БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ: УТЕРЯННАЯ СТРАНИЦА БИОГРАФИИ

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ: УТЕРЯННАЯ СТРАНИЦА БИОГРАФИИ

Медведев М.М. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 г. Сочи
Дрыгун М.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 г. Сочи
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

3 ноября 2019 года исполнилось 222 года со дня рождения русского поэта, писателя, декабриста Александра Александровича Бестужева (литературный псевдоним – Марлинский). Дата его смерти и место захоронения до сих пор являются неизвестными.

Я живу в Адлерском районе города-курорта Сочи. Он расположен на Черноморском побережье Кавказа. На протяжении многих веков практически все российские государи, начиная с Ивана Грозного, стремились к утверждению своей власти на Кавказе.

В 1817 году началась Кавказская война, которая продолжалась почти 50 лет. Эту войну застали три российских императора: Александр I, Николай I и Александр II. Главные районы военных действий были: Абхазия, Дагестан, Чечня, Черноморского побережье Кавказа. Здесь столкнулись тогда интересы самых крупных в то время держав - России, Оттоманской империи, Великобритании, Франции и Ирана. Итоги Кавказской войны: утверждение власти России на Кавказе; присоединение к России: Дагестана, Чечни, территории Черноморского побережья от Анапы до Адлера); заселение покоренных территорий славянскими народами; усиление южных рубежей России; ликвидация горских набегов на славянские поселения; возможность России влиять на ближневосточную политику.

Эти итоги в разные годы, историками и политикам разных стран, разных национальностей и народностей оцениваются по-разному. Одни историки считают, что основной предпосылкой начала войны является желание российского императора Александра I любыми средствами присоединить Кавказ к территории страны. Другие утверждают, что это намерение было вызвано опасениями за будущее южных рубежей Российской империи. Ведь на Кавказ в течение многих веков с завистью смотрели такие сильные соперники, как Персия, Турция, Англия.

В мае 2019 года исполнилось 155 лет со дня окончания Кавказской войны.

Темам, связанным с Кавказом, Кавказской войной, творчеством поэтов и писателей на Кавказе, службе на Кавказе, посвящены сотни исследовательских и других работ.

Настоящая работа анализирует один день, точнее – несколько часов жизни одного человека. Человека с мировым именем, который в течение 8 лет, не по своей воле, был участником Кавказской войны и бесследно исчез в ходе боя при высадке морского десанта русских войск на мыс Адлер 7 июня 1837 года (здесь и далее дата указана по старому стилю). Речь идет о русском дворянине, поэте, писателе, офицере, декабристе - Александре Александровиче Бестужеве–Марлинском.

До сих пор в официальных источниках информация, в библиографической литературе о дате и месте гибели А.А. Бестужева-Марлинского просматривается какая-то «тайна»:

1. «Погиб в стычке с горцами…» [39] (не указаны дата и место гибели. – Прим. авт).

2. «Погиб в стычке с горцами на мысе Адлер…» [48] (не указана дата гибели. – Прим. авт.).

3. «Убит на Кавказе 7 июня 1837 года…» [5] (не указано точное место гибели. – Прим. авт.).

4. «Был убит 7 июня 1837 г. в бою с черкесами на мысе Адлер…» [31].

5. «Убит в бою у мыса Адлер, но тело не было найдено…» [3; 4; 50] (не указана дата. –Прим.авт).

Эпизод бесследного исчезновения породил множество версий о причине смерти Бестужева.

1. «Буквально растерзан горцами…» [27].

2. «Изрублен шашками, тело коего переходило несколько раз то к черкесам, то к нашим, и, наконец, осталось у черкес…» [56].

3. «Был так изрублен на части, что по окончании сражения не нашли никаких следов изрубленного трупа…» [28].

4. Ряд свидетелей утверждали, что тело А. Бестужева на поле боя найдено не было, но позже видели у горцев вещи, ему принадлежащие. Один видел, что «горцы принесли в укрепление для продажи богатое золотое кольцо, которое признано знавшими покойного за принадлежавшее ему» [14; 28]. Это кольцо на правой руке А. Бестужева хорошо помнил Я.И. Костенецкий [24]. Другой видел у убитого черкеса пистолет Бестужева [ 22; 25; 40; 55]. Третий – видел у черкеса и кольцо, и пистолет [40]. На основании этих показаний, одни сослуживцы считали А. Бестужева

7 июня 1837 года убитым, другие - надеялись, что он попал в плен и остался жить. У меня иная версия по «золотому кольцу и пистолету», но я ее изложу чуть позже.

Называемая география захоронения А. Бестужева обширна: Адлер, Абхазия, Осетия, Дагестан…Много легенд о его «второй жизни». Вот некоторые из них:

1. «Не убит, унесен в горы…» [14; 22; 25; 52].

2. «Перешел на сторону горцев…» [16; 23; 25; 28; 35; 36; 37; 52].

3. «Женился….живет в Лазистане» (ныне – Дагестан. - Прим. авт.) [22; 25; 40].

4. «Собрал шайку головорезов, разбойничает на дорогах…[23].

5. «Принял магометанство…» [14; 22; 35].

6. «Видели  в составе английских войск в Индии,  муллой в Каире, мюридом на Кавказе…» [37].

7. «Занялся близким ему делом — издает в горах газету...» [2].

8. «По секрету (от горцев) выкупает наших пленных, а они этого даже не подозревают…» [40].

9. «Переписывался со своей сестрой Еленой…» [11].

10. «После боя 7 июня 1837 года проезжал вдоль побережья Черного моря цыганский табор и подобрал раненного А. Бестужева. Выходила его молодая цыганка…Их обвенчали в местной церкви… бывший мятежник взял фамилию жены – Волвенкин. Его звали Александр «Б» [60].

11. «В 1840 году после одного нападения горцев пропал крест с могилы князя–декабриста А.И. Одоевского у реки Псезуапе, под Сочи. Но среди горцев был русский офицер, который сумел объяснить им, кто здесь покоится, и телу страдальца были отданы новые почести».

Авторы этой версии уверенно высказывают предположение, что имя этого русского офицера - А. Бестужев» [9; 10;18; 41].

12. «7 июня 1837 года умерло имя «Бестужев-Марлинский». Остался жить «Искандер бек...». Жил он в городе Сухум, как Иранский подданный. У него есть потомок - выдающийся русский абхазский писатель, который унаследовал его легкое перо…» (пожелал остаться неизвестным).

На протяжении уже более 180 лет эти легенды о «второй жизни» Бестужева-Марлинского ходят по всему миру, из поколения в поколение. Если сказать, что значительная часть из них порочит честь и достоинство русского писателя, офицера, дворянина, значит, ничего не сказать.

А может все эти «легенды» и не являются легендами? Меня это заинтересовало и я решил найти ответ на этот вопрос.

«Когда ж не станет меня…Но кто спросит, кто расскажет про меня? Те, кто могли бы, не захотят, а кто бы желал, не может! Я сирота и в грядущем», - говорил он словами своего героя.

Тема работы: «Бестужев-Марлинский: утерянная страница биографии». Практическое исследование и анализ уже существующих исследований для выяснения точной даты смерти и места захоронения русского поэта, писателя, декабриста Александра Александровича Бестужева.

Предмет настоящей работы: научно-историческая, научно-публицистическая, библиографическая литература, архивные документы, другие открытые источники по обстоятельствам исчезновения А.А. Бестужева в ходе штурма мыса Адлер 7 июня 1837 года.

Цель работы: узнать дату смерти и место захоронения А. А. Бестужева-Марлинского, а также опровергнуть многочисленные легенды о «второй его жизни», порочащие честь и достоинство русского дворянина, офицера, поэта, писателя, декабриста.

Задача: изучить уже все существующие исследования, версии и легенды обстоятельств исчезновения А. Бестужева с поля боя в ходе штурма мыса Адлер 7 июня 1837 года.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проведено комплексное исследование по данным вопросам с учетом вновь открывшихся обстоятельств, изложенных в найденных мною рукописях, ранее нигде не опубликованных и не исследуемых.

Настоящая исследовательская работа состоит из введения, постановки задач исследования, анализа и обзора существующей информации по исследуемому вопросу, двух глав, заключения, списка использованных источников, четырех приложений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Мыс Адлер важнейший для России военно-стратегический пункт на Черноморском побережье Кавказа в 1837 году

Территория Краснодарского края (в современных ее границах) вошла во владение Российской империи, а, следовательно, последняя заполучила выход к Черному морю, в результате многолетней войны с Османской империей (Турцией) и с десятками местными горскими племенами, жителей которых окружающие народы по традиции называли черкесами.

