Особенности сотворения мира в мифологии разных народов

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности сотворения мира в мифологии разных народов

Баканов Д.П. 1
1МБОУ Школа № 157
Календарева О.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 157 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Миф всегда казался мне сказкой, а где сказка, там и мир»

Г.К.Честертон

Однажды я задался вопросом: «Откуда же взялась жизнь на Земле»? Мама посоветовала сходить в библиотеку и почитать литературу по интересующей теме.

Литературы оказалось очень много. Но особенно на меня произвели впечатления мифы о сотворении мира разных народов.

Согласно мифам, Земля возникла путем творения, причем в роли творца, выступали не только боги, но и животные - ворон, гагара, ондатра и другие. В мифах многих азиатских народов Землю создает небесное существо, спустившееся с неба. Железным копьем оно перемешивает воду мирового океана, и она постепенно сгущается, появляется твердь, дающая начало Земле [1; с.113].

В индийских мифах Земля возникает при взбивании океана мутовкой. При этом сама мутовка от быстрого вращения загорается, и распространяющийся огонь высушивает океан.

В китайских и скандинавских мифах говорится, что Земля, Вселенная возникла из яйца мирового океана.

Тунгусы (эвены) создали свой миф о сотворении Земли.
Сначала была только сплошная вода и две птицы. Одна птица достала со дна немного земли и положила ее на поверхность воды, а сама уснула. Тогда другая птица стала вытаскивать из-под первой землю и растянула ее настолько, что она превратилась во Вселенную.

В мифах некоторых народов Севера говорится, что Землю создал ворон. Иногда рассказывают, что он спустил ее с неба, или сложил из плавников и песка, или выловил из океана - то есть сотворил из тех предметов, которые окружали людей [9].

У американских индейцев тоже есть миф о том, что Землю из мирового океана выловила птица - гагара.

В культурной памяти башкирского народа сохранился уникальный эпический памятник – мифологическое сказание об Урал-батыре.

Прочитав мифы о сотворении мира разных народов, у меня возникли предположения о том, что многие из них имеют общие основные черты процесса мироздания. Неужели справедливо, что некоторые люди во всех подробностях изучают компьютеры и космические корабли, не задумываясь над тем, годится ли человечеству быть глупее машин и не помнить, откуда оно родом? Кроме того, в эпоху, когда складывались мифы, люди умели думать нисколько не хуже, чем теперь. Просто они думали и выражали свои познания на другом языке - на языке мифа.

В связи со всем вышесказанным, тема данной работы является актуальной.

Цель исследования: доказать, что в мифах о сотворении мира разных народов проявляются общие черты.

Гипотеза исследования: предположим, что в мифах различных народов присутствуют общие образы и явления.

Задачи исследования:

Изучить литературу и Интернет-ресурсы по данному вопросу.

Проанализировать образы и явления мифов о сотворении мира у разных народов.

Выделить общие черты мифологических образов;

Сделать соответствующие выводы.

Объект исследования: мифы о сотворении мира у разных народов.

Предмет исследования: общие образы и явления в мифах о сотворении мира.

Метод исследования: анализ художественной и научно-популярной литературы по данной теме.

1. Определение понятий «миф», «сотворение мира»

Миф

 Миф - это не просто увлекательная сказка, а нечто большее. Слово «миф» происходит от древнегреческого слова «mithos», означавшего «предание, сказание». Многие думают, что миф - просто занимательная сказка, но это не вполне верно. Миф - это предание, сложенное с определенной целью. Как правило, это - попытка объяснить устройство мироздания или отношения между богами и людьми [8; с.77].

    Люди издавна стремились разгадать тайны мироздания. Испокон веков они задавали себе самые разнообразные вопросы: «Кто сотворил мир?», «Из-за чего случаются бури и засухи?» и т.д. И как попытки ответов на такие вопросы - как попытки человека понять смысл всего происходящего в мире - возникли мифы.

Сотворение мира

Сотворение мира — группа мифов и преданий в мифологиях и религиях, особенностью которых является наличие бога-творца, действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.

Почему мифы не забываются?

