Монеты в лицах

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Монеты в лицах

Беспалов Д.В. 1
1АНО "Школа "ПРЕЗИДЕНТ"
Разумов С.А. 1
1АНО "Школа "ПРЕЗИДЕНТ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
 
 

Введение.

Тема моего проекта - "Монеты в лицах". Монета - это не только средство платежа при покупке, а оригинальный и важный исторический источник. Для меня, как человека увлекающего историей, нумизматика - это кладезь информации, а следовательно нуждается в изучении. Я выбрал эту тему потому, что именно монеты с портретами - это неиссякаемый источник информации по которому можно проследить все вехи исторического и культурного развития всех стран и народов. Изображения на монетах открывают нам загадки, тайны и дополняют письменные свидетельства античных авторов, помогая ученым в воссоздании портретов, памятников искусства и архитектуры, и исторических событий.

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. В древние времена, когда зарождались товарные отношения, люди просто обменивались друг с другом нужными вещами. В обществах, где большинство населения занималось одним и тем же трудом, схожим хозяйством, в качестве основной разменной единицы использовали продукцию этого самого труда. Например, еще сто лет назад горцы-чабаны на Кавказе рассчитывались между собой поголовьем своих овец. Какие-то древние народы придумывали рассчитываться красивыми раковинами или камнями. Но все-таки естественный обмен был не очень удобен, особенно в ходе развития общества и усложнения его структуры.  

Расчет скотом, плодами, раковинами, камнями и т.п. ставил платежеспособность людей в прямую зависимость от природных сил: падеж скота, неурожай, исчезновение моллюсков, иссякание дорогих камней означали то, что люди совершенно теряли возможность рассчитываться друг с другом. Необходимо было найти для предмета расчета что-то ценное, но универсальное, долговечное и удобное. Во II тысячелетии до н.э. в Древнем Египте стали использовать для расчета золотые кольца, а в бассейне Эгейского моря – выполненные в форме бычьей шкуры медные слитки. В первой половине VII в. до н.э. в Лидийском царстве на западном побережье Малой Азии и на греческом острове Эгина придумали отливать одинаковые кусочки металла дискообразной формы, на которых затем отчеканивали удостоверяющие их знаки. Так появились первые монеты, окончательно сформировалась новая форма расчета – денежное обращение. Постепенно удобный способ расчета распространился на огромной территории от Британии и Испании до Индии. В Китае люди додумались отливать и чеканить монеты независимо от населения Средиземноморья. Поэтому там они имели особый вид: имели в середине квадратное отверстие, вокруг которого располагались иероглифы. Такую форму китайские монеты сохраняли вплоть до начала XX в. В древнегреческих полисах – городах-государствах, каждый город чеканил монету с собственными знаками. В эллинистическую эпоху (323—30 гг. до н. э.), когда в Средиземноморье и Западной Азии господствовали основанные греками и македонянами царства, многие из которых были довольно обширными, включали в себя много городов с внутренними областями, каждый царь приказывал чеканить в своем государстве монеты одинакового образца, на которых помещался его портрет. Эту же традицию после присоединения эллинистических государств к Древнему Риму продолжили римские императоры: во всей Римской империи выпускались монеты по одной системе, и на них на всех чеканилось изображение императора. Названия некоторых древних греко-римских монет сохранились до сих пор в денежных единицах ряда стран, территории которых ранее входили в Римскую империю или испытали византийское влияние: динар (от латинского «денариус»), дирхем, драхма. Древние греки словом «номисма» обозначали устоявшийся порядок, правовые нормы, обычаи. Впоследствии это слово закрепилось за весовыми мерами и нормами, а затем так стали называть единицы стоимости, отдельные денежные знаки. В форме «нумизма» этот термин был заимствован римлянами. На его основе в научной латыни было образовано слово «нумизматика», то есть, наука, изучающая монеты.

Цель моей работы: показать и рассказать о том, насколько важным историческим источником являются монеты разных эпох с портретами. Доказать, что монета - это материал, по которому реконструируются особенности минувших исторических периодов. На них чеканились и портреты правителей, и изображения божеств, которым поклонялись отливавшие их народы, и целые сцены из исторических или мифических событий.

Возникшая при первом императоре Рима Гае Юлии Цезаре (49-44 г. до н.э.) традиция изображать правителя на монетах оказалась живучей. По сей день портрет правящего лица - почти обязательный атрибут оформления денежных знаков монархических государств. Даже если роль этого лица в политической жизни не то что мира, а даже своей, порой крохотной, страны, остается малозаметной. Таковых тысячи, их портретная галерея продолжает расти и в наши дни, а потому эта тема актуальна и сейчас. Собирательство редкостей и антиквариата все больше становится популярным занятием среди населения, как и нумизматика в России.

Портреты на монетах – интереснейший источник информации о прошлом и настоящем. Но не только цари и политики определяют ход истории и лицо нашей цивилизации. В на протяжении всей истории монет можно встретить на них портреты математиков, физиков, астрономов, географов, химиков, путешественников, инженеров, изобретателей.

Итак, предлагаю окунуться в историю и познакомиться с частью самых интересных, загадочных, красивых и "тонких" творений медальеров.

Глава 1. История чеканки монет с лицами.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу. Расцвет медальерного искусства античности пришелся на Классическую и Эллинистическую Грецию, подарившую нам высочайшие шедевры мелкой пластики. Монеты регулярного чекана древнегреческих полисов поражают высотой художественного и технического мастерства исполнения.

Многообразию монетных типов лицевых сторон был положен предел в эпоху эллинизма, когда на лицевой стороне, как правило, стал изображаться портрет правителя того или иного государства. А. Н. Зограф в специальной статье предполагал, что уже в V—IV вв. до н. э. появились портретные изображения на отдельных монетах, например, головы воина (Эфес), головы метателя диска (Кизик, около 520 г. до н. э.), но неизвестно, были ли это реально существующие люди. Первые монеты с идентифицированными портретами появились в греческих городах. На них изображались Афродита, Афина, позже — Геракл, Зевс и множество других божеств и героев. Изображение живого человека — Дария Великого — впервые появилось в Персии на золотом дарике и на серебряном сикле. Его фигура была изображена в виде стрелка и оставалась неизменной на протяжении 200 лет. В портрете легко узнается Дарий, так как на голове у него изображена зубчатая корона персидского царя. В городе Абдеры (примерно 425 г. до н. э.) в обращении были монеты, на которых, согласно надписи, изображен Пифагор, живший столетием раньше. Однако первой монетой с портретом человека анфас была серебряная тетрадрахма Милета (411 г. до н. э.) с изображением персидского сатрапа Тиссаферна. Персидский сатрап Тиссаферн был первым правителем, чей портрет был изображен на монете в 411 году до н.э.

