Введение
«Можно не знать многих наук и быть образованным человеком,
но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины».1
Через историю малой Родины мы узнаём историю своей страны. Самое важное – при первой угрозе государству весь русский народ готов встать на защиту своей Родины! Воспитание чувства долга перед Родиной передается из поколения в поколение.
Тема исследовательской работы: "Огненный десант земли Майкопской. Операция "Майкоп" (спецгруппа 017 ЧФ)" - актуальна тем, что через познание истории своей малой Родины каждый человек лучше узнает и понимает историю своей страны.
Цель: на примере подвига морской пехоты Черноморского флота провести исследование истории России XX века.
Задачи:
проследить след войны, историческим местам Республики Адыгеи;
собрать информацию в музейных архивах и оформить фотоальбом.
Гипотеза: если мы, молодое поколение, помним о своей истории, о подвигах ветеранов Великой Отечественной войны, о неразрывной связи времени, то выражаем уважение и почёт своим близким, что в свою очередь помогает лучше понять и изучить историю России, и как такое общество поднимается на новый качественный уровень человеческих взаимоотношений.
Объект исследования: история Великой Отечественной войны XX века.
Предмет исследования: подвиг парашютно-десантной операции морской пехоты Черноморского флота.
Методы исследования:
картографический: работа с картой России;
теоретический: изучение и анализ печатных источников;
исторический: анализ экспонатов музеев;
метод сравнительного анализа: источников.
Практическая значимость: Данное исследование даёт возможность глазами участников тех событий XX века, изучить историю малой Родины, чтобы впоследствии передать её потомкам. Исследование имеет большое воспитательное значение. Его можно использовать на уроках истории, во внеклассной работе для формирования чувства патриотизма и любви к Родине, для возвращения моральных ценностей.
Наша страна, Россия, является самым большим по территории государством в мире. В ней сосредоточены огромные запасы различных ресурсов – леса, нефти, пахотных земель. Во все времена предкам приходилось защищать землю от нападок других народов, это кровавые и изнурительные войны. В таких конфликтах, участвовали практически все жители нашей великой страны.
Только в прошлом веке, наша страна участвовала в двух крупных войнах: Первой мировой и Второй мировой. Но современное поколение постепенно стало забывать, насколько войны могут изменять жизнь и судьбу конкретного человека.
Война – явление социальное. Она меняется, приобретая новые формы и масштабы. Но суть войны остаётся прежней. Военный теоретик прошлого века К. Клаузевиц писал: «Война есть не что иное, как расширенное единоборство... Война – это акт насилия, имеющий заставить противника выполнить нашу волю»2.
Наше исследование началось с посещения музея ВДВ в г. Рязани. Этим летом, мы услышали один из знаменитых эпизодов истории ВДВ в годы Великой Отечественной войны, перебирая пожелтевшие газеты и фото участников тех событий, мы решили проследить историю парашютно-десантной операции, чтобы лучше понимать историю войн XX века, в которых участвовала наша страна.
Об этих людях, наши современники почти ничего не знают. Давно это было травой и быльём заросло. Время от времени о них появляются статьи в прессе, с пересмотром тех событий, в которых участвовали.
В этой работе и мы хотим рассказать об этих людях. Очень хочется, чтобы на нашей земле, одним забытым подвигом стало меньше.
Майкоп, 24 октября 1942 года. Этот день навсегда вошёл в историю и ВДВ, и морской пехоты ВМФ, и отечественных специальных подразделений, в целом. В этот день четыре десятка русских солдат доказали: смерти — нет! Они и шагнули в бессмертие — из двух не слишком предназначенных для десантирования самолётов. Через 40 минут боя немецкий аэродром в Майкопе оказался надолго выведенным из строя и перестал представлять серьёзную угрозу войскам Красной Армии на туапсинском направлении.
Майкопская парашютно-десантная операция
1942 года моряков-черноморцев
1. Обстановка на фронте перед проведением десантной операции
В мае 1942 года на Северном Кавказе была сформирована 2-я отдельная парашютно-десантная рота ВВС ЧФ общей численностью 160 человек. Ее командиром был назначен капитан М.А. Орлов. Заместителем Орлова стал один из старейших парашютистов СССР, являвшийся до этого начальником парашютно-десантной службы 40-го флотского авиационного полка – капитан А.П. Десятников, который к этому времени имел около 1000 прыжков с парашютом и опыт службы в 3-й авиационной десантной бригаде особого назначения. [Приложение № 1]
С первых дней создания второй по счету флотской парашютно-десантной роты командование Военно-воздушных сил Черноморского флота уделяло большое внимание парашютной и боевой подготовке её личного состава. Помимо капитана Десятникова, парашютной подготовкой личного состава занимался другой ветеран парашютного спорта СССР – старший лейтенант А.А. Тарутин, имевший за плечами тысячу парашютных прыжков и полученное еще в 1936 года звание «Мастер парашютного спорта СССР». В роте он получил должность начальника парашютно-десантной службы.
