Маленький самолёт на большой войне. Маленький боец большой войны

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Маленький самолёт на большой войне. Маленький боец большой войны

Тарасов М.С. 1
1МОБУСОШ им. С. А. Суркова с. Богословка Пензенского района Пензенской области
Васильева Л.Н. 1
1МОБУСОШ им. С. А. Суркова с. Богословка Пензенского района Пензенской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

А началось всё с песни… Однажды на уроке музыки Людмила Николаевна сообщила нам, что этот учебный год знаменателен - исполняется 75 лет Великой Победы нашей страны в Великой Отечественной войне.

Для моих одноклассников, как и для всех россиян, эта дата близка и значима. Мы с помощью родителей в течение 2 лет собирали информацию о наших родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Это дело оказалось не из лёгких, ведь уже не осталось свидетелей тех событий, документы и награды утеряны… Но нам все-таки удалось составить Книгу Памяти родственников учащихся нашего класса. Теперь каждый из нас с гордостью несёт фотографию своего прадеда в Бессмертном полку 9 мая!

Так вот… Учитель предложила нам для выступления на концерте выучить песню, которую, может быть, в нашей школе никто не слышал. Песня эта - «Служили три пилота». (Приложение 1) Сначала мы послушали ее в записи 1950 г. в исполнении Владимира Нечаева. [1]

Людмила Николаевна показала фото непонятного нам У-2, фрагмент видео. Всем ребятам понравилась история о пилотах, которые воевали на маленьких самолётах. Песню мы выучили очень быстро.

А меня заинтересовал этот самолёт. Почему «У-2»? Как это «Почти пешком по небу»? А зачем фанерный ящик при ремонте самолёта? На эти и другие вопросы, как всегда, помогли найти ответы учитель и интернет.

Цель исследования:

- изучение истории самолёта У-2 (По-2).

Основные задачи:

- познакомиться с самолётом У-2 (По-2) и его тактико-техническими характеристиками;

- узнать, как связан г.Пенза с авиацией;

- на основе изученных данных сконструировать макет самолёта;

- развивать интерес к героическому прошлому страны.

Актуальность исследования:

Современные дети мало знают о Великой Отечественной войне. Чтоб заинтересовать, мы решили рассказать ребятам о вкладе маленького самолёта в Великую Победу,75-летие которой вся страна будет праздновать в мае.

Наша деятельность:

- поиск и систематизация информации;

- изготовление макета самолёта.

Методы исследования:

- Поисковый: подбор фотографий и информации по теме;

- Исследовательский: изучение литературы по данной теме.

- Практический: изготовление макета самолёта, участвовавшего в ВОВ.

Предметом исследования является самолёт У-2 (По-2).

 

1. Самолёт У-2

1.1. Конструктор

«В некогда бывшем царстве, в советском государстве жил да был самолёт. Маленький, но самый настоящий. И крыльев было – целых 4, с каждой стороны по два. И шасси, и мотор М-11, и винт двухлопастной. И был он маленький да лёгкий, не из летучего металла алюминия, а из перкаля (Приложение 1) да фанеры, так в то время многие самолёты делали. Занимался тот самолёт делом большим и важным – молодых лётчиков летать учил. Потому и имя у него было под стать его летучей должности – У-2, «У» – учебный значит…» [14]

А создал его Николай Николаевич Поликарпов (1892-1944) - крупный талантливый авиаконструктор, герой Социалистического Труда. Под руководством это человека были созданы истребители И-1, И-15, И-16, И-153 (“Чайка”), самолёт-разведчик Р-5.

Родился авиаконструктор 8 июля 1892 года в семье священника в селе Георгиевском (ныне Калинино) под городом Ливны Орловской губернии. Закончил духовное училище и семинарию, а в 1911 году поступил в Петербургский политехнический институт. По окончании института и курсов авиации работал на Русско-Балтийском вагонном заводе, где под руководством Игоря Сикорского участвовал в постройке самолёта «Илья Муромец» (это был на тот момент самый мощный самолёт в мире) и проектировании истребителей РБВЗ (Русско-Балтийский вагонный завод). Позже его И-1 стал первым в мире истребителем-монопланом – самолётом с одним, а не с двумя рядами крыльев.

