Жизнь, ставшая легендой: Задалеске Нана

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жизнь, ставшая легендой: Задалеске Нана

Цалиева В.В. 1
1МБОУ гимназия №45
Гурциева А.А. 1
1МБОУ гимназия №45
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

   Целью данной работы является изучение истории своего народа. Много интересных легенд и преданий есть у осетинского народа, но особенно меня взволновала история женщины, которая спасла детей в трудное время от голода и смерти. И это история о Задалеске Нана.

В Северной Осетии каждый школьник знает предание о женщине, которую в народе ласково называют Задалеске Нана – по-осетински «мама из села Задалеск». В конце четырнадцатого века орды жестокого завоевателя Тимура уничтожили последние аланские поселения. Чудом спаслись только дети и эта женщина. Она решила спасти сирот. Нана хорошо знала горные тропы и повела детей в Дигорское ущелье Северной Осетии. 

История началась на месте нынешнего осетинского села Эльхотово. Оно расположено в часе езды от столицы Северной Осетии – Владикавказа. Село основали около трех веков назад на развалинах древне-аланского города Верхний Джулат. От некогда крупного поселения завоеватель Тамерлан оставил одни развалины. 

Здесь, по мнению ученых, Нана собрала выживших сирот и отправилась с равнины в горы. До Дигорского ущелье по прямой километров 150. Но пересечь путникам нужно было три хребта.

Сегодня к Дигорскому ущелью ведет асфальтированная дорога. Но даже на машине добираться нужно часа четыре, а Нана с детьми через горы шла, скорее всего, несколько недель. 

Путь в Дигорское ущелье – опасное путешествие. Крутые повороты. Отвесная скала с одной стороны, и пропасть – с другой.

Через это ущелье проходит солнечный пояс. Эти места еще называют солнечной долиной. Говорят, солнце здесь светит 270 дней в году.

По легенде, Нана с детьми осталась в этой долине. Вероятно, бежать дальше уже не было сил. В залитой солнцем долине укрыться можно было только в пещере. Сегодня к легендарному укрытию ведет вот эта тропинка. 

Путь к заветной пещере нелегок. Около часа придется пробираться через заросли кустарника и подниматься по крутому склону. 

В пещере Задалеске Нана и спрятала спасенных детей. Есть легенда, что воины Тимура, преследовавшие их, даже заглянули внутрь, но беглецов не обнаружили. 

Скорее всего, Нана и детей спасло яркое солнце. После ослепительного света воины не успели привыкнуть к темноте и не разглядели прятавшихся беглецов. Когда опасность миновала, женщина вывела детей, и они поселились в горах.

 Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились. Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так полюбилась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из её дома святилище.

Задалеске Нана – легендарная дочь аланского народа, она символ женщины, дарующей людям жизнь, свет и добро, один из центральных героических образов аланской истории, благодаря которой Осетия сохранилась и развивается.

Актуальность и идея работы:

Я решила проанализировать культурное наследие осетинского народа, переданное ему в сказаниях и преданиях, в легендах и исторических фактах, на примере истории Задалеске Нана, отношение людей, особенно молодого поколения, к историческому наследию своего народа.

Объекты исследования: легенда о Задалеске Нана,музей в честь Задалеске Нана.

Цели:

1. Раскрыть отношение общества к национальным историческим ценностям.

2. Предложить мероприятия по сохранению культурного и природного наследия.

3. Создать и разработать буклет: "Песнь о Задалеске Нана"

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: найти и изучить материал о Задалеске Нана.

Глава 1. Легенды седины глубокой: песнь о «Задалеске Нана»

История выявляет ключевые личности в потоке времени. Для осетинского народа конца XIV века это были АХСАК Тимур (Тамерлан, Хромой Тимур), строитель континентальной сверхдержавы, и Задалеске Нана. Первый пытался уничтожить остатки аланов, уцелевших после нашествия монголов, вторая спасла аланских детей, а, следовательно, будущее осетинского народа.