По итогам русско-турецкой войны 1828-1829 годов между враждующими сторонами был подписан мирный договор. Турция, как проигравшая сторона, отказалась от прав на Черноморское побережье Кавказа. Однако, опираясь на местные племена горцев, Турция фактически продолжала поставлять оружие и военные припасы горцам в обмен на рабов и на ценную древесину, настраивая их против России. Чтобы начать освоение Черноморского побережья, было принято решение о строительстве укрепления Черноморской береговой линии. Как правило, в устьях рек сооружались военные крепости, препятствующие проникновению турецкого влияния в этот район.

Всего в 1830-1842 годы на восточном берегу Черного моря от Анапы до Гагр было построено 17 таких военных укреплений. Их строительство положило начало крупнейшим городам: Анапа, Новороссийск, Геленджик, Сочи, Адлер, Пицунда, Гагра и др.

На территории Большого Сочи было построено 4 русских укреплений: в центральной части Сочи, 1838 г., в Головинке и Лазаревском, 1839 г. Первое здесь укрепление построено в 1837 году в устье реки Мзымта на мысе Адлер, ныне – центральная часть Адлерского района города-курорта Сочи. Заложено оно по старому стилю 18 июля 1837 года, получило название «Святого духа» в честь православного праздника, во время которого был заложен первый камень сооружения.

В 1854 году, в ходе Крымской войной (1853-1856), укрепление Святого Духа, равно как и другие укрепления Черноморской береговой линии, было приведено в негодность. Гарнизон укрепления направлен в Новороссийск для участия в боевых действиях. В 1864 году бывшее укрепление было частично восстановлено и на его месте учредили пост Адлер (из казаков). В 1869 году возникло молдавское поселение Адлер (на основании «Положения о заселения Черноморского округа и управления оным» , 1866 год).

К сожалению, строительству всех укреплений, в том числе и в Адлере, предшествовали военные операции, в ходе которых и со стороны местных горцев, и со стороны десанта русских войск были жертвы, исчисляющие десятками убитых и раненых.

Долина Лиеш, известная у нас под именем мыса Адлер (от искаженного Арыд, Арыдба, Ардиллер), и прилегающие районы в 1835 году были разведаны русским офицером, поручиком Генерального штаба Ф.Ф. Торнау. Он собрал ценные сведения о наличии дорог и троп, составе и численности населения, о существующих оборонительных сооружениях. По его данным, «по всей юго-западной покатости гор, прилегающих к морю, сообщения чрезвычайно трудны…Со стороны моря долина закрывалась густым, но весьма неглубоким лесом, перед которым находился длинный завал, прочно сложенный из огромных дерев, камней и глины…До присоединения к Российской империи эти земли находились в управлении абхазского садзского княжеского рода Арыдба. Князья в устье реки Мзымта имели пристань, посредством которой вели торговлю с Турцией. Жители долины Лиешь были известны среди соседних племён своей зажиточностью. Они успешно занимались хлебопашеством, развито было у них скотоводство, были табуны лошадей. На прилегающих возвышенностях располагался целый ряд горских аулов: Керека, Абаха, Банши, Учуга, Хышха, Кота и Джанхота. Горы и леса…Занимаемые горцами, сделали из них пеших воинов и хороших стрелков…Конницы у них нет: недостаток в пастбищных местах не позволяет иметь лошадей, и только князья обладают оными в небольшом количестве… Мыс Адлер принадлежал к числу тех пунктов, которые предположено было занять непременно» [12; 58]. Горцы сочинского побережья последними из кавказских народов покорились России [1].

Глава 2. Утерянная страница биографии Бестужева-Марлинского.

Факты. Свидетельства. Версии. Легенды. Выводы

2.1. А.А. Бестужев-Марлинский - русский поэт, писатель, декабрист

«Многие ценят слишком высоко мои сказки, никто - меня самого, никто - моей печальной истории», - писал однажды А. Бестужев в частном письме [25].

За участие в заговоре против Российского Императора в декабре 1825 года А.А. Бестужев, в возрасте 28 лет, был сослан на 20-летние каторжные работы в Сибирь. В 1829 году он был переведён рядовым солдатом в действующую русскую армию на Кавказ. Здесь шла русско-турецкая война. Тогда в рядах Отдельного Кавказского корпуса числилось более 2800 солдат-декабристов, около 100 разжалованных офицеров-декабристов, поднявших восстание против самодержавия и крепостного права [13]. Рассудив, что немалый военный опыт офицеров-декабристов более пригоден для баталий, чем для каторги, Император России Николай I позволил им искупить свою вину кровью на Кавказе. А.А. Бестужев искупал здесь свою вину около 8 лет.

Он в тот период был одним из самых ярких фигур среди поэтов и писателей, которые жили на Кавказе. Он с интересом изучал местную историю, народные предания, восточную поэзию, выучил несколько местных языков. Путевые впечатления и заметки легли в основу его произведений о Кавказе, о его жителях. Кавказ изменил его, а он изменил представление российского общества о Кавказе. «Я вижу Кавказ,— писал А. Бестужев,— совсем в другом виде, как воображают его себе власти наши» [23]. Он был первым русским писателем, который стал осуждать бесчеловечную войну, считая её губительной как для русского, так и для населявших Кавказ народов. Поколение тридцатых и сороковых годов XIX века черпало в произведениях Бестужева нравственную бодрость и волю к жизни, с которыми ему легче было терпеть и бороться с жестокими общественными условиями. Книги Марлинского выходили огромными тиражами. Издатели боролись за его новые произведения, они знали кто их автор.

Сегодня многие считают, что «очерки, письма и повести Бестужева-Марлинского до сих пор являются бесценным источником сведений, способных дать ключ к пониманию многих проблем современного Кавказа» [53]. «Дайте Кавказу мир и не ищите земного рая на Ефрате. Он здесь» [36]. В этих словах Александра Александровича есть что-то символичное, предсказывающее и завещающее нам, будущим жителям этого благодатного края, чтобы мы берегли его историческое наследие и сохраняли эту неповторимую красоту природы.

Н.А Котляревский пишет: «Надо удивляться, как вообще он мог выносить такой образ жизни на Кавказе… Сначала Тифлис, более четырех лет – Дагестан, в течение трех последующих лет кочевал по Кавказу и Кубани, и двух месяцев не провел на одном месте…Его маршруты проходят через Тифлис, Ахалцых, Сухум, Гагру, Кутаис, Тамань, Керчь, Кубань, Екатеринодар, Ставрополь, Геленджик, Анапу, «ужасную» Абхазию…Природа была, пожалуй, опаснее врага, так как от нее, от зноя, холода, беспрестанной мокроты и изнуряющих лихорадок не спасала никакая храбрость и предосторожность…» [25].

На предполагаемом месте смерти А.А. Бестужева, на побережье Черного моря, в 1913 году жители Адлера заложили парк имени Бестужева, который и до сих пор является одним из любимых мест отдыха и среди жителей, и среди гостей города-курорта Сочи. В 1957 году писателю-декабристу здесь установлен памятник. В честь А. Бестужева названы улица и переулок в центре Адлера, село Бестужевское. Сотрудники Музея истории Адлерского района проводят тематические экскурсии и лекции «Бестужев-Марлинский — писатель, декабрист, воин». А Адлерский поэт Игорь Лейфер увековечил его имя в песне «Адлерский вальс» [30].

Кроме Адлерского района города-курорта Сочи, в честь русского писателя-декабриста А.А. Бестужева-Марлинского названы улицы в городах: Липецк, Дербент, Якутск, Владивосток, Гагра, Киев, в деревне Выгоничи (Беларусь, 25 км от г. Минска). В Абхазии в Жоэкварском ущелье на берегу реки Жоэквары стоят остатки крепости, которую туристы знают под именем башни декабриста Бестужева-Марлинского [19].

2.2. А.А. Бестужев участник боевых действий за овладения мыса Адлер

Для всех, кто интересуется творчеством Бестужева-Марлинского, его биография заканчивается страничкой участия в боевых действиях против горцев при взятии мыса Адлер 7 июня 1837 года. При отправке сюда четырехтысячного десанта русских войск из Абхазии прапорщик А. Бестужев попал на фрегат «Анна», где размещался штаб корпуса [12; 28]. Начальником штаба оказался знакомый Бестужеву по Петербургу лицейский товарищ Пушкина, генерал-майор В.Д. Вольховский. На Кавказе он старался помогать декабристам и, увидев Бестужева на фрегате, тотчас же взял его к себе в адъютанты.

7 июня 1837 года корабли Черноморского флота приблизилась к мысу Адлер на пушечный выстрел и построились в боевой порядок полукругом общим фронтом в 3500 метров [12; 46].

В устье реки Мзымта был разбит временный лагерь для размещения личного состава десанта, а чуть позже здесь был заложен первый камень военного укрепления Святого Духа. Сегодня здесь находится парк имени писателя-декабриста А. Бестужева, рядом – православный Свято - Троицкий храм.

