Проданная «барга»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проданная «барга»

Бакунина М.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №86 г. Челябинска»
Проценко О.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №86 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Однажды на классном часе, моя учительница рассказала нам о своей деревне. И в своем рассказе она употребляла слово Тютняры, «проигранная барга», тютнярцы. В тот момент, мне было неудобно спросить, да и рассказ был увлекательный. Пришла домой и поделилась этой информацией со своей семьей. Мы с мамой заинтересовались этой темой и стали ее исследовать. Оказывается - это деревня с изюминкой, эту изюминку, я захотела разгадать.

Мы стали собирать информацию, изучать литературу о происхождении села Тютняры. О полученной информации появлялось много вопросов, и не было ответов. Почему рабочие Кыштыма и соседи ближайших деревень звали тютнярцев «баргой проигранной», почему и за что их переселили, и самое главное кто их переселил? Поэтому в своей творческой работе, я решила узнать происхождение села Тютняры.

Цель моей работы: собрать как можно больше интересных фактов о происхождении села Тютняры.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить литературу по теме исследования;

Опросить местных жителей – старожилов села;

Проанализировать собранную информацию;

Оформить работу.

Актуальность моей работы заключается в том, что мало кто интересуется историей родного края. Знание истории своей страны и истории родного края очень важно для каждого из нас. Своей работой я хочу пробудить к ней интерес. Ведь она хранит в себе много тайн и загадок. Я считаю, что в этом состоит новизна моей работы. Изученный материал можно использовать по курсу внеурочной деятельности Краеведение.

Кто они и откуда?

Село Тютняры основано в середине 18 века. Оно расположилось в удивительном месте на северо-западе Челябинской области возле озер Малые и Большие Ирдяги. А так же рядом находится озеро Увильды. К этому селу примыкает деревня Беспаловка и село Кузнецкое.

До революции Тютняры официально именовали селом Рождественским, Екатеринбургского уезда, Пермской губернии. Фактически же оно состояло из четырех населенных пунктов: сел Губернского и Кузнецкого и деревень Беспаловой и Смолиной, которые к 90-м годам прошлого века слились в одно огромное село, где было четыре кабака, столько же церквей и только девять сельских и церковно-приходских школ. В связи с малонаселенностью и незначительной территорией, состоящей из нескольких коротких улиц, вросших в село Кузнецкое, в настоящее время село Смолина на административной карте Челябинской области отсутствует. Село Рождественское включает в себя село Кузнецкое и Губернское и две деревушки Беспаловка и Смолина. До сегодняшних дней эти места называют Тютнярами. «Тютнярь» в переводе с марийского – «разливающаяся речка». Эта речка протекает в Пензенской области, весной она разливается, а летом пересыхает. В Пензенской области есть Кузнецкий район, деревня Тютнярь Анненковского сельского поселения.

Отсюда первый вопрос: откуда у нас на Урале появилось название марийского происхождения?

Из официальных источников Центрального Архива Древних актов от 1968 года №533 «… село Рождественское, оно же Тютняры и Ирдяги, основано заводчиком Н.Н. Демидовым между 1781-1785 годами в Екатеринбургском уезде Пермской губернии, куда Демидов перевез крестьян из купленного у князя М.И. Долгорукова села Дмитриевское, Тютнярь тож». Также существует «ревизская сказка» - договор купли-продажи, под которым расписались 11 человек, в том числе был родственник Пушкина А.С.

На основании этого документа существует несколько версий.

По мнению автора рукописного труда «Рождественское подполье» и «Родные слезы» Александра Степановича Плаксина, первыми переселенцами Тютняр стали беглые мастеровые люди. Он пишет о том, что рол Плаксиных прибыл на Урал перед самым Рождеством Богородицы, в 1761 года из села Воскресенское-Нарышкино, что на реке Труев стояло (ныне город Кузнецк Пензенской области). Крестьяне того села не были крепостными, а занимались хлебопашеством и мастерством и платили подати.