С достоверностью можно сказать, что первое портретное изображение на греческих монетах появилось в эпоху Александра Македонского. Надо сказать, что изображение Александра на его тетрадрахмах и драхмах еще подчинено традиции, связанной с изображением на монетах богов. Александр здесь изображен в виде Геракла в львиной шкуре, но черты лица имеют явное портретное сходство с Александром. Таким образом, традиционному изображению Геракла в Македонии были приданы черты сходства с лицом молодого монарха. После смерти Александра Великого его полководцы разделили империю на отдельные государства, в которых стали чеканить монеты с его профилем. Так, Птолемей I Сотер до 305 г. до н. э. не помещал собственного изображения на египетских монетах, копирующих александровские тетрадрахмы. Аммонов рог, выходящий из виска Александра, обозначал то, что он стал богом. Позже правители эллинистических государств стали использовать на монетах свои собственные портреты. Эллинистические портреты на монетах отличались большим реализмом исполнения и очевидным сходством с изображаемым лицом. Этого нельзя сказать только о монетах Парфии, где изображение правителя крайне стилизовано.

Традиция чеканки монет с портретами распространилась на территорию Рима в период Поздней республики, когда на монетах были увековечены Помпей Великий и Юлий Цезарь. В Римской империи искусство монетного портрета расцвело. На монетах появились изображения не только императора, но и его жены и детей, представляя настоящую галерею портретов, известных своим реализмом, например Синетрит, жена короля Мерсии (757-796) и Адельгейда, жена императора Оттона (931).

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Византийская империя косвенно повлияла на возрождение реалистичного портрета на монетах Западной Европы. Незадолго до завоевания в 1453 году турками Константинополя император Иоанн Палеолог нанес государственный визит в Италию. Это событие было отмечено выпуском красивых бронзовых медалей. В Италии Эпохи Возрождения это повлекло за собой моду на большие медали с портретами, которая распространилась на другие страны, а также способствовала производству новых монет в итальянских городах. Эти относительно большие монеты получили название «тестоны» (от итал. testa голова). Так же появились английские слова testoon и tester, ранее синонимичные слову шиллинг. В Англии первый тестон, появившийся уже в 1504 году, имел на аверсе реалистичный портрет Генриха VII. Однако примитивные портретные изображения на пенни исчезли только в 1544 году. Генрих VIII стал использовать портреты анфас, но, когда он уменьшил содержание серебра в шиллинге, металл быстро стирался на самой выступающей части (которой был его нос). Поэтому эти монеты в шутку прозвали «медный нос».

Развитие портретных монет необходимо рассматривать более детально, поэтому приглашаю окунуться отдельно в историю русских и иностранных монет.

Глава 2. Русские монеты с изображением людей.

Принято считать начало русской государственности 882 годом нашей эры, когда новгородский князь Олег со своей дружиной взял город Киев. Именно с этого момента начинается официальная история нашего государства. Как и другие страны, на Руси с самого начала появились не только государственные органы, но и деньги.

Самыми старинными монетами, найденными на Руси, являются византийские серебряные и золотые монеты.

С одной стороны на монете изображался портрет императора, другую могли занимать различные изображения, надписи и номинал монеты. Именно такой тип монеты на Руси взяли за образец. Именно, благодаря византийцам, мы имеем такой современный вид монеты в настоящей России.

Менялись эпохи и правители, гербы и названия, а Россия развивалась и процветала, а с ней эволюционировала и монета.

Начало чеканки монет непосредственно на Руси ведёт нас, благодарных потомков, в Киевскую Русь, где ориентировочно в конце Х века появляется «Сребреник». На монете изображался Киевский князь, а рядом с ним герб Рюриковичей – парящий сокол в виде трезубца.

Однако, полноценного цеха по производству монет на Руси того времени так и не появилось. Основной денежной единицей стал серебряный слиток, называемый Гривной.

В ХIII веке меняется техника производства денег. Теперь монеты стали изготавливать из серебряной проволоки. Отсюда появляется знакомое нам всем название «Рубль» от того, что слитки «рубили» из проволоки. Размеры слитков были различны по весу и форме. Свои рубли выпускали Москва и Новгород. Из рубля изготовляли монеты.

Но всё это было кустарным производством. Первые массовые монеты на Руси стали делать в начале ХV века в Москве, затем в Суздальском княжестве, а после в Рязани и Твери. На первых Московских монетах изображался в основном Дмитрий Донской, но часто встречаются монеты с изображением со всадниками, воинами с оружием в руках, животными как существующими, так и мифическими. Это было связано с тем, что как такового монетного двора не существовало, и монеты производили серебряных дел мастера, которым князь лично разрешал чеканить монету для пополнения монетного фонда. Так монеты чеканили даже уездные князья и богатые бояре. На московской монетах с другой стороны изображалась надпись на татарском языке. Дело в том, что уже в то время Московия активно завоёвывала рынки Поволжья, где основным языком был татарский, поэтому деньги были «мульти язычными». Это дало свои плоды, во второй половине ХV века и до включения этих земель в состав России, российская старинная монета, называемая «денгой» прочно удерживала лидерство в регионе и была аналогом доллара в современном мире.

По мере централизации государства и создания внутреннего рынка, деньги стали чеканиться только с русскими надписями, да и потребность в распространении денег за границу отпала.

Следующей вехой в истории медных денег на Руси принято считать 1534 год, год, когда оканчивается денежная реформа Елены Глинской. Теперь на Руси стали чеканить деньги единого государственного образца. На монете был изображён всадник с копьём, отсюда пошло новое название – «копейка». Копейка стала на долгое время самой крупной монетой московского царства.

Серебро стало единственным материалом для производства денег на долгое время. Многие цари пытались проводить денежную реформу, вводились и медные деньги, а Василий Шуйский даже выпустил первые золотые деньги, но всё это было каплей в море и часто проваливалось. Так, медный бунт даже получил отдельную главу в учебниках истории и москвоведения.

