Создание сборника задач по математике на материалах о Великой Отечественной войне

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание сборника задач по математике на материалах о Великой Отечественной войне

Агзамова П.Р. 1
1МБОУ "Поташкинская СОШ"
Лаврова И.В. 1
1МБОУ "Поташкинская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В мае 2020 года исполнится 75 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В каждой семье есть свой герой, которым гордятся и помнят его подвиг. Почти не осталось свидетелей тех ужасных событий, но у нас есть их рассказы, художественные фильмы, исторические книги. Постепенно уходит поколение, не воевавшее с фашизмом, но видевшее последствия и исправлявшее их, поколение, выросшее на патриотизме. Подрастает новое поколение, которое не увидит дедушек и бабушек, тех, что уходили на войну юношами и девушками, храбро сражались за свободное будущее своих детей, внуков и правнуков. Мы- молодое поколение должны знать о подвигах своих предков и гордиться ими, передавая эту информацию из поколения в поколение. Мы должны помнить о тех тяжких годах войны, которые пережил наш народ.

 

Летом с мамой и сестрой я ездила на родину мамы в пос. Махнево Алапаевского района, и там мы побывали у Обелиска, на котором есть фамилии наших родственников. От бабушки и мамы я узнала, что в нашей семье воевали два человека: мой прадед Немчинов Николай Афанасьевич 1907 года рождения, и дядя моей мамы Близнюков Иван Гаврилович, 1925 года рождения. После ранения в ногу дядя мамы был комиссован и вернулся домой.

IMG-20191123-WA0002IMG-20191123-WA0000

IMG-20191123-WA0012 Близнюков Иван Гаврилович

С нашей школой давно ведет переписку участница Великой Отечественной войны, уроженка нашего села, теперь жительница г. Ставрополье Татьяна Петровна Власова. Она подарила нашей школе свои книги «Вспоминая войну необъявленную» и «Мы за мир! Мы за детей!». Я с интересом прочла ее книги, посоветовала их прочесть своим одноклассникам. На Ставрополье Татьяна Петровна вела большую патриотическую работу с молодежью и школьниками, с 1993 года была руководителем клуба «Фронтовичка». Считает своим долгом показать войну на самом деле, не приукрашенною, страшную и надеется, что ее книги сыграют роль в деле военно-патриотического воспитания детей и молодежи, пробудят уважение и любовь к своей Родине. Сейчас Т.П. Власовой 76 лет, за ней ухаживает ее сын.

Я считаю своим долгом хорошо учиться, закаляться физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина России. Один из любимых предметов в школе у меня математика. Я хочу приобщить ребят к решению задач про войну, потому что наше поколение должно помнить о событиях тех времен и подвигах наших дедов. Поэтому решила создать сборник задач по математике.

Я попыталась совместить историю и математику. Зная предмет математики, мы можем заглянуть в прошлое во времена Великой Отечественной войны.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью расширить свои знания и знания учащихся нашей школы о Великой Отечественной войне в год 75-летия Победы, составляя сборник задач о войне.

Гипотеза: составление и решение задач, основанных на реальных событиях и датах, способствует углублению знаний о Великой Отечественной войне.

Цель: создать сборник задач по математике для учащихся 5-9 классов, основываясь на датах и событиях Великой Отечественной войны

Задачи:

Ø углубить знания о Великой Отечественной войне;

Ø подчеркнуть всемирно - историческое значение Победы;

Ø познакомиться с краеведческим материалом;

Ø продемонстрировать взаимосвязь математики с историей;

Ø Составить задачи по темам: Битва под Москвой

Сталинградская битва

Мамаев курган

Блокада Ленинграда

Курская битва

Военная техника

Задачи на местном материале

Методы исследования: анкетирование обучающихся 7-8; 9-11 классов; изучение и анализ литературы; сбор фактических данных; анализ и составление задач.

Практическая значимость: применение на уроках математики в 5 – 9 классах. Также можно использовать и во внеурочной деятельности, на классных часах, посвящённых Великой Отечественной войне.

Объект исследования: исторические сведения о Великой Отечественной войне.

Предмет исследования: создание математических задач на материалах о Великой Отечественной войне.

 

 

1. Анкетирование учащихся школы по теме: «Великая Отечественная война в датах и ее значение»

Свою работу над проектом я начала с того, что решила выяснить, насколько хорошо учащиеся нашей школы знают о войне.

Мною было проведено анкетирование среди учащихся 7-8 и 9-11 классов по теме: «Великая Отечественная война в датах и ее значение».

Ребятам было предложено ответить на вопросы:

1. Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны.

2. Сколько дней длилась война

3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда

4. Сколько в нашей стране городов – героев

5. Об участии в Конкурсе чтецов, посвященному ВОВ

6. Назовите родственников - участников Великой Отечественной войны

7. Назовите прочитанные книги о войне

8. Нужно ли помнить об этой войне и почему

9. (для учащихся 9-11 классов) - дополнительно - Назовите слагаемые Победы в ВОВ

Результаты опроса оказались следующими:

Всего приняли участие в анкетировании 32 человека, из них 14- учащиеся 7-8 классов, 18- старшеклассников.

Учащиеся называют только годы начала и конца войны, точные даты указали только 2 старшеклассника.

На 2 и 3 вопросы не было верных ответов.

Большинство учащихся нашей школы принимает участие в Конкурсе чтецов о войне;

из городов - героев называют только 2-3 города;

только 10 человек читали одну или две книги о войне.

Приятно, что 9 ребят не только знают, что их родственники воевали на фронте, но и называют имена своих прадедушек и прабабушек. Этот вопрос – один из ключевых в анкете, т.к. ответ на него показывает уровень уважения ученика к истории своей семьи.

