Мой прадедушка - Герой Советского Союза Батурин Александр Герасимович (1915-1985г)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой прадедушка - Герой Советского Союза Батурин Александр Герасимович (1915-1985г)

Гейнц С.Э. 1
1МОУ СОШ № 20 г.о.Подольск
Леонова О.В. 1
1МОУ СОШ № 20 г.о.Подольск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы:

 

рассказать о большом вкладе моего прадедушки Батурина Александра Герасимовича в великое дело Победы, показать подвиг народа на примере конкретного человека и сохранить память семейного наследия.

Задачи:

1. Узнать о подвиге прадедушки у родственников.

2. Изучить документы из различных источников, свидетельствующие о подвиге в Великой Отечественной войне прадедушки Батурина Александра Герасимовича.

3. Работа с материалами домашнего архива.

4. Систематизировать полученную информацию.

5. Выступить с докладом перед учащимися школы и подготовить презентацию.

 

Герои! По праву вам

 

вечная слава!

Победу несли вы родимой державе.

Ты подвиг бойцов никогда не забудь.

И памятью светлой наполни свой путь!

Введение.

Наша страна готовится к 75-летию Великой Победы. Этот день занимает особое место в моей семье. Хотелось побольше узнать о людях, которые внесли бесценный вклад в Победу над фашизмом.

В 2020 году исполняется 105 лет со дня рождения моего прадедушки - Батурина Александра Семёновича-Героя Советского Союза.

Моя бабушка, Гейнц Ирина Михайловна, бережно хранит фотографии своего героя, Батурина А.Г.. Каждый человек вправе гордиться своей семьей, частичкой которой он является.

Часть I. Мечта прадедушки.

Батурин Александр Герасимович родился 21 июля 1915 года, в селе Полтавка Мартукского района Актюбинской области  ( Казахстан )  в семье врача.Как и многие его сверстники, юноша мечтал о профессии летчика. Запоем читал все, что касается авиации, позже стал делать простейшие модели самолётов.Мысль о самолётах не покидала его ни на минуту. Он много читал, изучал теорию полёта, аэродинамику, устройство и управление крылатыми машинами. Но и не надеялся стать лётчиком, так как в его понимании было, что лётчик – это особый человек здоровый ,крепкий, большой силы воли и мужества. А он был щупленький, ростом чуть за полтора метра.

После окончания средней школы работал шофёром. Затем была учёба в Оренбургском аэроклубе, работал лётчиком - инструктором в аэроклубах Оренбурга и Алма - Аты, начальником лётно - планерной школы. В 1937 году окончил Высшую лётно - планерную школу. В сентябре 1938 года призван в Красную Армию. В 1940 году, окончив Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков, получил назначение в 71-й истребительный авиационный полк Краснознамённого Балтийского Флота, летающий на бипланах И-153на должность лётчика.

Часть II. Боевой путь Батурина Александра Герасимовича.

В годы Великой Отечественной войны, с её первого и до последнего дня, воевал в составе ВВС Краснознамённого Балтийского флота в качестве лётчика, командира звена, заместителя командира и командира эскадрильи, штурмана авиаполка, участвовал в обороне Таллина, Ленинграда, освобождении Советской Прибалтики.

С первых дней войны Александр Батурин зарекомендовал себя одним из лучших лётчиков Балтфлота,1 грозой для врагов. Особое бесстрашие и мастерство штурмового удара он продемонстрировал в воздушных боях за Ленинград.

По правде говоря, Александр Герасимович Батурин летал во время войны незаконно. В 1941 году медицинская комиссия признала его негодным к лётной службе. В справке, которую ему выдали при выписке из госпиталя, говорилось, что его правый глаз потерял зрение на 70 процентов. Если учесть, что Батурин был не просто лётчиком, а истребителем, станет ясно, что это означало. Оспаривать решение комиссии не было смысла. Но согласиться с заключением врачей Батурин не мог.

С началом Великой Отечественной войны, полк действовал над Финским заливом.

21 августа 1941 года вместе с тремя товарищами, принял бой против 20 немецких бомбардировщиков, напавших на наш аэродром. В этом неравном бою немцы были обращены в бегство. Батурин одержал свою первую победу – сбил вражеский самолёт. Бои приближались к городу Ленина. Во главе шестёрки истребителей Батурин вёл разведку дорог на подступах к Ленинграду. Внезапно он наткнулся в воздухе на ведущий самолёт немецкой группы. Немцы были  рассеяны. При отражении налёта на аэродром Лагсберг в воздух поднялись 4 самолёта 71-го ИАП. Они вступили в бой с 20 Ju-88 и с сопровождавшими их истребителями. А. Г. Батурин сбил один бомбардировщик.