Несмотря на начавшееся летом 1942 года наступление немецких войск на всём протяжении южного крыла советско-германского фронта и их последующий прорыв на Северный Кавказ, подготовка личного состава роты шла основательно и без спешки. В период с июня по сентябрь 1942 года моряки-парашютисты сначала тщательно изучили материальную часть различных типов парашютов и произвели наземную отработку элементов парашютного прыжка. Затем последовали учебные вылеты, в ходе которых личный состав роты совершил по 10–12 парашютных прыжков в дневное и ночное время с полной боевой выкладкой. [Приложение № 2]
Что касается боевой выкладки, то, помимо парашютов, на момент десантирования в тыл противника в снаряжение каждого моряка-парашютиста входили: пистолет-пулемет (типа ППШ или ППД), пистолет ТТ, десантный нож, две ручные гранаты, компас, карманный фонарик и сухой паек на двух суток. Кроме того, имелись пулеметчики с ручными пулеметами Дегтярёва образца 1927 года (пулемет ДП), а десантники из диверсионных групп также имели в своем снаряжении универсальный топорик и различные типы взрывных и зажигательных устройств.
Поскольку основным транспортным самолётом советской авиации на тот момент был бывший бомбардировщик типа ТБ-3, то при парашютной подготовке десантников основное внимание уделялось специфике десантирования именно с него – через бомболюки и путём выхода на крылья самолёта. В ходе боевой и тактической подготовки парашютисты отрабатывали мастерство в сборе в подразделение сразу после приземления (когда воздушный десант наиболее уязвим), совершали марш-броски по незнакомой горно-лесной местности и производили преодоление различных природных и искусственных преград. Кроме того, тщательно отрабатывались действия по уничтожению различных объектов в тылу противника. [Приложение № 3]
Как готовилась Майкопская десантно-диверсионная операция морского парашютного спецназа ЧФ
Первой боевой операцией нового подразделения парашютного спецназа Черноморского флота стал воздушный десант в ночь с 23 на 24 октября 1942 года на немецкий аэродром близ города Майкопа, с задачей уничтожения на его территории находившихся там самолётов противника, складов ГСМ, авиационных боеприпасов и других объектов материально-технического обеспечения. Основная цель операции – ослабление воздушной поддержки немецких войск, рвавшихся к перевалам Главного Кавказского хребта, поскольку господство немецкой авиации в воздухе было одним из главных преимуществ немецких войск в тогдашних боях на Северном Кавказе. [Приложение № 4]
На Майкопском аэродроме, по данным разведки, находилось 28 истребителей типа Me-109, четыре бомбардировщика типа Ю-88, три транспортных самолёта типа Ю-52 и четыре самолёта связи, управляемых опытными экипажами. [Приложение № 5]
Неоднократные попытки советского командования организовать и осуществить по нему удары с воздуха успеха не имели – из-за его надёжной защищённости средствами ПВО. Поэтому и было принято решение уничтожить находившуюся там группировку вражеской авиации силами отряда парашютистов-десантников, выброшенных ночью с транспортных самолётов.
В соответствии с планом данной десантной операции, разработанным штабом ВВС ЧФ и утверждённым Военным советом флота 13 октября 1942 года, из состава отдельной парашютной роты был сформирован специальный десантный отряд из 38 показавших себя наиболее опытными моряков-парашютистов.
Десантный отряд подразделялся на три группы: диверсионную – 20 человек, прикрытия – 15 человек и управления – три человека. Группы прикрытия и диверсионная, в свою очередь, состояли из пятерок. Командовал отрядом участник боёв за Севастополь старшина Павел Соловьёв. Парашютисты были одеты в комбинезоны и шлемы, имели при себе ранцы, компасы, карманные фонарики, по 12 плиток шоколада, одной пачке печенья, флягу со спиртом, по два индивидуальных пакета с йодом, по пять пачек папирос и по два коробка спичек. Каждый был вооружен пистолетом, автоматом с двумя дисками патронов, кинжалом, пятью ручными гранатами. Сразу после формирования десантного отряда его личный состав почти десять дней совершал ночные и дневные парашютные прыжки на местность, примерно аналогичную той, где ему предстояло действовать в боевой обстановке. В ходе этих прыжков, совершавшихся с транспортных самолётов ПС-84 (гражданская довоенная версия знаменитого Ли-2) и ТБ-3, моряки-парашютисты отрабатывали точность приземления с малых высот (500 м), действия по максимально быстрому сбору после приземления и последующего ведения боя с силами аэродромной охраны и средствами ПВО.
3. Посадка десанта в самолёт
Операция началась 23 октября 1942 года Первыми в 21 час 30 минут с аэродрома в окрестностях Сухуми в небо взлетели девять дальних бомбардировщиков ДБ-3 и два скоростных бомбардировщика СБ и взяли курс на Майкоп. Следом – два самолёта с десантом на борту. Перед взлётом транспортный Ли-2 принял на борт 15 парашютистов. Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, который частенько в годы войны использовали для выброски десанта, нёс 22 парашютиста.