Очередной шаг в развитии российских денег сделал царь-реформатор Пётр Алексеевич Романов, известный больше, как император Пётр I. В 1704 году Пётр проводит денежную реформу. Появляются серебряные рублёвые монеты, полтинники, полуполтинники, гривенник, пятачок с надписью «Десять денег» и Алтын, равный трём копейкам. Теперь с одной стороны царской монеты изображался двуглавый орёл – герб Российской империи, как было принято во всех европейских странах. Новый тип денег вводился постепенно, чтобы избежать народных волнений. В 1718 году последний раз дата ставится в виде букв, а в 1723 появляются медные 5 копеек (по стопе 40 рублей из пуда), завершившие денежную реформу. К окончанию Северной войны в 1721 году Пётр провозгласил себя императором, дав начало новой эпохе. С 1730 года на теле орла появляется герб московского царства – Георгий Победоносец. На монетах высокого достоинства изображался портрет правителя.

Помимо серебра, велись работы и над медной монетой. Дело в том, что всё правление Петра I велись поиски номинала медной монеты, поэтому медные этого периода часто менялись по весу и форме. До Петра I в России не было изящно гравированных монет. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

Во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

Начиная с 1700 г. портрет российского монарха помещался на монетах крупных номиналов, но император Павел I (1796-1801) отказался от этого. Долгое время причина исходя из которой на монетах в течении 90 лет не изображались портреты императоров была большой загадкой... Сейчас в "Век информации" у нас появилась возможность ознакомиться с этой тайной и я рад поделиться этой историей с вами.

Итак...  
В конце 1796 года, Екатерина Великая, окончательно решила назначить наследником своего внука Александра, минуя сына и законного наследника российского престола Павла, но неожиданно и скоропостижно скончалась. 6 (17 ноября) 1796 года на престол вступил наследник - цесаревич Павел Петрович...
Коронование императора Павла I совершилось в Москве 5 (16 апреля) 1797 года, в первый день Святой Пасхи.
Р. Зандер пишет: "Через несколько дней после восхождения на престол, Павел утвердил красивый рубль с изображением его особы в мундире Преображенского гвардейского полка с Андреевской лентой и крестом святой Анны на шее. Штемпель модели сделал Карл Леберехт. Портрет делает честь гравёру: император изображён правдиво и привлекательно, с лёгким исправлением его вздёрнутого носа. На обратной стороне П, увенчанные коронами и расположенные крестообразно, с орлом по середине.
Гурт с косой насечкой.К сожалению, этот красивый рубль так и остался пробной монетой и в тираж не пошёл."
Павел передумал. Вместо этого, утверждённого самим же императором рубля, в серию пошёл совсем другой рубль.
Впервые в императорской России, вместо рубля с изображением правящего монарха, стали чеканить беспортретные рубли.
На рублях Павла, вместо портрета императора, чеканился картуш с надписью "НЕ НАМЪ, НЕ НАМЪ, А ИМЯНИ ТВОЕМУ,".
Что стало причиной нарушения традиции?
Для ответа на этот вопрос, нам надо перенестись во Францию.
Франция. Июнь 1791 года. Известно, что случай играет не малую роль не только в жизни каждого человека, но и в истории.
Нередко из-за непредвиденных, прихотливых обстоятельств менялось её течение, рушились царства и гибли их владыки.
20 июня 1791 года Людовик XVI, переодетый в платье слуги, тайно бежал из революционного Парижа. Вместе с ним пытались спастись королева и дети - все переодетые простолюдинами. Путь их лежал к границе Бельгии.На почтовой станции в Варенне беглецы остановились, чтобы сменить лошадей. Расплачиваясь, кто-то уронил золотой луидор. Его подняла дочка почтмейстера и, протянув отцу, заметила, что изображение на монете, похоже на господина, который сидит в экипаже. Её слова насторожили почтмейстера Друэ. Заглянув в карету, он убедился, что девочка права.
Сходство человека в платье слуги с изображением на монете было несомненным.
То же одутловатое, массивное лицо, нос с горбинкой, та же причёска.
Ошибки быть не могло - это сам король, тайно бежавший из столицы!
По тревоге, поднятой почтарём, собрались вооружённые жители и арестовали беглецов. Так, случай решил судьбу Людовика XVI.
21 июня 1791 года были арестованы при попытке покинуть революционную Францию. В тот же год, 21 сентября, Франция провозгласила себя республикой. А в 1793 году, 21 января, король Людовик XVI взошёл на эшафот и был обезглавлен.
Луидор, случайно обронённый на почтовой станции, оказался роковым. Луидор - "Золотой Людовик", старинная французская монета, чеканился с 1640 года, имел хождение до 1795 года. На луидорах 1785 года был изображён профиль Людовика XVI, монета содержала 7, 6485 г. золота и равнялась 24 франкам.
Также выпускали монеты в пол-луидора, два луидора, 4, 8 и 10 луидоров. Существует большое количество разнообразных по оформлению луидоров.

Казнь Людовика потрясла все правящие дворы Европы.
В 1781 году, ещё будучи Цесаревичем, Павел Петрович, с Великой Княгиней Марией Фёдоровной посещают Париж.
Высокие гости прибыли инкогнито под именем графа и графини Северных. Со стороны королевской четы, им был оказан самый тёплый приём.

Примечательно, что мраморные бюсты Екатерины II и Цесаревича Павла Петровича, украшали кабинет Людовика XVI во дворце Малый Трианон.
Накануне отбытия графа и графини Северных, Людовик подарил им превеликолепные обои, представляющие историю Петра Великого, и прекрасный фарфоровый сервиз с гербами их императорских высочеств. По свидетельству княгини Ливен: "Павел французский язык знал в совершенстве, любил Францию, а нравы и вкусы этой страны, воспринимал в свои привычки".
Павел очарован Францией, питает искренние симпатии к Людовику XVI.
Россия. 1796 год. После кровавой расправы с королём Франции, взойдя на престол, Павел резко меняет своё отношение к этому государству.
Он осознаёт опасность, исходящую от революционной Франции, опасность грозящую всей Европе. Спасти Россию и саму Европу от проникновения революционной заразы, поставил Павел себе первой задачей.
Борьба с революцией, было для него делом религиозным, он вёл борьбу за христианскую веру и ,установленное Богом, монархическое начало. Опасаясь распространения в России идей Французской революции, Павел запретил выезд молодых людей за границу на учёбу, был полностью запрещён импорт книг, вплоть до нот, закрыты частные типографии. Регламентация жизни доходила до того, что устанавливалось время, когда в домах полагалось тушить огни. Специальными указами, некоторые слова русского языка, изымались из официального употребления и заменялись на другие. Так, среди изъятых, были имеющие политическую окраску слова "гражданин", "отечество". Они были заменены на "обыватель" и "государство" соответственно.
До 42 лет Павел прожил на двусмысленном положении законного наследника престола, без надежды получить когда-нибудь этот престол на законном основании. Сначала на его пути стояла мать, позже встал сын, которого она хотела сделать императором.
Ложное, двусмысленное положение, если оно продолжается слишком долго, любого человека может лишить душевного равновесия.
Павел рос в нелюбви, всегда помнил о судьбе своего отца Петра III, о печальной судьбе Иоанна Антоновича.Кровавая казнь Людовика и курьёзная история с монетой с изображением короля, сыгравшая роковую роль в его судьбе, оставили неизгладимый след в сознании императора.
Павел знал, что он не любим в России, чувствовал всю непрочность своего положения, и прекрасно помнил историю французского монарха.
Вернёмся к нашему вопросу. Что же повлияло на решение Павла, на его отказ от чеканки монет с его портретом?
Скромность, набожность, вкус, или страх?
Страх повторить судьбу Людовика.
Впечатлительный Павел категорически отказался от предложенного ему и сначала им же утверждённого портретного рубля.
Его наследники, все, как один, вплоть до Александра III не давали своего согласия на размещение своих портретов на российских монетах массового чекана. Существует легенда, что когда Николаю I, показали оттиск со штемпеля изготовленного Рейхелем портретного рубля, он сразу же отверг предложенную монету. Этот портрет очень встревожил императора. "Ему показалось, что на монете изображена отрубленная голова". Вот так...., не свою отрубленную голову увидел император. Отрубленная голова Луи, встала у него перед глазами.

