Первые храмы Крымской земли

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Первые храмы Крымской земли

Купч А.С. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Крымский полуостров по праву можно считать колыбелью православного христианства и это не просто красивые слова. В Крыму более 250 церквей, соборов и храмов. Крым является самым важным местом в православном мире, после Иерусалима. Именно на Крымском полуострове принял крещение князь Владимир в 988 году в Херсонесе, ныне Севастополь. От этой даты и начинается история Русской православной церкви и история христианской Руси.

Актуальность данного проекта можно определить так: рассмотреть историю крымских храмов, что позволит узнать больше о этой намоленной земле и приобщиться к духовной культуре и истории Крыма.

Целью моей работы является изучение истории возникновения храмов на Крымской земле.

Основные задачи исследования: собрать документальный материал, провести анализ полученных материалов и обобщить данные.

Объектом исследования являются православные храмы Крыма.

Предмет исследования – Крымские храмы, их история, сохранившаяся до наших дней.

Для написания работы использовались: монографическая, научно-популярная литература, интернет – ресурсы.

Методология исследования: Опиралась в своей работе на историко – научный подход. Использовала принципы историзма.

Методы исследования: изучение продуктов деятельности и документации, метод качественного анализа (конкретных фактов).

Этапы исследования: Изучение теоретического материала. Обобщающий, связанный с оформлением самой работы. В своей работе я использовала монографические материалы фотодокументы, и интернет ресурсы. Данная работа может служить материалом для проведения классных часов, уроков ОПК и для дальнейших исследований.

1 . Церковь Иоанна Предтечи

В центре Керчи стоит один из древнейших храмов полуострова – церковь Иоанна Предтечи (см. приложение I рис. 1). Точное время строительства собора не известно. Предположительно, возведен он был между VIII и XI веками. По одной из версий, церковь построили на месте еще более древнего культового сооружения.Во время господства генуэзцев храм пользовался большой известностью, а во время Крымского ханства был переоборудован в мечеть.

К 1783 году церковь пришла в запустение, а фундамент сильно осел, и чтобы попасть в храм, к нему пристроили лестницу. В 1930-х годах собор закрыли из-за ненадобности. Вспомнили о нем спустя несколько десятилетий. В 1970-х годах здесь провели реставрацию, а в 1990-х возобновили богослужения.

В настоящее время в храме сохранена древняя часть и постройки XIX века, во дворике хранится каменная плита с углублением в форме человеческой стопы. По местным сказаниям, след принадлежит Иоанну Предтече.

Храм крестово-купольный, при этом крест вписанный, а купольные подпоры стоят свободно внутри пространства храма. По первоначальному плану у храма не было боковых входов. Крест был покрыт двускатными кровлями, лежавшими непосредственно над арками лопаток. Барабан первоначально был круглым, но впоследствии с помощью штукатурки ему придали граненую форму. Верхние части ветвей креста и северный фасад имели ниши с полуциркульным верхом. Аналогичные ниши были в апсидах: в средней апсиде пять, в северной и южной — три ниши поменьше. Внутреннее пространство храма делилось арками и колоннами на части.

Н. Брунов отмечал: «характерное отличие от столичных (константинопольских) форм состоит в данном случае в том, что коробковые своды ветвей креста лежат на подпружных арках. Композиция, совершенно подобная подпорам керченской церкви, характерна для ряда церквей Трапезунта».[1] По мнению учёного, источником форм храма была Малая Азия. Ещё одним важным отличием храма в Керчи от константинопольских является выделение центрального креста за счет понижения других частей храма.

По преданию, апостол Андрей Первозванный благословил возведение храма на берегах Керчи, тогдашнего Боспора в 65 году н. э. в честь своего первого учителя Иоанна Предтечи. Именно в это время апостол Андрей, согласно записям монаха Епифания, прибыл впервые для проповеди в эту местность. Подтверждением этому служила и почитаемая святыня — камень с отпечатком стопы Первозванного апостола, который находился у самого храма вплоть до революционного времени 1917 года.[1]

2. Свято - Владимирский кафедральный собор.