Учащиеся нашей школы гордятся великой Победой, понимают цену этой Победы.

Объясняя причины большой важности и значимости Дня Победы, учащиеся пишут:

- Мы обязаны помнить о тех людях, которые пожертвовали собой ради нас всех. - Карина Г., 7 класс,

- Нужно помнить, потому что это коснулось большинства из наших семей и подвиг родственников нельзя забывать. - Арсений А.- 7 класс,

- Если бы не те герои, которые рисковали жизнями и умирали, нас бы сейчас не было. Они защищали нашу Родину. - Виктория В., 9 класс,

- Это забывать нельзя, без победы нас просто не было бы. Спасибо нашим прадедам за то, что отстояли Родину. - Алексей П., 9 класс,

- Нам и следующим поколениям обязательно нужно помнить об этой войне, потому что, благодаря нашим прадедушкам и прабабушкам мы живем в спокойной и мирной обстановке. - Яна Ш.,10класс,

- Необходимо чтить память погибших солдат, чтобы люди понимали, к чему может привести война. - Снежана Б., 11 класс.

Учащиеся 10-11 классов отвечая на вопрос- Слагаемые Победы в ВОВ- отметили

силу духа русского народа, веру в победу, хорошее командование и выдающихся маршалов (Конев, Жуков), любовь к Родине, бесстрашие и отвагу наших воинов.

Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях о Великой Отечественной войны, я решила сама составить сборник задач о войне и предложить его учащимся и учителям моей школы.

2. Сбор информации

Проект осуществлялся в течение 4 месяцев.

Работа над проектом включала несколько этапов:

1. Сбор информации, исторического материала.

2. Составление задач разного типа.

3. Оформление задач в печатном виде.

4. Подбор иллюстраций к задачам.

5. Решение задач.

6. Создание сборника задач.

Сначала проходил сбор фактических данных. Некоторые задачи я сопроводила исторической справкой, содержащей числовые данные. Я искала сведения в самых разных источниках: учебниках, книгах о войне, электронных справочниках, в Интернете. Помогла выставка в нашей школьной библиотеке на тему: «Аллея героев» и «Памятные даты» др. Также я обратилась за сведениями к библиотекарю сельской библиотеки Снигиревой З.П.

Я с интересом читала книгу «Очерки истории Артинского района».

В нашем школьном музее я нашла точную копию газеты «Правда» от 10 мая 1945 года, ее редакция Областной газеты переиздала к 70-летию Великой Победы над фашизмом в 2015 году. В газете почти во всю страницу портрет И.В. Сталина, целая страница с портретами военноначальников, которые руководили военными операциями в годы ВОВ. Всем советую подержать эту газету в руках. В музее школы я нашла материалы об учителях Поташкинской школы, которые участвовали в боях.

В сборнике можно найти задачи по следующим темам:

  • Числовые выражения;
  • Действия с десятичными и обыкновенными дробями;
  • Уравнения;
  • Задачи на проценты;
  • Работа с таблицами;
  • Диаграммы;
  • Округление чисел.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Артинский городской округ

МБОУ «Поташкинская средняя общеобразовательная школа»

Сборник задач о войне

«Об этом забывать нельзя»

с. Поташка

2019

Сборник содержит задачи по материалам о Великой Отечественной войне.

Сборник задач предназначен для учителей математики и учащихся 5-9 классов, проявляющих интерес к математике и к истории своей Родины.

Автор сборника: Агзамова Полина, учащаяся 9 класса МБОУ «Поташкинская средняя общеобразовательная школа».

Соавтор: Лаврова Ирина Васильевна, учитель математики, I квалификационная категория.

 

Дорогой друг!

У тебя в руках сборник текстовых задач. Он создан на материалах о Великой Отечественной войне, цифрах и датах великих сражений.

Как настоящему патриоту своей Родины тебе, наверное, захочется больше узнать о том, как твои соотечественники храбро отстаивали свою свободу и мирную жизнь, о разрушительных последствиях войны. Это и многое другое ты сможешь узнать, решая задачи из сборника.

Попробуем применить свои знания и умения к решению задач с военным содержанием, в основу их условий положены события, происходившие в нашей стране в годы Великой Отечественной войны.

Кроме задач в сборнике содержатся сведения по истории Великой Отечественной войны, интересная информация о роли людей нашего села в Великой Отечественной войне, и много другого интереснейшего материала.

В сборнике есть страничка «Для заметок», где можно записать дополнительные сведения или же составить свои новые задачи.

Я знаю, как бывает нелегко решить задачу, но, решив её, ты обязательно поверишь в свои силы, и тебе будет интереснее на уроках.

Желаю побед!

 

Содержание сборника задач

1. Общие сведения

2. Битва под Москвой

3. Сталинградская битва

4. Курская битва

5. Мамаев курган

6. Блокада Ленинграда

7. Задачи на местном материале

 

Общие сведения

В мае 1945 года закончилась Великая Отечественная война, самая страшная и опустошительная в истории человечества. В то же время это одна из самых героических страниц истории нашей страны и нашего народа. В эти страшные для нашего народа годы было тяжело находящимся на линии фронта. Но и в глубоком тылу люди испытывали трудности и лишения; нам сейчас, в мирное время, сложно представить, что это были за лишения.

1. В 1940 году численность населения СССР составляла 200 000 000 человек. За время великой Отечественной войны погибло 13,5% советских граждан. Сколько человек погибло за время Великой отечественной войны?

