История возникновения и деятельность школьного музея МОУ « Сахюртинская средняя общеобразовательная школа»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История возникновения и деятельность школьного музея МОУ « Сахюртинская средняя общеобразовательная школа»

Номтоев Ж.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сахюртинская средняя общеобразовательная школа»
Болотова Б.Б. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сахюртинская средняя общеобразовательная школа»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я учусь в 9 классе, увлекаюсь историей. Принимаю самое активное участие в общественной жизни школы, в частности в деятельности школьного музея.

Наша школа имеет богатую историю, славится выпускниками, среди которых есть ветераны войны и тыла, талантливые художники и поэты, учителя и журналисты, великие учёные, внесшие свой вклад в развитие отечественной науки. История школы с ее богатыми традициями, обычаями сегодня должна быть сохранена и представлена в школьном музее для последующих поколений. Изучение истории школы, родного края, его истории, культурных традиции, современных достижений – процесс увлекательный для совместной деятельности, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, встреч, выполнение исследовательских работ.

Как член кружка « Юный краевед», участвую в большой поисковой, исследовательской работе.

Цель моей работы: показать потенциал музея в решении историко – культурных задач, в личностном становлении.

Задачи:

-показать специфику музея своей школы в решении историко-культурных задач;

- показать роль музея в становлении личности;

- распространять опыт работы нашего школьного музея;

В работе использованы метод поиска, убеждения, опроса, изучения литературы по данной теме, исследовательский метод.

Объектом исследования является школьный музей нашей школы, а предметом исследования – история возникновения и деятельность музея.

Основным материалом для работы послужила документация музея ( паспорт, свидетельство о присвоении звания «Школьный музей»), программа краеведческого кружка, исследовательские работы прошлых лет, созданная картотека экспонатов основного фонда, а также консультация методиста музея, моего руководителя Болотовой Б.Б.

Основная часть. Музей как структурное подразделение школы, осуществляющий историко – краеведческую работу.

Глава 1. Экспозиции музея

В 2011 году по инициативе учителей создан музей в одном из кабинетов школ. Оформлены стенды, отражающие историю школы: « Начальная школа», « Восьмилетняя школа», «Средняя школа», «Они работали директорами», « Они руководили школой», «Из истории пришкольного интерната», «Из истории пионерии», «Школа сегодня», «Писатель, драматург Доржи Эрдынеев родом из Сахюрты», также экспозиции «Стена успеха», «Самоуправление», «Исследовательские работы учащихся», «Дополнительное образование». В 2012 году – музей коридорного типа. Всеми учителями совместно с детьми оформлены стенды: « Они стояли у истоков школы», «Выпуски школы», «Школьные годы чудесные», « Океановцы школы», «Школа сегодня», Стена памяти – стенды о модельере Баторе Цыдыпове, стенд «В жизни всегда есть место подвигу» , посвященный выпускнице Дыжит Мункуевой. Девиз музея: « Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей».

Мини - музеи

В 2013-2014 годах созданы мини – музей информатики, мини-музей театр-студии «Будамшуу», уголок по краеведению. В музее информатики собраны грампластинки, кассеты, музыкальная аппаратура, начиная с радиолы с проигрывателем. Также есть экспонаты, показывающие историю развития компьютерной техники. Руководитель данного мини-музея Жалсабон Ц.Б., учитель математики и информатики нашей школы использует данные уникальные экспонаты на уроках.

Зал Боевой Славы

К 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне осуществлен большой проект по созданию Зала Боевой Славы.

Зал Боевой Славы представляют стенды «Они сражались за Родину» о земляках, погибших на фронте, « Ветераны войны» о воинах, вернувшихся с войны, « Труженики тыла», « Легендарные председатели», « Наши орденоносцы», « Алдар Цыденжапов – Герой России». Довоенным и послевоенным председателем нашего колхоза является фронтовик Жамсаранжаб Намсараев. Он прославлен тем, что он в составе делегации от Бурят-Монгольской АССР был на приеме у Сталина, был награжден автомашиной. В будущем данный зал будет пополнен материалами о воинах – интернационалистах, о выпускниках, несущих службу в настоящее время. Также будет сооружен из дерева постамент Вечного огня, обклеенного обоями «гранит», звезда сделана из металла или из фольги, языки пламени из тонкой шелковой ткани или можно использовать горящую лампаду. Создание такого Зала это долг старшего и младшего поколения по увековечению подвига воинов-земляков, участников Великой Отечественной войны. В этом святом месте проводятся Уроки мужества, торжественные линейки к Дню Защитника Отечества.

