Судьба человека в истории страны

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Судьба человека в истории страны

Желтобрюхова А.Ю. 1
1МБОУ СШ3
Шамаева Н.Н. 1
1МБОУ СШ3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность работы обусловлена ролью личности в истории родного края и всей страны.

Цель проекта: на основе анализа имеющихся источников оценить жизнедеятельность Горшкова И.Г., его место в биографии страны.

Задачи:

Доказать, что история государства складывается из истории отдельных людей, которые оставляют свой след на земле.

Выявить роль семьи в самые трудные моменты жизни Ивана Георгиевича Горшкова: годы Гражданской войны, голод 1932 года в Хоперском округе, возвращение к жизни после фашистского плена в 1945 году.

Исследовать боевой путь рядового Горшкова в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: В жизни каждого человека находит отражение история его Родины Или Влияет ли эпоха на судьбу человека?

Предмет исследования- страницы истории родного края и России ХХ века.

Объект исследования- жизненный путь Горшкова Ивана Георгиевича.

В ходе работы над проектом использовались методы сбора информации, анализа и исследования документов, интервьюирование.

I.Введение.

Настоящие герои о своих

заслугах громко не говорят.

Скромность – это их первая

и главная особенность.

Потому – то многие жили

и трудились безвестно,

считая, что сделанное

ими - обычное, рядовое дело.

Есть в истории страны дни и даты, которые среди жизненных невзгод и суеты вдруг обожгут сердце и заставят нас вспомнить о том главном и единственном, чем жива душа наша, маленькая частичка великой души народной. Есть слова, само звучание которых пробуждает нашу историческую память и напоминает о принадлежности нашей к великому народу, слава которого из века в век приумножалась любовью к родной земле и мужеством при ее защите.

В родословной Горшковых Иван Георгиевич занимает самое почетное место. Его судьба – отражение судьбы нашей страны.

Последний день рождения Горшкова И.Г. стал 98-ой… Возраст более чем почтенный. За свои почти 100 лет ему пришлось испытать многое… Он мог умереть двадцатилетним парнем от голода, который пришел в Прихоперье в 1932 году. Мог ежеминутно погибнуть на передовой Великой Отечественной. Мог сгинуть в немецком плену. Мог угаснуть от ран после Победы. Но выжил!

II.Основная часть

2.1 Прерванное детство

Свой исследовательский проект я посвятила моему земляку Ивану Георгиевичу Горшкову, потому что вся жизнь его стала отражением истории родной страны.

Родился Иван Георгиевича 1912 году в станице Урюпинской в большой семье, где было четверо детей.

Раннее детство его пришлось на лихолетье Гражданской войны в нашем крае.

С мая по июль 1918 года белые четырежды вытесняли красных из станицы Урюпинской. С конца июля 1918 года и до начала 1919 года в станице находились белоказачьи части. Однако жизнь не нормализовалась. Продолжалась братоубийственная война. Всякий раз с приближением красных к станице богатые казаки эвакуировались, а затем возвращались назад. Участились грабежи. Быстро росли цены. Из-за отсутствия керосина и нефти перестали работать электростанция и водопровод.

В январе 1919 года Красная Армия освободила большую часть Донской области, в том числе и Хоперский округ. В Урюпинской на пять месяцев установилась Советская власть.

Исторические справки свидетельствуют о дальнейшем обострении противоборствующих сил.

«В начале августа 1919 года станицу Урюпинскую занимали белые войска, с середины августа до конца сентября – красные, а в октябре – вновь белые. Усилилось взаимное озлобление станичников, так как многие урюпинцы воевали на стороне белогвардейцев, а часть – в Красной Армии. Из-за военных действий поля остались неубранными. Осенью 1919 года резко возросли цены на продовольствие. Дорогим дефицитом стало топливо.

В конце октября – начале ноября 1919 года в районе станицы Урюпинской несколько дней продолжались бои, закончившиеся поражением белоказаков. В марте 1920 года Красная армия заняла всю Донскую область». [5, с.117]

Это время Гражданской войны стало трагическим для семьи Горшковых: отец погибает, мать умирает от тяжелой болезни.

2.2 Коллективизация

Гражданская война, разруха, нужда, болезни осиротили четверых детей Горшковых.

Остались воспоминания Ивана Георгиевича о жизни в доме своего деда Горшкова Ивана Степановича.