Дальнейшее развитие монеты в России шло по нарастающей. Монеты становились больше в объёме, ценнее по весу, изображениеимператоров становилось всё более чётким и искусным.

 С развитием государства, постепенно стали появляться бумажные деньги, купюры, банкноты, ассигнации.  Первые бумажные деньги появились в Российской Империи ещё при императрице Екатерине II. В 1810 году вышел манифест Александра I об остановке выпуска и обязательном погашении ассигнаций, находящихся в обращении. Таким образом государство пыталось бороться с инфляцией. Полученные бумажные деньги подлежали сжиганию прямо перед зданием Государственного банка, чтобы население воочию могло убедиться в сокращении денежной массы. Этот же манифест указывал на серебряный рубль как основу денежного обращения.

Новый вызов бумажным деньгам был брошен во время Отечественной войны 1812 года. Вместе с армией неприятеля на территорию Российской империи проникли фальшивые деньги, изготовленные специально по требованию Наполеона. Мешки с поддельными ассигнациями номиналом 25 и 50 рублей везли вместе с остальным снаряжением и чаще всего использовали в деревнях, население которых не могло отличить оригинал от подделки. Тем не менее очевидные недостатки фальшивых купюр быстро стали заметны: надписи на них были выполнены с грубыми грамматическими ошибками, а обрезка углов сделана значительно ровнее, чем у настоящих. После победы над Наполеоном финансовую ситуацию удалось стабилизировать. В 1825 году в Российской империи была выпущена монета, никогда не вошедшая в обращение. Ее называют «константиновский» рубль.

После внезапной смерти Александра I ему должен был наследовать брат Константин Павлович, который на тот момент являлся наместником в Царстве Польском. Все члены царской семьи, высшие чиновники и армейское командование принесли присягу новому императору, однако Константин отказался от престола. В то же время приехать в Петербург из Польши он не желал, и некоторое время вся страна пребывала в растерянности. В начале декабря 1825 года приступили к чеканке монет с профилем Константина, но уже через несколько дней царствовать начал младший из братьев – Николай I. Случилась переприсяга, закончился период междуцарствия, а монета так и осталась неиспользованной. Сам факт наличия «константиновского» рубля оставался государственной тайной на протяжении полувека и был предан огласке только в 1880 году.

В 1839 году вышел манифест «Об устройстве денежной системы». Министром финансов Е.Ф. Канкрином была проведена реформа, важнейшим итогом которой стало признание серебряного рубля основным платежным средством. Все государственные налоги и подати с тех пор выплачивались только серебром. В 1866 году на бумажных деньгах впервые появляются портреты правителей России: Дмитрия Донского, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Петра Первого и Екатерины Второй.

Вновь портретные монеты для широкого обращения в народе стали выпускать лишь при Александре III, в 1886 г. Правда, на ряде польских монет в 1815-1834 гг. был изображен бюст Александра I (1801-1825), после Венского конгресса принявшего корону Королевства. После 1866 г. портреты русских правителей стали помещать на государственных кредитных билетах.

Многим, наверное, приходилось слышать о "петрушках" и "катьках" - банкнотах самых крупных номиналов, в 500 и 100 руб., названных так по изображениям на них Петра I (1682-1725) и Екатерины II (1762-1796). Выпуск этих денежных знаков, беспрепятственно обменивавшихся на золото, был осуществлен в 1898 г. в ходе так называемой реформы Сергея Витте.

Между прочим, сумма в 500 руб. в пересчете на чистое золото весила тогда немало - 387 г!

Окончательной точкой чеканки монеты в Российской империи стал 1917 год, Первая Мировая война, революция. Экономика России этого периода характеризовалась фразой И.А. Вышнеградским, министра финансов России в 1887-1892 годах «Не доедим, но вывезем». 

В 1915 году дошло до того, что в царской армии не было снарядов и патронов, солдатам некоторых частей выдали топоры на длинных палках, для отражения атак немцев и австрийцев. В стране всё больше богатели богатые и всё сильнее беднели бедные. Такое положение дел привело к революции в феврале 1917 года, когда ситуацией воспользовались пробуржуазные круги, и к Великой Октябрьской Социалистической Революции. Новая власть быстро осознала потребность в своих собственных, новых деньгах.

Активная внешняя политика Российской империи во второй половине XIX века привела к неконтролируемой эмиссии бумажных денег и неизбежному снижению курса кредитного рубля. С.Ю. Витте, занимавший в 1897 году пост министра финансов, предложил ввести золотой стандарт по примеру развитых европейских стран. Это позволило избавиться от обесценивания бумажных денег и задействовать в обращении больше золота, которому до этого отводилась второстепенная роль. Золотое содержание рубля устанавливалось в пятнадцатую часть империала (10 старых рублей), что составляло около 0,7 граммов чистого золота.