2. Во время Второй мировой войны у Германии было задействовано 80000 боевых самолетов, 49000 танков и 69900 орудий. Сколько всего было задействовано вооружений разных видов?

3. В годы Великой Отечественной войны было построено 6339 истребителей Як-7. Истребителей Як-3 – на 1551 меньше, а Як-9 – на 2167 больше суммы первых двух. Сколько было построено истребителей каждой модели?

4. В сентябре 1942 года оккупанты зарегистрировали 150 крушений эшелонов, в октябре в 1,4 раза больше, в ноябре в 1,6 раза больше. Какой урон нанесли партизаны врагу за три месяца?

5. За годы войны гвардейского звания были удостоены 11 общевойсковых армий, 6 танковых армий, 1 конно-механизированная группа войск, 7 кавалерийских, 12 танковых, 9 механизированных и 14 авиационных корпусов. Какую часть крупных гвардейских войсковых соединений составляют танковые корпуса?

6. Максимальная скорость танка Т-34 образца 1940 года 51,2 км/ч. Какое расстояние способен преодолеть танк по открытой местности в марше за неделю?

7. В тылу на производстве подростки в возрасте 14 -17 лет составляли 10,5% всех работников, женщины – 59%, в сельском хозяйстве подростки составляли 24%, а женщины – 70%. По этим данным построить столбчатую диаграмму занятости подростков и женщин на работе в тылу.

8. Большинство отечественных снайперов обычно брало с собой 120 винтовочных патронов. Причём из них около 60% — патроны с лёгкой или тяжёлой пулей, 25% — патроны с бронебойно-зажигательной пулей и 15% – с зажигательной и трассирующей пулями. Какое количество патронов с разными видами пуль брали в бой снайперы?

9. Всего за годы войны советская промышленность выпустила около 13 млн. винтовок, 6 млн. пистолетов-пулеметов, 1,5 млн. пулеметов всех типов. Для сравнения – в Германии за тот же период было выпущено 8,5 млн. винтовок, 1 млн. пистолетов-пулеметов, 1 млн. пулеметов. На сколько больше выпустила советская промышленность разного вида оружия, чем Германия?

10. Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции?

11. Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 г выпустил 75 танков, а в декабре 1942 – 765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?

12. 40% солдат и офицеров, участвовавших в Берлинской операции (2,5 млн. человек), были награждены медалью «За взятие Берлина». Сколько воинов получили эту медаль?

13. На момент вторжения, враг превосходил наши войска, по личному составу в 1,8 раза, по тяжелым и средним танкам в 1,5 раза, по самолетам в 3,2 раза, по орудиям минометам в 1,25 раза. Каково было вооружение захватчиков, если в войсках, прикрывавших Западные границы СССР, было 2,9 млн. человек, 1540 самолетов, 34695 орудий и минометов, 1800 тяжелых и средних танков?

14. Порох состоит из селитры, серы и угля. Масса селитры в 6,2 раза больше массы серы, а масса угля составляет 1/9 массы серы и селитры вместе. Сколько пойдет каждого из веществ на приготовление 24 кг пороха?

15. Сколько понадобится лет, если объявить минуту молчания за каждого погибшего в Великой Отечественной войне (27 миллионов человек)?

16. Таблица «Основные виды танков СССР времен Великой Отечественной войны», в ней представлено несколько видов советских танков.

 

Тип

Т-26, легкий танк

Т-34, средний танк

 

КВ-85, тяжелый танк

 

ИС-2, тяжелый танк

Изображение

C5941D7E

 

6A9BD90D

http://bronetehnika.narod.ru/kv85/kv85_17.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2017-05/thumbs/1494240643_is-2ssov.jpg

Боевая масса, т

10,25

30,9

46

46

Лобовая броня, мм

15

45

75

120

Максимальная скорость, км/ч

30

54

42

37

Запас хода, км

200

300

330

240

Экипаж, чел.

3

4

4

4

Вооружение

Пушка 45 мм, пулемет 7,62 мм

Пушка 76 мм, два пулемета 7,62 мм

Пушка 85 мм, три пулемета 7,62 мм

Пушка 122 мм, три пулемета 7,62 мм, пулемет 12,7 мм

Примечания

Наиболее интенсивно танк использовался в ходе Финской войны в 1940 году, а также в 1941 году во время Битвы за Москву

Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Великой Отечественной войны

Эта боевая машина была разработана в связи с появлением у противника новых тяжелых танков «Тигр». Индекс 85 означает калибр основного вооружения машины

Танк зарекомендовал себя как средство качественного усиления частей и подразделений и прорыва хорошо укрепленных заградительных полос, а также штурма городов.

Даже осколочно-фугасный снаряд 122-мм танковой пушки Д-25Т при удачном попадании мог вывести из строя немецкий танк или его экипаж.

 

Используя данную таблицу, ответьте на вопросы.

1) Какой танк имеет наибольший запас хода?

2) Определите, у какого из представленных в таблице танков наибольшая максимальная скорость. Какое расстояние пройдет этот танк за 2,5 часа с данной скоростью?

3) У каких танков, представленных в таблице, боевая масса одинаковая? – Лобовая броня каких танков с уверенностью выдерживала попадание снаряда немецкой противотанковой пушки калибра 37 мм?

4) С ремонтной базы одновременно к линии фронта выехали танки ИС-2 и КВ-85. Какое расстояние будет между ними через 3,7 часа, если они будут двигаться со своей максимальной скоростью? Что общего и в чем различие в вооружении данных танков?