Некоторые мифы успешно выдерживали испытание временем и сохраняли первоначальную роль в течении тысячелетий. Одна из причин такой удивительной стойкости мифов состоит в том, что у большинства народов мифы имели важное религиозное и социальное значение. Они составляли основу верований и помогали сохранять эти верования на протяжении многих поколений. Люди запечатлевали сюжеты мифов в рисунках, героев в виде антропоморфных статуэток, записывали древние предания или передавали их из уст в уста.

2. Особенности сотворения мира в мифологии скандинавских народов

Один – отец всего мира, небесный бог с длинной седой бородой. Один – бог битв и смерти. Также Один является богом мудрости и магии. Один живет в Асгарде, небесном городе ассо, группы скандинавских богов.

Будучи мастером перевоплощений, Один часто является людям в различных образах. Чаще всего - в образе старца в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков, вооружённый копьем. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своём коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу. Во время зимних бурь Один в сопровождении погибших в боях проносится в небе. Эти выезды носят название «дикой охоты» [7; с.106].

Рис.1. Верховный скандинавский бог Один - бог войны и смерти

Спутники Одина - во́роны Хугин и Мунин («думающий» и «помнящий») и волки Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»), его ездовое животное - восьминогий конь Слейпнир («скользящий»). В Вальхалле Одину и его дружине прислуживают валькирии - девы, определяющие судьбу воинов на поле битвы, выбирающие героев для Вальхаллы. Оружие Одина - копьё Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Корабль Одина - Скидбладнир («сложенный из тонких дощечек»), самый быстрый корабль мира, вмещающий любое количество воинов, который, однако, можно при надобности сложить и спрятать в карман.

В начале времен не было ничего, кроме великой бездны Гиннунгагап, которая отделяла Муспелль (огненную страну) от Нифльхейма (ледяной страны). Затем огонь и лед смешались с собой и из талого снега появились великан Имир и корова Аудумбла. Корова лизала ледяные глыбы и от тепла ее появился великан Бури. От тепла дыхания Бури возник его сын Бор, у которого в свою очередь появились сыновья Один, Вили и Ве. Боги сразились с великанами холода. В этой борьбе погибли Бури и Имир. Боги из тела Имира создали землю, круглую и плоскую как колесо. Из черепа Имира они сделали огромный небесный свод, его кровь превратили в воды океана. Луну, Солнце и звезды боги создали из искр, вылетевших из огненного Муспелля.

Из ясеня и ивы, найденных на берегу моря, боги сотворили первых мужчину и женщину, Аска и Эмблу. Люди заселили Мидгард [7; с.154].

В целом скандинавская мифология производит суровое и возвышенное впечатление. Очевидно, что она принадлежала суровым и мужественным людям, не боявшимся смотреть в лицо смерти. Весь ход событий ведет к гибели мира, и все участники знают, что она неизбежна, но честно и стойко исполняют свой долг. Таким образом, скандинавская мифология - плоть от плоти тех суровых условий, в которых жили те люди, что изобрели ее.

3. Особенности сотворения мира в мифах народов Африки

Aмма - Бог Топа Догона Скаого и Создатель Вселенной. В начале всех вещей был Амма - Бог, который не покоился ни на чем. Амма был шариком, яйцом, и яйцо это было замкнуто. Кроме него не существовало ничего.

Рис.2. Амма - творец мира

Амма взял однажды глиняный горшок, раскалил его в очаге, обернул листом красной меди и забросил в небо. Горшок этот превратился в Солнце. Затем он взял горшок поменьше, тоже раскалил в очаге, обернул листом белой меди и забросил в противоположный угол небес. Так возникла Луна. Потом Амма отколол от солнца кусочек, раздробил его на осколки и рассыпал их по небосводу. Осколки эти стали звездами. Затем Амма слепил из комка глины Землю и сделал ее своей супругой и матерью своих детей. После этого творец оросил Землю дождем и из почвы появились его дети, двойняшки Свет и Вода. Они вырастили траву и деревья.

Затем бог-творец слепил из глины первого мужчину и первую женщину, спустил их на землю и вдохнул в них жизнь. От этих людей и пошел народ догон [4; с.26].