С началом Первой мировой войны денежное обращение страны не смогло выдержать огромного увеличения денежной массы, вызванного военными расходами. Количество бумажных денег в обращении возросло настолько, что к концу 1916 года рубль кредитными билетами стоил всего 6 копеек. Ещё в 1914 году, сразу после начала войны, из обращения и продажи царских червонец исчез, а так же исчезло золото, затем серебро и медь. В обращении остались только бумажные деньги, для размена которых уже в 1915 году появились бумажные же разменные билеты достоинством от 1 до 50 копеек и даже почтовые марки юби­лейной «романовской» серии, напечатанные на более плотной бумаге и снабжённые надписью о хождении наравне с разменной серебряной или медной монетой. Последними серебряными монетами Империи были рубль и 50 копеек 1914 года, отчеканенные небольшими тиражами ещё до начала военных действий. Хорошо известный рубль 1915 года чеканился не для обращения, а по заказу одной из воинских частей, отмечавшей свой юбилей. До 1917 года продолжалась чеканка биллоновой и медной разменной монеты, однако они чеканились не для внутреннего обращения, а для обеспечения военных закупок, главным образом хлопка в Средней Азии, а также для выплаты жалования войскам, дислоцированным за границей. Более того, на 21,5 миллиона рублей отчеканил из купленного в Китае серебра биллоновой монеты по российскому заказу Осакский монетный двор в Японии, поскольку Петроградский монетный двор не справлялся с таким объёмом чеканки из-за нехватки сырья и призыва в армию специалистов. Монетная система царской России на этом прекратила своё существование. Революции 1917 года, Гражданская война, разруха в экономике, военная интервенция стран Антанты, Германии, США и Японии породили невообразимое разнообразие бумажных денег в стране, где их не выпускал только ленивый. До сих пор бонисты - коллекционеры бумажных денег - находят новые и новые, ранее неизвестные выпуски. Счёт им ведётся на многие тысячи.

В 1965 г. было положено начало новой традиции - выпуску юбилейных советских монет, где портреты великих людей заиграли новыми красками.

Многовековая история Российской империи превосходно отражена в монетах того времени, среди которых встречаются особенные, даже если хотите эксклюзивные экземпляры, стоимость которых сегодня просто зашкаливает, а историческое и культурное значение невозможно переоценить! По этим монетам можно с легкостью изучать великую историю нашей огромной страны, ведь на них изображались и портреты самых значимых для государства людей, и символы государства российского, и важнейшие атрибуты эпохи, и даже многие, подчас противоречивые, исторические факты и события. Вероятно, именно поэтому многие, даже самые мелкие монеты того времени, сегодня очень высоко ценятся.
Я уверен, что каждый нумизмат хотел бы иметь в своей коллекции хотя бы один такой раритет, но, к сожалению, завладеть этим подлинным сокровищем удается не многим, а лишь единицам. Те же, кто попал в круг избранных и имеет в своей коллекции одну из описанных ниже монет, могут по праву гордиться своим собранием и называть его бесценным.

Предлагаю ознакомиться с кратким описанием самых дорогих монет царской России с портретами.

1) 1 рубль 1705 года («Польский талер») .

В 1704 году Петр I своим указом ввел в обращение серебряные монеты, напоминающие своим внешним видом польский талер образца 1630 года. Дело в том, что до 1730 года в России наблюдался острый дефицит серебра, которое использовалось для чеканки монет и его приходилось завозить из-за границы. Монета достоинством 1 рубль 1705 года была перечеканена из польского талера выпуска 1630 года, причем с ошибкой в написании даты. В наши дни на аукционе «Монеты и медали» 1 рубль 1705 года был продан за 1,5 млн. рублей.

2) 1 рубль 1730 года "Анна с цепью". В первый год правления императрицы Анны Иоанновны (племянницы Петра I), в Российской империи были выпущены новые серебряные монеты. Самые редкие и дорогие из них монеты достоинством 1 рубль 1730 года, получившие в простонародье название «Анна с цепью». На лицевой стороне монеты (аверсе) изображен портрет императрицы Анна Иоанновны, в тот год вступившей на престол, а на оборотной стороне монеты (реверсе) изображен имперский герб России — двуглавый орёл с тремя императорскими коронами, окруженный цепью Ордена Святого Андрея Первозванного. На сегодняшний день известно всего три экземпляра этих раритетных монет, один из которых был продан в 2007 году на аукционе «Монеты и медали» за рекордную сумму 700 тыс. долларов США. Это самая дорогая монета царской России на тот период времени.

3) 1 рубль 1806 года. Император Александр I по неизвестной причине запретил чеканить монеты со своим профилем, хотя наградные медали с изображением его портрета выпускались. В 19 веке по заказу частных лиц Санкт-Петербургским монетным двором были выпущены новоделы этих монет в количестве около 30 экземпляров, один из которых в наши дни был продан на аукционе «Монеты и медали» за 1,55 млн. рублей. Немного позднее, в 2007 году, цена выросла до 2 млн. рублей.

4) 1 рубль 1825 года. Пожалуй, самой широко известной монетой Российской империи является Константиновский рубль, аукционная цена которого превышает 100 000 долларов США. История появления этой монеты окутана завесой тайны. Дело в том, что в России никогда не было императора, носившего имя Константин. Некоторые исследователи полагают, что, скорее всего, на монетном дворе была допущена обычная ошибка. Однако существует и другая, более вероятная версия, согласно которой монета была изготовлена с расчетом на коронацию цесаревича Константина Павловича, который на самом деле заранее отрекся от царствования в пользу своего брата Николая I.

5) 5 рублей 1907 года. При заложении фундамента церкви св. Ольги в лагере Лейб-гвардии Конного полка под Санкт-Петербургом в августе 1907 года, в основание храма поместили 100 золотых монет достоинством 5 рублей в честь столетия участия полка в битве с армией Наполеона под Фридландом. На церемонии присутствовали Николай II, императрица Александра Федоровна и великая княжна Ольга Николаевна, в честь рождения которой и сооружалась церковь. От обычных пятирублевок эти монеты отличались только датой выпуска, поскольку в 1907 году золотые пятирублевые монеты для сферы обращения не выпускались. Оставшиеся от специального выпуска 9 экземпляров монет были подарены участникам торжественной церемонии. Периодически они всплывают на различных аукционах. Так, в марте 2011 года на торгах аукционного дома «Александр» монета достоинством 5 рублей 1907 года была продана за 4,35 млн. рублей. За пять лет до этого, в октябре 2006 года, на аукционе «Монеты и медали» такая же монета была продана «всего» за 2,7 млн. рублей.