Я проживаю на 12-м этаже жилого дома, примерно в 250 метрах от центральной набережной Адлера, где стоит Адлерский маяк, 1898 года постройки. С балкона квартиры хорошо видна вся панорама побережья, где проходила высадка десанта.

Для того, чтобы представить, как это все было, я изучил ряд архивных документов и исследовательских работ: приказ контр-адмирала Эсмонта от 5 июня 1837 года [45], план расположения судов у мыса Адлер 7 июня 1837 года [46], чертежи окрестности укрепления Святого Духа от 1837 и 1841 годов [47], работы [12; 24; 25; 28; 58]. Использовал английскую, старорусскую и современную системы измерения расстояния на картах и чертежах разных годов.

По моим расчетам примерно было так (смотри Приложение 1).

В устье реки Мзымта стала шхуна «Гонец», далее вдоль побережья бросили якоря: фрегаты «Агатополь», «Штандарт», «Анна», «Архипелаг», корвет «Ифигения», бриги «Поллукс», «Аякс», «Вестовой». Расстояние между кораблями было «не более трех кабельтовых», 555 метров [51].

Фрегат «Анна» бросил якорь против объекта на берегу моря, именуемый на карте «Балаган», в переводе с татарского - барак, сарай, иное строение, служащее для склада товаров, торговли, возможно пристань. По моим подсчетам, «Балаган» находился на расстоянии около 1500 метров от реки Мзымта. Сегодня здесь расположен Адлерский маяк.

На расстоянии, примерно 1800 метров от устья реки Мзымта, на старой карте указан многовековой священный для местных горцев дуб «Лиаш-ныхя». Сегодня – это территория санатория «Южное взморье».

Высадка десанта русских войск началась в полдень, проходила от фрегата «Анна» на участке побережья между Адлерским маяком и санаторием «Южное взморье». Ширина фронта высадки десанта составляла всего 100 метров [12; 45].

Мыс Адлер «был занят нашими войсками без значительных потерь…» [12; 28].

Как видно из архивных источников и исследований, перед морским десантом русских войск не стояла задача физического уничтожения местных жителей и разрушения их поселений. Главная задача была – строительство в устье реки Мзымта военного укрепления (крепости). «Экспедиция эта состояла из двух отдельных действий: усмирения местных жителей и занятие десантными отрядами разных точек черкесских берегов, на коих нужно было возвести укрепления в составе Черноморской береговой линии» [28]. Позже «непокорные горцы присягнули без выстрела, в укреплении Святого Духа (Адлер) и оставались верными до крымской войны» [19].

«Глубина атаки десанта русских войск составляла менее двух километров от берега моря» [12; 28]. Это, примерно, до территории современного аэропорта «Сочи».

Команду «Далее не атаковать, отходить!» начальник штаба корпуса генерал-майор В.Д. Вольховский поручил передать атакующим подразделениям своему адъютанту – прапорщику А. Бестужеву, что в сопровождении двух солдат он и сделал.

Однако с поля боя А. Бестужев не вернулся. Не было его и среди раненных. Был обмен убитыми, но и там его не было. В течение нескольких последующих дней были приняты меры к активному поиску А. Бестужева. Стояла задача: найти его живым или мертвым. Однако все поиски положительного результата не дали. «Против обыкновения, не выдали его и горцы, хотя даже обещана была награда». В этой связи генералу А.Е. Розену ничего не оставалось, как утверждать, что «прапорщик Бестужев был так изрублен на части, что по окончании сражения не нашли никаких следов изрубленного трупа» [28].

Был отдан Высочайший приказ об исключении из списков прапорщика А. Бестужева, как убитого в деле против горцев. О чем и было напечатано в официальной военной газете «Русский Инвалид» 13 июля [12; 28]. Всего было 44 раненых и 19 убитых, из которых пять офицеров: штабс-капитан Туманов, урядник князь Пхеидзе, прапорщики Бестужев и Запольский, подпоручик Мищенко. Потери местных горцев никому не известны.

По делу Бестужева «собраны были свидетельства очевидцев, последними видевших его раненного на поле боя». Их было пять [2; 15; 25; 28; 42; 52; 55; 56]:

Альбрандт Л.Л. - капитан Нижегородского драгунского полка; капитан, известный под инициалами Ф.Д.К. (по мнению историков, это - артиллерист Ф.К. Казимирский, долго служивший на Кавказе и лично знавший Бестужева); Давыдов А.К. – подпоручик; Шестаков И.А. - юнкер (будущий адмирал) Черноморского Флота; Календо – юнкер Мингрельского егерского полка, студент Петербургского университета. 

Известно, что «в адлерской экспедиции 7 июня 1837 года участвовало более десяти высокопоставленных офицеров - друзей А. Бестужева, в том числе (кроме выше упомянутого капитана Ф.Д. Казимирского и юнкера Календо. -Прим. авт.): великий азербайджанский писатель и мыслитель майор Мирзой-Фатали Ахундов, служивший переводчиком в канцелярии главнокомандующего на Кавказе барона Г. В. Розена; декабрист В.С. Норов, который в апреле 1837 года был произведен в унтер-офицеры, играл в военных советах крупную роль; капитан

С.Т. Званба, служивший в одном линейном № 10 батальоне с А. Бестужевым, Б.Г.Чилашвили (Чиляев), который в 1837 году являлся командующим войсками в Абхазии, имел связи со многими декабристами, в первую очередь с А. Бестужевым – «старым однокашником» (они вместе воспитывались в Горном кадетском корпусе) [18]. Кроме В.Д. Вольховского, в военных действиях принимал участие еще один одноклассник поэта А.С. Пушкина - Ф.Ф. Матюшкин, который в 1849 году произведён в контр-адмиралы.

Как видно из архивных материалов и исследований, показания одного участника боя и очевидца ранения А. Бестужева не совпадали с показаниями других участников и очевидцев. Более того, они зачастую со временем противоречили и собственным. Как заметила справедливо прозаик Е.Ю. Варкан, «в их показаниях встречаются небольшие расхождения, и путаница эта..., возможно, шла оттого, что свидетели не успели сговориться» [10].

Прежде всего, у очевидцев тех событий разное мнение о том, когда А. Бестужев оказался на поле боя. Капитаны Л.Л. Альбрандт и Ф.Д.К. утверждали, что А. Бестужев был в числе первых добровольцев, кто активно вступил в бой [12; 25; 28]. Однако, В.Д. Вольховский и подпоручик К.А. Давыдов [15] утверждали, что А. Бестужев пытался с первых минут участвовать в штурме мыса Адлер, но генерал, как непосредственный командир, сначала не пускал, но позже послал его на поле боя с конкретным поручением: передать капитану Альбрандту приказ об отступлении [28]. И первому, и второму свидетельствованию противоречит показание юнкера И.А. Шестакова. Он слышал, что «Бестужев сказал генералу-майору Вольховскому, что «Капитан Альбрандт безумствует, далеко зашел, пойду приведу его в себя» и перешагнул за вал» [28].

Разные показания дали «очевидцы» и на вопрос: где и когда А. Бестужев был ранен.

Л.Л. Альбрандт утверждал, что А. Бестужев был ранен, не успев передать ему приказ об отступлении. «Два спутника Бестужева видели его ранение, но в кровавом бою не останавливаться же за всяким вздохом, – они поспешили достичь Альбрандта и передать ему слышанный ими приказ» [28]. Однако, биограф Альбрандта - Н. Ханыков в 1850 году написал, что А. Бестужев сам успешно добрался до Альбрандта и лично передал ему приказ об отступлении, а возвращаясь назад, был ранен [28].

Разные показания участников боя и о том, кто, когда и почему оставил раненного А. Бестужева на поле боя. По утверждению И.А. Шестакова и А.Е. Розена, «двое несли его, раненного, и были застигнуты черкесами, изрубившими одного из носильщиков, другой бежал, оставив еще дышавшую жертву; спасшегося даже указывали и слушали от него различные подробности» [28]. К.А. Давыдов утверждал, что «люди, которые вели раненного Бестужева, отбились по причине колючки и лесу от главной толпы...» [15; 28]. При этом, не может не вызывать удивление, что часть показаний К.А. Давыдова абсолютное большинство исследователей позже «потеряли» [2]. Вот эти «потерянные со временем» слова поручика: «Ко мне оттуда прибежал юнкер Календо (это земляк А. Бестужева. - Прим. авт.) и еще какой-то косоглазый солдат 4-й карабинерной роты Мингрельского полка и говорит: «Ваше благородие, что нам делать? Мы вели офицера, которого Вы приказали взять, а мы вон около того дуба бросили его: на нас напало черкесов пропасть...». Тот ответил «Ничего, братцы, держитесь, авось бог донесет нас до своих» [2].

