ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Для научного исследования накосные украшения представляют собой особый интерес, так как помимо своей функциональности они теснейшим образом связаны с существующими практически у каждого народа собственными представлениями о волосах,
О взаимосвязи их с человеком (волосы как вместилище «души» или одной из «душ») через эти представления о человеке дают возможность выхода на всю систему традиционного мировоззрения.
Новизна темы: Сделана первая попытка обобщить существующий материал о накосных украшениях народов Сибири, в особенности якутов и выделить в нем часть культуры, которая отражает мировоззрение этноса
Цель работы: Провести сравнительно-сопоставительную характеристику накосных украшений народов Сибири.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым ставить следующие задачи:
а) Изучение особенностей накосных украшений народов Сибири;
б) Сравнение и анализ накосных украшений народов Сибири:
Культурологический анализ основан на методологии:
а) сравнительно-сопоставительного исследования накосных украшений на историко-этнографическом материале, на выявлении сходства и отличия, отражающих мировоззренческий комплекс этносов;
б) прикладной культурологии, применяя семантико-семиотический анализ для раскрытия синтактики, т. е знаковых функций декора якутских накосников.
в) Выявление символики накосных украшений
Гипотеза: Накосным украшениямотводилась главная роль в комплекте всего украшения.
Предмет исследования: Украшения народов Сибири.
Объект исследования: Накосные украшения народов Сибири. Функция, семантика, символика.
Изученность темы - В списке литературы приведены основные работы по ювелирным украшениям. Но специальных монографических трудов, посвященных только накосным украшениям, мы не обнаружили.
В работе использованы фотоматериалы из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, а также других музеев страны и научные издания по этнографии, истории, культурологии и искусству.
Структура исследовательской работы состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, использованной литературы и приложений.
Практическая значимость: Материал данной работы может быть полезным для изучения традиционного мировоззрения и национальной культуры, декоративно-прикладному искусству в школе.
ГЛАВА 1. НАКОСНЫЕ УКРАШЕНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ФУНКЦИЯ И СИМВОЛИКА
2.1. Типы накосных украшений.
Накосные украшения, как и другие виды накосных украшений, несут в себе обширный комплекс функций, часто трудно отделимых друг от друга. Утилитарное назначение накосников, как явствует из собственного названия их, было украшение человека в соответствии с эстетическими воззрениями этноса, а также, в ряде случаев, необходимость поддерживать прическу в определенном состоянии. Помимо этого, накосные украшения, несли в себе функцию маркирования половой дифференциации и социально-возрастного статуса человека. Вообще же прическа (так же как одежда, набор украшений) более или менее строго регламентировалась традицией и зависела от половой, социально-возрастной принадлежности. Наиболее строго традиция определяла прическу девушек-невест и женщин детородного возраста.
У множества народов существуют различные виды накосных украшений и имеют свое значение, функцию и название
Таблица 1
Некоторые названия накосных украшений народов Сибири
Народы Сибири |
Название накосных украшений |
Ненцы |
Ложные косы. Тане. |
Кеты |
Думсут. Тылыран |
Юкагиры |
Косники |
Буряты |
Саажа. Туйба. Боолто. |
Хакасы |
Пос чачак. Нинчи |
Алтайцы |
Чач-пууш. Тана. |
Тувинцы |
Чавага, Шурмеш чачичы. |
Якуты |
Косоплетки.Суьуох симэ5э. Киистэ. |
Для выделения общих особенных черт украшений по категориям мы использовали типологическую таблицу. Типообразующим признаком служит форма украшения, а также связанное с ним функциональное назначение предмета.
Таблица 2
Типы накосных украшений
Название народов |
Название накосных украшений |
1 тип |
2 тип |
3 тип |
4 тип |
5 тип |
6 тип |
В виде ложых кос |
В виде снизок бус с метал. подвесками |
Парный, соединя-щий две косы |
Надевается на косу. Чехол. |
футляр |
пластины |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Ненцы |
Ложные косы. Тане. |
+ |
|||||
Ханты Манси |
Ложные косы. |
+ |
+ |
||||
Нганасаны |
Косники |
+ |
|||||
Кеты |
Думсут. Тылыран |
+ |
|||||
Юкагиры |
Косники |
+ |
|||||
Эвенки |
+ |
||||||
Народы Амура |
+ |
+ |
|||||
Буряты |
Саажа. Туйба. Боолто. |
+ |
+ |
||||
Хакасы |
Пос чачак. Нинчи |
+ |
+ |
||||
Алтайцы |
Чач-пууш. Тана. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Щорцы |
+ |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Тувинцы |
Чавага, Шурмеш чачичы. |
+ |
|||||
Якуты |
Косоплетки..Суьуох симэ5э. Киистэ. |
+ |
Накосные украшения наиболее многочисленны по видам, но можно выделить 6 основных типов. 1, 2, 3, 6-й типы, наиболее распространенные, встречаются сразу у нескольких народов, 4, 5-й – в основном распространены только у бурятов. Эти накосные украшения не имеют аналогов на территории Сибири.