21 сентября 1941 года 6 И-153 из 71-го ИАП вели разведку дорог в районе Саблино - Ям - Ижора. Наши "Чайки" были атакованы немецкими бомбардировщиками. В лобовой атаке А. Г. Батурин лично сбил самолёт ведущего группы противника, остальные ушли, не приняв боя. Задание по разведке выполнено полностью.

27 сентября 1941 года А. Г. Батурин в одиночку атаковал Ju-87 2с хвоста. После атаки самолёт противника с дымом ушёл в сторону Петергофа. Посты наблюдения видели падение Ju-87 в районе Петергофа.

Он продолжал регулярно летать и к середине 1942 года стал одним из наиболее опытных советских пилотов - истребителей. У него было несколько побед.

Летать Батурину было нелегко. Правый глаз слезился, и лётчик при ярком солнце почти ничего им не видел. В письме, посланном родным 17 февраля 1942 года, он признавался: "Чувствую себя хорошо, только глаз плохой и, кроме того, в переносице осколки. Летать приходится в тёмных очках... Очень трудно, но всё же надо воевать. И я, имея полтора ока, сбил уже 5 стервятников. Ну, а лечить глаз буду после войны".(из воспоминаний бабушки)

Лучше чувствовал себя больной глаз в темноте. И само собой пришло решение летать ночью. Для того чтобы разглядеть в кабине показания приборов, острого зрения не требуется. А целиться в противника всё равно одним глазом.

(на фото самолёт «Чайка» А. Г. Батурина)

Когда Александра Герасимовича спрашивали о самых трудных днях войны, он отвечал: "В 1941 - 1942 годах приходилось вылетать по 7 - 8 раз в день, к тому же в условиях блокады. Однако наши лётчики - балтийцы громили врага - на земле, в небесах и на море. Лётчики - балтийцы были морскими лётчиками".

3 апреля 1942 года стало особенно удачным для Александра Батурина. В течение этого дня самолёты 71-го ИАП3 патрулированием в воздухе прикрывали движение войск.

В 16:05 после лобовых атак А. Г. Батурин совместно с ведомым на вираже сбил один самолёт, который упал в 11 км восточнее острова Сейскар. Остальные самолёты противника вышли из боя.

В этот же день И-153  ( ведущий А. Г. Батурин )  с 18:24 на высоте 500 метров в течение 15 минут вели воздушный бой против немецких бомбардировщиков. При атаках истребителей самолёты противника уходили в облачность. Отдельные самолёты (лётчики менее подготовленные)  отходили далеко в стороны, собирались в пары и группы, после чего под кромкой облачности подходили к месту боя и продолжали его. Более опытные лётчики в повторные атаки выходили из облачности переворотом. Избегая внезапных атак, советские самолёты держались от нижней кромки облачности на 200 - 250 метров. Группой Батурина было сбито 3 самолёта. Четвёртый подбитый, дымящийся со снижением пошёл на Бьёрке4. Остальные самолёты противника после боя ушли на север. За этот бой Батурин был награждён орденом Красного Знамени.

(на фото Батурин А.Г.)

4 апреля 1942 г. с раннего утра до позднего вечера лётчики КБФ5 производили разведку войск противника и вылетали на прикрытие своих войск по маршруту маяк Шепелев - остров Сейскар. При этом, лётчиками 71-го ИАП было проведено 8 боёв.

24 апреля 1942 года, когда немцы бросили на Ленинград большое количество самолётов, Батурин повёл свою группу в самую гущу. Не было даже возможности сосчитать, сколько летит "Юнкерсов6" и "Мессеров7". Надо было бить врагов, отгонять их. В этом тяжёлом бою шестёрка советских истребителей сбила 5 немецких самолётов.

3 июня 1942 года четвёрка И-153 8из 71-го ИАП КБФ вылетала на отражение налёта бомбардировщиков на Кронштадт. Капитан К. В. Соловьёв и старший лейтенант А. Г. Батурин имели задачу идти на "хвосте" у Hе-111 до места посадки последнего с целью определения действительного маршрута. Так как маршрут самолёта противника выходил за радиус действия истребителей, наши лётчики сумели довести его только до Копорской губы.

