Взаимоотношения США и России - новая "холодная война"?

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Взаимоотношения США и России - новая "холодная война"?

Шевченко А.А. 1
1МБОУ гимназия №2
Юдкина И.Б. 1
1МБОУ гимназия №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Современная политическая обстановка между двумя державами

(США и Россия) сейчас является крайне неудовлетворительной: возобновление гонки вооружений, разрыв ДРСМД, участие этих стран в войне в Сирии. Эти и многие другие события создают угрозу вооружённого конфликта с использованием ядерного потенциала обеих стран. На мой взгляд, события холодной войны и нынешней политической ситуации между США и РФ очень похожи. Обстановка продолжает накаливаться по разным причинам. Поэтому интересно сравнить события двух периодов, чтобы оценить, угрозу находится международной безопасности.

В связи с этим, возникает проблема взаимодействия двух стран и налаживания их политических связей, которые могли бы позволить избежать вооружённого конфликта, в том числе и с применением ядерного оружия.

Целью проекта является составить сравнительную таблицу политических взаимоотношений СССР и США и РФ и США, чтобы показать одинаковые и разные черты двух исторических периодов.

Чтобы добиться поставленной цели, необходимо установить некоторые задачи, являющиеся последовательными этапами для достижения конечного результата моего проекта:

Проанализировать основные события холодной войны.

Определить особенности холодной войны.

Изучить основные события во взаимоотношениях США и России в период с 1991-2019 гг.

Определить особенности отношений США и РФ.

1. Основные события холодной войны.

Холодная война трактуется историками как глобальная геополитическая конфронтация между двумя военными блоками, центрами которых являлись США и СССР, и на протяжении которой происходило множество событий как смягчающих, так и обостряющих взаимоотношения этих и многих других стран. Эту конфронтацию нельзя назвать военным конфликтом, так как никакие виды оружия не были применены никем из сторон, а также не происходило ни одного прямого военного столкновения между центрами политических блоков. Главным оружием здесь являлись не вооружённые силы государств, не ядерный потенциал, а продуманные и умелые политические манёвры, проявляющиеся в правильных заявлениях, неожиданных действиях и открытых угрозах, своевременная демонстрация новинок орудия и сил собственных армий. В данный конфликт, хоть и косвенно, но было вовлечено множество стран как капиталистической, так и социалистической моделей государственного строя. Само противостояние длилось в период с 1946 года по 1991 год (некоторые историки называют другую дату условного окончания холодной войны - 1989 год).

1.1 Причины холодной войны.

Отношения СССР и Америки ещё до времён холодной войны были спокойными, не несли за собой никаких серьёзных конфликтов или военных столкновений ввиду географического расположения стран и отсутствия в этом выгоды для кого-либо. Однако общество развивалось, а вместе с ними и государства, и в 20 веке страны были уже не так отдалены, соответственно увеличивались возможности и для дружбы, и для конфликтов.

После распада Российской империи и становления на её месте нового коммунистического государства - СССР, отношения стран усложнились, так как США - капиталистическая страна, для неё нормой является либерализм, господство частной собственности, развитие предпринимательства, благополучие каждого человека. Американским власти и обществу трудно понять и принять коммунизм, так как он подразумевает идеи всеобщего благополучия граждан страны, на основе планового хозяйства, что противоречит принципам капитализма. Такое противоречие является причиной ухудшения отношений США и Советской России.

Результаты Второй мировой войны улучшили мировую репутацию СССР, в том числе и возвысили идеи его государственного строя. Более того, успешный выход СССР из войны главным победителем, при условии его плачевного состояния во время первых месяцев военных действий, проявило состоятельность в короткие сроки принимать важные стратегические решения. Такие достижения не могли не привлечь страны, ещё не определившиеся со своей моделью государственного строя. Это не могло понравиться США, которые по своей исторически сложившейся привычке желают господства своей идеологии в как можно большем количестве стран.

Ещё одной причиной, по которой отношения СССР и США уже с трудом могли вернуться на мирный лад, является личное уведомление Сталина президентом Трумэном 24 июля 1945 года о том, что в американском вооружении имеется «…самое ужасное оружие в истории человечества…», описывая тем самым атомные бомбы, которые будут сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки в августе того же года. Сталин это расценил как угрозу и принял на себя вызов создать в своей стране нечто подобное.