В 1929 году конструктор был арестован и приговорён к расстрелу. Но потребность советской авиации в Поликарпове была слишком велика – и казнь отменили. Он снова принялся за работу, создав практически все советские истребители 30-х годов. К 1941 году истребитель И-16, созданный за восемь лет до начала войны, конечно, устарел. Но сражался очень неплохо, особенно после того, как Поликарпов вооружил его пушками вместо пулемётов. На такой машине лётчик Борис Сафонов одержал большую часть из двадцати своих побед. Уже в 3.30 утра 22 июня на И-16 был сбит немецкий самолёт над Брестом. Всего в тот день немцы потеряли около трёхсот машин, большинство из которых были уничтожены пилотами, воевавшими на истребителях Поликарпова.

После продолжительной болезни 30 июля 1944 года Николая Николаевича не стало. Похоронен он на первом участке Новодевичьего кладбища столицы.

Награды: Герой Социалистического Труда (28.10.1940, медаль № 4); Сталинская премия первой степени (1941) - за разработку конструкций самолётов; Сталинская премия первой степени (1943) - за создание нового образца боевого самолёта («И-185»); Два ордена Ленина (1935; 1940); Орден Красной Звезды (1937)

Коллеги и лётчики называли его королём истребителей. Именно Поликарповым был создан легендарный И-16 – «ишачок», на котором наши авиаторы воевали в небе Испании. На нём они встретили и Великую Отечественную войну. Но это была лишь одна из 80-ти (!) машин, сконструированных Николаем Николаевичем. Поликарпова можно смело назвать родоначальником советской истребительной авиации – все последующие конструкторы, вплоть до появления реактивной авиации, использовали созданный им задел. [4]

1.2. Задача выполнена!

Управление Военно-Воздушных Сил в 1927 году поставило перед авиаконструкторами задачу - создать для лётных школ простой в производстве и обслуживании, надёжный самолёт первоначального обучения. И Николай Николаевич Поликарпов с поставленной перед ним задачей справился. И справился достойно.

Летчик-испытатель

М.М. Громов

Через год первый опытный экземпляр У-2 с двигателем М-11 был готов. Самолёт представлял собой одностоечный биплан, в основном деревянной конструкции с полотняной обшивкой. Крылья имели относительно толстый профиль (14%). Шасси имело сквозную ось и резиновую амортизацию. 24 июня 1927 г. состоялся первый полёт У-2, пилотировал который знаменитый лётчик-испытатель М.М. Громов. (Приложение 2) Он говорил: «…Все фигуры, за исключением штопора, самолёт делает отлично; что же касается штопора, то ввод самолёта трудный, выход же из штопора очень лёгкий…».

 

Недоведённый до рабочих характеристик двигатель М-11 доставлял немало проблем. И конструкторскому коллективу на первых порах пришлось доделывать не столько самолёт, сколько капризный двигатель. В целом учебный биплан получил хорошую оценку.

Самолёт У-2 сыграл большую роль в истории отечественной, да и мировой авиации. На этой машине учились лётному делу десятки тысяч лётчиков. Дешёвый в производстве и неприхотливый в эксплуатации У-2 долгие годы строился серийно. В лётных школах в 30-х годах инструктора по лётному делу объясняли своим курсантам основные особенности этого самолёта: “Самолёт У-2 состоит из палочек и дырочек. Палочки для усиления, дырочки - для облегчения».

Машина, созданная в 1927 году как учебный самолёт, выпускалась до 1959 года, побив все рекорды долгожительства в авиации. На У-2 до войны успели полетать все наши лётчики без исключения. Этот самолёт открывал им в авиаклубах и училищах дорогу в небо. Машина была настолько надёжна, экономична и легка в управлении, что её использовали и как пассажирскую, и как санитарную, подвешивая кабинки для раненых. У-2 к началу войны, безусловно, был образцом устаревшей техники и вообще не проектировался как боевой самолёт (учебно-боевой вариант появился только в 1932 году). Однако ради победы этому классическому биплану пришлось поработать ночным бомбардировщиком. Его несомненные плюсы — простота в управлении, малошумность, возможность посадки вне аэродромов и взлёт с маленьких площадок.