Первым кто вышел на амбразуру был Александр Панкратов. Младший политрук танковой роты 125-го танкового полка 28-й танковой дивизии. В 1941 году 24 августа он закрыл своим телом вражеский пулемет. Это дало возможность красноармейцам без единой потери занять плацдарм. После подвига, совершенного Панкратовым, аналогично поступили еще пятьдесят восемь человек.

17. Уже в первый день войны немецкая авиация разбомбила ________ аэродромов и уничтожила на земле и в воздухе ______ советских самолетов,

125•8:25+26 = аэродромов,

(600•0,15+60) •88 = самолетов

18. Потери в Великой Отечественной войне 27 млн. человек. 13/27- потери в боевых действиях, 14/27 погибло мирных жителей. Сколько человек погибло на фронтах войны, сколько мирных жителей?

19. В памяти народа навечно остались 29 трагических дней, не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, давшего миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге. Начертите круговую диаграмму, отражающую данные события.

20. «Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос».

413

218

474

567

569

374

630

979

195

0

256

349

221

26

282

375

 

Битва под Москвой

http://www.metod-kopilka.ru/pics/gal003.jpg

1. С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям.

На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?

2. В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не смогло прорваться к Москве?

3. Так группа армии «Центр» имела в своем составе 1708 000 человека, 13 500 орудий и минометов, 1 170 танков, 615 самолетов, а советские войска насчитывали личного состава на 608 000 человек меньше, орудий и минометов в 2 раза меньше, танков на 395 меньше, а самолетов больше на 385. Сколько живой силы, орудий и минометов, танков и самолетов было в советских войсках в начале контрнаступления под Москвой?

В результате упорной обороны и контрударов в конце ноября – начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетов было на стороне противника.

4. Во время боёв под Москвой, в городе прошёл парад 7 ноября на Красной площади. Всего в параде участвовало около 28,5 тыс. человек, 140 артиллерийских орудий, танков – на 20 больше, и машин – на 68 меньше, чем орудий и танков вместе. Узнайте, сколько участвовало в параде танков и машин?

На параде, как и в мирное время, были представлены пехота, конница, артиллерия, танки, моряки, войска ПВО и НКВД, прошли торжественным маршем курсанты военных училищ и рабочие батальоны. Парад был одновременно и проводами на фронт.

5. Воздушные налёты на Москву продолжались 9 месяцев. Всего в налётах участвовало 7200 фашистских самолётов. Наши зенитки за это время сбили 1100 самолётов. Каков процент сбитых самолётов? Ответ округлите до десятых.

6. 28 героев-панфиловцев во главе с политруком В.Г. Клочковым 16.11.1941 г. в 4-х часовом бою около станции Дубосеково (восточнее Волоколамска) подбили _____танков противника. Сколько танков подбили герои, вы узнаете, решив квадратное уравнение и выбрав наибольший корень уравнения: х2 – 15х -54 = 0.

Панфиловцы – воины 316 стрелковой дивизии, героически сражавшиеся под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова в Московской битве. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – сказал своим бойцам политрук. И двадцать восемь героев не дрогнули, почти все погибли, но врага не пропустили.

1. 6 сентября Гитлером был утвержден план операции по молниеносному захвату Москвы. Наступление на московском направлении нацисты готовили как “генеральное”, решающее. Чтобы узнать, как назывался план Гитлера, необходимо выполнить следующее задание.

А 0,84 – 0,54 = Т 5,1: 3 = Ф 1,3 + 3,6 =

1,7

0,3 0,3

2,82 2,8

4,9 4,9

2,3 2,3

0,02 0,02

 

 

 

 

 

 

Й 0,4 • 7 = У 6,9 : 3 = Н 2 : 100 =

 

Установите соответствие между числами и буквами. Заполните таблицу.

Сталинградская битва

Сталинградская битва – самое крупное сражение за всю историю человечества на тот момент. Битва развернулась на территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше: - 2 миллионов человек, - до 2 тысяч танков, - более 2 тысяч самолетов, - до 26 тысяч орудий.

1. В 1941 г. Жилой фонд Сталинграда составлял 1 млн. 843 тыс. м². После окончания Сталинградской битвы осталось полуразрушенного жилья 175м². Найдите процент разрушенного жилья города Сталинграда (ответ округлить до десятых).

2. С ноября 1941 по март 1942 Сталинградский тракторный завод занимал ведущее место в стране по выпуску танков т-34. В 1941 завод выпустил 956 танков, в 1942-2520. На сколько процентов Сталинградский тракторный завод повысил выпуск военной продукции (ответ округлите до десятых)

3. 2 августа 1942 года ширина Сталинградского фронта достигла 800 км. Найдите количество армий, которое включал боевой состав Сталинградского фронта, если известно, что количество армий составляет 1, 125% от ширины фронта?

4. Награждено 760 000 человек, что составило приблизительно 67% от общего числа солдат и офицеров - участников Сталинградской битвы. Сколько было участников Сталинградской битвы? Результат округлить до десятков тысяч.

Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Награды участников: Медаль "Золотая Звезда", Герой Советского Союза, Медаль "За отвагу", Медаль "За боевые заслуги", Медаль «За оборону Сталинграда».

5. Самые ожесточённые бои шли на Мамаевом кургане. Выполнив действия, вы узнаете величину главной высоты города: 318,46 + 24,38 – 240,84.

6. В Сталинграде погибло 4• (836-150) +9936:48•180 мирных жителей.

7. Сталинград был разрушен на (1,3х+1,2х = 225) %

8. Сталинградская битва длилась долгих 200 дней и ночей. Гитлер планировал завоевать Сталинград за 0,07этого времени. Сколько времени отводил Гитлер на завоевание Сталинграда?