Мешал взаимодействию и тот факт, что исторический опыт, география и культуры США и СССР, попавших в ловушку глобальной конфронтации, радикально различались. Сверхдержавы часто неверно судили о намерениях и действиях друг друга, усугубляя угрозу.1

Такие причины накалили обстановку до предела, следствием которых стало начало холодной войны. Её условным объявлением принято считать провокационную речь Уинстона Черчилля в американском городе Фултон, штат Миссури, в присутствии 33-его президента США Гарри Трумэна. Однако были причины, по которым Трумэн позволил себе действовать так смело: на момент выступления (5 марта 1946 года) Черчилль не являлся премьер-министром Великобритании и выступал лишь как частное лицо, слова которого хоть и имели вес для мировой политики и общественности, но всё же не могли понести за собой никаких серьёзных практических последствий. Реакция Сталина была была предана огласке лишь 14 марта. Он призвал стороны к сдержанности и со свойственной ему резкостью сравнил Черчилля с Гитлером, как с новой угрозой международной безопасности.

Таким образом, холодная война не являлась явлением случайным или неожиданным. Она - следствие политических действий двух держав, которые шаг за шагом приводили их к конфликту.

1.2 Роль Карибского кризиса.

За долгое время холодной войны США и СССР не раз оказывали поддержку разным странам во время внутренних и внешних конфликтов. Как и полагается, штаты поддерживали капиталистические или демократические страны и правительства, а также потенциальные страны-партнёры. СССР делал обратное: оказывал помощь социалистическим или обладающим потенциалом для получения такого статуса странам, поддерживал революции. Для подобных целей и была создана НАТО (Организация Североатлантического договора).

Постоянные конфликты в развивающихся странах, странах восточной Европы часто подвергались вмешательствам США и СССР, что на протяжении всего периода холодной войны не давали покоя всем сторонам конфликта.

Один из таких конфликтов, который оставил мир в шаге от ядерной войны, способной привести к гибели не только большого количества людей, но и всего мира в целом, - Карибский кризис.

В 1961 году США разместили в Турции (член НАТО) ракеты средней дальности «Юпитер», которые обладали достаточным радиусом, чтобы достигнуть основных промышленных центров западной части Советского Союза, в том числе и Москвы. Усугубляло ситуацию свержение проамериканского правительства на Кубе и приход к власти коммунистического правительства во главе с Фиделем Кастро.

В 1962 году на Кубе началось секретное развёртывание советской военной базы. Президенту Кеннеди стало известно об этих действиях, но Никита Хрущёв не признавал наличие военного контингента на территории страны. 14 октября 1962 года американским самолётом-разведчиком было зафиксировано наличие стартовых площадок для ракет. Американское правительство предложило Кеннеди вторгнуться на Кубу и уничтожить советскую базу, что могло привести к неизбежной войне, в победе в которой он был вовсе не уверен. Однако, после недолгих, но довольно жёстких и агрессивных прений, стороны всё же смогли перейти от угроз к диалогу и достигли примирения.2

События октября 1962 года держали в страхе весь мир, так как он оказался в шаге от глобальной катастрофы в виде Третьей мировой войны.

1.3 Политика разрядки.

Карибский кризис, однако, убедил власти обеих стран в опасности гонки вооружений и необходимости политики разрядки, с целью предотвратить подобные конфронтации в будущем.

Уже в 1960-х годах устанавливается биполярная политическая система, при которой военно-политические блоки, во главе США и СССР, достигли ядерного паритета, а затем установилось и общее стратегическое равновесие, которые было основано на военной доктрине взаимного уничтожения (Mutually Assured Destruction - «MAD» - «безумный»). Суть этой доктрины в том, что если одна из стран решит применить оружие массового поражения против другой, то это противостояние приведёт к полному уничтожению обеих сторон, что делает нападение абсолютно бессмысленным и губительным.

Триумфальным и одним из важнейших событий времени разрядки является подписание в финской столице Хельсинки 1 августа 1975 года «Заключительного Акта совещания», который разрешал вопросы огромного множества международных проблем, затрагивая торговлю, сотрудничество в научной сфере и области промышленности, экологию, культурные, межнациональные и межличностные связи. Именно этот договор стал апогеем времён политики разрядки, так как через некоторое время после его заключения отношения социалистического и капиталистического блоков стран начали ухудшаться.

