Загадки Мохенджо-Даро

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Загадки Мохенджо-Даро

Воробьева С.Р. 1
1МОУ Средней школы № 4 им. Н. А. Некрасова с углублённым изучением языка
Березина Е.А. 1
1МОУ Средняя школа № 4 им. Н. А. Некрасова с углублённым изучением языка
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В своей работе я выделяю несколько проблемных вопросов, которые существуют вокруг древнего города Мохенджо-Даро. Стараюсь во время работы ответить на вопрос, какова же причина исчезновения этого города. Использую в своей работе в основном интернет – ресурсы. Я нашла очень много полезной информации для своего проекта. Обобщение найденной информации мне позволило многому научиться для выполнения моих дальнейших исследовательских работ.

Географическое положение и описание города

Мохенджо-Даро расположен в долине реки Инд. А точнее, в провинции Синд современного Пакистана. Он был одним из крупнейших администра- тивных центров Хараппской цивилизации (сер. III тыс. до н. э.), современни- ком Древнего Египта и Шумера

Руины этого города были обнаружены в 1922 году группой археологов во главе с Джоном Маршаллом. Однако в процессе раскопок произошло по- степенное затопление соленой водой. Соль стала разъедать все раскопанные фрагменты древних зданий. Поэтому в 1960 году по решению ЮНЕСКО раскопки были приостановлены. В развалинах города были также обнаружены следы пожаров и массовых разрушений, останки множества лю- дей. Однако здесь не было найдено захоронений, поэтому город назвали Мо- хенджо-Даро (Mohenjo Daro), что с языка синдхи означает «Холм Мертвых». Не известно, как назывался этот город и его жители на самом деле. Точно из- вестно только одно – это один из самых загадочных городов древности. Он погиб примерно 3700 лет назад при весьма необычных и до сих пор неразга- данных обстоятельствах.

Мохеджо-Даро считается одним из величайших археологических памятников. В 1980 году он был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. С момента его обнаружения ученые ломают головы над разгадкойтайн Мохенджо-Даро. До сих пор не сложилось единого мнения о происхождении этой культуры. На сегодняшний день вскрыто и расчищено лишь около 10 процентов его территории. Вскрытая раскопками площадь Мохенджо-Даро составляет 259 га. Его окраины по-прежнему погребены под илистыми отло- жениями Инда. Повышение уровня подпочвенных вод тормозит исследование древнейших слоев Мохенджо-Даро. Совершенно очевидно, что в древности город был значительно больше.

В III тысячелетии до н. э. здесь процветал благоустроенный мегаполис, который вел оживленную торговлю со странами юго-западной Азии: «Из его сообщений можно с вероятностью предположить, что эта страна подвержена сильным землетрясениям, ... так что даже реки меняют русла.... Он видел страну с более чем тысячью городов вместе с селениями, покинутую жителями, потому что Инд, оставив свое прежнее русло и повернув налево в другое русло, гораздо более глубокое, стремительно течет, низвергаясь подобно катаракту (водопаду). Потому оставленная справа область уже более не обводняется разливом реки, так как она теперь ... выше уровня воды во время разлива...(Страбон)

Планировочная схема Мохенджо-Даро представляла собою регулярную сетку улиц, пересекающихся под прямыми углами. Здесь проживало более 35 тысяч жителей (по другим данным, до ста тысяч). Почти все городские строения были возведены из кирпича, стены облицованы обожженной глиной и деревом. Длина раскопанного фрагмента главной улицы в Мохенджо-Даро составляет около 80 метров, ширина – 10 метров. Эта улица тянулась с севера на юг. По ней могли одновременно проехать несколько воловьих повозок. Ее пересекали под прямым углом более узкие улицы, идущие с запада на восток. В меридиональном направлении эти улицы пересекались нерегулярной сеткой аллей шириной от 1,5 до 3,0 метров, образуя внутригородские кварталы. То есть все городские улицы в были ориентированы по странам света (солнечный либо лунный культы).440 Материалы 58-й научно-технической конференции
В отличие от других южно-индских городов, Мохенджо-Даро имел достаточно надежную систему обороны. Найдены остатки крепостных башен на его западном рубеже и фрагменты оборонительной стены – на южном. Поскольку расколки не завершены, можно предположить, что на севере и восто- ке города были возведены аналогичные укрепления.