Во время войны также обнаружилось, что самолёт можно переоборудовать в ночной бомбардировщик. В 1944 году У-2 стал По-2 в знак памяти и признательности погибшему авиаконструктору Н. Поликарпову.

 Поступление самолетов У-2 (По-2) для ВВС СССР началось в 1930 г.

1.3. Описание самолёта[5]

По схеме самолёт У-2 — одномоторный двухместный биплан расчалочной конструкции с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью 125 л.с.

Фюзеляж

Прямоугольного сечения фюзеляж выполнен из дерева как пространственная расчалочная ферма, обшитая спереди фанерой, а сзади — полотном. В санитарной модификации фюзеляж У-2 был рассчитан на 2 места (одно лежачее и одно сидячее), кроме того, 2 человека помещались на нижнем крыле в съёмных кабинах конструкции инженеров Бакшаева или Щербакова. Общая длина самолёта — 8170 мм. Масса пустого учебного самолёта на колёсах — 752 кг, установка лыж увеличивала вес на 6 кг. Нормальный полётный вес учебного самолёта составлял 1012 кг, бомбардировщика — 1400 кг, санитарного самолёта — 1472 кг.

Крыло

Четыре одинаковые по длине и площади деревянные несущие поверхности составляли однопролётную коробку крыльев, расчаленную лентами и И-образными стойками. Коробке крыльев был придан поперечный угол 5 градусов. Верхнее крыло было вынесено вперёд на 800 мм. Размах верхнего крыла — 11420 мм, нижнего — 10655 мм, площадь — 35,4 м².

Хвостовое оперение, стабилизатор, шасси

Стабилизатор и хвостовое оперение были съёмными, площадью 5,05 м² (стабилизатор с рулями) и 1,67 м² (киль с рулём направления). Шасси самолёта - двухстоечное (шасси с хвостовой опорой), неубирающееся, с амортизацией из шнуровой резины.

Винтомоторная группа

На У-2 установлен пятицилиндровый, воздушного охлаждения мотор М-11 Д максимальной мощности у земли 125 л. с., на высоте 1670 м — 90 л. с. Бензобак общей ёмкостью 125 литров помещался за противопожарной перегородкой, маслобак ёмкостью 21,5 литра установлен позади мотора. Запас горючего обеспечивал беспосадочный полёт на расстояние 350-400 км. Мотор заводился при проворачивании рукой или помощи шнурового амортизатора, а также автостартёром. Скорость максимальная — от 130 до 150 км/ч, крейсерская — 100—120 км/ч, посадочная — 60—70 км/ч, потолок — 3800 м, разбег и пробег — 100—150 м.

2. Война и У-2

К началу войны в армейских подразделениях насчитывалось 3500 единиц У-2. В роли легкого ночного бомбардировщика они сыграли решающую роль на фронте. Противник дал ему прозвище «русс-фанер» и издал приказ, чтобы за каждый сбитый самолёт У-2 летчиков представляли к наградам. Немцы также называли его «кофемолка» или «швейная машинка», потому что У-2 практически непрерывно и с большой точностью бомбили их позиции. За ночь самолёт делал пять-шесть вылетов, иногда больше. Бесшумно, с выключенным мотором, подкрадывался к окопам врага, железнодорожным станциям, колоннам на марше и сбрасывал на головы фашистов четверть тонны взрывчатки и стали.

2.1. Лётчики

Раскова М.М.

Легендой и героем ВОВ знаменитая боевая машина У-2 стала благодаря инициативе Расковой Марины Михайловны (1912 – 1943), лётчицы, удостоенной звания Героя Советского Союза. Осенью 1941 г. была сформирована авиагруппа из 3-х исключительно женских авиаполков: 586 (из истребителей), 587 (бомбардировочный) и 46 (ночной бомбардировочный). Больше всего противнику внушали страх и ужас девушки-пилоты из 46-го полка, которых они прозвали «ночными ведьмами». Девушки летали на У-2.