Безграничная свобода, которой так поклонялись аланы, обернулась для них трагедией. Народ, закаленный в военных баталиях рабству предпочел гибель. В 1395 году хромоногий Тимур двинул свои бесчисленные орды на алан. Предводитель монголо-татар, как известно, беспощадно расправлялся в первую очередь с непокорными народами. Предав алан «мечу джихада» он почти полностью отправил в «огонь гиены» целый народ.

Спустя сорок лет после трагических событий Иосиф Барбаро средневековый путешественник с грустью заметил, что коренных жителей на равнине он уже не застал, страна алан превратилась в безлюдную пустыню, усеянную многочисленными могильными курганами. Чудом, уцелевшие остатки аланского народа, нашли приют в труднодоступных горах Кавказа. Здесь они оказались недосягаемыми для тяжелой татаро-монгольской конницы.
События, связанные со временем нашествия Тимура на алан, оказались запечатленными в народной памяти, легендами, преданиями, песнями. К самой яркой из них можно отнести песню о Задалеске Нана.

Самый ранний вариант песни был впервые записан выдающимся осетинским художником Махарбеком Тугановым со слов знаменитого осетинского слепого сказителя Дзараха Савлаева в 1894 году в с. Задалеске. Уже позже Махарбек Туганов, который кропотливо изучал этнографию и фольклор родного народа, посвятил этой теме отдельное исследование "Осетинский фольклор о Тимуре" (журнал "Мах дуг", 1952 год, №2). В статье рассказывается о встрече со знаменитым сказителем Дзарахом Савлаевым; сообщаются любопытные факты ("В детстве я часто слышал предания об удивительной женщине, останки которой до сих пор в нетленном виде хранятся в склепе в селе Задалеск. Несмотря на то что эта женщина умерла несколько столетий назад, все равно ее вид, одежда, ее волосы не тлеют, как будто она умерла только что"; "Рано утром с сыном Саулоха мы поднялись к пещере Морга, к тому месту, где согласно легенде была похоронена Задалеске Нана"); исследуется исторический контекст создания песни/предания; приводится текст песни о Задалеске Нана со следующими словами:

"Кровавый дождь, кровавый дождь 

Над Тапан Дигорией, над Тапан Дигорией. 

От волков Ахсак-Тимура с железными пастями, 

Почернели их зеленые поля. 

Плотнее, крепче плетня из железных прутьев 

Вокруг расположились (окружили). 

Предводители Тапан Дигории, 

Их мужественная молодежь, один лучше другого, 

От рук неприятеля в крови тонут, 

Редеют, в царство мертвых отправляются. 

До последнего человека хоть и сражаются, 

Но погибли до единого дигорцы. 

То пожарище занялось, то синее пламя взыграло 

Над многолюдными селами Тапан Дигории. 

Оставшиеся женщины и мужчины 

Все уведены в плен, уведены в плен. 

Аланы проживали и в горах, и на равнине Северного Кавказа уже многие столетия, поэтому говорить о том, что монголы и Тимур оттеснили их в горы, а это расхожее мнение, было бы неверным. Ко времени появления Тимура в Алании, на этой равнинной местности образовались золотоордынские многонациональные города: Верхний Джулат, Нижний Джулат, Маджар и другие.

Так погибли тапандигорцы, лишились потомства. 

Плача, рыдая, тогда остались бесприютные дети 

На пепелище, на черной золе. 

Но оказалась на счастье народа 

Женщина на свете, 

Сирот собрала, подобно стаду овечек, 

Ночью и днем сторожит их от дикого зверя и недруга. 

С плоскости – в лес, из лесу – на поляну, 

В сторону Дигорского перевала повернула, 

Через Цагат перешла с детьми, в Задалеске поселилась, 

Плодами растений стала их кормить,

Когда выросли они, окрепли они, села основали, 

Свою общую мать, Задалеские Нана, 

С почестями, со славой похоронили около Задалеска в Пещере Морга". 

