1.Введение
Издавна на Руси раздавался колокольный звон — призывный и торжественный, радостный и грустный. Колокольчики и бубенчики ямщиков скрашивали путникам однообразную дорогу. Колокола на церковных башнях размеряли течение дней в городах и селах, церковный звон сопровождал будничную жизнь, радовал благовестом в праздники... Он будил людские души ото сна, не давал им зачерстветь, делал всех добрее и красивее.
На Руси с особой любовью почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем просто явление колокольного звона: в нём просто отразилась русская душа, русская жизнь. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения всю жизнь. Колокола звонили и в радостные и в горестные дни, сопровождали великие праздники.
Колокольный звон мало кого и сейчас оставляет равнодушным. Веселый перезвон маленьких колокольчиков будоражит и радует, низкое звучание больших – умиротворяет. Колокола сообщают нам о церковных праздниках, призывают людей очиститься и покаяться.
В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов. Изменения, происходящие в нашей стране, нацелены на духовное возрождение общества. Сегодня духовно-нравственное развитие личности является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, так как это один из факторов духовного единения народа. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности, а в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
Поэтому сегодня так актуален выбор средств, способствующих нашему духовному развитию и воспитанию.
Актуальность исследования: состоит в том, что её результаты служат духовному воспитанию подростков в современном мире в связи с возрождением православных традиций на Руси
Проблема исследования: выяснить, как и откуда возникло на Руси это чудо, колокол?
Цель исследования: показать значение колоколов и колокольного звона в истории и культуре русского народа. Научиться колокольному звону.
Гипотеза исследования:
Традиция колокольного звона жива на территории России.
Каждому колокольному звону соответствует определённое эмоциональное состояние.
Слушание колокольного звона способствует личностному духовному росту.
Методика исследования.
В своей исследовательской работе я использовала следующие методики:
сбор и анализ информации
наблюдение
практическое использование изученного материала
2. Теоретическое обоснование
2.1 Легенда об изобретении колокола
В первые годы и даже века христианства колокол не использовался славянами, хотя изобретен он был, согласно легенде, еще в IV веке Павлином Милостивым[1], епископом из итальянского города Нола. Будто бы возвращаясь после службы домой, прилег отдохнуть в поле и во сне увидел ангелов, которые держали в руках полевые цветы колокольчики, трепетавшие на ветру, услышал благостные звуки.... Проснувшись под впечатлением чудного видения, епископ позвал мастера и приказал ему изготовить небольшие медные колокола наподобие полевых колокольчиков и научить их петь…
Легенды не проверяют, им принято верить – или не верить. По своей внешней форме колокол - не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.
2.2 Появление колоколов на Руси
Колокола на Руси появились в 10 веке с принятием христианства, но широко распространились с конца XVI в. А в XVII-XX вв. Они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении заслуживает особого внимания.
Вопрос, откуда пришли колокола на Русь, до сегодняшнего времени остается открытым. Одни считают, что колокольные звоны пришли из Западной Европы, другие родиной колокольного звона считают Византию, третьи говорят, что колокольный звон появился на Руси независимо ни от кого. Ряд исследователей полагает, что родина колоколов – Китай. Действительно, технология бронзового литья там была создана еще в эпоху Ся (XXIII-XVII века до Р. Х.). Из Китая колокольчики могли со временем достичь Запада по "Великому шелковому пути" и по маршрутам "Великого переселения народов", чтобы начать новую жизнь в европейских культурах.
До XV века во всех монастырях России звонили в било[2-3]. Било — один из самых древних и очень простых инструментов. Оно употреблялось на Руси задолго до появления христианства. В монастырях и городах употреблялись била разных образцов. Их делали из металла, дерева и даже камня, особенно в тех местах, где кроме камня не было другого материала. Для того чтобы било звучало ярче, использовалось сухое дерево. Клен, бук издавали наиболее сильный и четкий звук, высота которого менялась также в зависимости от силы удара.
Долгое время православие не принимало колокол, считая его чисто латинским инструментом. «Било держат по ангелову учению, в колокола же латыне звонят», – писал новгородский архиепископ Антоний в начале XIII века. Так было привычнее, да и дешевле. Но, несмотря на неприятие колокольного звона некоторыми церковными патриархами, красота его и звучность постепенно брали свое. Первое упоминание о колоколах на Руси содержится в 3-й Новгородской летописи и датируется 1066 г.: "Прииде Всеслав и взя Новгород и колоколы съима у святыя Софии и паникадил съима». Первый колокол на Руси зазвучал в церкви Святой Ирины в Киеве.
В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая.
2.3 О русских мастерах колокольного звона
Вплоть до XIX века создание колоколов на Руси было заслугой иностранных мастеров. Либо мастера для отливки приезжали к нам сами, либо колокола покупались в готовом виде. Судя по всему, многие из колоколов, звучавших на Руси в то время, были привозными. Сходство же всех дошедших до нас русских колоколов между собой и с западными аналогами позволяет утверждать, что в ту пору во всех христианских странах колокола изготовлялись по единому стандарту. Ранняя история колоколов на Руси прошла через те же этапы, что на Западе. Поначалу их отливали монахи, но довольно скоро дело перешло к ремесленникам. Готовые колокола обязательно освящались[4].
О русских мастерах колокольного дела впервые упоминает летопись 1259 г., когда князь Даниил Галицкий перевез из Киева в Холм колокола и иконы. Но отливка собственных колоколов была незначительной. Времена были тяжелыми: распри князей не давали спокойной жизни русской земле, а затем появился страшный враг – татаро-монголы. Колокола покоренного города были желанным трофеем для победителя. Колокола переходили из рук в руки как ценность, разбивались и плавились в огне пожарищ. Их срывали с колоколен, их переплавляли на пушки и монеты. Не было большей кары для опального или потерявшего независимость города, чем лишение колокола или запрет на звон.