Однако, в выписках из книги «Приходы и Церкви Екатеринбургской губернии», написано «начало сему положили в 1765 году переселенцы из деревни, находящейся на реке Тютнярке Кузнецкого уезда Саратовской губернии». 77 семей были куплены Н.Н. Демидовым у князя М.И. Долгорукова для заводских работ. Среди переселенцев было много ремесленников: кузнецы, плотники, столяры, слесари, гончары, пимокаты, портные, гончары, каменщики-печники. Крестьяне из Тютняр считались первыми живописцами. Их хозяева Долгоруковы ими очень гордились. В Петербурге весь Долгоруковский дворец и все княжеские палаты были расписаны тютнярцами.

Из книги «Чертовы ворота» написанной Николаем Федоровичем Глуховым, говорит, что переселений с 1761 по 1785 года было несколько. Так, Тряпицыны были куплены у помещицы Зубовой в Саратавской губернии, которая жестоко обращалась с крестьянами и кормила их их корыта, как свиней.

Этой точки зрения придерживаются историки и краеведы. В Челябинском краеведческом музее хранится в архивах «купчая крепость», в которой написано, что 210 семей из «села Тютнярь, Дмитриевское тож» Узенского стана Кузнецкого уезда Саратовской губернии проданы 25 декабря 1784 года дворянином Михаилом Ивановичем Долгоруковым владельцу уральских заводов Никите Никитовичу Демидову, и в феврале 1785 года на Урал прибыл обоз к берегам озер Малые и Большие Ирдяги. За 72 рубля купив у башкир землю, Демидов переселил с речки Тютнярки 697 душ мужского пола и 717 душ женского пола. Прибыло только 190 семей: кто-то сбежал по дороге, кто-то умер. Крестьян переселили тайно, потому что по Указу Екатерины запрещено было отрывать крестьян от земли. Переселенцы пока так их можно назвать, они рубили лес, ставили «копи», поджигали обложенный дером лес изнутри, полученный древесный уголь, везли на златоустовские и кыштымские чугунно-литейные заводы. Вот для чего понадобились Демидову крепостные крестьяне из Саратовской губернии, т.к. не хватало рабочих людей на Урале.

Существует и такая точка зрения – что целое село было поставлено на кон и проиграно в карты. Что тоже вероятно, так как в царской России крепостное право закабаляло людей, и газеты того времени пестрили объявлениями о продаже крепостного люда, как предмета или вещи.

Писатель Николай Алексеевич Павлов, проживающий в шестидесятые годы прошлого столетия в Одессе, в своём романе «Чужаки» упоминает рассказ деда героя романа, объясняет, почему тютнярцев дразнили «баргой». Это название игры в карты, такой же, как в «очко», «66» и т.п., в которую дворяне проигрывали целые деревни, а иные даже целое состояние.

Таким образом, изученная мною литература, статьи в интернете опрос местных жителей говорит об одном и том же, что примерно в середине 1761-1763 г.г. жителей деревни Тютьнярь переселили на Урал, где и образовалось одноименное село Тютняры, включающее в себя четыре деревни Губернское, Кузнецкое, Беспаловка и ныне исчезнувшая Смолина (ударение на второй слог).

История старинных сел

Село Кузнецкое названо тютнярцами в честь своего родного уездного города в 1760 -1765, по другим данным (1785) гг., насильственно переведенные из Кузнецкого уезда Саратовской губернии для выполнения вспомогательных работ на Кыштымских заводах, из которого были перевезены на Урал. По другой версии многие жители села занимались кузнечным ремеслом, отсюда и название села.

Кузнецкое поселение-это родина 7 героев: 4-х героев Советского Союза: Архипова Василия Сергеевича, Беспалова Ивана Антоновича, Тузова Николая Иосифовича, Глухова Ивана Тихоновича, это родина героев социалистического Труда Леднева Василия Матвеевича, человека-легенды, посвятившего свою жизнь детям, это родина Героя социалистического Труда Зайцева Александра Михайловича, родина Героя социалистического Труда инженера-гидростроителя Михаила Николаевича Назарова.