В западной части города на высокой кирпичной платформе располагалась цитадель, господствовавшая над жилой застройкой. Здесь горожане спасались от наводнений и иных стихийных бедствий. Внизу размещался «нижний город», пока еще недостаточно изученный специалистами. Связь между городом и цитаделью была весьма условной (возможно, в целях защиты от восстаний городской бедноты). В цитадели находился дворец правителя. Здесь же проживали чиновники, контролировавшие жизнь города, системы городского водоснабжения и канализации. В их ведении находились также городские склады и амбары: «Города, расположенные на вершинах искусственных холмов, образуют острова (подобно тому, как это бывает в Египте и Эфиопии).... Хотя землю засевают там наполовину высохшей, но все же она, разрыхленная первым попавшимся орудием, дает зрелые и прекрасные плоды.... Достигает 4 локтей высоты, дает много колосьев и зерен...» (Страбон)
У подножия цитадели стояли общественные здания. Широкая улица вела к так называемому Залу заседаний. В нем собирались члены городского совета. Рядом с Залом стояли огромное зернохранилище и двухэтажное здание с колоннами из гималайского кедра, вставленными в каменные базы. Планировочные схемы общественных зданий города были достаточно просты и функциональны. Например, в зернохранилище, были предусмотрены специальные комнаты для приема, хранения и выдачи зерна.

В Мохенджо-Даро была построена самая совершенная по тем временам система городского водоснабжения и канализации. Почти в каждом доме имелся собственный колодец, а на улицах устраивали общественные бассейны и фонтаны. В верхние этажи зданий подавалась нагретая солнцем вода. В не- которых домах были ванные комнаты. Под мостовыми были устроены ямы- отстойники, в которые сливались городские нечистоты, и стоки для отвода дождевых вод. Грязная вода поступала в магистральные каналы, закрытые сверху каменными плитами или кирпичными сводами. Это была самая совер- шенная для того времени система водоснабжения и канализации.
В Мохенджо-Даро имелись также общественные бани. Самой большой из них была Большая купальня, обнаруженная в 1925 году. Она представляла собой огромный кирпичный резервуар внутри гигантского строения и счита- лась техническим чудом того времени. С помощью особой гидравлической системы в него из колодца подавалась свежая вода. Этот комплекс включал длинные коридоры и множество комнат, а также бассейн длинной 11,3 метра, шириной 7 метров и глубиной 2,4 метра. В него спускались по кирпичным лестницам, к которым примыкала более мелкая часть бассейна. Для того чтобы сделать стенки бассейна водонепроницаемыми, древние инженеры построили их двухслойными. Внешний слой бассейна выложили из тщательно подогнанных кирпичей. Швы между кирпичами заполнили из гипсового раствора. Поверхность этой стены сначала покрыли слоем битума или горной смолы толщиной в 2,5 сантиметра (возможно, что битум был привезен из Бе- луджистана). Затем на небольшом расстоянии от внешней стены построили внутреннюю стену и дно бассейна. В промежутке между стенами устроили глинобитную прокладку. Аккуратно выполненная кладка имела целью предо- хранить фундаменты Большой купальни от просачивания воды из бассейна. Многие ученые считают, что жители города совершали здесь обряды религи- озного омовения, до сих пор сохранившиеся в Индии и Пакистане . В городе были найдены также мастерские ремесленников, базарный квартал и дома зажиточных людей. Эти дома строились целиком из обожженного кирпича или сырца, уложенного, по словам Дж. Маршала, с величайшей точностью. Плоские крыши лежали на деревянных балках. Они покрывались сверху утрамбованной глиной и служили террасами.

2. Причины и версии исчезновения

Учеными установлено, что город был разрушен и перестроен заново много раз. Каждый раз новый город появлялся по- верх старого. Считается, что основными причинами разрушений были наводнения. А теперь остановимся на иных версиях гибели Мохенджо-Даро.Наиболее популярна точка зрения, что непосредственной причиной падения этой цивилизации было вторжение в Индостан во II тысячелетии до н. э. арийских племен. Пришельцы якобы создали вместе с покоренными ими дравидами более позднюю культуру Индии. Однако новейшие исследования показали, что ряд городов пришел в упадок еще до появления иноземцев. Ученые связывают это событие с засолением почв, наводнениями, наступлением Раджутанской пустыни, сейсмическими толчками, изменением русла реки Инд и пр.

