Краткая аннотация
В работе представлен материал о военных исторических событиях прошлого нашей Родины.
Информация изложена в доступной и понятной для слушателей форме.
Автором четко сформулированы цели работы, для раскрытия которых представлены разнообразные задачи: работа с источниками информации, встреча с участником поискового отряда «Высота», встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, посещение Краеведческого музея г. Курчатова и «Патриотического центра Отечества» лицея №3, знакомство с историей России в полотнах «Государственной Третьяковской галереи».
Используя полученные данные, автор делает подробные выводы.
Решение проблемы идет через практические методы (беседы, наблюдения, исследования, встречи).
Слушание проекта состоялось на заседании НОУ «Интеллект» лицея№3 от 15.03.2019 г.
Цель
Ознакомиться с историей войн, происходящих на Руси,
расширив представление о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
- работать с исторической литературой
- посетить Краеведческий музей г. Курчатова
- посетить «Историко-патриотический центр Отечество» лицея №3
- посетить «Музей под открытым небом» г. Курчатова
- встретиться с участником поискового отряда «Высота». Воробьевым Кириллом
- встретиться с ветеранами ВОВ
- провести беседы о войне с учащимися начальных классов лицея №3г. Курчатова
- принять участие в акции «Мы за мир»
- посетить мемориал Белгородской области “Великое танковое сражение”
- посетить музей Северного Фаса Курской Дуги с. Поныри
Введение
Актуальность
Степень культуры каждого народа определяется отношением к своему прошлому. Вот почему необходимо знать историю своего Отечества и понимать, насколько тесно она связана с историей всех народов.
Великая Отечественная война – одно из самых значительных и драматических событий в истории нашего государства. В современных условиях, когда остро стоят вопросы патриотического воспитания граждан, гордости за Отечество, эта тема очень актуальна. Она нужна и важна к 75-летию победы на Курской Дуге потому, что на прошлом строится наше будущее. Большой неизгладимый след оставила война в каждом доме. А главное- люди, погибшие, защищая свою страну, свой город, край, село, своих родных и близких
Гипотеза
Предполагаю ,что войны прошлых лет со стороны российских войск несли оборонительный характер.
Проблема
Малая осведомленность о войне среди детей младшего школьного возраста.
Содержание
Тема Великой Отечественной войны волнует не только меня. В дни празднования этой даты проходит ежегодно в нашем лицее Фестиваль патриотической песни. Активное участие принимают все классы в этом празднике. (Приложение 1 ). 23 августа 2018 г. во Дворце культуры г. Курчатова состоялся праздничный концерт, посвящённый 75 –летию Великой Победы. на Курской Дуге. В школе Искусств также проходит смотр песни, в котором я принимаю участие. Периодическая печать информирует читателей по этой теме. Так в статье газеты « Курчатовское время» от28 .03.2018г говорится о том ,что стартовала благотворительная акция «Спасибо за Победу» , что в Курчатове проживает12 участников Великой Отечественной войны,66 вдов ветеранов войны,110 тружеников тыла 4 человека награждены знаком «Жителю блокадного Ленинграда» Учитывая особенную значимость этой даты для каждого россиянина ,говорится в статье, коллективы предприятий, учреждений просят принять активное участие в этой акции. В школьной библиотеке я прочитала в газете «Курчатовское время» от 28 03. 2019г. заметку о том, что в школе №6 г. Курчатова также стартовала также благотворительная акция « Спасибо за Победу» Третьего апреля 2019 г. в России объявлено о начале акция «Вахта Памяти» к 75-летию Великой Победы. Об этом было сказано по Центральному телевидению. Отмечено, что в России 42 тыс. поисковых отрядов. За время своей работы поисковики подняли 120 тыс. солдат .В.В. Путин отметил ,что эта память священна для нашего народа.
“Хотят ли русские войны?” Спросите вы у тишины
Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат
И вам ответят их сыны: «Хотят ли русские войны?».
( Песня «Хотят ли русские войны » сл. Е. Евтушенко муз. Э Колмановский.)
И мы сейчас: сыны, внуки, правнуки тех солдат, участников воин, отвечаем: «Нет, нам не нужна война». Я предполагаю, что так ответят все. Это и является темой моего проекта.