2.4 Русский способ звона
А как же звонили в колокола в первые века христианства на Руси? Оказывается, совсем не так, как мы привыкли видеть сегодня, а по – европейски: раскачивался не язык, а весь колокол. Ушами колокол неподвижно крепился к валу, концы которого вставлялись в выемки в стенах ниши, где колокол помещали. Вал имел отходящий в сторону шест очеп (или очап, оцеп)[5], к которому привязывалась веревка. Дергая эту веревку, звонарь раскачивал колокол вместе с валом, и колокол ударял в висевший свободно язык. Колокольная веревка могла оканчиваться петлей-стременем. В стремя звонарь вставлял ногу, ритмично нажимал и звонил. Очепный способ был распространен во всех, за небольшим исключением, католических церквах не только в Европе, но и в Америке. Он давал не четкие, ритмичные, а бряцающие удары и не позволял использовать на колокольнях большие колокола. При раскачивании тяжелого колокола могла расшататься сама колокольня.
Русские мастера – звонари, приложив смекалку, нашли новый способ звона, более удобный – язычный[6], которым пользуются сейчас. Открытие это, вероятно, произошло в XIV веке. Колокол крепился к металлическому или деревянному брусу ремнями или железными петлями, продернутыми через колокольные ужи. Раскачивающийся язык ударял в неподвижный колокол. Колокола, огромные, громогласные, вознесенные на высокие башни, могли обращаться сразу ко всем жителям большого города. В XIII веке они стали использоваться в механизмах башенных часов.
Русский способ звона допустил на колокольни колокола в сотни и тысячи пудов. Это создало неповторимое русское колокольное многоголосие, опирающееся на низкие басовые колокольные голоса. А очепные колокола долго сохранялись на Руси вместе с язычными, вплоть до середины XVII века, особенно в северном крае. И до сих пор их заботливо берегут в древней Псково – Печерской обители как старый завет, с которого звон начал свое шествие по просторам русской земли.
С открытием удобного язычного способа звона интерес к колоколам усиливается, и оживляется литье собственных отечественных колоколов. В летописи XIV века появляется первое дошедшее до нас имя русского литейщика. Невелики сведения о нем. Известно, что он жил в Москве, тогда еще деревянной, уступавшей внешним величием и числом жителей Ярославлю, Твери, Владимиру. Мастер московский был знаменит, и новгородский архиепископ приглашал его слить великий колокол для Софийского собора. На колоколах он оставил свое имя: «А лил мастер Бориско»[7].
Согласитесь, что традиция «надписывать» колокола замечательна. Со временем она разовьется. И если первые русские колокола имели гладкую поверхность, то теперь начнут появляться орнаменты, письмена, подчас даже очень пространные. Надписи будто летопись, которая сообщает нам о возрасте, весе колокола, о событии, в честь которого он отлит, о заказчике и самих мастерах. На отдельных колоколах будут изображаться святые угодники, патриархи, цари и царицы. Иногда целые пейзажи и даже батальные сцены[7].
А надпись мастера Бориски... Пусть она небольшая, но это первая радостная весточка из глубины веков о начавшемся русском колокололитейном деле.
2.5 Расцвет колокольного искусства на Руси
К колоколам поначалу относились с осторожностью, и они были только в великокняжеских и митрополичьих храмах. Однако XVI—ХVII века стали периодом расцвета колокольного искусства на Руси. Появляются такие замечательные мастера, как Александр Григорьев, братья Иван и Михаил Моторины и другие, которые разработали «русский профиль» колоколов. Мастера стремились к тому, чтобы у каждого колокола была мелодичная персональная звуковая окраска. В России появляются собственные колокололитейные заводы. Звучат на русских просторах в полный голос колокола, радуя своим голосом и простой люд, и царей, любивших и бывать на колокольне, и звонить собственноручно, и колокол отлить побольше в ознаменование своего царствования.
Колокольных дел мастера очень ценились, а отливка нового колокола всегда была большим событием. Раньше этот сложный, трудоемкий и веками отработанный процесс был практически везде одинаковым. Отливались колокола в специально вырытой яме. Перед этим изготавливали внутреннюю форму — болванку, внешнюю форму — кожух, и между двумя формами заливалась колокольная бронза, которая состоит примерно из 80 процентов меди и 20 процентов олова. Колокол остывал, малый — в течение трех дней, большой — семи дней, потом его обрабатывали и отшлифовывали. Конечно, это довольно упрощенное, схематическое объяснение. Литейщики говорят, что процесс отливки колокола, его «голос» — в руках Божьих. Поэтому отливку колокола всегда сопровождает молитва. В то время русские колокола славились во всем мире и практически всегда занимали первые места на международных ярмарках. Был широко известен ярославский завод Оловянишникова, московские колокололитейные заводы Финляндского и Самгина.
2.6 Знаменитые русские колокола. Царь-колокол
Общее число колоколов на Руси быстро росло. Петр Петрей, шведский подданный, побывавший в Москве в самом начале XVII в., пишет: "Церквей, монастырей и часовен в городе и за городом будто бы 4500. Не найдешь ни одной, где бы не висело по меньшей мере четырех или пяти, а в некоторых даже девяти или двенадцати колоколов, так что, когда они зазвонят все разом, то поднимается такой гул и сотрясение, что друг друга нельзя расслышать".
Путешественников, приезжавших в те годы в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес. Уже к середине XVI столетия русские колокола в этом отношении превзошли западные. Если на Западе колокола весом 100-150 пудов считались редкими, то в России они были довольно распространены.
В Московском Кремле колокола такого веса благовестили лишь по будничным дням и потому назывались вседневными. Колокола весом до 600–700 пудов назывались полиелейными и благовестили в праздники апостолов и святителей, до 800-1000 пудов именовались воскресными и звучали по воскресеньям, от 1000 пудов и выше – праздничными, и звонили в них по большим двунадесятым праздникам и по царским дням.
Среди литейщиков, работавших в России, поначалу было немало мастеров, прибывших с Запада, что отмечается их прозвищами: Борис Римлянин, Николай Немчин, Петр Фрязин. Но в то же самое время выдвигались талантливые русские литейщики.