6) 25 рублей 1908 года. Монета достоинством 25 рублей 1908 года считается очень редкой. Интересна история ее появления. В начале 20-го века в Сибири был найден огромный золотой самородок весом 5 кг. По распоряжению Николая II, из этого самородка были сделаны монеты, которые последний русский император планировал подарить ближайшим друзьям и родственникам во время празднования своего дня рождения в 1908 году. Хотя эта монета и считается очень редкой, за последние полтора года она пять раз выставлялась на торги на российских и зарубежных аукционах. Последний случай продажи был зафиксирован в апреле 2011 года на аукционе «Империя». Монета не в лучшем состоянии, имевшая на своем поле забоины и царапины, была продана за 1,9 млн. рублей. В идеальном состоянии она могла бы стоить в два раза дороже.

Глава 3. Иностранные монеты с изображением людей.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Заимствованные у греков технологии сохранили и развили древние римляне. Монетный двор, расположенный на капитолийском холме, у храма Юноны Монеты, миллионными тиражами денариев с портретами императоров и девизами, прославляющими их победы, покрывал значительную часть потребностей обширной Римской империи в деньгах. В художественном отношении монеты Рима уступают лучшим эллинистическим образцам. Но заслуга римских монетных мастеров состоит в создании отлаженной, почти промышленной, технологии изготовления монет.
Монеты становятся не только платежным средством, но и средством пропаганды, с поразительной скоростью отвечающим на стремительно меняющуюся ситуацию в Империи. Сменяющие друг друга императоры стремились утвердить свою власть, чеканя монеты со своим именем и портретом, а затем прославляли свои победы на реверсе монеты.

Технологическим отличием производства римских денариев стал способ изготовления монетных заготовок. Большой тираж и сжатые сроки не позволяли тратить время на единичное производство. Поэтому металл отливался в формы, состоящие из ряда соединяющихся углублений. Жидкий металл, заполняя ванночку, переливался через край в соседнюю лунку и т.д. Затем заготовки, соединенные литником, разрубались, после чего поступали в чеканку. Со временем этот способ был значительно усовершенствован. Слиток серебра определенного веса, предназначенный для изготовления монет, измельчался в стружку. В соответствии с применяемой монетной стопой, чистый металл в пропорциях смешивался с лигатурой (чаще всего это была медь), и сыпучая смесь равномерно распределялась в несколько жаростойких литейных форм, в каждой из которых было определенное количество углублений, по размеру будущей монеты. В печи стружка металла запекалась, соединяясь в цельную заготовку. Поэтому гурт римских денариев имеет неровную, шероховатую поверхность, характерную для конгломерата спекшихся частиц. Извлеченные заготовки плющились молотком и поступали на чеканку. Такой способ значительно сокращал затраченное на подготовку монетных кружков время и усилия монетариев. Так как металл, выделяемый на каждую монету, не взвешивался отдельно, то недостатком метода было значительное отличие каждого денария в весе, но зато можно было легко и точно контролировать общий расход материала и количество изготовленных из фунта монет.

После падения Рима монетное искусство почти на 1000 лет пришло в упадок. Монеты варваров обычно не имели никаких изображений или же только самые примитивные. Помимо общей деградации европейской культуры, проявить свой талант резчику мешал крохотный размер монет, которые редко были тяжелее 1 грамма (для сравнения – масса римских денариев в разные годы колебалась от 2,5 до 4 гр). Тем не менее, торговля по-прежнему существовала, поэтому средневековые денарии попадали в другие земли, а удачные идеи в их дизайне иногда копировались местными мастерами. 

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи — их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны  — доспехи, одежда, атрибуты власти.

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера — Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

В 14 веке наряду с крупными серебряными номиналами – грошами (слово “грош” происходит от латинского grossus – большой) – в европейских странах всё чаще можно было встретить и золотые монеты. Пожалуй, первым и самым копируемым типом стал флорентийский флорин. Впервые эта монета была выпущена во Флоренции в 1252 году и имела массу 3,537 грамма. Благодаря масштабной чеканке, активной торговле итальянцев со всей Европой и высокой пробе золота флорин вскоре получил признание во многих государствах.

Английские нобли не получили такой широкой известности, как флорины. Тем не менее, они некоторое время копировались в Нидерландах. Возможно, чеканка подражаний связана с тем, что именно в 1580-е годы голландцы вели ожесточённую войну с Испанией за независимость и даже предлагали английской королеве поддержать их.

 В Венгрии золотые дукаты начали выпускать примерно в 1325-1326 гг. Впрочем, как считается, золото там добывалось намного раньше, ещё с Х века. По легенде, местные охотники однажды поймали перепёлку, на лапках которой нашли крупинки золотого песка. Это послужило стимулом для поиска золота, примерно в то же время был основан посёлок Кремницбаня (более известный как Кремница). На венгерских дукатах изображается святой Владислав в полный рост.

В Нидерландах чеканка дукатов началась гораздо позже, чем в Италии, Англии или Венгрии – только в 1586 году.

Несмотря на появление в денежном обороте Европы грошей, со временем стала очевидна необходимость в ещё более крупных номиналах. Это объяснялось уменьшением пробы серебра в монетах и их постепенным обесцениванием, а также потребностями торговли. Действительно, представьте себе, чем было проще расплатиться за крупную сделку – сундучком с низкопробной мелочью, которая уже не вызывала прежнего доверия и которую надо пересчитывать полчаса, или же 15-20 крупными монетами? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден…

Новая веха в монетной чеканке началась в конце XV века, когда были открыты богатые серебряные рудники в Богемии и Тироле. Одновременно совершенствовалась техника и технологии, что позволило выпустить в 1486 году первый гульдинер. Это была красивая высокопробная монета, необычайно крупная для своего времени. Однако век гульдинеров был недолог, и к 1520-м годам их постепенно вытеснили талеры.

Одной из наиболее узнаваемых монет  в Европе XVI века стал голландский левендаальдер, впервые отчеканенный в 1575 году. По сравнению с остальными этот талер был низкопробным (750 проба) и выпускался сначала для внутреннего рынка, но уже вскоре их стали использовать в основном для международной торговли. Популярность этих монет была такова, что их и сейчас находят в кладах на территории России, Белоруссии и Украины. Большим доверием они пользовались у арабских купцов. А поскольку с восточными странами хотели торговать не только голландцы, то копирование левендаальдеров для нужд торговли приняло очень широкие масштабы. В разное время их выпускали в Эмдене, Бранденбурге, Инсбруке, Дании и Италии.

