СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ – СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ СКЛАДЕНЬ

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ – СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ СКЛАДЕНЬ

Пашкова А.С. 1
1МБОУ ООШ № 269 г.Снежногорск ЗАТО Александровск
Бакланова Н.С. 1Каремко Е.А. 1
1МБОУ ООШ № 269 г.Снежногорск ЗАТО Александровск
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Изучая предков, мы узнаем самих себя. Как потеря памяти ведет к деградации личности, так и забвение прошлого ведет к разрушению исторического самосознания человека и общества в целом…»

Ключевский О.В.

Во многих современных семьях есть старинные вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Зачем человек хранит эти вещи? Они интересны не только с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта на Руси в древности, но и дороги, как память о предках.Реликвией может быть любая вещь от обычной фотографии до драгоценного камня, старинной иконы или картины. Хранить семейные реликвии – это замечательная традиция, которая есть и в моей семье.

Семейные реликвии могут многое поведать об истории семьи, иногда больше самых подробных родословных.

Цель исследования: изучение истории семейной реликвии, её происхождения и появления в нашей семье.

Предмет исследования – семейная реликвия - старообрядческий складень

Объект исследования – история происхождения семейной реликвии через историю семьи.

Актуальность темы: Моя бабушка показала мне семейную реликвию нашего рода, медную икону, похожую на металлическую книгу. Заинтересовавшись предметом, я выяснила, что это старинная литая икона, принадлежащая прапрадеду моей бабушки.

Мне показалось странным, что эта икона не была написана красками, а была сделана из металла с выпуклыми фигурками. У меня возник вопрос: откуда и как давно появилась в нашей семье такая странная икона?Ответ на этот вопрос дала бабушка Людмила Викторовна, девичья фамилия Загарских (приложение 1).Она рассказала о том, что эта необычная икона долгое время переходила из поколения в поколение в ее семье, а называется она - старообрядческий четырехстворчатый складень,предположительно середины ХVIII века.Мне захотелось узнать о «путешествии» во времени нашей иконы.

Так была начата исследовательская работа «Семейная реликвия – старообрядческий четырехстворчатый складень» (приложение 2).

При проведении исследования была выдвинута гипотеза: предположим, что через старинный предмет - «старообрядческий четырехстворчатый складень» я узнаю историю жизни моих предков?Думаю, что в ходе исследования откроются некоторые страницы жизни владельцев старообрядческого складня и понимание, почему наша семейная реликвия передавалась из поколения в поколение, обретая свою собственную историю.

Новизна работы заключается в том, что старообрядческий медный складень являлся в старину редкой путевой иконой, которую православные христиане брали с собой в дальнюю дорогу, на богомолье, в военный поход, они так и назывались – походные.

Задачи:

узнать толкование слова «реликвия»;

выяснить историю появления реликвии в семье;

составить генеалогическое древо и изучить родословную своей семьи;

познакомиться с видами медных икон на Руси;

выяснить роль семейных реликвий в современной жизни;

Тип исследования – историко-краеведческий.

Проблема исследования: расширить знания о семье, а в будущем передать их следующему поколению, ведь изучая историю своей семьи, мы проявляем уважение к своему роду, семье, старшему поколению.

Методы исследования:

интервьюирование бабушки;

изучение архива семьи;

изучение научных статей, справочной литературы;

опрос одноклассников;

обобщение и систематизация собранных материалов;

сбор информации из литературных источников и в сети Интернет;

Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в том, что проведенное исследование формирует представление о семейных ценностях и традициях, передаваемых из поколения в поколение. Собранный материал может представлять интерес для круга людей, интересующихся историей старообрядчества на Руси и предметами религиозного и культового содержания, имеющих духовную, художественную и историческую ценность.

Практическая значимость: Результаты данного исследования можно использовать в ходе изучения истории своего края, своей страны, своей семьи на уроках обществознания и истории, для расширения кругозора учащихся средних и старших классов, на классных часах.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Что такое семейная реликвия? История появления семейной реликвии в нашей семье.

В толковом словаре Ожегова семейная реликвия - это предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом.Во многих семьях найдутся вещи, предметы, которые перешли по наследству от близких и родных, имевшие для прежних владельцев определенную ценность. Такие вещи называются – семейной реликвией. Семейные реликвии помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня. Семейная реликвия – это лицо семьи или целого рода.