Приведем еще несколько весьма захватывающих версий гибели Мохенджо-Даро, встречающейся в научно-популярной литературе.
Первая версия – ядерный взрыв. Пепелище Мохенджо-Даро чем-то напоминает Хиросиму и Нагасаки после атомной бомбардировки 1945 года. В этих японских городах ударная волна и излучение шли сверху. В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» говорится о том, что причиной страшной трагедии был мощный взрыв, последовавший за ослепительным небесным сия- нием и «огнями без дыма». От высокой температуры окрестные воды вскипели, а «рыбы выглядели как обгоревшие» и воздух также «словно пылал». Но эта гипотеза опровергается отсутствием радиоактивного фона и принципиальной невозможностью создания ядерного оружия в Древней Индии.
Вторая версия – ядерный или иной взрыв мог произойти при запуске или маневрах инопланетного космического корабля, посетившего в далеком прошлом Землю. Этому нет прямых доказательств, поэтому обратимяс к мифологии.

В мифах многих народов мира говорится о том, что первыми «богами» в странах Древнего Востока были антропоморфные существа, летающие на кораблях в виде огромных тарелок и владевшие оружием массового поражения. Об этом свидетельствует, например, таинственная «Легенда о Горе Бехдетском и крылатом диске». Ее текст высечен на стене храма Гора в Эдфу (Верхний Египет, II в. до н. э.). В опубликованной̆ С.Лэнгдоном «Классической литургии по Инанне», в контексте об изгнании богини из ее города, та восклицает:«Они вынудили меня улететь из моего храма; Меня, Царицу, из града моего Они заставили улететь подобно птице!»

В древнегреческих мифах (например, сказание о Фаэтоне – сыне Гелиоса) также встречаются описания «пылающих колесниц», появляющихся в ночном небе. Американские индейцы упомянули «круглые небесные корзины»; японцы – «корабли-призраки» со светящимися огнями. По свидетельству древнееврейского пророка Иезекииля, в Палестину около 592 года до н. э. «пришел ветер сильный с севера, и возникло облако великое. И огонь был из него пылающий, и блеск был сильный, а из середины облака выходило сильное сияние».

Третью версию изложил доктор химических наук, профессор М. Дмитриев. По его мнению, причиной гибели Хараппской цивилизации стали физико химические образования и так называемые черные молнии. При обычных пожа- ико- рах температура горения не превышает тысячи градусов. Температура в момент взрыва такой молнии достигает 15 тысяч градусов, что вполне согласуется с находками в зоне катастрофы оплавленных, напоминающих стекло, камней. Расчеты показали, что во время катастрофы в Мохенджо-Даро в атмосфере воз- никло около трех тысяч черных молний диаметром до 30 сантиметров.Таким образом, прошло 90 лет с момента обнаружения Мохенджо-Даро. За это время было установлено, что город принадлежал к очень древней высокоразвитой цивилизации. Но по-прежнему остаются неизвестными ни название города, ни народа, его населявшего. Остаются загадкой его социальный строй, общественный и бытовой уклад. А также причины внезапной катастрофы, приведшей к гибели города. Поэтому разгадка всех этих тайн представляет огромный интерес для мировой науки и культуры. Но будет ли это возможным?

В Индии ведутся археологические раскопки удивительной культуры, уходящей вглубь времен на четыре-пять тысяч лет. Занимая площадь в 1,3 миллиона квадратных километров, эта древняя цивилизация размерами превосходила своих великих современников - Египет и Месопотамию, вместе взятые. Ее города были строго спланированы, подобно новостройкам нашего времени.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки - 4,5 тысячи лет тому назад. Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой "тортовой" формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре - двор, а вокруг него - четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе). Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные - с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее - каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту. Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.

И другую защиту от природных невзгод придумали древние строители. Как и ранние великие цивилизации, родившиеся на берегах рек - Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Китай на Хуанхэ и Янцзы, - Хараппа возникла в долине Инда, где почвы отличались высоким плодородием. Но с другой стороны, именно эти места всегда страдали от высоких паводков, достигающих в равнинном течении реки 5-8 метров. Чтобы спасти города от весенних вод, в Индии их строили на кирпичных платформах десятиметровой высоты и даже более высоких. И тем не менее города возводились в короткий срок, за несколько лет.

В лучшие годы Хараппской цивилизации вокруг городов Хараппа и Мохенджо-Даро, как грибы, росли селения меньшего размера - их было около 1400. К настоящему времени раскопки освободили только одну десятую площади двух древних столиц. Однако уже удалось установить, что однообразие построек кое-где нарушается. В Долавире, лежащем к востоку от дельты Инда, археологи обнаружили богато изукрашенные ворота, арки с колоннадами, в Мохенджо-Даро - так называемый "Большой бассейн", окруженный верандой с колоннами и комнатами, вероятно, для раздевания.

