В час смуты и борьбы, взойдя под сень престола,
Он руку мощную простер.
И замерла вокруг шумевшая крамола.
Как потухающий костер.
Он понял Руси дух и верил в ее силу,
Любил простор ее и ширь,
Он жил, как Русский Царь, и он сошел в могилу,
Как истый русский богатырь.
Введение.
Имя императора Александра III, одного из величайших государственных деятелей России, долгие годы было предано поруганию и забвению. И только в последние десятилетия, когда появилась возможность непредвзято и свободно говорить о прошлом, оценивать настоящее и думать о будущем, государственное служение императора Александр III вызывает большой интерес всех, кто интересуется историей своей страны. Александр III был глубоко верующим православным человеком и для Православной Церкви старался сделать все, что считал нужным и полезным. Актуальность данного проекта можно определить так: изучение деятельности на благо православия таких исторических деятелей как Александр III позволяет гордиться историей своей страны и воспитывать подрастающее поколение ревностными христианами и патриотами. Целью моей работы является рассмотреть и проанализировать деятельности на благо православия Александра III. Основные задачи исследования: Собрать документальный материал; провести анализ полученных материалов и обобщить данные; обобщающий, связанный с оформлением самой работы. Предмет исследования – деятельности на благо православия Александра III. Для написания работы использовались: монографическая литература, интернет ресурсы, материалы. Методологической основой данной работы является объективность, использование конкретно-исторического метода.
1.Из воспоминаний Александра III.
Мы можем долго говорить о том, что император Александра III был глубоко верующим человеком и очень много сделал для защиты православия, но прочтя его воспоминания можем в этом не сомневаться. Вот несколько отрывков.
Из воспоминаний Александра III о его юности:
"Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама. Никто из гувернеров не имел на меня никакого влияния, никого из них я не любил (кроме Б. А. Перовского, да и то позже); ничего они не могли передать мне… Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру, и церковь (см. приложение I рис.1). Сколько бывало разговоров, самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения…" — эти слова написал не кто иной, как император Александр III.
Его "Мама", Великая княгиня, а впоследствии императрица Мария Александровна (см. приложение I рис.2), принадлежала к тем натурам, чья душа, по выражению фрейлины Анны Тютчевой, "принадлежит монастырю": "Ее хорошо можно было представить себе под монашеским покрывалом…" Под ее влиянием будущий великий русский царь вырос хорошим человеком и хорошим христианином. Будучи императором на святой земле были построены монастырь и церковь Святой Марии Магдалины, это церковь была построена Александром III в честь его матери, которая при жизни приезжала в Палестину (так раньше называлась часть Израиля) ей очень понравились здешние места и именно тут она возжелала ее похоронить, просьбу ее выполнили. Александр вместе с братьями выкупили этот участок земли и с тех пор он принадлежит Русскому подворью)[1] (см. приложение III рис.2)
Еще об одном моменте своей жизни он запишет в дневнике, сидя у тела умершего брата Николая: "…Никто не подумал, чего я лишился: брата, друга, и что всего ужаснее — это его наследство, которое он мне передал… Но Бог подкрепил меня и дал сил приняться за новое мое назначение. Может, я часто забывал, в глазах других, мое назначение, но в душе моей всегда было это чувство, что я не для себя должен жить, а для других: тяжелая и трудная обязанность. Но, да будет воля твоя, Боже. Эти слова я твержу постоянно, и они меня утешают всегда, потому что все, что ни случится, все это воля Божия, и потому я спокоен и уповаю на Господа!…" (см. приложение I рис.3)
Через месяц после венчания, Александр запишет: "Вот что значит Божия воля. Человек думает одно, а Бог совершенно иначе располагает нами. Не наше дело рассуждать, лучше или хуже было бы прежде или теперь! Теперь одного прошу я у Господа: это силу и бодрость на моем трудном пути и чтобы он благословил наш брак! Жена во многом мне может помочь, и я должен быть с ней, как только могу, в самых коротких и дружеских отношениях. Такую жену, какую я имею, дай Бог каждому иметь, и тогда можно быть спокойным и счастливым". Безупречностью отличалась семейная жизнь царя. По его дневнику, который он вел ежедневно в бытность своею наследником, можно изучать повседневный быт православного человека не хуже, чем по известной книге Ивана Шмелева «Лето Господне». Истинное наслаждение доставляли Александру III церковные песнопения и духовная музыка, которую он ставил много выше светской [2] (см. приложение I рис.4), (см. приложение II рис.1-3).
