Накосные украшения народов Сибири

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Накосные украшения народов Сибири

Ринчинова Д.А. 1
1МБОУ "Екюндюнская ООШ им. В.П. Трофимовой"
Протопопова Е.П. 1
1МБОУ "Екюндюнская ООШ им.В.П. Трофимовой"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Для научного исследования накосные украшения представляют собой особый интерес, так как помимо своей функциональности они теснейшим образом связаны с существующими практически у каждого народа собственными представлениями о волосах,

О взаимосвязи их с человеком (волосы как вместилище «души» или одной из «душ») через эти представления о человеке дают возможность выхода на всю систему традиционного мировоззрения.

Новизна темы: Сделана первая попытка обобщить существующий материал о накосных украшениях народов Сибири, в особенности якутов и выделить в нем часть культуры, которая отражает мировоззрение этноса

Цель работы: Провести сравнительно-сопоставительную характеристику накосных украшений народов Сибири.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым ставить следующие задачи:

а) Изучение особенностей накосных украшений народов Сибири;

б) Сравнение и анализ накосных украшений народов Сибири:

Культурологический анализ основан на методологии:

а) сравнительно-сопоставительного исследования накосных украшений на историко-этнографическом материале, на выявлении сходства и отличия, отражающих мировоззренческий комплекс этносов;

б) прикладной культурологии, применяя семантико-семиотический анализ для раскрытия синтактики, т. е знаковых функций декора якутских накосников.

в) Выявление символики накосных украшений

Гипотеза: Накосным украшениямотводилась главная роль в комплекте всего украшения.

Предмет исследования: Украшения народов Сибири.

Объект исследования: Накосные украшения народов Сибири. Функция, семантика, символика.

Изученность темы - В списке литературы приведены основные работы по ювелирным украшениям. Но специальных монографических трудов, посвященных только накосным украшениям, мы не обнаружили.

В работе использованы фотоматериалы из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, а также других музеев страны и научные издания по этнографии, истории, культурологии и искусству.

Структура исследовательской работы состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, использованной литературы и приложений.

Практическая значимость: Материал данной работы может быть полезным для изучения традиционного мировоззрения и национальной культуры, декоративно-прикладному искусству в школе.

ГЛАВА 1. НАКОСНЫЕ УКРАШЕНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ФУНКЦИЯ И СИМВОЛИКА

2.1. Типы накосных украшений.

Накосные украшения, как и другие виды накосных украшений, несут в себе обширный комплекс функций, часто трудно отделимых друг от друга. Утилитарное назначение накосников, как явствует из собственного названия их, было украшение человека в соответствии с эстетическими воззрениями этноса, а также, в ряде случаев, необходимость поддерживать прическу в определенном состоянии. Помимо этого, накосные украшения, несли в себе функцию маркирования половой дифференциации и социально-возрастного статуса человека. Вообще же прическа (так же как одежда, набор украшений) более или менее строго регламентировалась традицией и зависела от половой, социально-возрастной принадлежности. Наиболее строго традиция определяла прическу девушек-невест и женщин детородного возраста.

У множества народов существуют различные виды накосных украшений и имеют свое значение, функцию и название

Таблица 1

Некоторые названия накосных украшений народов Сибири

Народы Сибири

Название накосных украшений

Ненцы

Ложные косы. Тане.

Кеты

Думсут. Тылыран

Юкагиры

Косники

Буряты

Саажа. Туйба. Боолто.

Хакасы

Пос чачак. Нинчи

Алтайцы

Чач-пууш. Тана.

Тувинцы

Чавага, Шурмеш чачичы.

Якуты

Косоплетки.Суьуох симэ5э. Киистэ.

Для выделения общих особенных черт украшений по категориям мы использовали типологическую таблицу. Типообразующим признаком служит форма украшения, а также связанное с ним функциональное назначение предмета.

Таблица 2

Типы накосных украшений

Название народов

Название накосных украшений

1 тип

2 тип

3 тип

4 тип

5 тип

6 тип

В виде ложых кос

В виде снизок бус с метал.