С 1979 года из-за спора о размещении на территории Европейских стран ракет средней дальности обоих блоков стран, из-за ввода советских войск в Афганистан, отношения США и СССР вновь пришли в упадок, что привело к окончанию разрядки и возобновлению холодной войны.

1.4 Договоры в области вооружений.

Безусловно, для ограничения ядерного вооружения и для того, чтобы обезопасить территории своих стран, правительства США и СССР были обязаны заключать различных областей и сроков действия договоры:

1. Договоры об ограничении стратегических вооружений ОСВ-I (1972)и ОСВ-II (1979) между СССР и США по вопросам о контроле вооружений, по условиям которого стороны были обязались не начинать строительство новых или дополнительных ракетных установок межконтинентальных баллистических ракет и не переоборудовать пусковые установки для этих ракет.

2. «Договор об ограничении систем противоракетной обороны» (ПРО) был заключён 26 мая 1972 года, который обязал стороны отказаться от создания, испытания и разведывания систем, а также компонентов ПРО иметь не более двух систем ПРО, однако ни в одном пункте договора не упоминался запрет на разработку такого оружия.

3. «Договор о ракетах средней и меньшей дальности» (ДРСМД) был заключён в 1987 году. Данное соглашение стало первым в мировой истории документом, который обязывал стороны ликвидировать целые классы вооружений.

4. «Договор о нераспространении ядерного оружия» (ДНЯО). Согласно этому договору, страны, подписавшие акт, обязаны не передавать имеющиеся в наличие ядерное оружие другим странам.

Кроме этих достаточно крупных и значимых договоров, были заключены и другие как двусторонние, так и многосторонние договоры, которые тоже весьма сильно повлияли на мировую политику.

1.5 Окончание холодной войны.

Во время встречи президента США Джорджа Буша и генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачёва было официально провозглашено окончание холодной войны.

По сути, в этой войне нет ни победителей, ни проигравших, однако среди многих историков активно развивается мысль о том, что холодную войну всё же выиграла Америка. Причиной этих выводов является распад СССР, который со своей неэффективной к концу 1980-х - началу 1990-х годов экономикой, не был способен обеспечить дальнейшую политическую и финансовую стабильность для граждан.

2. Особенности холодной войны.

Холодная война - уникальное в истории явление, эквиваленты которому, разве что, можно найти в современной обстановке на международной арене. Соответственно, оно обладает широким рядом особенностей:

Биполярность мира. В период холодной войны мир перестал быть однополярным, так как на мировой арене появляется СССР - относительно молодое государство, которое смогло составить конкуренцию США.

Активное финансирование армии. Поэтому США и СССР, начиная с 1960 года, постоянно увеличивали расходы на содержание армии.

Появление и наличие на вооружении ядерного оружия. Впервые в истории в руках человечества оказалось такое опасное и страшное по масштабам последствий его использования оружие как ядерные бомбы, использованные американцами в 1945 году в японских городах Хиросима и Нагасаки.

Разделение мира на зоны влияния. Этот факт оправдывается тем, что державам экономически и политически выгодно наращивание военно-морских сил на чужих территориях.

Появление блоковой системы. Такая система выстраивания отношений с различными странами крайне удобна для всех, так как она официально устанавливает союзнические и взаимовыгодные отношения между странами, заключившими договор о вхождении в той или иной блок(«НАТО», «ОВД»).

Международные кризисы. К международным кризисам, обострявшим отношения между США и СССР можно отнести Берлинский и Карибский кризисы, а так же войны во Вьетнаме и Афганистане.

Заключение договоров о разграничении вооружений.

Таким образом, период холодной войны был насыщен событиями и явлениями, которые весьма сильно повлияли на международную обстановку.

3. Взаимоотношения США и России в период с 1991 года по настоящее время.

В декабре 1991 года произошёл распад СССР. После этого события возник вопрос о месте стран постсоветского пространства в мировой политике, а прежде всего в международных организациях и объединениях. Россия оказалась в статусе государства-правопреемника Советского союза.

Конечно, распад Советского Союза шокировал мировую общественность. России предстояло решить множество вопросов, связанных с экономикой, дальнейшей внутренней и внешней политикой.

