Античные мотивы в современном кинематографе

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Античные мотивы в современном кинематографе

Сокулин А.А. 1
1МОУ "СОШ №1"
Сокулин А.А. 1
1МАОУ "СОШ №6 г. Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Работа, которую я представляю, родилась из моей любви к истории, а вернее к одному из периодов истории человечества – античности. Меня очень привлекают древние цивилизации, рождение и гибель государств, расцвет и закат величайших империй, великие герои и подвиги ими совершённые, память о которых жива и сейчас. Многое, рождённое в античности, и сейчас актуально и востребовано, это науки, которые родились и получили развитие в тот период, и великая культура, оставленная нам в наследство той эпохой, это такие понятия как демократия, республика и многое другое.

Вполне естественно, что такая эпоха как античность привлекает внимание и интерес миллионов людей, судить об этом можно по выходящим практически ежегодно высокобюджетным, успешным фильмам, посвящённым античности. Сюжеты этих фильмов самые разные: от исторического боевика, до фильма катастрофы, но действие в этих фильмах разворачивается в античные времена. Мне стало интересно, на сколько точно и достоверно передана эпоха, исторические события, происходящие в фильме, быт людей античности и соответствуют ли герои фильмов личностям, описанным в исторических источниках. Такие вопросы я себе задал, и попытался на них ответить в своей работе.

Итак, тема моего исследования: «Античные мотивы в современном кинематографе»; объектом исследования стали: современные исторические художественные фильмы, сюжет которых разворачивается в античные времена;предмет исследования: соответствие событий, персонажей и быта (окружающей среды) в современных исторических фильмах, эпохе античности.

Цель исследования: выяснить на сколько достоверно показана античность в современных исторических художественных фильмах.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

Выбрать фильмы, подходящие для исследования (критерии отбора см. ниже) и посмотреть их.

Проанализировать научно – популярную литературу по данному периоду.

Проанализировать фильмы на предмет соответствия эпохе античности.

Сделать выводы о соответствии быта (окружающей среды), событий и героев современных, исторических, художественных фильмов, эпохе античности.

Методы исследования, использованные в работе: анализ, историко – сравнительный, обобщение.

Гипотеза, которую я постараюсь подтвердить по окончании исследования: «Ни один современный исторический художественный фильм об античности, не соответствует описываемой эпохе полностью, а некоторые фильмы не соответствуют в значительной степени».

В печати и интернете часто встречаются отзывы и рецензии на различные фильмы, где даётся оценка в том числе исторических фильмов, на соответствие событий, предметов быта или исторических персонажей, но нет работы где было бы проанализировано некоторое количество фильмов по исторической тематике, для того что бы зритель мог составить представление о соответствии современных исторических художественных фильмов описываемой эпохе (в нашем случае это эпоха античности), что позволяет нам говорить о научной новизне нашей работы.

I. Фильмы отобранные по определённым критериям

В виду того, что количество художественных фильмов об античности достаточно велико, мы ввели критерии отбора фильмов для своего исследования по следующим признакам:

Взяты фильмы, выпущенные в прокат с 2000 по 2015 годы.

Фильмы не являются продолжениями ранее вышедших фильмов.

Эти фильмы вышли в прокат в России.

Руководствуясь этими критериями были отобраны следующие художественные фильмы:

Гладиатор (2000); Троя (2004); Александр (2004); Король Артур (2004); 300 спартанцев (2006); Последний легион (2007); Центурион (2010); Помпеи (2014).

После просмотра этих фильмов и изучения научно – популярной литературы по нашей теме, следующим логичным шагом было составление сводной таблицы, где фильмы были проанализированы на предмет соответствия описываемой эпохе. В таблице мы отметили наиболее яркие моменты, показанные в фильмах, которые позволяют сделать выводы о соответствии фильмов событиям, происходившим в реальной истории. Сводная таблица разделена на следующие графы:

- номера по порядку;

- название фильма, год выпуска;

- историческая или литературная основа сюжета;

- соотношение событий фильма с историческими фактами или литературным источником, эта графа разделена на две части 1) соответствие 2) не соответствие;

- соотношение героев фильма с историческими или литературными прототипами эта графа тоже разделена на две части 1) соответствие 2) не соответствие;

- соответствие быта (окружающей среды).

В эти графы мы внесли данные полученные после просмотра фильмов и изучения научно – популярной литературы. Фильмы в таблице приведены в порядке выхода в прокат (см. приложение).

II. Анализ исторического содержания фильмов

С помощью составленной таблицы становится понятно, что все фильмы имеют не соответствие с историей. Эти несоответствия носят различный характер, от небольших, до крайне важных, из – за которых фильмы нельзя отнести к историческим, а скорее к фантастическим или фентезийным.