9. 19 ноября 1942 года советские войска перешли в наступление. 75 дней и ночей понадобилось им, чтобы разгромить немецкие войска, что составило 3/8 от всего времени битвы на Волге. Сколько дней и ночей шли оборонительные бои в Сталинградской битве?

10. В Сталинградской битве с обеих сторон одновременно участвовало 2000000 человек, 2500 самолетов. Танков и орудий было 27375, причем орудий на 23025 больше, чем танков. Сколько танков и сколько орудий участвовало в Сталинградской битве?

11. В октябре в район Сталинграда было подано 33236 вагонов с личным составом и боевой техникой, а в ноябре 41461 вагонов. Сколько всего вагонов было поставлено в район боевых действий?

Курская битва

1. 5 июля 1943г началось одно из самых крупнейших сражений Великой Отечественной войны битва на Курской дуге. Завершилась Курская битва 23 августа 1943г победой Красной Армии, которая оказала решающее влияние на дальнейший ход Второй мировой войны. Сколько дней продолжалась Курская битва?

2. В Прохоровском сражении участвовала 1-я дивизия СС «Лейбштандарте СС Адольфа Гитлер», имевшая около 200 танков, в том числе 13 «Тигров», а в 5-й танковой Армии П.Ротмистрова в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве?

Сражение под Прохоровкой- сражение между частями германской и советской армий в ходе оборонительной фазы Курской битвы произошло 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги в Полосе Воронежского фронта, в районе станции Прохоровка на территории совхоза Октябрьский.

3. Найдите значение выражения (125-90) ×300-600×4 и узнаете длину танка Т-34 с пушкой в миллиметрах. Переведите ее в метры.

Т-34 советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с1940 года. В течение 1942-1947 годов- основной танк РККА и ВС СССР. Являлся основным танком РККА до первой половины 1944 года, до поступления в войска его модификации Т-34-85. Самый массовый танк Великой Отечественной войны.

4. Скорострельность противотанкового ружья С.Г. Симонова (ПТРС) 15 выстр/мин, а ручного пулемета «Максим» 300 выстр./мин. Во сколько раз скорострельность пулемета «Максим» больше?

Пулемет «Максима» – станковый пулемет, разработанный британским оружейником американского происхождения Хайремом Стивенсом Максимом в 1883 году. Очень надежный пулемет Максима применялся в ВОВ, его использовали, как пехота, так и горнострелковые части, а также флот.

5. За 12 секунд стрельбы из пулемета «Максим» было выпушено 120 пуль. Рассчитайте темп стрельбы пулемета. (выстрелов в минуту)

6. Всего по состоянию на 22 июня 1941 года в войсках находилось 76,3 тыс. станковых пулеметов. В течение второй половины 1941 года потеряно 54,7 тыс. станковых пулеметов. Какое количество станковых пулеметов осталось на вооружении Советской Армии?

7. Ширина фронта боевых действий 400 км, глубина продвижения советских войск - 150 км. Найдите площадь поля боевых действий и выразите ее в гектарах.

8. Против танковой дивизии «Адольф Гитлер» были выдвинуты две армии, которые должны встретиться недалеко от Курска. Армии находились друг от друга на расстоянии 240км. Скорость движения одной армии 4км/ч. Найти скорость движения второй армии, если известно, что через 2 дня расстояние между ними было 40км. Учесть, что армии двигались по 10ч. в сутки.

9. В ходе оборонительного сражения на Курской дуге советские лётчики уничтожили около 1495 немецких самолётов, в то время как собственные потери составляли 460 самолётов. Сравните, во сколько раз были потери у фашистов.

10. Максимальная скорость танка Т-34 55 км/ч, а скорость фашистского танка того же класса Т-3 40 км/ч. Успеют ли наши танки захватить переправу через Северный Донец, если по данным разведки фашистские танки находятся на расстоянии 20 км, а наши-24 км. При этом нужно учесть, что на пути советских танков есть труднопроходимый участок длиной 4 км, который можно преодолеть только со скоростью 30 км/ч.

11. Под Прохоровкой советские войска потеряли 60% танков из 800, а немецкие — 75% из 400. Сколько танков потеряли советские войска, немецкие?

За время Сталинградской битвы в ее «мясорубке» были уничтожены: 1,5 млн. фашистов, 3,5 тыс. танков, множество другой техники врага. 900 тыс. фашистских солдат и офицеров были взяты в плен. Сдались в плен 23 немецких генерала и фельдмаршал Паулюс. Поражение под Сталинградом повергло в ужас, как немецкий народ, так и его Армию.

12. Решите уравнения, и вы узнаете фамилию командующего Центральным фронтом. Его именем так же названа одна из площадей города Курска.

О 0,8 – х:7 = 0,5 В 1,5(6 – 11:х) = 0,75

Р 4х + 2 + х = 6 С 8,4 - 2,5х = 0,9

И 2(х+3)=9,2 К х:0,1 + 4,6 = 14,6

Й 2,4х – 0,3 = 9,3

 

0,8

2,1

1

2,1

3

3

2,1

2

3

1

1,6

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.karopka.ru/upload/comments/875/7730df95e649ae4cf3c30ebf11e24683_original.jpg

13. Советский станковый пулемет СГ-43 имеет массу 40,4 кг. Сколько весит пулемет «Максим», если он в 1,6 раз тяжелее?

14. В ходе оборонительного сражения на Курской дуге советские летчики уничтожили около 1 495 немецких самолетов, в то время как собственные потери составили 460 самолетов. Сравните, во сколько раз больше были потери противника?