подвесками

Парный, соединя-щий две косы

Надевается на косу. Чехол.

футляр

пластины

1

2

3

4

5

6

7

8

Ненцы

Ложные косы. Тане.

+

         

Ханты Манси

Ложные косы.

+

+

       

Нганасаны

Косники

 

+

       

Кеты

Думсут. Тылыран

   

+

     

Юкагиры

Косники

   

+

     

Эвенки

 

+

         

Народы

Амура

 

+

 

+

     

Буряты

Саажа. Туйба. Боолто.

     

+

+

 

Хакасы

Пос чачак. Нинчи

 

+

     

+

Алтайцы

Чач-пууш. Тана.

+

+

+

   

+

Щорцы

 

+

         

1

2

3

4

5

6

7

8

Тувинцы

Чавага, Шурмеш чачичы.

         

+

Якуты

Косоплетки..Суьуох симэ5э. Киистэ.

 

+

       

Накосные украшения наиболее многочисленны по видам, но можно выделить 6 основных типов. 1, 2, 3, 6-й типы, наиболее распространенные, встречаются сразу у нескольких народов, 4, 5-й – в основном распространены только у бурятов. Эти накосные украшения не имеют аналогов на территории Сибири.

Отдельно можно остановиться на типологии якутских накосных украшений. Традиционные якутские накосники и косоплетки по конст­руктивным особенностям можно разделить на следующие основ­ные типы первое – накосники и второе косоплетки (9 С. 41).

Первый вид накосников состоит из металлических пластин, медных трубочек и цветных бус. Имеет удлиненную форму шириной до 10 см, оканчивается шелковой бахромой, мелкими подвесками. Второй вид накосников, состоит из длинного кожаного ремешка, нанизанно­го бусами, стеклярусом, трубочками, и одной крупной декоративной бляхи или пластины, которые могут иметь мелкие подвески.

Косоплетка состоит из одной узкой полоски ровдуги, украшенной цветными бусами и серебряными привесками в ступенчатом порядке. В конце косоплетки — подвески в виде миниатюрных чашечек, круглых пластинок, бус и т.д. Существует второй вид косоплетки, эта ровдужная полоска с раздвоенными концами, которые украшены привесками из цветных бус, серебряных пластин и.т.д.

Таблица 3

Типы и виды якутских накосных украшений.

1 тип. Накосники

2 тип. Косоплетки

1 вид

2 вид

1 вид

2 вид

       

2.2 Символика и функциональное значение накосных украшений

Представления о сверхъестественных свойствах волос — часть о6щечеловеческой культуры. К сожалению, эта тематика на сибирских материках никогда не исследовалась. Тем не менее, само присутствие этих представлений у народов Сибири сомнений не вызывает. Особой сверхъестественной силой, по традиционным представлениям народов Сибири, обладали несомненно, волосы женщин в детородный период, что объясняется специфической функцией женщины, производящей на свет детей, ее связью, таким образом, с потусторонним миром. Естественно, что при бытовании таких представлений волосы нуждались в особом охранении. К тому же женские накосные украшения, как никакие другие виды украшений, связаны с идеей плодовитости. Отсюда две основные магические функции накосных украшений: охранительная и множительная.

Практически все виды накосных украшений зрительно удлиняли косу женщин, а ложные косы делали их к тому же более толстыми, тем самым, видимо, увеличивая силу волос.

Наиболее распространенные виды накосных украшений у народов Сибири — кисти и бахрома. Они представляют собой древнюю форму амулетов. Особые магические свойства приписывались и материалам, из которых изготавливались украшения для волос. Кораллы по традиционным представлениям народов Азии приносят богатство и плодовитость, перламутр, нефрит обладают исцеляющими и лечебными свойствами.