В нашей семье семейной реликвией стал старообрядческий медный складень конца ХVIII века, пришедший с Вятской губернии, где жили мои предки по бабушкиной линии.

В начале своей работы над данной темой я постаралась представить, как путешествовал старообрядческий складень из одного поколения в другое, кому принадлежал и что символизировал.

Работу над данной темой я начала с изучения своей родословной и составления своего генеалогического древа (приложение 3). В этом вопросе мне в основном помогала моя бабушка Людмила Викторовна.Она родилась и выросла в городе Кирове Волго-Вяткского района, а после окончания техникума по распределению попала на Север и сейчас живет в Мурманской области.

Из рассказов и записей бабушки я узнала, что вероятнее всего первыми обладателем старообрядческого медного складня был ее предок Андрей Охапкин (приложение 4), прибывший из Пермского края, в середине XVIIIвека, от него и пошел род Охапкиных в Вятской губернии.

Из полученной ранее информации я выяснила, что Пермский край был густо населен старообрядцами, и этот факт дает возможность предположить, что предок Андрей принадлежал к старообрядцам, которых жестоко преследовали местные власти.

Затем старообрядческий складень переходит в руки к его сыну, Пимену Андреевичу, который женился в Орловском уезде, Вятской губернии, также многочисленно заселенного старообрядцами (приложение 5). Поэтому можно предположить, что и семья его жены была старообрядческой.Заинтересовавшись этим вопросом, я нашла в сети интернет информацию из «Книги Вятских родов», В.А.Старостина, реестр селений и жителей на 1859-1879 год (приложение 6).

В ходе исследования выяснилось, что фамилией Охапкины называли жителей, живших в деревне Охапкино, находившейся в Вятской губернии, Орловском уезде, в Анкушинской волости, находившейся на реке Лекма. Численность населения в этой деревне 98 человек, Охапкиных- 6 семей. Работали на кожевенном заводе, а также были плотниками. Сравнивая информацию со списком населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 года, выяснилось, что в Вятской губернии, где проживали мои предки, Анкушинская волость была переименована в Загарскую волость. Эта информация дала мне возможность предположить, что девичья фамилия моей бабушки – Загарских, произошла от названия местности так же, как и фамилия Охапкины (приложение 7,8).

Выяснив происхождение рода и фамилии, мне захотелось узнать, с чем связано появление старообрядческой иконы в их семье? Кто такие старообрядцы?

Что такое старообрядчество? Появление на Руси старообрядческих икон,их роль для человека того времени.

В Энциклопедии культурологи понятие «старообрядчество» это – совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ ХVII века в России, ставших враждебными официальной православной церкви.

Изучая старообрядческое движение1в России, я выяснила, что это связано с расколом в русской православной Церкви на представителей старой и новой веры.Данная информация привела меня к поиску в сети Интернет истории демографии того времени в Вятке, и выяснилось, что Вятская губерния традиционно принадлежала к числу российских регионов наиболее плотно заселенных старообрядцами2.По данным всеобщей переписи населения 1897г., Вятская губерния была на третьем, после Пермской и Донской губерний по числу старообрядцев в России3. Старообрядцев еще в простонародье называли староверами и до1906 г. они жестоко преследовались царским правительством, многие вынуждены были прятаться в лесах, скрываться со своими семьями (приложение 9).По воспоминаниям моей прабабушки Загарских Евы Степановны, ее дед укрывался в лесах от властей за свою веру,а тарообрядческий складень служил его семье иконой, святыней, которая защищала семью от бед и несчастий.

Изучая вопрос создания литых икон на Руси, я узнала, что в то время существовало множество разновидностей медных литых путевых икон, которые носили с собой, брали в путь или поход, на войну и на богомолье.

Сравнивая разные иконы, я узнала, что наша семейная реликвия называется «Большие праздничные створы» с изображением Двунадесятых праздников4.Этот складень, являющийся целым походным иконостасом, пользовался необычайной популярностью среди старообрядцев (приложение 10) Все в этом меднолитом памятнике: форма, и тщательность проработки миниатюрных клейм, и орнамент наружной стороны второй створы - свидетельствует о таланте и высоком мастерстве литейщиков.

Приоткрыта тайна рода, которая позволила понять мне, что мои предки являлись старообрядцами, которые не были сторонниками новых правил в церкви и отстаивали свои религиозно-политические взгляды, в ущерб своей жизни в обществе.Мне стало интересно, какие основные отличительные особенности старообрядчества от православии?