За первый год войны А. Г. Батурин совершил 421 боевой вылет, из которых 75 на штурмовку  ( 49 из них высокоэффективных ), 67 на разведку и 22 ночных полёта. Участвовал в 81 воздушном бою  ( 24 из них ночных ), сбил 9 самолетов противника. Совершил 76 вылетов на разведку.

Из материалов архива я узнала, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Батурину Александру Герасимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 751 ). Из документов я узнала, что «За время военных действий младший лейтенант Батурин имеет 160 вылетов. Все его полёты отличаются смелостью и большой инициативой. При разведке всегда привозит точные сведения о противнике.

Политическое управление Краснознамённого Балтийского флота выпустило тогда листовку "Отличный штурмовик - истребитель", где говорилось:

"Герой Советского Союза капитан А. Г. Батурин - воплощение героизма, храбрости, отваги в бою, настойчивости и выдержки. Он отлично овладел авиационной техникой. Стремительными воздушными атаками, метким огнём своего истребителя не раз обращал в бегство врага, много немецких асов вогнал в землю".

27 сентября в воздушном в районе базы Крондшат с группой самолётов противника Ме 109 и Ю-87 исключительно смелыми атаками сбил Ю-87

(Из документов ЦАМО РФ 9)Товарищ Батурин со всей ненавистью и бесстрашием громит варвавшихся фашистских стервятников, на деле показывает беспредельную преданность делу Ленина-Сталина. За проявленное мужество и героизм в боях с германским фашизмом младший лейтенант Батурин достоин высокой правительственной награды. Командир 71 авиаполка , майор Коронец.

4 апреля 1944 года Батурин едва не был сбит немецкими истребителями. В тот день, в паре со своим ведомым Михаилом Мачабели   (одержал 10 побед), вступил в бой с группой из 16 FW-19010. Батурин сбил 2 из их, а Мачабели - 3-й. Враги тоже не остались в долгу: подожгли самолёт ведомого  ( прикрывая командира. Самолёт Батурина также был повреждён, а сам он ранен в лицо, но продолжал бой. Когда кончились боеприпасы, он крутым пикированием оторвался от противника и ушёл на свой аэродром.

9 августа 1944 года четвёрка майора А. Г. Батурина патрулировала над Финским заливом, прикрывая морские коммуникации, по которым осуществлялись перевозки грузов стратегического значения. Hемецкое командование подготовило операцию по уничтожению караванов и, перед её проведением направило в этот район сильную группу "расчистки воздуха" из состава известной эскадры. Однако вытеснить советские истребители из зоны патрулирования немецкие лётчики не смогли и, несмотря на то, что в 3 раза численно превосходили группу из 10-го Гвардейского ИАП.

К маю 1945 года командир 2-й эскадрильи, он же штурман 10-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) Гвардии капитан А. Г. Батурин совершил 543 боевых вылета, провёл 84 воздушных боя, в которых сбил лично 9 и в составе группы 15 самолётов противника.. (А. В. Буров в своей книге "Твои герои, Ленинград." указывает на 18 личных и 12 групповых побед; И. И. Цапов, В. Н. Конев и Ю. А. Мясников в своей книге "Гвардейцы Балтики крылатой" - на 9 личных и 16 групповых; М. Ю. Быков в своей книге "Победы сталинских соколов" - на 7 личные и 14 групповых)

Справка:

Кроме того, он потопил 3 военных корабля, уничтожил 3 артиллерийские батареи, 40 зенитно - пулемётных точек, 42 автомашины с солдатами и военными грузами, 3 аэростата воздушного наблюдения, взорвал 4 склада боеприпасов противника

Часть III .После войны

После войны А. Г. Батурин продолжал службу в ВМФ СССР11. В 1948 году Александр Герасимович выполнил предписания врачей - ушёл с лётной работы. В гражданской жизни фронтовик не потерялся. Последние годы Гвардии полковник А. Г. Батурин жил в посёлке Малый Зайкин Первомайского района Оренбургской области Жил в городе Актюбинске (Казахстан), работал в Аэрофлоте и ДОСААФ. С 1979 года жил в Первомайском районе

Он был директором электросети, парторгом ЦК на строительстве аэропорта в Казахстане на целине, главным механиком и начальником строительства телецентра в городе Альметьевске  ( Татарстан ). До 1983 года работал в Аэрофлоте и ДОСААФ12.

