Второй век церковного раскола на Украине

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Второй век церковного раскола на Украине

Солод А.И. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Вот уже свыше 10 лет Православие в Украине находится в состоянии раскола, что негативно отражается на духовной жизни граждан. Однако история расколов начинается отнюдь не 10 лет назад, и исследование их причин и уроков, тех параллельных явлений, которые так ясно прослеживаются в наше время в уже новейших расколах, важно для осознания их последствий в жизни Церкви. Цель – рассмотреть противостояние церквей и выяснить последствия этого противостояния. Актуальность данного проекта можно определить так: изучение истории церковных расколов позволяет понять их причины и задуматься результатах этих явлений в христианской церкви и о влиянии этих событий на современную реальность. Основные задачи исследования: cобрать теоретический и документальный материал; провести анализ полученных материалов и обобщить данные; обобщающий, связанный с оформлением самой работы. Предмет исследования – причины и итоги церковных расколов в христианской церкви. Для написания работы использовались: монографическая литература, интернет ресурсы, Методологической основой данной работы является объективность, использование конкретно-исторического метода.

История раскола на Украине в начале ХХ века.

История возникновения расколов в 20-е годы была бы в значительной степени непонятна, если ее начать с описания уже самого факта того или иного раскола и не принимать во внимание движения за реформу Православной Церкви и обновление церковной жизни, которое началось еще во времена первой русской революции 1905–1907 гг. и событий 1917–1920-х гг. Еще 12 декабря 1904 г. царское правительство пообещало ввести закон о веротерпимости. В ответ митрополит Петербургский Антоний (Храповицкий) (см. приложение I рис.1) в записке царю заметил, что такой закон поставит Православную Церковь в неравное положение: другие религии будут пользоваться свободой, только Православная Церковь останется стесненной мелочным контролем со стороны государства. Записка предлагала вернуть приходу статус юридического лица, дать священникам право участвовать в работе земств и т.д. На основе этой записки глава правительства Витте (см. приложение I рис.2) созвал совещание по церковным вопросам с участием епископа Сергия (Страгородского) (см. приложение II рис.1) и нескольких профессоров богословия. Синод принял обращение к царю, требуя немедленно созвать Собор и выбрать Патриарха. Но Собор так и не был созван до 1917 г. [1] После Февральской революции 1917 г. на протяжении 1917–1920 гг. в Украине были созданы три национальных правительства — Центральная Рада (март 1917 г. — 29 апреля 1918 г.), Гетьмана Павла Скоропадского (29 апреля — 14 декабря 1918 г.) и Директория (14 декабря 1918 г. — ноябрь 1920 г.). Их церковная политика имела большое значение в последующем развитии событий в жизни Церкви и в возникновении расколов. Социалистическая (и атеистическая) в своем большинстве Центральная Рада, хотя и не пыталась полностью ликвидировать Церковь, как это делали большевики, не придавала церковной политике особенного значения. Фактическое пренебрежение правительства по отношению к Церкви было продемонстрировано в Киеве незаконными реквизициями монастырских зданий, например, Михайловского Златоверхого, Киево-Печерской Лавры и Митрополичьего Софийского Дома6. Центральной Радой в январе 1918 г. был создан отдельный государственный орган регулирования церковной жизни — Департамент исповеданий, во главе которого был поставлен бывший епископ Красноярский Никон — Николай Бессонов (см. приложение II рис.2), сложивший с себя сан весной 1917 г. Это было оскорблением Церкви и компрометацией власти. Высшее церковное руководство не признавало Департамент, за исключением вопросов материальной поддержки духовенства со стороны государства. В. Липковский (см. приложение III рис.1) вспоминал, что “русские” проигнорировали это требование советской власти и продолжали пользоваться храмами по праву традиции, не подавали своих уставов на утверждение. Этим воспользовалась возобновленная в апреле 1919 г. после прихода большевистской армии в Киев 5 февраля 1919 г. ВПЦР, председателем которой был избран земский деятель мирянин Михаил Мороз, а его заместителем — протоиерей В. Липковский. Она состояла только из киевлян, численностью до 30 человек, и считала себя временным высшим церковным органом Украинской Церкви до созыва Всеукраинского Церковного Собора [2].