Слова, которые произносили Свет и Вода ветер относил на Землю. Люди услышали и поняли их, так как это была речь богов. Так люди стали пользоваться словами и родился человеческий язык.

4. Особенности сотворения мира в мифах Северной Америки

В мифах алгонкинов (Африканском племени) бог Мичабо был сыном Западного Ветра и дарителем света. Великий в словах и в поступках, он нередко принимал обличье кроличьего родственника - зайца. Мичабо - создатель людей, Земли, оленей, воды и рыбы. Мичабо отгоняет духов-каннибалов. В Доме Рассвета Мичабо - хранитель душ добрых людей.

Рис.3. Мичабо - Великий Заяц

Плавал Мичабо, Великий Заяц, в океане. У него были сильные задние лапы, и был он прекрасным пловцом. И вот однажды прижал он длинные уши к спине и нырнул поглубже, туда, где море становилось иссиня-черным.
Никогда еще не нырял он так глубоко, но захотелось ему проверить, сможет ли он достать до самого дна. Глубже и глубже греб он, пока легкие, казалось, едва не лопнули. И тут он коснулся океанского дна.

Схватил он одну песчинку и поплыл на поверхность, зажав ее в лапках. Там он положил свой трофей на водную гладь. И тут песчинка превратилась в тысячи песчинок, потом в сушу, а та все росла и росла.

Но все-таки, какого размера она стала? Алгонкины рассказывают, что однажды волчонок очутился на краю земли и решил пересечь ее всю. Он вырос и превратился во взрослого волка, а другой край земли по-прежнему был так далек, что его и не было видно... Но волк все же бежал дальше, решив непременно добраться до края. Он странствовал долгие годы, пока наконец не пришел его срок - он состарился, но так и не смог завершить своего странствия. И когда зверь лег на землю, чтобы умереть, края земного все еще не было видно. Вот как велика земля!

Множество народов - разные племена и расы - поселилось на этой земле. Край, созданный из единой песчинки, мы ныне зовем Землей, а Мичабо, Великий Заяц, был его Творцом [3; с.27-28].

Особенности мифов о сотворении мира в Древнем Египте

Атум - бог первотворения в древнеегипетской мифологии. Он символизировал первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник вместе с первозданным холмом из первичного хаоса - океана Нуна (иногда его называют отцом Атума).

Атум возник из первичного хаоса в образе змея, но обычно изображается в виде человека с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта), иногда изображался в виде старика.

Рис.4. Атум - бог вечернего солнца

Вначале был Хаос – крайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун. Он был неподвижен. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света. Однажды на поверхности Нуна появился Атум. Он произнес заклинание и из пучины возник холм Бен-Бен. Затем Атум создал бога ветра Шу и богиню влаги Тефнут.

Из вод океана Нун вырос белый лотос, бутон раскрылся и оттуда вылетел бог солнца Ра, увенчанный золотым диском. Мир наполнился живительным светом. Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и превратились в людей [6; с.144].

6. Особенности сотворения мира в финской мифологии

Луоннотар («дева природы») — в финской мифологии богиня-создательница. Вначале только Луоннотар была одна посреди «огромной пустоты». Когда ей надоело жить на небесах, дева прыгнула в космический океан и плыла по нему, пока орел не свил гнездо у нее на колене. Нечаянно богиня разрушила гнездо, яйца разбились. Желтки стали солнцем белки -луной, осколки скорлупы превратились в звёзды. позже Луоннотар создала материки и родила Вяйнамейна.

Рис.5. Луоннотар - дева природы

Луоннотар парила в небесном просторе долгие, мучительные столетия, это не радовало ее, не доставляло удовольствие, а лишь угнетало и порабощало. Деве было очень одиноко, она устала.

Далеко внизу было бескрайнее море, туда и устремилась Луоннотар, и оказалась она, вскоре, среди громадных, пенящихся волн. И тут налетел ветер, дева познала, что есть буря – Луоннотар швыряло по волнам, словно маленькую щепочку.

  И тогда заплакала Луоннотар, взмолилась Верховному Богу, дабы тот помог ей, и окончил страдания. И вот однажды увидала дева в небе чудесную гордую орлицу, искавшую место для гнезда. Луоннотар выставила из воды колено, на которое вихрем устремилась птица. В гнезде своем, орлица отложила семь яиц - шесть золотых и одно железное.