Так как я увлекаюсь музыкой, то некоторые моменты моего выступления я буду подтверждать музыкальным сопровождением.
А знаете ли вы, когда произошла самая первая война на Земле? Об этом повествует одна из древнейших книг - Библия. Первая книга Библии «Бытие» рассказывает о том, как сын Адама Каин убил своего брата Авеля.1 Это было самое первое убийство на земле. Причиной его явилась гордость и зависть. С тех пор люди стали враждовать между собой, и масштабы этой вражды становились все больше и больше. Они превращаются в войны. (Приложение №1).
Осенью этого года в нашем классе была экскурсия в «Музей под открытым небом» г. Курчатова. Мы ознакомились с выставкой «История России в полотнах Государственной Третьяковской галереи». Я заинтересовалась выставкой и решила подробнее узнать о событиях тех лет, которые представлены на этих картинах. Мне помог материал с уроков литературного чтения и окружающего мира, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с участником поискового отряда «Высота».
Я остановилась у картины Виктора Михайловича Васнецова «Князь Владимир». Мне уже было известно, что в 988 году он принял Крещение. Великий князь мечтал видеть свое государство единым, сильным, независимым, чтобы Древняя Русь встала вровень с соседними странами. Князь Владимир решил просветить народ через веру .(Приложение 2).
«Но не будет добра, коль меж своими вражда», говорит народная мудрость. Однако не все это понимали. Не все хотели жить в мире. Все чаще вспыхивали междоусобные войны.
Русь распалась на несколько княжеств. Летописец записал в 1134 года , что разодралась наша земля русская.
Случилась и другая беда: с востока нагрянула монгольская конница. Киевская земля была выжжена дотла.
С запада пришла еще одна беда: прибалтийские и северо-западные русские земли манили к себе шведских и немецких рыцарей.
«Великими подвигами, многою верою и мольбами сложилась Русь, тяжелый путь выпал на ее долю. Много скорби и бед претерпела она, прежде чем стать тем великим государством, каким слывет она теперь. Господь миловал Русь и спасал ее своими силами». Писал святитель Филарет Московский.2
Три беды – как с ними справиться? Пример показал потомок Владимира Мономаха князь Александр Невский. И вот я у картины П.Д. Корина «Александр Невский». А знаете ли вы, почему князя Александра называют Невским? В дополнительной литературе я нашла сведения о том, что Александра стали называть Невским после того, как он одержал победу над шведами на берегу Невы, в устье реки Игноры 15 июля 1240 года. Именно за эту победу князя стали называть Невским. Битва на Чудском озере, которую называют «Ледовым побоищем» принесла победу нашим рыцарям. Александра Невского стали называть героем русского народа. Его почитают как защитника Отечества и православия. Он также причислен к лику святых. (Приложение 3.) Причинами этой войны стало то ,что рыцарей других стран манили наши земли.Много скорбей претерпела Русь, но врага на свои земли не пропустила.
Меня заинтересовали события картины А. Бунова «Куликовская битва». На уроках окружающего мира и литературного чтения я узнала, что русское войско сошлось с татарским 8 сентября 1380 года на поле Куликовом за Доном у реки Непрядвы. За победу в этом сражении князь Дмитрий был назван Донским. Имя Дмитрия Донского неразрывно связано с именем великого русского святого Сергия Радонежского. (Приложение 4).
Получив благословление святого Сергия Радонежского, князь Дмитрий в 1380 году повел на битву с ордынским воеводой Мамаем объединенное русское войско.
Вместе с ним шел и его брат Владимир Андреевич Серпуховский, который стал героем сражения, решившим его исход. Дорого стоило Руси эта победа. Князь Дмитрий получил после этой битвы прозвище Донской. Народ, князья разных русских земель поняли главное: чтобы победить, надо объединиться. Опять пришлось давать отпор на вторжение врага. ( (Приложение 5).(Песня «Донцы - молодцы» С. Овсянкин)
Французский император Наполеон хотел покорить весь мир. Он завоевал почти всю Европу. Непокоренной оставалась Россия. Я прочитала, что Наполеон отправил огромную армию - 600 тысяч человек. Русская армия насчитывала 41 тысячу солдат и офицеров. В июне 1812 года французы перешли Немон. Началась Отечественная война. Под Москвой у села Бородино произошло генеральное сражение двух армий. На огромном поле сошлись 250 тысяч человек. Гремели залпы 1200 орудий, 15 часов длилась кровавая битва. Велики были потери. (Приложение 6).