Проблемы 90-х годов XX века.

24 августа 1991 года Верховный совет УССР принял «Акт провозглашения независимости Украины». Собор Украин­ской Православной Церкви, проходивший 1- 3 ноября 1991 года в храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерской Лавры, по предложению митрополита Филарета (см. приложение IV рис.2) вынес постановление - обратиться к Святейшему Патриарху и епископату Русской Православной Церкви с просьбой даровать Украинской Пра­вославной Церкви полную каноническую самостоятельность - автокефалию. 8 декабря руководители Российской федерации, Украины и Белоруссии - Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич подписали Беловежское соглашение о прекращении деятельности СССР и создании Содружества независимых государств (см. приложение III рис.2). 25 декабря 1991 года официально сложил с себя полномочия первый и последний Президент СССР Михаил Горбачев. Советский Союз официально прекратил своё существование (см. приложение IV рис.1). 25-27 де­кабря 1991 года под председательством Святейшего Патриарха состоялось заседание Священного Синода РПЦ с участием митрополита Филарета. На нем было решено разослать обращение и определение Украинского Собора всем архиере­ям Русской Церкви для тщательного изучения вопроса с тем, чтобы он стал впоследствии предметом обсуждения на Архиерейском Соборе [4]. Тем временем в Московскую Патриархию из разных епархий Украины стали поступать телеграммы с просьбой оставить их приходы в Московской юрисдикции. В Москву приезжали ходоки и группы верующих с протестами против по­пытки установления автокефалии. В свою очередь, митрополит Филарет предпринял энергичные усилия к тому, чтобы уско­рить процесс обретения автокефалии Украинской Православной церковью. Он разослал по епархиям цирку­ляр о проведении собраний духовенства в поддержку решения Собора УПЦ. 22 января 1992 года в Киеве открылось епископское совеща­ние Украинской Церкви. На нём было принято новое обращение к Святейшему Патриарху, в Синод и ко всем архи­ереям Русской Церкви. [3]. Три архиерея Украинской Церкви - епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) сразу же после совещания дезавуировали свои подпи­си под обращением. На следующий день, 23 января, решени­ем Синода Украинской Церкви они были смещены со своих кафедр. Решение Синода вы­звало возмущение среди верующих, находившихся в окормлении этих архиереев, и паства не выпустила их из своих епархий. Священный Синод РПЦ, состоявшийся 18 - 19 февраля 1992 года, принял обращение к митрополиту Филарету и епископату Украинской Православной Церкви с требованием «Незамедлительно пересмотреть решение Украинского Синода от 23 января, чтобы внести мир в сердца братьев архиереев и в их скорбящую паству, взывающую ныне о справедливости в Церкви. Это позволит сохранить мир церковный и единство Украинской Православной Церкви». Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 31 марта - 5 апреля 1992 года, заседавший в Свято-Даниловом монастыре, отверг просьбу об автокефалии. Виновником церковного кризиса на Украине был назван митрополит Филарет. Архипастыри потребовали его ухода со своего поста. Митрополит Филарет выступил с заявлением, в котором сказал: «…прошу предоставить украинскому епископату провести выборы нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киеве. Я даю архипастырское слово, что такой Собор будет проведён, что никакого давления оказываться не будет. Патриарх Алексий своим указом утвердит нового Предстоятеля. Украинская Православная Церковь должна полностью осуществить свои права, данные ей архиерейским Собором 1990 года. Также я прошу дать мне возможность продолжать служение у Престола Божия и не отправлять меня на покой» [5]. Это заявление было понято участниками Собора как проявление митрополитом Филаретом готовности оставить пост главы Украинской Церкви. Святейший Патриарх Алексий II поблагодарил митрополита Филарета за его готовность сложить с себя обязанности Предстоятеля Украинской Церкви, а также обещал, что тот сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины. Вернувшись в Киев, 7 апреля 1992 года, в праздник Благовещения, за богослужением во Владимирском кафедральном соборе, митрополит Филарет объявил о своём отказе уйти с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви, заявив, что он, «взвесив сложную обстановку в Церкви и просьбы паствы и епископата УПЦ, решил остаться». 6 - 7 мая 1992 года в Москве состоялось расширенное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, в котором приняли участие и архиереи Украинской Православной Церкви. Митрополит Филарет, постоянный член Синода, на заседание не прибыл. Оценив сложившуюся ситуацию, Священный Синод постановил:… До 15 мая сего года митрополиту Филарету предписывается созвать Архиерейский Собор УПЦ, подать на нём прошение об отставке с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви и действительно уйти в отставку, как он о том торжественно обещал перед Крестом и Евангелием… В случае неисполнения определения Архиерейского Собора РПЦ и настоящего постановления предать митрополита Филарета суду Архиерейского Собора РПЦ. Поскольку митрополит Филарет проигнорировал эти решения, Священный Синод 21 мая вынес решение временно передать функции Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку). Ему было поручено до праздника Святой Троицы созвать Архиерейский Собор для того, чтобы принять отставку митрополита Филарета и избрать нового Предстоятеля Украинской Церкви. Получив извещение о постановлении Священного Синода, митрополит Филарет заявил, что он считает его «необоснованным и... недееспособным». Филарет собрал в Киеве своих сторонников на «Конференцию», которая отвергла поста­новления Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 и 21 мая 1992 года, а также осудила тех украинских епископов, которые отказались признавать митрополита Филарета своим первоиерархом [6].

