Идентификация символов разных иконографических типов образа святого равноапостольного князя Владимира и деяний святого

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Идентификация символов разных иконографических типов образа святого равноапостольного князя Владимира и деяний святого

Жестовских В.Е. 1Цирюта А.С. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 г. Рузы»
Ветлянских М.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 г. Рузы»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Введение

Ежегодно 28 июля Русская Православная Церковь празднует память святого равноапостольного князя Киевского Владимира Святославича, Крестителя Руси. С 2010 г. в этот день установлено государственное празднование Дня Крещения Руси. «Праздник может стать хорошей основой, чтобы восстановить историческую справедливость, чтобы имя князя Владимира вновь стало общенациональной святыней»[1], - заявил митрополит Волоколамский Илларион, т. о. вскрыв проблему события.

Прокомментируем её: 10 лет назад, в 2010 г. в России имели место два серьёзных мероприятия, связанных с определением главного персонажа российской истории: а) Проект «Имя России». По итогам рейтингового интернет-голосования победило имя святого благоверного князя Александра Невского. Среди 50 имён имя Владимира Красно Солнышко не значилось; б) Международный Литературный конкурс «Лицо России». Князь Александр Невский – Лицо России. Далее идут такие знаковые в истории, науке и культуре личности, как Пётр I, А. Пушкин, Ю. Гагарин, М. Ломоносов, прп. Сергий Радонежский, Алексий II, Д. Лихачёв, Екатерина II. Владимир Красно Солнышко занимает «почётное» 14 место из обозначенных 37.

Далее: на сегодняшний день из трех восточнославянских столиц памятник святому Владимиру есть только в Киеве и Москве (в Москве воздвигнут лишь в 2016 г.).

Настораживает и деятельность движения «Родноверы»: священными признаются знания древних славян, отвергается почти тысячелетнее наследие Православия, а на шевроне – святой Владимир в обрамлении владимирской ленты! Считаем: образ святого князя Владимира нуждается в возрождении именно как образ равного на Руси Апостолам, образ создателя нации, духовно окормлённой им.

Наконец, проведённый соцопрос (Приложение 1) показал: не все опрошенные гимназисты понимают, за что Русская Православная церковь канонизировала Великого Киевского князя Владимира Святославича именно в лике равноапостольных. Такими же неутешительными оказались результаты блиц-интервью у памятника святому Владимиру в Москве (Приложение 2): зная лишь о факте Крещения им Руси, респонденты не определяют святого как создателя русской государственности, определившего всю последующую тысячелетнюю историю.

В основе же ценностного знания по данной теме могут быть исключительно эпизоды жития святого и их отображение в определённом иконографическом типе. Нас заинтересовало, какие житийные факты как наиболее знаковые были отобраны для написания икон святого равноапостольного князя Владимира, знания россиян о каких именно его деяниях должны возвратить им имя князя Владимира как общенациональную святыню.

Итак, цель работы - идентификация символов разных иконографических типов образа святого равноапостольного князя Владимира и деяний святого.

Задачи исследования:

Ознакомиться с житийной историей святого равноапостольного князя Владимира.

Изучить иконографию образа.

Установить соответствие между символикой разных иконографических типов образа святого равноапостольного князя Владимира и деяниями святого.

В процессе создания работы использовались методы наблюдения, анализа, сравнения, систематизации.

Объектом исследования являлись эпизоды жития Владимира Святого, его иконописные изображения, предметом – иконографическое отображение особо значимых житийных фрагментов. Считаем, что подобная тема актуальна всегда, т. к. речь идёт и о духовном знании, и о предметном восприятии отечественной истории.

Новизна исследования, на наш взгляд, заключается в системном подходе к изложению темы.