 Луоннотар три дня сидела не шевелясь, как вдруг, что-то обожгло ей колено. Дева разогнула ногу, а яйца упали в воду и разбились. Но мольбы Луоннотар были услышаны и яичные скорлупки выросли, воспарили ввысь и превратились в небесный свод, другие скорлупки сделались земной твердью. Желтки яиц стали Солнцем, а белки – Луной.

Позже, Луоннотар начала обустраивать новый мир – воздвигала горные хребты, меняла линии берегов, создавала озера и меняла течения рек. Прошло еще девять лет, и только теперь, Луоннотар, поняла, что мир создан, и родила сына. Дева нарекла его – Вяйнамейна. Он был героем, который первым вспахал и засеял землю, созданную матерью [10].

7. Особенности японских мифов о создании мира

Идзанаки и Идзанами (вероятно, «первый мужчина» и «первая женщина»), в японской мифологии боги, последние из пяти поколений богов, являющихся на свет парами (до них было семь богов-одиночек, не имевших пола). Они - первые божества, имеющие облик и способные родить других богов. Высшие небесные боги, явившиеся первыми при разделении неба и земли, поручили им сформировать землю, которая находилась в жидком состоянии и, подобно медузе, носилась по морским волнам.

Рис.6. Идзанаки и Идзанами- первые божества, имеющие облик

Небесные владыки поручили богам Идзанаки и его сестре Идзанами приступить к сотворению Мира. Что за тяжкая доля! Ведь Земля еще не вышла из младенчества и, подобно каплям жира, носилась по волнам. А над океаном простиралось бездонное небо. И больше не было ничего.
      Как и все небесные боги, брат и сестра родились из зародышей жизни рассеянных в первородном древнем океане. Идзанаки и Идзанами жили на небесах - как же тогда выполнить поручение? Они облетели все свои владения на небесном плоту, но так и не нашли ничего похожего на земную твердь. «Если и есть где-нибудь земля, то искать ее нужно внизу, там, куда упали самые тяжелые частицы Вселенной»,- решили боги. И отправились за небесным нефритовым копьем. Усыпанное драгоценными камнями, оно лучилось мириадами цветных огоньков. Вооружившись нефритовым копьем, Идзанаки и Идзанами отправились промерять неведомые глубины.
      «Давай поселимся на этом острове,- предложил Идзанаки,- тогда нам будет легче исполнить поручение небесных богов». И вот божественные брат и сестра по радуге спустились в свое новое владение. Вскоре они решили пожениться, чтобы создать новые земли вокруг Оногородзимы. Так первый остров стал срединным столпом всей Земли.

Супруги трудились от зари до зари, и вскоре в океане появилось множество новых островов. И последующие творения Идзанаки и Идзанами удались на славу - это были восемь главных островов Японии. [1; с.37-38].

8. Особенности процесса мироздания в мифах Древней Индии

Брахма - в индуистской мифологии верховный бог главной триады богов наряду с Вишну и Шивой. Почитается как создатель Вселенной в отличие от Вишну, ее сохранителя, и Шивы-разрушителя. Брахму изображают красным, лотосооким, у него четыре лица, четыре тела и восемь рук, в которых четыре веды, жезл, сосуд с водой из Ганга, жертвенная ложка, иногда цветок лотоса, жемчужное ожерелье и лук.

Рис.7. Брахма - создатель Вселенной

Брахма, в индуистской мифологии творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает. Согласно одному из мифов, Брахма создал из своего тела богиню Сатарупу. Она была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз. Когда Сатарупа отходила в сторону, избегая его взгляда, у него появлялась новая голова, повернутая в ее сторону. Наконец Брахма убедил красавицу стать его супругой. Они провели в уединенном месте 100 священных лет, по окончании которых родился Maнy, первый человек. Древние полагали, что Брахма живет сто «собственных» лет, равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет. Затем огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную и самого Брахму, а после ста божественных лет хаоса рождается новый Брахма. В некоторых источниках Брахму называют Нараяной, или «вышедшим из вод». В этом облике он лежал на листе лотоса, плывущем по первозданным водам, и сосал палец ноги - символ вечности. Падение величия Брахмы объясняется в мифе о происхождении Шивы [11].