Попробуем остановиться на самых существенных несоответствиях анализируемых фильмов:

1) ГЛАДИАТОР (год выпуска 2000). Исторической основой сюжета послужила война Рима с германскими племенами, а также жизнь и смерть императоров Марка Аврелия и Коммода, время действия в фильме последняя четверть второго века нашей эры. Действительно, такие императоры правили Римом, но вот умерли они совсем не так как показано в фильме. Аврелий умер от чумы во время похода на германцев, а вовсе не был задушен своим племянником Коммодом, который в свою очередь хоть и сражался с гладиаторами на арене Коллизея, но погиб по-другому, был задушен рабом с которым занимался борьбой. Убивать Максимуса, чтобы он не стал наследником Аврелия тоже не было смысла, так как именно Коммод являлся единственным наследником Аврелия и с пятилетнего возраста носил титул цезаря. Много несоответствий и в графе быт (окружающая среда), например, звание генерал появилось лишь в XVI веке и у Максимуса не могло быть его, да и само имя в те времена не использовалось как имя собственное, а лишь как приставка к титулу императоров означающая – наивеличайший, и конечно же атрибуты власти и армии Рима были красные, а не синие.

2) ТРОЯ (год выпуска 2004). Литературная основа – Троянская война, описанная Гомером в «Илиаде», время действия в фильме тринадцатый век до нашей эры. Последовательность событий в фильме выдержана такая, какой она описана у Гомера, но при просмотре фильма складывается впечатление, что события происходят в короткое время – неделя, месяц, не более, тогда как в «Илиаде» осада длится около десяти лет. Древнегреческие боги, равноправные действующие лица у Гомера полностью отсутствуют в фильме, а Парис и Андромаха вопреки литературному источнику выживают после гибели города, Агамемнон же напротив, погибает. В сражении греков с троянцами мы не видим мощной греческой фаланги, они наступают и бьются толпой, то есть техника боя греков показана не правильно.

3) АЛЕКСАНДР (год выпуска 2004). Историческая основа фильма, жизнь и Восточный поход Александра Македонского, события разворачиваются в четвёртом веке до нашей эры. Этот фильм наиболее соответствует названию исторический, мы не нашли здесь больших несоответствий эпохе и историческим событиям, хотя и здесь без них не обошлось, например, не показана в фильме и одна из трёх важнейших битв Александра с Дарием, битва при Иссе, то есть сразу же за битвой при Гранике следует битва у Гавгамел, причём складывается впечатление что битвы при Иссе и не было. Роксану, бактрийскую княжну играет актриса с афроамериканскими корнями, чего не может быть в принципе.

4) КОРОЛЬ АРТУР (год выпуска 2004). За основу фильма взята жизнь легендарного короля Англии Артура, события происходят в 410 году нашей эры, когда римляне навсегда уходят из Британии. Король Артур в фильме — это римский патриций, командующий войском Рима в Британии, взять власть в свои руки и отбить набег варваров ему помогают сарматы служащие в римской армии. Начнём с того, сарматы использовались как тяжёлая кавалерия, в фильме же большинство схваток сарматы проводят как пешие воины, а упоминания о короле Артуре относятся лишь к XII веку и носят эпический характер, в эпосе о короле Артуре приводится его родословная и в ней нет упоминания о римлянах.

5) 300 СПАРТАНЦЕВ (год выпуска 2006). Историческая основа фильма эпизод Греко – персидских войн, битва при Фермопилах, произошедшая в 480 году до нашей эры. Основные события фильма в целом соответствуют историческим, но хронология и детали событий сильно отличаются. В фильме эпизод убийства персидских послов происходит незадолго до битвы у Фермопил, в действительности же убийство послов произошло в 494 году до нашей эры, то есть за 14 лет до битвы. В последнем бою помимо спартанцев участвовали, и другие греческие воины в количестве 1100 человек, не считая рабов спартанцев илотов, царь спартанцев Леонид погиб в середине битвы после чего над его телом разыгралось целое сражение, хотя в фильме он погибает последним. Спартанские гоплиты, бывшие самыми тяжеловооруженными воинами Греции, в фильме сражаются обнажёнными по пояс. Упоминания заслуживает и эпизод где персы забрасывают воинов Леонида горшками с «греческим огнём», что является анахронизмом. Персы в фильме изображены как поборники рабства, а спартанцы наоборот, хотя большинство населения Лаконики были рабами (илотами).

6) ПОСЛЕДНИЙ ЛЕГИОН (год выпуска 2007). События фильма разворачиваются в 476 году нашей эры, который считается датой падения Западной – Римской империи, описывается жизнь Ромула Августула, последнего императора Рима, который по сюжету фильма стал королём Артуром. Действие фильма начинается в Риме, который показан столицей империи, на самом же деле в описываемое время столицей Западной – Римской империи являлась Равенна. Византийцы не признавали Ромула Августа как законного императора, поэтому у Восточной Империи не было причин спасать маленького императора и посылать ему на помощь воинов. Известно, что Ромул после свержения Одоакром провёл в ссылке остаток жизни в Кампании, и не мог иметь никакого отношения к королю Артуру, тем более о генеалогии Артура мы говорили выше, нет никаких сведений и о том, что Ромул быт потомком Юлия Цезаря, который умер почти за пятьсот лет до него. Что касается легионеров, оставшихся в Англии, помогших Ромулу в битве с варварами, то они поистине бессмертны, так как последние солдаты Рима были выведены из Британии за 66 лет до описываемых событий.