Из дневника полковника Крюгера (зенитная батарея Вермахта), «Мы просто не могли понять, что советские лётчики, причиняющие нам огромные проблемы – ЖЕНЩИНЫ. Эти женщины не боялись ничего. Они являлись ночь за ночью на своих очень медленных тихих бипланах (У-2) и не позволяли нам спать…»

У-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись на передовой и на малых высотах бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали и такие ночи, где был приказ бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть 16-18 за одну ночь. Лётчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках - они не могли ходить. Все девушки не брали с собой парашютов, предпочитая лишние 30-40 кг бомбовой нагрузки. И каждый вылет для них был в один конец. Двадцати трём из них было присвоено звание Героя Советского Союза. Подвиг их бессмертен, а отвага и героизм потрясают даже через много лет после событий.

Отдавая дань мужеству лётчиц 46-го гвардейского авиационного полка, мы должны помнить, что во время войны было создано более сотни полков ночных бомбардировщиков, среди которых только один был женским.

Результаты боевой деятельности У-2 поистине впечатляющи. К примеру, только штурман звена 97-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка гвардии лейтенант Герой Советского Союза Василий Дмитриевич Кизь (1922-1996) совершил 640 боевых вылетов. Он взорвал 27 складов с горючим и боеприпасами, разрушил 7 ДОТов, наблюдательный пункт, 168 зданий и сооружений, уничтожил 24 автомашины и 4 самолёта на земле. [4]

Известно, что отдельные лётчики имели на своём счету свыше 800 боевых вылетов, а некоторые, как Герой Советского Союза Себрова Ирина Фёдоровна (1914-2000) – более тысячи! [6]

За время войны Героями Советского Союза, воевавшими на У-2, стали 59 человек. Гвардии майор Воробьёв Иван Алексеевич (1921-1991), командир эскадрильи 76-го гвардейского штурмового авиационного полка был дважды Героем… [6]

2.2.Самолёт-разведчик и самолёт связи

В Советском Союзе насчитывалось около 2 тысяч городов и 3,5 тысячи райцентров. Между всеми пунктами, связанными административным подчинением, существовала регулярная пассажирская связь с помощью «Кукурузников». Впрочем, это лишь малая толика из того широчайшего спектра применения, которое имел славный У-2. Он всепогодно обслуживал военных и медиков, геологов и пограничников, артистов и пастухов – да кому он только ни служил! Существовали так называемые поплавковые, повышенной комфортабельности и ещё многие другие модификации этого самого распространённого и ходового самолёта в стране. И всё-таки особая страница его героической биографии – 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Основными по использованию, конечно, были функции разведчика и самолёта связи. Также имелся и санитарный вариант самолёта.

Благодаря способности взлетать с любой площадки, самолёт широко использовался при работе с партизанами. Активно он применялся для эвакуации населения. На У-2 вывозилось до нескольких десятков пассажиров за рейс (в основном, детей).

Кроме того, самолёты У-2 использовались для сброса с парашютом небольших диверсионных и разведывательных групп.

У-2 активно использовался в Корейской войне в качестве лёгкого бомбардировщика и штурмовика.

3. Пенза и авиация

9 февраля 1923 г. - официальная дата образования гражданской авиации, как самостоятельной отрасли народного хозяйства России.

В марте 1923 г. создается Всероссийское акционерное общество «Добролёт», которое должно было заниматься коммерческой эксплуатацией Воздушных линий. Затем образуется добровольная организация Российского общества друзей Воздушного флота (ОДВФ). По всей стране стали возникать ячейки ОДВФ, призванные содействовать самолётостроению, распространению авиационных знаний, привлечению молодёжи к освоению самолётной техники. Организация ОДВФ была создана и в Пензе. 30 декабря 1924 г. в помещении Дворца труда (позже он стал Дворцом пионеров) шла регистрация делегатов II губернского съезда общества друзей Воздушного флота. Мечта многих молодых пензенцев об авиации вскоре смогла сбыться в родном городе. Уже 1 июля 1928 г. в Пензе была открыта первая в СССР школа ГА (гражданской авиации). Шефом молодого учебного заведения стала Борисоглебская военная школа лётчиков (Воронежской обл.). Оттуда приехали инструкторы и прибыли самолёты. Первый набор курсантов состоял из 24 человек. Первая школа лётчиков ГВФ (гражданский воздушный флот) находилась на окраине города, где теперь находится железнодорожная станция Пенза-III.