9. Особенности мифов о создании мира Северной Европы

Нум, в мифологии Северной Европы - верховное божество.
      По представлениям ненцев и селькупов, Нум - демиург, находящийся в отдалении от созданного им мира (часто - обитающий на седьмом ярусе неба) и управляющий им при помощи других божеств и духов. Нум часто отождествляется с самим небом. По некоторым ненецким мифам, жена Нума - старуха-покровительница Я-небя (Я-мюня), в селькупских мифах часто упоминается сын Нума - Нуния. По некоторым данным, у ненцев с Нумом отождествлялся бог - покровитель оленеводства Йилебям пэртя («Ведающий богатством - стадом»).

Рис.8. Нум - верховный бог северных народов

Над первородным океаном парил верховный бог Нум. «Как неимоверно далеко, в каких немыслимых глубинах запрятана твердь, - думал он, созерцая пустынную гладь океана. - Однако нужно поднять твердь из пучины и сотворить Землю. Но кому же это поручить?» И вспомнил он о птицах, единственных живых творениях, родившихся у самых истоков мира.

«Ныряйте в океан и поднимите твердь из пучины», - велел Нум уткам и лебедям, мерившим небеса мощными крылами.

Птицы нырнули в морскую бездну, но ничего не нашли. Тогда Нум призвал к себе гагару - как известно, эти птицы и живут-то в воде — и велел ей отыскать земную твердь. Послушалась гагара. Долгих шесть дней ждал Нум ее возвращения. Наконец измученная птица вынырнула: «Я нашла земную твердь, - объявила она богу, - но, увы, я так выбилась из сил, что не сумела ее поднять». И Нум послал в морские глубины полярную птицу Льюру. Ровно через семь дней птица вернулась, неся в клюве немного донного ила.

Теперь Нум знал, где взять вещество, необходимое для создания мира, и приступил к сотворению Вселенной [3; с.113-115].

10. Сотворение мира в эпосе башкирского народа

В культурной памяти башкирского народа сохранился уникальный эпический памятник – мифологическое сказание об Урал-батыре. События, описывающиеся в нем, относятся ко времени после мирового потопа. Место, где живут Янбирде и Янбика вместе со своими сыновьями Уралом и Шульгеном, со всех сторон окружено водой:

 «В древнюю пору, давным-давно
Было, говорят, место одно,
Куда никто не ступал ногой
(И на целом свете никто
Не знал, не ведал о суше той).
С четырех сторон обступала
Это место морская вода».

Таким образом, герои эпоса живут на небольшом участке суши, окруженной водой. Согласно древним представлениям вода символизирует Хаос, земля – Космос. Земля как некое организованное начало, противостоит океану, грозящему уничтожить хрупкую жизнь. После потопа по башкирскому эпосу на земле остались только родители Урала, имена которых Янбирде (Давший жизнь) и Янбика (Душа-госпожа) говорят о том, что они являются первопредками людей.

Брат Урала Шульген становится царем подводного мира. Мир делится на три яруса – небесный, земной и подземный (подводный). Женитьба Урала на Хумай, дочери небесного бога Самрау и его жены Кояш (солнце), указывает его близость к небожителям. Небесный мир – это царство Добра, гармонии. Ему противостоит подземный или подводный мир, в котором обитают враждебные людям и небожителям злые духи. Урал батыр погибает, выпив озеро, в котором прятались и вредили людям дивы (дэвы) – служители его брата Шульгена. Убийство Урала, однако, не означает, что в лице Шульгена победу одержали силы Зла. В памяти народа Урал сохранился как великий батыр, в котором проявляются черты культурного героя и демиурга. Шульген же вынужден прятаться в пещерах, в стоячих водах глубоких озер. В народном сознании Урал символизирует земной и небесный миры, а Шульген – противостоящий им враждебный нижний мир [9].