3.Жизнь города

Археолог Л. Готтрель, работавший в Хараппе в 1956 году, считал, что в подобных городах-казармах можно встретить не людей, а дисциплинированных муравьев. "В этой культуре, - писал археолог, - было мало радости, но много работы, и материальное играло превалирующую роль". Однако ученый ошибся. Силу хараппского общества составляло именно городское население. По заключениям нынешних археологов, город, несмотря на архитектурную безликость, был заселен людьми, не страдавшими от меланхолии, а, напротив, отличавшимися завидной жизненной энергией и трудолюбием.

Чем же занимались жители Хараппы? Лицо города определяли купцы и ремесленники.

Здесь пряли пряжу из шерсти, ткали, делали глиняную посуду - по прочности она приближается к камню, резали по кости, изготовляли ювелирные украшения. Кузнецы работали с медью и бронзой, ковали из нее инструменты, удивительно прочные для этого сплава, почти как из стали. Они умели тепловой обработкой придавать некоторым минералам такую высокую твердость, что ими можно было сверлить отверстия в бусинах из сердолика. Изделия тогдашних мастеров имели уже неповторимый облик, своего рода древнеиндийский дизайн, сохранившийся до наших дней. Например, сегодня в крестьянских домах, расположенных в районах раскопок Хараппы и Мохенджо-Даро, в домашнем обиходе встречаются вещи, которые поразили археологов своим "протоиндийским" обликом. Это обстоятельство только подчеркивает слова основателя Индийского государства Дж. Неру: "На протяжении пяти тысячелетий истории вторжений и переворотов Индия сохраняла непрерывную культурную традицию".

Что лежит в основе такого постоянства? Антрополог Г. Поссель из Пенсильванского университета (США) пришел к выводу, что это результат соединения в характере древних индусов таких качеств, как рассудительность, миролюбие и общительность. Ни одна другая историческая цивилизация не соединила воедино названные черты.

Между 2600 и 1900 годами до н. э. общество торговых людей и ремесленников переживает расцвет. Страна занимает тогда более одного миллиона квадратных километров. Шумер и Египет, вместе взятые, были наполовину меньше.

Протоиндийская цивилизация не случайно возникла на берегах Инда. Как в Египте и в Месопотамии, река была основой жизни: она приносила с верховьев плодородный ил и, оставляя его на обширных берегах поймы, поддерживала высокое плодородие земли. Земледелием люди стали заниматься в девятом-седьмом тысячелетиях. Теперь они уже не должны были с утра до ночи охотиться или собирать съедобную зелень, у человека появилось время для размышлений, для изготовления более совершенных орудий труда. Стабильные урожаи дали человеку возможность развиваться. Возникло разделение труда: один - пахал землю, другой - делал каменные орудия, третий - менял изделия ремесленника в соседних общинах на то, что его соплеменники не производили.

Эта неолитическая революция произошла на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ и Инда. Археологи в Индии раскопали уже позднюю ее фазу - когда Хараппа и другие города достигли известного совершенства. Люди, занятые сельским трудом, к этому времени уже научились возделывать многие культуры: пшеницу, ячмень, просо, горох, кунжут (здесь же родина хлопчатника и риса). Разводили кур, коз, овец, свиней, коров и даже зебу, занимались рыболовством и собирали съедобные плоды, выращенные самой природой.

В основе благополучия Хараппской цивилизации лежало высокопродуктивное земледелие (снимали два урожая в год) и скотоводство. Открытый в Лотхале искусственный канал длиной 2,5 километра позволяет сделать вывод о том, что в сельском хозяйстве использовалась ирригационная система.

Один из исследователей Древней Индии российский ученый А. Я. Щетенко так определяет этот период: благодаря "великолепным аллювиальным почвам, влажному тропическому климату и близости к передовым очагам земледелия западной Азии уже в IV-III тысячелетиях до н. э. население долины Инда значительно опережает в прогрессивном развитии южных соседей".
4. Загадки письменности

Общество купцов и ремесленников, по всей видимости, не имело во главе ни монарха, ни жрецов: в городах не встречаются роскошные постройки, предназначенные для тех, кто стоит над простым людом. Нет и пышных могильных памятников, хотя бы отдаленно напоминающих египетские пирамиды своими масштабами. Удивительно, но эта цивилизация не нуждалась в армии, у нее не было завоевательных походов, да похоже, что и обороняться ей было не от кого. Насколько позволяют судить проведенные раскопки, у жителей Хараппы не было оружия. Они жили в оазисе мира - это прекрасно согласуется с характеристикой нравов древних индусов, приведенной выше.