Наше время.

В январе 2007 года президент Украины Виктор Ющенко на встрече с иерархами УПЦ КП заявил о необходимости создания на Украине единой поместной православной церкви. Для этого он предложил создать совместную богословскую комиссию, в которую должны были войти по три епископа и по два священника от обеих церквей. Представители Киевского патриархата выразили готовность к диалогу, однако представители Московского патриархата отказались от участия в переговорах, сославшись на неканоничность УПЦ КП. Кроме того, они назвали условием для диалога возврат церквей и отстранение от переговоров патриарха Филарета. В августе 2009 года в Свято-Успенской Почаевской лавре на Украине патриарх Кирилл призвал к объединению православных церквей. В частности, он заявил, что считает раскол в украинской церкви «реакцией, в том числе и на неправильную политику церковной Москвы». В сентябре была создана комиссия для проведения переговоров. Первую официальную встречу, проведенную в октябре, представители церквей оценили положительно и высказали надежду на дальнейший диалог. В ноябре отношения между церквями вновь осложнились из-за ситуации вокруг церкви в Тернопольской области. Летом 2010 года патриарх Филарет завил о начале переговоров с Московским патриархатом, конечной целью которых должно было стать объединение церквей. 30 ноября 2017 года РПЦ сообщила, что патриарх Киевский и всея Украины Филарет направил в адрес патриарха Кирилла и Архиерейского собора РПЦ письмо, в котором «попросил прощения» и изложил предложения о преодолении раскола. В свою очередь, патриарх Филарет пояснил, что слова о прощении являются традиционным обращением о молитве, а не признанием вины. УПЦ КП выступила с заявлением, что готовы к диалогу с Русской православной церковью с целью признания ее автокефалии, а не воссоединения. 17 апреля 2018 года президент Украины Петр Порошенко сообщил о своем намерении обратиться к патриарху Константинополя Варфоломею с призывом издать томос о единой православной церкви на Украине и предоставлении ей автокефалии. К обращению присоединились представители двух непризнанных на Украине церквей (УПЦ КП и УАПЦ). 22 апреля Константинопольский патриархат принял это обращение к рассмотрению и начал процедуру, необходимую для предоставления автокефалии православной церкви на Украине. 11 октября 2018 года Священный синод Константинопольской церкви отменил документ 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. 15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви заявил о прекращении евхаристического общения с Вселенским патриархатом в Константинополе. Эти действия послужили ответом на предоставление автокефалии Украинской православной церкви и снятии анафемы с самопровозглашенных киевского патриарха Филарета (Денисенко) и главы Украинской автокефальной церкви Макария. 19 октября 2018 года Константинопольский патриархат заявил, что продолжает состоять в общении с Русской православной церковью (РПЦ). Ранее 15 октября РПЦ сообщила о разрыве евхаристического общения с Константинополем. Это стало ответом на отмену им решения, принятого в XVII веке, о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Последствия решения Священного синода РПЦ: разрыв предполагает, что духовенство Русской православной церкви не сможет совершать совместные богослужения с иерархами и клириками Константинопольского патриархата; православные верующие из России не смогут причащаться в храмах, входящих в юрисдикцию Константинополя и участвовать в других таинствах; РПЦ уже составила для туристов список храмов, где нельзя молиться. Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук отметил, что храмы Константинопольского патриархата расположены, в частности, в Стамбуле, в Анталии, на Крите и на Родосе; пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков напомнил, что гора Афон входит в юрисдикцию Константинопольского патриарха «со всеми вытекающими отсюда последствиями». Хочется отметить, что на территории Украины действуют три крупные православные церковные организации — Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также канонически не признанные Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) (см. приложение V рис.2) (см. приложение VI рис.1). В октябре 2016 года архиепископ УПЦ КП Евстратий Зоря заявил, что в течение двух лет УПЦ МП потеряла более 39 приходов, перешедших под юрисдикцию Киевского патриархата. Ранее религиовед Виктор Еленский оценивал число «переходов» в 60–70 приходов. «Тенденция такова: в тех случаях, когда священник ведет себя, скажем, по-антиукраински, такие переходы не бывают редкими»,— заявил господин Еленский [7] (см. приложение V рис.1). 15 декабря 2018 года в Киеве прошёл Объединительный собор, на котором главой новой православной церкви Украины избрали митрополита Переяславского и Белоцерковского УПЦ КП Епифания (Думенко)[6]. Вселенский патриархат Варфоломей вручит ему томос об автокефалии 6 января 2019 года в Стамбуле. Глава УПЦ КП Филарет не выдвигал свою кандидатуру. Статус автокефальной церкви получила в январе 2019 года от Константинопольского патриархата, который предоставил ей томос и включил в свой диптих (см. приложение X рис.1-2). На состоявшейся 3 февраля 2019 года в Софийском соборе в Киеве интронизации митрополита Епифания присутствовали президент Украины Пётр Порошенко, представители правительства и иностранные делегации. Интронизацию посетили иерархи Константинопольского патриархата митрополит Галльский Эммануил (Адамакис) (глава делегации), митрополит Адрианопольский Амфилохий (Стергиу), председатель Ставропигии Константинопольского патриархата в Киеве архимандрит Михаил (Анищенко), представители канадской и американской диаспор УПЦ (Константинопольский патриархат). Другие поместные православные церкви своих представителей на церемонию не направляли. 29 июля 2019 в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных объединений внесена запись о прекращении существования религиозной организации «Патриархия Украинской автокефальной православной церкви» путём присоединения к религиозной организации "Киевская митрополия Украинской православной церкви (Православной церкви Украины). В связи с принятым решением все доверенности, выданные на представительство интересов "Патриархии УАПЦ" до 29 июля включительно, отозваны. По стоянию на октябрь 2019 года Православная церковь Украины состояла из 47 епархий и 8 викариатств в их составе, которыми управляли 46 правящих епископов и 8 викарных. Кроме того, 4 епископа данной церкви являлись титулярными, 3 — находились на покое[7]. Часть её епархий и общин находится за пределами Украины, однако согласно томосу об автокефалии, ПЦУ «не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами государства; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в Диаспоре, потому что юрисдикция этой Церкви ограничивается территорией Украинского Государства».