Вот та самая картина А.Д. Кившенко «Совет в Филях». Военный совет под руководством М.И. Кутузова принял решение оставить Москву без боя. Важнее было сохранить армию, потому что без войска могла погибнуть вся Россия. Недолго радовался Наполеон захвату Москвы. Город был пуст, приближалась зима. Французы вынуждены были бегством покинуть Москву (Приложение7)
. В память Наполеона в Москве был построен храм Христа Спасителя. (Приложение 8 .). Я изготовила макет этого храма. Подводя предварительные итоги,отмечаю,что эта война тоже была захватническая. Отдать Наполеону свои земли-это не в наших правилах . Девизом А.В.Суворова (великого полководца)были слова «Жизнь Отечеству- честь никому!»
Со слезами на глазах писал А. Пластов картину “Фашист пролетел” (Приложение 9.) Великая Отечественная война. Страдают невинные дети.
Как хорошо, что в нашем городе Курчатове есть такой музей. Здесь каждый человек может ознакомиться с историей России в полотнах Государственной Третьяковской галереи.
А теперь давайте подумаем «Нужны ли были нам эти войны?»
Их историю мы узнаем по картинам и литературе.
Совсем одну лишь человеческую жизнь отделяет от нас другая война – Великая Отечественная. Об этой войне нам могут рассказать ее участники, с которыми происходили мои встречи. 22 июня 1941 года началась новая война, страшная и кровопролитная, которая длилась около четырех лет. Как важно для нас, для будущих поколений, чтобы не забылась та война. (Приложение 10).
Брестская крепость одной из первых приняла удар вражеских войск. Несмотря на внезапность нападения, немцам не удалось взять крепость штурмом. Ее малочисленный гарнизон отчаянно сопротивлялся почти месяц. На предложение сдаться защитники вывесили ответ, написанный кровью, на куске полотна «Все умрем за Родину, но не сдадимся». Оборона Брестской крепости- это подвиг советских воинов, ценой совей жизни задержавших наступление врага. В 1965 году Брестской крепости присвоено звание «Крепость-герой». Об этом мы говорили на уроках литературного чтения. (Приложение11.).
В конце января 1943 года была прорвана 16-месячная блокада Ленинграда. Я много читала литературы о том, как тяжело пришлось жителям блокадного Ленинграда. (Приложение12)
2 февраля 1943 года произошла Сталинградская битва, которая стала переломным моментом в войне. (Приложение13). (Песня «На Мамаевом Кургане тишина» сл. В. Бокова муз А. Пахмутовой.)
В третье лето войны состоялась Курская битва. Она длилась 500 огненных дней. Эта битва стала окончательным переломным моментом в войне. Когда освободили Орел и Белгород, впервые за время Великой Отечественной войны, Москва расцвела залпами салютов. (Приложение 14).
Далее был освобожден Великий Новгород, Севастополь, Петрозаводск, свободной стала Белоруссия. Эта победа была потому, что за свободу Отечества сражались плечом к плечу представители всех народов Советского Союза. Только вместе можно было победить. Эта война, как и все предыдущие, была оборонительная. Наш народ вынужден был её вести. Необходимо было прогнать врага. Цена за это была огромная-миллионы человеческих жизней.
Война закончилась, но в любом уголке нашей необъятной Родины, каждая семья хранит воспоминания о Великой Отечественной войне. Мне удалось встретиться с ветераном Великой Отечественной войны Мяснянкиной Софьей. Викентьевной. Она вспоминает о том, как трудно было в то время. Софья была еще совсем юной. Надела первое взрослое платье, надела первые туфли на каблуке, ах, как хотелось танцевать, но в окопах свистели снаряды, они вспоминали о доме. (Приложение 15).Война застала её в Белоруссии. На её глазах сожгли родной дом и застрелили маму. Четырнадцатилетней девушкой она работала в госпитале. Ухаживала за ранеными. Ей бы на улицу ходить, а она под снарядами.