Андрей Чохов, чей колокол "Реут" (1622 г., 2000 пудов, по другим данным – 1200) поныне находится в Московском Кремле;
Александр Григорьев – создатель Большого колокола Саввино-Сторожевского монастыря, навсегда признанного самым благозвучным колоколом России (1668 г., 2125 пудов).
Харитон Попов, отливший Большой колокол Симонова монастыря в Москве, один из интереснейших по звучанию русских колоколов (1677 г., 1000 пудов).
Достижения русских мастеров неоспоримы и удовлетворяют самым высоким критериям. Один из ярчайших тому примеров – три самых тяжелых колокола звонницы Успенского собора в Ростове Великом: «Лебедь» (500 пудов), «Полиелей» (1000 пудов), «Сысой» (2000 пудов), отлитых русскими мастерами Филиппом Андреевым и Флором Терентьевым.
Именной колокол, который задумал отлить царь Алексей Михайлович, должен был весить 8000 пудов. Царский заказ выполнил в 1654 году Емельян Данилов. Его колокол звучал лишь несколько месяцев — в том же году он разбился от неловкого удара. Емельяна Данилова уже не было тогда в живых — он умер от моровой язвы.
Стали искать, кто мог бы перелить громадный колокол. Вызвался Александр Григорьев, в будущем знаменитый колокольный мастер, в ту пору еще никому не известный юноша — "малорослый, тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый". Григорьев блестяще справился с ответственным делом – колокол был готов за десять месяцев. За огромный вес и великолепный облик народ прозвал его Царь-колоколом[8]. Подняли его из литейной ямы и подвесили лишь в 1668 году – настолько трудной оказалась задача.
В 1701 году колокол-великан стал жертвой большого московского пожара. Его осколки долго лежали посреди Кремля. В 1730 году вскоре после своего воцарения Анна Иоанновна повелела "тот колокол перелить вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было десять тысяч пудов".
Предполагалось поручить отливку иноземному мастеру, члену Парижской академии наук Жерменю, но тот, услыхав о весе будущего колокола, счел, что его разыгрывают. Тогда за дело взялись Иван Моторин с сыном Михаилом. Вес нового Царь-колокола по их проекту должен был составить 12 тысяч пудов.
С января 1733 по ноябрь 1734 года длились подготовительные работы, а когда началось литье, случилась беда — в трех из четырех печей произошла авария. Иван Моторин вновь было принялся за работу, но вскоре умер.
В 1735 году исполинский колокол отлил его сын Михаил. Стали сооружать леса для подъема бронзового гиганта, но в 1737 году в Москве случился новый страшный пожар. Боясь, что колокол расплавится, сбежавшийся народ стал заливать его водой, раскаленный металл треснул, и от колокола отвалился кусок. В 1836 году Царь-колокол был поднят и установлен на гранитном пьедестале. На все века остался он самым тяжелым (более 200 тонн!) из всех колоколов, отливавшихся когда-либо в мире.
2.7 Истории и легенды о колоколах
Мастера хранили секреты колокольного производства, знали, что надо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче, поэтому у каждого мастера колокола по-своему пели, так, будто в колокол переходила часть его души. Возможно, поэтому колоколам, как людям, давали имена, во время военных действий их брали в плен, наказывали кнутами, ссылали, отрубали уши или язык…
Замечательна история колокола, имя которому – Углицкий Корноухий. Именно им били в набат по случаю умерщвления царевича Димитрия. Борис Годунов наказал не только людей, за дерзкое поведение колоколу было назначено отсечение уха, и в 1595 году «корноухим» он был сослан в Тобольск. В ссылке колокол «прожил» без малого 85 лет. Как и многие каторжане, до освобождения он не дожил, погиб в крупном пожаре 1677 года. Копия опального колокола была перевезена в Углич в 1892 году, где по распоряжению губернатора была помещена «для безопасности в музее на перекладине». Этот колокол жив и сейчас. Звук у него резкий и громкий; надпись на нем по краям вырезана, а не вылита; она гласит: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия в 1593 году…»
В 1681 г. набатный колокол Московского Кремля был заключен в Никольско-Карельский монастырь за то, что своим звоном нарушил сон царя Федора Алексеевича. Столетие спустя, в 1771 г., занявший его место колокол по указу Екатерины II был снят с занимаемого места и лишен языка за то, что призвал народ к бунту.
Колокол был окружен на Руси чудесными легендами и назидательными поверьями. Испокон веку люди испытывают особые чувства к звону колоколов, верят в их необычайную, чудесную силу. Известно, что звонари не болеют простудными заболеваниями. Считается, что под колоколами проходит любая головная боль... В ночь перед Рождеством и на Пасху женщинам разрешалось потрогать язык большого колокола или веревку. Верили, что после этого будет легче забеременеть и родить ребенка…
Считалось, например, что он умолкает в неволе, на чужбине. Если у колокола есть душа, то уж и характером он обладает тоже. Снятый по указу князя Александра Суздальского колокол Богородицы из Успенского собора города Владимира и отправленный в Суздаль колокол не пожелал повиноваться княжескому слову и «отказался звонить» – перестал звучать. Пришлось вернуть на место.
В 1854 году во время Крымской войны чудесным образом была спасена Соловецкая обитель. 6 июля к монастырю подошли два английских шестидесятипушечных фрегата. Прибыл парламентер с предложением сдать обитель со всем гарнизоном. Ему ответили отказом. На следующий день корабли открыли стрельбу из всех 120 орудий и выпустили по монастырю 1800 снарядов и бомб, которых, по признанию английского капитана, было достаточно, чтобы разрушить несколько городов. Однако яростное сопротивление монастыря вынудило английские суда уйти. Подводя итоги сражения, защитники были удивлены отсутствием жертв. Громадное количество английских снарядов не тронуло ни единого человека из 700 обитателей и ни единой из чаек, во множестве селившихся там. Одно из ядер было обнаружено неразорвавшимся за иконой Богоматери, что окончательно уверило людей в промысле Божьем. В память о чудесном спасении монастыря царь Александр II подарил ему колокол, для которого была построена отдельная часовня. Общий звон перед каждой службой в монастыре предваряется тремя ударами в этот колокол.