4. Ситуация в Крыму.

Согласно данным УХСПЧ в 2014 году в составе Крымской епархии УПЦ КП было 46 приходов (у 26 общин были постоянные помещения), три православных братства и миссии, один мужской монастырь. По сообщениям местных СМИ, после присоединения Крыма к Российской Федерации в 2014 году Крымская епархия УПЦ КП отказалась регистрироваться по российскому законодательству. В связи с этим местные власти изъяли у неё часть имущества, и к моменту образования ПЦУ у епархии в пользовании оставались лишь два храма на территории Крыма — кафедральный собор святых равноапостольных Владимира и Ольги в Симферополе и Крестовоздвиженский храм в Евпатории. В марте 2019 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым подало иск в арбитраж о досрочном расторжении договора аренды помещения, в котором размещается кафедральный собор святых равноапостольных Владимира и Ольги. В то же время министр имущественных и земельных отношений Республики Крым Анна Анюхина заявляла, что эти помещения «могут быть переданы в безвозмездное пользование представителям Православной церкви Украины, если организация официально зарегистрируется по российскому законодательству». В августе 2017 года из храма было вынесено ценное имущество, а в середине июня 2019 года «в рамках планового ремонта фасада» была разобрана крыша собора, после чего он был затоплен дождём. 28 июня Арбитражный суд Республики Крым обязал Крымскую епархию передать помещение храма в пользование Минимущества Республики Крым. В случае с Крестовоздвиженской церковью управление муниципального контроля администрации Евпатории выдало представителям ПЦУ предписание освободить земельный участок и демонтировать здание либо оформить документы на недвижимое имущество в соответствии с российским законодательством.[8]

5.Отношение к томосу других православных церквей.