Император Александр царствовал тринадцать лет и семь месяцев. Постоянные заботы и усиленные занятия рано надломили его крепкую натуру: он стал все более недомогать. Перед смертью Александра III исповедовал и причащал св. Иоанн Кронштадтский (см. приложение VII рис.1).. Ни на минуту сознание не покидало царя; простившись с родными, он сказал жене: « Чувствую конец. Будь покойна. Я совершенно покоен»… «Около половины третьего он причастился, – записывал в своем дневнике вечером 20 октября 1894 г. новый император Николай II, – вскоре начались легкие судороги, … и конец быстро настал! О. Иоанн больше часу стоял у изголовья и держал за голову. Это была смерть святого!” Александр III скончался в своем Ливадийском дворце (в Крыму) (см. приложение III рис.1), не достигнув пятидесятилетия.
В каждой мысли и действе Александра III присутствовал бог и вера в то, что надо действовать по воле божьей, наверное, поэтому мощь России была на невероятной высоте при его правлении [3].
2.Храмовое строительство при Александре III.
При Александре III нем заметно оживилась церковная жизнь: активнее стали действовать церковные братства, возникать общества духовно-нравственных чтений и собеседований, а также по борьбе с пьянством. Для укрепления Православия в царствование императора Александра III основывались вновь или восстанавливались монастыри, строились храмы, в том числе на многочисленные и щедрые императорские пожертвования. За его 13-летнее царствование на казенные средства и на пожертвованные деньги было сооружено 5 000 церквей. Из храмов, возведенных в это время, своей красотой и внутренним благолепием замечательны: храм Воскресения Христова в Петербурге на месте смертельного ранения императора Александра II – Царя Мученика, величественный храм во имя Святого Равноапостольного князя Владимира в Киеве, собор в Риге. В день коронации императора торжественно освящен в Москве храм Христа Спасителя, охранявшего Святую Русь от дерзкого завоевателя. Александр III не допускал никакой модернизации в православном зодчестве и сам лично утверждал проекты строящихся храмов. Он ревностно следил за тем, чтобы православные церкви в России выглядели по русски, поэтому архитектура его времени носит резко выраженные черты своеобразного русского стиля. Этот русский стиль в храмах и зданиях он оставил в наследство всему православному миру.
Храм Спаса на Крови относится к мемориальным храмам Петербурга. Он возведен в память об императоре Александре II, который в марте 1881 года получил смертельное ранение в результате покушения со стороны И. Гриневицкого. Спустя день после гибели императора на набережной была установлена часовня. Однако она просуществовала всего два года. За это время в казну поступило достаточное число пожертвований на создание достойного памятника Царю-освободителю (так Александра II прозвали в народе за отмену крепостного права). В 1883-м было принято решение возвести величественный собор. Строительство церкви заняло 24 года. Освящение собора, выполненного в исконно русских архитектурных традициях, было совершено в августе 1907 года [2] (см. приложение IV рис.2)
Владимирский собор в Киеве – яркий образец русско-византийского архитектурного стиля. Храм этот был воздвигнут в честь князя Владимира Великого. В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) в своём письме к Императору Всероссийскому Николаю I выразил идею о необходимости сооружения в Киеве храма, который был бы памятником великому князю Киевскому Владимиру Святославичу. Идея сооружения храма возникла у митрополита Филарета Амфитеатрова перед празднованием 900-летия Крещения Руси. Было решено, что храм будет сооружён исключительно на благотворительные пожертвования. Начал постройку храма архитектор Беретти, но в возведенном здании образовались трещины, и дальнейшее строительство заморозили. Завершена постройка храма была в 1882 году. Для оформления внутреннего убранства собора привлекли многих известных художников, таких как Врубель, Нестеров, Васнецов, Пимоненко и многих других. Стараниями этих выдающихся мастеров Владимирский собор стал удивительной художественной жемчужиной. В 1882 году двадцатилетнее строительство Свято-Владимирского собора завершилось. Возник вопрос о внутреннем оформлении собора, его росписях и интерьерах. Член Киевского церковно-археологического общества и профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский выразил мнение, что внутренний вид собора должен стилистически и канонически соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир [3] (см. приложение IV рис.3-4)
В самом начале 1870-х годов генерал-губернатор Прибалтийского края князь Багратион по совету сподвижников, представителей русского населения губерний Прибалтики, направил официальное ходатайство главе внешнеполитического ведомства Российской империи Александру Михайловичу Горчакову, в котором была сформулирована мысль о необходимости строительства храма, с которой Горчаков согласился. После этого одобрения со стороны правительства архиепископ Рижский и Митавский Вениамин (Карелин) обратился к православным, населявшим губернию, с просьбой о пожертвованиях в пользу строительства православного храма. в 1874 году, 17 апреля, российский император Александр II выделяет Рижской православной епархии 900000 рублей для создания нового кафедрального собора, который стал бы по-настоящему представительным, передовым храмом на территории Лифляндской губернии. Освящение закладного камня собора состоялось 3 июля 1877 года. Императором Александром II были подарены храму 12 колоколов. 24 апреля 1884 года состоялась передача завершённого строительством храма в ведение духовного ведомства; был освящен 28 октября того же года митрополитом Киевским и Галицким Платоном (Городецким) в сослужении епископов Рижского и Митавского Доната и Ковенского Сергия. В день освящения прозвучали все 12 колоколов из надстроенной колокольни; состоялся крестный ход, во время которого в новый храм принесли иконы из бывшей кафедральной церкви апостолов Петра и Павла. Есть сведения, что в сентябре 1894 года здесь совершал богослужение Иоанн Кронштадтский [3] (см. приложение V рис.1).