Деревня Смолина. Восточная сторона села Кузнецкого стала называться так, потому, что местные жители её занимались гонкой смолы. По другой версии, основателем этого поселения были первопоселенцы по фамилии Смолины.

Село Губернское. Переселенцы, которые поселились на южной стороне озера Большие Ирдяги, жили как раз на границе Оренбургской и Пермской губерний, поэтому называли своё село Губернским. В 70-ую годовщину Великой Победы в Парке Победы села Губернское был установлен памятник-танк. Тип танков Т-72Б является самым современным боевым орудием: такой тип танков по своим боевым параметрам превосходит американские и европейские модели.

Село Беспаловское. Село находящееся на южном берегу озера Малые Ирдяги, здесь раньше проживали в основном семьи Беспаловых.

Уже к 1785 году в селе Кузнецком было поставлено 100 изб, в Губернском – 50, в Смолина – 20. Староверы селились недалеко от Кузнецкого, в деревне Беспаловка..

Непременной мебелью в избе были: деревянный стол и широкие, наглухо прикрепленные к стенам лавки, на которых днем сидели, а ночью, приставив к ним скамейки, спали. Почти в каждой избе имелись поставцы – полки для хранения посуды, сундуки и рукомойники с лоханкой, а у задней части потолка – полати.

Привычные печи, которые топились по – черному было строить запрещено, вместо этого приказали строить русские печи с трубой. Это вызвало недовольство переселенцев, т. к. для печи, топившейся по – черному требовалось меньше дров и в избе меньше появлялось клопов, блох и тараканов и, как было замечено, к жителям таких домов реже приставали прилипчивые болезни – оспа, корь, тиф и другие. К новым печам быстро привыкли. Оказалось, что ничто не создавало такого уюта в избе, как русская печь. Появились умельцы, которые белили, расписывали печи, устраивали с внешней стороны углубления и выемки для просушки варежек, портянок и детской обуви – они назывались печурки. На печи спать считалось верхом блаженства. «На печи – все богачи»,- нередко можно было услышать невесть откуда взявшуюся поговорку.

В селе Тютняры в начале двадцатого века было 9 школ, 6 храмов, станция наблюдения за погодой, народный театр. Была на перешейке Увильдов ветряная мельница, несколько кирпичных заводов, много кустарных производств, кожемячные мастерские. В церковно-приходской школе села Губернского обучалось 240 мальчиков, рядом в школе -120 девочек. Уже в тридцатые годы в селении Тютняры по переписи проживало 28 тысяч населения.Сегодня в Кузнецком сельском поселении проживает всего 3234 жителя.

Заключение

В своей работе мы изучили историю создания села Тютняры. Мы выяснили, что образование села связано с переселением крестьян из Пермской губернии.

Подводя итоги своей работы, могу сказать, что главное то, что до того как появились Тютняры переселенцам, многое пришлось пережить.

Тютнярцам всегда жилось плохо-100-200 лет назад. Но не унывал этот народ, сохранил в себе исторические пласты культуры, вдохновения, самобытности, единения. Тютнярь слезам не верит! Деревня - это прежде всего люди. Деревня всегда есть и будет той величиной, которая олицетворяет единение человека и природы. И есть люди, талантливые и одарённые, великие и простые, весёлые и серьёзные, прославившие родные места и просто живущие. Но каждый из нас неповторим и не случаен на нашей Земле. Как неповторима и уникальна история малой родины моей учительницы - Тютняр. И велико счастье человека, умеющего обретать новые знания. Я рада, что и ты разделяешь эти мысли со мной. Ведь как сказал Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Список литературы

Глухов Н.Ф.«Чёртовы ворота», Челябинск: Газета, 1992. – 247 с.

