства на Руси;

- осветить материалы Рождественских чтений (декабрь 2014 года) Рузского благочиния, посвященных святому князю Владимиру;

- выявить, какие исторические памятники посвящены князю Владимиру.

Методы исследования:

- описательный метод исследования использовался для системы процедур сбора материала, первичного анализа и изложения данных и их характеристик;

- теоретический метод анализа и обобщения полученного материала;

- обработка полученной информации сравнительно – аналитическим методом.

Практическая значимость работы: исследовательскую работу можно использовать на уроках истории России и Духовного краеведения Подмосковья, а также во время проведения внеклассной работы в школе.

II. Святой князь Владимир и его историческая роль в историографии Русской Православной церкви.

Летописное повествование о «выборе веры» и крещении

князя Владимира.

Крещение Руси князем Владимиром – одно из самых значимых событий в истории Древней Руси. Благодаря целенаправленным мерам по христианизации своего княжества Владимир не только стяжал себе имя Святой, Равноапостольный, но и поставил Русь на одну ступень с передовыми государствами средневековой Европы. Поэтому любой исторический труд, описывающий историю России, не может не касаться фигуры князя и его биографии.

Обратимся к «Повести временных лет», написанным монахом Киевско-Печерской Лавры Нестером в XII веке. Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам»: «Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись».

Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни, Владимир со многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев.

Церковный историк митрополит Платон Левшин в Краткой церковной российской истории считает, что князь не нуждался в испытании вер или в военном походе на Херсонес для принятия веры, т.к. имел пример своей бабки Ольги, и мог креститься у греческих епископов без пролития крови. Тем не менее, не углубляя эту мысль, считал, что Владимир не хочет признавать над собою превосходство греков в делах веры, как победитель берет в качестве трофея, помимо воинской добычи, греческое православие [5 c.405].

Митрополит Макарий Булгаков в фундаментальном труде «История Русской Церкви» не сомневается в достоверности «Повести временных лет», которую приписывает Нестору. Обосновывая свою точку зрения, Макарий Булгаков приводит следующие аргументы: Нестор пользовался устными преданиями [7 c.126] и письменными источниками [7 c.227], при составлении описания крещения Владимира. Следовательно, «Повесть временных лет» самый авторитетный документ, точно описывающий обстоятельства и время крещения князя [7 c. 221].

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России, писал о крещении князя Владимира: «Ожидая приезда своей невесты - греческой царевны Анны - он был поражен слепотой. «В таком состоянии, - читаем мы в его житии, - он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!» И пришел Владимир в Киев с радостью великой, славя Христа Бога». Став христианином, он прославился высоконравственной жизнью, исполненной мудрости, чистоты и милосердия. Идолы были сокрушены. «И тут же начал он старательно заботиться о просвещении стольного города своего Киева и всей святой русской державы». От Владимира Красного Солнышка, как с любовью называл его народ, «свет Христов просиял по всей русской земле, от его крещения восприняли, и мы наше крещение» [8.8].

Православные храмы вырастали на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути из варяга в греки и сарацины - словно путеводные знаки, светочи народной святости. Прославляя храмоздательные труды равноапостольного Владимира, автор «Слова о законе и благодати», святитель Илларион, первый митрополит Киевский из русских, восклицал: «Капища разрушаются и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает» [3 c.53]. 
В конце Х в. в купель святого крещения вошли племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышли из купели новым русским народом. 

Эпоха Святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения. 

Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», – засвидетельствовал святитель Илларион [3]. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви – до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором (в 1589 году) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов [3].

Святитель Николай Сербский (Велимирович), епископ Сербской православной церкви,епископ Охридский и Жичский (канонизирован 24 мая 2003 года) писал о князе Владимире: ««Владимир Красно Солнышко» — так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира — святые страстотерпцы — князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.

Следовательно, Владимир — человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он — основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура» [8.9].

2.2. 1000-летия Крещения Руси.