Изучая этот вопрос, я выяснила что:

Старообрядцы крестятся двумя пальцами (в православной – тремя пальцами).

Старообрядческие кресты только восьмиконечные (православные есть четырех и шестиконечные).

В старообрядческой церкви принято только унисонное пение.

Во время богослужения у старообрядцев приняты земные поклоны, у православных – поясные.

Во время службы старообрядцы складывают руки крестом на груди.

Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, у православных – обливание и частичное погружение.

Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Иисус.

Крестный ход вокруг храма в старообрядческой церкви совершают по часовой стрелке. В православной церкви крестный ход - против часовой стрелки.

Возник вопрос: А какую духовную ценность имел медный четырехстворчатый складень для людей того времени?В Толковом словаре Владимира Даля дано определение:«Складни, створки, складнаякона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на цепочке, на шее, они же наперстные; складни ставные большие»

Основные типы складней, существовавших на Руси: нательные, нагрудные, поставные. Все они могли являться путевыми, то есть их брали с собой в дорогу (путь), на богомолье, в поход.

В XIX веке металлические складни зачастую заменяли целые иконостасы и святцы. Первые складни попали на Русь одновременно с крестами, иконами, которые ввозились из Византии, начиная с X века.Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, а также конструкция древнерусских меднолитых трехстворчатых складней, заимствованная у византийских.Прообразом такого типа складней послужили Царские врата, закрывавшие вход в алтарь церкви. Древние складни были мелкоформатные, с подвижным оглавием и предназначались для нательного ношения.В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой Выговской литейной мастерской появились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты и технологические приемы медного литья.

Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри, что позволило увеличить их количество до четырех.Вот такой четырехстворчатый складень «Большие праздничные створы» достался нашей семье от предков. Захотелось узнать, что же на нем изображено. Из различных литературных источников и сети интернет выяснилось, что наш четырехстворчатый складень, называется «Большие праздничные створы» с кокошником.

Основные сюжеты:

Изображения Двунадесятых праздников на трех створах;

Изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми - четвертая створа;

Оборотная сторона (крышка) украшалась резным или литым изображением Голгофского креста.

С начала XVIII столетия металлический образ начал уступать место традиционной, писанной темперой или маслом иконе. В определенной степени, это было связано с официальным запретом рельефных изображений, принятым по указу Петра I в 1722 году.

Согласно одной из легенд, причиной запрета стали случаи попадания молний в храмы, хранившие большое количество металлических образов. Несмотря на запрет, производство металлических путевых икон не было искоренено и продолжалось вплоть до начала XX века.

Вывод:прикоснувшись к изучению истории нашей медной, литой иконы, я поняла, что искусство иконописи многогранно и принимает различные формы: медные, литые иконы, охватывает широкую группу реликвий, включая складни, иконостасы и медальоны. Большая часть икон, сохранившихся до наших дней, выполнена из меди соответствует назначению путной, походной святыни.Смысл и содержание любой иконы неизменен все они для человека того времени были священны, люди поклонялись образам святых и молились, сохраняя веру в Бога, просили его о помощи и прощении.

Моя гипотеза подтвердилась, что история семейной реликвии неразрывно связана с историей семьи и судьбой ее владельцев.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В октябре 2018 года я изучала литературу, в которой рассказывалось о семейных традициях и реликвиях. Выяснив,что реликвия моей семьи связана с историческими событиями старообрядства на Руси, мне захотелось узнать, кто такие старообрядцы и чем их вера отличалась от веры православных христиан.

Задавшись этим вопросом, я подтвердила свою гипотезу, что через семейную реликвию откроется тайна жизни предка.

Прочитав сведения о демографии того времени, я действительно узнала, откуда появились фамилии Охапкины и Загарских, кто они были и чем занимались.В ходе моей исследовательской работы «Семейная реликвия –четырехстворчатый медный складень» выяснилось, что мои предки были старообрядцами, не признававшими новые реформы в церкви в середине 18 века.

Самым первым источником информации были записи из архива моей бабушки и воспоминания родственников, а также литература и интернет ресурсы.

С данной темой я выступила в школе, на классном часе и ребята тоже заинтересовались данной темой (приложение 11).