11. Сравнительный анализ образов и явлений в мифах

о сотворении мира разных народов

Проанализировав литературу по изучаемой теме, я считаю, что необходимо, в первую очередь, определиться с основными составляющими мифологии любого народа, а именно: как возникли мифы, добро и зло, боги, мифы о сотворении мира, священные места и предметы, в чем ценность мифов?

Как возникли мифы?

На протяжении многих веков люди задавались вопросом: откуда появились мифы?

Более 2000 лет назад греческий ученый Евгемер предположил , что все мифы основаны на исторических событиях - просто со временем исторические факты приобрели фантастическую окраску. Выдвигались так же множество других гипотез, в том числе  - предположение о том, что все мифы изначально были символическими, т.е. персонажи и события мифов выступали условными обозначениями тех или иных идей. Впрочем, до сих пор не появилось ни одной теории, с которой согласились бы все ученые.

Добро и зло

     Многие мифы учат людей, как правильно себя вести, повествуя о борьбе добра и зла. Представления о том, что есть добро, а что - зло, у разных народов различны, но в большинстве мифологических систем имеются как злодеи, причиняющие людям страдания и неприятности, так и добрые персонажи, защищающие людей и помогающие им. При этом важно, что действия обоих персонажей - как злодея, так и героя, - призваны показать людям пользу правильного выбора между добром и злом. Добро побеждает зло, и злодеи подвергаются ужасному наказанию, и это дает людям понять, что дурные дела не приносят счастья.

Боги

Одна из важнейших задач мифологии - объяснить отношения между богами и людьми. Характеры богов у разных народов различны, но, в целом
сущность божества отражает идеалы поклоняющегося ему народа. Поэтому, как правило, боги исключительно умны, красивы, справедливы, сильны и т.д. Некоторые народы верили в могущественного и непохожего на людей верховного бога окруженного сонмом второстепенных антропоморфных божеств и духов призванных учить, помогать и защищать людей. Очень часто считалось, что жилище богов располагаются за пределами земного мира, на небесах или в подземном мире.

Мифы сотворения мира

Многие мифы повествуют о сотворении мира, о происхождении растений, людей и животных. Нередко сотворение мира представляется как деяние бога или богини - первозданного существа, появившегося прежде всего на свете. Таким богом - творцом был, к примеру, бог африканского народа йоруба - Олорун, египетский Птах, верховный бог народа майя - Ицамана и т.д.

Божества, которым приписывается заслуга сотворения мира, чрезвычайно разнообразны по своему характеру, но сюжеты мифов творения у разных народов схожи.

    Обычно миф твориться «из ничего»: первозданная Вселенная неупорядочена и не имеет формы. Из этой пустоты и хаоса, возникают, один за другим, элементы природы - Солнце, Луна, Земля, - которые нередко представляются как боги и богини. 

Священные места и предметы.

В каждой культуре можно встретить представление об особых священных местах и предметах.

В местах, в которых некогда происходили мифические события, люди оставляют в дар духам какие-либо предметы или рисунки. Священное место может быть целью обрядового путешествия для совершения различного рода обрядов и ритуалов.

Священные предметы так же играли большую роль в жизни различных племен и народов. Такие предметы были наделены определенной силой и украшались рисунками и орнаментом, они выполняли роль оберегов, являлись важнейшими деталями проводимых ритуалов (празднование в честь богов, лечение больных, защита и изгнание злых духов и т.д.)

В чем ценность мифов?

Мифы ушедшей в небытие цивилизации, дополняя исторические данные и открытия археологов, помогают нам узнать, как жили и мыслили люди этого общества. Мифы могут рассказать об обычаях и культурных ценностях сложившего их народа. К примеру, на островах южной части Тихого океана сложено много мифов о море (Tangaroa). В этом отразилась та исключительная роль, которую играет море в жизни народов Океании.
В деталях мифы разных народов могут заметно различаться, но темы их зачастую удивительно схожи между собой. Похоже, что люди во всем мире задавались одними и теми же вопросами об устройстве мироздания, лелеяли одни и те же надежды и пытались избавиться от одних и тех же страхов.

Выводы

При анализе прочитанной литературы мною были выделены основные параметры, по которым определялись сходство или различие мифов о сотворении мира разных народов (Таблица 1).