2.8 Годы лихолетий
Через колокол укрепляли русские люди связь с Творцом. Наполняли храмы удивительным изобилием колоколов, от небольших до поражавших мир громадных великанов. Колокола плакали, стонали, молились о русской земле в годы лихолетий. Когда же приходил конец страшной войне, ничто не могло сказать сильнее о народной радости, чем мощные ликующие звоны. Сразу после революции началась активная борьба с религией. Закрывались и разрушались храмы, а в еще действовавших запрещался колокольный звон. Специальных законодательных или правительственных актов по этому поводу не издавалось; в каждом городе, районе, селе разыгрывался типовой сценарий, согласно которому группа лиц обращалась к властям с просьбой избавить их от колокольного звона, который мешает работе, отдыху и т. п. Эта кампания приобрела особенно широкий и яростный размах на рубеже 20-30-х годов. Богоборцы отняли у Руси колокола; пустые глазницы колоколен и разрушенных храмов взирали на целое поколение людей, не знавших храма, Бога и поднебесного певца-колокола.
Колокола сбрасывались с колоколен[9], шли на переплавку. Так погибли многие подлинные шедевры колокололитейного искусства: Царь-колокол Троице-Сергиевой лавры, Большой колокол Симонова монастыря... Не продолжая этого списка, достаточно сказать, что в начале века в России было 39 колоколов весом 1000 пудов и более (что составляло три четверти от общего числа столь больших колоколов во всем мире). Из них до наших дней дошло всего лишь пять: Царь-колокол, Большой Успенский,"Реут" (Москва, Кремль), "Сысой","Полиелей" (Ростов Великий, Соборная звонница).
Именно на эти годы, когда рушили храмы и переплавляли древние колокола, пришелся расцвет деятельности замечательного музыканта, композитора и теоретика колокольного искусства — Константина Константиновича Сараджева[10]. Он знал наперечёт колокола всех колоколен Москвы. Составил перечень всех колоколов Москвы и Московской области, выписав для каждого из них на нотных линейках тоны, составляющие его звук. Сочинял музыку, сам ее исполнял, собирая сотни слушателей. Благодаря К. К. Сараджеву удалось сохранить некоторые древние колокола.
Издревле повелось, что самым горьким наказанием для побежденного города и народа, означавшим потерю волю, было лишение колоколов. В междоусобных войнах князья забирали друг у друга вечевые колокола[9]. Государи, воюя, как важный военный трофей привозили иноземные «пленные» колокола. В двадцатые годы минувшего века это страшное лишение постигло всю русскую землю. Сегодня возрождаются монастыри и церковные приходы, а при них появляются звонницы с колоколами, вновь поющими песнь Богу.
2.9 Колокольный звон и его значение
Искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры.
Звук колокола, разносящийся на многие километры – сложное явление. Индивидуальный голос каждого колокола состоит из комбинации обертонов и совершено уникален. Звук зависит от огромного количества факторов: веса, формы, толщины стенок, качества металла и даже мелких особенностей технологии изготовления. Мастер-литейщик никогда не может досконально точно определить все особенности голоса своего творения.
Для традиционного канонического звона в принципе достаточно трех колоколов. Для насыщенности, красоты и индивидуальности звучания колоколов может быть значительно больше, но обычно они делятся на три группы.
Самые маленькие колокола – зазвонные или трельные. Каждый из них весит до пуда, в ансамбле их бывает две-четыре штуки. Крупнее подзвонные колокола средней величины. Их также может быть до четырех. Самые большие – благовесты или басовые колокола. Они могут весить около центнера и даже больше. Колокольный ансамбль – это хор инструментов, которые в умелых руках звонаря способны «петь» самые разные песни. Колокольных звонов, как и причин для них – великое множество
Существует четыре канонических звона. Самый древний из них — это звон в большой колокол, в благовест, его можно услышать перед каждой церковной службой. Мерные, величественные удары раздаются окрест и словно зовут: «К нам... К нам... К нам...» Перезвон можно услышать в Страстную седмицу, он звучит в Великую субботу в Чине погребения Плащаницы (как медленный погребальный звон) и в Чине некоторых водосвятных молебнов (тогда перезвон становится довольно быстрым). При перезвоне колокола звонят с большого до маленького, что символизирует истощение Господа. Перебор — это погребальный, печальный звон, он звучит после отпевания. В переборе другая очередность звона в колокола — с маленького до большого, что как бы символизирует человеческую жизнь от младенчества до старости, и под конец — удар во все колокола — обрыв, смерть. В трезвоне участвуют все группы колоколов, вплетающих свои голоса в общий хор. Это самый сложный и радостный звон.
Колокольный звон – неотъемлемая часть православного богослужения. Он призывает каждого обратиться от каждодневной суеты к высшему, вечному. "Отложи присно тщеты недосуги.
Колокол слушай – твори в небе други", – писал поэт и переводчик конца XVII века Карион Истомин.
Кстати, в Пасху звонить в колокола разрешается любому желающему. Можно попробовать – радость обеспечена.
В руках звонаря колокола плачут, торжествуют, кричат, гудят.
Церковные звоны исполняются по канонам. Но на их становление и развитие большое влияние оказывают традиции, народное песенное искусство, фольклор.
Отсутствие мелодии в русском звоне не ограничивает его выразительности и богатства, не делает его монотонным и скучным. Один и тот же звон искусный звонарь нередко исполняет по-разному от случая к случаю, а на протяжении звона меняет его структуру, заставляя слушателей воспринимать его с неослабевающим вниманием. Недаром русский колокольный звон неоднократно сравнивали с симфонией.
К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы: М. Глинка и М. Мусоргский, П. Чайковский и А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин, А. Глазунов и И. Стравинский. В русских операх можно отыскать все виды звона — от стандартных сигналов до замечательных образцов колокольного искусства
Интересно, что с названием элемента колокола «язык» в русском языке появились «колокольные» метафоры: «язык хорошо подвешен», «язык заплетается» - от того, хорошо или неудачно подвязан язык колокола, зависит качество звона.