7) ЦЕНТУРИОН (год выпуска 2010). Исторической основой фильма послужило исчезновение в предположительно 117 году нашей эры IX Испанского легиона. Сам факт исчезновения исторически не достоверен, возможно он был расформирован или погиб в другом месте империи, а не в Шотландии, так же возможно, что сведения о легионе были утеряны, а сам он ещё долго продолжал служить Риму. Отряд, который отправился вглубь Каледонии уничтожать пиктов и их вождя, вряд ли можно назвать легионом, так как легион состоял из не менее 4500 пехотинцев, вспомогательных отрядов и кавалерии, а не из нескольких сотен пехотинцев и уничтожить целый легион племени пиктов было бы очень тяжело, если не сказать невозможно.

8) ПОМПЕИ (год выпуска 2014). Историческая основа сюжета извержение вулкана Везувий и гибель города Помпеи, события происходят во второй половине I века нашей эры. Несоответствий в фильме множество. Так, например, в фильме город гибнет от землетрясения и чудовищного цунами, хотя на самом деле Помпеи засыпало вулканическим пеплом, да и про землетрясение упоминает лишь Плиний (письма 16 и 20), хотя судя по археологическим раскопкам, здания в Помпеях хорошо сохранились, не говоря уже о цунами, которого не могло случиться на Средиземном море. Огромная волна не могла захлестнуть город, ведь он находится на значительном расстоянии от берега. Так же в фильме показана гибель практически всех горожан, тогда как известно спастись удалось большинству, погибла лишь десятая часть жителей. Вызывает недоумение и ненависть жителей Помпеи к римлянам, ведь сами жители Помпеи и были римлянами, и римские легионеры не могли отталкивать пытающихся спастись горожан от кораблей. Так же непонятно почему преторианцы сопровождают простого сенатора, ведь сенаторов в империи было больше тысячи, а преторианцев всего 9 тысяч.

Выводы

Посмотрев и проанализировав отобранные нами фильмы и изучив научно – популярную литературу по данной теме, можно сделать некоторые выводы о соответствии современных художественных фильмов на античные мотивы, подлинной истории античности.

Во – первых, все фильмы, несмотря на основу сюжета имеют несоответствия с историческими событиями или литературным источником.

Во – вторых, несоответствия касаются всего, и событий и исторических лиц, и деталей быта, войн и жизни людей античности.

В – третьих, ни один фильм нельзя назвать полностью соответствующим названию исторический, или рекомендовать его как пособие для изучения античности, хотя, нужно признать, что во многих фильмах детали быта (окружающей среды) во многом достоверны.

Обращает на себя внимание и огромное количество несуразиц в исследуемых фильмах, это ламы, бегущие прочь от греков у стен Трои, боевые носороги и огромные монстры в армии персов, штурмующих Фермопилы, человек в джинсах и женщина с пластиковой бутылкой в фильме «Гладиатор», воины Восточной – Римской империи одетые в фантастические наряды в фильме «Последний легион», и гавань Помпей, находившихся вдали от побережья и ещё много других ошибок, допущенных в этих фильмах.

Исходя из сделанных выводов можно утверждать, что моя гипотеза о том, что ни один исторический художественный фильм об античности, не соответствует описываемой эпохе полностью, а некоторые фильмы не соответствуют в значительной степени, доказана.

Список литературы

1. Вигасин А.А. История Древнего мира 5 класс. / Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 17-е изд. - М.: 2010. 

2. Гальфрид Монмудский. История бриттов. Жизнь Мерлина. – М: Наука,1984.

3. Грант М. Римские императоры. – М.: Терра – книжный клуб, 1998.

4. Детская военная энциклопедия. – СПб.: Полигон, 2001.

5. Илиада. Одиссея. Что рассказывали древние греки о своих богах и героях. - М.: Альфа – книга, 2012.

6. Ирмшер И. Словарь античности. – М.: Прогресс, 1989.

7. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Алма – Аты: Жалын, 1986.

8. Лазарчук Д.А. Мифы и предания Древнего Рима. - М.: Олма, 2014.

9. Нефёдов С.А. Иллюстрированная история Древнего мира. – Ч.: Книга, 1994.

10. Проказов Б.Б. Детская энциклопедия военного дела. – Минск: Харвест, 2009.

11. Скаллахард Х., Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. – М.: Эксмо – Пресс, 2001.

12. Фёдорова Е.В. Люди императорского Рима. – М.: ИМУ, 1990.

13. Шмидт. Ж. Александр Македонский. – М.: Молодая гвардия, 2015.

Просмотров работы: 40