15. Летчик Иван Кожедуб в битве на Курской дуге сбил 6 самолетов, что составляет 2/3 самолетов, которые сбил другой прославленный летчик Александр Горовец. Сколько самолетов сбил старший лейтенант Горовец?

16. Узнайте максимальную скорость танка «Тигр», если она составляет 69 % от максимальной скорости танка Т-34 равной 55км/ч. Результат округлите до единиц.

17. Немецкое командование на Курской дуге бросило в бой до 2770 танков и штурмовых орудий. С нашей стороны их ждали 3440 танков и САУ. Около 70% танков составляли

Т-34. Сколько Т-34 участвовало в этой битве?

Родина-мать зовёт!. Мамаев Курган 3D, фотоволгоград,

Мамаев курган

В период ВОВ Мамаев курган, возвышающийся над центральной частью города, служил важнейшим звеном в системе обороны Сталинградского фронта, потому что позволял тому, кто контролировал вершину кургана, контролировать не только город, но и Заволжье, а также переправы через Волгу. Высота 102 — так обозначали курган на военных топографических картах. Это место известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых сражений второй мировой войны.

На вершине Мамаева кургана возвышается главный монумент — скульптура «Родина-мать зовёт». Это женщина, устремившаяся вперёд, в правой руке сжимает меч, а левой призывает идти за собой. Общая высота скульптуры составляет 85 метров. Высота статуи Родины-матери — 52 метра. В правой руке она держит меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. На сооружение скульптуры ушло 5,5 тысяч тонн бетона и 2,5 тысячи тонн стали.

1. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами — даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Плотность огня здесь была колоссальной: на один квадратный метр земли приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. Вычислите количество пуль и осколков в среднем, если общая площадь мемориального комплекса составляет более 26 га.

2. Битва за Мамаев курган составила  из всех 200 дней Сталинградской битвы. Сколько дней длилась битва за Мамаев курган?

Бои за Мамаев курган продолжались 135 суток На Мамаев курган было сброшено столько снарядов, что после освобождения целых 2 года на нем не росла трава.

3. От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см. Авторы запроектировали, а строители выполнили, строго по заданному количеству, 200 ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести дней и ночей.

Какова высота Мамаева кургана?

Блокада Ленинграда

Но жизнь и борьба продолжались, несмотря ни на что. В условиях блокадного Ленинграда дети старались посещать школу. Конечно, обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

«К урокам готовлюсь по-новому, — писала осенью 1941 года в своем дневнике учительница истории 239-й школы Ксения Владимировна Ползикова. — Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома, значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».

Учиться в жестоких условиях блокадной зимы было подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. На переменках стояла непривычная тишина, дети перестали бегать и шуметь, их бледные и изможденные лица говорили о тяжелых переживаниях. Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941−1942 года, с уважением называли «зимовщиками».

У нас с вами, современных людей, первыми книжками в школе были Азбука и Букварь. А ведь осваивать азы чтения можно и по газетным заголовкам? И именно так многие наши прабабушки и прадедушки учились читать.

В ноябре 1941 года в Ленинграде начался голод. «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера, позволила частично обеспечить продовольствием жителей города и бойцов, обороняющих Ленинград. В условиях блокады ленинградцы старались не только выжить, но и помочь армии: заводы продолжали работать и выпускать военную продукцию и в таких невыносимо тяжелых условиях, например, «Кировский завод», находившийся почти на линии фронта, собирал и ремонтировал танки и другую бронетехнику в течение всей блокады.

Битва за Ленинград одна из самых долгих. Бомбежками, обстрелами, голодом враг пытался задушить город. На него обрушили 110 тыс. бомб, 150 тыс. снарядов.

1. В блокадном Ленинграде хлеб состоял на 75% из ржаной обойной муки, на 10% из пищевой целлюлозы, на 10% из жмыха, на 2% из обойной пыли, на 2% из выбойки из мешков. Постройте круговую диаграмму.

2. В блокадном Ленинграде в 1941 году выдавали хлеб рабочим по норме:

11 сентября – 500 грамм, 1 октября – 400 грамм, 13 ноября – 300 грамм,

20 ноября – 250 грамм. На сколько процентов уменьшилась норма выдачи хлеба рабочему за 2 месяца?

3. В блокадном Ленинграде рабочим выдавали в день 250 г хлеба; служащим, иждивенцам и детям до 12 лет - по 125 г, военной охране, пожарной команде, учащимся школ ФЗО, ремесленных училищ – по 300 г, солдатам войск первой линии – 500 г. В семье двое рабочих, дети10 лет и 14 лет. Чтобы прокормиться, они делили общий хлеб на всех и ели 3 раза в день. Сколько весила одна порция?

4. С 1 октября 1941 года в блокадном Ленинграде норма хлеба для служащих, иждивенцев и детей до 12 лет составляла 200 г в сутки. Ввиду продолжающейся фашистской блокады и истощения продовольственных запасов в осажденном городе к 20 ноября норма хлеба была снижена еще на 37,5%. Сколько граммов хлеба стал получать ребенок до 12 лет с 20 ноября 1941 года по продовольственной карточке?

5. Первая зима в осажденном Ленинграде была суровой. Вычислите, до какой отметки падал столбик термометра (какими были морозы): -11,9 + 20,4 - 40,5

6. Вычислите протяженность «Дороги жизни», если на карте этот отрезок равен 7 см, а карта выполнена в масштабе 1:500000?

Задачи на местном материале

1. Из села Поташка ушло на фронт 327 человек. Вернулось 180, погибли и пропали без вести -147, из них судьба 47 человек неизвестна. Сколько процентов людей вернулись в родное село?