В 1962 году к обстоятельствам смерти А. Бестужева вернулся советский и российский литературовед, доктор филологических наук Ю.Д. Левин. Привлекая новые, ранее неизвестные факты и свидетельства, которые косвенно могли бы подтвердить слова этих очевидцев, Левин приходит к выводу: А. Бестужев погиб тогда, когда был послан Вольховским на поле боя с приказом об отступлении [2].

Эти же вопросы в 1982 году исследовал русский писатель и литературовед, член Союза писателей СССР Р.С. Белоусов. По его мнению, «перед последним боем состояние Бестужева дошло до крайней точки отчаяния. Поэтому он и радовался, когда узнал, что пойдет в первую очередь, то есть в числе стрелков, о чем ранее писал матери. Если учитывать безысходность, возможно, чувство вины перед погибшей невестой - Ольгой Нестерцовой, изнуряющую болезнь, то можно сказать, что он искал избавления от мучительного существования и готов был идти куда угодно, хоть в самое пекло…Не случайно некоторые исследователи видели в гибели Бестужева «акт своеобразного самоубийства» [2].

Подобную версию допускал и академик М. П. Алексеев, который писал в 1929 году, что смерть Бестужева была «своего рода «замаскированным самоубийством…» [2].

Как видно, абсолютное большинство исследователей глубоко изучали в основном один вопрос: как и когда вступил в бой А. Бестужев 7 июня 1837 года: в числе первых добровольцев или позже, по поручению командира? Вопрос исчезновения А.Бестужева с поля боя (каким образом исчез, почему и куда?) никто ранее не исследовал.

Проанализировав вышеизложенное, я сделал следующие предварительные выводы:

1. А.А. Бестужев-Марлинский, которому предстояло участвовать в боевых действиях на Кавказе против его воли еще более 3 лет, в последнее время испытывал затяжную и глубокую депрессию. Чувствовал свою вину в связи с трагической гибелью унтер-офицерской дочери Ольги Нестерцовой, его невесты, в феврале 1834 года.Переживал отказ княжны Дарьи Андреевны Ухтомской выйти за него замуж в 1836 году. Знал об особом указании Императора не повышать его в воинском звании. Знал об особом контроле за его службой, творческой работой, перепиской. Был огорчен отказом ему перейти на гражданскую службу и заниматься литературой. Не понимал смысл войны. Видел, как с обеих сторон на Кавказе гибли целые народы. «Я дерусь совершенно без цели, без долга даже», — признавался он.

2. В ходе высадки морского десанта русских войск на мыс Адлер 7 июня 1837 года многие участники боя видели А. Бестужева раненным.

3. Сослуживцы оставили раненого А. Бестужева одного, лежащего у дуба. По словам «очевидцев», одних «спасателей» А. Бестужев просил оставить и самим спасаться, другие сами убежали под страхом смерти, третьи тут же были убиты.

4. К месту сбора в военный лагерь на правом берегу реки Мзымта, «в двух верстах от места высадки десанта», с поля боя А. Бестужев не вернулся.

5. Многие предполагают, что А. Бестужев в ходе штурма мыса Адлер 7 июня 1837 убит не был. Что он оказался на территории, подконтрольной горцам либо по случайно сложившимся обстоятельствам, либо согласно предварительно продуманному им плану. Это позволило А. Бестужеву потом изменить место и условия своей жизни и творческой работы.

«Так уж получилось, у нашего земляка А. Бестужева, у писателя романтика и жизнь, и смерть овеяны романтикой, - пишет нам 09.09.2019 Вишнякова С.В. - организатор ежегодных научно-практических конференций «Бестужевские чтения» на родине Бестужевых. - Не так давно, еще в начале 2000 годов, даже не рассматривалась версия, того, что Александр Александрович в том бою выжил. А сейчас несколько фамилий в России оспаривают право называться потомками А. Бестужева!».

Председатель Российской общественной организации «Наследие декабристов» В.И. Петров пишет об этом же: «Несколько лет назад к нам обращались граждане из города Воронеж с просьбой помочь им провести генетическую экспертизу…Утверждали, что являются потомками А.А. Бестужева-Марлинского. Сделали тест ДНК со старейшими представителями рода. Родство не подтвердилось…Они уверяли, что поиск продолжат…В Улан-Удэ несколько лет назад тоже появился внебрачный потомок Бестужева…».

В пользу версии о том, что А. Бестужев не умер 7 июня на поле боя следующие факты:

5.1. Тело прапорщика А. Бестужева на поле боя найдено не было. Все попытки найти его живым или мертвым положительных результатов не дали. Был обмен убитыми, но и там его не было. Не выдали его и горцы, хотя даже обещана была награда [28].

5.2. Кавказец М.Ф. Федоров утверждал, что «горцы взяли тяжело раненого Бестужева и увезли в аул» [28].

5.3. Словами и судьбою героев многих своих произведений, а также своими некоторыми поступками А. Бестужев часто предупреждал своих читателей, родных и близких, друзей, сослуживцев о том, что он скоро для них умрет. Поэтому есть основание полагать, что он давно думал и о своей смерти, и о вариантах смены места и образа своей жизни, условий творчества, один или с группой единомышленников.

Приведем примеры, факты и свидетельства в пользу сказанного.

5.3.1. «Он был убит, бедный молодой человек! Убит наповал. Впереди всех бросился на завал и позади всех остался; остался в тесном кружке храбрых, легким трупом рядом с ним…». Так рассказал А.Бестужев о гибели одного из своих героев [33]. Как видно из

вышеизложенного, 7 июня 1837 года все было именно так: поросший густым лесом и кустарником берег Черного моря, завалы, устроенные горцами для защиты от нападавших. Яростная атака высадившегося с кораблей десанта. И прапорщик, впереди солдат, бросившийся на завал. Его тело не было найдено после боя.

5.3.2. За месяц до штурма мыса Адлер, в мае 1837 года А. Бестужев открытым текстом написал К. А. Полевому (письмо, названное им «В сердце Цебельды): «Вот уже три недели, как я шляюсь по-новому для меня краю Мингрелии, Абхазии…Некоторые русские солдаты, бежавшие в этот горный район, провели тут до 36 лет, женились, вывели детей...» [18].

РаковичД. В. в книге «Тенгинский полк на Кавказе 1819–1846» также упоминал о существовании в горах Кавказа целых поселений русских, в том числе из бывших солдат, «среди которых были жившие здесь по 15–25 и даже 30 лет; большинство имели семейства и оседлость и даже, некоторый достаток» [2; 8; 16; 18; 20; 43].

5.3.3. Все очевидцы ранения А. Бестужева 7 июня 1837 года утверждали, что тот настойчиво всех просил оставить его одного на месте ранения [28].

5.3.4. Перед боем А.А. Бестужев намекал: «о развлечении при взятии мыса Адлер» и утверждал, что «по крайней мере, будет красивая картина».

5.3.5. Многих исследователей насторожило «Духовное завещание», написанное А.Бестужевым «против мыса Адлера, на фрегате Анна 7 июня 1837 года»: «Если меня убьют, прошу все, здесь найденное… отдать…отослать…Прошу благословения у матери, целую родных, всем добрым людям привет русского» [10; 26].

Анализируя вышеизложенное, вспоминаются слова Е.Ю. Варкан: «И тут уж почти что все приготовлено» [10]. То есть напрашивается вывод, что у А. Бестужева был какой-то план. «Изумляют в завещании последние фразы, - пишет Е.Ю. Варкан: «Прошу благословения у матери». Представляется, что если и просят благословения, то на добрые дела, уж на ратный подвиг, например… Здесь же просил благословения, может быть, именно на другую жизнь…Привет русского можно, пожалуй, послать, если живешь в среде чужих, памятуя себя русским и, что так именно и есть, напоминая о себе – «всем добрым людям». А Бестужев-то уж знал разницу в словах и их значениях…» [10].

5.3.6. В пользу версии, согласно которой А. Бестужев на поле боя убит не был, оказался на территории, подконтрольной горцам, свидетельствуют многие легенды о «второй его жизни».

Е.Ю. Варкан считает, что «даже легенды просто так не родятся...Должны иметься основания в виде реальных событий, либо характеристических особенностей личностей…» [10].

Однако, исследовав все версии исчезновения А. Бестужева с поля боя 7 июня 1837 года и легенды о «второй его жизни», напрашивается вывод, что каждая из них представляет собой лишь один эпизод жизни конкретного человека, имя которого научно не доказано. Ни одного нет заключения по этим легендам в категоричной форме.

В ходе настоящего исследования мне стали известны две новые версии исчезновения А. Бестужева в ходе боя, ранее еще нигде не опубликованные и никем еще не исследованные.

