Введение
Цель работы: рассмотрение различных видов кукол, как предмет для игр, ритуальных обрядов, коллекционирования и их изменение во времени.
Задачи:
-выяснить причины появления куклы,
- рассмотреть виды кукол, их видоизменения с течением времени,
- обозначить особенности обрядовых кукол ручной работы на Руси,
- изучить мнение и познания людей разного возраста о видах и материалах для изготовления кукол.
Мы-современные дети прекрасно ориентируемся в разнообразии игрушек. Но что мы знаем об их истории и развитии? О материалах, из которых их изготавливали, о их предназначении….
До того, как обрести нынешний облик, с чертами лица, прической, фигурой, одеждой и аксессуарами, кукла прошла не менее короткий путь через время, чем человеческая эволюция. Даже специалисты с точностью не могут сказать, когда именно древний человек стал придавать природным материалам форму человеческих фигурок…
Поэтому отсчет начинается с археологической находки в Чехии, возраст которой составляет 30-35 тысяч лет (прил. 1, рис.1). Руки и ноги найденной игрушки из кости мамонта присоединены к туловищу так, что могли двигаться, однако, куклы в те далекие времена предназначались не для игры…
Первые куклы носили ритуальный характер, они считались вместилищем человеческой души, представляли человека в его разговорах с богами. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее подобием человека, нарекали определенным именем. Считалось, что после этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника (Кукла Вуду). Бывало, что с человеком в самом деле что-нибудь случалось, когда в его восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.
У славян кукла часто была оберегом, отвлекая на себя злых духов или оберегая своих хозяек. Куклу дарили невесте на свадьбы, чтобы она защищала семейный очаг новобрачных. Кроме того, подарить невесте куклу означало, пожелать ей детей. Этот обычай жив и поныне, хотя его смысл вспоминают редко.
Основные виды кукол на Руси
На Руси практически невозможно отделить куклу от идола. Обычаи и обряды, связанные с самодельными куклами- одна из интереснейших страниц в истории культуры России.
На Руси считалось плохой приметой прерывать играющего ребенка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье. В старину кукле приписывали магические свойства. Куклы-обереги, куклы-покровительницы ремесла, кукла «Невеста-жених», прочно скреплявшая брачные узы… Раньше к любому празднику в семье изготавливалась кукла, в которую вкладывалась частица души мастера. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось грешным делом. Их бережно складывали в сундук, а на их месте появлялась новая. Например, кукла «День и ночь» была обязательной в любом доме (прил. 1, рис.2). Кто последним ложился спать, тот поворачивал куклу ночной стороной в комнату, а первый проснувшийся домочадец сразу же поворачивал куклу дневной стороной. Такой оберег защищал дом от всех напастей.
Куклы можно разделить на три группы: игровые, куклы-берегини и обрядовые. Одних кукол почитали и ставили в избе в красный угол. Например, кукла Плодородия. Верили, что если она есть в доме и сделана своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка висит «Куватка», то она отгонит от него злую силу (прил. 1, рис.3). Эта игрушка была небольшого размера и разных цветов, что развивало зрение ребенка. «Берегиня сна» отгоняла своими крыльями дурные сны, поэтому ее вешали над кроватями. Кукла, символизирующая женскую судьбу, должна была быть нарядной. Верили, что чем краше кукла, тем счастливее женская доля.
Были игровые куклы, которые предназначались для забавы детям. Обычно их делали очень быстро и просто, ведь у женщин была масса обязанностей и забот. Все эти куклы изготавливались без иголок и ниток. На деревянную палочку или кору дерева наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду, перевязывали пояском — это сильный оберег. Кукол делали без лица. Верили, что в куклу с лицом может вселиться нечистый дух «анчутка» и навредить ребенку. Исключение составлял мужичок-лесовичок, который и так является представителем нечистой силы (прил. 1, рис.4).
Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок-голышок. Отличительной особенностью техники ее изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что Малышок-голышок, изображающий мальчика, — достаточно редкое явление среди традиционных кукол (прил.1 рис.5).
Кукла «на выхвалку» являлась игровой сшивной куклой (прил.1, рис 6). Она шилась девочками до 12 лет, и это было своеобразным экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сестрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла продемонстрировать свое знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы «на выхвалку» в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи, гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. Она и была тем экзаменом, что отделяла детство от юности.
Были на Руси и специальные куклы, которые оберегали от лихорадки и всевозможных потрясений дом и его жильцов. Вешались они гирляндой и назывались «лихорадка». Подобных кукол-берегинь было в те времена множество: берегини сна, детства (внутрь таким куклам помещались молитвенники, после чего руками заботливых матерей все это складывалось под подушку малыша). Куклами Коляда, Масленица, Пасхальная Закрутка, Купало встречали традиционно христианские праздники (прил.1 рис. 7,8,9,10). Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.
На изготовление таких кукол шли в основном подручные материалы. Делали их из соломы, глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев. Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился ни один праздник.
На свадьбу готовили специальную куклу-статуэтку, изображающую жениха и невесту. Вставлялась такая кукла в центр праздничного пирога. Пирог этот подавали в последний свадебный день, и он служил своеобразным сигналом окончания праздника. Когда пирог торжественно раздавали гостям, последние, откланявшись, должны были расходиться. После свадьбы такую куклу ставили на самое видное место в доме и хранили всю жизнь. Кстати, она представляла собой рогатину, где жених и невеста «сидели» на разных веточках. Но рука у них была единая — символ неразрывности брачных уз .