Отдельно можно остановиться на типологии якутских накосных украшений. Традиционные якутские накосники и косоплетки по конструктивным особенностям можно разделить на следующие основные типы первое – накосники и второе косоплетки (9 С. 41).
Первый вид накосников состоит из металлических пластин, медных трубочек и цветных бус. Имеет удлиненную форму шириной до 10 см, оканчивается шелковой бахромой, мелкими подвесками. Второй вид накосников, состоит из длинного кожаного ремешка, нанизанного бусами, стеклярусом, трубочками, и одной крупной декоративной бляхи или пластины, которые могут иметь мелкие подвески.
Косоплетка состоит из одной узкой полоски ровдуги, украшенной цветными бусами и серебряными привесками в ступенчатом порядке. В конце косоплетки — подвески в виде миниатюрных чашечек, круглых пластинок, бус и т.д. Существует второй вид косоплетки, эта ровдужная полоска с раздвоенными концами, которые украшены привесками из цветных бус, серебряных пластин и.т.д.
Таблица 3
Типы и виды якутских накосных украшений.
1 тип. Накосники |
2 тип. Косоплетки |
||
1 вид |
2 вид |
1 вид |
2 вид |
2.2 Символика и функциональное значение накосных украшений
Представления о сверхъестественных свойствах волос — часть о6щечеловеческой культуры. К сожалению, эта тематика на сибирских материках никогда не исследовалась. Тем не менее, само присутствие этих представлений у народов Сибири сомнений не вызывает. Особой сверхъестественной силой, по традиционным представлениям народов Сибири, обладали несомненно, волосы женщин в детородный период, что объясняется специфической функцией женщины, производящей на свет детей, ее связью, таким образом, с потусторонним миром. Естественно, что при бытовании таких представлений волосы нуждались в особом охранении. К тому же женские накосные украшения, как никакие другие виды украшений, связаны с идеей плодовитости. Отсюда две основные магические функции накосных украшений: охранительная и множительная.
Практически все виды накосных украшений зрительно удлиняли косу женщин, а ложные косы делали их к тому же более толстыми, тем самым, видимо, увеличивая силу волос.
Наиболее распространенные виды накосных украшений у народов Сибири — кисти и бахрома. Они представляют собой древнюю форму амулетов. Особые магические свойства приписывались и материалам, из которых изготавливались украшения для волос. Кораллы по традиционным представлениям народов Азии приносят богатство и плодовитость, перламутр, нефрит обладают исцеляющими и лечебными свойствами.
Свойством отпугивать злых духов обладали раковины каури. У нганасан накосные подвески изготавливались главным образом из металла. У якутов считалось, что блеск металлов неприятна злым духам и блестящие вещи, и звук, который издают металлические подвески их отпугивают. Саввинов 40 Встречаются накосные украшения с такими древними оберегами, как когти и зубы животных. У многих народов в качестве амулетов рассматривались отдельно бусины и бисер – материал, повсеместно представленный в украшениях.
Таблица 4
Материал для изготовления накосных украшений
Название народов |
Материал для изготовления накосных украшений |
|||||||||
Ровдуга, |
Труб- очки |
Бусы, бисер |
Раковины каури |
бляхи |
Металлич. кольца, цепоч. |
Металлические подвески |
ткань |
Монетки, жетоны |
пуговицы |
|
кожа |
кол окол чики |
|||||||||
Ненцы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
Ханты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Нганасаны |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Кеты |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ |
|||||
Юкагиры |
+ |
+ |
||||||||
Чукчи |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Эвенки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Народы Амура |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ когти, зубы жив-х |
|||
Буряты |
+ |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ |
||||
Хакасы |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Алтайцы |
+ |
+ |
+ |
Кость |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Щорцы |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Тувинцы |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Якуты |
+ |
+ + |
+ + |
+ |
+ |
Как видно из таблицы, почти у большинства народов Сибири бытовали накосные украшения. В качестве материала для изготовления в основном использовались бусы, металлические подвески, различные монеты, пуговицы и ткань как основа.
Меньше всего встречаются накосные украшения со вставками из костя, зуба и когтя животных.
Варианты накосных украшений, отличаясь друг от друга по технике исполнения, по используемому при изготовлению материалу, степени бытования, орнаментике полифункциональны, и в рамках каждой из своих, часто скрытых, функций несут особую смысловую нагрузку.
Итак, изучив накосные украшения народов Сибири можно сделать следующие выводы:
1. Основными функциями накосных украшений являются: охранительная и множительная функции.
2. Наиболее распространенные виды накосных украшений у народов Сибири представляют собой древнюю форму амулетов и имеют особые магические свойства.