1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России. Торжества, посвященные Тысячелетию, стали для Русской православной церкви подлинным триумфом, какого верующие не могли представить себе до этого события. Митрополит Ювеналий (Поярков) по этому поводу сказал: «Мы были уверены, что это будет маленький семейный праздник. А тут оказалось…» Алексей Дьяконов кандидат богословия, преподаватель Нижегородской духовной семинарии вспоминал; «Праздник тот всколыхнул все огромное государство. Верующие и воспитанные вне веры устремились в храмы — и это было поистине второе Крещение Руси, которого ждал и жаждал сам народ. 1988 год — год 1000-летия Крещения Руси — вернул Церковь и православную веру в жизнь людей после стольких лет забвения» [8.2]. Сегодня мы имеем все основания гордиться сделанным нашими великими предками и с благодарностью вспомнить их самоотверженный труд. То, что произошло тысячу лет назад (как и всякая дата подобного рода, она, конечно, условна), было значительным шагом вперед на длинном пути истории. Святой равноапостольный великий князь Владимир. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.

Вот несколько высказываний наших современников о святом князе Владимире в дни празднования 1000-летия крещения Руси.

Митрополит Иоанн (Снычев) в 1988 г., в дни Тысячелетия Крещения Руси писал: «Изучая эпоху святого равноапостольного князя Владимира, можно спорить о тех или иных подробностях, по-разному описываемых древними историками и летописцами, можно настаивать на той или иной последовательности событий, предшествовавших крещению князя. Можно предлагать свое прочтение причин, приведших святого Владимира к воцерковлению. Но одно для непредвзятого взгляда остается несомненным - в условиях, крайне неблагоприятных для Церкви, в среде народа дикого и нерасположенного к обращению, в стране, враждебной православной Византийской империи, произошло событие, не объяснимое естественным ходом вещей, - Крещение Руси» [4 c.42-43].

В 1988 г., в дни празднования 1000-летия крещения Руси, в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, Слово о Владимире произнес архимандрит Иоанн (Крестьянкин), старейший насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: «Мы видим, что лишь в X в. вдруг, как всплеск, является миру - опять первый - равноапостольный князь Владимир. 
Теперь мы говорим, что он святой, и теперь на Киевских горах стоит памятник ему. С крестом в руках взирает он на Русь и на плоды своих трудов. Теперь он святой! Но тогда, 1000 лет назад, князь-язычник, достигший в жизни предела всех земных наслаждений, безудержный и грубый во всем, сын ада, если мерить христианскими понятиями. Словно он один вобрал в себя все прошлое Руси. Его восхождение к вершинам власти связано с убийством родного брата. Как бы мог он сам перевоплотиться в нового человека? 

Но достиг его Христос. И он не стал советоваться со своей разнузданной плотью, но повернулся ко Христу и отдал Ему сердце, и всех своих позвал за собой. Жестко и решительно слово князя: «Кто не придет креститься, тот не друг мне». И пошли верные за своим князем, поверив его избранию, поняв разницу между Перуном-богом, требовавшим кровавых жертв, и Христом - Богом любви ко всем людям. Разумеется, человеческая природа сразу не могла измениться. Люди оставались людьми со всеми присущими им достоинствами и недостатками, но заповеди Божии уже звучали в них и связывали грех, еще живущий в сердцах, и вели к нравственному возрождению. Русь приняла путь Креста, путь разрыва со всем дурным, со всем тем, что приковывает к земле. А живой пример князя Владимира, в котором все увидели чудо преображения великого грешника в праведника, призвал к жизни целый великий народ. И святой князь Владимир, прославленный этим чудом, стоит у истоков христианской Руси» [6].

Митрополи́т Анто́ний (Антоний Суро́жский, в миру Андре́й Бори́сович Блум) епископ Русской православной церкви, митрополит Сурожский. Философ, проповедник, в дни празднования говорил: «Сегодня мы вспоминаем князя Владимира: как историческая личность князь Владимир был сложным человеком, и в нем мы видим всю сложность человеческой души, человеческой жизни, когда она возникает из сложных, стихийных недр язычества, чтобы встретиться лицом к лицу с Евангелием, с Самим Христом. Сложная историческая личность, полная порывов зла, добра; человек, который, вдруг оказавшись христианином, сумел в этой полутьме переживаний и жизни оценить Евангелие как самое драгоценное, что может быть у человека, Христа – как единственного, Кому можно подчиниться до конца и служить, и который захотел дать эту драгоценность и этого Господа всему своему народу» [8.7].

Митрополит Киевский Владимир (Сабодан) — Предстоятель Украинской Православной Церкви  с титулом Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины; постоянный член Священного Синода Русской православной церкви говорил о Владимире крестителе: «Князь Владимир — сложная историческая личность. В лице его мы можем видеть сегодня, как в зеркале, самих себя, со всей сложностью наших характеров, изменчивостью нашего поведения, с порывами и падениями. Господь благоволил избрать именно такого человека, чтобы сполна явить в нем чудо, которое творит с людьми святая вера.