Были куклы лечебные. Это Козьма и Демьян (прил.1, рис.11). Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Таких кукол сажали в красный угол, чтобы они приносили благополучие и здоровье в дом.
От обрядов до театра
Кукла, связанная с обрядами и ритуалами, покорила все континенты. Античные писатели описывали большие фигуры богов. хитроумным способом приводили в действие руки и голову этих фигур, и носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира.
Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских и католических праздников. В католических храмах часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов (прил.1, рис.12). Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена - Вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением. Через такой непростой путь кукла вошла в кукольный театр.
Кукла в царской России
Период правления Петра I был веком реформ - это коснулось и кукольного ремесла. Из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге.
Куклы были в то время очень дорогими. Одну куклу можно было купить, например, на годовую зарплату директора школы или полицейского инспектора. Поначалу, куклы были доступны только царским детям, отпрыскам высшей знати, детям банкиров или важных чиновников. Фарфоровая кукла являлась предметом роскоши, ее доставали из коробок в особых случаях (прил.1, рис.13). Девочки из обеспеченных семей, как правило, играли с такими игрушками под наблюдением гувернанток, которые во время игры учили ребенка разбираться в нарядах и аксессуарах. По сути, такая игра формировала вкус в одежде, правила поведения в обществе, отношение к людям, представление ребенка о мире.
Вскоре появились и маленькие кукольные домики (прил.1, рис.14). Изначально они были развлечением состоятельных взрослых. Они делались по индивидуальному заказу и в мельчайших подробностях повторяли интерьеры и сценки жизни. Вскоре такие «инсталляции» стали заказывать и для детей, причем размер домика был прямо пропорционален финансовому состоянию заказчика. Эта миниатюрная копия не только развлекала, но и многому учила. Так девочки всех сословий знакомились с азами искусства быть хозяйкой дома.
Фабричная кукла
В XIX веке французы начали выпускать кукол фабричным способом. Они пришли к выводу, что не обязательно делать всю куклу фарфоровой, можно лепить из фарфора красивую головку, а все остальные детали изготовлять из дерева, папье-маше, кожи. И вот этих-то кукол уже делали для детей. Ребёнку, ведь всё равно, что там у красавицы под платьем, лишь бы снаружи она была хороша. К тому же такая технология позволяла производить разные части в разных мастерских и даже в разных странах. Например, Франция прославилась фарфоровыми головками, замечательными париками и нарядами. А практичные немцы быстро научились делать более дешёвых кукол с лайковыми телами и деревянными конечностями, заказывая остальное во Франции. В начале XX века немцы производили уже больше фарфоровых кукол, чем французы, хотя по качеству и по художественной ценности, французские антикварные куклы и по сей день считаются эталоном.
Современная авторская кукла
Ближе к концу 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Вновь зарождается тенденция к коллекционированию редких, уникальных работ, которая достигает своего апогея в наши дни. Новой главой в истории кукол можно считать авторскую куклу. Они необыкновенные и очень-очень разные. Этих кукол делают настоящие художники, и так же как триста-сто лет назад, делают не для игры, а для любования.
Авторская кукла - произведение искусства, детская игрушка и предмет коллекционирования. Она отражает эмоциональный и образный мир автора. В искусстве русских мастеров сегодня сплетены традиции и образы разных эпох, исторические и сказочные сюжеты, народные ремесла, новые технологии материалы. Здесь, как в мире моды, создается несколько коллекций в год, проводятся показы, международные выставки, конкурсы. Наши мастера на конкурсах и выставках всегда поражают яркостью образа и высокой техникой исполнения. И возможно, куклы этих мастеров когда-то тоже войдут в историю.
Практическая часть
В процессе исследования мной были опрошены четыре группы людей. В каждой возрастной группе 90% опрашиваемых когда-либо изготавливали куклу самостоятельно. Основным материалом для производства куклы ручной работы была ткань, глина и солома. В группе 60-80 лет 50% опрошенных имели игровых кукол из пластика, другие 50% из фарфора, папье-маше, ткани, бумаги. В других возрастных группах 90% предпочитают играть в куклы из современных материалов, и лишь для любования имеют кукол из фарфора, глины, папье-маше и ткани. Самый распространенный материал для изготовления куклы ручной работы, как и несколько сотен лет тому назад, является ткань.
Заключение
В каждой семье из поколения в поколение дети играют в куклы, шьют их. Будь она бумажная или же современная кукла Барби, ребёнок будет с увлечением играть, независимо от ее внешнего вида. С появлением новых материалов кукла очень изменилась, но нельзя с уверенностью сказать, что она стала лучше или хуже. Она просто другая. Надеюсь, современная кукла сможет рассказать нашим потомкам о себе не менее красочно, чем ее предшественницы.
В ходе опроса я узнала еще об одной кукле. Изготавливали ее просто: полено рубили на 4 части, брали одну из частей и заворачивали в тряпочку. Назывались такие куклы «дуры»….. но это уже другая история.
Литература
Интернет ресурсы:
1.WWW.agallery.ru
2. WWW.Letopisi.ru
3. WWW.rukukla.ru
Приложение 1
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7 Рисунок 8
Рисунок 9 Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15 Рисунок 16
Рисунок 17 Рисунок 18
Приложение 2