В 1930 г. Пензенская школа ГА была переведена в Ульяновск, а на её месте был организован Аэроклуб, который успешно действовал и также выпустил немало отличных пилотов, планеристов и парашютистов. Одновременно в 1930 г. Всероссийское общество «Добролёт» на Пензе-III открыл Пензенский аэропорт московских воздушных линий. Первую посадку в Пензенском аэропорту совершил пилот Бабушкин с бортмехаником Роговым на самолёте К-4 во время перелёта по авиалинии Москва — Ташкент.

Год от года увеличивалось использование Пензенского аэропорта на союзных линиях. Пенза была одним из пунктов многочисленных агитационных перелётов тех лет. А с 5 мая 1934 г. через Пензу начались регулярные почтовые рейсы по линии Москва — Саратов и Москва — Куйбышев. Развитие авиации и аэроклуба вызвали необходимость создания нового аэропорта с большой территорией. В августе 1934 г. в Терновке был открыт новый аэропорт, однако в течение ряда лет действовал и старый на станции Пенза-III. Аэропорт в Терновке работал только в дневное время, движение самолётов было редким. Штат составляли 20 человек, в числе которых были авиатехники, работники службы связи и другие.

В годы войны 1941-1945 гг. хоть Пенза и оставалась тылом, вся работа в городе перестроилась на военный лад. На фронт вылетела вся седьмая эскадрилья на самолётах ПО-2. За мужество и отвагу, проявленные в годы войны, пензенские авиаторы были награждены правительственными наградами, некоторые получили звания Героя Советского Союза. [7]

Уроженец с. Чардым Лопатинского района Пензенской области

Терёхин Николай Васильевич (1916-1942) совершил около 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 3 самолёта противника (в последнем наградном листе говорится о 15 личных победах на 30 мая 1942 года; представлялся к званию Героя Советского Союза, но не получил его).

Борис Тихонович Калинкин (1913-1945, родился в селе Дубасово Сердобского уезда) за умелое выполнение специальных заданий командования, мужество и героизм, проявленные в ходе их выполнения удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». За этот же подвиг удостоен звания Народного героя Югославии. [8]

 

Константин Ефремович Анохин (1913-1941, уроженец д.Покровка ныне Никольского района Пензенской области) – лётчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны, посмертно получивший звание Героя СССР за то, что в июле 1941 год он направил свой горящий самолёт на танковую колонну противника. [9]

Виктор Васильевич Анисимов (1912 — 1941, уроженец п.Никольский Хутор (ныне — город Сурск Пензенской области)) — советский военный лётчик, капитан, участник Польского похода РККА, советско-финской и Великой Отечественной войн.

30 июля 1941 года, выполняя очередное боевое задание командования по уничтожению танковой колонны противника в районе города Умань Черкасской области Украины, капитан Виктор Анисимов направил свой повреждённый и объятый пламенем самолёт на скопление танков и автомашин врага. Удостоен звания Герой Советского Союза (посмертно).

А Пенза продолжала оставаться одним из учебных центров. Здесь находились курсы усовершенствования лётного состава, действовала лётно-испытательная станция. Через пензенский Аэропорт с посадкой проходили самолёты, летавшие на фронт.

Уже с первых послевоенных дней 1945 года пензенские авиаторы, состоявшие в основном из бывших фронтовиков, активно включились в реальное выполнение пятилетних планов. Стояла главная задача - повысить роль воздушного транспорта в общей транспортной системе страны, особенно в плане перевозки пассажиров и почты. Кроме этого авиация использовалась в санитарных целях и по спецприменению.

С мая 1947 года Пензенский аэропорт начал расширяться в количественном и качественном составе. Образовался 235 авиаотряд, состоящий из трех звеньев и трех направлений: санитарного, почтового и пассажирского. Увеличилось количество лётного состава, техников по обслуживанию самолётов и других работников. Относительный рост позволил более четко обслуживать перевозки, в особенности почтовые. Четыре кольца: Земетчинское, Сосновоборское, Кузнецкое, Чембарское охватывали практически всю территорию области по регулярной доставке почты.