По сути дела, песня о Задалеске Нана – это одновременно плач по поводу гибели целого народа и гимн женщине. Задалеске Нана – мать спасительница, собравшая вокруг себя осиротевших аланских детей.
Кто скрывается под именем Задалеске Нана? Может быть -это образ собирательный, который стал данью уважения аланским женщинам времен нашествия Тимура. Об этом история молчит. Правда, имя общей матери, связывают с горным селением Задалеск. Старики еще вспоминают о старинном склепе, в котором покоились останки неизвестной женщины, возможно той самой – Нана Задалеске.
Охраняющая в пути и направляющая по счастливой дороге, она в ореоле святости, уже давно стала божеством, которому поклоняются женщины не только селения Задалеск. Здесь, в Дигории, традиционно летом отмечают праздник в честь спасительницы всеобщей Матери- Задалеске Нана. Солнцеликая, светоносная. Задалеске Нана в осетинском сознании стала символом женщины, дарующей людям и свет и добро. Мать- спасительницу почитают и мужчины. В Дигории и сегодня, старший за столом не забудет в числе божеств упомянуть имя Задалеске Нана. За всеми переменами судьбы нашего народа, пережившего самые драматические моменты своей истории светлый образ Задалеске Нана сохранился. И в каких бы военных событиях ни проливалась кровь осетинских воинов , как на Юге , так и на Севере Осетии, и уже далеко не от рук монголо-татарских завоевателей , матери, по прежнему, обращаются к Задалеске Нана, они просят у нее защиты для своих детей.

Женщина, победившая смерть и ставшая спасительницей для своего народа. Она передала сиротам всю мудрость предков, родной язык, культуру и обычаи. Со временем дети выросли и пустили свои корни в близлежащих селениях. Благодаря песне, которая сохранилась спустя века и дошла до нас, мы можем более четко видеть образ этой легендарной женщины.

Глава 2. Исторические события, повлиявшие на возникновение спасительницы аланского народа- Нана Задалеске.

В истории мира было несколько дат, имевших трагические последствия для осетинского народа и одна из них 15 апреля 1395 года. В этот день, более шестисот лет назад, на берегу реки Терек произошло сражение между наследниками монгольской империи Чингисхана – правителями Тимуром и Тохтамышем. События, последовавшие за этим сражением стали роковыми не только для средневекового государства Алания, но и для самих алан.

К концу XIV века в Золотой Орде, административно-территориальном объединении монгольских завоевателей наметился серьезный внутриполитический кризис. Прежней сплоченности правителей не было и в помине, каждая область огромной империи, включавшей в себя десятки завоеванных государств, пыталась получить самостоятельность. Началось открытое противостояние, которое не могло урезонить даже народные собрания – курултаи. Избранные на них правители-ханы, уже не пользовались абсолютным авторитетом, и их легитимность постоянно подвергалась испытаниям.

В 1376 году эмир Тимур (Тамерлан), правивший среднеазиатскими владениями монголов, оказал военное содействие потомку Чингисхана Тохтамышу, в результате чего последний стал одним из ханов Золотой Орды. Однако вскоре и между ними началась борьба за влияние в империи монголов, которое переросло в открытый вооруженный конфликт. Здесь инициатива начала военных действий принадлежала Тохтамышу, считавшего себя вправе властвовать в империи по праву первородства. Однако родословная еще никогда не являлась гарантией ни влияния, ни военных успехов. Вскоре Тимур разбивает войска Тохтамыша, и тот вынужден бежать на юг Золотой Орды.