«Придержи язык», « никто тебя за язык не тянул», «распустили языки» - в нерабочем состоянии языки колоколов обычно связаны. Прежде чем начать звонить, верёвки развязывают.
«Колокола льют» - выдумывают, «колоколят» - разносят вести, «наколоколилась» - накричалась, наговорилась.
Нужно отметить, что русский православный звон значительно отличается от звонов других конфессий. У звонов Западной Европы – мелодические основы. В основе православного звона лежит ритм, темп и характер.
«Мелодия в собственном смысле слова… отступает на задний план или же совершенно исчезает», - пишет В.Н. Ильин. Отсюда главное достоинство русского колокола – его «благозвучие». «Звонящей молитвой» называл наши колокола американский кампанолог Эдвард Вильямс.
Колокольным звонам чутко внимали сердца поэтов.
2.10 Возрождение колокольного искусства
Последняя четверть XX в. отмечена небывалым всплеском интереса русских ученых к вопросам, связанным с колоколами и колокольным звоном в России. Возникли новые научные направления, стали проводиться научные конференции, фестивали колокольного искусства.
В 1989 г. создана Ассоциация колокольного искусства, целью которой стало возрождение и развитие традиций русского колокольного звона. В Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, в Воронеже, на Урале отливаются прекрасные колокола. С опустевших в советское время колоколен вновь звучит колокольный звон.
Россия постепенно начала восстанавливать свое колокольное богатство.
4 сентября 2002 г. В Троице-Сергиевской Лавре были подняты на звонницу два новых больших колокола «Первенец» и «Благовестник». Они заняли места казненных «Корноухова» и «Годуновского».
10 сентября 2003 г. На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге был отлит 72 – тонный колокол «Царь» для лаврской коллекции – замена утраченному лаврскому «Царю». Появилось много других новых колоколов.
Постоянно совершенствуются звоны. А это влечет за собой и восстановление искусства литья колоколов с использованием современных техник.
Колокольными звонами заинтересовались люди самых разных профессий: физики, музыковеды, этнографы, историки, музыканты, искусствоведы, химики, металловеды и др. Родилась новая наука – кампанология, целью которой является восстановление и сохранение колоколов и колокольного звона как явления, обладающего яркими национальными особенностями.
Когда звучит колокольная музыка – лица светлеют. Где бы это ни происходило – у храма или в концертном зале… Даже маленький колокольчик прозвонит – и на душе легче, не случайно и сейчас жива традиция дарить колокольчики на счастье…
2.11 Целительная сила колокольного звона
духовная музыка колокольный звон
Почему энергетика церкви и вибрации колокольного звона целительны? Колокольный звон излучает ультразвуковую радиацию и тем самым очищает биосферу, его звук целителен для живой клетки. До 30-х годов XX века в России было 1270 монастырей, общин, приходов и 80 тысяч церквей. Россия находилась под излучением звукового защитного колпака.
После разрушения церквей большевиками начались страшные эпидемии холеры, тифа и десятки других болезней. В экспериментах учёного Фотия Шипунова[12] обнаружено, что в ультразвуковом диапазоне колокольного звона гибнут вирусы гриппа, желтухи, кори, скарлатины. Если чашку Петри с бактериями и вирусами поставить в комнате и повесить шестиоктавные колокола, то под их звон пойдет кристаллизация, белки начнут свертываться, превращаться в кристаллические структуры и очищаться от любых вирусов. Тифозная палочка гибнет в течение нескольких секунд от колокольного звона. Необъясним феномен того, почему на месте бывших церквей датчики все равно фиксируют какую-то неизвестную энергию. В старину говорили, что в этих местах богослужения ведут ангелы. В церкви Владимировской Божией Матери датчиками Ф. Шипунова был зафиксирован энергетический фантом фона без усилителей, который бывает от колокольного звона.
Под Калугой на месте Лютикова монастыря датчики тоже "услышали" многооктавный колокольный звон. Ученые ставили усилители в трехстах метрах, в километре и больше, и все равно шел звон. Все это показало нам, что Храм - это небесное явление, а небесные силы нельзя уничтожить силами человеческими. Вероятно, все пространство, весь космос пронизывает невидимая глазу субстанция, и эта субстанция имеет гармонический резонанс, при котором зарождается живая клетка и продолжает жить. Это резонанс Божественной Гармонии. Именно на этом резонансе работает архитектура церкви, ее пирамидальные вершины и купола, и на этом же резонансе работает молитва, эгрегор церкви, где силы молитвы десятков людей создают мощное ментальное поле исцеления живой клетки. Фотий Яковлевич Шипунов, исследуя энергетику церквей и колокольного звона с помощью приборов, пришел к выводу, что колокол излучает огромное количество резонансной радиации, которая духовно и физически очищает пространство. В пределах биосферы существует созданная творцом звукосфера, которую человек преобразовал в шумосферу, хаос. Гармоничные сочетания звуков целительны для живой клетки, а диссонансы и шум, рок-музыка и ее тяжелые низкочастотные вибрации разрушают человеческую клетку.
3. Моё исследование
Когда в городе Белоусово появился Храм в честь Пресвятой Великомученицы Елисаветы, появилась рядом с храмом и Воскресная школа, где Матушка Ирина занимается с детьми и приобщает их к православию. Я с четырёх лет посещаю эту школу, многое узнал о Законе Божьем , о православных праздниках, но всегда очень завораживал меня звон колоколов нашей церкви.
От пономаря церкви Андрея Николаевича я узнал, что на белоусовской звоннице находятся 6 колоколов: 1 большой басовый, 2 подзвонных, 3 малых зазвонных. Колокола отлиты в городе Тутаев Ярославской области на литейном заводе. Звонарём в белоусовском храме тоже является Андрей Николаевич.