- Дед взял меня с младшими братьями к себе. Жили с земли. Под хутором Акиншинским было несколько наделов, выращивали хлеб, разбивали огороды, бахчу. Соответственно, и скота было порядком – пара быков, несколько лошадей. Из-за хозяйства и в школу некогда было ходить. Дед учил меня читать по газетам. С письмом тоже особенно не заморачивался, так что почерк у меня вышел никудышный… Но все-таки 4 класса начальной школы получил в 1925 году.

Все бы ничего, сытая жизнь была, но в 1927 году началась коллективизация.

В архивных документах нахожу следующие сведения:

« В конце 20-х начале 30-х годов произошли значительные изменения в жизни крестьянства. В 1927 году правительство закупило намного меньше зерна, чем год назад. Под угрозой оказалось снабжение городского населения и армия, выполнение экспортно-импортного плана. Руководство страны прибегло к чрезвычайным мерам: введению продразверстки, обыскам и насильственным изъятиям «излишков» зерна…». [5, с.123]

Так в одночасье семья Горшковых лишилась и наделов земли, и запасов зерна, и скотины, и всякой опоры в жизни. Опять начались тяжелые времена.

До конца своих дней мой герой вспоминал, как собирали за станицей лебеду, которую мешали с ржаной мукой и пекли лепешки.

И все – таки младший брат, к сожалению, не выжил, умер от дизентерии.

В 1930 году Иван Георгиевич Горшков устраивается работать на маслоэкстракционный завод.

III Но год подкрался сорок первый,

Пожаром землю обожгло…

3.1 Испытания войной.

Только что налаженная жизнь опять обрывается. Обрывается войной.

Летом 1941 года Горшков Иван Георгиевич по призыву уходит на фронт, попадает в отделение связи 827-го мотострелкового полка, который входит в 302-ую горно-стрелковую дивизию.

Если в поисковую строку Интернета ввести – «302 – ая горно-стрелковая дивизия», то никаких заслуживающих внимания ссылок вы не получите. В 41 – ом году в Сталинградской области сформировали семь новых дивизий. Все они погибли весной – летом 42-го, а 302-ая была первой из этих частей.

Директива Генштаба об ее создании вышла 15 июля 41-го, и вскоре в северных районах области прошел массовый призыв военнообязанных 1905 – 1917 годов рождения. На территории современного Урюпинского района были набраны семь команд численностью 1977 человек – таковы данные алфавитной книги мобилизованных бывшего Урюпинского райвоенкомата.

Дивизия формировалась в станице Ленинградской Краснодарского края. Полки комплектовались по территориальному принципу. К примеру, 827-й горно-стрелковый полк под командованием майора Любицкого состоял из мобилизованных жителей Бударинского, Новониколаевского, Урюпинского, Добринского, Нехаевского районов. Особым обучением в дивизии не занимались – все мобилизованные в свое время уже отслужили действительную службу Красной Армии.

Осенью 41-ого дивизия заняла оборону на Таманском полуострове, в ноябре она получила боевое крещение. Ее 825-й и 827-й горно-стрелковые полки, переброшенные в Крым в состав 51-й армии Южного фронта, прикрывали отход армии, эвакуацию частей и соединений. Царила паника и бегство, но полки сумели отбить немцев и провести эвакуацию без больших потерь.

Главный подвиг 302-ой дивизии – ее участии в боях на Керченском полуострове в декабре 41-ого – мае 42-ого. Подвиг забытый и никем неоцененный - майский разгром крымского фронта перечеркнул все усилия и жертвы воинов дивизии.

Части 302-ой участвовали в Керченско - Феодосийской операции. Под сильным огнем противника, в шторм, при недостатке плавсредств, в ледяной воде, горные стрелки сумели высадиться на берег и тут же принялись отбивать атаки врага. Положение менялось – наступали то немцы, то наши. Потери были огромны – за неделю боев погибли, пропали без вести и попали в плен более 32 тысяч бойцов и командиров.

Немцы превосходили советские войска в живой силе и артиллерии. На окраине села Сеит - Асин 827-й полк 302-й дивизии попал в окружение, откуда вырвался с большими потерями. К середине января 42-го в составе дивизии оставалось не больше сорока процентов личного состава.