II Основная часть

Краткий обзор источников по теме

Нами изучены следующие источники по теме:

а) Георгий Петрович Федотов «Канонизация святого Владимира», где на основе анализа значительного количества авторитетных исследований устанавливаются причины определённой хронологической последовательности почитания святого Владимира;

б) «Икона святого князя Владимира» - в статье скупо и сухо, на наш взгляд, без претензии на официальность и на духовность изложения описываются некоторые типы иконографических образов;

в) Пуцко Владимир в объёмной работе «Иконография русских святых: истоки и развитие», ссылаясь на 105 источников, прослеживает «элемент портретности в русской иконописной традиции» [12], уделяя святому Владимиру ПЯТЬ СТРОК, констатируя факт изображения его «в образе ветхозаветного царя, с длинной бородой и с короной на голове»[12].

Вывод: данные источники не позволяют проследить зависимость иконографического образа святого Владимира от конкретных фактов его житийной истории.

2. Духовная литература XI-XIV вв. о почитании святого князя Владимира на Руси

Главный источник сведений о Владимире Святославиче - летописный свод начала XII в. – «Повесть временных лет». Источниковедческий опыт рекомендует дополнять информацию о князе Владимире из зарубежных памятников:

- послания к германскому королю Генриху II архиепископа-миссионера Бруно Кверфуртского (1008);

- хроники саксонца Титмара Мерзебургского (1012-1018);

- византийской хроники Иоанна Скилицы (XI-XII вв., использованы достоверные источники 2-й половины X в.);

- арабо-сирийской хроники Яхьи Антиохийского (ум. ок. 1066);

- сочинения араба Абу Шоджи ар-Рудравери (ум. в 1095);

- армянской хроники Степаноса Таронеци (нач. XI в.).

Знакомство с документами открывает образ выдающегося человека – целеустремлённого, волевого, думающего, способного на проведение радикальных государственных преобразований. Все его действия были продиктованы намерением добиться процветания Руси, и главная заслуга на этом пути, которую отмечают историки и биографы Великого князя Владимира Святославича, - крещение Руси.

Особенность темы исследования позволяет лишь ограниченно работать со светскими источниками, поэтому для того, чтобы понять мотивацию данного шага будущего святого и составить картину других деяний Владимира, следует обратиться к житийной и другой духовной литературе.

Исследователи феномена Владимира Святого уверенно говорят о существовании почитания Владимира Святославича ещё до фактической канонизации, до составления первого жития - в первые столетия после его кончины - как в южных (Киев, Вышгород), так и в севернорусских (Новгород) землях. О том, что Креститель Руси оставил по себе глубокую память во всей нации, созданной им, свидетельствует литература XI века:

- легенды о Крещении Руси, включенные в Начальную летопись, «Похвала кагану Владимиру» митрополита Илариона,

- «Память и похвала князю русскому Володимеру» и «Житие» (древнейшее собственно житийное произведение о Владимире Святославиче) Иакова Мниха. «Во всех этих произведениях Владимир чествуется не только как великий государь, но и как апостол Русской земли. Он именуется блаженным, подобно Константину, «сподобившемуся почестей небесных».

И митрополит Иларион, и Иаков Мних с особенной любовью рисуют Владимира Милостивого. «Кто исповесть многыя твоя нощныя милостыня и денныя щедроты?» (Иларион). «Более же всего бяше милостыню творя князь Володимер», - вспоминает Иаков и подтверждает это известным рассказом о праздничных столах князя и о больных, для которых развозили по городу блюда с княжеского пира.

В Лаврентьевской летописи (1377 г.) уже упоминается его имя: «на память … и святого князя Володимера, крестившаго Русскую землю». Первый Пролог (XIII в.) уже содержит житие святого Владимира. А в XV в. почитание Владимира Святославича приобретает черты церковно-государственного празднования и княжеское служение начинает восприниматься как подвиг, сопряженный со святостью.