С 1948 года стали развиваться и транзитные пассажирские перевозки. Регулярные воздушные сообщения соединили Пензу с большими промышленными городами — Москвой, Куйбышевым, Саратовом и другими.

В настоящее время Аэропорт Пенза (Терновка) им. В.Г. Белинского — единственный гражданский аэропорт Пензенской области. Расположен в Первомайском районе г. Пензы в 9 км от центра города. Имеет статус аэропорта федерального значения.[3]

 

4. И это всё о нём!

У-2 часто называли «Небесным тихоходом». В честь лётчиков, сражавшихся на этих машинах, сняты фильмы, написаны книги, стихи и песни. Вот некоторые из них:

Художественные фильмы:

«Валерий Чкалов», 1941 г.;

«В бой идут одни «старики», 1973 г.;

«В небе «Ночные ведьмы», 1981 г.;

«Если завтра война», 1938 г.;

«Интриган», 1935 г.;

«Истребители», 1939 г.;

«Истребители», 2013 г.;

«И ты увидишь небо», 1978 г.;

«Лётчики», 1935 г.;

«Небесный тихоход», 1945 г.;

«Ночные ласточки», 2013 г.;

«Пилоты», 1988 г.

 

 

Песни:

 

«Служили три пилота» (музыка: В. Соловьёв-Седой, слова: С. Фогельсон);

«Деревянный самолёт» (из к/фильма "И ты увидишь небо", 1978 г.; музыка: В. Берковский, слова: Ю. Визбор) (Приложение 4);

«Пора в путь-дорогу» (из к/фильма "Небесный тихоход", 1945 г.; музыка: В. Соловьёв-Седой, слова: С. Фогельсон) (Приложение 4);

Книги:

Драбкин . В. «Я дрался на По-2», (Серия: "Война и мы", 2007);

Михаленко К. Ф., «1000 ночных вылетов», (Серия: "Война и мы. Окопная правда", 2008, автор – участник ВОВ, Герой Советского Союза, лётчик (ПО-2));

Голубева-Терес О.Т. «Ночные рейды советских лётчиц. Из лётной книжки штурмана У-2. 1941-1945» (Серия: "На линии фронта. Правда о войне", 2009, автор – советский военный авиационный штурман, участница ВОВ в составе 46-гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка («Ночные ведьмы»))

Стихотворение «Воздушный бой» (Приложение 5), Филатов Николай Александрович (1923 -2011) – ветеран Великой отечественной войны, военный летчик-истребитель. 86 боевых вылетов, 56 воздушных боев. Кавалер 4 орденов: Ордена Отечественной войны I степени, Ордена Красного Знамени, Ордена Красной Звезды, Ордена Почета. [11]

Сказка «Сказка про Кукурузник», Марго Саратовская (Маргарита Моисеева), 2015. [14]

В г.Мытищи самолёту в 2008 году установлен памятник.

Памятник, официально посвященный «Подвигу лётчиков мытищинского аэроклуба», представляет собой макет самолёта По-2 в натуральную величину золотого цвета, установленный на стеле высотой 21 м в виде взлётной полосы. Золотой цвет самолёта выбран не случайно. Он символизирует Звезду Героя Советского Союза, которой были награждены выпускники Мытищинского аэроклуба. Имена семи Героев Советского Союза начертаны на мемориальной доске на постаменте. За уничтожение такого самолёта у немцев давали «железный крест» и 5 тысяч марок премиальных.

Памятник советским лётчикам находится в конце улицы Лётная, на пересечении с улицей Сукромка. Место выбрано неслучайно, т.к. раньше на месте улицы Лётная была взлётно-посадочная полоса аэродрома, с которой в годы Великой отечественной войны на боевые задания улетали лёгкие самолёты У-2. [12]

3 мая 2011 г. Банком России выпущена серебряная монета номиналом 1 рубль, посвящённая У-2. (тираж 5000 шт.)

Фирмы нескольких стран (Чехия, Белоруссия, Польша, Украина) выпускают его стендовые модели.