Что же дала христианская вера князю Владимиру и стране нашей? Грешный и буйный язычник Владимир стал натурой богобоязненной. Его обращение ко Христу было подлинное, интимное, глубокое. Преображение его характера и разрыв с грехом были изумительны. «Обрел еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную», - поет о нем Церковь.

От него, как от пламенеющего костра, зажглись огни веры в сердцах его людей. Вера очистила народ от грубого заблуждения идолопоклонства, изменила нравы людские. В христианской вере — истоки нашей отечественной культуры. Вера положила основание нашей письменности, живописи, архитектуре. Вера внесла в жизнь нашего народа, в семью и общество гуманные принципы. Вера, которую Господь даровал нам через князя Владимира, была достойным сеянием, принесшим достойные плоды духа» [8.7].

Святейший Патриарх Кирилл (в 1988 году он занимал пост митрополита Смоленского и Калининградского): «Кем был Владимир до принятия Крещения? Сластолюбивым жестоким правителем. Он был причиной гибели многих невиновных людей. Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни, как она была целью жизни и других тогдашних правителей. Потому и войны велись, и земли захватывались — чтобы было больше власти, чтобы было больше возможностей повелевать другими.

А что произошло после того, как в крещальные воды погрузился князь Владимир? Его жизнь изменилась. Он не стал более жестким, злым, сластолюбивым правителем — он стал правителем, которого народ в умилении и радости сердечной называл Красное Солнышко.

Что же произошло с этим человеком? Почему он те ясные и понятные цели и ценности, которые исповедовал как правитель государства, изменил на другие цели и жизненные ценности? Потому что с Крещением он в свой разум и в свое сердце принял Христа; вместе с Крещением принял новую систему ценностей, столь радикально отличающуюся от того, чем жил, во что верил, ради чего боролся до того» [8.6].

Каждый православный народ особенно чтит первого из своих князей и царей, который дал своей стране Христа. На грани язычества и христианства, там, где бушуют страсти, где борьба порой бывает самая трагическая и страшная, всегда стоит человек, который имел мужество весь народ свой посвятить Богу и всему народу дать Спасителя. За это мы благодарим князя Владимира, за это мы его вспоминаем. В России есть день памяти князя Владимира. 24 июня 2008 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви  Патриарх Алексий II в своём докладе сказал: «Сегодня в общецерковном календаре день 15/28 июля, когда мы чтим память равноапостольного князя Владимира, «идолы поправшего и всю Российскую землю Святым Крещением просветившего» (величание святому), даже не выделен красным цветом и рассматривается как «средний» праздник. А ведь Крещение Руси, совершённое святым князем, духовным вождём нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней всё лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой. Полагаю, что день великого князя Владимира надо и отмечать как великий праздник» [8.5].

С 2002 года Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России. Его образ освящен в Главной иконе внутренних войск, которая хранится в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Начинание по обретению внутренними войсками МВД России особо почитаемой иконы и святых покровителей воинских коллективов благословлено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

2.3. Священнослужители Рузского благочиния

о святом князе Владимире.

В декабре 2014 года в Гимназии № 1 г. Рузы прошли ежегодные Рождественские чтения, которые были посвящены 1000-летию со дня рождения великого князя Владимира. В чтениях приняли участие представители образовательных учреждения района и Благочиния Рузского округа.

Священник Александр Лобанов, настоятель Казанского храма в селе Горбово, напомнил о введении в конце X века князем Владимиром в древнерусском государстве христианства, как государственной религии, рассказал о том, что с принятием православия на Руси стало развиваться образование, письменность, архитектура, произошло становление русской национальной школы в искусстве и Московской школы иконописи.
«С введением в конце X – го века Князем Владимиром в Древнерусском государстве христианства, как государственной религии, православная Церковь, собственно, и стала той движущей силой, которая возглавила развитие культуры на Руси.

В рамках богослужения применяли свои таланты архитекторы, создатели мозаик, живописцы, музыканты, творцы канонов. Центром православной культуры стала Киево-Печерская лавра. Начала развиваться и светская архитектура. Сохранившиеся здания, такие как Поганкины палаты в Пскове, Золотые ворота во Владимире, поражают монументальностью. Крещение Руси способствовало быстрому развитию музыкального творчества, письменности на родном языке, грамотности и образования, которое весьма ценилось в древнерусском обществе» [1].

Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенского храма в селе Васильевском, проанализировал, стало ли христианство благом для Руси.
«Известный тележурналист Владимир Познер в автобиографической книге «Прощание с иллюзиями» написал: «России не повезло, когда князь Владимир сделал выбор в пользу православной ветви христианства… Если взять все европейские страны и распределить их по тем ветвям, которые в них доминируют, то окажется, что наиболее высокий уровень жизни, наиболее развитые демократические институты встречаются в государствах, где церковь имеет наименьшее влияние, то есть протестантская. За ними следуют страны католические, на последнем месте православные». Но жизнь человеческая не исчерпывается уровнем благосостояния. В последнее время мы видим, чем оборачивается западная демократия. Нравственные ориентиры там потеряны. Разрушается семья, стали традиционными однополые браки» [2].

В конце встречи протоиерей Игорь Лепешинский высказал пожелание, чтобы тема о святом Владимире прозвучала на уроках в школе, в детских садах. «Выбор православия помогает нам сохранять независимость, традиционные принципы, свою культуру, это должны понимать и школьники, и педагоги, – такими словами завершил он традиционные Рождественские чтения» [2].

2.4. Почитание князя Владимира в России

Былины называют Владимира ласково, поэтично — Красное Солнышко. В историю он вошел под именем Великого. Церковь причислила его к лику святых, назвала Равноапостольным. Это внимание понятно. Как никто другой в русской истории Владимир определил характер будущего русского государства, характер народа, который в его время еще только формировался. С полным основанием его деятельность на киевском престоле может быть названа судьбоносной.

Русские люди начали чтить память своего Крестителя уже в XI веке. Однако, по не вполне ясным причинам, официальная канонизация князя Владимира задержалась на два столетия. Отчасти это объяснялось, наверное, тем, что мощам блаженного князя не был дан дар чудотворения. И только в XIII веке происходит общецерковное причтение князя Владимира к лику святых. Наверное, этому способствовало и то обстоятельство, что именно в день памяти святого Владимира (15 июля) была одержана одна из славных побед русского оружия — битва на Неве, в которой дружина новгородского князя, потомка Владимира Святого, Александра Ярославича (Александра Невского), разгромила шведское войско.

Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославовича как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Другие специалисты считают, что житийные рассказы об обращении Владимира в христианство появились сразу после его смерти. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.

Но уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.

Иконография святого равноапостольного Владимира — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольного князя Владимира традиционно изображают на иконах стоящим. В правой руке у него — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — свиток или меч.

В Российской империи к 900-летию крещения Руси были заложены ряд православных храмов — Владимирский собор (Воронеж), Князь-Владимирская церковь (Иркутск), Собор Святого Владимира (Астрахань), Княже-Владимирский собор (Саратов).

Владимирский собор в Киеве (главный храм Украинской православной церкви Киевского патриархата.) - памятник русского церковного зодчества. Построен в память Владимира Святого в 1862–1882 гг. (архитектор А.В. Беретти). Внутреннее убранство храма и прежде всего мраморные иконостасы и киворий (сень над престолом) были исполнены в древнерусском стиле по проекту А.В. Прахова.

В росписи храма участвовали лучшие русские художники того времени: В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.В. Врубель, П.А. Сведомский, В.А. Котарбинский, А.С. Мамонтов, Н.К. Пимоненко. Икона Богоматери, написанная на золотом фоне В.М. Васнецовым, стала одним из выдающихся произведений русской религиозной живописи. Икона эта так полюбилась русским людям, что ее разные варианты были помещены во многих новых храмах начала XX в. Владимирский собор, был освящен 20 августа 1896 г. в присутствии Императора Николая II [8.1].

Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира (сокр. орден Святого Владимира) — орден Российской империи в 4-х степенях за военные отличия и гражданские заслуги.

Учреждён Екатериной II в честь князя Владимира Крестителя в 1782 году и являлся до 1917 года наградой, как военных чинов, так и гражданских служащих. С 1855 года, полученные за боевые подвиги ордена, стали выдаваться со скрещёнными мечами. Буквы на звезде С. Р. К. В. - Святой Равноапостольный Князь Владимир. Девиз ордена: польза, честь и слава. В 1783 году одним из первых был удостоен орденом высшей 1-й степени полководец Александр Суворов [8.1]. 