Ещё одной популярной монетой для торговли с Левантом (нынешние Сирия, Израиль, Ливан, Палестина и др.) стали гульдены. Поскольку большинство из них не датированы, то сейчас уже сложно установить, где и когда впервые создали стиль этих монет. Вероятно, это тоже произошло в Нидерландах. Первые гульдены там начали чеканить ещё в 1601 году, вскоре после появления левендаальдера (1575). Существуют немецкие и итальянские подражания им.

Вероятно, причиной широкого копирования голландских монет стали не только нужды торговли, но и относительная простота их стиля. Однако существуют и такие подражания талерам, которые выполнены на гораздо более высоком художественном уровне. Например, портретный талер эрцгерцога Максимилиана III Австрийского, магистра Тевтонского ордена, так понравился одному из итальянских графов, что тот заказал чеканку таких же, но уже со своим портретом.

По причине редкости данных монет и отсутствия точных данных невозможно утверждать, что именно итальянцы заимствовали идею у резчика из Тироля, а не наоборот. Однако большое количество итальянских подражаний самым разным европейским монетам косвенно подтверждает эту теорию. Впрочем, возможно, что никакого копирования и не было, просто автор штемпеля после смерти Максимилиана (1618) перебрался в Италию и стал работать на нового заказчика. Кардинально менять созданный им дизайн мастер поленился, поэтому ограничился только портретом. В итоге мы можем увидеть 2 талера, которые довольно легко перепутать друг с другом – настолько они похожи.

В те же годы император Священной Римской империи Фердинанд II выпускал в Богемии талеры другого типа. Это хорошо известные многим коллекционерам монеты, на аверсе которых изображён сам Фердинанд в полный рост в доспехах, на реверсе – двуглавый орёл. Такая композиция аверса довольно нетипична, поскольку на талерах обычно используется погрудный портрет в профиль или вполоборота к зрителю, и поэтому хорошо запоминается. По всей видимости, смелость авторского замысла впечатлила и современника Фердинанда – Наполеона

Спинолу, знатного генуэзского дворянина. Получив от императора право монетной чеканки, в 1647 году он заказал изготовление первой партии талеров (скудо). Поскольку они чеканились для относительно небольшой территории, где в денежном обороте находилось много других монет, выпуск был прекращён в том же году и возобновлён только в 1669 (на 1 год).

монеты XVIII-XX веков очень разнообразны. В колониальное время для каждой колонии, как правило, чеканилась особая монета. После того как многие страны Азии и Африки приобрели самостоятельность, это многообразие резко увеличилось. Уже одно перечисление эр, в которых даются даты выпусков на монетах, показывает это довольно убедительно. Сохраняется эра хиджры - мусульманское летосчисление. На Цейлоне, в Таиланде фигурируют даты в буддийской эре. В Таиланде есть еще монеты с датами в бангкокской эре - от основания Бангкока в 1782 году. В императорском Китае на некоторых монетах конца XIX и начала XX века (до 1911 г.) даты обозначали двумя иероглифами: один - номер шестидесятилетнего цикла, другой - год внутри этого цикла. А изображения? Это главным образом гербы, а в странах с монархическим режимом - портреты правителей и обозначения номиналов, которых тоже великое множество. У каждой страны монеты изобилуют своими национальными особенностями. Они разнятся материалами, формой, дизайном и прочими особенностями, которые в совокупности делают их привлекательными экземплярами для коллекций любого нумизмата. Интересных металлических денежных знаков много, но наиболее яркими среди них можно назвать деньги следующих государств.

США. Наибольшим спросом пользуются памятные и юбилейные доллары. Их изготавливают из чистого серебра и посвящают различным событиям жизни капиталистического общества. Монетки выпускаются сериями, которые в большинстве случаев постоянно пополняются.

Германия. Спросом пользуются далеко не все деньги этого государства. Самыми интересными являются монеты, отчеканенные во времена Третьего рейха — в период с 1930 г. до разгрома фашистов.

Китай. Как и в случае с германскими денежками, ценятся далеко не все монеты Китая. Особым спросом пользуются денежные знаки с квадратным отверстием в центре — по легенде оно символизирует земную и небесную гармонию.

Еще одним не менее привлекательным экземпляром мировой нумизматики является австро-венгерский дукат, отчеканенный в период с 1920 по 1930 гг. Для его изготовления использовали исключительно драгоценные металлы.

Дорогие и редкие монеты имеются на всех континентах. Лидирующие позиции по праву занимает Европа. История монет этой части света уходит корнями в далекую античность. До наших дней с той поры дошли единичные экземпляры, которые находятся либо в музеях, либо закопаны глубоко в коллекциях нумизматов со стажем. Самой дорогой денежкой этого периода является александрийская октодрахма с профилями Птолемея I и Арсинои II — ее современная стоимость переваливает за 6 000 долларов.

Чуть меньше оценивается коллекционерами статер Александра Македонского. Все рекорды бьет золотой сестерций Тита, цена на который доходит до 50 000 долларов.

Денежка из Гватемалы с портретом Филиппа V может обойтись коллекционеру более чем в 100 000 долларов — она сохранилась в единственном экземпляре. Денежный знак периода правления диктатора Хуана Мануэля-Де Росаса с его портретом имеет цену не менее чем 150 000 $.

Один из самых дорогостоящих экземпляров был «рожден» в Северной Америке.

Доллар Распущенные волосы 1794 года выпуска. Непонятно, почему именно распущенные волосы стали самым ярким и узнаваемым атрибутом этой монеты, тем не менее, среди коллекционеров известен этот вариант названия. Официально – это «Доллар с изображением Свободы с распущенными волосами». Видимо, локоны, вольно колыхаемые ветром, олицетворяют свободу в романтическом её проявлении. Профиль Свободы этого образца использовался на протяжении многих лет. Использование античных штрихов было неслучайным, поскольку в 1834-1913 гг. гравёры американских монет ещё вернутся к нему неоднократно. В чём же особая ценность монетки с долларовым номиналом? Это была первая серебряная монета Соединённых Штатов Америки. Выпуск монет такого образца продолжался с 1794 по 1804 год. Позже гравировка Свободы создавалась по портрету Анны Вилинг Бинхем художника Г. Стюарта.

Дочь президента Первого банка США в тот период считалась самой красивой женщиной Америки. Немного позже «Свободой» стала любовница гравёра Джона Райха, который занимался оформлением монеты. Но доллар «Распущенные волосы» выпускался только два года – 1794 и 1795. Тираж за этот период составил 162 000 экземпляров. В оборот поступило только 2000, и 200 монет сразу были переплавлены в серебро из-за низкого качества чеканки. Остальные ценные монеты были раздарены. Известно, что «дожило» до современности только 200 из них, и это редкие монеты. Есть точные сведения, что одна из них продана за 7 850 000 долларов. Монета в один доллар по стоимости почти 8 миллионов!