С его слов я узнал, что звонарём в храме быть почётно, ведь колокол – это первый вестник в городе. При обучении звонарю показывали разные виды звонов и давали характеристику каждого типа и время его звучания (например: благовест: праздничный, воскресный, будничный, постный – в зависимости от вида богослужения). При помощи Андрея Николаевича я построил свою маленькую колокольню[13] и попытался научиться звонить основные церковные звоны. Планирую и дальше совершенствовать в этом своё мастерство.
Звонарь Андрей рассказал о своих ощущениях, переполнявших его, когда он впервые позвонил в колокол. «Это была радость от общения с Богом и ощущение Красоты». Он отметил, что если ему приходится долгое время звонить в колокола, то у него проходят все болевые ощущения и он никогда не болеет простудными заболеваниями. Значит, колокольные звоны воздействуют не только на душу человека, но и на его физиологическое состояние. Чтобы подробнее узнать об этом явлении, мною была изучена соответствующая литература.
Из литературных источников я выяснил, что в православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в сердца и исцеляющая человека физически и духовно. Колокольный звон стал неотъемлемой частью жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее людей. Подтверждением этого стала моя встреча со звонарём Андреем . Он любезно согласился побеседовать со мной и даже, поднявшись на колокольню, продемонстрировал все виды известных ему звонов. Значит, воздействие колокольных звонов делает людей добрее, общительнее, любвеобильнее.
По словам настоятеля храма Пресвятой Елисаветы отца Вячеслава «Колокол – это голос Божий, он пробуждает душу, заставляет людей задуматься над смыслом жизни. У человека, слышащего колокольный звон в душе должно что-то измениться».
В душах людей колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Чтобы убедиться в этом я приступил к решению третьей задачи и провёл исследование влияния колокольного звона на эмоциональное состояние человека. Было проведено анкетирование учеников 4 класса. Результаты анкетирования показали, что большинство людей воспринимают колокольный звон, как нечто возвышенное и облагораживающее душу человека.
Для изучения эмоционального состояния учеников класса под воздействием разных типов звонов использовал цветовой тест. В цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Необходимый материал: лист белой бумаги и цветные карандаши. На листе бумаги должны быть нарисованы 3 колокола [14] и пронумерованы для каждого ребёнка. Эти листы раздаются детям с предложением закрасить цветным карандашом соответствующий колокол после прослушивания определенного типа звона.
Дети прослушали фонограммы 3-х видов звона (благовест, перезвон, трезвон) и имитацию колокольного звона. Учащиеся закрашивали соответствующий колокол цветным карандашом, изображая своё состояние, то есть то, что в данный момент переживают. После обработки звуковых тестов были получены определённые результаты [16]. При обработке и анализе результатов использовался ключ[16].
Таким образом, опытным путём было подтверждено, что колокольные звоны вызывают эмоции спокойствия, умиротворения, восторга, что благотворно влияет на психику ребёнка.
Результатами моего исследования явились:
- уроки-лекции на тему «Секреты колокольного звона» для 4-5 классов[15].
-овладение практическими навыками имитации колокольного звона на колокольчиках
-заинтересованность учащихся школы в изучении традиции колокольного звона на территории нашего края и приобщения к ней (посещение колокольни храма Пресвятой Великомученицы Елисаветы и звон в настоящие колокола в Пасхальную седьмицу).
4. Заключение
В чем же загадка колокола? Откуда в нем столько притягательных свойств, столько чудесных сил, обращенных к одушевленной и неодушевленной природе?
Колокол – это предмет церковный. И прежде, чем подняться на колокольню, колокол всегда освящается священником, то есть ему испрашивается Божие благословение и сила, для чего существует специальный чин освящения, после которого колокольный звон уже не может быть пуст и прост. Вот он и утешает, прекращает бури, освящает своим звоном воздух, а человека укрепляет в благочестии и вере, наставляет молитвою и славословием противостоять диавольским наветам. Слыша колокольный звон, в старое время народ снимал шапки и крестился, призывая благодать Божию и благодаря за нее.
На Руси колокола размеряли поступь времени, били тревогу, когда случался пожар или иное бедствие, когда вспыхивал мятеж или приближался неприятель, собирали воинов и напутствовали их на битву, ликовали, встречая победителей, приветствовали знатных гостей. Они придавали жизни каждого города и села четкий, звучный ритм, возвещая время бодрствовать и время спать, время молитвам и время житейской суете, время трудиться и время отдыхать, время веселью и время скорби.
С развитием колокольного литья и повсеместным распространением церковных колоколов колокольный звон стал одним из характерных элементов русского православного богослужения. Со времен княжеских, от Древней Руси, самые судьбоносные события в истории нашего Отечества, нашей Церкви отмечены именно колокольным звоном. Звон колоколов сопровождал каждого человека всю жизнь, этот мир колокольных звуков был столь же естественным для каждого, как, например, солнечный свет или дуновение ветра. Церковные колокола и церковный звон являются великой духовной святыней, колокольные традиции должны бережно сохраняться и впредь для потомков.
Опираясь на результаты проведённой работы, я сделал вывод:
Вместе со строительством новых храмов в России и в моём маленьком городке Белоусово возрождается сегодня традиция колокольных звонов Колокол-это голос Божий. Он пробуждает душу, заставляя задуматься о смысле жизни. У человека, слышащего колокольный звон в душе что-то меняется. Я думаю, эту традицию нужно продолжать, так как она приводит к приобщению к культуре своего народа, воспитанию патриотизма, любви к своему родному краю и в конечном итоге личностному духовному росту.
Звонят, звонят колокола России
Благую весть несут во все края
Любовью к ближнему живёт Россия
И молодость свою хранит в веках.
В звонах колоколов есть то, что невозможно анализировать с точки зрения логики, он воспринимается чувствами, ощущается на уровне подсознания… Это наше древнее прошлое и таинственный, уходящий в небеса сигнал… Возможно, это генетическая память пробуждает в нас особое чувство в те минуты, когда звонят колокола… Нас не было – они звучали, мы уйдем, они все так же протяжно и величественно будут напоминать людям о вечном.
5. Список использованной литературы
1. Кавельмахер В. В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола. История и современность. М., 1985г
2. Шашкина Т. Б. Колокольная бронза // Колокола: История и современность. М., 1985г.