Морозов, А.И. Легенды и были села Тютняры: ист. экскурс села,

очерки о знаменитых тютнярцах, картинки быта, раритеты нар. культуры,

песни, частушки, наигрыши тютнярцев / А. Морозов. – Челябинск: Книга,

2007. – 143 с. : 8 л. Ил

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.//Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.

4. Пичугов С.Г. «Неизведанными путями»О войне, издательство Воениздат, год 1958. – 52 с.

5. Плаксин А.С. «Родные сёла», «Рождественское подполье», на правах рукописи, Брянск, 1970.

6. Социальная группа Вконтакте «Тютняры» http://vk.com/tutniari

7. «Храм в честь иконы Тихвинской Божией Матери в селе Губернское»

http://www.geocaching.su/

Приложение 1

Борис Беленцов

             
Стол зелёный. Игроки. Колода.
Пачкал воск английское сукно.
Проиграл деревню мимоходом
Долгоруков князь давным-давно.
Семь десятков душ в той деревеньке
Не считая ребятишек, баб.
Скот, поля и избы-пятистенки –
Незатейливый крестьянский скарб.
Проиграл Демидову Никите.
Всё теперь ему принадлежит.
Тот сказал: «Ну что ж, князь, не взыщите –
Разойдёмся мирно, без обид.
Крепостных отправлю на заводы.
Знаю, как доставить их туда.
Баб, детишек, садим на подводы.
Мужики пешком – не господа».
Распрощавшись с речкою Тютняркой
Двинулась деревня на Урал.
Снег в лицо – невыносимо зябко,
Но господь в дороге помогал.
Через степи, реки, перевалы,
Уезжая от родных могил,
Двигался вперёд обоз усталый
Выбиваясь из последних сил.
Осмотрелись, прибывши на место:
Горы, лес, три озёра кругом.   
Так в глуши Уфимского уезда
Обрели тютнярцы новый дом.
Край богатый, рыба, зверь, пушнина,
Ягоды, грибы – душе простор.
Расцветает под окном рябина,
А вдали гряда Уральских гор.
 
Уголь жгли, варили дёготь чёрный,
Лес рубили, корчевали пни.
И уральский край сине озёрный
Родиною стали звать они.
К небесам взметнулись колокольни.
Солнца луч играл на куполах.
Жернова крутились мукомольни,
Мыли золотишко в Ирдягах. *
Мчались годы, словно вороные,
Утекала талая вода.
Волю получили крепостные.
Лопнула помещичья узда.
Нет давно Демидова Никиты,
Бренный мир покинул светлый князь.
Но в краю озёр и малахита
Память о Тютнярке прижилась.
Помнят люди тихую речушку,
В глубь веков, как в зеркало глядясь.
И про то, как в карты деревушку
Проиграл под утро пьяный князь.

Приложение 2

Ревизская сказка

Многие старики, еще лет с полсотни назад, рассказывали, как появилось село Тютьняры. При Демидовых это еще было. Как-то раз в Петербурге Демидов играл в карты с князем Долгоруковым. Под утро совсем проигрался Долгоруков. А, видать, хотел отыграться, и вот он поставил на карту деревню. Поставил и проиграл. На том игра и кончилась. Доволен был выигрышем Демидов. Не раз читал он донесения с Урала от приказчиков своих: людей, мол, людей надо для новых заводов. А где их взять? И тут вдруг целая деревня! Как не порадоваться такой удаче… Семьдесят семь душ мужского пола должен был передать Долгоруков Демидову вместе с деревней. Бабы шли так, на придачу, без счета. На другой день отдал приказ Долгоруков своим подчиненным — скрепить грамотой передачу деревни Тютьняры на вечное владение Демидову. И не жалел об этом. Невзлюбил князь тютьнярцев за вольнодумство. Расскажу по порядку как дело было. Возле деревни, на речке Тютьнярке, что за Воронежем бежит, находилось старинное поместье Долгоруковых. Без малого чуть ли не с первых Долгоруковых здесь венчались князья. Свадьбы справляли, а потом надолго уезжали. Гордились Долгоруковы крепостными из Тютьняр. Перовыми живописцами были они. В Петербурге весь Долгоруковский дворец был расписан тютьнярскими мастерами, всей княжеской родне расписывали палаты тютьнярцы.