На уроке обществознания ребята подготовили доклады о семейных реликвиях, доставшихся по наследству от близких родственников.Выяснилось, что имеют семейные реликвии практически все одноклассники. В основном это фотографии и личные вещи, предметы быта, украшения, письма. Еще мне стало интересно, есть ли у ребят из класса подобная литая икона? В ходе опроса выяснилось, что старообрядческих икон ни у кого нет (приложение 12).

Из этого я сделала вывод, что наша семейная реликвия обладает не только художественным и духовным символом, но и является предметом, связанным с историческими событиями на Руси в середине 18 века, то есть имеет историческую ценность.

Тема моей работы "объединила не только нашу семью, но и заинтересовала ребят, участвовавших в опросе, и родителей одноклассников, которые вспомнили своих предков.

Работа над данной темой не окончена, мы решили в классе сделать небольшую выставку «Семейные реликвии», где каждый расскажет о своей реликвии.

Проведенная работа была очень интересна и познавательна, расширила мой кругозор, что позволило мне совершить небольшую экскурсию в далекое прошлое, а родословное древо пополнилось множеством фамилий и информацией о жизни родственников.

Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в том, что проведенное исследование формирует представление о семейных ценностях и традициях, передаваемых из поколения в поколение.

Собранный материал может представлять интерес для круга людей, интересующихся историей старообрядчества на Руси и предметами религиозного и культового содержания, имеющих духовную, художественную и историческую ценность.

Результаты данного исследования можно использовать в ходе изучения истории своего края, своей страны, своей семьи на уроках обществознания, истории и окружающего мира, для расширения кругозора учащихся средних и старших классов.

Следующей хранительницей семейной реликвии будет моя мама, а потом я. Зная такую историю семейной реликвии, я постараюсь сберечь икону-складень как память и дань уважения к моим предкам, чтобы ощутить связь со своими корнями.

Такая связь нужна прежде всего для получения внутренней силы и мудрости понимания кто мы и откуда пришли.

Выводы.

1.Мои предки были старообрядцами, жили на р. Лекма в Волго –Вятской губернии.

2. Четырехстворчатый складень является особенностью икон старообрядцев.

2.Наша семейная реликвия связана с историческими событиями на Руси в середине 18 века, обладает художественным и духовным символом.

3.Она называется «Большие праздничные створы» с изображением двунадесятых праздников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Афонькин С.Ю. Религии мира.-СПб.: «БКК», 2012.-96с.-илл.-(Серия «Узнай мир»).

Винокурова Э.П. Модель меднолитого складня «Двунадесятые праздники» конца XVII — начала XVIII в.в. / Древнерусская скульптура. М., 1991. С. 170–171.

Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева : Альбом. — М., Интебрук-бизнес, 2000. — ISBN 5-89164-060-0 — 136 c.: ил.

Двунадеся́тыепра́здники (также дванадесятые праздники) — двенадцать важнейших послеПасхипраздников в православии. Посвящены событиям земной жизниИисуса ХристаиБогородицы, входят в числовеликих праздников.

Деревенский Б.Г. История христианства.- СПб.: «БКК», 2012.-80 с.-илл.-(Серия «Узнай мир»).

Извлечение из отчета Вятской епархии противораскольничьего миссионера Николая Ергина за 1908 г. // ВЕВ. 1910. № 28. Неофиц. ч. С. 822. По данным синодальной статистики, к 1898 г. в Вятской епархии насчитывалось 82 922 старообрядца, что ставило ее на седьмое место в России по числу старообрядцев. Об этом см.: Раскол и сектантство // ВЕВ. 1898. № 21. Неофиц. ч. С. 1101. Необходимо заметить, что сами сотрудники духовного ведомства отмечали, что их статистика никогда не отличалась большой точностью. Об этом см.: Извлечение из отчета… С. 821.

Иорданский А.А. Музеи и Архитектурные памятники Горьковской области. Волго-Вятское книжное издательство Горький 1968.-333 с.

Как была крещена Русь.- 2-е изд.-М.: Политиздат, 1989.-320 с.: ил.

Карпенко Е.В.Образ литой, старинный. / Изд: Минск. Белорусский дом печати - 2006. –176 с.

Коллекция меднолитой пластики [Электронный ресурс]: Складни. Деисусы. доступа: http://www.solovky.ru/reserve/collections/plastika/skladni2.htm

ЛучшеваЗ.А.Старообрядческое медное литье в собрании Государственного музея истории религии. / Изд: СПб. - 2001. – 132с.