Согласно официально оглашённой позиции Православной церкви Украины, до получения томоса об автокефалии «Церковь на Украине имела общение с теми, кто среди православных хотел общения с ней», после же его получения она «имеет и поддерживает церковно-каноническое общение со Вселенским Патриархатом и только с теми Церквями, с которыми такое общение имеет Вселенский Патриархат». В начале февраля 2019 года в интервью украинской газете «Вести», взятом во время празднования десятилетия интронизации патриарха Кирилла, Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X следующим образом описал своё отношение к церковной ситуации на Украине: «То, что случилось в Украине в связи с новой церковью, нуждается в соборном решении всех православных церквей. Чтобы церковь стала автокефальной, она нуждается в консенсусе между православными церквями, а он достигается посредством диалога. К сожалению, то, что было подано как создание православной церкви, не было дискутировано в православном мире.». 28 декабря 2018 года Священный синод Русской православной церкви заявил о «неканоническом характере состоявшегося в Киеве 15 декабря 2018 года так называемого „Объединительного собора“» и обратился к предстоятелям и Священным синодам поместных православных церквей с призывом поддержать митрополита Онуфрия (Березовского), а также «не признавать сообщество, учреждённое на так называемом „Объединительном соборе“ в качестве автокефальной Поместной Православной Церкви». По итогам заседания Архиерейского собора Сербской православной церкви 18 мая 2019 года был опубликован пресс-релиз, в котором Собор подверг критике «неудачную попытку Константинопольского Патриархата» решить проблему церковного раскола на Украине без общеправославных консультаций и диалога с УПЦ (МП) и РПЦ в целом, а также подтвердил непризнание Сербской церковью ПЦУ. Священный синод Румынской православной церкви по итогам заседания 21 февраля 2019 года отметил, что вопрос церковного единства в Украине в настоящее время ещё полностью не решён ввиду принятия томоса только украинскими православными, не находящимися в общении с Московским патриархатом. Митрополит Старозагорский Киприан (Казанджиев), председатель комиссии по церковному вопросу в Украине Болгарской православной церкви, в конце января 2019 года заявил, что Священный синод Болгарской православной церкви пока не принимал никаких решений по ситуации на Украине: «В связи с распространением на украинских интернет-сайтах информации о том, что БПЦ поддержала автокефалию Православной церкви Украины, в качестве председателя комиссии, связанной с украинским вопросом, категорически заявляю, что Синод БПЦ не занимался вопросом Украины и нет никакого решения верховного органа БПЦ о созданном каноническом казусе». В декабре 2018 года Священный синод Грузинской православной церкви заявил о намерении принять решение по вопросу украинской церкви на следующем своём заседании. В дальнейшем местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио (Муджири) уточнил, что перед тем, как ГПЦ зафиксирует свою позицию по данному вопросу, она должна будет ознакомиться с текстом томоса. [ 6]. Остальные 36 членов Священного синода, в числе которых местоблюститель Патриаршего престола Шио (Муджири), отказывались поддерживать ПЦУ до тех пор, пока «не изучат» решение Вселенского патриарха по этому вопросу. 18 февраля 2019 года Священный синод Церкви Кипра, рассмотрев вопрос автокефалии церкви Украины, принял заявление, в котором отмечалось, что Константинопольский патриархат предоставил автокефалию ПЦУ с целью преодоления раскола, однако примирение не было достигнуто. В заявлении содержится критика обеих сторон противостояния. Процесс признания автокефалии Православной церкви Украины Элладской православной церковью происходил с марта, когда Постоянный синод Церкви Эллады уполномочил две Синодальные комиссии изучить вопрос признания данной автокефалии, по октябрь 2019 года, когда Архиерейский собор ЭПЦ постановил ратифицировать принятое ранее решение Постоянного синода и предложение архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II о признании ПЦУ. Прошедший в апреле 2019 года Архиерейский собор Польской православной церкви опубликовал Заявление по «украинскому вопросу», где, в частности, указал, что ППЦ «была и остаётся за предоставление полной независимости — автокефалии Православной церкви в Украине». 7 марта 2019 года было обнародовано письмо Синода Албанской православной церкви Константинопольскому патриарху от 14 января 2019 года, в котором хиротонии священнослужителей ПЦУ объявлялись недействительными, так как были совершены отлучённым от Церкви Филаретом (Денисенко), а также было отмечено, что при создании автокефальной церкви Украины было проигнорировано мнение крупнейшей в стране УПЦ (МП), в итоге вместо объединения украинских православных христиан возникла угроза раскола мирового православия. В интервью украинской газете «Вести» во время празднования десятилетия интронизации патриарха Кирилла архиепископ Прешовский, митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав заявил, что «до того момента, пока все события, которые имели место в Украине, не будут обсуждены и не получат соборного решения, наша позиция остаётся неизменной», выразил поддержку главе УПЦ (МП) Онуфрию (Березовскому) и надежду «на скорое каноническое разрешение проблемы, которая была создана в канонической жизни так называемым собором». Собор епископов Православной церкви в Америке в архипастырском послании от 28 января 2019 года сообщил, что в отношении Церкви на Украине постановил следующее: Продолжать признавать и поддерживать митрополита Онуфрия в качестве канонического главы и предстоятеля Украинской православной церкви; Воздержаться, наряду с некоторыми из наших братских Церквей, от признания Православной церкви Украины; Не делать изменений в диптихах, отмечая, что Православная церковь в Америке не получала официальной просьбы делать такие изменения; Глава Конференции римско-католических епископов Украины епископ Одессы-Симферополя Бронислав Бернацкий от имени римско-католических епископов Украины приветствовал успешное завершение Объединительного собора, избрание предстоятелем поместной Православной церкви Украины митрополита Епифания и вместе с архиепископом-митрополитом Львова Мечиславом Мокшицким присутствовал на его интронизации.[8]

Заключение.