А мы спрашиваем «Оправдана ли война?» Внезапное нападение ,издевательства ,лишения и голод пришлось терпеть нашему народу Мы вынуждены были давать отпор, а значит война оправдана. Софья Викентьевна мне несколько раз сказала: «Не дай, Бог, деточка,! Не дай, Бог!» (Песня «Враги сожгли родную хату» сл. М. Исаковский муз .М. Блантер)
Много людей не пришло с войны, многие не дождались своих родных , и к сожалению, некоторые до сих пор не знают, где похоронены их родные. К счастью, у нас в городе, как и в других городах, есть поисковые отряды, которые помогают найти места захоронения родственников. На нашей Курской АЭС есть поисковый отряд «Высота». Они занимаются раскопками боевых действий не только в Курской области, но и на территориях другие областей. С участником поискового отряда «Высота», Кириллом Воробьевым, у нас произошла встреча. В «Историко-патриотическом центре Отечества лицея №3» он представил нам результаты работы отряда. (Приложение 16).
Вот, что Кирилл нам рассказал.
Когда он был совсем маленький, его папа часто уезжал в «походы». Сына с собой не брал. Мама говорила, что ещё рано мне. Из походов он привозил интересные вещи. Вот посмотрите (показ стреляных гильз). Это же всем мальчишкам интересно. И вот совсем недавно, когда Кириллу исполнилось десть лет, он ему всё рассказал. Оказывается, его папа входит в состав поискового отряда «Высота» при центре «Поиск» г. Курска, а также входящий в объединение поисковых отрядов Атомных станций России концерна «Росэнергоатом». Работа в отряде сложная и требует много сил, энергии и нервного напряжения.
Рассказывая ребятам своего класса об отце, и его работе в отряде, он понял, что одноклассники об этом совсем ничего не знают. Кирилл считает, что его информация будет полезна подрастающему поколению.
Мой дедушка. Писаренко Василий Иванович, неравнодушен к теме войны. Им добровольно собран материал о памятниках, которые поставлены солдатам в Курчатовском районе, о тех солдатах, которые захоронены в братских могилах. Это он сделал для нас, для будущих поколений, чтобы мы знали о той жестокой войне, помнили, какими силами добыто наше счастье и мирная жизнь. Ребята нашего класса встретились с ним. Дедушка рассказал нам о своей работе (Приложение 17). Так в с. Иванино стоит скульптура «Матери- солдатке.» Здесь есть памятник ,на котором список с 67 -ю именами, погибших солдат. В других населённых пунктах также стоят обелиски :с. Дружное-182 воина захоронено, сМакаровка-250 воинов, с. Чапли-241 воин, с. Дроняево 170 воинов. В с. Кожля поставлен памятник воинам, которые подверглись вопиющим злодеяниям фашистов. В с. Тарасово находится братская могила со 172 –мя, воинами.
Он подготовил проект «Обелиски» г. Курчатова и рассказал ребятам моего класса о том, какие памятники находятся на территории Курчатова и Курчатовского района. Это братские могилы, в которых захоронены погибшие солдаты. На каждом из них есть список захороненных солдат. Я горжусь этими людьми, им не безразлична чужая боль так же, как и нам. Боль, которую приносят нам войны.
С историей Курской битвы я познакомилась в Курчатовском Краеведческом музее (Приложение 18.) Меня поразили письма с фронта. Бойцы пишут . что у них всё хорошо.
Разве такое возможно на войне? Когда вокруг летят снаряды. Здесь я увидела посуду, из которой ели солдаты. А ещё воспоминание одной девушки, Лизы Марковой, сан. инструктора. Она погибла. Рано оборвалась её жизнь. Вера Александровна, экскурсовод музея, познакомила меня с панорамой ,на которой представлено освобождение с. Колпакова. Всё это ужасно просто видеть. А быть свидетелем каково? Зачем нам такая война?
В рамках моего проекта я подготовила материал о цене хлеба во время Блокады Ленинграда и выступила перед учениками первого класса нашего лицея. Дети приняли участие в акции «Мы за мир», изготовили символ мира-белого голубя. Так дети выразили свое мнение о том, что нам не нужна война. (Приложение 19).