Народное антицерковное движение в России XVII века. Документы Приказа тайных дел о раскольниках 1665 – 1667 гг. / Сост. В. С. Румянцева. М., 1986. С. 47, 209–211; Бубнов Н. Ю. Александр, епископ Вятский и Великопермский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. М., 1992. Вып. 3 (XVII в.)

Перетц В.Н. О некоторых основаниях для датировки древнерусского медного литья. Л., 1933. С. 33.

Старообрядческий церковный календарь. Издание митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви. Информационно-издательский отдел Митрополии Московской и всея Руси.

Статистические сведения о старообрядцах (к 1 января 1912 г.). Издание департамента духовных дел МВД. Б. м., б. г. С. 1.

РИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Моя бабушка Людмила Викторовна, девичья фамилия Загарских

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

"СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ЧЕТЫРЕХСТВОРЧАТЫЙ СКЛАДЕНЬ"-

МОЯ СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ГЕНЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕГО РОДА

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Семья Андрея Охапкина

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Свадьба Пимена Андреевича, который женился в Орловском уезде, Вятской губернии.

П РИЛОЖЕНИЕ 6

«Книги Вятских родов», В.А.Старостина, реестр селений и жителей на 1859-1879 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Ф отография из семейного архива

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Фотография из семейного архива

П РИЛОЖЕНИЕ 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

" ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ" ИЗОБРАЖЕННЫЕ НА СТАРООБРЯДЧЕСКОМ СКЛАДНЕ

Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября

Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;

Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);

Рождество Христово — 25 декабря (7 января);

Крещение Господне — 6 (19) января

Сретение Господне — 2 (15) февраля;

Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);

Вход Господень в Иерусалим — ближайшее воскресенье перед Пасхой, 6-ое воскресенье Великого поста, в церковном календаре также называется Неделей ваий или цветоносной или Вербным воскресеньем. Переходящий;

Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, четверг 6-й седмицы после Пасхи. Переходящий;

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, 8-ое воскресенье после Пасхи. Переходящий;

Преображение Господне — 6 (19) августа;

Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ОДНОКЛАССНИКАМИ (март 2019 года)

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

АНКЕТА НА ТЕМУ «СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ»

Вопросы

1. Как вы думаете, что такое семейная реликвия?

2. Зачем человек хранит эти вещи?

3. Что может поведать семейная реликвия?

4. Как вы думаете, что изучает наука историческая антропология?

5. Знаете ли вы историю своей семьи, рода?

6. Есть ли в вашей семье старинные вещи, передающиеся из поколения в поколение?

7. Интересно ли вам узнать историю своего рода, семьи по семейной реликвии?

8. Нужно ли интересоваться историей своего рода, составлять генеалогическое древо?

9. Хотели бы вы рассказать о своей семейной реликвии и поучаствовать в выставке семейных реликвий в классе, на уроке истории и обществознания

С оциологический опрос. Результаты.

Приняли участие 63 респондента (учащиеся 6-х классов МБОУ ООШ № 269).

1 Статистические сведения о старообрядцах (к 1 января 1912 г.). Издание департамента духовных дел МВД. Б. м., б. г. с. 1.

2 Народное антицерковное движение в России XVII века. Документы Приказа тайных дел о раскольниках 1665 – 1667 гг. / Сост. В. С. Румянцева. М., 1986. с. 47, 209–211; Бубнов Н. Ю. Александр, епископ Вятский и Великопермский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. М., 1992. Вып. 3 (XVII в.)

3Извлечение из отчета Вятской епархии противораскольничьего миссионера Николая Ергина за 1908 г. // ВЕВ. 1910. № 28. Неофиц. ч. С. 822. По данным синодальной статистики, к 1898 г. в Вятской епархии насчитывалось 82 922 старообрядца, что ставило ее на седьмое место в России по числу старообрядцев. Об этом см.: Раскол и сектантство // ВЕВ. 1898. № 21. Неофиц. ч. С. 1101. Необходимо заметить, что сами сотрудники духовного ведомства отмечали, что их статистика никогда не отличалась большой точностью. Об этом см.: Извлечение из отчета. с. 821.

4Двунадеся́тыепра́здники (также дванадесятые праздники) — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников.

Просмотров работы: 714