Свойством отпугивать злых духов обладали раковины каури. У нганасан накосные подвески изготавливались главным образом из металла. У якутов считалось, что блеск металлов неприятна злым духам и блестящие вещи, и звук, который издают металлические подвески их отпугивают. Саввинов 40 Встречаются накосные украшения с такими древними оберегами, как когти и зубы животных. У многих народов в качестве амулетов рассматривались отдельно бусины и бисер – материал, повсеместно представленный в украшениях.

Таблица 4

Материал для изготовления накосных украшений

Название народов

Материал для изготовления накосных украшений

Ровдуга,

Труб-

очки

Бусы,

бисер

Раковины каури

бляхи

Металлич.

кольца, цепоч.

Металлические

подвески

ткань

Монетки, жетоны

пуговицы

кожа

кол окол чики

Ненцы

+

   

+

 

+

+

+

 

+

Ханты

   

+

   

+

 

+

+

+

Нганасаны

+

 

+

     

+

 

+

+

Кеты

+

+ +

+

 

+

       

+

Юкагиры

   

+

         

+

 

Чукчи

+

 

+

       

+

 

+

Эвенки

+

 

+

   

+

+

+

   

Народы Амура

   

+ +

+

+

+

 

+

+

+

когти,

зубы жив-х

Буряты

+

 

+

   

+ +

+

+

+

 

Хакасы

+

 

+ +

+

+

   

+

+

+

Алтайцы

+

 

+

+

Кость
рог

+

+

+

+

+

Щорцы

   

+

+

 

+

       

Тувинцы

   

+

     

+

+

   

Якуты

+

+ +

+ +

 

+

 

+

     

Как видно из таблицы, почти у большинства народов Сибири бытовали накосные украшения. В качестве материала для изготовления в основном использовались бусы, металлические подвески, различные монеты, пуговицы и ткань как основа.

Меньше всего встречаются накосные украшения со вставками из костя, зуба и когтя животных.

Варианты накосных украшений, отличаясь друг от друга по технике исполнения, по используемому при изготовлению материалу, степени бытования, орнаментике полифункциональны, и в рамках каждой из своих, часто скрытых, функций несут особую смысловую нагрузку.

Итак, изучив накосные украшения народов Сибири можно сделать следующие выводы:

1. Основными функциями накосных украшений являются: охранительная и множительная функции.

2. Наиболее распространенные виды накосных украшений у народов Сибири представляют собой древнюю форму амулетов и имеют особые магические свойства.

ГЛАВА 3. МУЖСКИЕ НАКОСНЫЕ УКРАШЕНИЯ НАРОДОВ СИБИРИ

Таблица 5

Характеристика мужских накосных украшений народов Сибири

Народы

Количество косы.

Мужские накосные украшения

Ненцы

Две косы

Kejerе. Обматывали полоской сукна или шерсти.

Ханты, манси

Две косы

Эх тэс пластинка. Пучок волос по длине складывался, а затем обматывался шнуром красного или синего цвета.

Кеты, селькупы

Одна коса

Думсут. узкая ровдужная полоска с пуговицей на верхнем конце, который вплетался в косу.

Нганасаны, энцы

Две косы

Кубын. Металлические подвески прикрепляемые к косам

Енисейские эвенки

Одна коса

Обматывали ремешком волосы от макушки головы до конца косы, коса при этом стояла в виде дуги.

Юкагиры

Одна коса

Привязывали железную бляшку или несколько ниток бисера

Орочи, удэгейцы

Одна или две косы (чохча)

Чжурчжэней. Заплетенные косы обматывали красным шнуром. затылочное украшение в виде продолговатого куска ткани, расшитого бисером, раковинами каури, пуговицами, к концам которого прикреплялись черные шнуры из ткани, вплетавшиеся в косы, и красные витые шнуры для обмотки кос сверху

Буряты

Одна коса у мальчиков 5 лет , две и три косы у молодых и женатых мужчин (гэзэгэ)

Косу украшали кораллами, круглыми серебряными пластинами, монетами, удлиняли ее вплетением искусственных волос из шелковых нитей.

Таблица 6

Значение мужских кос и накосных украшений.