В феврале 42-го советские войска дважды переходили в наступление, заканчивавшееся безрезультатно. В апреле 302-ая дивизия и другие части, полностью обескровленные, были переданы в резерв – для пополнения и переформирования. Во время отступления и эвакуации на Таманский полуостров подразделения дивизии потеряли более 2090 человек. Штабные документы, очевидно, были уничтожены, и списки погибших составлялись на основании опросов выживших сослуживцев. 8 января 1942 года Урюпинский райвоенкомат из штаба 827-ого горно-стрелкового полка получил список рядового и младшего начсостава, погибших и пропавших без вести на Керченском полуострове (Приложение №1). На его основании родственникам выдали «похоронки».

После Крыма и переформирования 302-ая по своему составу уже перестала быть Сталинградской – пополнение она получала из разных регионов страны, из расформированных частей, из госпиталей. Дивизия участвовала потом во многих стратегических операциях – воевала под Сталинградом и дошла до Праги.

Правнучка Анастасия Ковылина бережно хранит записанное ею интервью, взятое у Ивана Георгиевича накануне его последнего праздника Победы

На вопрос: как это было, старый солдат вспоминает:

- … «Сокол»! «Сокол»! Как слышишь? Прием! – надрывается в трубку телефона связист.

Прохрипит ему трубка в ухо и тишиной, будто холодной водой, обдаст – опять порыв на линии. И пяти минут не поработала, выругаться бы с досады, да сил уже нет. Вторые сутки идет бой, вторые сутки натягиваются провода и нервы. Телефонист берет запасную катушку, закидывает за плечи винтовку, захватывает в ладонь провод – и марш, марш вдоль линии. Пригнувшись, под разрывами снарядов и мин, под свист осколков - вперед. Вот он, обрыв, соединил концы, прозвонил: ага, есть связь. Можно возвращаться. Надолго ли?

Паника была дикая. Через наши позиции на Тамани войска валом валили. А паникерство – вещь очень заразительная. Умом-то понимаешь, что бежать не надо, а ноги сами вслед за другими тебя несут. Страх неописуемый появляется. Но мы тогда не поддались. Отступавших быстро отправили в тыл на переформировку. А наша часть отбила попытки немцев переправиться через пролив.

В конце декабря, накануне нового 1942 года, вместе со своим полком Иван Георгиевич участвовал в Керченско – Феодосийской операции, отбивал у немцев Керченский полуостров. Работы у связистов в наступлении очень много. Командиры рвут телефонистов на части: связь нужна всем.

-Новую линию прокладывать обычно по парам выходили. Катушки четыре с проводом на себя навьючишь (а это килограммов тридцать) и топаешь. Ранили или убили напарника, его ношу на себя взваливаешь и тянешь линию дальше - три – пять километров от штаба полка до передовой. Оттуда навстречу взводный или ротный телефонист выходит. Встретились, соединились – и назад, в свое хозяйство. По идее, и в бою линия пополам обслуживается. Но на передовой-то убыль в людях быстрее идет, приходилось часто все на себя брать и отмахивать за день по нескольку десятков километров, - рассказывал Горшков Иван Георгиевич.

В обороне простояли до июля 1942 года. Потом немцы развернули наступление на Сталинград и Кавказ. В августе стало жарко и на Таманском. С боями отступали к Новороссийску. Во время очередной проверки линии Ивана Георгиевича ранило: осколками мины посекло обе ноги, левую руку, ну и голове досталось. Эвакуировали его в Пятигорск, а когда немцы дошли и туда, вывезли в Саратов. В свою часть вернулся в начале 1943 года, когда наши наступали на южных фронтах. Но вырвавшиеся вперед части сами оказались в окружении. Полк Горшкова Ивана Георгиевича в число таких попал.

- Я с напарником провода сматывал, на другой участок перебазировались. А тут немцы, мы даже «мама» сказать не успели, тепленькими нас и взяли, - горестно вздыхал старый солдат.

Со многими своими однополчанами он несколько месяцев промучился в пересыльном лагере на Украине. Но это было только начало. Тех, кого не скосил тогда тиф и голод, вывезли в западную часть Германии в лагерь для военнопленных, в промышленный район города Дортмунда.

…Бредет, шатаясь, колонна, пылят босыми ногами бойцы, из последних сил стараясь держать строй. И заглушает стоны и кашель шуршание бумаги – на каждом пленном вместо давно истлевшей гимнастерки мешок из-под цемента надет и бечевкой в поясе перехвачен.