ГЛАВА 3. МУЖСКИЕ НАКОСНЫЕ УКРАШЕНИЯ НАРОДОВ СИБИРИ
Таблица 5
Характеристика мужских накосных украшений народов Сибири
Народы |
Количество косы. |
Мужские накосные украшения |
Ненцы |
Две косы |
Kejerе. Обматывали полоской сукна или шерсти. |
Ханты, манси |
Две косы |
Эх тэс пластинка. Пучок волос по длине складывался, а затем обматывался шнуром красного или синего цвета. |
Кеты, селькупы |
Одна коса |
Думсут. узкая ровдужная полоска с пуговицей на верхнем конце, который вплетался в косу. |
Нганасаны, энцы |
Две косы |
Кубын. Металлические подвески прикрепляемые к косам |
Енисейские эвенки |
Одна коса |
Обматывали ремешком волосы от макушки головы до конца косы, коса при этом стояла в виде дуги. |
Юкагиры |
Одна коса |
Привязывали железную бляшку или несколько ниток бисера |
Орочи, удэгейцы |
Одна или две косы (чохча) |
Чжурчжэней. Заплетенные косы обматывали красным шнуром. затылочное украшение в виде продолговатого куска ткани, расшитого бисером, раковинами каури, пуговицами, к концам которого прикреплялись черные шнуры из ткани, вплетавшиеся в косы, и красные витые шнуры для обмотки кос сверху |
Буряты |
Одна коса у мальчиков 5 лет , две и три косы у молодых и женатых мужчин (гэзэгэ) |
Косу украшали кораллами, круглыми серебряными пластинами, монетами, удлиняли ее вплетением искусственных волос из шелковых нитей. |
Таблица 6
Значение мужских кос и накосных украшений.
Народы |
Значение мужских накосных украшений |
Ненцы |
Охранно-магическое |
Ханты, манси |
Социальное положение человека. |
Кеты, селькупы |
Возрастного и социального положения человека. |
Нганасаны, энцы |
Охранно-магическое |
Енисейские эвенки |
Охранно-магическое |
Юкагиры |
Охранно-магическое |
Орочи, удэгейцы |
Религиозный |
Буряты |
Возрастного и социального положения человека |
У коренных народов Сибири причёска и её украшение указывала на его общественный статус. Потребность публично представлять своё происхождение, общественное и семейное положение уже существовала. Для реализации этой потребности аборигенам Сибири служили косы – женские и мужские. Причем это были не просто косы, а целые волосяные конструкции, украшенные шнурками, цепочками и специальными бронзовыми фигурками птичек, медведей, коньков, зайцев и фантастических животных. В косы могли вплести любой подручный металлический предмет – пуговицу, кольцо, даже шестерёнку от часов. Важно, чтобы он блестел и был заметен издалека. Металлические предметы и бусы также имели охранно-магическое значение, выполняли роль амулета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного материала о накосных украшениях народов Сибири, приходим к следующему заключению:
Накосным украшениям отводилась главная роль в комплекте всего женского украшения, так, как его функцией была защита от злых духов и символ женского плодородия.
Наряду с женскими накосными украшениями у народов Сибири бытовали и мужские накосные украшения которые указывали на общественный статус мужчин и носили охранно-магическую функцию.
Детали и материал, из которых изготавливались накосные украшения, имели сакральную силу:
Кораллы по традиционным представлениям народов Азии приносят богатство и плодовитость, перламутр, нефрит обладают исцеляющими, лечебными свойствами.
Раковины каури обладали свойством отпугивать злых духов.
Металл (серебро, медь). У якутов считалось, что блеск металлов неприятна злым духам, блестящие вещи, и звук, который издают металлические подвески их отпугивают.
Когти и зубы животных играют роль оберега.
Бусины и бисер – материал, повсеместно представленный в украшениях рассматривались в качестве амулетов, охранно-магическое свойство.
Накосники имели утилитарное назначение: необходимостью поддерживать прическу в определенном состоянии, и использовались в качестве украшения человека в соответствии с эстетическими воззрениями этноса.
Наиболее распространенные виды накосных украшений у народов Сибири представляют собой древнюю форму амулетов и имеют особые магические свойства.
Помимо этого, накосные украшения, несли в себе функцию маркирования половой дифференциации и социально-возрастного статуса человека. Вообще же прическа (так же как одежда, набор украшений) более или менее строго регламентировалась традицией и зависела от половой, социально-возрастной принадлежности. Наиболее строго традиция определяла прическу девушек-невест и женщин детородного возраста.
Исследование символики, отражающей особенности культуры того или иного народа, и выразившей себя в традициях, обычаях и украшениях человека, своими истоками уходит в ту эпоху, когда племена и народы активно взаимодействовали друг с другом, обменивались культурными ценностями и формировали новые традиции на основе образующихся объединений.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества. – Якутск, 1994.
Арктика – мой дом. Народы Севера Земли // Полярная энциклопедия. – М., 1999.
Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов. – Якутск, 1976.
Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л., 1961.
Маак Р.Р. Вилюйский округ. – М., 1994.
Материальная и духовная культура народов Сибири. Клюева И.И., Михайлова Е.А.// Накосные украшения народов Сибири. Сб. МАЭ. – М. 1951.
Народы Сибири: Этнограф. очерки. - М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1956.
Неустроев Б.Ф. Саха ойуута-бичигэ. Узоры и орнаменты саха: альбом. – Якутск, 2007.
Саввинов А.И. Традиционные металлические украшения якутов: 19 и начала 20 века: (историко-этнографическое исследование). – Новосибирск, 2001.
Серашевский В.Л. Якуты: Опыт этнограф. исслед. - СПб, 1896. - Т. 1.