По преданию и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича в 987 (или 988) году могло быть в городе Херсонесе (Корсуни), в ходе подавления мятежа Варды Фоки. В «Повести временных лет» Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для Руси события. Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Грейг вручил находившемуся тогда в Севастополе императору Александру I докладную записку о необходимости в Херсонесе «соорудить небольшую изящной архитектуры церковь», посвященную крещению князя Владимира, «с устроением при оной богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами». Спустя века на этом месте был построен Свято-Владимирский кафедральный собор (см. приложение I рис. 1) . С таким предложением в 1825 году выступил главнокомандующий Черноморским флотом и портов Алексей Грейг. Осуществить же идею удалось немного позже – строительство велось три десятилетия и завершилось в 1891 году. При этом первый камень будущего храма заложил император Александр II.В 988 году в древнем Херсонесе, который сегодня входит в черту Севастополя, крестился великий князь Владимир. Спустя века на этом месте был построен Свято-Владимирский кафедральный собор. [2]

3. Усыпальница российских адмиралов.

В Севастополе на Центральном городском холме стоит Владимирский собор. В связи с тем, что в городе два больших собора, освящённых в честь святого Владимира, иногда возникает путаница. Так что этому собору горожане присвоили наименование "усыпальница адмиралов". На стенах собора снаружи установлены плиты с именами четырёх адмиралов, трое из которых принимали участие в обороне города в Крымской войне и погибли на его бастионах. Но обо всём по порядку.

Еще в 1825 году главный командир Черноморского флота и портов адмирал А.С. Грейг просил Высочайшего разрешения установить памятник на развалинах Херсонеса — места, где принял крещение князь Владимир.

В 1836 году адмирал М.П. Лазарев обратился к императору Николаю I с просьбой построить собор не на развалинах Херсонеса, а в центре Севастополя. В 1843 году по личному указанию царя было определено место строительства собора на центральном холме. В 1851 году умер адмирал Михаил Петрович Лазарев, командующий Черноморским флотом и губернатор Севастополя. В память о заслугах его перед городом было решено похоронить его в склепе на месте будущего строительства.

15 июля 1854 года, накануне начала Первой обороны, состоялась закладка пятикупольного собора по проекту К.А. Тона. До начала обороны Севастополя удалось заложить фундамент и построить подвальный этаж. Он расположен в центре города и является усыпальницей российских адмиралов (см. приложение II рис. 1-2). Изначально здесь покоился прах только Лазарева, Корнилова, Нахимова и Истомина, погибших в годы Крымской войны, однако позже были похоронены останки еще 9 адмиралов. Во время оккупации Севастополя склеп был осквернен: французские мародеры взломали стену, разбили крышки саркофагов и сорвали с мундиров адмиралов золотые эполеты.

История храма богата на события. Так, заложили его накануне Крымской войны, а завершить строительство смогли лишь в 1888 году. Фрески Владимирского собора были расписаны известным художником академиком А. Е. Корнеевым, орнаментальную роспись стен и свода выполнил швейцарский художник Р. Изелли. Внутри собор облицован каррарским мрамором. Мраморные работы (облицовка колонн, иконостас и клиросы) — скульптор из Италии В. Бонанни.

В 1932-м храм отдали авиационному обществу. При этом могилы адмиралов осквернили, а помещения использовали сначала в качестве мастерских, но затем превратили в склады. В 1941-1942 годах в соборе размещался госпиталь. После Великой Отечественной войны в нем оборудовали архив. Восстанавливать храм начали в 1966 году, но прежний облик вернули только спустя два десятилетия. Богослужения же в храме возобновились в 1991 году.

Собор расположен в два яруса: внизу находится церковь святителя Николая Чудотворца, вверху – церковь князя Владимира. В стены северного и южного фасада вмонтированы четыре мемориальные плиты с именами адмиралов и датами их жизни. Вместе с тем их захоронения, находящиеся в нижней церкви, объединены общим надгробием в виде большого мраморного креста.Ежегодно здесь проводят панихиды по морякам, погибшим в годы первой и второй обороны Севастополя, экипажам подводной лодки "Курск" и крейсера "Варяг", а также советским солдатам, павшим в Афганистане.[3]

4. Храм иконы Божией матери.