В 22 часа 50 минут 23 октября начался воздушный налёт на Майкопский аэродром авиагруппы Черноморского флота в составе 11 бомбардировщиков ДБ-3 и СБ и двух лёгких бомбардировщиков на базе устаревших истребителей типа И-15. Сначала пять ДБ-3 поодиночке бомбили Майкопский аэродром с целью подавить на нём средства противовоздушной и наземной обороны и при этом подожгли немецкий самолёт. Затем, в 23 часа 25 минут, два самолёта СБ сбросили бомбы на железнодорожную станцию Майкоп. Возникшие там пожары явились хорошим ориентиром для выхода на аэродром самолётов с десантом. С этого же времени до 00 часов 10 минут 24 октября 1942 года два лёгких бомбардировщика типа И-15 произвели 18 атак по прожекторам на аэродроме Майкоп. Из восьми прожекторов им удалось уничтожить три и два погасить.
Однако эта предварительная бомбардировка аэродрома вместо помощи десанту резко осложнила процесс его высадки, авиаудары по аэродрому хотя и нанесли некоторый ущерб системе его ПВО, однако не подавили её. В результате готовые к бою немецкие зенитчики встретили приближавшиеся к аэродрому транспортные самолёты с десантом ожесточённым и прицельным огнём. [Приложение № 6]
4. Огненный десант
В 23 часа 30 минут с высоты 500 м при сильном зенитном огне противника начал высадку парашютистов самолёт ПС-84, ведомый капитаном Малиновским. С самолёта выбросилось 15 десантников из 18 находившихся на борту. Если летевшему первым ПС -84 удалось в целом успешно произвести высадку десанта и затем вернуться на базу, то следовавший за ним с интервалом в две минуты огромный четырехмоторный тихоходный ТБ-3 был подожжён зенитным огнём. В результате уцелевшим после зенитного обстрела 16 десантникам пришлось прыгать из горящей машины под огненными струями бензина, хлеставшими из пробитых осколками баков горящего бомбардировщика. Вместе с ними полыхающий ТБ-3 покинул и капитан А.П. Десятников — изначально на борту самолёта он отвечал за выброску личного состава. У Десятникова уже начинал гореть меховой воротник летной куртки, но он прыгнул только после того, когда последний десантник оставил горящий самолёт. [Приложение № 7]
Корабль, между тем, медленно разрушаясь, горел, но продолжал лететь. Связь между членами экипажа прекратилась. В кабине летчиков бушевало пламя. На капитане Гаврилове, командире ТБ-3, горели кожанка, шлем, были обожжены руки. Уже теряя сознание, он, собрав последние силы, он вывалился за борт. Обожжёнными руками он потянул за кольцо парашюта и через мгновение повис на его лямках. Гаврилову удалось спастись чудом. Но, присоединившись на земле к десантникам, он героически сражался в их рядах. [Приложение № 8]
В завязавшемся ночном бою на аэродромном поле группа прикрытия под командованием младшего сержанта Г.Ф. Чмыги сумела отвлечь на себя основные силы аэродромной охраны, огнём пулемётов и автоматов умело отсекая её от стоянок самолётов. Это позволило диверсионной группе, разделившись на ударные звенья по 5–7 человек в каждом, начать забрасывать немецкие самолёты гранатами, закладывать термитные заряды в самолёты через пробитые топориками отверстия в фюзеляже или крыльях. Наиболее успешно действовала группа из семи человек, руководимая старшиной Соловьёвым. Она уничтожила две пулемётные точки, около десятка гитлеровцев и подожгла два Me-109. Вскоре аэродром покрылся очагами пожаров, а в небо стали взлетать горящие обломки самолётов. Поднявшуюся дымовую завесу не могли пробить даже уцелевшие прожекторы, которые постоянно освещали летное поле. [Приложение № 9]
Вся операция заняла около 40 минут. По оценке произведённой утром аэрофотосъемки, десантники полностью уничтожили 13 и серьезно повредили 10 самолётов противника из 54 находившихся на аэродроме. Также было убито от 40 до 60 солдат аэродромной охраны. [Приложение № 10]
В 00 часов 10 минут 24 октября 1942 года в ночное небо взвились две зелёные ракеты. Это был условный сигнал командира десантного отряда на отход. Десантники отдельными мелкими группами и поодиночке стали прорываться в горы — в намеченный район встречи с партизанами. Последней покидала аэродром группа прикрытия. [Приложение № 11]
Ситуация осложнялась тем, что погибли два партизана-проводника, летевшие вместе с группой десантников на сбитом ТБ-3. К тому же, к аэродрому прибыли немецкие мотоциклисты с собаками и несколько автомашин с пехотой. Тем не менее, уцелевшие десантники успешно покинули территорию аэродрома. Вскоре, объединившись в две группы, они начали движение к условленной точке встречи с одним из партизанских отрядов. Двигались главным образом в ночное время. Несмотря на все меры предосторожности, в ходе этого 9-дневного перехода нередко приходилось вступать в бой с преследователями. В результате этих столкновений было уничтожено 23 немецких солдат и 12 предателей из созданных немцами казачьих формирований. Кроме того, на пути следования парашютисты повредили десять линий проводной связи противника. Большую помощь десантникам оказывали местные жители, которые снабжали их продуктами и указывали наиболее безопасное направление движения. На девятые сутки скитаний по горам и лесам в район Хамышки, где размещался майкопский партизанский отряд «Народные мстители», прибыла первая группа парашютистов в количестве 12 человек. Через 22 дня, проявив исключительное мужество, выдержку и выносливость, в Хамышки добрались еще 9 парашютистов. Последним пробился в одиночку в партизанский лагерь младший сержант И.М. Касьянов. [Приложение № 12]