3. Житийная история святого равноапостольного князя Владимира

Необходимо отметить, что существует несколько вариантов житийных историй и они неравноценны. Так, одно из них[6] 83 % текста посвящает только выбору веры, хотя текст церковного гимна (тропаря) называет сразу несколько очень серьёзных заслуг Владимира Святославича перед Отечеством (крещение Руси, как исторический факт исключительной важности, обозначается, естественно, первым):

Яко начальнику Крещения/ и кореню веры Божественныя,/ идолов разрушителю,/ … слава вразумльшему тя Христу Богу,/ слава освятившему тя Крещением Своим,/ слава просветившему тобою всю страну Русскую

Уподобился еси купцу, ищущему доброго бисера,/ славнодержавный Владимире,/ … испытуя же и посылая к Царскому граду/ уведети православную веру,/ обрел еси безценный бисер - Христа,/ … оттрясшаго слепоту во святей купели,/ душевную вкупе и телесную./ …моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых. Каждый цивилизованный человек понимает, о чём идёт речь: в истории Государства Российского сделано что-то настолько выдающееся, что выделило конкретного человека не только из его окружения, но и из целой эпохи.

В чём же суть и ценность для нации деяний святого Владимира – на этот проблемный вопрос ответила другая житийная история[7].

Она делится на две неравные части – до и после крещения.

IВладимир коснеет «во тьме язычества, которое не умягчает сердца…»

1. Оторван от матери. После смерти отца, 10-летний, княжит в Новгороде «под руководством опытного дяди своего Добрыни». Узнав о гибели от руки старшего брата Ярополка младшего, Олега, Владимир бежит к варягам, откуда возвращается с новою дружиной и ищет «случая отомстить ему за смерть брата, по долгу мести языческой».

2. Хочет укрепить свои позиции, женившись на варяжской княжне – половчанке Рогнеде. После её презрительного отказа сыну рабыни Владимир идёт войной на Полоцк, побеждает, жжёт город, истребляет весь род его князей, силой берёт за себя надменную Рогнеду, идёт против Ярополка «со всеми полчищами варягов и славян» и убивает его.

3. В 980 г., вступив на Киевский престол, сооружает новый истукан Перуна. Земля оскверняется кровью жертв; есть жертвы и человеческие.

4. Кроме пяти законных жён, «ещё множество наложниц наполняют палаты».

Составитель жития, не скрывая мрачных, жестоких поступков князя, отмечает и светлое в жизни будущего святого на этом этапе: потрясение стойкостью мучеников, прощение гордой Рогнеды, поднявшей на мужа-деспота кинжал, удаление из Киева варяжской дружины, распространение пределов до Балтийского поморья, подчинение волжских болгар.

II «Прозрел Владимир и прославил Бога, просветившего взоры и сердце его…»

Агиограф уверен, что всё это время – примерно до 28-летнего - Владимиром владело желание познать истину – с чем жить ему и народу. Не мог он с детства не помнить христианский образ «блаженной бабки своей Ольги», слёз христиан и собственных на её могиле.

Житие повествует о встрече князя с философом. Владимир Святославич хотел слышать, для чего сошел Бог на землю и всю историю страданий Христовых. Философ раскрыл ему «всё чудное сказание Ветхого Завета»: о создании неба и земли, о сотворении и падении человека, искушённого дьяволом, изгнании его из рая и о первом братоубийстве (жестокое напоминание для убийцы брата!)…

История поруганного и воскресшего Христа, икона Страшного суда (без покаяния не обретёшь Царство Небесное), совет-напутствие философа: «Если хочешь … стать с праведными, то веруй в Господа Иисуса, распятого и воскресшего из мертвых, и крестись во имя Его» - глубоко потрясла душу Владимира, он «созвал бояр и старейшин на совещание, от которого должно было зависеть не только временное благо земли Русской, но и вечное» [7].

Избранные «десять мужей, добрых и смыслёных», побывав в мусульманской мечети, латинской церкви и на Патриаршей службе в Царьграде, возвращаются, пораженные красотой греческого богослужения («не свемы, на небе ли есмы были ли на земли»). В результате Владимир Святославич и дружина решают принять «закон гречьскии» еще и потому, что именно его в свое время приняла княгиня Ольга. Далее житие повествует о походе Владимира Святославича на Корсунь, Крещении там, о «чрезвычайном торжестве», о «чудном знамении для обращения язычников».