Через некоторое время Тохтамыш собирает новую армию, вторгается во владения Тимура и снова терпит поражение. Постепенно Тимур, сумевший создать высокоорганизованное конное и пешее войско, заставляет Тохтамыша уступать одно владение за другим. Уже тогда жестокость Тимура и его воинов становится широко известной в мире. Захватив непокорный город он вырезает население, а сами укрепления и дома сравнивает с землей. На месте городов он высеивает ячмень, чтобы о прежних жителях больше ничего не напоминало. В погоне за ханом Тохтамышем, ставшего теперь единственным его препятствием на пути господства в Золотой Орде, Тимур и его армия доходят до Кавказа. Именно здесь находился последний оплот Тахтамыша, в его владениях была Алания, Грузия, уделы северокавказских правителей. Неудивительно, что войско монгольского правителя было не только многочисленным, но и необычайно пестрым по своему составу.

На всем протяжении пути на Северный Кавказ армия Тимура подвергалась серьезным испытаниям. На переходах ее атаковывали летучие отряды конницы противника, степь, через которую двигались войска, была выжжена до самых предгорий Кавказа. Воины Тимура голодали и выживали только благодаря охоте. Надо отметить, что в войсках была не только хорошая военно-техническая организация, но и железная дисциплина. Преследуя отступавшие отряды Тохтамыша, Тимур проходит по северокавказским территориям, сжигая города и селения. Наконец, Тохтамыш был вынужден дать генеральное сражение. Всего в битве, которая произошла на берегу реки Терек, приняло участие до 200 тысяч человек. Чаша весов победы перевешивала то в одну, то в другую сторону.

В разгар сражения атака аланской тяжеловооруженной конницы едва ли не стала решающей в ходе битвы. Боевой клин рассек левый фланг построения пехоты противника, опрокинув элитные части Тимура, и заставив их отступить к укрепленному лагерю. Самому Тимуру пришлось возглавить контратаку во главе вовремя подоспевших резервов. Стойкость и эффективность действий аланских союзников Тохтамыша не осталась без последствий.

К концу дня численное преимущество войск Тимура стало очевидным, исход сражения склонился в его пользу. Хан Тохтамыш с остатками войск отступил в Закавказье, а гнев Тимура обрушился на алан, главных союзников его противника на Кавказе.

В 1395 г. после победы над Тохтамышем войска Тимура с севера вошли в аланские ущелья. Вырубая леса и прокладывая дороги, завоеватели совершали рейды в высокогорные районы. Тимур добился того, что никогда не удавалось монголам. Аланские горные области между Казбеком и Эльбрусом подверглись жестокому разорению. Историки Тимура сохранили имена князей, возглавивших героическое сопротивление своего народа – их звали Буракан, Буриберди, Таус, Пулад и Кулу. Множество людей было истреблено, награбленное имущество свозили в ставку, которую Тимур расположил в области Пятигорья (Пятигорск). Крепости и селения были стерты с лица земли, огромные территории обезлюдели. Полчища Тимура, пройдя вверх по течению Арагви и перейдя через Крестовый перевал, вошли в Дарьяльские теснины, неся большой урон от летучих отрядов горцев, они, тем не менее, опустошили селения пшавов, мтиульцев, мохевцев и алан, живших в верховьях Арагви и Терека – в Кудском и Трусовском ущельях, а также в Кобинской котловине, близ нынешней Военно-Грузинской дороги.

Свой последний поход в Осетию Тимур совершил в 1400 году, когда его войска вошли в горы и с юга, и с севера. Этим вторжением была окончательно уничтожена аланская государственность.

Если в начальный период монголо-татарского завоевания в XIII веке в ряде областей Алании сохранялись отдельные владения аланских князей с городами и храмами, то после политики завоевания Тимура, основанной на тактике выжженной земли, аланы были вынуждены покинуть равнину и полностью уйти в горы. Оставшиеся территории вскоре были заселены кабардинскими племенами, которые стали здесь разводить табун лошадей. По словам грузинского географа и историка XVIII в. Вахушти, в результате этих походов, «города и строения овсов (осетин – прим. ред.) были разрушены, овсы стали уходить в глубь Кавказа, большая часть их страны превратилась в пустыню, и с тех пор Осетия (имеется в виду ее предгорная часть) стала называться Черкесией или Кабардой».

