Введение
Наша эпоха требует музыки для всех, а не для немногих избранных. Музыка, как всякое искусство, доставляет человеку удовольствие.
Ю. Блужина
Свою исследовательскую работу мы посвятили музыкальным инструментам из необычного материала – стекла. Сегодня всё актуальнее становится домашнее музицирование, но заниматься им могут только подготовленные люди, которые имеют музыкальное образование. Так же не у всех дома есть музыкальные инструменты. Начав изучать историю стеклянных инструментов, мы поняли, что создав дома простую арфу из бокалов, любой человек приобщается к искусству, получает от этого удовольствие и может удивить своих друзей и близких.
Цель работы: познакомиться с музыкальными инструментами из стекла и их влиянием на музыкальную культуру разных времён.
Задачи:
Проследить историю создания стеклянных музыкальных инструментов;
Определить виды стеклянных инструментов и познакомиться с их особенностями;
Проследить, как отразилась история инструментов на судьбе музыкальных произведений композиторов разных эпох.
Глава 1
История стеклянных инструментов
1.1 Классификация
Музыку, исполненную на стеклянных инструментах, в далёкие времена сравнивали с ангельским пением. А происходит это чудо от взаимодействия стекла и воды. Если стекло и вода умеют петь, то почему бы из них не сделать музыкальные инструменты? Мы знаем музыкальные инструменты из дерева, металлов, а то, что они бывают из стекла, догадываются не все. Стеклянных инструментов совсем немного и все они относятся к группе кристаллофонов. Это стеклянная гармоника, стеклянная арфа, позднее придумали веррофон и стеклянную флейту. Потом появились и ударные стеклянные инструменты – ксилофон (маримба) и гласкорд. Кто из композиторов только не включал стеклянную арфу в состав своего оркестра? Бетховен, Гайдн, Глинка и многие другие. Как утверждают некоторые историки, стеклянные музыкальные инструменты были впервые изобретены на Ближнем Востоке.Началось всё ещё в 17 веке, когда люди научились изготовлять тонкое стекло. Они заметили, что проводя мокрым пальцем по краю стакана, они слышали мелодичный звук.
Мы обратились к учебнику физики и выяснили, что «звук» - это физическое явление, вызываемое колебательными движениями частиц воздуха. Физики называют эти движения звуковыми волнами. Для исполнения мелодии нужно было взять примерно 30-40 стаканчиков и по-разному их настроить. Настройка зависела от количества жидкости в стаканчике. Затем эту технологию забыли и вспомнили примерно через 100 лет.
1.2. Ричард Покрич и его «Серафим»
Открыл снова игру на стекле ирландец Ричард Покрич. Его набор стаканчиков издавал такую прекрасную музыку, что её сравнивали с голосами ангелов. Свой инструмент он назвал «Серафим» и стал выступать с ним по всей Европе. «Серафимом» заинтересовался Кристоф Виллибальд Глюк. Ему ещё только предстояло стать знаменитым композитором, но тогда он уже освоил новый инструмент и исполнил «Концерт на 26 стаканчиках, настроенных вешней водой». Так появилась первая стеклянная арфа, диапазон её был три октавы.
1.3. Изобретение Б. Франклина
В 1757 году в Лондон прибыл великий американский учёный и дипломат Бенджамин Франклин. В Лондоне Б. Франклин впервые увидел игру на стеклянной арфе, составленной из бокалов. Он захотел сделать стеклянный инструмент более доступным — чтобы на нем мог играть любой пианист, а не только «специально обученный человек». Его новый инструмент представлял собой набор стеклянных полусфер, нанизанных на металлический вал. Вал постоянно вращался при помощи ножного рычага, а нижние половинки полусфер были погружены в воду. Музыкант просто клал пальцы на полусферы и раздавался протяжный, мелодичный звук. Расположение «клавиш» соответствовало обычной клавиатуре рояля,только в новом инструменте их было 37. Называть инструмент стали стеклянная гармоника.Изобретение Франклина вызвало в Европе настоящий бум этого инструмента. Гармоника очень быстро покорила Германию, Австрию, а затем попала даже в Россию. Более чем на сто лет она стала важной частью симфонического оркестра.
1.4. Известные исполнители на стеклянной гармонике
Среди композиторов, которые писали музыку для стеклянного инструмента, был и Вольфганг Амадей Моцарт. Он написал два произведения для стеклянной гармоники – Адажио, Адажио и рондо. А вдохновило его выступление Марианны Кирхгеснер. В детстве эта исполнительница потеряла зрение, но это ей не помешало научиться играть на сложном инструменте. Марианна гастролировала по странам Европы и даже посетила Санкт-Петербург.
С 1761 года и почти до начала 19-го века у стеклянной гармоники была золотая эпоха - на ней играли в своих домах для развлечения гостей и домочадцев. Французская королева Мария Антуанетта училась играть на ней, а американский президент Джордж Вашингтон в 1765 году посетил концерт в приходской церкви и слушал музыку, исполненную на стеклянной гармонике.