Некоторые исследователи связывают отсутствие в городах крепостей и дворцов с тем, что и рядовые граждане принимали участие в решениях, важных для общества. С другой стороны, многочисленные находки каменных печатей с изображением всевозможных животных говорят о том, что правление было олигархическим, его делили между собой кланы купцов и владельцев земли. Но этой точке зрения в какой-то степени противоречит другое заключение археологов: в раскопанных жилищах они не нашли признаков богатства или бедности владельцев. Так, может быть, письменность может ответить на эти вопросы?

Ученые, изучающие историю Древней Индии, оказываются в худшем положении, чем их коллеги, занятые прошлым Египта и Месопотамии. В последних двух цивилизациях письменность появилась на много сотен лет раньше, чем в Хараппе. Но дело не только в этом. Хараппские письмена чрезвычайно скупы и, мало сказать, немногословны, рисуночные знаки, то есть иероглифы, в надписях употребляются буквально единицами - 5-6 иероглифов на текст. Недавно найден самый длинный текст, в нем 26 знаков. Между тем надписи на бытовых гончарных предметах встречаются довольно часто, и это наводит на мысль, что грамотность не была уделом только избранных. Главное, однако, состоит в том, что у дешифровщиков все еще впереди: не известен язык, не известна пока и система письма.

Тем большее значение на современном этапе работы приобретает изучение найденных предметов материальной культуры. Например, в руки археологов попала изящная фигурка танцующей женщины. Это дало основание одному из историков предположить, что в городе любили музыку и танцы. Обычно такого рода действа связывают с отправлением религиозных обрядов. Но какова роль "Большого бассейна", открытого в Мохенджо-Даро? Служил ли он купальней для жителей или был местом для религиозных обрядов? Не удалось ответить и на такой важный вопрос: поклонялись горожане одним богам, или у каждой группы был свой особый бог? Впереди - новые раскопки.
У археологов есть правило: искать у соседей изучаемой страны следы ее связей с ними. Хараппская цивилизация обнаружила себя в Междуречье - ее купцы бывали на берегах

5. Дома зажиточных горожан

Дома богатых горожан (торговцев, зажиточных ремесленников) имели, по крайней мере, два этажа. Об этом свидетельствуют остатки кирпичных лестниц. Фасады не имели никаких украшений. Лаконичным был и интерьер: «Самый лучший дом ... тот, где меньше всего нужно домашней утвари...» (Страбон) На первом этаже большинство зданий не имело окон. Это было необходимо для защиты дома от шума, запахов, воров, неприятных соседей и прочих. Свет и воздух поступали в комнаты через небольшие отверстия, устроенные в верхней части стены. Деревянные двери вели в вестибюль, комнаты или во внутренний дворик. Жилые комнаты располагались вдоль или по периметру дворика. На втором и третьем этажах, возможно, устраивались деревянные галереи и балконы . В каждом усадебном доме имелись хозяйственные постройки и внутренний двор, где размещалась летняя кухня. Кухня была оснащена очагом и большими сосудами для хранения зерна и масла. Хлеб пекли в особых печах. Во дворе также держали мелкий скот. В домах также имелись комнаты для омо- вений, нередко – домашний колодец и канализационные приспособления.
Скромность, порядок, чистота – вот что было приоритетами жителей за- гадочного города. Глиняная посуда и инструменты из меди и камня были стандартизированы. Торговля жестко контролировалась, об этом свидетель- ствует обнаруженные печати и система весов. Многие товары отправлялись в Месопотамию. Богатство города проявлялось предметами из слоновой кости, ляписа, сердолика, золота и других

Заключение

Много точек зрение имеется в науке относительно исчезновения города. Мне кажется, угасание цивилизации из-за природных причин. Климатические изменения или землетрясения могли изменить течение рек либо высушить их, и почвы истощились. Земледельцы были уже не в силах кормить города, и жители их покинули. Огромный социально-хозяйственный комплекс рассыпался на мелкие группы. Были утрачены письменность и другие достижения культуры. Ничто не говорит о том, что упадок произошел одномоментно. Вместо опустевших городов на севере и на юге в это время появились новые поселения, люди двинулись и на восток, в долину Ганга. Хотела бы больше узнать о культуре такой страны, как Пакистан.

Список использованной литературы:

Интернет - ресурс https6//history.wikireading.ru

Интернет - ресурс https;//history.org

Интернет - ресурс https//bigens.ru

Интернет - ресурс https;//rgdn.info

Интернет - ресурс https6//ru.m.wikipedia.org

Интернет - ресурс https;//nkj.ru

Просмотров работы: 408