Вот что пишет в своих воспоминаниях контр-адмирала Тхагапсова Меджид Махмудовича, о тех славных далёких событиях: «Вовремя доблестного сражения десантников город не спал. Небо над северной окраиной Майкопа полыхало от огня разрывов немецких зениток, лучей прожекторов и трассирующих пуль. В последующие дни горожане узнали о героическом бое, увидели немецкие самолёты и останки погибших моряков» [6]
Всего из 37 десантников вернулись с задания 24 человека. Удалось вернуться и не входившим в состав десанта уже упомянутым капитану Десятникову и летчику, капитану Гаврилову. Эвакуация десантников из расположения партизанского отряда была произведена в середине декабря 1942 г. несколькими рейсами самолётов типа У-2. [Приложение № 13]
5. Результаты и значение операции
В исторической литературе указывалось различное количество потерь немецких самолётов, так в книге Лисова И. И. «Десантники» приводиться 22 уничтоженных и 20 поврежденных самолётов. [3] В книге Фуртатова В. М. «Огненные десанты» десантниками было сожжено уже 12 и повреждено 10 самолётов. [8] В книге майкопского историка-краеведа Бормотова И. «В боях за Майкоп. Крах операции «Эдельвейс» 2010 приведены данные в 13 сожженных и 10 поврежденных машин, это результаты расшифровки фотоснимков сделанных советским самолётом-разведчиком. [1] А в статье Феоктистова «Десант на майкопском аэродроме» приведены немецкие данные, согласно которым, в ночь с 23 на 24 октября на Майкопском аэродроме было уничтожено и серьезно повреждено три самолёта, из них: истребитель Bf-109G2 из 4./JG 52 – степень повреждений 100%; транспортный самолёт Ju-52 из I./KGrzbV172 – 100%; транспортный самолёт Ju-52 из Sanflugbereitschaft 17 – 30%.[7] [Приложение № 14]
Немцы активно преследовали и пытались уничтожить отходившие группы десантников. Однако с помощью ожидавших их в лесу проводников из числа местных партизан, основная масса парашютистов ушла от преследования. Через 9 суток на место сбора вышла группа из 12 человек, через 22 дня — группа из 9 парашютистов, на 25-й день вышел ещё один боец. Таким образом из 37 десантников выжили 21 (22-м стал один выживший член экипажа сбитого бомбардировщика). Погибли 16 (тела троих не найдены) десантников, 7 лётчиков и 2 партизана.
Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский высоко оценил боевые действия десантников, и в своём приказе № 0704 от 19 ноября 1942 года подводя итоги парашютно-десантной операции, поставил смелость, отвагу и дерзость её участников в пример всему личному составу флота. За эту операцию 22 десантника были награждены орденом Красного Знамени, а двое орденом Отечественной войны 1 степени, остальные — медалями. [Приложение № 15]
В составе парашютистов в десанте участвовал краснофлотец Андрей Георгиевич Стрюков, впоследствии, в 1944 году, удостоенный звания Героя Советского Союза.
По оценке произведённой утром аэрофотосъемки, было полностью уничтожено 13 и серьезно повреждено 10 самолётов противника. Всего из 37 человек десанта на базу смогло вернуться 24.
В целом операция показала, что при тщательной подготовке подобные дерзкие операции могут иметь успех и причинять значительный урон врагу. Но из-за высокого риска гибели десантов в будущем командование стремилось решать подобные задачи силами авиации.
Память
18 ноября 1944 года состоялось перезахоронение останков погибших десантников в братскую могилу на территории аэродрома, где высаживался десант.
На Центральном Мемориале в Майкопе находится братская могила погибших воинов. На ней установлен монумент с именами погибших, ежегодно в день подвига проводятся торжественные мероприятия. Принимают присягу воины Майкопского гарнизона, курсанты полиции, спасатели МЧС и другие.
20.05.1981 Исполнительный комитет Майкопского городского Совета народных депутатов принял решение увековечить фамилии членов экипажа самолета ТБ-З — семь человек — на надгробную доску, погибших 23 октября 1942 года при выполнении боевого задания: КОСОЛАПОВ Сергей Александрович — 1914 г.р., штурман отряда, старший лейтенант; СУХИХ Федор Петрович — 1916 г.р., пилот, старший лейтенант; ГОНТАРЕВ Александр Тимофеевич — 1909 г.р., пом. бортмеханика, старший техник-лейтенант; ГОГИН Анатолий Григорьевич — 1914 г.р., бортмеханик, старший техник-лейтенант; ГЛУХОВ Михаил Тимофеевич — 1919 г.р., механик, авиационный сержант; РОМЕНСКИЙ Пётр Тимофеевич — 1915 г.р., радист, старший сержант; КОКУРОВ Алексей Кузьмич — 1918 г.р., стрелок, младший сержант. [Приложение № 16]
В 15-й школе Майкопа создан в 1964 году поисковый отряд «Эврика», который вёл поисковую работу, переписку с участниками десанта в том числе и с Орловым М. А., а также с Центральным военно-морским архивом (город Гатчина Ленинградской области).