Теперь Америке и России предстояло выйти на новый уровень взаимоотношений, изменив тенденцию постоянного соперничества на сотрудничество. Более того, страна отказалась от следования национальным приоритетам в надежде стать новым членом сообщества западных демократий. Таким образом, в первые годы после распада СССР, Россия приняла тенденцию на улучшение отношений с Америкой, предоставив ей статус равноправного стратегического партнёра. Ликвидация Советского Союза предоставила России и российскому истеблишменту широкий спектр возможностей для установления союзнических отношений с США.

3.1 Первые шаги к взаимодействию новое обострение отношений.

Итак, основная база для формирования нового типа взаимодействия между США и Россией определилась. Теперь предстояло начать череду важных политических встреч на уровне министров и глав государств. Первым шагом для реализации этого плана стал первый официальны визит президента России Бориса Ельцина в США, результатом которой являясь подписание Кэмп-дэвидской декларации о новых отношениях между РФ и Америкой. Суть этой декларации заключалась в том, что государства рассматривали друг друга как стратегических партнёров, обязуясь основывать свои отношения на принципах дружбы и взаимодействия.

Далее, на протяжении последующих 3-х лет, в российско-американских отношениях продолжался наметившийся ранее курс на улучшение и развитие взаимодействия. Начиная с 1991 года, Россия поэтапно начала в ходить в международный клуб G7 («Большая семёрка»), целью создания которого являлась организация периодических встреч ведущих экономически развитых стран.

В 1992 году в Хельсинки был подписан «Договор по открытому небу» (ДОН), который предоставлял право на свободные полёты невооружённых летательных аппаратов воздушном пространстве стран, подписавших договор, основываясь на системе квот на вылет.

Однако в 1995 году страны НАТО начали интервенцию в Боснии, во время которой было совершено около 3000 самолёто-вылетов, сопровождавшихся бомбардировками. После этого, членами союзного блока начала активно обсуждаться идея продвижения НАТО на восток Европы. Однако подписание в 1997 году «Основополагающего акта Россия - НАТО» подтвердило тот факт, что НАТО теперь безнаказанно может продолжать расширение на территории, близкие к РФ.

К началу 2000 года у двух стран уже накопилось изрядное количество проблем, заметно ухудшивших отношения и взаимодействие. К этим проблемам относились и кризисы в Палестине, Грузии, на Украине, вопросы энергобезопасности, сотрудничество России и Ирана в вопросах реализации ядерной программы. Но после событий 11 сентября 2001 года, когда в Америке произошла серия страшных террористических актов, для России и США нашёлся новый повод улучшить взаимодействие. Однако террористический акты 11 сентября послужили поводом для ввода американских войск и их союзников в Ирак, которое было резко осужденное не только Россией, но и Германией и Францией.

Далее, НАТО продолжала продвижение, всё ближе подходя к границам России. Более того, разногласия по вопросам политики в отношении стран с нестабильной внутренней политической обстановкой в лице Ирана, Сирии и КНДР.

Все попытки взаимодействия оказались напрасными, а итогом произошедшего является начало негласной и неизвестной широко общественности, но всё же очевидной с точки зрения фактов и событий «Второй холодной войны».

3.2 «Вторая холодная война».

Понятие Второй холодной войны пока ещё не приобрело широкое использование, ограничиваясь лишь рядом публицистов, политологов и историков.Но факт остаётся фактом: российско-американские отношения, начиная со второй половины 00-х, ухудшаются. Журналисты известного и влиятельного американского журнала «TIME» Юджин Румер и Ричард Сокольский грамотно отразили в своей статье сущность современных русско-американских отношений:

«For thirty years, since the end of the Cold War, U.S. policy toward Russia has been going in circles with the relationship getting worse as different U.S.administrations came and went. Today, the U.S.-Russian relationship is at the lowestpoint since before the Cold War ended and the best we can hope for is that it will not get even worse.»3

Условным началом «Второй холодной войны»можно считать «вильнюсскую» речь вице-президента США Ричарда Чейни в 2006 году, которая была названа по примеру «Фултонской» речи Уинстона Черчилля, в которой было вновь высказано недовольство политикой России, а также её актиноне использование природных ресурсов ( в основном нефть и газ ) с целью давить на политику Европейских стран.

Далее будет происходить множество кризисов и конфликтов между США и Россией. Это всегда становится поводом для введения санкций со стороны Америки и Евросоюза в отношении России, что не может не затормаживать развитие экономики страны, внешней торговли и взаимодействия в различных сферах со странами, которые ввели санкции.