Однако отношение к гармонике среди людей было различным. Некоторым слушателям казалось, что её звучание может вызвать душевную болезнь и в Германии она была даже запрещена. Другие же считали, чтоголос стеклянного инструмента действует успокаивающе и может лечить людей.
Глава 2
2.1. Орган братьев Баше
К началу XX века искусство создания стеклянных гармоник было полностью утеряно. Связано это с тем, что музыка из маленьких домашних помещений, переместилась в огромные концертные залы, и слабый голос гармоники стал, не слышим. И только с 30-х годов интерес к стеклянным инструментам вновь стал расти - гармоника в новом виде зазвучала снова.
Стеклянный орган появился гораздо позже гармоники — это инструмент XX века. В 1952 году два француза — братья Бернар и Франсуа Баше — сконструировали оригинальный инструмент. Он состоял из 54 тонких стеклянных трубочек, расположенных вертикально. Основной идеей братьев было создание стеклянного инструмента, который бы звучал громко, поэтому вибрация каждой трубочки передавалась на металлические усилители. Сегодня орган братьев Баше используется крайне редко, но история стеклянного органа на этом не заканчивается…
2.2. Изобретение Саши Рекерта
В 1983 году немецкий мастер Саша Рекерт спроектировал и построил еще одну разновидность подобного инструмента — веррофон. Внешне веррофон выглядит точь-в-точь как обыкновенный орган, только трубы у него стеклянные и наполненные водой. Принцип веррофона ничем не отличается от принципа работы обычной стеклянной арфы, но диапазон веррофона больше. Музыкант просто проводит пальцами по кромкам трубочек и благодаря их высоте стеклянный орган звучит довольно громко. Сегодня Саша Рекерт известен как мастер лучших профессиональных стеклянных инструментов.
Глава 3
Возвращение стеклянных инструментов
Нам стало интересно, как же складывается жизнь замечательной стеклянной гармоники в 21 веке? Инструмент вернулся в состав симфонического оркестра, как это и задумывали композиторы прошлого. В 2003 году дирижёр Александр Ведерников осуществил постановку оперы «Руслан и Людмила» в Большом театре. Для создания волшебного колорита в оркестр вернулась стеклянная гармоника, которую много лет заменяли сложной системой стаканов с водой. Не так давно стеклянная гармоника снова зазвучала в опере «Лючияди Ламмермур» Г. Доницетти.
3.2. «Кристал трио»
Сегодня в нашей стране есть несколько коллективов использующих стеклянные инструменты. Самый известный коллектив – «Кристал трио» под руководством Игоря Склярова. В коллективе 3 человека: основатель коллектива И. Скляров играет на стеклянной арфе, которую ему изготовил Саша Рекерт. Владимир Попрас и Владимир Перминов играют на веррофоне и стеклянной пан-флейте. Именно этот коллектив участвовал в постановке А. Ведерникова, а в своих концертах музыканты исполняют музыку разных стилей и эпох.
Фильм А. Хржановского
Стеклянная гармоника стала героиней известного фильма с таким же названием, который снял режиссёр Андрей Хржановский. В фильме показан город, жители которого превратились в уродов из-за своей жадности к деньгам. И только когда в город приходит музыкант со стеклянной гармоникой, звуки инструмента возвращают жителям их человеческий облик. Под игру музыканта сменяются известные картины художников разных времён. Совсем недавно, 30 ноября, режиссёр А. Хржановский отметил свой юбилей – ему исполнилось 80 лет. Хотим поздравить этого замечательного режиссёра с Днём рождения!
Заключение
Из всей работы мы делаем следующие выводы. Историю стеклянных инструментов интересно изучать. Так как инструменты вернулись в состав симфонического оркестра, они снова дают неповторимый тембр его звучанию. Инструменты стали актуальными сегодня, потому что хороши и для профессионалов, и для любителей. Когда мы готовили исследовательскую работу, то тоже научились играть на стеклянных стаканчиках. Хотим дать один ценный совет – звук становится ярче, если в воду, которую наливают в стаканчики, добавить немного уксуса.
Людям всегда интересно находить новые музыкальные тембры, но и возрождать старые тоже нужно!
Список использованной литературы
Апресов С. Плесните ре-бемоль! Стеклянный орган // Популярная механика. Ноябрь №11, 2009г.
Лемешев А. Стеклянная арфа // Игра на бокалах (интернет ресурс) http://abu-liberal.livejournal.com/556543.html
Лисова А. Н. Стеклянная гармоника / Лисова А. Н. // Симон — Хейлер. — М. Советская энциклопедия. Советский композитор, 1981. — (Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 5).
Суконкин С. История «Стеклянной музыки» // Живой журнал [интернет ресурс]. http://ssukonkin.livejournal.com/3720.html
Приложение №1
Стеклянная арфа
Стеклянная гармоника
Приложение №2
Стеклянный орган
Музыкальная школа из стекла в Китае