После войны они были похоронены на месте своего последнего боя. Каждый год в день высадки десанта на могилу возлагают живые цветы и вспоминают о том, что эти люди сделали столько за последние 40 минут своей жизни, сколько многим из нас не удалось сделать за всю свою жизнь.[Приложение № 17]
Практическая часть
Чтобы узнать, как хорошо сверстники знают историю войн XX века, было мы проведено анкетирование. В опросе приняло участие 160 школьников в возрасте 14 – 17 лет: обучающиеся 8-х классов – 84 человека; обучающиеся 10-х классов – 76 человек. После обработки данных были получены следующие результаты [Приложение 18,19].
Какой праздник мы отмечаем каждый год 9 мая? 96% – опрошенных знают, какой праздник празднуют 9 Мая;
75-летие какой войны в следующем году отмечает Россия? – Великая Отечественная война – 59% самая известная война, Гражданская война 1918-1921 года – 22%, Афганская война – 10%, война в Чечне – 8%, локальные конфликты в странах Африки – 1%.
Что произошло 23-24 октября в небе над Майкопом? Мало кто знает об этом, только 40 % знает историю своей малой Родины.
Существует сейчас угроза миру? 60% учащихся – считают, что есть угроза миру сейчас.
Данные анкетирования были проанализированы и сделаны следующие выводы:
Ответы респондентов свидетельствует о том, что участники опроса понимают важность знания истории войн, в которых принимала участие Россия в XX веке, но этих знаний юных майкопчан не достаточно. Обучающимся 8 и 10-ых классов интересен материал о войнах и их влияние на жизнь.
Заключение
Великая Отечественная война… Каждое слово наполнено драматизмом и болью. Каждый её день пропитан слезами и горечью потерь. Но эти дни хранят в себе и величие духа нашего народа, славу и доблесть солдата, защитивших страну и спасших мир.
Война, переломавшая и погубившая миллионы живых человеческих судеб, до сих пор не отпускает нас. Многие десятилетия в каждой советской семье жива память о ней. Историю учили не только по учебникам. Школьники читали книги писателей-фронтовиков, встречались с ветеранами. У нас была общая страна, общая беда, общая гордость за нашу Победу. Мы клятвенно обещали: «Никто не забыт, и ни что не забыто…». Казалось историческая правда незыблема и вечна. Невозможно было представить, что наступит время, когда у нас попытаются украсть Победу, историю Великой Отечественной войны переврут, а её героев оклевещут и оболгут…
Политическая шизофрения, паразитировавшая умы некоторых ангажированных историков и политиков, – недуг проблемный и он чреват тяжёлыми последствиями. Для тех, кто не знает исторических истин или лукаво переиначивает их для сиюминутных потреб, уготованы новые страшные уроки.
Наша Победа оплачена самой дорогой ценой – кровью миллионов и миллионов советских людей. Как величайшее достояние она вручена нам с надеждой и верой в то, что мы будем достойны этой Победы.
Через историю своей малой Родины мы приблизились к изучению и лучше стал понимать военную историю XX века своей страны. Какие героические люди живут в нашей стране! И самое важное – при первой угрозе государству все члены нашей большой семьи готовы встать на защиту своей Родины! Воспитание чувства долга перед Родиной передается из поколения в поколение в семьях.
В словаре Даля читаем: честь – это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Наши деды воевали на разных фронтах, в разных родах войск, но общей для них была беззаветная верность воинскому долгу и то, что защищали они не просто Отчизну, а и свою семью. Не посрамили чести отцов и дедов!
Работая над исследованием, мы перелистали много литературы об истории войн, изучили карты, анализировали причины и ход войны, знакомились с документами тех лет, с публицистической и художественной литературой о тех событиях, пересмотрели семейный фотоархив. Уверены, что нам удастся сохранить и передать воспоминания о той войне своим детям и внукам, чтобы они любили и почитали свою Родину.
Проведённое исследование, подтвердило предположение нашей гипотезы, если мы, молодое поколение, помним о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времени, то выражаем уважение и почёт своим близким, что в свою очередь помогает лучше понять и изучить историю России, и как такое общество поднимается на новый качественный уровень человеческих взаимоотношений.
Анкетирование показало слабость учащихся в вопросах знания истории своей малой Родины. Необходимо расширять знание учащихся об истории России через изучение истории своего края. Без знания истории своей Республики невозможно понять историю свей страны.
Библиография
Список использованной литературы
Бормотов И. В боях за Майкоп. Крах операции «Эдельвейс». Майкоп, 2010.
Гаевский А. «Парашютисты советского флота: опыт создания и применения парашютно-десантых частей ВМФ СССР. 1941 - 1944 годы
Лисов И. И. Десантники. М.: Воениздат, 1968.