Поход Тимура (Тамерлана) на Северный Кавказ был более страшным по своему характеру, нежели монголо-татарское завоевание этого края. Если монголы стремились присоединить регион, то Тимур ставил целью разрушить его потенциал, физически истребляя население и сравнивая с землей города. Если монголы не следовали за аланами вглубь ущелий и, блокируя их, дожидались времени, когда аланы сами подчинятся в силу необходимости выживания, то Тамерлан преследовал их по ущельям.

Походы Тимура стали завершающим ударом в череде трагических событий XIII-XIV вв. Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию в этот период, привела к массовому уничтожению населения, подрыву основ хозяйства, окончательному крушению государственности. Следствием этой катастрофы была утрата достигнутого уровня экономического и общественного развития, потеря тесных культурных связей со средневековыми цивилизациями Запада и Востока.

При всем абсолютном превосходстве в количестве и военном оснащении (монгольские войска имели даже огнестрельное оружие), продвижение орд Тимура все же имело свои пределы. Казалось, что нет силы, которая могла бы остановить его полчища, но на входе в Дигорское ущелье дорога, уже изнеможенным от ущельных сражений с аланами монголам, была наконец-то преграждена. Враг был остановлен после очередных двухдневных боев в горных теснинах, и Тимур вынужденно вернулся на запад Алании, в ущелья современных Балкарии и Карачая. Во время битвы с жестоким захватчиком аланы были обескровлены. Именно эти трагические события стали, кстати, основой для легенды о Задалеске Нана (матери из селения Задалеск). В осетинском фольклоре бытует песня о Задалеске Нана, в ней поется о «железномордых волках Ахсак-Тимура», под таким именем предводитель монголо-татар известен в Осетии. В песне повествуется о том, что после битвы остались от аланского племени только дети, которых женщина собрала «как малых барашков» и укрыла в глухой пещере в местности Задалеск. Дети выросли, у них появились семьи, и снова возродился аланский народ.

Легенда о матери-спасительнице явилась отголоском той страшной катастрофы, которая постигла наш народ и его государственность. Но вместе с тем, образ Задалеске Нана стал символом сохранения этноса и его возрождения.

Сегодня, спустя более 600 лет со дня вторжения Тимура в Аланию, мы становимся свидетелями возрождения национальной государственности. В южной части расселения нашего народа возродилось независимое национально-территориальное образование – Государство Алания! Мы вернули историческое название нашей Родине. Славное имя предков!

Глава 3. Задалеске Нана в культурном наследии осетинского народа.

У каждого народа есть места, символы, предания, имеющие сакральное значение. В Северной Осетии каждый уголок хранит свои истории, прорастающие корнями вглубь веков и впитавшие, как героические, так и трагические вехи. Жизнь и смерть всегда рядом. Так было много столетий назад, так и сейчас. Так же как и война и мир. Так же как любовь и ненависть. Хитросплетенные судьбы людей, правителей и народов, завоевателей и порабощенных, героев и предателей.

Могла ли в 14 веке чудом выжившая после нашествия Тамерлана хрупкая женщина, испуганная, измученная, обескровленная предположить, что на долгие века станет священным символом для своего народа? Жители маленького горного селения Задалеск трепетно хранят историю святой Нана.

Ежегодно в начале августа в Горной Дигории в с. Задалеск отмечается праздник Задалеске Нана. Почтить память Задалеске Нана и вознести Богу благодарственные молитвы о спасении осетинского народа собираются не только жители Задалеска и селений Дигорского ущелья, но и паломники из Владикавказа, Ардона и других населенных пунктов республики.