Я выяснила, что в конце XIX века в Рузском благочинии священник Матвей Михайлович Сергиевский, за 50-летнюю службу награжден орденом Святого Владимира 4 степени. Служил он в Рузском уезде в Казанском храме села Поречье [8.4].

В современной России установлен «День крещения Руси» — государственная памятная дата Российской Федерации, установленная в память о крещении Руси (988 год). Отмечается ежегодно 28 июля, как день памяти Святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси. Праздник в честь провозглашения христианства в качестве государственной религии в 988 году был учрежден 1 июня 2010 года, когда президент России Дмитрий Медведев утвердил поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».  В списке официальных памятных дат появился День Крещения Руси.

С предложением придать этому историческому событию государственный статус выступила Русская православная церковь. В Федеральном законе утверждение данного праздника на государственном уровне звучит так — это «юридическое закрепление в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности» [8.1].

В июне 1988 году в СССР прошли торжества по случаю Тысячелетия (1000-лет) крещения Руси и принятия христианства на Руси при князе Владимире Святославиче в 988 году. Торжества знаменовали поворот в церковной политике в Советском Союзе. В 2004 году в память о тысячелетнем юбилее крещения Руси по решению, принятому в 1988 году, построен храм Живоначальной Троицы в честь тысячелетия Крещения Руси в Орехове-Борисове (Москва, Каширское шоссе, дом 61а). 

Илья Глазунов в картине «Вечная Россия» («Сто веков» 1988г) представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, учёных, композиторов, создававших, возвышавших и защищавших Россию.

Памятник Владимиру Великому установлен на Боровицкой площади в Москве. Церемония открытия монумента состоялась в День народного единства 4 ноября 2016 года.  Памятник освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Общая высота монумента составляет 17,5 метра: 12-метровая фигура князя установлена на гранитном постаменте, над ней ещё на 3 метра возвышается крест.  Позади постамента расположились 3 бронзовых барельефа, на которых изображены сюжеты: жизнь Владимира до крещения, крещение князя и крещение духовенством жителей Руси. Скульптор - Салават Щербаков, архитектор - Игорь Воскресенский.

Орден святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях учреждён в 1958 году, приурочен к 40-летию восстановления Патриаршества в РПЦ (1957).  До учреждения этого ордена Русская православная церковь не имела системы наград, таким образом, это хронологически первый орден РПЦ.

Первым гражданином СССР, удостоенным этой награды, стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (1961 г ). До этого ордена награждались только представители зарубежных Православных Церквей. Орденом награждаются также храмы, монастыри и целые епархии.

Орден святого равноапостольного великого князя Владимира — старейший орден Русской Православной Церкви, второй по старшинству после ордена святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой, учреждённого только в 1988 году.

Заключение.

Княжение Владимира - богатырский, героический период в истории русского народа, время успешного окончания создания древнерусского государства, время расцвета Киевской державы, период успехов русского оружия, русской дипломатии, складывания и развития яркой культуры восточного славянства, объединенного единством политического и общественного бытия.

Целью моей работы было рассмотрение мнения людей Церкви о святом Владимире Святославовиче. И проделав работу можно сделать вывод, что Князь Владимир предстает перед нами как личность исключительно сложная и противоречивая. У него была страстная воля к захвату престола. И в итоге он водворился в Киев через насилия, убийства, прошел по пути ожесточенных воин, грандиозных побед и тяжких поражений.

С каждым годом Владимир все более проявлял себя как крупный государственный деятель, подлинный реформатор. Словно забыв жестокие и порой вздорные дела своей молодости, он приступил к решению важных государственных проблем, среди которых были организация обороны русских земель от набегов печенегов, христианизация Руси, реорганизация управления русскими землями, развитие культуры и образования.

Особенное значение в его правлении отдается христианизации Руси. Введение христианства на Руси имело большие последствия и значения для дальнейшего развития древнерусского государства. Киевский князь и его дружина получили прочную идейную основу для легализации своей власти. Церковь обожествила княжескую власть и тем самым способствовала её усилению. Крещение существенно укрепило положение Руси на международной арене. Окрепли её экономические и политические связи с западными народами. Христианизация сделала возможными династические браки между русскими и европейскими правителями, которые впоследствии стали традиционными.