Я провела опрос среди учеников нашего класса и узнала, что эта война коснулась многих моих одноклассников тоже. Так, например, Гачкова Вика рассказала о своем прадедушке ,Гачковове Петре Трифоновиче.Он ветеран ВОВ. В возрасте 33лет воевал в составе 146 Гвардейского полка. ,награждён медалью за оборону Москвы. (Приложение 20).
Лиза Горбань рассказала о своем прадедушке Коле, участнике Великой Отечественной Войны Кезин Н.М.в 1944г в возрасте 17 лет был призван на Тихоокеанский флот. Участвовал в войне с Японией. Служил на двух боевых кораблях , После окончания войны был награждён медалью «За победу над Японией»(Приложение 21).
Манжосов Никита о своем прадедушке. Лысенко Г.И.-красноармеец. Он прошёл всю войну и был убит в конце войны.(Приложение22).
Лена Никулина представила нам интересные материалы о своём прадедушке Адамов АГ. воевал за освобождение Кавказа с Одессы.(Приложение 23)
«Никто не забыт, ничто не забыто». На уроке литературного чтения мы писали письма своим дедушкам, воевавшим на войне или просто солдату. В каждом из этих писем выражается благодарность своим дедам за их мужество и стойкость.
Соня Дюмина пишет: «Я очень хочу, дедушка, тебя увидеть, но к моему сожалению, больше никогда, наверно, не увижу. Если только во сне.»
Варя Кайдакова пишет своему дедушке Васе: «Мы сейчас живем счастливо. Над нашими головами не летят самолеты и не свистят пули. Спасибо тебе, дедушка, что у нас такая жизнь!
Валентина Алексеевна, наша учительница, рассказала нам о своём папе. Он воевал на Курской Дуге. Алексей Алексеевич Карабанов был пулемётчиком. Переносил раненых с поля боя под обстрелом. Потом попал в плен к фашистам. Одиннадцать месяцев находился в плену. Потом освобождение и опять бой. Слушать спокойно об этом невозможно. У меня постоянно в голове звучат слова Софьи Викентьевны: «Не дай, БОГ. «Не дай, БОГ, деточка» (Приложение 25)
Ребята моего класса также присоединились к акции «Мы за мир». Участвовали в конкурсе рисунков и изготовили символ мира-белого голубя. (Приложение 24)
Одно неприятное событие во время работы над этим проектом у меня оставило боль в душе. В сети Интернет я прочитала, что несколько человек пишут о том, что нам нужна война «. Нет! Я не хочу о них говорить. Им посоветую ознакомиться с историей войн, как и я. Тогда у них будет другое мнение. А опрос жителей г. Курчатова подтверждает моё мнение. Из десяти опрошенных - все за мир. Прохожие, участвующие в опросе выразили своё мнение в том, что наши солдаты вели войну оборонительную. Они защищали своих детей, жён,стариков. .(Приложение 26)
На празднике 9 мая в акции «Бессмертный полк» принимают участие огромное количество людей. Они несут портреты своих родственников. Нескончаемые потоки людей заполняют городские улицы. Многие остались на той войне. Разве можно на это спокойно смотреть? Учащиеся начальных классов нашего лицея выразили единогласное мнение, что нам не нужна война Я ,думаю, что в других школах нас поддерживают. Миллионы погибших людей в разных воинах, могилы неизвестных солдат, осиротевшие дети, одинокие жены - подтверждение тому, что нам не нужна война. Нам нужен мир, и я верю, что так и будет. Я в это верю.(Приложение 27) (Песня - молитва «Верую. Верую…» сл. и муз. Н Салейко.)
Заключение
В результате проделанной мною работы отмечаю, что гипотеза, которая поставлена мною в начале работы , подтвердилась. Все войны, на происходившие на Руси, несли оборонительный характер..
Цели работы достигнуты. Знакомство с историей России в полотнах Государственной Третьяковской галереи помогли мне лучше узнать историю России .Посещение «Краеведческого музея» г. Курчатова представило мне реальные события тех лет. А встречи с участником поискового отряда, Воробьёвым Кириллом и ветераном ВОВ, Мяснянкиной С. В.,останутся в памяти навсегда.
Задачи, поставленные мною в работе выполнены.