Королевским монетным двором в Канаде изготовлен самый большой в мире портрет королевы Елизаветы II. И этот портрет был не написан, а выгравирован на аверсе монеты! Это уникальный экземпляр, у которого на данный момент нет аналогов в мире. Во-первых, монета весит 100 кг, при диаметре 53 см. Этот факт ломает представления о монете, которую легко поместить в карман или кошелёк. Во-вторых, материал, из которого изготовлена монета, чистое золото 999 пробы! Перед нами – редкий экземпляр монеты номиналом 1 миллион долларов! И это один из немногих случаев, когда номинал соответствует себестоимости монеты.
С момента создания до продажи на аукционе ценная монета находилась в музее Kunsthistorisches (Вена). Продана за 4 миллиона долларов. Не слишком много за исполинский золотой слиток, оформленный в виде монеты.

Номинал этой монеты – всего пенни, но в мире она признана одной из наиболее раритетных. Монетным двором в Мельбурне отчеканено всего 6 экземпляров в качестве «пруф», и точно известно, где находятся эти ценные монеты: 3 из них хранятся в частных коллекциях, и 3 – среди музейных экспонатов. Монеты покрыты слоем меди, который немного испортился, но качество чеканки безупречно. Чеканка австралийского пенни произведена на идеально гладких заготовках путём двойного нажима штемпелем. Один из таких пенни продан в 2005 г. на аукционе за 515 тысяч долларов.

Описать все самые дорогие, редкие, красивые, интересные монеты в мире, наверно, невозможно. Мир иностранных монет таит в себе самые неожиданные направления. Он похож на Розу Ветров, у которой не восемь, и не шестнадцать лучей, а сотни и тысячи. Самые необычные формы, самые необычные материалы, самый необычный дизайн. А порой и нечто, способное превзойти все пределы. Поэтому в заключении я хочу показать вам одну из самых красивых, по моему мнению, монету, в которую вставлен кусочек настоящего метеорита. Многие стремятся загадать желание под росчерки падающей звезды, но немногие могут похвастать, что держали её в руках. Окунувшемуся в мир иностранных монет подвластно не только держать её в руке, но и вручить в качестве подарка. И тогда крылатая фраза из известного мультфильма "Я подарю тебе эту звезду!" станет не просто красивыми словами, а реальным поступком. Монета "Острова Кука" 5 долларов 2010 года выпуска с портретом Елизаветы и со вставкой кусочка натурального метеорита Hammadah al Hamra 280, который нашли в 2000 году в Ливии, в Jabal al Gharb, в области Hammadah al Hamra. Цифры 280 означают количество найденных и каталогизированных объектов в этой области. Анализ метеорита подтвердил, что он старше нашей солнечной системы примерно на 700 миллионов лет.

Несмотря на "экзотичность" монета доступна любому нумизмату, ее стоимость начинается от 10 000 рублей. Правда, несмотря на тираж в 2500 экземпляров найти её сложно. Но для настоящих коллекционеров и ценителей уникальных монет эта "сложность" только добавляет азарта.

Каждая из существующих ныне стран имеет насыщенную историю, события которой непременно отображались в монетах — уникальные, экзотические экземпляры можно найти на всех континентах и в островных государствах. Следует отметить, что далеко не все из них являются редкими, что дает возможность приступить к сбору коллекции монет мира даже начинающим нумизматам.

Заключение.

Итак, моя гипотеза о том, что монеты с портретами дают нам информацию о истории и культуре своего времени подтвердилась. Вывод: Благодаря монетам мы знаем, как выглядели правители и великие умы каждой эпохи, как "творилась" история.

Исследуя монеты мы прикасаемся к прекрасному, рассмотрев мы можем представить и даже ощутить дух времени, увидеть как менялись человеческие черты, настроения, обычаи и ценности. Каждая монета -это высшее мастерство ювелирного искусства.Мы - наследники того богатого наследия, которое как полноводная река, принесло нам их культуру, духовное богатство, эталоны красоты, поэзию, театр, философию и науку. Мы, современные люди, стоим на плечах древних и многим им обязаны...

На протяжении сотен лет и внешний вид монет, и их значение сильно менялись. Но, в то же время, мы наблюдаем преемственность и неразрывную связь между прошлым и настоящим. Ведь понятия рубль, копейка, монета, деньги, зародившиеся десятки веков назад, мы используем и по сей день в нашей жизни; а двуглавый орел и Георгий Победоносец и сейчас являются символами нашего Отечества и изображены на современных российских монетах.

Конечно, монеты, как и любые другие предметы, подвержены старению: проходя через тысячи рук, они истираются, становятся тоньше, «голос времени», запечатленный в них, звучит все тише. Но тем интереснее их изучать.

Тема "Монеты в лицах" неисчерпаема, а значит актуальна на все времена.

Список источников и литературы.

1. Федоров-Давыдов Г. А. Монеты рассказывают. М., 1981.

2. Федоров-Давыдов Г. А. Монеты – свидетели прошлого. М., 1985;

3. «Монеты России», автор Игорь Ларин-Подольский;

4. https://history-thema.com/istoriya-drevnih-deneg-razvitie-monetnogo-obrashheniya/

5. https://www.raritetus.ru/

6. http://coinhistory.ru/istoriya-portretov-na-monetax/

7. https://kazanocheka.livejournal.com/49920.html

8. https://www.russian-money.ru/coins/imperiya/

9. https://moscowtorgi.ru/news/istoki/6196/

10. https://economicportal.ru/facts/coins_history.html

11. https://realcoin.ru/

12. https://www.raritetus.ru/texts/sovetskaya-czekanka-carskogo-zolota/

13. http://copycoins.ru/stati2/article_post/chekanka-monet-v-sssr

14. http://www.tomovl.ru/money/Jubilejnye_monety_sssr.html

15. http://southklad.ru/katalog-monet-adrianova/yad-7.html

16.https://histrf.ru/biblioteka/b/zlatniki-assighnatsii-kierienki-kak-mienialis-17) dienghi-v-rossii

17. https://grosh-blog.ru/kakie-cennye-inostrannye-monety-stoi/

18. https://dengivsetakipahnyt.com/reyting/samye-dorogie-monety.html

19. https://www.liveinternet.ru/users/babeta-liza/post387641029/

Просмотров работы: 82