2. Более 90 учителей Артинского района сражались на фронтах Великой Отечественной войны. 1/15 учителей ушли на фронт из Поташкинской школы. Сколько учителей Поташкинской школы ушли на фронт? Половина наших учителей, ушедших на фронт остались на полях войны. Сколько учителей вернулось в родное село?

Верзаков Павел Николаевич погиб 18 июля 1944 года.

Пастухов Николай Романович, учитель немецкого языка, пропал без вести в 1942 году

Шорин Георгий Иванович, учитель физики, похоронен 13 ноября 1943 года в городе Копейске Челябинской области

Киселев Александр Александрович, учитель математики, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу», прошел путь от Днепра до Берлина, 43 года учительского стажа.

Бессонов Никита Иванович, учитель географии, участник Сталинградской битвы. Был директором Поташкинской школы, умер в 1994 году

Козулин Василий Михайлович, учитель истории, награжден орденом Отечественной войны 2 степени за победу над Германией, 28 лет работал завучем Поташкинской школы. Умер в 2008 году.

3. В 1941 году из состава Свердловской областной комсомольской организации с авиадесантные части было оправлено 1982 человека, в батальон политбойцов на 188 меньше, в подразделения лыжников на 1218 человек больше, чем в авиадесантные части. Сколько человек было отправлено в батальон политбойцов и в подразделения лыжников?

4. Слабое утешение - медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» получили 155 тружеников села Поташка. Из них награждены 20,5% работников Нижнепоташкинского колхоза «Путиловец». Сколько рабочих колхоза «Путиловец» награждены этой наградой?

5. В конце 1941года производительность труда на Уралмаш заводе в городе Свердловске увеличилась в 2, 5 раза, что позволило выпустить 560 бронекорпусов. Сколько бронекорпусов выпускалось на Уралмаше до увеличения производительности труда?

За героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны 11635 воинов, были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди Героев есть такие, которые были трижды удостоены этого звания- генерал-полковник авиации Иван Никитович Кожедуб, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин, четырежды- маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. В нашем Артинском районе тоже есть свои Герои.

6. Сколько земляков в Артинском районе были удостоены звания Героя Советского Союза за героические подвиги в годы Великой Отечественной войны? Решите уравнение: -8+0,47 + 0,5х = - 40,3:10

Кустов Иван Ильич – Родился и призван в армию в с. Манчаж. Капитан, командир роты. После войны – подполковник. Коммунист. Награждён орденами Богдана Хмельницкого III степени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и несколькими медалями. Был дважды ранен.

Мякишев Иван Спиридонович – Родился в с. Свердловское. Младший лейтенант, командир стрелкового взвода. После войны – гвардии подполковник. Коммунист. Награждён двумя орденами Красной Звезды и многими медалями. Был ранен.

Хазипов Назип Хазипович – Окончил с отличием Азигуловскую среднюю школу. Гвардии лейтенант, командир танкового взвода. Коммунист. Награждён орденом Красной Звезды. Был ранен. Погиб смертью храбрых.

Черепанов Иван Иванович – Родился в д.Волокушино. Участник освобождения Западной Белоруссии в 1939, Финской войны и Великой Отечественной войны. Младший сержант. Командир пулемётного расчёта, командир взвода. Коммунист. Награждён пятью медалями. Несколько раз ранен.

Чухарев Вячеслав Фёдорович – Родился в д.Конево. Стрелок-радист, пулемётчик, командир орудия танка. К моменту получения звания Героя СССР (1945) – младший сержант. С 1950 г.– гвардии старшина запаса. Коммунист. Награждён 2-мя медалями.

Шаров Маркел Потапович – Родился и призван в армию в с. Сажино. Старший сержант. Помощник командира стрелкового взвода. Коммунист. Награждён 2-мя орденами Красной Звезды

Шутов Виктор Алексеевич – Артинец. Ушёл на фронт добровольцем в июле 1941 года. Рядовой стрелковой роты. Комсомолец. Дважды ранен. Погиб в бою.

7. Власова Татьяна Петровна родилась 4 января 1924г. Призвана в Советскую армию 26 июля 1942 года. Во сколько лет Власова Т.П. пошла на фронт?

8. Власова Т.П. ушла на фронт 26 июля1942 года, демобилизована 26 сентября 1945 года. Сколько дней провела Татьяна Петровна на войне?

WP_20191214_15_10_51_ProWP_20191214_15_09_35_Pro

Шпаргалка

Что означает цифра «6»? «6 Гигантских битв» ВОВ:

1.Битва под Москвой (30.09.41-20.04.42г.) развенчала легенду о «непобедимости» германской армии. На Москву наступали: более миллиона солдат,1700 танков, 14 тыс. орудий, 1000 самолётов. Авиация произвела 134 полёта на Москву, но пробиться к ней смогли немногие. Советские лётчики 24 раза применяли воздушный таран. И хоть натиск врага сдерживали всего 800тыс. солдат, 780 танков, 6800 пушек, 550 самолётов, фашисты потерпели поражение.

2.Битва за Ленинград (17.07.41- 09.08.44г.) одна из самых долгих. Бомбёжками, обстрелами, голодом враг пытался задушить город. На него обрушили 110 тыс. бомб, 150 тыс. снарядов, 900 долгих дней длилась блокада. Не хватало продовольствия, рабочие получали по 250 грамм хлеба в сутки, а не работающие – 125 грам. 641803 человек умерли от голода. Но, не смотря на все лишения, город выстоял.