Народы

Значение мужских накосных украшений

Ненцы

Охранно-магическое

Ханты, манси

Социальное положение человека.

Кеты, селькупы

Возрастного и социального положения человека. 

Нганасаны, энцы

Охранно-магическое

Енисейские эвенки

Охранно-магическое

Юкагиры

Охранно-магическое

Орочи, удэгейцы

Религиозный

Буряты

Возрастного и социального положения человека

У коренных народов Сибири причёска и её украшение указывала на его общественный статус. Потребность публично представлять своё происхождение, общественное и семейное положение уже существовала. Для реализации этой потребности аборигенам Сибири служили косы – женские и мужские.​​ Причем это были не просто косы, а целые волосяные конструкции, украшенные шнурками, цепочками и специальными бронзовыми фигурками птичек, медведей, коньков, зайцев и фантастических животных. В косы могли вплести любой подручный металлический предмет – пуговицу, кольцо, даже шестерёнку от часов. Важно, чтобы он блестел и был заметен издалека. Металлические предметы и бусы также имели охранно-магическое значение, выполняли роль амулета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного материала о накосных украшениях народов Сибири, приходим к следующему заключению:

Накосным украшениям отводилась главная роль в комплекте всего женского украшения, так, как его функцией была защита от злых духов и символ женского плодородия.

Наряду с женскими накосными украшениями у народов Сибири бытовали и мужские накосные украшения которые указывали на общественный статус мужчин и носили охранно-магическую функцию.

Детали и материал, из которых изготавливались накосные украшения, имели сакральную силу:

Кораллы по традиционным представлениям народов Азии приносят богатство и плодовитость, перламутр, нефрит обладают исцеляющими, лечебными свойствами.

Раковины каури обладали свойством отпугивать злых духов.

Металл (серебро, медь). У якутов считалось, что блеск металлов неприятна злым духам, блестящие вещи, и звук, который издают металлические подвески их отпугивают.

Когти и зубы животных играют роль оберега.

Бусины и бисер – материал, повсеместно представленный в украшениях рассматривались в качестве амулетов, охранно-магическое свойство.

Накосники имели утилитарное назначение: необходимостью поддерживать прическу в определенном состоянии, и использовались в качестве украшения человека в соответствии с эстетическими воззрениями этноса.

Наиболее распространенные виды накосных украшений у народов Сибири представляют собой древнюю форму амулетов и имеют особые магические свойства.

Помимо этого, накосные украшения, несли в себе функцию маркирования половой дифференциации и социально-возрастного статуса человека. Вообще же прическа (так же как одежда, набор украшений) более или менее строго регламентировалась традицией и зависела от половой, социально-возрастной принадлежности. Наиболее строго традиция определяла прическу девушек-невест и женщин детородного возраста.

Исследование символики, отражающей особенности культуры того или иного народа, и выразившей себя в традициях, обычаях и украшениях человека, своими истоками уходит в ту эпоху, когда племена и народы активно взаимодействовали друг с другом, обменивались культурными ценностями и формировали новые традиции на основе образующихся объединений.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества. – Якутск, 1994.

Арктика – мой дом. Народы Севера Земли // Полярная энциклопедия. – М., 1999.

Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов. – Якутск, 1976.

Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л., 1961.

Маак Р.Р. Вилюйский округ. – М., 1994.

Материальная и духовная культура народов Сибири. Клюева И.И., Михайлова Е.А.// Накосные украшения народов Сибири. Сб. МАЭ. – М. 1951.

Народы Сибири: Этнограф. очерки. - М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1956.

Неустроев Б.Ф. Саха ойуута-бичигэ. Узоры и орнаменты саха: альбом. – Якутск, 2007.

Саввинов А.И. Традиционные металлические украшения якутов: 19 и начала 20 века: (историко-этнографическое исследование). – Новосибирск, 2001.

Серашевский В.Л. Якуты: Опыт этнограф. исслед. - СПб, 1896. - Т. 1.

Просмотров работы: 497