3. .Бородина А.В. «Основы православной культуры» М., Издательский дом «Покров» 2003г
4. «Православие» Полная энциклопедия Санкт-Петербург Издательская группа «Весь» 2008г
5. «Книга о церкви» Изд-во «Православный паломник» 2004г
6. «Храмы Новокуйбышевского благочиния» Новокуйбышевск: ООО «Евро-лайн плюс» 2008г
7. Оловянишников Н. И. «История колоколов и колокололитейное искусство». М., 1982г.
8.http://nogti-doma.narod.ru«Православная страничка»
9.http://ru.wikipedia.org
.
Приложение 1
Павлин Милостивый
Приложение 2
Ботало
Приложение 3
Било
Приложение 4
Вечевой Новгородский колокол
Первые колокола на Руси отливали монахи
Очепной способ звона
Приложение 6
Язычный способ звона
Приложение 7
Надписанные колокола
Приложение 8
Царь-колокол
Приложение 9
«Убийство» колоколов на Руси
Соловецкий пленный колокол Угличский набатный ссыльный колокол
Приложение 10
К. К. Сараджев
Приложение 11
Строение колокола: 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье, 9 - ?, 10. Заплечики
Приложение 12
Академик Фотий Шипунов Вирусы…Клетка
Приложение13
На колокольне храма Св. Елисаветы в п. Белоусово Моя «колокольня»
Приложение 14
Рисунок колокольчика для цветового теста
Приложение 15
Карточка
Соедини начало предложение с его продолжением.
Особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол – |
Набат |
Сигнальный, тревожный звон в один колокол – |
К священнику для благословения |
Единственный в России музей колокольчиков находится – |
Било |
Этот колокол никогда не звонил – |
В Новгородской области г. Валдае |
До появления колола использовали приспособление из железа или дерева – |
Благовест |
После того, как готовый колокол извлекали из ямы, мастера-литейщика несли его – |
Царь-колокол |
Приложение16
Методика эмоционально-цветовой аналогии
Автор методики А.Н. Лутошкин. Методика разработана на основе существующей специфической связи выбора человеком цвета с его эмоциональным состоянием. Способность цвета особым образом воздействовать на эмоциональное состояние людей, а эмоциональных состояний - отражать в себе богатую палитру существующих в природе красок широко используется в прикладной цветопсихологии. Явления, связанные с цветовосприятием человека, стали употребляться и для изучения некоторых особенностей личности и её состояний. В цветопсихологии установлено соответствие определённых цветов различным проявлениям эмоциональных состояний человека. Существует традиционная эмоциональная оценка цветов:
красный-настроение восторженное, активное;
оранжевый-радостное, тёплое;
жёлтый-светлое, приятное;
зелёный-спокойное, ровное;
синий-грустное, печальное;
фиолетовый-тревожное, тоскливое;
чёрный-состояние крайней неудовлетворённости.
Таблица результатов
исследования влияния разных видов колокольных звонов на эмоциональное состояние человека.
Класс |
Кол-во детей |
Цвета |
||||||
4Б |
21 |
Красный |
Оранж. |
Жёлтый |
Зелёный |
Синий |
Фиолет |
Чёрный |
Благовест |
||||||||
1 |
1 |
6 |
7 |
3 |
3 |
- |
||
Перезвон |
||||||||
3 |
3 |
3 |
6 |
2 |
4 |
- |
||
Трезвон |
||||||||
9 |
4 |
6 |
- |
- |
- |
1 |
||
4А |
21 |
Благовест |
||||||
2 |
3 |
3 |
3 |
6 |
4 |
- |
||
Перезвон |
||||||||
1 |
5 |
1 |
7 |
3 |
2 |
2 |
||
Трезвон |
||||||||
5 |
6 |
3 |
1 |
4 |
1 |
1 |
Вывод: Колокольные звоны благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.
Приложение 17
Самые крупные колокола мира
Название, место расположения |
Некоторые данные |
Год отлива |
Вес в кг |
Высота в см |
Диаметр в см |
Царь-колокол, |
Изумительное произведение русского колокольного искусства. Сложная судьба: падение, два пожара, при неправильном тушении последнего откололся кусок весом 11,5т. Припаять его может было и возможно, но невозможно восстановить нормальное звучание. Замечателен красотой своего декора. Незвучащий. |
1654 1731 1737 1836 |
201900 |
614 |
660 |
Кремль, Москва, Россия |
|||||
Колокол счастья, |
Имеет высокое качество поверхности. Окрашен орнаментом и иероглифами. Имеет долго длящийся звук красивой окраски. Крупнейший в мире действующий колокол. |
2000 |
116000 |
811 |
512 |
Провинция Хэнань, г. Пингдингшан, Китай |
|||||
Монастырь Силайсы, г.Лючжоу, Южный Китай |
В г.Ухань, Центральный Китай, появился на свет буддийский колокол. На поверхности колокола отлит текст молитв общим объёмом 92,306 иероглифов. |
2010 |
109000 |
900 |
606 |
Mingun Bell, |
В бирманской мере весов вес колокола Мингун составляет 55555 тикалов, что пишется «MinMhuMhunMhanPyaw», буквы М и Р представляют число 5 в бирманской астрологии и нумерологии. Колокол не имеет языка внутри, а звук извлекаются ударом большой палки (формы бревна). Действующий. |
1808 |
90500 |
780 |
495 |
Пагода Мингун, около г.Сагаинг, Бирма |
|||||
Храм Chion-in, г.Киото, Япония |
Колокол имеет восточную форму: удлинённую, с почти цилиндрическими стенками одинаковой толщины по всему телу. Звук глубокий, протяжной. Действующий. |
1633 |
74060 |
330 |
280 |
Царь-колокол, |
Отлит на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. С одной стороны надпись, что его создали в 2003г. в память о прежде бывших в Лавре благовестных колоколах, которые были уничтожены. «Звенящий». Самый тяжёлый действующий колокол России. |
2003 |
72000 |
455 |
442 |
Троице-Сергиева Лавра, Россия |
Стоит вспомнить ещё об одном колоколе-гиганте. Этот колокол был отлит в Японии в 1903г. и весил 164кг. В 1942г. он был расплавлен для военных нужд.