Из таблицы 1 видно, что заданные параметры имеют значительное сходство в повествовании о сотворении мира, хотя в то же время прослеживаются определенные различия в характере и последовательности сотворений и рождения божеств, людей и остального мира. Но эти различия не столько существенны, насколько явно видно сходство образов и явлений сотворения мира в мифах разных народов.

Заключение

Проведя анализ изученной литературы, я обратил внимание на то, что вначале, по мнению многих народов, существовал безжизненный первородный океан (мифы Японии, Северной Европы, Финляндии, Северной Америки). Над ним в небесах парил творец мира. Во многих мифах творец мира предстает в образе мужчины, но в некоторых случаях, как например, в мифе народов Финляндии это была женщина Луоннотар.

Для создания земли творцы использовали орудия. Ими могли быть как одушевленные (птица Льюра), так и неодушевленные предметы (нефритовое копье, скорлупа яиц). В некоторых мифах для создания земли использовался песок со дна первородного океана, как например, в мифах Северной Америки и Сибири. После создания земли творцы приступали к созданию небесных тел, как Солнце, Луна и звезды. Бог Амма создал их из кусков глины обожженных с кусками меди. В финских мифах они возникли из мелких осколков скорлупы, из которой была создана земля. После того как мир был полностью создан творцы заселяли его людьми, рожденными ими (Луоннотар и ее сын Вяйняменен), либо лепили их из глины (Амма), из деревьев (Один), либо люди появлялись из части творца (из слез Атума).

Таким образом, общими чертами в мифах разных народов являются следующие:

наличие бездны, безмолвного безжизненного первородного океана;

обязательное присутствие творца;

земля и небесные тела создаются творцами мира;

люди являются частью тела творцов или создаются ими.

Гипотеза исследовательской работы о том, что в мифах различных народов присутствуют общие образы и явления подтвердилась.

Список использованной литературы

Рагаш Клод-Катрин. Сотворение мира. /Пер. с франц. – М.: Диалог, 2005.- 48с.

Мифы народов Европы. /Пер. с англ. А. Блейз. – М.:ООО «Издательство Астрель», 2012. - 48с.

Мифы и легенды индейцев Северной Америки /Пер. с англ. А. Ващенко. – М.: Издательство «Эгмонт Россия Лтд.», 1998. - 48с.

Мифы и легенды народов Африки. / Пер. с англ. И. Тогоевой. – М.: Издательство «Эгмонт Россия Лтд.», 1998. – 48с.

Предания и легенды. - Уфа: Башкирское книжное издательство,1987. - 300 с.

Рак И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. - Спб.: «Летний сад»; при участии ИД «Коло», 2011. - 224с.

Кулидж Оливия Легенды Севера / Пер. с англ. И.В. Сотникова. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. - 223 с.

Макаревич В.И. Мифы: Энциклопедия. - М.: ООО «Росмэн-издат», 2001. - 128с.

http://www.bestreferat.ru/referat-43623.html

http://lib.a-grande.ru/ural_batir.php

http://zhurnal.lib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/sotworeniemiramifyosotworenii.shtml

Таблица 1.

Анализ образов и явлений сотворения мира в мифах различных народов

Страна

Народ

Наличие творца мироздания

Изначальная стихия (материал)

Рождение богов

Сотворение человека

Скандинавские страны

Северные народы

Один

Бездна, в которой смешались огненная и ледяная страны, образуя талые воды

Вили и Ве

+

Африка

Догон

Амма

Глина

Свет и Вода

+

Северная Америка

Алгонкины

Мичабо

Океан

Мамабозо,

На-на-буш, Глускэп

+

Египет

Египтяне

Атум

Океан

Шу, Тефнут, Ра

+

Финляндия

Финны

Луоннотар

Море

Вяйнамейн

+

Япония

Японцы

Идзанаки и Идзанами

Океан

Боги-одиночки

+

Индия

Индийские племена

Брахма

Космический океан

Вишна, Шиву

+

Северная Европа

Ненцы и селькупы

Нум

Океан

Я-небя, Нуния

+

Башкирия

башкиры

Урал Батыр

По мотивам мирового потопа

Самрай, Хумай, Кояш

+

Просмотров работы: 23