Ещё одним ударом по попыткам взаимодействия РФ и США стал выход Америки под руководством Дональда Трампа из ДРСМД. Это является большой угрозой для международной безопасности, так как факт выхода американцев из договора может возобновить гонку вооружений.

3.3 Влияние украинского политического кризиса и ситуации в Сирии на российско-американские отношения.

Теперь мир стоит на пороге нового глобального конфликта, к которомупостепенно, ведут действия политических сил США и России.

В мире продолжает происходить множество локальных конфликтов, в которые ввязываются и крупные державы. Не исключением стали Россия и Америка, которые стали одними из ключевых фигур во многих кризисах и войнах. Для примера я хочу взять украинский политический кризис, а также гражданскую войну в Сирии.

В 2011 году в Сирии начались массовые восстания против режима президента Башара Асада, позже переросшие в гражданскую войну. Так, страна, по сути, раскололась на две противостоящие части. На протяжении 3-х лет Россия оказывала дипломатическую поддержку Сирии, всячески заступаясь за её интересы в Совете безопасности ООН. Позже, России всё же пришлось поддержать режим законного президента иным способом, что стало поводом для ввода в Сирию российских войск, с согласия её правительства. Позже, в Сирию были незаконно введены американские войска. Они встали на сторону сирийской оппозиции. Так началось противостояние США и России по поводу политической власти в Сирии. На протяжении многих лет конфликта происходили события, которые накаляли обстановку до предела. Однако у Америки и России была и остаётся общая цель - борьба с террористическими группировками, активизировавшимися в Сирии из-за внутриполитической дестабилизации. Но всё же, до сих пор конфликт не остаётся урегулированным до конца, хотя обстановка в Сирии постепенно налаживается.

После начавшегося в 2013 году политического кризиса на Украине, в стране произошёл государственный переворот, и к территории России был присоединён полуостров Крым, ранее принадлежавший к украинской территории. Это породило множество споров и конфликтов, так как большинство стран считают, что такие действия являлись незаконными и что Россия обязана вернуть полуостров обратно. По сей день, РФ приходится сталкиваться с последствиями аннексии Крыма.

Таким образом, на вышеперечисленных мной примерах можно убедиться в том, что через локальные конфликты Россия и Америка пытаются воздействовать и давить друг на друга.

4. Особенности современных отношений США и РФ.

После анализа перечисленных мною событий можно выделить особенные черты второй холодной войны:

Участие стран в локальных конфликтах и международных кризисах. США и Россия активно участвуют в различного рода конфликтах с целью защиты собственных интересов и расширения влияния на страны, в которых происходят конфликты.

Ввод санкций. В случае, если политические действия одной страны не устраивают другую, стороны вводят друг против друга санкции.

Участие Китая. Многими политологами мира активно выдвигается версия о том, что Китай - ещё один важный участник второй холодной войны ввиду развитости его экономики.

Выходы из договоров о вооружении. Так, в 2001 году Америка вышла из договора по ПРО по причине появления новой ядерной державы в лице Пакистана. А в 2019 году произошёл выход США из ДРСМД, который вызвал ответный выход из этого договора и Росиии. На данный момент, президент Америки Дональд Трамп готовит выход из Договора по открытому небу.

Усиление армии. Сейчас США и Россия активно наращивают военную мощь в связи с усиливающейся каждый день угрозой войны.

Угроза международного терроризма является сближающим фактором в отношениях двух стран, так как опыт 11 сентября показал, что США и РФ необходимо взаимодействие в этой сфере.

Расширение зон влияния. США и РФ активно ведут внешнеполитическую деятельность с целью найти новых выгодных союзников.

Итак, на примере вышеперечисленных мною пунктов можно отчётливо проследить характерные особенности периода второй холодной войны.

Заключение

Отношения России и США достигли пика соей напряжённости ещё в 1962 году в период Карибского кризиса, когда мир оказался на пороге ядерной войны. В тот момент, правительства двух стран сумели найти точку соприкосновения, что спровоцировало дальнейшее потепление отношений. Сегодня же взаимоотношения США и РФ вновь ухудшились. Однако на этот раз непонятно, удастся ли странам договориться, чтобы не допустить глобальный конфликт, способный привести к непоправимым последствиям.

Я выполнила цель своего проекта - создание наглядной таблицы (см. Приложение 1), характеризующей основные сходства и различия взаимоотношения США и России за два периода: середина 20 века - 1991 год и 90-е года 20 века - настоящее время.