В 1814 году проектное задание было уточнено: решено было в течение 10—12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя. в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. На закладке присутствовали митрополит Филарет, император Николай I, великие князья Александр Николаевич и Михаил Павлович. В камень для закладки, который был перевезён с места прежней закладки на Воробьёвых горах, была положена крестообразная позолоченная доска, на которой были высечены имена председателя и членов строительной комиссии и архитектора. Активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года. Строительством храма руководил ученик К. А. Тона, архитектор И. С. Каминский. Значительный вклад в оформление интерьеров храма внёс архитектор В. А. Коссов. В 1880 году было утверждено официальное наименование нового Храма — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, составлен штат духовенства и причта. 26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того, а также императрицы, наследника, великой княжны Ксении Александровны. Освящение храма сопровождалось торжественным шествием из храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей, праздничным салютом. Вслед за освящением в храме была совершена первая литургия. В память о строительстве и освящении храма была учреждена государственная награда — Медаль «В память освящения Храма Христа Спасителя», которой награждались лица, связанные со строительством [6] (см. приложение IV рис.2).
В далеких в 1891 — 1894 годах в селе Борки под Харьковом на месте крушения императорского поезда, был воздвигнут храм. Проект храма Христа Спасителя был разработан архитектором Робертом Робертовичем Марфельдом. Он был рассчитан на 1400 человек. Местный же фабрикант И. Воронин полностью взял на себя все финансовые затраты по постройке. В годы второй мировой войны храм был уничтожен. Однако на этом история Борковского храма не заканчивается. Все дело в том что:
1) Архитектор Богоявлненской церкви (освящена 29 апреля 1899), в Санкт-Петербурге на Гутуевском острове — Василий Косяков, не скрывал, что взял за основу проект Борковского храма Марфельда;2) Архитектор Софийского собора в Харбине (Китай) М. М. Осколков в 1920-х годах использовал проект церкви [2] (см. приложение V рис.1), (см. приложение VI рис.1-2)..
Идея воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его русскому святому Александру Невскому была выдвинута 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в Велико-Тырново Петко Каравеловым. 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней; 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма, который был завершён строительством в 1912 году.
Автором проекта храма был российский архитектор Александр Померанцев. После вступления в октябре 1915 года Болгарии в Первую мировую войну на стороне Центральных держав, 2 марта 1916 года Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора — в честь святых Кирилла и Мефодия, что официальным органом российского Святейшего Синода было названо «великим грехом Болгарии». По отречении царя Фердинанда от престола в 1919 году, Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора, вопрос о чём был внесён в Народное Собрание Болгарии, которое постановило возвратить собору первоначальное наименование. 12 сентября 1924 года, в день памяти князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, а на следующий день северного придела — во имя святых Кирилла и Мефодия, а 14 сентября — южного во имя святого царя Бориса. Крупнейший православный собор на Балканах. Высота главного купола собора — 45 м, колокольни — 53 м, площадь собора — 3170 кв.м. Храм вмещает до 5000 человек. На колокольне находится 12 колоколов общим весом 23 тонны. Среди авторов писанных маслом 82 икон, а также 273 фресок храма — 17 посланцев России, в том числе В. М. Васнецов, П. Е. Мясоедов, А. М. Корин, А. А. Киселев, Н. А. Бруни, В. Д. Болотнов. И таких храмов, очень много построено как в России, так и за ее пределами по воле императора, жаль, что многие были уничтожены в годы советской власти, но многие восстановили, как храм Христа Спасителя [5] (см. приложение V рис.1).
3. Церковно-приходские школы.