Центральная часть Тавриды – историческое ядро татарской колонизации полуострова. Старый Крым с окрестностями многое расскажут о XIII-XIV вв. Каждый из наместников Орды старался оставить в память о себе архитектурный шедевр. Но многие места в этих землях – центры не то что византийского, а еще древнеримского культового зодчества. Одна из таких точек в Крыму – Грушевка.

Древний храм Знамения стоит здесь уже 20 столетий!Храм иконы Божией Матери «Знамение» (см. приложение III рис. 1) считается одним из древнейших в Крыму. Он построен в селе Грушевка в первых веках нашей эры. Подтверждением тому служит сохранившийся до наших дней «алтарь в алтаре», который располагался в часовнях во имя Равноапостольной Марии Магдалины. По преданию, эти места посещал апостол Андрей Первозданный. В эпоху гуннского нашествия часовня была разрушена. Её восстановили в VI веке, когда полуостров находился под властью Византии. Тогда же был выкопан подземный ход, следы которого также можно увидеть в церкви. Он вёл на гору Агармыш, где сейчас находятся руины древнего монастыря. В 1330-х годах храм стал святым местом для армян, однако алтарь был сохранён. В XVIII веке церковь освятили в честь Знаменской иконы Божией Матери, а позже пристроили 42-метровую колокольню, которую венчал царь-колокол весом 2,7 тонны. Сейчас церковь представляет собой прямоугольное здание из бутового камня. В ней хранятся частицы мощей равноапостольной Марии Магдалины, святого Агапита – врача Киево-Печерского, та самая икона Знамения Божией Матери, икона святителя и чудотворца Николая и архиепископа Мирликийского. На территории храма есть источник, действует Дом милосердия для одиноких, пожилых, бездомных людей.[4]

5. Свято – Троицкий собор

Одним из главных храмов Симферополя считается Свято-Троицкий собор (см. приложение III рис. 2). Он расположен в центре города на территории одноименного женского монастыря, а узнать его можно по голубым куполам с ажурными крестами и мозаичному рисунку на фасаде.

История храма начинается в 1796 году, когда на месте современного собора была возведена деревянная церковь для греков. В 1868 году был возведен Свято-Троицкий кафедральный собор. Позже, в 1826 году, здесь открыли греческую школу. Со временем деревянный храм был разобран, а в 68 году 19 века построили новый по проекту архитектора И.Ф. Колодина. С 1996 года в соборе пребывают чудотворная икона Божией Матери «Скорбящая». В 1998 году она чудесным образом обновилась, после чего крестным ходом ее пронесли через весь полуостров. С тех пор икона стала всекрымской святыней. И мощи Луки (Войно-Ясенецкого), ), который был доктором медицинских наук, целителем и епископом РПЦ.

В 2003 году на территории кафедрального Свято-Троицкого собора основали женскую одноименную обитель. Теперь кафедральным является Петропавловский собор. Православие прошло скорбный путь до своего современного состояния. Еще в начале 20 века из-за народных волнений было разрушено множество храмов и обителей, расстреляно, замучено и сослано в ссылки множество православного священства и простых верующих людей. Культовые сооружения Крыма не стали исключением. Однако Свято-Троицкий собор (Симферополь) чудесным образом избежал разрушения. Аналогично пострадало много храмов во время Великой Отечественной войны. А обитель Троицкая избежала грустной участи. Стоит отметить, что при монастыре также действуют музей святителя Луки, пекарня, мастерские, воскресная школа и архиерейский хор.[5]

6. Свято – Успенский мужской монастырь.