Разрыв общения между Москвой и Константинополем из-за украинской автокефалии поставил большинство православных церквей перед крайне тяжелым историческим выбором. С уверенностью можно сказать одно – в изоляции Русская православная церковь не осталась. Вот слова архимандрита Парфения (Мурелатоса), игумена афонского монастыря Святого Павла, которые он произнес, будучи на Украине: «Я думаю, что церковное самоуправление в виде автокефалии — это вещь сама по себе неплохая. Но когда существует мир. Когда этот вопрос не становится вопросом разделения людей, паствы. Поэтому мудрость, вероятно, подсказывает, насколько можно сохранять единство с патриархией Московской. Мое мнение, чтобы все страны бывшего Союза были в единой Русской православной церкви» [2]. Томас поставил монашество Афона на грань раскола, что печально сказалось на православных христианах. После предоставления Константинополем Украине автокефалии, для православного мира это имеет самые серьезные последствия. Эксперт Андрей Головачев напоминает, что РПЦ и Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ) уже прекратили общение с Константинополем. Он не исключает, что в дальнейшем Московский и Константинопольский патриархи предадут друг друга анафеме. Каковы же еще перспективы есть у константинопольских Томосов? Как говорится в народной пословице, «он человек слова, слово дал, слово забрал». Пример тому - отмена Томоса трехсотлетней давности о передаче Киевской митрополии Московскому Патриарху, недавнее упразднение Томоса экзархата Русских православных церквей в Западной Европе. Официальная причина - реорганизация церковной жизни во Франции. По мнению эксперта обе стороны «сожгли все мосты» и обратной дороги уже нет - начинается борьба за влияние на поместные церкви. «Ничего хорошего это нам не предвещает, потому что церковно-религиозные споры самые непримиримые. Самые острые формы этот конфликт примет именно в Украине. Раскол по линии Юго-Восток-Запад углубится и примет новое измерение», - написал Головачев в Facebook.[9] Данную работу возможно использовать в практике образовательных учреждений (уроки истории, ОПК, классные часы) и иных учреждениях (музеи, СМИ). В дальнейшем я предполагаю вернуться к данной теме.

Список использованной литературы

Что известно о расколе православной церкви на Украине

https://tass.ru/obschestvo/4774571

Раскол в церкви на Украине. https://www.kommersant.ru

Конфликт между церквями https://www.znak.com

Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997 — М.: Православ. Св.- Тихоновский богословский ин-т, 1998. — 254 c. — ISBN 5-7429-0065-1.

Петрушко В. И. О попытках создания Киевского патриархата украинскими униатами и раскольниками-автокефалистами в XX веке — М.: Православ. Св.-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2008. — 408 с. — ISBN 978-5-7429-0348-2.

Посредников Д. В. Проблема единства Украинской православной церкви в контексте православной экклесиологии // Вiсник Донецького нацiонального унiверситету : сер. Б: Гуманiтарнi науки. — Донецк: ДНУ, 2009. — Вып. 1. — С. 113—118.

Украинская православная церковь // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 760. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9.

Предоставление автокефалии православной церкви на Украине https://ru.wikipedia.org/

Кому на Украине нужен «Томос»? https://ruskline.ru/news_

Приложение

Приложение I

Рис.1 Митрополит Петербургский Антоний (Храповицкий).

Рис.2 С.Ю.Витте.

Приложение II

Рис. 1 Патриарх Сергий (Страгородский).

Рис. 2 Епископ Красноярский Никон — Николай Бессонов.

Приложение III

Рис.1 Протоиерей В. Липковский.

Рис.2 Беловежские соглашения.

Приложение IV

Рис.1 Президент СССР Михаил Горбачев.

Рис.2 Глава Украинской православной церкви непризнанного Киевского патриархата Филарет.

Приложение V

Рис.1 Националистически настроенная молодежь Украины.

Рис.2 Конфессиональная структура верующих на Украине.

Приложение IX

Рис.1 География. Как верит Украина.

Рис.2 православные церкви на Украине.

Приложение X

Рис.1Подписание Томоса Варфоломем I об автокефалии ПЦУ.

Рис.2 Президент Украины П. Порошенко, патриарх Константинопольский Варфоломей I и митрополит Епифаний.

Просмотров работы: 11