Далее брачное торжество князя русского с греческой царевной Анной, поучение епископа Корсунского об истинах веры христианской и правилах Святых Вселенских Соборов, сокрушение языческих идолов в Киеве и общее крещение народа: «Аще не обрящеться кто заутра на рѣцѣ, богатъ ли, убогь, или нищь, или работенъ - противникъ мнѣ да будеть»[5].

Так, именно пятый князь Киевской Руси начал Просвещение Русской земли святым крещением: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». 28 лет управлял Владимир Святославич государством после крещения и всё это время заботился о его укреплении и просвещении. Ставились города, они населялись славянскими племенами. Приходилось воевать с хорватами, отражать набеги печенежские. Русичи творили чудеса храбрости и находчивости, и рождались в народе сказания – «Песнь о белгородском белом киселе», «Сказание о Никите Кожемяке».

Для научения слову Божьему устраивались училища для малых детей, строились храмы: «Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются, и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает» [7]. В праздники Господские и святых в княжеских палатах устраивались три трапезы - вторая для нищей братии. Отмечается и его чрезвычайная кротость: он даже щадил жизнь преступников и наказывал только денежной пеней.

Послы иноземные стекались ко двору Владимира. Век Владимира почитался Золотым веком первенствующей Руси, и его 33-летнее княжение оставило глубокие следы на все будущие столетия.

«Память его свято сохраняют люди русские, - пишет агиограф,- и прославляют в молитвах Господа, даровавшего им такого князя, сотворившего столько добра земле Русской, ибо, если бы не крестил он нас, доселе бы мы были в прелести диавольской и погибли бы, подобно предкам нашим; но Господь спас нас рукою святого князя нашего и самого его сподобил царствия небесного, сопричислив к лику праведных с Авраамом и прочими Патриархами».

Церковное почитание святого предполагает не только создание жития, но и написание образов. VII Вселенский собор определил значение икон как напоминательное: иконы побуждают молящихся «к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним». Так какие же события жизни святого Владимира явились определяющими для создания образов?

Иконография образа святого Владимира Крестителя [11]

Древнейшие изображения Владимира Святославича сохранились на златниках и сребрениках, чеканенных по его распоряжению. На них портрет князя-государя, восседающего на престоле. Для этих монетных изображений характерны общие признаки и атрибуты князя, которому около 40 лет: усы и выбритый подбородок, плащ, крест в правой руке и императорский венец с подвесками-перпендулиями. Это ещё не икона: канонизация будет позже.

На одной из первых икон, появившихся вскоре после прославления Великого князя, Владимир Святославич предстаёт убелённым сединами старцем в синем кафтане и красном плаще. Одежда княжеская. В правой руке крест. Вероятно, этот типаж подчёркивает мудрость Крестителя Руси, хотя в тот исторический момент ему всего было 28 (!) лет.

Через 100 лет - в конце XV в. - создаётся Радзивиловская летопись, содержащая, в частности, около 60 иллюстраций правления Владимира Святославича. Т. о., средневековый летописец не оставил без внимания ни одного важного события в жизни князя Владимира. Здесь он представлен средовеком (имеющий впалые виски или щеки / 40-50 лет), с небольшой бородой, в княжеской шапке, рубахе и плаще. В сцене Крещения, на строительстве Десятинной церкви, в походе на печенегов он показан с нимбом. Выражение лица и поза на всех изображениях выдают человека с живым интересом ко всему творимому. Но иконой эти миниатюры всё-таки считать нельзя.

На иконе же XVI в. (?) Владимир Святославич представлен по пояс, с крестом и свитком с надписью, воспроизводившей текст молитвы князя после Крещения киевлян. В конце XIV в. сформировались основные варианты иконографии Владимира Святославича и наиболее устойчивые признаки: седины, тип прически и кудрявой раздвоенной бороды: «Образом и брадою аки Иоанн Богослов, а власы на главе кудреваты, аки Минины» [11]. В ряде более поздних произведений князь изображается с более широкой, лишь слегка раздвоенной бородой. Постоянными атрибутами Владимира Святославича чаще являются меч в левой руке и крест в правой. Наличие меча можно объяснить многочисленными походами против врагов Руси.