Организатор научно-практических конференций «Бестужевские чтения» на родине Бестужевых Вишнякова С.В., в выше упомянутом письме пишет: «Где-то в воспоминаниях есть, что А.А. Бестужев договаривался с А.С. Грибоедовым, что тот по дипломатической линии сделает ему иранские документы. Но думаю, что Александр Сергеевич не успел ничего сделать. Тоже погиб при странных обстоятельствах 30 января 1829 года…В 1837 году Бестужеву дают офицерское звание, а в отставку не отпускают. Обидно. Его, наверное, безысходность за горло схватила. Он очень надеялся на отставку…».

Как известно, личная переписка, особенно декабристов, соответствующим службами вскрывалась и детально изучалась, при необходимости «терялась». «Чтобы пустить следопытов по ложному пути, в письмах часто специально и откровенно врали» [10]. Хорошо известно, «А.А. Бестужев избегал переписки» [24]. Поэтому письменного подтверждения выше изложенной «договоренности с Грибоедовым» быть не может. Совершенно очевидно, что о таком вопросе, как «перевод человека в другую страну по дипломатической линии с оформлением ему документов» мог обсуждаться исключительно в устной форме, а если письменно, то - намеками. Ищем их.

В. Лосев пишет: «Грибоедов А.С. проявил дерзкую смелость, сумев вывести из Персии около 200 русских солдат и офицеров, попавших по тем или иным причинам в плен к персам и служивших в их армии» [32]. Следовательно, если А.С. Грибоедов, будучи послом в Иране, создал канал перемещения 200 русских военных по маршруту «Иран-Россия», значит, мог иметь планы создания встречного канала «Россия – Иран».

Читаем исследование советского историка, профессора, академика АН СССРМ.В. Нечкину: «На всем протяжении восходящей дипломатической карьеры А.С. Грибоедова идет другая: хлопоты за сосланных декабристов, заботы о них…Рискуя своей «благонадежностью», он смело общался с сосланными декабристами и делал все, что только может, для облегчения их участи…Помогал сосланным «явно» и «тайно»…Не только часто принимал братьев Петра и Павла Бестужевых, но еще чем-то активно помогал им…Предпринимал шаги для облегчения участи своего друга, А. Бестужева, наиболее близкого ему среди всех братьев Бестужевых…» [38].

В связи с только что изложенным, по-новому читается одно ранее не совсем понятное выражение из письма А. Бестужева 1832 года: «Я был на могиле нашего незабвенного Грибоедова и плакал, как дитя — я был один...Что этот человек хотел сделать для меня!.. Он умер, и все пошло прахом…» [38]. Что могло «пойти прахом» у А. Бестужева со смертью А.С. Грибоедова? Наверное, какая-то договоренность и надежда на улучшение в ближайшее время условий жизни, службы, литературного творчества.

Если к сказанному дополнить, что «А. Бестужев очень хорошо выучил персидский и татарский языки, на которых говорил совершенно свободно» [24], в совершенстве владел лезгинским, можно считать «иранскую» версию перехода А. Бестужева 7 июня 1837 года на территорию, подконтрольную горцев, для решения заранее поставленной перед собой цели: начать новую жизнь с чистого листа, одной из заслуживающих внимания. Но пока не основной!

Учитывая, что Иран на севере-западе граничит с Азербайджанской Республикой, совсем по-иному оценивается следующая новая версия, ставшая известная мне на завершающей стадии исследования.

«В 1947 году дедушка Исмаил, подвел меня (в возрасте 15 лет. - Прим. авт.) к могиле на заброшенном кладбище и сказал со ссылкой на своего учителя-философа Гаджи Али-Эфенди: «Запомни: здесь похоронен русский писатель-декабрист Бестужев-Марлинский – друг Лермонтова и Пушкина!...Когда к раненному в бою 7 июня 1837 года к Бестужеву подбежал лезгин Ибрагим-Халия, он попросил похоронить его, если умрет, в Восточном Закавказье, где прожил почти пять лет...Когда горцы спросили у солдата, несущего на плечах раненного Бестужева: «Ты кого несешь»?- тот ответил: «Это наш лезгин - Искендер-Бек» (так А. Бестужева уважительно называли в Дагестане. - Прим. авт.)…Горцы пропустили их на свою территорию...Далее Бестужева везли на лошади…По дороге он потерял много крови и умер…Похоронили его на окраине русского села Ермоловка Кубинского уезда Дербентской губернии (ныне – Кусарский район Азербайджанской Республики, примерно 15 км от южной границы с Дагестаном.- Прим авт.)…Здесь в годы Кавказской войны жили русские...Они были высланы туда после декабрьского восстания 1825 года, офицеры и рядовые, вместе с семьями…В это село часто приезжал Бестужев-Марлинский…Есть некоторые рукописи у нас в доме, рассказывающие об этом…На его могиле сделали простую плиту…Долгие годы на эту могилу жители села Ермоловка ходили, как к святому месту…Когда русские ушли из этого села, - оно разрушилось, остались только фундаменты домов и два заброшенных кладбища: христианское и мусульманское...Когда я работал директором Дома пионеров и проводил занятия в краеведческом кружке, я был там, ориентировался, знал это место (примерно 1960-1970 годы.- Прим. авт.)...Теперь туда никто не ходит…Я многим сообщал о месте захоронения русского писателя-декабриста, но никто не интересовался этим вопросом…» [7].

Это – цитаты из дневниковой записи (рукописи) жительницы Адлерского района г.Сочи Бойченко Людмилы Васильевны, 1937 года рождения, ранее работавшей заведующим отделом редакции газеты «Адлерская Правда», организатором районного радиовещания «Радио Адлера», методистом исторического музея Адлерского района города Сочи. Рукопись является расшифровкой звукозаписи ее интервью у Роберта Самедовича Самедова (1932-2011), проработавшего учителем русского языка и литературы, директором Гусарского (по русскому – Кусарского) районного Дома пионеров Азербайджана. Интервью он дал ей летом 1980 года в студии «Радио Адлера» после посещения им тематической экскурсии «Памятники истории и культуры Адлерского района», в присутствии Т.А. Алферовой, работавшей тогда в правлении общества охраны памятников истории и культуры России. Эта рукопись хранилась все эти 40 лет в домашнем архиве Людмилы Васильевны, она подарила её мне при личной встрече 12 августа 2019 года, узнав тему моего исследования, его цели и задачу (Приложение 2).

В пользу этой версии, в дополнение к вышеперечисленным предварительным выводам (2, 3, 4, 5.1, 5.2), вспомним показание К.А. Давыдова [2; 15]: «я лично видел на поле боя Бестужева, а после короткого разговора тот «отправился влево, где я указал ему место нахождения Мищенко…

8 июня состоялся размен телами, взятым у черкесов на наши, оставшиеся в лесу (тел А. Бестужева и подпоручика Мищенко среди них не было)». Возможно, Мищенко и был тем самым «участником боя», который вынес (или помог вынести) А. Бестужева с поля боя 7 июня 1837 года.

Что касается показаний участников десанта, согласно которым «горцы сняли с убитого А. Бестужева богатое золотое кольцо…и в последствии сами принесли его для продажи…у черкеса видели пистолет Бестужева…» [14; 22; 25; 28; 40; 55], то здесь можно предположить, что эти ценные вещи раненный А. Бестужев мог обменять с горцами на лошадь.

В ходе исследования установлено, что в настоящее время на территории Кусарского района Азербайджана нет села, именуемое Ермоловка, на окраине которого, по словам Р.С. Самедова похоронен А. Бестужев. Но о том, что оно было в годы Кавказской войны найдено подтверждение в книге Ф. Багирова «Список русских поселений в Кубинском уезде Азербайджана: Александровка, Екатериновка, Еленовка, Ермоловка…» [59] (всего 20 поселений. – Прим. авт).

В ходе выполнения исследовательской работы создан информационный мост с исполнительной властью Кусарского района Азербайджанской Республики, с членами Международной Ассоциации потомков Бестужевых, с организатором научно-практических конференций «Бестужевские чтения» на родине Бестужевых и Всероссийских экспедиций молодежи «В потомках наше имя отзовется», с другими бестужеведами и декабристоведами.

Они оказали мне большую поисковую и методическую помощь.

Найдены родственники Р.С. Самедова, которые подтвердили наличие у них доказательств, сказанного их предком. Информация о месте захоронения русского писателя-декабриста Бестужева-Марлинского в семье передавалась из поколения в поколение.