Наш музей занял 1 место в районном конкурсе школьных музеев, посвященном 70-летию Великой Победы. Сейчас мы активно готовимся к 75-летию Победы.

Краеведческая работа расширяет наш кругозор, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ и замечательных людей настоящего и прошлого. Мы получаем умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности. У меня принцип « Если не я, то кто».

Глава 2. Основные направления деятельности

Поисково – исследовательская деятельность школьного музея.

Действует музей на основании Положения о музее. Школьный музей создан в целях активного участия нас, учащихся, в общешкольной работе по сбору, хранению и пропаганде истории школы и призван решать актуальные проблемы научно-фондовой, экспозиционной, исследовательской, массовой работы. Используются различные типы занятий: уроки, практические занятия, экскурсии, встречи, изучается опыт лучших школьных музеев. Музей позиционирует как структурное подразделение школы, осуществляющий историко-краеведческую работу. Музей способствует развитию творческих способностей, расширяет наш кругозор, овладению навыков поисковой, исследовательской работы. Музей сформирован на общественных началах. Работу осуществляет совет, в состав которого входит Болотова Б.Б., методист музея, Чердонов С.Ж., заместитель директора по воспитательной работе, Аюшиева М.Б, библиотекарь школы, Рабданова А., Чимитова И. ученицы 10 класса, Балданов Жамсаран, ученик 7 класса. Совет музея разрабатывает план работы, организует встречи учащихся с ветеранами войны и труда, деятелями науки, культуры, искусства, осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов, поисково-исследовательскую и собирательскую работу. Весь собранный материал составляет фонд музея. Основной фонд это фотостенды, показывающие историю развития школы, атрибуты пионерской организации, папки и буклеты об учителях, фотоальбомы выпускников школы, диски, кейсы о школьных событиях. Основной фонд находится в музее - комнате, в коридоре, в Зале Боевой Славы. Я на НПК «Шаг в будущее» представил работу « Педагогические династии Нуралхаевых» и эту работу подарил музею. Таким образом пополняется фонд музея. Каждый старается внести свою лепту в музей.

Образовательно – просветительские мероприятия

1.Во всех классах проведены классные часы, учителями и учащимися проведена большая поисковая и оформительская работа.

2.Организованы поездки в Агинский национальный музей на открытие стенда нашей выпускнице Д.Мункуевой, также наши дети побывали в школьном музее МОУ «Урдо – Агинской средней общеобразовательной школы». В данное время у нас сотрудничество с музеем данной школы.

3.Проведена викторина по истории школы.

4.Музей посетили делегация учителей Оронгойской средней школы Республики Бурятия.

5.Проведена обзорная экскурсия для директоров школ Агинского района.

Также проведена научно - практическая конференция «Нютагай магтаал» - « Прославляем свой край». В рамках конференции организована встреча с бывшими председателями колхоза «Мир», собран и систематизирован материал об орденоносцах села. Году Российской истории был обьявлен конкурс «Историческая фотография». В конкурсе принимали участие и учащиеся, и учителя. По материалам конкурса выпущена брошюра, которая хранится в музее.

Участие в поисково – исследовательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогут нам узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять как много сил вложили наши предки в экономику и культуру края. В процессе музейно - краеведческой работы мы познаем азы коллективной деятельности, учимся аргументировать, дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.

Создание и деятельность музея позволяет сохранить историческую память о предшествующих этапах и традициях системы образования села, обеспечивает формирование активной профессиональной, гражданской и патриотической позиции работников системы образования, оказывает влияние на формирование позитивного общественного мнения относительно значимости и результатов педагогического труда.

Материалы музея помогают педагогам и учащимся понять неразрывное единство своего труда с историей жизни и деятельности своих предшественников, почувствовать важность их профессионального служения в судьбе своего края, страны.