Чрезвычайно важным делом эпохи Александра III были церковно-приходские школы. Император видел в приходской школе одну из форм сотрудничества Государства и Церкви. Православная церковь, по его убеждению, искони была воспитательницей и учительницей народа. Столетиями школы при церквях были первыми и единственными школами на Руси, в том числе и Белой. До половины 60-х гг. XIX века почти исключительно священники и другие члены причта были наставниками в сельских школах. 13 июня 1884 г. императором были утверждены «Правила о церковно-приходских школах». Утверждая их, император на докладе о них написал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле». Церковно-приходские школы стали открываться во многих местах России, часто в самых глухих и отдаленных селениях. Зачастую они являлись единственным источником просвещения для народа. При вступлении на престол императора Александра III в Российской империи было всего около 4 000 церковно – приходских школ. В год его кончины их было 31 000 и в них обучалось более миллиона мальчиков и девочек. Вместе с числом школ укреплялось и их положение. Первоначально эти школы основывались на церковные средства, на средства церковных братств и попечительств и отдельных благотворителей. Позднее пришла к ним на помощь государственная казна. Для заведывания всеми церковно-приходскими школами был образован при Святейшем Синоде особый училищный совет, издающий учебники и необходимую для образования литературу. Опекая церковно-приходскую школу, император осознавал важность соединения в народной школе основ образования и воспитания. Это воспитание, оберегающее народ от пагубных влияний Запада, император видел в Православии. Поэтому и к приходскому духовенству Александр III относился особенно внимательно. До него приходское духовенство лишь немногих епархий получало содержание от казны. При Александре III был начат отпуск из казны сумм на обеспечение духовенства. Этим распоряжением было положено начало улучшению быта русского приходского священника. Когда духовенство приносило благодарность за это начинение, он сказал: «Буду вполне рад, когда мне удастся обеспечить все сельское духовенство». С такою же заботливостью относился император Александр III и к развитию высшего и среднего образования в России. Во время его непродолжительного царствования были открыты Томский университет и целый ряд промышленных училищ [3] (см. приложение VII рис.2) (см. приложение VIII рис.1-2) .
Заключение.
Государя, которым мы дышали, более нет. Будем же благодарить Бога за то, что он был, что он был наш и мы были его. Любя его, мы в нем любили то лучшее, чем жив наш народ. Ведь все воплощавшееся в нем: смирение, стойкость, правда и любовь, — это то, что так глубоко проникало лучших родных людей, тех, кого мы называем святыми или о ком помним как о благодетелях своей земли. Высокая одухотворенность, проникавшая жизнь нашего Царя, — вот что безвозвратно покорило ему сердце России. Такими словами выразил не только свое мнение, но и большей части общества новомученик Евгений Поселянин в своем слове по поводу смерти АлександраІІІ, не могу не согласиться с ними.Данную работу возможно использовать в практике образовательных учреждений (уроки мужества, классные часы) и иных учреждениях (музеи, СМИ). Помнить о деятельности на благо страны и православия, подвигах как императоров, так и простых людей мы обязаны, если хотим сохранить государство свое великим и процветающим. В дальнейшем я предполагаю вернуться к данной теме.
Список использованной литературы:
1. Александр III http://www.historicalweb.ru
2. Русская Православная Церковь в эпоху Александра III http://monarhist.info
3. Русская Православная Церковь в эпоху Александра IIIhttp://pravdonbass.net.ua
4. Теплова В.А. И мператор Александр III (1845-1881-1894) Жизнь и царствование http://sobor.by
5. Храм-памятник Святого Александра Невского. София. Болгария. http://www.anbratstvo.ru/
6. Храм Христа Спасителяhttps://ru.wikipedia.org
Приложение
Приложение I
Рис. 1– 2 Александр III в детстве с братом. Художник В.И. Гау. Императрица Мария Александровна.
Рис. 3-4 Цесаревич Николай и его невеста Дагмара.
.
Приложение II
Рис. 1 Цесаревна и великая княгиня Мария Фёдоровна с детьми. Слева направо: Георгий, Ксения, Николай. 1879
Рис.2 Александр Александрович супругой Марией Федоровной.
Рис.3 Александр III в кругу семьи.
Приложение III
Рис.1Ливадийский дворец временАлександра III
Рис.2Монастырь и церковь Святой Марии Магдалины
Приложение IV
Рис.1Храм Спаса на Крови.
Рис.2Храм Христа Спасителя
Рис.3-4Владимирский собор. Начало XX века. Владимирский собор.
Приложение V
Рис.1 Рижский кафедральный собор Рождества Христова.
Рис.2 Храм-памятник Святого Александра Невского. София. Болгария.
Рис.3Храм Христа Спасителя в Борках.
Приложение VI
Рис.1В Санкт-Петербурге на Гутуевском острове — Василий Косяков, не скрывал, что взял за основу проект Борковского храма Марфельда.
Рис.2 Архитектор Софийского собора в Харбине (Китай) М. М. Осколков в 1920-х годах использовал проект церкви.
Приложение VII
Рис.1 Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Рис. 2 Освящение народной школы в присутствии Александра III
Приложение VIII
Рис. 1-2 церковно-приходские школы.