Вот, что написал нам в сентябре – ноябре 2019 г. внук Роберта Самедовича – Мурад Исмаилович Самедов: «Наша семья очень обрадовалась, когда узнала, что в России заинтересовались кусарской страницей жизни русского писателя Александра Бестужева. К сожалению, нашей радости не может разделить дедушка, который последние несколько лет жизни только и жил изучением кавказской и в частности кусарской страницами жизни Лермонтова и Бестужева-Марлинского. Дедушка даже издал книгу «Лермонтов в Кусарах: неизвестное об известном». В этой книге приведены факты и о Бестужеве-Марлинском…По востребованию готовы предоставить опубликованную дедушкой книгу и сохранившиеся его личные записи… Бабушка моя (вдова Р.С. Самедова) подтвердила, что дедушка устроил группе пионеров экскурсию и указал место предполагаемого захоронения Бестужева-Марлинского…Нашел контакты журналистки телевизионного канала АНС Айтекин Алхаслы, которой мой дедушка показывал предполагаемое место захоронения А.Б. Марлинского. Скоро встречусь с ней…В семейном архиве обнаружена уникальная фотография с места захоронения писателя.  Высылаю Вам» (Приложение 3).

С начала ноября 2019 года, на основании наших писем, запросов, просьб, к поиску и изучению архивных документов по русским селам Кубинского уезда Дербентской губернии, а также к поиску на заброшенных кладбищах могилы русского писателя-декабриста Бестужева-Марлинского активно подключились сотрудники исполнительной власти Кусарского района Азербайджанской Республики и государственного Комитета Азербайджанской Республики по работе с диаспорой.

2.3. Выводы

Проведенное комплексное исследование позволило мне сделать следующие выводы.

1. Все легенды, типа «А. Бестужев при штурме мыса Адлер перешел воевать на сторону горцев...возглавил их отряд…», «разбойничает на дорогах…», «видели его с оружием в руках в бою против российских войск…», порочащие честь и достоинство русского дворянина, офицера, писателя, декабриста, в ходе настоящего исследования не подтвердились.

2. До моего исследования существовало пять версий исчезновения русского поэта, писателя, декабриста Бестужева-Марлинского с поля боя при штурме мыса Адлер 7 июня 1837 г.

2.1. «Был так изрублен на части, что по окончании сражения не нашли никаких следов изрубленного трупа…» [27; 28; 56].

2.2. Был ранен, оказался в плену у горцев, умер [14; 22; 25; 52].

2.3. Раненным взят в плен, в плену не умер, жил «второй жизнью».

2.4. Раненного подобрали цыгане, не умер, женился, жил «второй жизнью».

2.5. Оказался на территории, подконтрольной горцам, по своей инициативе, согласно предварительно задуманному плану. Жил «второй жизнью».

О том, что Бестужев-Марлинский 7 июня 1837 года убит не был считают многие историки, библиографы, литературоведы, писатели [2; 9; 10; 11; 14; 16; 18; 22; 23; 25; 35; 37; 40; 41; 52]. При этом никто не указал дату смерти и место захоронения, а также, кроме одной работы [60] нет ни одной версии, как Бестужев-Марлинский выжил в том бою.

3. Из всех версий исчезновения Бестужева при штурме мыса Адлер 7 июня 1837 года, наиболее вероятной является версия, которая ранее еще не была опубликованной и исследуемой. Это - версия гражданина Азербайджана Р.С. Самедова (1932-2011), учителя русского языка и литературы, который в юности был на могиле А. Бестужева вместе со своим дедом. От него он узнал, что тяжело раненного А. Бестужева вынес с поля боя на руках один из его сослуживцев, от большой потери крови по дороге он умер, похоронен на кладбище русского села Ермоловка Кубинского уезда Дербентской губернии. Ныне – это территория Кусарского района Азербайджанской Республики. Внук Р.С. Самедова сообщил о наличии в их семейном архиве материалов, подтверждающих сказанное их предком. Однако, села Ермоловка давно уже нет, кладбище заброшено. Точное место захоронения А. Бестужева члены семьи указать не могут. Но Р.С. Самедов при жизни посещал могилу писателя-декабриста вместе с членами краеведческого кружка Дома пионеров и журналистом из г. Баку, которые, возможно, помнят об этом и могут указать место её нахождения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди исследователей биографии, творческой работы и службы на Кавказе А.А. Бестужева были такие крупные ученые и исследователи как Н. А. Котляревский, М. И. Семевский, И. И. Замотин, М. П. Алексеев, М. К. Азадовский, Н. Л. Степанов, Н. И. Мордовченко, В. Г. Базанов, А. В. Попов, М.А. Васильев, В.А. Васильев, С.Н. Голубов, В.А. Мануйлов, Ф.З. Канунова, М.З. Садыхов, Р.Ф. Юсуфов, Г.Г. Ханмурзаев и другие. Творчеству Бестужева-Марлинского на Кавказе посвятили свои научные работы Г. Реслан (Москва, 2000), Т.А. Никольская (Уфа, 2002), Л.А. Эмирова (Махачкала, 2002), А.Е. Савельев (Краснодар, 2005), Б.Р. Рахманов (Душанбе, 2006), Л.А. Нурбагандова (Махачкала, 2008) и другие.

В 70-е годы XX века историей рода Бестужевых параллельно занимались краевед Э.В. Демин, писатель В.В. Бараев, исследователь Е.М. Даревская. Составлена родословная Бестужевых от начала XV века. Около 20 потомков этого рода в настоящее время проживают в России (города: Бийск, Владивосток, Новосибирск, Иркутск). Более 100 человек живет за рубежом: в Австралии (Сидней), Канаде, США.

На родине Бестужевых в городе Кириши Ленинградской области с 2003 года ежегодно проходят «Бестужевские чтения»; члены Международной Ассоциации потомков Бестужевых, вместе с потомками других декабристов, ежегодно посещают места проживания, смерти и захоронения своих предков; с 2007 года проводятся Всероссийские экспедиции молодежи «В потомках наше имя отзовется».

В то же время, на могиле писателя-декабриста Александра Александровича Бестужева-Марлинского живых цветов никто и никогда не возлагал потому, что до сих пор никто не знает: когда он умер и где похоронен.

Ряд историков и библиографов считают, что А. Бестужев в ходе боя при штурме мыса Адлер 7 июня 1837 года убит не был, погибло только его имя. При этом они допускают его исчезновение с поля боя с целью изменения места и условий своей жизни и творческой работы, начать их с чистого листа, согласно предварительно продуманному им плану.

Правильно сказал член Союза писателей России Н.В. Маркелов: «Жизнь Александра Бестужева похожа на авантюрный роман, сюжет которого есть борьба с судьбой, полная героических взлетов, оглушительных ударов и смертельно опасных приключений. Выпавших на его долю несчастий хватило бы на всех русских классиков, вместе взятых» [34].

В ходе выполнения настоящей работы я изучил более 20 уже существующих исследований обстоятельств ранения и исчезновения А. Бестужева при штурме мыса Адлер 7 июня 1837 года. Обменялся мнениями с потомками рода Бестужевых, с организатором научно-практических конференций «Бестужевские чтения» на родине Бестужевых, с другими бестужеведами, декабристоведами, историками. Найдены дневниковые записи (рукописи в подлиннике), которые содержат версию исчезновения А. Бестужева, ранее еще нигде не опубликованную и никем еще не исследованную.

Проведенное комплексное исследование позволило мне сделать следующие выводы и предложения.

1. Все легенды, типа «А. Бестужев при штурме мыса Адлер перешел воевать на сторону горцев...возглавил их отряд…», «разбойничает на дорогах…», «видели его с оружием в руках в бою против российских войск…», порочащие честь и достоинство русского дворянина, офицера, писателя, декабриста, в ходе исследования не подтвердились, являются полным вымыслом.

2. Из всех версий исчезновения Бестужева при штурме мыса Адлер 7 июня 1837 года, наиболее вероятной является версия гражданина Азербайджана Р.С. Самедова (1932-2011), учителя русского языка и литературы, который в юности был на могиле А. Бестужева вместе со своим дедом. От него он узнал, что тяжело раненного А. Бестужева вынес с поля боя на руках один из его сослуживцев, от большой потери крови по дороге он умер, похоронен на кладбище русского села Ермоловка Кубинского уезда Дербентской губернии. Ныне – это территория Кусарского района Азербайджанской Республики.

Внук Р.С. Самедова сообщил о наличии в их семейном архиве материалов, подтверждающих сказанное их предком. Информация о месте захоронения русского писателя-декабриста Бестужева-Марлинского передавалась в семье из поколения в поколение. Однако села Ермоловка давно уже нет. За прошедшие 180 лет холмики над всеми могилами заброшенного кладбища давно уже размыты дождевой водой, структура почвы изменилась, на могилах уже растут кустарники и многолетние деревья. Точное место захоронения А. Бестужева члены семьи указать не могут. Но Р.С. Самедов при жизни посещал могилу писателя-декабриста вместе с членами краеведческого кружка Дома пионеров г. Кусар и журналистом из г. Баку, которые, возможно, помнят об этом и могут указать место её нахождения.