Петров Б. В лучах прожекторов // Хочу всё знать. Ленинград, Детская литература, 1981
Сиджах Х. И. «Будем драться до последнего, а последний – до последней капли крови…» // Военно-исторический журнал, 2004. № 6, с.22-24.
Тхагапсов М. М. «На службе Отечеству». — Майкоп: ООО "Качество", 2015. — 262 с
Феоктистов С. Десант на Майкопском аэродроме//Север, 2012 №5-6, с.10-15
Фуртатов В. М. Огненные десанты. М.: Воениздат, 1989.
Интернет
www.morpeh.ru
http://museumvdv.ru/news/k-75-letiyu-bitvy-za-kavkaz-i-maykopskoy-parashyutno-desantnoy-operatsii-1942-goda-moryakov-chernomo.html
Приложение № 1
2-я парашютно-десантная рота ВВС Черноморского Флота под командованием легендарного М.А. Орлова (в центре).
Фото января 1943 года
Фото из архива Адыгейского республиканского краеведческого музея
Приложение № 2
«Идя на выполнение боевого задания, мы, моряки-черноморцы, клянемся тебе, Родина, Вам, Великий Сталин, что с честью выполним порученное нам дело.
Клянёмся стойко и мужественно драться с ненавистным врагом, беспощадно уничтожать фашистских гадов и их технику. Каждый из нас горит благородным желанием мести. МЫ будем мстить за отцов, матерей, братьев, сестер, за сиротские слёзы, за поруганных жен и любимых девушек, за все злодеяния, учиненные гитлеровскими палачами. Никто из нас не дрогнет, как бы тяжело ни пришлось в бою. Будем драться до последнего, а последний — до последней капли крови, но задание выполним. Но если в наших рядах окажется трус, его уделом будет позорная смерть, всеобщая ненависть и презрение. Наше знамя — Сталин, и с этим знаменем мы идём в бой. За Родину! За Сталина!»
Архив музея истории Воздушно-десантных войск, г. Рязань (Рязанская область), Россия
Приложение № 3
Высадка советского десанта из самолетов Ли-2
Фото из архива Адыгейского республиканского краеведческого музея
Приложение № 4
Схема. Обстановка на фронте перед проведением десантной операции, января 1943 года
Фото из архива Адыгейского республиканского краеведческого музея
Приложение № 5
Messerschmitt Bf.109G Gustav — Хорватия,
пилот - лейтенант-полковник, Джал Франьо. . Майкоп, лето 1942 года
Фото немецкого транспортного самолета Юнкерс Ю-52 (Junkers Ju.52/3m),
1942 года
Фото из архива Адыгейского республиканского краеведческого музея
Приложение № 6
Инструктаж советских парашютистов-десантников перед погрузкой в бомбардировщик ТБ-3 на Северо-Кавказском фронте. Бойцы вооружены пистолетами-пулеметами системы Шпагина (ППШ-41)
Посадка в самолет ТБ-3 советской авиадесантной группы
Фото из архива Адыгейского республиканского краеведческого музея
Приложение № 7
Отрывок из книги историка-краеведа И. Бормотова
«В боях за Майкоп. Крах операции «Эдельвейс»
Воспоминания Десятникова А. П. (Н)
При подготовке Майкопского десанта 23 октября 1942 года, непосредственно мне лично пришлось заниматься разработкой плана десанта на г. Майкоп, временно занятого фашистами, и нести полную ответственность за его разработку.
Перед выброской десанта на Майкоп, прилегающие к нему территории, в том числе и железнодорожная станция Майкоп, были обработаны советскими бомбардировщиками.
Выброска моряков-десантников ВВС ЧФ осуществлялась с двух самолётов «ПС-84» и «ТБ-3».
Количество моряков-десантников ВВС ЧФ было 38 бойцов, а также 2 проводника-партизана от Южного штаба партизанских отрядов. Общее число десантников было 40 бойцов.
По самолётам «ПС-84» и «ТБ-3» десантники распределялись следующим образом: Самолёт «ПС-84». Командир – капитан Малиновский Павел Иванович. Самолёт принял на борт 18 моряков-десантников ВВС ЧФ. Ответственным за выброску этой группы был Орлов М.А., командир десантной роты особого назначения. Он находился на самолёте и руководил выброской своей десантной группы на Майкоп 23.10.42 г.
Самолёт «ТБ-3». Командир – капитан Гаврилов Серафим Петрович. Самолёт принял на борт 20 моряков-десантников и 2 проводника-партизана Южного штаба партизанского движения. Ответственным за выброску этой группы десантников на аэродром Майкоп назначили заместителя командира особой десантной роты ВВС ЧФ Десятникова Александра Петровича, т.е. меня.
На подходе к вражескому аэродрому Майкоп, 23.10.1942 года в бак самолёта ТБ-3 попал вражеский зенитный снаряд, самолет загорелся. Хлестал горящий бензин. Люки в самолёте были заклинены.