В некоторых ранних памятниках святой Владимир представлен в традиционном для древнейших княжеских изображений плаще-корзне, в накинутой на плечи шубе. Для ранних новгородских памятников типична княжеская шапка, а для московских более характерен городчатый царский венец, уподобляющий Крестителя Руси византийскому императору святому равноапостольному Константину Великому.

Редкой чертой одной из икон являются одежды Владимира Святославича: не русская плащ или шуба, а хламида античного патриция с таблионом, характерным для деисусных изображений мучеников. Столь же редкий вариант иконографии представлен на фреске Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502): князь показан в лоратном дивитисии, что сближает его облик с иконографией императора Константина.

В XVI–XVII вв. Владимир Святославич всегда изображается в шубе, которая украшается богатым орнаментом, и в городчатом венце, хотя встречаются и изображения княжеской шапки, царского венца с округлым закрытым верхом.

Со 2-й половины XVII в. святого Владимира часто изображали со скипетром и державой (фреска церкви Рождества Христова в Ярославле, 1683).

В росписи новгородской церкви вмч. Феодора Стратилата на Ручью Владимир Святославич впервые изображен между своими сыновьями. Подобные композиции отражали почитание Владимира Святославича как просветителя и защитника Русской земли, от которого произошли 2 «святые отрасли», Борис и Глеб[13].

Иконы с изображением Владимира Святославича, Бориса и Глеба получили широкое распространение в XVI–XVII вв., часто в сочетании с житийным циклом Бориса и Глеба на полях. Как правило, Владимир Святославич представлен сидящим на престоле, он посылает Бориса в поход против печенегов, другая сцена – погребение Владимира Святославича.

С конца XIV в. изображение Владимира Святославича включали в состав сложных иконографических программ, например, с изображениями Московских митрополитов.

С 1-й половины XVI в. изображения Владимира Святославича, Бориса и Глеба часто входили в состав сложных композиций с фигурами святых, объединенных по чинам святости.

В соответствии с идеями эпохи царя Иоанна IV изображения Владимира Святославича и его ближайших святых сродников стали обязательными в убранстве домовых храмов и палат кремлевского дворца в Москве середины XVI в., подчеркивая генеалогическую связь московских правителей со святыми князьями киевского периода и избранность правящего рода Рюриковичей (на столпах Благовещенского собора Московского Кремля (1547–1551) - вместе с княгиней Ольгой и другими киевскими, владимирскими и московскими князьями - потомками Владимира Святославича. В росписи 1652–1666 гг. Архангельского собора Московского Кремля образы Владимира Святославича, Ольги, Бориса и Глеба, открывающих историю русской княжеской святости, соседствуют с серией композиций, посвященных Крещению Руси.

Середина XVI в. – связь образа Владимира Святославича с темой Христова воинства, нашедшая отражение в иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» из Успенского собора Московского Кремля.

2-ая половина XVII в. - внимание к теме «государева родословия» с акцентом на фигуре святого Владимира как «корня» православного Московского царства. Тогда же распространялись изображения Владимира Святославича в составе родословного древа русских государей.

Последняя треть XVII в. - включение образа святого в декор частных покоев царских палат, где образовывались небольшие «портретные галереи» с изображениями святых правителей (в комнатах царевны Марии Алексеевны).

В иконописи 2-й половины XVII в. образ Владимира Святославича часто существовал независимо от изображений Бориса и Глеба, но оставалось актуальным сопоставление Владимира Святославича с императором Константином: в наглядной форме утверждалось тождество подвигов обоих государей – крестителей народов и взрастителей Богонасажденной лозы.