3. Как мне представляется, территория выше упомянутого русского села Ермоловка сегодня представляет собой уникальную ценность, обладает признаками объектов всемирного культурного, в том числе археологического наследия. Для получения подтверждения или опровержения версии захоронения здесь А. Бестужева требуется исследовательская работа уже на другом уровне, на уровне межправительственной Азербайджано-Российской комиссии с участием ученых в разных научных областях, экспертов, потомков рода Бестужевых.

4. Если дополнительные исследования не дадут научно обоснованного ответа на вопрос о точном месте захоронения русского писателя-декабриста А.А. Бестужева-Марлинского, тогда представляется правильным официально «признать его не «убитым», а «без вести пропавшим в ходе штурма мыса Адлер на Черноморском побережье Кавказа 7 июня 1837 года».

P.S.

На завершающей стадии оформления исследовательской работы нам поступило два звонка из города Баку и города Новосибирск.

1. Сотрудник Государственного Комитета Азербайджанской Республики по работе с диаспорой А.З. Махмудов прислал фотоотчет осмотра специалистами-археологами из г. Баку территории одного из заброшенных русских сел в Кусарском районе, предположительно – бывшего села Ермоловка (см. Приложение 4). Высказал свое мнение о том, что на заброшенных кладбищах давно умерших таких русских сел целесообразно вести поиск не только могилы русского писателя-декабриста А. Бестужева-Марлинского, но и захоронения других российских граждан, в том числе декабристов – офицеров и солдат, членов их семей, захороненных там в годы Кавказской войны.

2. Учитывая, что на Черноморском побережье Кавказа жили и служили А. Бестужев, В. Норов, А. Одоевский, В. Лихарев, Н. Лорер, Н. Загорецкий, М. Нарышкин, А. Черкасов и другие декабристы, праправнучка в 6 колене рода Бестужевых Т.В. Ситникова высказала намерение провести в 2020 году Всероссийскую экспедицию молодежи «В потомках наше имя отзовется» в городе Сочи. Она предложила принять участие в подготовке и проведении этой экспедиции мне и моему научному руководителю.

Цели и задачи, которые ставятся при организации Всероссийской экспедиция молодёжи

« В потомках наше имя отзовётся», излагаются в положении об экспедиции:

1. Патриотическое воспитание молодёжи на примере жизни и деятельности декабристов (на каторге, поселении в Сибири, на Кавказе).

2.Изучение опыта хозяйственной, научной, литературной, просветительской и общественной деятельности декабристов, связи их с местным населением (на каторге, поселении в Сибири, на Кавказе).

3. Поиск новых материалов и фактов, относящихся ко времени каторги и поселения.

4. Разработка новых туристических маршрутов.

5. Оказание помощи школам, музеям в организации краеведческой работы.

Предложения и сотрудника Государственного Комитета Азербайджанской Республики по работе с диаспорой А.З. Махмудова, и предложение пра-пра-внучки в 6 колене рода Бестужевых Т.В. Ситниковой – руководителя Всероссийской экспедиции молодежи «В потомках наше имя отзовется» - заслуживают утвердительного ответа.

Мы вместе с научным руководителем, Марией Александровной Дрыгун, заместителем директора по воспитательной работе МОУ СОШ №25, хотим предложить принять участие в подготовке и проведению этих мероприятиях учащимся всех средних образовательных школ и молодежным организациям Адлерского района.

Выражаем искреннюю признательность за помощь и поддержку в ходе выполнения настоящей исследовательской работ (по алфавиту):

Алхасову Шаир Балашерифу - оглы - Главе исполнительной власти Гусарского (по русскому -Кусарского) района Азербайджанской Республики;

Бойченко Людмиле Васильевне – пенсионеру Адлерского района города-курорта Сочи, ранее работавшей заведующим отделом редакции газеты «Адлерская Правда», организатором районного радиовещания «Радио Адлера», методистом исторического музея Адлерского района;

Вишняковой Светлане Викторовне - организатору научно-практических конференций «Бестужевские чтения» на родине Бестужевых, заведующей Киришским городским филиалом МАУК «Межпоселенческий культурно-просветительский центр Киришского района Ленинградской области;

Кельбиеву Самиру Шаировичу- ведущему консультанту сектора информационного обеспечения и анализа при Исполнительной власти Кусарского района Азербайджанской Республики;

Курбанову Владимиру Байрамовичу - председателю Краснодарской краевой общественной организация «Общество азербайджанской культуры «АЗЕРИ» (г.Краснодар);

Мартыш Татьяне Владимировне - Заслуженному журналисту Кубани, редактору «Радио Адлера» г.Сочи);

Махмудову Айдын Закировичу – сотруднику Государственного Комитета Азербайджанской Республики по работе с диаспорой (г. Баку);

Петрову Василию Ивановичу – председателю Российской общественной организации «Наследие декабристов» (г. Калининград);

Рзаеву Яшару Агадада-оглы – председателю Азербайджанской диаспоры в г.Сочи;

Самедову Мураду Исмаиловичу – внуку Роберта Самедовича Самедова, заместителю главного редактора информационно -аналитического портала haggin.az (г.Баку);

Ситниковой Татьяне Владимировне - праправнучке в 6 колене Николая Александровича Бестужева – родного брата Александра Александровича Бестужева, координатору Всероссийской экспедиции молодежи «В потомках наше имя отзовется» (г. Новосибирск);

Цух Людмиле Михайловне – заведующей Новоселенгинского музея декабристов (Республика Бурятия);

Шипиловой Людмиле Дмитриевне - руководителю Декабристской комиссии при Совете Союза краеведов России (г. Москва).

Учащийся МОУ СОШ №25 г. Сочи Михаил Медведев

Email: mihanya48@yandex.ru

Instagram: Mikhail.5091

г.Сочи, ноябрь 2019 года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Артюхов С.А. История Большого Сочи 1837-1918 (очерки). — Сочи, 2008.

2. Белоусов Р.С. Хвала Каменам. Его тайны легли с ним в гроб. — М.: Сов. Россия, 1982. — 304 с. Библиотека Инокентия Ахмерова онлайн. Интернет [Электронный ресурс] — URL: http://www.ahmerov.com/book_551_chapter_5_3.html.– Загл. с экрана.

3. Большая российская энциклопедия электронная версия. Значение слова «Бестужев-Марлинский. Авторы: В. И. Коровин. Интернет [Электронный ресурс] — URL:https://bigenc.ru/. – Загл. с экрана.

4. Большой толковый словарь онлайн. ПроПро. Значение слова «Бестужев-Марлинский». Интернет [Электронный ресурс] — URL: https://propto.ru/b/bestuzhev-marlinskiy.– Загл. с экрана.

5. Брокгауз - Ефрон // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.

6. Бестужев-Марлинский. Собрание стихотворений. Библиотека поэта. - Москва: Советский писатель, 1948.

7. Бойченко Людмила Васильевна «Рассказ Р.Самедова об А. Бестужеве». Рукопись // Текущий архив автора исследования. – Сочи, 1980. – с.14.

8. Бушуев С. К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля, М.-Л., 1939.

9. Варкан Екатерина. Среди современников декабристов не встретить //Учительская газета, №51, 2015 г.

10. Варкан Екатерина Юрьевна. Не трогайте руками декабристов, или Задачка перемещающихся тел [Текст] / Е. Варкан // Октябрь, 2010. - №5. - С.156 - 165. Интернет [Электронный ресурс]—URL: https://magazines.gorky.media/october/2010/5/ne-trogajte-rukami-dekabristov-ili-br-zadachka-peremeshhayushhihsya-tel.html.– Загл. с экрана.

11. Виртуальная энциклопедия декабристов. Бестужев А.А. Сайт Анны Самаль. — URL: http://decemb.hobby.ru/ со ссылкой на ВД, I, 423-473; ГАРФ, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 53. Интернет [Электронный ресурс] — URL: http://decemb.hobby.ru/index.shtml?alphavit/alf_b.

12. Ворошилов В.И. История убыхов. Монография. — Майкоп: Афиша, 2006. — 372 с.

13. Гаджиева Т.Р. Декабристы на Северо-Восточном Кавказе : автореферат диссертации кандидата исторических наук : 07.00.02 / Дагестан. ун-т. - Махачкала, 1994. - 31 с.

14. Губский Николай Иванович. Судьба декабриста. А.А.Бестужев-Марлинский.– Интернет [Электронный ресурс] — URL: http://kzref.org/a-a-bestujev-marlinskij.html– Загл. с экрана.

15. Давыдов К.А. «Несколько слов о смерти А.Бестужева» // Московские ведомости, 1861, № 24.

16. Даниялов А. Д. О движении горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля //«Вопросы истории», 1966, № 10. – С. 24.

17. Джеймс Бэлл. Дневник пребывания в Черкесии в течении 1837-1839 годов .Том 1. Нальчик. Эль-Фа. 2007. Глава 7. 28 июня 1837.