В тяжелейших условиях пришлось выбрасываться десантникам, освобождая заклиненные выходные люки и прыгая в освещенное небо над Майкопом. Некоторые десантники, облитые горящим бензином, горели в воздухе. Многие, вступившие в бой, на аэродроме были обожжены горящим бензином.
Пролетая над аэродромом Майкопа, наш самолёт подвергся зенитно-пулемётному и ружейному обстрелу. Снаряд попал в левую плоскость и взорвался. Вблизи сидящие десантники несколько человек сразу погибли. Был пробит бензобак. Из пробоины вытекал бензин и, путем завихрения, попадал в фюзеляж. Почему-то два парашюта у десантников оказались раскрытыми и закрыли бомболюк. С трудом удалось протолкнуть десантников вниз. С самолета я выпрыгнул последним.
На земле, откинув лямки парашюта, я натолкнулся на командира экипажа капитана Гаврилова. Меня он окликнул сам. Его нельзя было узнать. Лицо обгорело и распухло. Но обгорелые руки его держали пистолет. Кожанка на нем горела и морщилась. Я с трудом ее снял с него вместе с кожей обгорелых рук.
Щербаков лежал на поле. Я засунул руку под комбинезон на груди. Рука оказалась в крови. Он был мертв. Я взял его автомат и боекомплект, так как вооружения, кроме пистолета, не имел. После этого присоединился к десантникам Муравьеву, Павленко, Гульнику и Львову, которые вели бой с охраной противника.
Через непродолжительное время боя и уничтожения вражеских самолётов на аэродроме зеленые ракеты известили о том, что командир майкопского десанта 23.10.1942 г. старшина Соловьев Павел Михайлович дал команду отхода с поля боя Майкопского аэродрома к линии фронта, в сторону юго-восточных садов и далее перехода в село Хамышки (Алексеевское).
Отходили десантники с боем, разрозненными группами, отстреливаясь от наседавших фашистов. Наша группа состояла из семи бойцов. Образовалась она следующим образом. В начале боя и уничтожения фашистских самолётов наша боевая группа состояла из трёх человек: капитана Десятникова А.П., Муравьева В.М. и Павленко П.Н. Затем к нам присоединился командир самолета ТБ-3 Гаврилов С.П. с обожжённым лицом и руками, полуслепой от ожогов. Теперь мы в вчетвером стали пробиваться к лесу. На пути к лесу нам встретилась еще одна группа наших десантников в составе Львова С.К., Гульника В.Л., Прощаева А.Д. Нас стало семеро. Углубившись в лес, наша группа на второй день вышла на партизанский отряд под станицей Ярославской, который не смог нас принять, т.к. у них не было врача, и они срочно готовились к перебазированию. Нас принял партизанский отряд города Майкопа «Народные мстители», командир - Козлов Стефан Яковлевич.
Приложение № 8
Морской летчик, герой Майкопского десанта, капитан С.П. Гаврилов |
Штурман сгоревшего ТБ-3, старший лейтенант С.А. Косолапов |
Техник самолета, старший лейтенант А.Г. Гогин, сгорел заживо в небе над майкопским аэродромом |
Фото из архива Адыгейского республиканского краеведческого музея
Приложение № 9
|
|
|
Разгромленный аэродром гитлеровских люфтваффе |
Фото из архива Адыгейского республиканского краеведческого музея
Приложение № 10
С
хема Майкопского аэродрома, 1942 года
Фото из архива Адыгейского республиканского краеведческого музея
Приложение № 11
Десантник, старший краснофлотец А. Терещук, навсегда остался в небе над Майкопом Фото из архива Адыгейского республиканского краеведческого музея |
Приложение № 12
Оставшиеся в живых участники огненного Майкопского десанта. В центре - легендарный капитан А.П. Десятников С он победил и остался в живых Фото из архива Адыгейского республиканского краеведческого музея |
Приложение № 13
Именной список безвозвратных потерь личного состава из донесения о безвозвратных потерях ВВС ЧФ в период с 10 по 25 декабря 1942 года. (ЦВМА, ф.1250, оп. 2, д. 395).