В горах на окраине Бахчисарая несколько столетий назад появился Свято-Успенский мужской монастырь (см. приложение IV рис. 1-2). О том, почему Успенский монастырь появился именно на этом месте, рассказывают предания. В давние времена в ущелье пастух по имени Михаил пас стадо. Вдруг он увидел диво: на скале в семи саженях от земли – икона Богоматери и перед нею горит свеча. Михаил поспешил домой и рассказал о чуде хозяину. Пришли в овраг люди, с большими почестями сняли икону и перенесли в дом, находившийся в окрестных горах. Но утром иконы в доме не нашли: она вновь оказалась на той же скале, на том же самом месте. Тогда люди поняли, что Божией Матери угодно, чтобы Ее икона находилась именно здесь. И высекли они в скале храм, а к храму ступени и перенесли туда икону.

Успенский монастырь с ХV века стал центром христианской церкви в Крыму. В начале это был небольшой скит. В период Крымского ханства русские цари Федор Иванович и Борис Годунов покровительствовали Успенскому монастырю. Пленники, которые содержались в крепости Чуфут-Кале, могли посещать богослужения и встречаться в церкви с русскими посланниками. Монастырь почитали и христиане и мусульмане. Древние монахи возвели здесь несколько храмов, в том числе в скалах. Именно они привлекают сюда тысячи туристов каждый год – люди едут в монастырь, чтобы помолиться в пещерном храме, а также полюбоваться необычными сооружениями и красивой природой.

С этим монастырем связаны легенды и предания, чудеса и страдания, это святое место испытало за 12 веков своего существования периоды расцвета и упадка. Святая обитель находится в сердце урочища Мариам-Дере (ущелье Святой Марии или Мариампольского ущелья) и считается самым верхним краем города. С двух сторон обитель окружают отвесные скалы высотой до 140 метров.

Известно, что в годы Крымской и Великой Отечественной войн на территории монастыря находился госпиталь, а на святых землях хоронили павших в боях солдат и офицеров. Также здесь несколько лет существовала колония для инвалидов. Кроме того, монастырь подвергался разорению и пережил годы забвения.В последнее время на его территории активно ведутся строительные работы. Так, уже восстановлены четыре храма, дом настоятеля, колокольня и лестница, обустроен источник. Помимо того, здесь возводятся два новых храма.[6]

Заключение

Полуостров Крым — хранитель уникальных христианских святынь разных эпох. Духовное наследие Крымского полуострова невероятно разнообразно. Учитывая тот факт, что в разные времена полуостров заселяли разные народы, то и религиозные направления здесь представлены довольно широко. Крым стал колыбелью ислама, иудаизма и караизма, но все же святыни православия здесь занимают главенствующие позиции.Занимаясь исследовательской работой, достигая поставленной цели, я увидела, что история Крымских храмов, зародившаяся в древние времена, благодаря христианскому народу, сохраняется до наших дней. Цель, поставленную перед собой, я выполнила. Собран документальный материал и теоретический материал, проведён анализ полученных материалов и обобщены данные. Хочется отметить, что такую цель ставила перед собой в первый раз. Работу можно использовать в практике образовательных учреждений на классных часах, уроках истории и основы православной культуры, иных учреждениях (воскресные школы, СМИ), а также для продолжения исследования.

Список использованной литературы:

Севастопольское благочиние. Справочник- путеводитель, Севастополь, изд. ТОВ « Задруга», 1997, сс. 10-19

Интернет-ресурс - https://crimea.ria.ru/kurort/20160413/1104323358/html

Интернет-ресурс -https://pravoslavie.ru/112878.html

Интернет-ресурс – https://vasilev-life.ru/vse-xramy-kryma

Е.М. Литвинова. «Крым: православные святыни: путеводитель»

А.Р. Андреев. «История Крыма»

Приложения

Приложение I

Рис. 1 – Церковь Иоанна Предтечи

Рис. 2 – Свято – Владимирский кафедральный собор

Приложение II

Рис. 1 – Усыпальница российских адмиралов

Рисунок 2 – Усыпальница российских адмиралов

Приложение III

Рис. 1 – Храм иконы Божией Матери «Знамение»

Рис. 2 – Свято – Троицкий собор

Приложение IV

Рис.1 Свято – Успенский мужской монастырь

Рис.2 Свято – Успенский мужской монастырь

Просмотров работы: 64