 А в Самаре, Красноярске, Новосибирске, Москве и Харькове любители построили действующие самолёты У-2. [3]

 

Заключение

У-2 (По-2) побил множество различных мировых рекордов и заслуженно стал гордостью русского самолётостроения. С виду машина эта всегда была проста и неказиста. Потому её как только и не называли: то «Кукурузник», «Этажерка», то – «Небесный тихоход». Немцы нарекли его «Кофемолка» и «Швейная машина». Недруги из НАТО прозвали самолёт «Мулом». И при этом (что самое удивительное!), в мире не существует другого летательного аппарата, который был бы удостоен столь пристального, почти восторженного к себе внимания во всём мире.

По-2 - единственный биплан в истории, официально сбивший реактивный самолёт! В 1950-х годах самолёт Локхид F-94 «Старфайр» («Звёздный огонь») (Lockheed F-94 Starfire) был потерян при попытке перехватить По-2. Причиной потери стало то, что истребитель был вынужден снизить скорость ниже 161 км/час в попытке оказаться позади По-2. Это привело к сваливанию и «победе» советского биплана.

Недавно я узнал, что рядом с Ульяновским аэропортом находится Музей истории гражданской авиации. Принадлежит он высшему авиационному училищу гражданской авиации, на экспонатах которого для курсантов проводят занятия. Музей авиации, открытый в 1983 году, в наши дни насчитывает около девяти тысяч экспонатов. Среди них сотни подлинников, являющиеся памятниками науки и техники советского производства. В залах музея расположена выставка, где можно проследить историю авиации с периода гражданской войны до современности, а так же установлены тренажёры, использующиеся для обучения пилотов. [13]

Но самое главное – в этом музее есть легендарный самолёт У-2! Конечно, с моими родными мы «походили» по этому музею под открытым небом, видели и У-2…с помощью интернет. Теперь я мечтаю его рассмотреть поближе. А пока родители попросили знакомых сфотографировать для меня этот самолёт.

Совсем недавно случайно мы обнаружили ещё и сказку, посвященную нашему У-2! Конечно, прочитали её на классном часе.

Вот так изучение песни для концерта познакомило меня и моих одноклассников с легендарным маленьким бойцом большой войны.

 

Источники информации:

1. http://retrofonoteka.ru/music/phono/war/nechaev_-_sluzhili_tri_pilota.mp3

2. http://sovmusic.ru/

3. https://ru.wikipedia.org

4. http://holen.ru/info/

5. https://www.wikiwand.com/ru/

6. https://topwar.ru/

7. http://airport58.ru/istoria-aeroporta/

8. http://penza.rfn.ru/

9. https://news.rambler.ru/

10. https://news.rambler.ru/

11. http://dubossary.ru/

12. https://www.etovidel.net/

13. https://irecommend.ru/

14. https://www.proza.ru/2015/09/10/1962

 

Приложение 1

Служили три пилота
Музыка: В. Соловьёв-Седой

Слова: С. Фогельсон

1. Хорошая работа,

Хорошая молва.

Три друга - три пилота

Летали на "У-2"

Фанерный хвост и крылья

И очень тихий ход

Но больше всех любили

Друзья свой самолёт.

Припев:

Почти пешком по небу

Летят едва-едва

И раз - "У-2", и два - "У-2",

И три "У-2".

 

2. Служили три пилота

И первый молвил так:

"Быстрей нет самолёта,

Чем истребитель "Як".

Но пусть он шибче ветра,

Как сядет - погляжу.

А мне - четыре метра

И я уже сижу".

Припев.

3.Служили три пилота,

Второй заговорил:

"Грозней всех самолётов

Бронированный "Ил".

Но для ремонта тащат

Сырья ему вагон.

А мне - фанерный ящик -

И весь готов ремонт".

Припев.

 

4.И третий из пилотов

добавил пару слов:

"Грозней всех самолётов

в бомбёжке - "Петляков".

Но дело непростое -

Бомбёжка на ходу.

А я, на месте стоя,

Как хочешь, попаду".

Припев.

 

5. Приказ: "По самолётам!"

И кончен разговор.

И каждый из пилотов

Готовит свой мотор.

И каждый из пилотов

Готовит свой "У-2".