3.Сталинградская битва (17.07.42-02.02.43г.) была самой ожесточённой. Она длилась 200дней. За это время в ее «мясорубке» были уничтожены: 1,5 миллионов фашистов, 3,5тысяч танков, множество другой технике врага; 900тыс. фашистских солдат и офицеров были взяты в плен. Сдались в плен 23 немецких генералов и фельдмаршал Паулс. Поражение под Сталинградом повергло в ужас, как немецкий народ, так и его армию.

4.Курская битва (05.07.43 – 23.08.43г.) явилась решающей в Великой Отечественной войне. Немцы хотели взять реванш за Сталинград. Они стянули к Курской дуге большие резервы: около миллиона солдат и множество техники. Но советские воины сорвали попытку врага повернуть историю вспять. Враг потерял под Курском: 500тыс. солдат, 1,5тыс. танков, 3тыс. орудий, 3,5 тыс. самолётов. Это была катастрофа для фашистской армии.

5.Битва за Кавказ (25.07.43 -09.10.43г.) сорвала планы врага по уничтожению советских войск на Кавказе, захват Богатейших хлебных районов страны, нефтяных источников и завершила разгром крупной группировки врага.

6.Битва за Днепр (август - декабрь 1943г.). В ходе сражения немецкие армии понесли тяжёлое поражение. Были захвачены плацдармы на Днепре. Рухнула последняя надежда гитлеровцев на срыв наступления Советской Армии.

Ответы

Общие сведения

1.27 000 000 2.198 900 3.4788;13294 4.336 5 .1/5 6. 8601,6 8. 72;30;18 9. 4 500 000 , 5 000 000, 500 000 10. 1500 11. 10,2 12. 1000 000 13. 5 220 000;2700; 4928;43368,75 14. 3 кг серы, 18,6 кг селитры , 2,4 кг угля 15. 51 16. 1.КВ-85,2.Т-34;135. 3. КВ-85 и ИС-2 4.18,5 17. 66;13 200 18. 13 000 000; 14 000 000 19. 8; 59; 208;25; 45; 15 градусов 20. 1418

Битва под Москвой

1. 337 500 2.1928 3.1 100 000;6 750;775;1000 4. 160;232 5. 15,3 6. 18 7. Тайфун

Сталинградская битва

1.90,5.2. 163,6 3.9 4. 1130 000 5. 102 6.40 000 7. 90 8. 14 9. 125 10. 2175; 25200 11. 74697

Курская битва

1. 49 2. 873 3. 8,1 4. 20 5. 600 6. 21,6 тыс. 7. 6 га 8. 6 9. 3,25 10. Успеют, на 2 минуты раньше 11. 480; 300 12. Рокоссовский 13. 64,64 14. 3,25 15. 9 16. 38 17. 2408

Мамаев курган

1. 325 000 000 2. 135 3. 102

Блокада Ленинграда

2. 50 3. 250 4. 125 5. -32 6. 35

Задачи на местном материале

1.55 2. 6;3 3. 1794, 3200 4. 32 5. 224 6. 7 7. 18 8. 1128

Заключение

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Десятилетия отделяют нас от суровых дней войны. Но народная память сохранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклонную веру людей в Победу.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Я родилась в счастливое, мирное время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих родственников. Время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом.

Мальчишки и девчонки 40-х годов были самыми обычными до тех пор, пока к ним в дом не постучалась война. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, потерь и горя военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее и выносливее.

Сейчас мы можем спокойно жить и учиться, мечтать о будущем.

Работая над проектом, я узнала много интересного из истории своей большой и малой Родины, а работа над задачами помогла мне окунуться в атмосферу прошлого времени и узнать довольно интересные факты.

В ходе работы над проектом я научилась планировать свою работу, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, анализировать полученные факты. Я пополнили запас знаний по Великой Отечественной войне и по краеведению. Только небольшая часть данных о подвигах и героизме нашего народа нашла своё отражение в сборнике задач.

Многие факты о войне меня потрясли. Мне хотелось историческую правду о войне донести до моих сверстников, и поэтому я провела на Дне рождения школы урок, на котором мои одноклассники решали мои задачи. Мне приятно, что составленные мной задачи, были высоко оценены моими одноклассниками. Решение задач военно-патриотического характера на уроке математики вызвало интерес у моих одноклассников и расширило их кругозор.

Результатом проекта стал «Сборник задач о войне «Об этом забывать нельзя». Я горжусь, что внесла свой вклад в празднование 75-летия Великой Победы.

Вывод

Эта работа заняла много времени, но она является познавательной и интересной, т.к. составление и решение задач, основанных на реальных событиях и датах, способствует углублению знаний о войне, воспитанию патриотических чувств, вызывает гордость за наших прадедов и прабабушек, за детей военного времени, которые работали наравне со взрослыми. Думаю, что мне удалось достичь всех поставленных целей проекта. Моя гипотеза подтвердилась.

 

Литература

1. Власова Т.П. Вспоминая войну необъявленную.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ-начало ХХI века. 9 класс: учебник для общеобр. организации- М.: Просвещение,2014.

3. Юрий Михайлович Красильников, Очерки истории Артинского района. ГУПСО-Красноуфимская типография, 2017

4. Т.М. Наумова, Л.А. Овчинникова. Урал в годы Великой Отечественной войны. Детский взгляд. Екатеринбург: ООО «Новый стандарт», 2015.

5. Рослова, Методический журнал для учителей математики «Математика», апрель, №4, 2018. - М:МЦНМО

Интернет-ресурсы:

-www.shkolniki.at/rfn/ru/

-www.wikipedia.org

-www.about-war.narod

-www.fontanka.ru/

Просмотров работы: 3905