Данные, приводимые из разных источников, иногда несколько расходятся.
Приложение 18
Это интересно
В Петербурге есть Колокольная улица. Она идёт от Владимирской площади и Владимирского проспекта до ул. Марата. В доме, стоявшем ранее на месте дома №14, в 1850-х годах располагалась редакция журнала «Современник» и жили его издатели Н.А.Некрасов и И.И.Панаев.
________________________
Газета А.И.Герцена называлась «Колокол». Это была большая русская газета, которую он издавал в Лондоне. Во второй половине XIX в. газета появилась в Петербурге, со вступительной статьёй Н.П.Огарёва.
________________________
Что такое Малиновый звон? Есть несколько версий:
Первая. Так на Руси называли красивый переливающий звон колоколов. Малиновый – очень приятный. Звон – тоже очень древнее общеславянское svonъ (влияние глагола «звать»).
Вторая. От названия города Мехелен – европейского центра колокольной музыки.
Третья. Слово «тембр» во многих языках – «окраска звука». Часто музыканты наделяют тональности цветовыми характеристиками. Сохранились записи К.К.Сараджева о соответствии звука и цвета с перечислением всех звуков октавы. Вот некоторые:
ми-мажор ярко-голубой
ми-минор синий, серовато-тёмный
фа-мажор ярко-жёлтый
фа-минор тёмно-коричневый… и т.д.
Этим вопросом занимались ещё два выдающихся композитора – Н.А.Римский-Корсаков и А.Н.Скрябин, они тоже обладали цветовым слухом.
_______________________
8 сентября 1862г. в Новгородском кремле был открыт памятник «1000-летие Руси», изготовленный по проекту известного российского скульптора М.Микешина. Высота колоколообразного монумента с двумя рядами исторических деятелей первого 1000-летия России, увенчанного крестом и фигурой ангела, составляет около 16м, диаметр – около 9м, вес 65,5т.
Для участия в торжествах по случаю 1000-летия русской истории прибыла императорская чета, высшие должностные лица, члены Сената и Синода.
________________________
В 1812г. отступая из Москвы, Наполеон приказал взорвать целый ряд исторических памятников, в том числе и Кремль. Уверенный в успехе, ещё не зная, что москвичи спасли свой Кремль, Наполеон напечатал в очередном бюллетене:
«Кремль, Арсенал, магазины, всё уничтожено; эта древняя святыня, ровесник начала монархии, этот древний дворец царей, подобно всей Москве, превращён в груду щебня, в грязную отвратительную клоаку, не имеющую ни политического, ни военного значения».
Колокол «Реут» тогда хоть и пострадал (упал, отбились уши, которые потом искусно приделали), но выжил. И сейчас в него звонят без опасения. «Реут» падал дважды. Второй раз в день коронации Александра II в 1855г., что посчитали дурным предзнаменованием будущему его царствованию. Колокол жив, а предзнаменование, как известно, сбылось.
________________________
Царь Иван Грозный был большой знаток колокольного звона и умелый любитель-звонарь.
«Звон медный несётся, гудит над Москвой,
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовёт ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьёт,
И звону внимает московский народ.
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни…»
А.К.Толстой
________________________
Колокольная филокартия – это коллекционирование открыток с колокольной символикой.
________________________
В Петербурге мастером Иваном Стукалкиным для Исаакиевского собора в начале XIX в. было отлито 11 колоколов. Интересным является тот факт, что все колокола для этого собора были отлиты из старых сибирских пятаков. Для этой цели их было отпущено из царской казны 65,5т. Самый большой колокол, весом 1860 пудов (1 пуд=16 кг), имел в пяти медальонах изображения русских императоров.
Сейчас он не звонит, ещё в XIX в. дал трещину.
_________________________
В 1969 году вся Бразилия ждала этого дня. Когда он, наконец, настал, по всей стране зазвонили колокола. Что же произошло в этот день?
Пеле забил свой тысячный гол.
_________________________
О приходе Нового года в Японии вот уже более тысячи лет возвещают 108 ударов колоколов, доносящихся в полночь из храмов.
Согласно буддийским верованиям, человека обуревают 108 пагубных страстей и каждый удар колокола в Новогоднюю ночь удаляет одну из этих напастей.
Особенно пышно эта церемония проходит в храме Чион-ин (в Киото), где находится один из самых больших действующих колоколов в мире.
_________________________
Сессия Генеральной ассамблеи ООН (18 марта 2008г., Нью-Йорк) началась с удара колокола – подарка Японии.
_________________________
Существует «колокол чувств». Его идея и оформление принадлежит датскому художнику Эрику Андерсену. Каждый из 9 цветов, в которые он окрашен, представляет определённые чувства людей:
Чёрный – боль, белый – покой, сиреневый – ностальгия, красный – любовь, фиолетовый – пессимизм, зелёный – оптимизм, серый – растерянность, голубой – одиночество, жёлтый – гнев.
Каждому цвету соответствует свой звук и тон. Свою идею художник выразил так: «этот колокол посвящён основным человеческим чувствам и устроен таким образом, чтобы 9 личностей смогли его использовать одновременно и, вероятно, достичь гармонии».
________________________
18 сентября 2009г. состоялся чин освящения колокола в память 1150-летия Великого Новгорода. Первый удар в колокол произвёл Президент России Дмитрий Медведев.
Юбилей проходил под лозунгом: «Великий Новгород – Родина России».
________________________
На нашей планете есть вулкан с названием «Колокол». Его адрес: остров Итуруп, Курильские острова, Россия.
_________________________
Колокололитейный завод ООО «Вера» будет отливать колокола для олимпийского Сочи.
_________________________
07.04.2010 шатл Discovery успешно пристыковался к МКС. Удар в колокол прозвучал как кульминация всей операции. Русские колокола в космосе!!!!