Разные люди этого города говорят о Батурине по - разному. Одни - как о главном инженере транспортной конторы треста "Татнефтьстрой". Другие - как о человеке, увлекающемся любительскими киносъёмками. Автомобилисты знают о сконструированном Батуриным микролитражном автомобиле, а радиолюбители - что он коротковолновик.

Это увлечение Александра Герасимовича известно далеко за пределами Альметьевска. Радиолюбители многих стран принимали позывные Батурина. Центральный комитет Союза чехословацких радиолюбителей даже наградил его почётной грамотой. Но, наверное, корреспонденты Александра Герасимовича, с которыми он держал связь, не знали, что позывные УА4ХИ принадлежали человеку, удостоенному за мужество и самоотверженность высшей награды нашей страны - "Золотой Звезды" Героя.

В 1985 году участник Великой Отечественной войны, бывший военный летчик-истребитель, полковник запаса Александр Герасимович Батурин переехал в поселок Первомайский оренбургской области, где  после продолжительной болезни  на 70-ом году жизни .

Умер 29 ноября 1985 года. Похоронен на кладбище посёлка Володарский.

Именем Героя была названа пионерская дружина Яйсанской средней школы Мартукского района Актюбинской области Казахстана, улица в бывшей столице Казахстана — городе Алма-Ате (Алматы).

За мужество и оборону Ленинграда имя Батурина А.Г. высечено на мемориальной доске в Кронштадте (Герои Советского Союза Морских авиационных полков- старший лейтенант Батурин А.Г. 23.10.1942г.)

Вывод:

Цель, поставленная в работе, выполнена. В своей работе мне удалось показать боевой путь моего прадеда - Батурина Александра Герасимовича-героя Советского Союза. Тема моей работы не только актуальна, но и значима.

Проанализировав всю информацию семейного архива, армейских газет, наградных документов Центрального Архива Министерства Обороны РФ, установила, что , Батурин Александр Герасимович прошёл всю Великую Отечественную войну, с первого и до последнего дня. За мужество, героизм, проявленных в боях, был награждён МедальюЗолотая Звезда Героя Советского Союза, тремя орденами Красного Знамени, Орденом Отечественной войны I степени, медалью За оборону Ленинграда, медалью За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., многочисленными медалями.

После войны лётчик Батурин работал в Аэрофлоте и ДОСААФ, парторгом ЦК на строительстве аэропорта в Казахстане на целине, главным механиком и начальником строительства телецентра в городе Альметьевске  ( Татарстан )

Со своей работой я выступила пред одноклассниками, подготовила презентацию.

Передала свою работу бабушке Гейнц Ирине Михайловне, в Оренбургскую область, Первомайский район, п. Малый Зайкин в семейный архив. Каждый год я со своей семьёй принимаем участие в акции «Бессмертный полк» ,в 2020 году буду с гордостью нести портрет своего прадедушки Батурина Александра Герасимовича.

Заключение

Эту работу буду продолжать ,свяжусь с краеведческим музеем Первомайского района Оренбургской области ,чтобы побольше получить информации о своём прадедушке. Свою работу передам в школьный музей Боевой славы «СОШ №20».

Своими подвигами мой прадедушка приближал Победу в этой страшной войне. С каждым годом фронтовиков становится всё меньше, они не любят вспоминать войну. Именно поэтому необходимо помнить об участниках и Героях Великой Отечественной Войны, чтить их память, знать историю своей семьи и события ее героического прошлого. Все мои исследования- это то чем я горжусь, ведь у меня есть своя личная история, которая никогда не будет забыта.

Я горжусь своим прадедом! Мы должны чтить память, которая служит нам примером силы, отваги, мужества и любви к своей Родине.

Список использованных источников и литературы.

Балтийские авиаторы – Герои Советского Союза // Крылья Балтики. - Калининград, 1979. - С. 265.

[Батурин А. Г.] // В небе –  летчики Балтики. - Таллин, 1974

Балтийские авиаторы – Герои Советского Союза // Крылья Балтики. - Калининград, 1979. - С. 265.

[Батурин А. Г.] // В небе –  летчики Балтики. - Таллин, 1974. - фото на вкл..

Батурин Александр Герасимович // Герои Советского Союза – казахстанцы. - Алма-Ата, 1968. - С. 101–102.