Фото из архива Адыгейского республиканского краеведческого музея
Приложение № 14
Иллюстрации Иосифа Кошаровского к рассказу «В лучах прожекторов»
«Начало десантирования» Прыгают бойцы диверсионной группы. Художник изображает у десантников топорики, которые были нужны для прорубания отверстий в корпусе самолета. Всего в составе группы было 20 моряков-десантников, разделенных на четыре боевые пятерки. Группа летела на самолете ТБ-3, вместе с ней находились: капитан А. П. Десятников, на борту самолета он отвечал за выброску личного состава и два проводника-партизана. 23 октября 1942 года в 23.20 подлетая к аэродрому, самолет сразу попал в лучи четырех прожекторов и по нему был открыт огонь. |
|
«Огненный десант» Самолет был подбит, в результате попадания снаряда сразу погибли трое десантников и оба проводника. Следующим снарядом был пробит один бензобак и самолет загорелся. Многих десантников в момент прыжка обдало горящим бензином, на них загорелось обмундирование, они получили ожоги рук и лица. В полете им приходилось сбивать с себя пламя, у некоторых горели парашюты. В это же время по десантникам с земли стреляли немцы. Художник очень точно передает этот момент с помощью двух вертикальных иллюстрации. |
|
«Десантники ведут в бой с охраной аэродрома» В завязавшемся ночном бою на аэродромном поле группа прикрытия под командованием младшего сержанта Г. Ф. Чмыги, которая десантировалась раньше, сумела отвлечь на себя основные силы аэродромной охраны, огнем пулеметов и автоматов умело отсекая ее от стоянок самолетов. Иосиф Кошаровский изобразил этот бой более масштабным, каковым в реальности он не являлся. |
|
«Десантники уничтожают фашистские самолеты» Заключительная иллюстрация выполнена в виде панорамы, на ней И. Кошаровский изображает два горящих Юнкерса Ю-87, скоро будет гореть и Хейнкель He-111 – именно здесь десантникам пригодились топоры. В данном случае художник дает волю фантазии и приукрашивает события. В реальности на майкопском аэродроме, по данным разведки, находились 28 истребителей Ме-109, 4 бомбардировщика Ю-88, 3 транспортника Ю-52 и 4 самолета связи, а представленных художникам самолетов там не было. |
Приложение № 15
Общий список награждённых, согласно приказу командующего Черноморским Флотом № 75с от 09.12.1942 года.
На сайте http://podvignaroda.ru опубликован приказ командующего Черноморским Флотом №75с от 09.12.1942, согласно которому все оставшиеся в живых участники операции награждены орденами.
Приложение № 16
Фото из архива «Союза ветеранов Военно-Морского флота России»,
из личного архива моего деда
капитана 1 ранга Парасюк Анатолия Викторовича.
В городе Майкоп, там, где высадился десант, находится братская могила 13 моряков-черноморцев, 7 членов экипажа самолёта и 2 партизан проводников, погибших в октябрьскую ночь 1942 года. На мраморной плите выбиты их имена. На мемориале написано: «Экипаж самолёта ТБ-3, погибший 23.10.1942 г. На аэродроме г. Майкопа при десантировании морского десанта. Здесь похоронены моряки-десантники ВВС ЧФ, павшие смертью храбрых 23.10.1942 г. При уничтожении немецкого аэродрома под городом Майкопом».
Экипаж самолета: старший лейтенант Косолапов С.А. |
Десантники: 8. сержант Бережной В.Г. Проводники: 21. Суханов Г.И. |
Приложение № 17
Статья в газете «Майкопские новости»
В Майкопе отметят годовщину «Огненного десанта»
23 октября в 10.00 на главном мемориале столицы республики пройдет патриотическая акция "Огненный десант", посвященная 7-й годовщине героического подвига морской пехоты в Майкопе, а также освобождению Адыгеи и Кубани от немецко-фашистских захватчиков.
Мероприятие проводится в республике 12-й год подряд.
В торжественном мероприятии примут участие руководители органов власти, депутаты, Герои Советского Союза и России, ветераны Адыгеи и Краснодарского края, представители национально-культурных организаций, казачества, члены регионального отделения «Юнармии», школьники и студенты, а также общественность Майкопа.
Собравшиеся почтут память погибших героев, возложив к подножию мемориала венки и цветы. А ветераны расскажут о подготовке к операции и о деталях победоносного боя десантников, который сыграл важную роль в дальнейшем освобождении Адыгеи и Краснодарского края, рассказали в пресс-службе администрации Майкопа.
Кроме того, в честь памятной даты десантники совершат прыжок с парашютом в небе над мемориалом. Тем самым они напомнят о подвиге, который вписан в героическую летопись Великой Отечественной войны.
Справка: в ночь с 23 на 24 октября 1942 года для уничтожения фашистского аэродрома, базировавшегося на северной окраине Майкопа, был выброшен десант морской пехоты ВВС. Им удалось полностью уничтожить 22 и вывести из строя 20 вражеских самолетов, базировавшихся на Майкопском аэродроме. 40-минутный бой десантников по уничтожению вражеских самолетов вошел в историю Великой Отечественной войны как героический подвиг моряков.
Статья из Газеты «Адыгейская правда» от 23.10.2019 года
Приложение 18
Анкета
Какой праздник мы отмечаем каждый год 9 Мая?
Не знаю
День детей террористов
В какой войне победил Советский Союз?
75-летие какой войны в этом году отмечает Россия?
Что произошло 23-24 октября в небе над Майкопом?
Существует сейчас угроза миру?
Да
Не знаю
Нет
Если всё же предположить, что угроза существует, то от кого она исходит?
Что необходимо сделать для обеспечения мира на Земля?
Приложение 19
Результаты тестирования.
Какой праздник мы отмечаем каждый год 9 Мая?
В какой войне победил Советский Союз?
75-летие какой войны в следующем году Россия отмечает?
Что произошло 23-24 октября в небе над Майкопом?
Существует сейчас угроза миру?
1Новиков В.И. Энциклопедический словарь юного литературоведа – Москва, 1987,-101с.
2Карл фон Клаузевиц О войне. - М: Эксмо, 2007 г., 458 с.