Единственным известным циклом жития Владимира Святославича в иконописи является икона середины XVI в. из вологодской церкви Рождества Богоматери (в среднике Владимир Святославич, Борис и Глеб), цикл которой включает 16 клейм (2 утрачены).

С середины XVI в. в монументальной живописи появились краткие циклы жития Владимира Святославича с изображениями основных событий, связанных с Крещением Руси (украшение кремлевских построек в эпоху Иоанна IV).

В русском искусстве Нового времени образ Владимира Святославича занимает одно из центральных мест. Икона Владимира Святославича в иконостасе Петропавловского собора в С.-Петербурге находится над иконой апостола Петра[4]. В этом произведении традиционный образ князя получил переосмысление: из числа новых для иконографии святого Владимира признаков следует отметить латы, «геральдическую» княжескую корону с горностаевой опушкой и широкую длинную бороду, которая сохранила разделение на 2 пряди. Начиная с XVIII в. Владимир Святославич все чаще изображается отдельно от Бориса и Глеба.

Среди произведений конца XIX в. наиболее выдающимся памятником стал Владимира равноапостольного собор в Киеве (декор интерьера – 1885–1896), чье убранство оказало значительное влияние на развитие поздней иконографии Владимира Святославича. Основные изображения князя для этого собора были созданы В. М. Васнецовым. Владимир Святославич представлен в императорских одеждах византийского типа, воспроизведенных с большой точностью. На иконе главного иконостаса он показан старцем с длинной седой бородой, в росписях крещальни – как средовек с округлой бородой.

Теперь уже рекомендовалось изображать святого Владимира в «русском типе», с большой бородой, короткими кудрявыми волосами, кафтане, свите, «венце, схожем с шапкой», со свитком с текстом молитвы за новопросвещенный народ[14]. При этом «ходил» и следующий тип: барочная княжеская корона, горностаевая шуба или мантия, тип окладистой бороды без разделения на 2 пряди.

Для современной русской иконописи характерно возвращение к средневековой иконографии Владимира Святославича с такими атрибутами, как городчатый венец или княжеская шапка, шуба или плащ. В главном храме нашего – Рузского - благочиния икона святого помещена в высокой и довольно глубокой нише слева от алтаря. Креститель Руси изображён примерно того возраста, в каком он пребывал, поднимая над народами своего Отечества Крест, - молодым; на нём княжеское одеяние: длинное глухое платье с орнаментальной отделкой, корзно, венец с округлённым верхом. Борода густая, недлинная, красивые каштановые волосы слегка вьются. Здесь он воин: меч в левой руке выглядит доминирующе, да и других предметов в его руках нет. Правая же рука указывает на святую равноапостольную княгиню Ольгу: начало судьбоносного поворота в истории России на пути к сильному православному государству положила она, первой приняв святое крещение.

Выводы

В процессе работы над исследованием мы ознакомились с двумя вариантами Жития святого равноапостольного князя Владимира, выяснили, что они могут заметно отличаться друг от друга содержанием и объёмом. Проанализировали одно из них, его же использовали в качестве основы для проведения сравнительного анализа. Изучили фрагмент статьи А. С. Преображенского «Изображения и иконография Владимира Святославича». Выделяя ключевые моменты монографии, сопоставили их с эпизодами житийной истории. Составили обобщающую таблицу (Приложение 3), по результатам которой сделали вывод о том, что на протяжении семи веков прославления святого равноапостольного князя Владимира Святославича Русская Православная церковь в качестве главной заслуги князя выделяла одно событие – Крещение им Руси в 988 г.

Провели соцопрос по теме исследования. Оказалось: каждый обучающийся совмещает историческую фигуру пятого русского князя с судьбоносным событием в жизни Государства Российского – Крещением. Всю полученную информацию оформили в виде ученического исследовательского проекта.

Заключение

28 июля 2015 г. просвещённое Отечество отметило необычную дату - 1000-летие со дня преставления Великого князя Владимира, выдающегося государственного деятеля. Все его действия были продиктованы намерением добиться процветания Руси, и главная заслуга, отмеченная историками и биографами Великого князя Владимира Святославича, на этом пути - крещение Руси, открывавшее серьёзные перспективы развития молодого славянского государства.