Эта работа помогла мне больше узнать о войне. Собранный мною материал , я использовала как дополнительный на уроках литературного чтения и окружающего мира. Думаю ,работа, которую я провела среди одноклассников принесла и им тоже пользу. В дальнейшем намечаю эту информацию донести и для других классов нашего лицея ,планирую посетить «Храм –памятник» героям Огненной дуги на Прохоровском поле в Белгородской области, увидеть знаменитую « Катюшу» у музея-диорамы «Огненная дуга»
А главное я узнала, что все войны с нашей стороны были оборонительными.. Одновременно я познакомилась с историей России в полотнах Государственной Третьяковской Галереи. Узнала фамилии художников Таких как .П.Д.Корин. АД.Кившенко А. Пластов.,увидела их картины. Это мне также пригодится на уроках изобразительного искусства. Узнала композиторов ,которые писали музыку к песням о войне.-это А. Пахмутова,Э.Колмановский,М.Блантер и другие.
Встреча с ветераном ВОВ произвела на меня глубокое впечатление. Я вживую соприкоснулась с очевидцами тех событий. Как жаль ,что таких людей остаётся всё меньше.
А работа поисковых отрядов? Сколько мужества , смелости надо иметь таким людям.! Когда я подрасту, то обязательно запишусь в такой отряд. Хочу хотя бы ,что-то сделать для тех, кому обязаны мы жизнью,
С наработанным материалом я выступила в городской библиотеке(10.04 2019г.) (Приложение 26)Здесь состоялся литературный вечер , посвящённый Великой Отечественной войне.
Литература: М. Алексеев. «Памятники истории и культуры»
Л.Ф. Климанова «Литературное чтение « 4 кл.
Материалы Государственной Третьяковской Галереи.
А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 кл.
Приложение
“Каин и Авель” (Приложение 1))
Экскурсия в «Музей под открытым небом» г. Курчатова.
“Крещение Руси Князем Владимиром ”В. Васнецов. (Приложение 2)
“Ледовое побоище” 15 июля 1240 г, Александр Невский П.Д.Корин.(Приложение 3)
“Благословение св. С. Радонежского» А. Бунов (Приложение 4)
“Куликовская битва” 1380 г. А. Бунов (Приложение5,6)
“Совет в Филях” А. Д. Кившенко (Приложение7) «Москва в огне»
“Храм Христа Спасителя” в Москве. (Приложение 8)
А Пластов « Фашист пролетел» (Приложение 9)
“Брестская крепость” (Приложение 10))
“Блокада Ленинграда” 1941 г. (Приложение12)
“Сталинградская битва” 1943 г. (Приложение13)
«Курская битва» (Приложение14)
Встреча с бойцом поискового отряда “Высота” Воробьевым Кириллом
(Приложение16)
“Северный Фас Курской Дуги С.Ольховатка. Найден боец.”
Встреча с ветераном ВОВ С. В. Мяснянкиной
(Приложение 15)
( Приложение 17
«Встреча с Писаренко В.И» (Приложение 17)
Гачков П.Т.(Приложение 20)
Никита Манжосов рассказывает о своём прадедушке( Приложение 21).
Лиза Горбань рассказала о своём прадедушке Коле.(Приложение22)
Лена Никулина Рассказывает о своём прадедушке (Приложение 23)
Классный час «Мы гордимся» (Приложение 24)
«Краеведческий музей» г. Курчатова(Приложение 25)
«Мы за мир» (Приложение 26)
Акция «Мы за мир» (Приложение 27)
«Никто не забыт, ничто не забыто» ( Приложение28)
Письма на фронт
Акция «Мы за мир» конкурс рисунков (Приложение 29)
Ознакомление с материалами о подготовке ко Дню Победы . (Приложение 30)
Опрос жителей г . Курчатова. (Приложение 31)
Опрос жителей города Курчатова
«Оправданы ли войны на Руси со стороны российских войск?
«9 мая» ( Приложение 31)
1https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%90%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%9A%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BC
2https://znanio.ru/media/metodicheskaya_razrabotka_uroka_opk_po_teme_zaschita_otechestva_kurs_orkse_3_klassy_korrektsionnoj_shkoly-261099/290203