Семьи, в которых в течение года родились девочки, делают в святилище кувд. Старший возносит молитву, поручая детей и молодежь Нана, просит, чтобы они милостью её избегали болезней и бед, трудных дорог. Поручают покровительству Нана и тех, кто отправляется в дорогу. Старшая из женщин, произнося ритуальную молитву над принесённым кувинагом, желает им счастливой дороги, чтобы они в здравии и веселье вернулись домой. Праздник Задалеске Нана – женский праздник. Все молитвы- о счастье, благополучии семьи, счастливом будущем детей. С тех пор каждый год в третью субботу июля в Задалеске отмечают праздник Задалеске Нана. Ответственные за праздник – прилагают все усилия, чтобы праздник удался.

  В наше время усилиями профессора Анзора Хачирова, жителей и выходцев из села Задалеск, неравнодушных людей создан Дом-музей Задалеске Нана, который у людей считается святилищем. Домашняя утварь тех времен, одежда, мебель, фигурки детей и дух той истории – вот что чувствуется в музее. На отдельном стенде фотографии жительниц селения Задалеск разных времен – многодетных матерей в селе Задалеск. Образ Задалеске Нана вписывается в рамки святого образа: по свидетельствам людей, она оказывает помощь всем, кто молится ей о здоровье и благополучии детей, а на месте спасения матери и сирот происходят чудесные исцеления.

На небольшом подоконнике листы бумаги и ручка. Тут каждый может написать просьбу к Нана. Многие приезжают в Задалеск, вознося молитвы к ставшей святой спасительнице. Многие просят о потомстве, поручают беречь детей и молодежь, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог. В Задалеск можно приехать в любое время. Двери музея всегда открыты, несмотря на ценность экспонатов, некоторым из которых столетия.

В 2017 году в Северной Осетии – Алании проходил конкурс на лучшую скульптуру, изображающую образ Задалеске Нана. Она имеет всеосетинское значение, поэтому одновременно рассматривался вопрос о месте где будет установлен победивший памятника в центральной части Владикавказа. Хотелось бы, чтобы памятник аланской истории в лице героической женщины Осетии во Владикавказе все же был установлен.

Глава 4. Социологические исследования: « Прошлое и настоящее»

Мною был проведен социологический опрос:

Анкета:

Возраст:

Ф.И.

1.Вы знаете кто такая Задалеске Нана?

Анализ:

В опросе участвовало более 30 человек, разных возрастных категорий, построена диаграмма

- Возрастная категория 8-14, школьники среднее звено- 10 человек

– возрастная категория 14-18, школьники старшее звено- 10 человек

– возрастная категория 18 и старше – 10 человек

Заключение.

 Светлый образ Задалеске Нана живет в благодарной памяти осетинского народа, пережившего драматические моменты своей истории. Ее яркий образ как покровительницы сохранился из глубины веков. В Дигории и сегодня старший за столом не забывает упомянуть ее прекрасное имя.Ей посвящен храм в селении Задалеск, и ежегодно в первую субботу августа отмечают в ее честь праздник. О ней слагают стихи и посвящают песни. Путь Нана – своеобразный гимн женщине-спасительнице, которую народ почитает как святую.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

Материалы семейного архива. Туаева Алина

Интернет-ресурсы-articles/16359147/angel-osetii-kak-…

Диана Сокаева, старший научный сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева, газета «Северная Осетия», «Задалеске Нана», 21 мая 2019г.

Светлана Сланова-Дзобаева, газета «Северная Осетия», «Задалеске Нана», 06 августа 2018г.

Сайт «Потерянная Осетия», Задалеск. Святилище Задалеске Нана.

Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Выпуск X: сборник статей. – Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2018. – 268 с

Вопросы литературы и фольклора: Сборник научных статей. Вып. X. Часть 2. – Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2018. – 252 с.

Багаева Аза Христофоровна, воспитатель высшей категории, МБДОУ №85 "ЦРР", г. Владикавказ. Северная Осетия, презентация «Музей Задалеске Нана»

Бекоев Владимир Исламович «Отражение истории средневековой Алании в песне «Задалеская Нана», журнал «Культурная жизнь Юга России», №1 (30), 2009г.

Просмотров работы: 2928