Обобщение результатов исследования позволили сделать вывод о том, что на протяжении семи веков прославления святого равноапостольного князя Владимира Святославича Русская Православная церковь, и иконографическое искусство в том числе, в качестве главной заслуги князя выделяла лишь одно событие – Крещение Руси. Не случайно на большинстве икон постоянными атрибутами Владимира Святославича являются меч в левой руке – символ защиты от врагов - и КРЕСТ в правой.

Уверены, что соприкоснувшись с таковой судьбой, невозможно не возрасти духовно, - этот факт обуславливает социальную значимость работы.

Её материал может пригодиться на классных часах, уроках Знаний, истории, литературы, ОПК и ДКП.

Список литературы

Печатные источники

1. Владимир Святой/Российские князья, цари, императоры. Выпуск 9, 2012. – Москва, ООО «Ашет Коллекция». – 2012 г.

2. Владимир Святой Том 2/Российские князья, цари, императоры. Выпуск 37, 2013. – Москва, ООО «Ашет Коллекция». – 2012 г.

3. Лихачёв Д. С. Крещение Руси в 988 году и государство Русь. - Новый мир. 1988. №6. - С. 249-258.

Иные источники

4.Бусева-Давыдова И. Иконостас Петропавловского собора в Петербурге: Опыт истолкования иконографической программы // Искусствознание. 1999. № 2. - С. 514

5. Волкова Елена Тысячелетие кончины святого князя Владимира станет праздником всего российского народа https://russkiymir.ru/news/53687/

6. Житие великого князя Владимира, в святом крещении Василия http://www.vidania.ru/knyazvladimir.html

7. Житие святого равноапостольного Великого князя Владимира http://stvladimir.orthodoxy.ru/jitie.html

8. Икона святого князя Владимира http://molitva-info.ru/ikony/ikona-knyazya-vladimira.html

9. Иконописный подлинник новгородской редакции кон. XVI в. - М., 1873. - С. 120.

10. «Повесть временных лет» http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869

11. Преображенский А. С. «Изображения и иконография Владимира Святославича»/«Православная энциклопедия», VIII т., - С. 690-718. http://www.pravenc.ru/text/87.html

12. Пуцко Владимир Иконография русских святых: истоки и развитие // «Альфа и Омега», № 51, 2008 https://www.pravmir.ru/ikonografiya-russkih-svyatyih-istoki-i-razvitie/

12. «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868

13. Успенский Б. А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000. С. 43–44.

14. Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 353

15. Федотов Георгий Канонизация святого Владимира // «Владимирский сборник. В память 950-летия Крещения Руси. 988-1938.» Белград, 1938. С. 188-196. https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedotov/kanonizatsija-svjatogo-vladimira/

Приложения

Таблица «Результаты социологического опроса» Приложение 1

Класс/ Предмет опроса

Всего опрошенных

Известно ли вам, кто такие святые?

Кого называют святыми равноапостольными?

Что вам известно о святом равноапостольном Владимире?

8 «А»

23

23

20

Креститель Руси - 23

9 «А»

15

15

11

Креститель Руси - 14

10 «А»

21

21

17

Креститель Руси - 20

 

59

59

48

57

Таблица «Результаты блиц-интервью» Приложение 2

Возраст

Кол-во человек

Кол-во ответов

Пол

Ответы на вопросы:

1. Знаете ли Вы о жизни Владимира I до крещения?

2. Считаете ли Вы этот поступок важным и почему?

От 15 до 18

3

1

2 м

1 ж

1.Да, но только то, что он ходил на Византию.
2. Да.

от 50 до 65

2

2

2 м

1. Конечно, кто же не знает о его распутной жизни.
2. Безусловно, ведь если бы этого не произошло, наша страна не стала бы единой и могущественной.

Иконография образа святого Владимира Приложение 3

Просмотров работы: 127