18. Дзидзария Георгий Алексеевич. Труды. II том. «Дом печати». - Сухум, 2015 г. – С. 129-130; 34 и 177 (со ссылкой наРВ, 1870, т. 88, № 7. – С. 83).

19. Дьячков А. Н.-Тарасов. Абхазия и Сухум в XIX столетии. Известия Кавказского отдела Императорского Русского Географического Общества, т. 20, вып. 2. 1909-1910.

20. «История Дагестана», т. II, М., 1968. – С. 105.

21. Кулешов В И Александр Бестужев-Марлинский. Интернет [Электронный ресурс] — URL:https://public.wikireading.ru/153573.– Загл. с экрана

22. Кардин Эмиль. Минута пробужденья (Повесть об Александре Бестужеве). Интернет [Электронный ресурс] — URL: https://www.libfox.ru/262759-80-emil-kardin-minuta-probuzhdenya-povest-ob-aleksandre-bestuzheve-marlinskom.html#book. – Загл. с экрана.

23. Казиев Шапи Магомедович. Имам Шамиль [Текст] / Шапи Казиев. - Москва: Молодая гвардия, 2001. – 377.

24. Костенецкий Я.И.. - Русская старина, 1900. XI, с.442 - 43.

25. Котляревский Н. А. Декабристы. А. И. Одоевский. А. А. Бестужев-Марлинский. К. Ф. Рылеев / Н. А. Котляревский. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 417 с. Глава XIII— (Антология мысли).— Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. https://biblio-online.ru/bcode/423775.– Загл. с экрана.

26. Коровин В.И. Бестужев-Марлинский Александр Александрович. Интернет [Электронный ресурс] — URL: http://bestuzhev-marlinskiy.lit-info.ru.– Загл. с экрана

27. Кравченко Виктор. Не видать мне снегов родины //Ставропольская Правда, 2004.

28. Кругов А.И., Нечитайлов М.В. Последняя кампания Бестужева-Марлинского: смерть «декабриста» // Социально-культурные и исторические аспекты развития региона: история и современность. Вып. 8.- Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. С. 147–163.

29. Левкович Я. Л.: Бестужев А. А. Интернет [Электронный ресурс] — URL:

http://bestuzhev-marlinskiy.lit-info.ru/bestuzhev-marlinskiy/biografiya/levkovich-bestuzhev.htm.

30. Лейфер Игорь. От сердца к сердцу… Сочи, 2011. - С.14.

31. Лернер Николай Осипович. Энциклопедическая статья: Бестужев А. А [1907]. Lib.Ru/Классика. Интернет [Электронный ресурс] — URL:

http://az.lib.ru/l/lerner_n_o/text_1907_marlinsky.shtml. – Загл. с экрана.

32. Лосев В. Александр Грибоедов. «Еще никто навечно не покорял русских» : О великом драматурге и дипломате А.С. Грибоедове // Столетие, 2009.

33. Марлинский. Он был убит. Впервые – в «Библиотеке для чтения», 1835, т. XII, за подписью: А. Марлинский, второй отрывок, 1836, т. XV, за подписью: А. Бестужев, в серии «Кавказские очерки». Текст 1-го отрывка хранится в рукописном отделе Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в С.Петербурге, Фонд 69, ед. хр. 10.

34. Маркелов Н.В. Я не мог налюбоваться Кавказом... [Текст]: Александр Александрович Бестужев-Марлинский: 1797-1837 / Н.В. Маркелов // Маркелов, Н.В. Кавказские силуэты: История Кавказа в лицах / Н.В. Маркелов. - Пятигорск, 2008. - С.140 –148.

35. Манышев Сергей. Десять удивительных фактов из жизни Александра Бестужева-Марлинского [Электронный ресурс]—URL: https://etokavkaz.ru/istoriya/desyat-udivitelnykh-faktov-iz-zhizni-aleksandra-bestuzheva-marlinskogo. – Загл. с экрана.

36. Марлинский А. Второе полное собрание сочинений. - С-Петербург, 1847, Т.X., стр.139.

37. Мединский Владимир «Мифы о русской демократии, грязи и «тюрьме народов»: «Эксмо», 2019. Интернет [Электронный ресурс] — URL:

https://iknigi.net/avtor-vladimir-medinskiy/86992-mify-o-russkoy-demokratii-gryazi-i-tyurme-narodov-vladimir-medinskiy/read/page-8.html. – Загл. с экрана.

38. Нечкина М. В. А. С. Грибоедов и декабристы. Часть III. Глава XVIII. Изд. 3-е. М.: Художественная литература,1977.

39. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. - М., 2012, с.39.

40. Пикуль Валентин. «Герой своего времени». Исторические миниатюры в 2-х т. Т.1. - М.: Молодая гвардия, 1991. — 432 с.

41. Попов А. В. Одоевский А. И. на Кавказе. «Материалы по изучению Ставропольского края», вып. 4. - Ставрополь, 1952. – С. 238.

42. Раковский Л. И. Жизнь наперекор. Повесть о Марлинском. Глава тринадцатая «У мыса Адлер».- Л., Лениздат, 1978, 240 с.

43. РаковичД.В.. Указ. соч., Тифлис, 1900. – С. 107.

44. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т./Гл. ред. П. А. Клубков; Рук. проекта С. И. Богданов. — М.; СПб.: ВЛАДОС: Изд. Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.

45. Российский Государственный Архив Военно-Морского Флота, СПб (РГА ВМФ, ранее - ЦГА ВМФ). Фонд 1054, опись 1, дело 19, лист 4.

46. Российский Государственный Архив Военно-Морского Флота, СПб. (РГА ВМФ, ранее – ЦГА ВМФ). Фонд 283, 4010, дело 19, лист 49.

47. Российский государственный военно-исторический архив, г.Москва (РГВИА). Фонд 349, опись 2, дело 4834 и 4835.

48. Российский гуманитарный энциклопедический словарь.—М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.- Петербургского государственного университета, 2002.

49. Русские на Северо-Западном Кавказе (часть 2): «Черноморская Береговая линия». Интернет [Электронный ресурс] — URL: https://www.yuga.ru/articles/sport/2987.htm.

50. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. - Москва, 2000. Интернет [Электронный ресурс] — URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/bestuzhev_aa.php. – Загл. с экрана.

51. СамойловК. И. Морской словарь. — М.—Л.: Государственное Военно-морское НКВМФ Союза ССР, 1941.

52. Савинов В. «Куда девался Марлинский?» // «Семейный круг», 1858, № 1.

53. Савельев А.Е. Кавказская ссылка А.А. Бестужева-Марлинского// Вестник Краснодарского университета МВД России, 2010, №1. С. 24-31.

54. Серова Майя Игнатьевна. А.А. Бестужев-Марлинский / М.И.Серова, Б.А.Трехбратов // Серова, М.И. «Своей судьбой гордимся мы...»: «Первенцы свободы» и «прикосновенные» к ним декабристы в кубанской ссылке / М.И.Серова, Б.А.Трехбратов. - Краснодар: Традиция, 2008. – С.30-43.

55. Семевский М.И. Александр Бестужев на Кавказе 1829— 1837// Русский вестник, 1870. VII, с. 79 - 83.

56. Симановский Н.В. Дневник. 2 апреля -3 октября 1837 г. Кавказ // Звезда,1999. №9.

57 Тагирова Елена. А.Бестужев: кунак и невольник//Дагестан, 2010, №5 [Электронный ресурс] — URL: http://d1825.ru/viewtopic.php?id=5041. – Загл. с экрана.

58. Торнау Ф. Ф.. Воспоминания кавказского офицера. [Текст]./Ф. Ф. Торнау. – М.: «АИРО–XXI». 2008 г. – 456 с

59. Фикрет Багиров. Переселенческая политика царизма в Азербайджане 1830-1914 годы»: Омега-Л., 2009.

60. Черных Елена. Вторая жизнь декабриста Бестужева.- Воронеж, 2011. Информационное агентство «Галерея Чижова». Интернет [Электронный ресурс] — URL: https://infovoronezh.ru/News/Vtoraya-jizn-dekabrista-Bestujeva-8090.html. – Загл. с экрана.

Приложение 1

Исходные данные для определения мест высадки десанта русских войск на мыс Адлер

Рис. 1 Диспозиция судов у мыса Адлер при высадке десанта 7 июля 1837 года [46]

Рис.2 План окрестности укрепления Святого Духа на мысе Адлер 1837 года [47]

Приложение 2

Фотокопия нескольких фрагментов из найденной рукописи [7]

Приложение 3

Фото из семейного архива Самедовых.

Семья Абиловых у могилы А. Б. Марлинского. Село Ермоловка, 1898 год

Подпись на обороте фотографии

Приложение 4

Фото заброшенного кладбища и развалин военных казарм одного из

русских сел Кубинского уезда Дербентской губернии, 2019 год

Просмотров работы: 1479