Взаимодействие с другими общеобразовательными учреждениями

Наш школьный музей взаимодействует с Государственным учреждением культуры « Агинский национальный музей имени Гомбожаб Цыбикова». Со дня основания музея мы под руководством методиста музея, классных руководителей один раз в год посещаем музей в п. Агинское. Составлен договор с данным музеем, имеется план лекционных занятий, музейных уроков данного музея. В 2012 году нами оказана помощь при создании стенда «Подвиги агинских девушек», посвященного выпускнице нашей школы Дыжит Мункуевой и выпускнице АСШ№2 Дариме Аликовой. Учащиеся 9-11 классов, группа учителей, супруг Дыжит Мункуевой Доржи-Нима Цыбенов, ее дети присутствовали на открытии данных памятных стендов. Дыжит Мункуева спасла людей при пожаре, случившемся при круизе на корабле в Японии. Дарима Аликова будучи учителем ценой своей жизни спасла детей при теракте в Беслане. В 2013 году посетили выездную выставку с Санкт-Петербурга. В 2014 году провели обзорную экскурсию по музейным залам и экспозициям, посетили музейный урок « Звезда Алдара Цыденжапова», приобрели диск. Таким образом пополняется наш музей электронными носителями. В 2015 году в данном музее прослушали лекцию «О ценностях человеческой жизни с точки зрения буддийского учения». Лектор Б.Д.Дугаржапов, буддист, член Союза журналистов Российской Федерации, научный сотрудник Агинского национального музея. Также он провел экскурсию по этнографии, особый интерес вызвала экскурсия – рассказ об участниках Великой Отечественной войны.

Традиции музея

*Уроки успеха.

Проведены уроки успеха с выпускниками: корреспондентом газеты «Толон», членом Союза журналистов России О.Базаровой; модельером, обладателем Гран – при Международного фестиваля Алтаргана – 2010года в Монголии С.Лхамацыреновой; нашим земляком, проработавшем в нашей школе учителем изобразительного искусства, художником – иллюстратором новых учебников по бурятской литературе для 5, 9 классов Д.Балдановым, мастером спорта России Б.Басагадаевым, классные часы с учителями- ветеранами, с представителями педагогических династий.

*Клуб интересных встреч.

В клубе интересных встреч были приглашены поэт, член Союза писателей России, директор Агинского национального музея БЖ. Гармажапов, поэтесса, ветеран педагогического труда, заслуженный работник образования Забайкальского края, член Союза писателей России Д.Батоболотова, художник – иллюстратор, наш земляк РД. Балданов, ветеран педагогического труда, композитор, Ц.Лхамаева как участница фольклорного фестиваля в Санкт –Петербурге.

*Выпуск музейной газеты; Газета выпускается с 2014 года тиражом 10 экземпляров.

*Организация выставки к Празднику Последнего звонка;

* Научно-практические конференции, посвящённые юбилеям выдающихся людей нашего села.

Заключение

Таким образом, история школы с её богатыми традициями обычаями сегодня сохранена и представлена в школьном музее. Создание школьного музея – это прежде всего, результат поисковой, исследовательской и краеведческой работы, которая учит «смотреть» вокруг себя и «видеть», учит получать знания из самой жизни. Мы под руководством методиста музея Болотовой занимаемся исследовательской работой по краеведению. Все работы сдаём в музей, таким образом пополняется фонд музея. Потенциал музеев в решении историко-культурных, воспитательных и образовательных задач огромен. Школьный музей должен становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов. И я рада, что участвую в этом благом деле, вношу свою лепту в сохранении истории своего края. Я истинный патриот своей малой родины, а значит и России. Участие в музейной работе трудная, сложная, но безумно интересная захватывающая бесконечная работа. Хорошо, что в школах есть музеи, значит, нить времен не прервётся.

Список использованной литературы

Долгих Е. Проект « Музейная педагогика» пространство гражданского становления. 2008. - №2

Научно-методический журнал « Школа и производство», 2007, №8

Лукашева Т.Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся. Начальная школа. 2007. - №9

Школьные музеи. Из опыта работы под ред. В.Н.Столетова, М.П.Кашина. – М., 1977.

Интернет ресурсы

Просмотров работы: 212