У Долгоруковых была дочка на выданьи — невеста, значит. Была она с виду ангел, а снутри черт иль сатана сама. Но не ведали дворовые об этом, пока княжна не вздумала пораньше, до свадьбы, прикатить в Тютьняры. Приехала не одна, а с женихом. Охотились они в лесах, народ борзыми травили. Забегали дворовые, засуетились. Принялись дом и церковь обновлять. А приказ был самого князя — все подправить, новые иконы написать. Приставил приказчик новые иконы написать для церкви первого живописца — мастера Степана. На картинах у него, как живое, все получалось, и краски не блекли, как у других.

Незадолго до того, как начать писать иконы, собирался Степан жениться.

Полюбил он девку одну дворовую. Дуней звали. Тихая, ласковая девка была, а красотою — поярче самой княжны.

Пришел Степан с Дуней к княжне — благословенья просить. Так заведено было. Там они оба на колени перед княжной встали, а княжна как посмотрела на Дуняшу, аж вздрогнула вся: такая красота перед ней стояла. Из зависти, конечно, отказала сразу же княжна. А немного дней спустя приказала выдать Дуню замуж за самого последнего мужика в деревне. Говорят, и у дыма тень бывает, а у Степана после такой беды на сердце тоска целой тучей легла. Затаил он злобу на княжну… Ну вот, пришло время барской свадьбы. Множество гостей приехало со всех мест. Сам князь с княгиней пожаловали из Петербурга. Женихова родня явилась разряжена, что твой иконостас. Все в каменьях дорогих, в шелка и бархаты одеты.

Началось венчанье. Стоит жених возле княжны рядом. Перед ним икона, а с нее она — его невеста смотрит: в углах ротика улыбка, над головой сияние святой. Точь-в-точь была нарисована княжна. Известно, Степанова работа. Доволен жених, довольна и невеста. Но вдруг слышит жених, что по сторонам будто гости шепчутся о чем-то. Певчие из себя выходят, орут что есть сил «Многие лета…», а шепот перебить не могут. Сиятельная сваха, что стояла немного поодаль, сбоку, шепнула невесте на ушко чего-то; та побледнела, испугалась, задрожала вся. Оказалось: жених с невестой стояли против иконы, и они портрет видели с княжны, а кто по бокам другое на иконе увидели. Будто два изображения на одном и том же лице: сверху ангельское, а под ним обличие сатаны. Сквозь кисейку шарфа на иконе рога казались; а вместо улыбки, какой- то дьявол скалил зуб. Что тут поднялось: с княжной — удар, жених сбежал. А дворовые ликовали. Тихонько, чтобы, конечно, господа не слыхали. Ловко Степан икону написал.

Господа, хоть и в ударах были, но сразу же хватились. Узнали Степанову работу. Приказали произвести над ним расправу: засечь Степана до смерти плетью… Обшарили весь двор, деревню, вокруг Тютьняр на сотни верст. Искали, как иголку в сене, но Степана не нашли. Исчезла с ним и Дуня. Взялись тогда господа за родню Степана, а ее, почитай, половина Тютьняр. Каждому, кто был в родстве со Степаном, отрубили пальцы на одной руке, чтобы картин они больше не писали. Вот как князь остервенел. Хотел было продать князь Тютьняры вместе с народом, но никто их не покупал: узнали, что беспалые они, крепостные-то. С той поры так и стали тютьнярских дворовых звать «беспалыми», а когда их пригнали на Урал к Демидову, то приказчик чехом всех их приписал: «Беспаловы-тютьнярцы». Оттого и по сей день полсела носят фамилию Беспаловы.

Приложение 3

Храм Тихвинской иконы Божией матери

Дом в селе Губернское

Вид сверху с. Губернское и Беспаловка

Тютнярские узоры

Просмотров работы: 146