Церковь причислила князя Владимира к лику святых и назвала «равноапостольным». В сознании современников и потомков Владимир Святославович вошел как зачинатель великого обновления Руси. Это он «землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил», а следующие поколения засеяли ее просвещением.

Православие оказало существенное влияние на быт русского народа. Изменились отношения в семье: был положен конец многожёнству, что изменило отношение к женщине. Церковь вела борьбу с обычаем кровной мести. Христианство способствовало и культурному развитию страны. На Русь пришла славянская письменность, стали появляться первые школы и библиотеки. В монастырях зарождалось летописание и древнерусская житийная литература. Стала развиваться архитектура, появилось каменное строительство. А изобразительное искусство древней Руси, выраженное в иконописи, и сейчас остаётся непревзойдённой вершиной в мировой живописи. Таким образом, считаю, что личность Владимира Святославовича является выдающейся.

Сегодня российское государство находится в сложной ситуации, общество слабо духовно. Семьдесят лет отлучения народа от церкви, безверия (при советской власти), сыграли свою пагубную роль. Но, несмотря, ни на что, вера на Руси жива, народ вернулся в церковь, о чем свидетельствует восстановление храмов, обновление икон. И никакая сила не сможет справиться с русским народом, государством Россия, пока на этой земле существует православие.

Литература:

Доклад священника Александра Лобанова, настоятеля Казанского храма в селе Горбово «Принятие христианства и его влияние на развитие культуры на Руси». 16.12.2014 ежегодные Рождественские чтения. Библиотека Рузского благочиния.

Доклад священника Игоря Шумилова, настоятеля Воскресенского храма в селе Васильевском «Благословенный выбор святого Владимира, Крестителя Руси». 16.12.2014 ежегодные Рождественские чтения. Библиотека Рузского благочиния.

Илларион. Слово о Законе и Благодати II Красноречие Древней Руси: XI-XVII вв. - М.: Советская Россия, 1987. – 448 с.

Иоанн, митр. (Снычев И. М.). О князе Владимире и его эпохе II Иоанн, митр. (Снычев И.М.). Самодержавие духа: очерки русского самосознания I // Под ред. О. Платонов. - М.: Ин-т рус. цивилизации, 2007. - 528 с.

Краткая церковная российская история, сочиненная Преосвященным Платоном (Левшиным) митрополитом Московским. В Вифании. / Московская Синодальная типография 1805. - 159 с.

Крестьянкин И., архим. Слово на 1000-летие Крещения Руси II Московская епархия Русской православной церкви: сайт. - М.: 2001. – 592 с.

Макарий Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви Кн. 1. / СПб.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 690 с.

Ресурсы интернета:

Геллер М.Я. История Российской империи. Вход доступа:

http://russiahistory.ru/vladimir-krasnoe-solny-shko-kreshhenie-rusi/ (03.03.19).

8.2. Духанин В. Великий равноапостольный князь Владимир. Вход доступа: https://pravoslavie.ru (04.02.2019).

Памятники русским православным святым. Вход доступа:

http://mooseum.ru/Dosug/Pravoslavie/Pamytnik/pam-002.html (05.01.2019)

Руза православная. Вход доступа:

http://orthodoxruza.ru/ruzskoe_blagochinie/hramy_ruzskogo_blagochniya/cerkvi_ruzskogo_rajona/der_brynkovo_kazanskaya_cerkov/duhovenstv/(14.02.2019).

Доклад Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Москва, 24 июня 2008 года. Вход доступа: ruskline.ru (12.02.2019)

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. Вход доступа: www.patriarchia.ru (12.02.2019)

28 июля Церковь празднует память Святого Равноапостольного князя Владимира. Священнослужители о святом князе Владимире. Вход доступа: www.cathedrale-orthodoxe.com (24.01.2019)

8.8. «Здесь начало истории Русской Церкви» Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти равноапостольного Великого князя Владимира Крестителя 28.07.14. Вход доступа ruskline.ru (03.03.2019)

8.9. Святитель Николай Сербский (Велимирович). Святой князь Владимир — креститель Руси. Проповедь о святом князе Владимире, произнесенная епископом Николаем Велимировичем 15 (28) июля 1932 года в Белграде. Приводится по изданию: «Новый журнал». М., 1995. № 2. С. 151—161. Вход доступа: sedmitza.ru (05.03.2019)

Просмотров работы: 349