- На цементном заводе наш брат помирал быстрее мух – скоротечная чахотка косила. Через пару месяцев население бараков обновлялось почти полностью, - рассказывал участник войны.

Но ему тогда повезло: как более крепкого зачислили его в похоронную команду, отправили на Западный фронт на границу с Нидерландами. Шла осень 1944 года, союзники наконец-то открыли летом второй фронт, подошли к границе Рейха. Наши пленные убирали с поля боя и хоронили трупы немецких солдат.

Мерзкое это дело, но кормить стали лучше. У убитого пошаришь по карманам - сухарем, а то и консервами разживешься, голод не тетка.

В апреле 1945-го англо-американские войска стремительным наступлением окружили немцев в районе Дортмунда и освободили наших пленных. Относились к ним с сочувствием. Ведь их-то пленные содержались в довольно сносных условиях, даже посылки от Красного Креста получали, работать их не заставляли. А тут стоят советские бойцы, больше похожие на святые мощи. Выживших собрали в фильтрационный лагерь, подкормили, подлечили и через месяц, когда война закончилась, передали советской стороне.

Снова оказались за колючей проволокой до выяснения того, как каждый в плен попал и как там себя вел. Претензий не было к Горшкову Ивану Георгиевичу, зачислили в строй одной из частей, стоящих в Польше.

Но плен даром не прошел. Открылись раны, стал он угасать словно свечка. «Не жилец»,- решила медкомиссия и списала его.

IV.

Об одном прошу тех, кто

Переживет это время: не забудьте!

Не забудьте ни добрых, ни злых,

Терпеливо собирайте свидетельства

О тех, кто пал за себя и за вас!

Пусть же эти люди будут всегда

близки вам, как друзья,

как родные, как вы сами.

Ю. Фучик.

По состоянию здоровья Горшков Иван Георгиевич возвращается с Великой Отечественной досрочно.

Дома его просто не узнали, когда увидели его. Он приехал домой на попутной телеге, серый, худой, с поблекшими глазами. Но был живой, и это было главное.

Полуживой солдат не слезал с печи, а обеспокоенная жена бегала по соседям и просила помощи и совета, делала всевозможные мази, настои обращалась с молитвами к Богу.

Постепенно болезнь начала отступать…

Заслуги Горшкова Ивана Георгиевича отмечены правительственными наградами. Первую свою медаль ему вручили дома со всеми почестями и поздравлениями 24 июля 1945 года.(Приложение №2)

Через год состояние Ивана Георгиевича улучшилось. Окрепнув, он идет работать на крановый завод имени Ленина в отдел снабжения.

 

V.Заключение.

Вот таким был человек с фотографии – Иван Георгиевич Горшков. (Приложение №3)

В результате проектной деятельности у меня была возможность прикоснуться к подвигу моего легендарного земляка, приблизиться к невиданному душевному порыву, к боли и славе. У меня было время встретиться с его правнучкой и узнать, как бережно хранится память прадеда в их семье.

Нет памятника героям краше, чем благодарное сердце наше, память наша. Память о войне не стирается, не тускнеет с годами, потому что великая: великий подвиг и великое страдание, великая кровь за великую свободу не забываются…

Таким образом, гипотеза моей исследовательской работы доказана: эпоха влияет на судьбу человека.

Проектом предусматривается проведение долгосрочных и оперативных мероприятий образовательного, информационного и организационного характера, направленных на патриотическое воспитание учащихся.

Список использованных источников и литературы:

1. Web: http://militera.lib.ru/h/isaev_av4/11.html

2. Русский архив: Великая Отечественная: Ставка ВГК. Документы и материалы. 1942 г.....с.205)

3. Малахов Николай Андреевич. Хопер в огне / Лит. запись Л. М. Субоцкого. - Москва : Воениздат, 1956. - 1 т.; [Кн. 1]. - 1956. - 311 с.

4.У руба на Хопре : Ист. очерки и хроника летописи г. Урюпинска, 1618-1998 / Сост. В. А. Приходченко и др. - Волгоград : Волгогр. ком. по печати и информ., 1997. - 173 с.

5. Скрипкин Анатолий Степанович. История и природа Урюпинского края- Урюпинск, 1998.-с 117, 123

Просмотров работы: 547