Отвечая на поставленный в теме моего проекта вопрос, могу с уверенностью подтвердить, что нынешние отношения США и России можно назвать новой холодной войной на основе широкого ряда схожих признаков: активного расширения зон влияния, включающие в себя другие страны, финансирование армии, которая является главной защитой страны, в случае угрозы войны или военного конфликта, и участие в локальных конфликтах и кризисах США и России, с целью отстоять, прежде всего, свои интересы в зоне противостояния. Более того, многими историками, политологами и публицистами используется данный термин в контексте отношений России и Америки, что подтверждает правильность сделанных мною выводов.

Однако нынешняя холодная война обладает отличительными особенностями ввиду технологического прогресса и появления новых, экономически сильных держав, таких как Китай, которые могут составить конкуренцию на международном рынке, а также политической сфере.

Теперь становится ясно, что холодная война сильно повлияла на систему международных отношений, изменив политические курсы и действия многих стран. Именно поэтому, политическим властям США и РФ нужно приложить все усилия, чтобы наладить отношения, ведь сегодня необходимо осознавать, что любое недопонимание или противостояние, любая агрессия, любой локальный конфликт способен перерасти в глобальный, угрожающий международной безопасности.

Приложения

Приложение 1

Холодная война

«Вторая холодная война»

Сходства:

Активизация финансирования вооружённых сил ввиду существующей или потенциальной угрозы.

Расширение влияния на другие государства.

НО:

Происходили попытки распространения идей социализма (СССР) и капитализма (США).

Поиск союзников на международной арене.

3. Участие стран в локальных конфликтах.

4. Постоянные рост и спад активности в сотрудничестве и взаимодействии между США и Россией; резкие ухудшения отношений.

5. Блоковая система взаимодействия: страны разделялись на союзнические блоки с целью отстаивания общих интересов.

6. Использование политических действий и информационных средств в качестве «оружия».

Непринципиальные отличия, особенности.

Биполярность мира ввиду существования двух основных противоборствующих систем.

Многополярность мира из-за развития других стран.

Существование угрозы международного терроризма,.

Санкции - один из главных методов влияния на внешнюю политику.

Принципиальные различия.

Заключение договоров о разграничении вооружений.

Появление и наличие на вооружение ядерного оружия.

Выход из договоров о разграничении вооружений

Разграничение ядерного вооружения, действия по его полному уничтожению.

Список использованных источников

Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон ; [ пер. с англ. Т. Велимеева ]. - Москва : Издательство АСТ, 2019ю - 640 с. - ( Эксклюзивная классика )

Великая шахматная доска / Збигнев Бжезинский ; [ пер. с англ. О. Уральской. ]. - 384 с. - ( Эксклюзивная классика )

История России. - 2-е изд., перерос. и доп. - Москва : Проспект, 2018. - 680 с.

https://www.khanacademy.org/humanities/us-history/postwarera/1960s-america/a/the-cuban-missile-crisis

https://www.bbc.com/russian/russia/2012/10/120928_caribbean_crisis.

https://www.state.gov/u-s-relations-with-russia/

https://time.com/5610524/u-s-russian-relations/

https://www.quora.com/What-were-some-characteristics-of-the-Cold-War

https://www.thoughtco.com/mutually-assured-destruction-1221190

https://w.histrf.ru/articles/article/show/trilistnik

https://www.osce.org/ru/ministerial-councils/39505

https://history.howstuffworks.com/history-vs-myth/who-won-cold-war1.htm

https://www.theguardian.com/world/2016/oct/24/cold-war-20-how-russia-and-the-west-reheated-a-historic-struggle

http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034

https://www.rbc.ru/politics/10/02/2017/589c685e9a794740bb9e8e7c

1Хоффман Д. «Мёртвая рука»: Неизвестная история холодной войны и её опасное наследие. - Москва: Астрель : CORPUS, 2012. - С. 8.

2Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2018. - С. 577.

3На протяжении тридцати лет, с конца холодной войны, политика США в отношении России ходила по кругу, при этом, взаимоотношения ухудшались из-за постоянной смены американской администрации. Сегодня, русско-американские отношения находятся в наихудшем состоянии со времён окончания холодной войны, и лучшее, на что мы можем надеяться, это то, что они не станут ещё хуже.

Просмотров работы: 3363