Буров, А. Тайна, которую можно раскрыть  / А. Буров // Буров, А.  Твои герои. -  Л., 1970. - С. 197–199.

Трофимов, А. П. А. Г. Батурин  / А. П. Трофимов // Трофимов, А. П. Затерян след в степи солончаковой. – Оренбург, 2001. – С. 320.

Александр Герасимович Батурин: [некролог] // За коммунизм (Первомайский). – 1985. - 28 ноября.

Лабзин, А. Его высота  / А. Лабзин // За коммунизм (Первомайский). -  1984. - 1 дек.

Секрет, М. Золотые звезды оренбуржцев / М. Секрет // Блокнот агитатора. – 1983. - № 23. - С. 22–24.

 Интернет источники

1.http://airaces.narod.ru/all2/baturin.htm

2.http://podvignaroda.ru/?#id=7490127&tab=navDetailManAward

3.http://podvignaroda.ru/?#id=7489850&tab=navDetailDocument

4. http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/b/baturin.htm

5. http://podvignaroda.ru/?#id=7489850&tab=navDetailDocument

Приложение № 1

Приложение №2

Список всех известных побед Гвардии майора А. Г. Батурина:
(
Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п

Д а т а

Сбитые
самолёты

Место воздушного боя
( одержанной победы )

Свои
самолёты

1

21.08.1941 г.

1  Ju-88

Лагсберг

И-153, Як-7, Ла-5.

2

21.09.1941 г.

1  Ме-109

Саблино - Ям-Ижора

3

27.09.1941 г.

1  Ju-87

Петергоф

4

03.04.1942 г.

1  FD-21  ( в паре - 1 / 2 )

вост. о. Сейскар

5

04.04.1942 г.

1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )

сев - зап. маяк Шепелев

6

03.06.1942 г.

1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )

оз. Копенское

7

1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )

маяк Шепелев

8

05.06.1942 г.

1  Не-111

Кронштадт  ( ночью )

9

27.05.1943 г.

1  FW-190  ( в группе - 1 / 4 )

Пенисаари

10

09.06.1943 г.

1  FW-190  ( в группе - 1 / 4 )

вост. о. Сейскар

11

23.03.1944 г.

1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )

сев - зап. о. Вайндло

12

02.04.1944 г.

1  FW-190

губа Кунда - Азери

13

1  FW-190  ( в группе - 1 / 7 )

сев. Тойла

14

04.04.1944 г.

1  FW-190

Вайвара


      Всего сбитых самолётов - 7 + 14  [ 6 + 8 ];  боевых вылетов - 543;  воздушных боёв - 84.

(на фото Батурин А.Г.1983 г., семейный архив.)

Приложение №3

Наградной лист Батурина А.Г.(ЦАМО РФ копия)

Представление к награждению Батурина А.Г. к ордену «Красное Знамя»(сайт «Память народа»)От 13.11.1941, 16.12.1941, 30.04.1944)

Приложение № 4

Ходотайство о поощрении правительственной награде.( Сайт «Подвиг народа»)

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 751)

Орден Ленина от 23.10.1942 Орден Отечественной войны I степени от 11.03.1985);

Медали, в том числе:

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Приложение №5

Армейские газеты за 1944 г.

Заметки о прославленных Балтийских лётчиках.

(майор Александр Батурин)

Армейская газета «Вечерняя Москва» Лётчик-герой Б атурин А.

Приложение №6Мемориальная доска в Кронштате (23.10.1942г.)

Герой Советского Союза гвардии капитан А.Г. Батурин

Презентация работы перед учащимися 4 класса МОУ СОШ №20, 2019 г.декабрь.

1 Балтфлот- Балтийский Флот

2 Ju-87-немецкий пикирующий бомбардировщик

3 ИАП-Истребительный Авиационный Полк

4 Бьёрке-Город расположен на берегу Финского залива ,в 75 км от Санкт-Петербурга и 48 км от Выборга

5 КБФ-Краснознамённый Балтийский Флот

6 Юнкерс- немецкий бомбардировщик

7 Мессер- немецкий самолёт

8 И-153-советский истребитель Чайка 1930-1940- годов

9ЦАМО-Центральный Архив Министерства Обороны РФ

10 FW-190-немецкий истребитель

11 ВМФ СССР-Военно Морской Флот Союза Советских Социалистических Республик

12 ДОСААФ-Добровольное общество содействия армии авиации и флоту

Просмотров работы: 156