Хорошая работа -

Хорошая молва. (1940-е годы) [2]

 

Приложение 2

 

Перкаль — это тонкая, повышенной плотности в основном белая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Секрет перкаля в природных свойствах длинноволокнистого хлопка. Нити не скручены между собой, наоборот — лежат равномерно, а для прочности и гладкости они смазаны специальным клеящим составом.) [3]

Интересные факты:

«Покрытые лаком листы перкаля раньше использовался для крыльев и фюзеляжей самолётов».

«Перкаль изначально придумали в Индии в 17 веке, а затем производили во Франции».

«Слово «перкаль» происходит от персидского, pargalah — тряпка» - хлопчатобумажная ткань повышенной прочности из некручёных нитей.

Строго говоря, слово «перкаль» в русском языке относится к женскому роду, однако в контексте применения в авиации это слово чаще используется в мужском роде. [4]

 

Приложение 3

 

Михаил Михайлович Громов (1899-1985) – советский летчик и военачальник, генерал-полковник авиации, спортсмен (чемпион СССР 1923 г. по тяжелой атлетике), профессор, Герой Советского Союза, Заслуженный летчик СССР. Годы службы – 1917-1955. [4]

 

 

Приложение 4

Пора в путь-дорогу

Слова: С. Фогельсон

1.Дождливым вечером, вечером, вечером,

Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего,

Мы приземлимся за столом, поговорим о том, о сём

И нашу песенку любимую споем:

Припев:

Пора в путь-дорогу,

Дорогу дальнюю, дальнюю,

Дальнюю идём.

Над милым порогом

Качну серебряным тебе крылом...

Пускай судьба забросит нас далёко - пускай!

Ты к сердцу только никого не допускай!

Следить буду строго,

Мне сверху видно всё - ты так и знай!

2.Нам нынче весело, весело, весело,

Чего ж ты, милая, сегодня нос повесила?

Мы выпьем раз и выпьем два

За наши славные "У-2",

Но так, чтоб завтра не болела голова.

Припев.

Мы парни бравые, бравые, бравые.

А чтоб не сглазили подруги нас кудрявые,

Мы перед вылетом ещё

Их поцелуем горячо

Сперва разок, потом другой, потом ещё!

 

«Деревянный самолёт!», Юрий Визбор

Зовёт нас небо постоянно

И защитить себя зовёт.

И вот летит - хоть деревянный,

Но всё-таки военный самолёт.

От пуль он защищён не слишком,

Построен не на долгий век.

Его пилот - совсем мальчишка,

Но всё-таки военный человек.

Пусть лётная трудна работа,

Опасность подступает - пусть!

Но жизнь - важнейший из полётов,

И нужно верный выбрать путь.

Лети, пилот, минуя смерти,

Минуя чёрный дым стрельбы,

Ведь пять печатей на конверте -

Полётный курс твоей судьбы.

И юность гордо пролетает

Над чёрной пропастью войны,

Но подвиг времени не знает,

Пред ним все возрасты равны.

И в опечатанном конверте

Письмо в бессмертие несёт

Через огонь железной смерти

Тот деревянный самолёт.

Пусть лётная трудна работа,

Опасность подступает - пусть!

Но жизнь - важнейший из полётов,

И нужно верный выбрать путь.

Лети, пилот, минуя смерти,

Минуя чёрный дым стрельбы,

Ведь пять печатей на конверте -

Полётный курс твоей судьбы.

 

Приложение 5

“Воздушный бой” (отрывок)

…Воздушный бой, он очень жуткий.
В бою - натянут, как струна,
От перегрузок трудно вспомнить,
А где же небо, где земля.

То виражи, то пилотажи,
То бочки крутишь, как шальной.
Прицельно бьёшь, в тебя стреляют.
Нет, не попали, ты живой.

Живой и сам себе не веришь,
Что пережил ты град стальной.
И даже губы покусаешь,
Чтоб убедиться, что живой.

Живой. А завтра снова в небо.

И снова тот воздушный бой.

И самолёт твой на форсаже

Завоет волком, как живой.

Живой и ты из боя вышел.
Всё перенёс, всё пережил
Что ранен был и не услышал,
Лишь при посадке ощутил….

(Филатов Н.А.) [11]

Просмотров работы: 54